Какое впечатление произвело на вас прослушанное стихотворение листок ответ кратко

Обновлено: 30.06.2024

Созданное в 1841 году, оно отразило душевные страдания М. Ю. Лермонтова, который после недолгого отпуска в Петербурге вынужден был вернуться в ссылку на Кавказ.

Стихотворение увидело свет после трагической гибели поэта в 1843 году.

Образ бездомного одинокого листа М. Ю. Лермонтов заимствовал из элегии французского поэта А. В. Арно.

2. Литературное направление

Литературное направление — романтизм.

Эпоха романтизма находит отражение в творчестве великого поэта. В стихотворении звучит мотив одиночества и тоски. Однако за символическим образом дубового листка читатель отчетливо видит судьбу несчастного человека, вынужденного покинуть родные края.

Стихотворение имеет романтическую окраску, но вполне реалистическое содержание.

3. Род

4. Жанр

Однако Поэт расширяет границы жанра. Его элегия — это не страдания от безответной любви, это чувство одиночества и бесприютности человека в мире людей.

5. Проблематика

Основная проблема стихотворения — чувство одиночества, невозможности изменить свою судьбу.

6. Тематика

7. Идея

Текст стихотворения содержит идею о том, что одиночество и бесприютность делает человека несчастным. За символическими образами листа и чинары скрываются человеческие судьбы.

8. Пафос

Гонимый ветром листок безуспешно ищет сочувствия и понимания. Переживания символического образа передают душевное состояние самого поэта.

9. Система образов

Основные образы произведения противопоставлены друг другу. Ими являются дубовый листок и чинара. Страдания бездомного потрепанного ветром листа становятся понятнее на фоне солнечного мира зеленой чинары.

Читатель встречается с эпизодическими персонажами, которые дополняют образный ряд стихотворения. В первых строках возникает образ жестокой бури, заставившей дубовый листок скитаться по свету. Изнеженную чинару окружают ласковый ветер и райские птицы.

10. Центральные персонажи

Основную роль в раскрытии идейного содержания стихотворения играют два образа.

11. Лирический герой

Стихотворение автобиографично. Автор отождествляет себя с лирическим героем. Рассказывая историю жизни дубового листка, лирический герой повествует о собственных чувствах, переживаниях и проблемах.

Судьба М. Ю. Лермонтова находит отражение в судьбе беспомощного листка. Поэт, насильственно лишенный родного дома, друзей и родных, был сослан в ссылку. Он чувствует себя таким же одиноким, как и главный герой стихотворения.

12. Сюжет

Сюжетная линия стихотворения связана с основными персонажами.

Вначале читатель знакомится с дубовым листком, который не может противостоять жестокой буре. Он скитается по свету, ищет приюта, терпит лишения.

Открытый финал повествования передает чувство обреченности дубового листка. Последние слова произносит чинара, которая не желает нарушать свой уютный мир. Дубовый листок остается одиноким как прежде.

13. Композиция

Композиция — линейная. Сюжетная линия развивается последовательно, события происходят в хронологическом порядке. Повествование ведется от лица лирического героя.

14. Художественное своеобразие произведения

Необычен синтаксический ряд стихотворения. Бессоюзные предложения описывают страдания дубового листка в первых строках произведения. Восклицательные помогают почувствовать негодование чинары. Диалог делает образы героев понятнее и реалистичнее.

Неповторимую своеобразность придает стихотворению трехсложный размер стиха (пятистопный амфибрахий). Разные виды рифмовки (попарная и перекрестная) соответствуют смене интонации и настроения при описании героев произведения. Использование женской рифмы делает произведение напевным и мелодичным.

15. Размер, рифма, строфика

Неповторимую своеобразность придает стихотворению трехсложный размер стиха (пятистопный амфибрахий).

Разные виды рифмовки (попарная и перекрестная) соответствуют смене интонации и настроения при описании героев произведения.

Использование женской рифмы делает произведение напевным и мелодичным.

