Анализ программ от рождения до школы и вдохновение
Обновлено: 02.07.2024
Оценить 6810 0
Анализ и сравнение программ дошкольного образования «От рождения до школы и Детство"
Подготовила студентка группы ДО-3А:
- В Программе на первый план выдвинута развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.
- Программа поострена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.
- Ведущий тип деятельности – игра.
- Развитие – важнейший результат успешности воспитания и образования детей.
- Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки
духовно-нравственного и эмоционального воспитания.
- Образование – процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд) .
- Программа соответствует всем принципам построения ООП в соответствии с ФГТ.
- Ведущие цели Программы:
* Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.
* Формирование основ базовой культуры личности.
* Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
* Подготовка к жизни в современности обществе, к обучению в школе.
* Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
- Возрастная категория: от рождения до 7 лет.
- Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение макро- и микросреды и их составляющих.
- Тематический принцип построения образовательного процесса.
Организация жизни и воспитания детей.
Содержательная часть по возрастным группам: возрастные особенности, организация жизни детей, содержание психолого-педагогической работы.
Итоговые результаты освоения программы.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
Работа с родителями.
Рекомендации по составлению перечня пособий.
В конце Программы представлен широчайший список пособий, допустимых в использовании при работе в ДОУ. Педагоги могут самостоятельно выбрать необходимые для работы пособия.
взаимодействие взрослых с детьми. Отводится место для самостоятельной деятельности детей. Занятия, как форма обучения, не используется, предлагаются для работы игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности.
Так же программа позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику ДОУ, что так же делает ее заманчивой в плане основы для составления индивидуальной ООП ДОУ. А достаточно широкий список методических пособий, рекомендаций еще больше облегчают эту задачу.
- В Программе впервые практически реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения.
* укрепление физического и психического здоровья, формирование основ безопасного поведения, КГН;
* развитие у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;
* развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи;
* обогатить опыт самостоятельной деятельности, пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение.
- Программа соответствует всем восьми принципам построения Программы, утвержденным в ФГТ.
- Программа охватывает возраст от 3 до 7 лет.
Содержание педагогической деятельности воспитателя по освоению детьми образовательных областей: четвертый год жизни, пятый год жизни, шестой год жизни, седьмой год жизни (внутри каждого возраста отражены особенности возраста и организации жизни детей, задачи воспитания и развития и содержание по каждой из десяти образовательных областей) .
Дополнительная часть (региональный компонент) .
*ребенок знакомится с малой Родиной;
*ребенок познает родную страну и мир;
*ребенок в поликультурной и полиэтнической семье;
*ребенок изучает английский язык.
Самопознание ребенка активно лоббируется. Программа предлагает насыщенное образовательное содержание. Содержательные связи между разделами позволяют интегрировать образовательное содержание в психолого-педагогической работе.
Планирование по данной программе отличается гибкостью, в самой Программе нет условных схем, таблиц и пр., что дает простор для креативности педагогов.
Сравнительный анализ примерных образовательных программ, переработанных (или специально написанных) в соответствии с ФГТ: "От рождения до школы", "Истоки", "Детство" и "Успех". Описаны концептуальные основы указанных программ, их структура, методическое обеспечение.
Вложение | Размер |
---|---|
sravnitelnaya_tablica.docx | 35.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Название примерной общеобразовательной программы
Целевые установки или Концептуальные основы программы
Приложения, методические материалы к программе
- В Программе на первый план выдвинута развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.
- Программа поострена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.
- Ведущий тип деятельности – игра.
- Развитие – важнейший результат успешности воспитания и образования детей.
- Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки
духовно-нравственного и эмоционального воспитания.
- Образование – процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
- Программа соответствует всем принципам построения ООП в соответствии с ФГТ.
- Ведущие цели Программы :
* Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.