16. Средства художественной выразительности

Небольшое по объему стихотворение имеет глубокий смысл. Понять мысли и чувства автора помогают многочисленные тропы.

Стихотворение представляет собой аллегорию. Под образами листка и чинары скрываются человеческие судьбы.

17. Значение произведения

Стихотворение М. Ю. Лермонтова заставляет читателя не только проникнуться жалостью к судьбе несчастного дубового листка, но и задуматься над общечеловеческими проблемами одиночества, эгоизма, жестокости. Читатель понимает, что человек не может быть счастлив вдали от родины и близких людей.

18. Актуальность

Одиночество — противоестественное состояние человека. Поэтому стихотворение не утратило своей актуальности и в наши дни. В современном обществе люди перестают общаться с другом, теряют связь с родными, с отчим домом и становятся такими же бесприютными, как дубовый листок из стихотворения М. Ю. Лермонтова.

19. Мое отношение

Стихотворение М. Ю. Лермонтова пробудило во мне желание делать добро окружающим. Захотелось вмешаться в повествование, окружить вниманием и заботой всеми забытый дубовый листок.

20. Чему учит

Элегия М. Ю. Лермонтова делает нас добрее и милосерднее. Нельзя уподобляться равнодушной самовлюбленной чинаре, которая гордится молодостью и красотой. Пройдет время, и изумрудные листья поблекнут. От нее отвернется ласковый ветер, улетят райские птицы, и чинара останется одна. Ведь она не дарит добро окружающим, а значит, не получит его обратно.

Это грустное стихотворение об одиночестве, неприкаянности, враждебности окружающей среды. Читая его, испытываешь сочувствие к бедному дубовому листку, сорванному с дерева бурей. Ветер гонит его по свету. Листок засох и побурел в этих скитаниях. Нигде он не находит ни приюта, ни понимания. Оказавшись на побережье Черного моря, листок видит прекрасную чинару и просит приютить его на время. Но встречает холодный и высокомерный отказ. Увядший странник не сочетается с ее свежими зелеными листьями, а его знания, накопленные за долгие странствия, не интересны надменной чинаре.

Судьба одинокого листка-скитальца похожа на судьбу самого Лермонтова, сосланного на Кавказ.

Стихотворение производит впечатление грусти и печали, оттого, что листок утратил свою родину, а там, куда его занесла судьба, он одинок и никому не нужен. Оно заставляет задуматься о том, что не всегда стоит искать счастья где-то далеко: нам может быть там очень одиноко, а дома остались те, кто нас ценил. Образ же чинары вызывает мысли о людях, живущих благополучной жизнью. Их не интересуют злоключения таких "бродяг", как листок, ведь они прекрасны, им светит солнце и они не хотят думать ни о чем, что им не нравится.


История листка-странника трагична. Он оторвался от ветки родимой, засох, увял от холода, зноя и горя. Гонимый листок докатился до Чёрного моря, где встретил молодую красивую чинару, с ней шепчется ветер, на ветвях качаются райские птицы. Листок-странник молит приюта, но чинара отвергает его, обрекая на гибель.

Это рассказ и о листке, и о людях — о лермонтовском поколении, которые “созрели до срока”.

Эпитеты, которые помогают сделать стихотворение таким грустным: жестокою бурей гонимый, тоскою глубокой, бедный листочек, отчизне суровой, пылен и жёлт.

Олицетворения листка, чинары, ветра (С ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская), солнца (Я солнцем любима) тоже помогают передать печаль и трагизм судьбы листка.

Образ чинары в стихотворении: цветущая, красивая, молодая, довольная собою и жизнью. Образ листка-странника: одинокого, ненужного, увядшего, который оторвался от родимой ветки. Листок олицетворяет самого поэта и его переживания. Он скитается и не может найти приюта, удовлетворения, покоя, как и все лермонтовского поколение.

3. Как вы думаете, есть ли будущее у листка? Подтвердите это строчками самого стихотворения. Как вы это объясните?

4. Итак, в стихотворении два характера, две судьбы, два состояния, два настроения. Кому сочувствуете вы и почему?

Я сочувствую листку-страннику. Он рано оторвался от ветки, много претерпел бед, и даже цветущая чинара его отвергла.

Фонохрестоматия

2. Совпадает ли ваше отношение к красоте любимицы солнца чинары с отношением актёра? Почему?

Не совсем. Чинара, хоть и красива, но она вызывает не восхищение, а негативные чувства. Она отвергает листок, который одинок и просит о помощи.

3. Какое впечатление произвело на вас прослушанное стихотворение? К кому из персонажей вы прониклись сочувствием? Почему?

Прослушанное стихотворение заставило меня задуматься о сложной судьбе многих людей, которые вынуждены рано повзрослеть и столкнуться с разными неприятностями в жизни. Я прониклась сочувствием к листку-страннику. Он не виноват, что на его долю выпало так много испытаний, он ищет приют и поддержку, но не получает их.

4. Очень кратко в одном четверостишии описана судьба листка, но читатель и слушатель проникаются сочувствием к нему. Какие невзгоды, удары судьбы он испытал?

Листок оторвался от ветки родимой, в степь укатился, жестокою бурей гонимый, засох и увял он от холода, зноя и горя, докатился до Чёрного моря.

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Михаил Лермонтов (6 класс, Коровина, 1 часть, стр. 149-151, 154-155, 157-160)

Заказ сочинений

Проверьте себя

1. Какие учителя были приглашены бабушкой для обучения будущего поэта?

Для обучения внука бабушка пригласила многих учителей (гувернёра-француза, бонну-немку, позже — англичанина), проходивших с Лермонтовым курсы греческого, французского и немецкого языков. Уже в Москве с Лермонтовым занималась Зиновьева, Солоницкий, Мерзляков.

2. Кто из писателей интересовал юного М. Ю. Лермонтова?

Ломоносов, Державин, Дмитриев, Озеров, Батюшков, Крылов, Жуковский, Козлов и Пушкин.

3. Какие предметы изучал поэт в пансионе?

Разные языки, искусство, нравственные, математические и словесные науки.

Размышляем о прочитанном

Лермонтов увидел сходство между мчащимися тучами и своим изгнанием: и тучи, и поэт покидали милый север и устремлялись в чужую южную сторону.

2. Какие различия есть в судьбе поэта и тучек?

Различий намного больше. Даже в том, что тучки свободные, а поэт не может себе позволить такого, чего бы он хотел. У них нет родины, а у него есть.

3. О каких настроениях поэта мы можем догадаться по второй и третьей строфам стихотворения?

Эти строки проникнуты терзаниями поэта. Это такие чувства, которые не подвластны тучкам.

4. Как эпитеты помогают определить отношение к северу, где находится родина и откуда должен уехать поэт, и к югу, куда его ссылают?

Милый север и сторона южная. Употребление таких эпитетов указывает на истинную любовь Лермонтова к родине и отдаленность к югу.

Фонохрестоматия

1. Перечитайте стихотворение и ещё раз прослушайте и проследите, как меняется характер отношения лирического героя к тучам:

— в какой части стихотворения он мысленно сближает, объединяет себя с ними? Почему? В первой части, потому что она стал таким же изгнанником, как и они.

— в какой части это единение оказывается под вопросом, под сомнением? Во второй.

2. Как передаёт эту динамику, развитие чувств автора актриса?

Актриса передает эти чувства с помощью изменения тембра голоса, пауз, ритмики чтения.

3. Выучите стихотворение наизусть, подготовьте его выразительное чтение.

Размышляем о прочитанном

Потому что сюжет имеет схожесть с восточными сказаниями. Этот жанр подтверждает восточная колоритная лексика. Например: песочные степи, аравийская земля, пальмы, сыпучие пески, пустыня, ковры, вьюки, верблюд, походные шатры, смуглые руки, чёрные глаза, араб, фарис, караван, Пророк.

2. Как вы думаете, почему погибли три пальмы? Чем были они недовольны? На кого роптали?

Я думаю, что они погибли потому, что роптали на Бога. Они были недовольны своим предназначением, что никто не видит их красоты.

3. Как вели себя люди из пришедшего каравана? Чем заканчивается сказание? Что хотел сказать поэт своим произведением?

Люди порубили пальмы, чтобы использовать их древесину для разжигания костра. Сказание заканчивается тем, что снова наступила тишина и покой, даже шуршанья листьев не слышно. Поэт хотел показать, как важно ценить свое предназначение. А также этот сюжет о бережнои отношении к природе.

Фонохрестоматия

1. Какое впечатление произвело на вас чтение актёром баллады Михаила Юрьевича Лермонтова?

Стихотворение мне очень понравилось. Оно передает внутреннее состояние Лермонтова на тот момент. Остро поднята тема одиночества.

Какие чувства переживали вы, слушая это лиро-эпическое произведение?

Я переживал за судьбу пальм. Когда я прослушал запись, то испытал такие чувства, как грусть, печаль.

2. Проследите, как меняется интонационный строй речи, эмоциональная окраска голоса актёра, когда он читает:

— описание оазиса в аравийской пустыне (I строфа);

— ропот пальм (II строфа);

— описание движущегося каравана (III строфа);

— гарцевание арабского всадника (V строфа);

— встречу гостей в оазисе (VI строфа);

— жестокую сцену гибели пальм (VII строфа);

— картину безжизненного пространства там, где ещё недавно красовались пальмы и журчал ручей (IX строфа).

В первой строфе интонация спокойная. Вторая строфа продолжает повествование. Ропот пальм актер передает протяжным голосом, чтобы выразить их мольбу. Третья строфа начинается с шепота, так как это звуки песка, а затем тембр понижается, а голос актера становится грубее. Пик тембра и интонации приходится на пятую строфу. Шестая строфа наполнена тревогой. Гибель пальм в седьмой строфе актер выразил волнением в голосе. Девятую строфу автор читает наиболее выразительно, выделяя каждое слово интонацией.

3. Поработайте над выразительным чтением каждой смысловой части баллады. Постарайтесь добиться, чтобы в чтении с определённостью звучало ваше личное отношение к событиям каждого эпизода баллады. Затем выразительно прочитайте всё стихотворение.

Размышляем о прочитанном

1. Какова история листка-странника? О чём этот рассказ — о листке, о людях, о поколении? Какие эпитеты, олицетворения помогают сделать стихотворение таким грустным?

Я думаю, что это стихотворение имеет скрытый смысл. Через образ листка Лермонтов показывает не только свою судьбу, но и судьбу всего своего поколения.

Стихотворение наполнено эпитетами и олицетворениями, которые создают такое грустное настроение. Например: эпитеты (жестокою, гонимый, тоскою глубокой, бедный, суровой, пылен, жёлт, холодное) и олицетворения (прижался, молит, до срока созрел, ношуся один).

С помощью глаголов листок принимает образ гонимого странника, а чинара отвергает листок. Она показалась мне эгоистичной, не принимающей его слова в серьез.

Да, я считаю, что поэт выразил свои переживания через образ листка. Он также не мог себя найти, его гнали отовсюду, отправили в разные ссылки.

Я понимаю выражение “до срока созревший” - умен и опытен не по годам.

3. Как вы думаете, есть ли будущее у листка? Подтвердите это строчками самого стихотворения. Как вы это объясните?

Я думаю, что листок понимает, что будущего нет и просит приюта у чинары, но и она прогоняет его. После чего он говорит такие строки:

“Один и без цели по свету ношуся давно я,

Засох я без тени, увял я без сна и покоя.”

Это значит лишь одно - листок признал свое поражение в этой битве с судьбой.

4. Итак, в стихотворении два характера, две судьбы, два состояния, два настроения. Кому сочувствуете вы и почему?

Я сочувствую листку. Он ищет не только свое пристанище, но и самого себя. Ему нужно было найти лишь на время приют, но гордая чинара отказала. Тем самым, обрекла его на верную смерть.

Фонохрестоматия

Актер мастерски меняет интонацию голоса, тембр, делает паузы и логические ударения.

2. Совпадает ли ваше отношение к красоте любимицы солнца чинары с отношением актёра? Почему?

Не совпадает, потому что и листок, и чинара - растения. Нельзя превозносить себя только по внешнему виду. Нужно показать свою человечность, а чинара этого сделать не смогла.

3. Какое впечатление произвело на вас прослушанное стихотворение? К кому из персонажей вы прониклись сочувствием? Почему?

Стихотворение лиричное. Мне понравилось. После прослушанного, я еще больше стал жалеть листок, что вот так порой судьба зависит от решения других.

4. Очень кратко в одном четверостишии описана судьба листка, но читатель и слушатель проникаются сочувствием к нему. Какие невзгоды, удары судьбы он испытал?

У него не было цели в жизни, сна и покоя.

Я считаю, что первую строфу нужно прочитать спокойным голосом, слегка нараспев. Вторая строфа, а это описание чинары, должна быть прочитана повышенным тембром, с нотками радости. Так как чинара - любимица солнца, нужно показать соответствующее отношение к ней. Третья и четвертая строфа - обращение листка. Здесь нужно показать всю гамму чувств: грусть, разочарование, мольба о помощи. Чтение должно быть распевным, полушепотом с интонационным выделением каждого слова. Пятая и шестая - ответ чинары. Это и есть финал и решение судьбы листка. Эти строки нужно читать ритмично, с паузами и ударением.

Размышляем о прочитанном

Утес-великан занял бы большую часть рисунка, а золотая тучка была бы маленькой и яркой.

2. Выучите это небольшое стихотворение наизусть. Выразительным чтением передайте заложенный в стихотворение мотив одиночества и печали.

3. Какой бы вы сделали рисунок к этому стихотворению? Расскажите об этом.

Я бы взяла ватман для этого рисунка. Нарисовала бы пустыню, а посередине огромный утес. А сверху него было бы золотая тучка.

Литература и другие виды искусства

Как вы думаете, почему композиторы так часто обращались к лермонтовскому стихотворению? Почему именно музыкой они пытались раскрыть глубину чувств и мыслей этого произведения?

Как стихотворения, так и картины могут восприниматься людьми по-разному. А вот музыка способна передать настроение более точно.

Фонохрестоматия

1. Как вы знаете, поэзия часто наделяет образы природы характерными чертами людей. Что вы можете сказать о характерах тучки и утёса?

В этом стихотворении, как и в многих других Лермонтов поднимает тему одиночества. Тучка ночевала, а утром ушла дальше “весело играя”, а утес остался один в большой пустыне.

2. Прочитайте первое четверостишие (строфу) так, чтобы была понятна ваша характеристика тучи. Совпадает ли она с характеристикой, данной в чтении актрисы? Если нет, то в чём различие?

Мое прочтение не совпало с чтением актрисы. Так получилось потому, что она прочитала эти строки повышенной интонацией с нотками радости.

Я думаю для того, чтобы добавить драматизм в эту ситуацию.

4. Прочитайте стихотворение вслух, постарайтесь выразить светлое, радостное настроение, которым окрашена первая строфа, безысходное горе одиночества, переданное поэтом во второй строфе.

Совершенствуйте свою речь

2. Какие художественные средства помогают выразить страдание и сочувствие, осуждение? Расскажите об этом на примере одного из прочитанных стихотворений Лермонтова.

Для того, чтобы выразить различные чувства Лермонтов использует эпитеты и метафоры. Например в стихотворении “Утес”: эпитет “влажный след” и метафора “утес плачет”.

Читайте также: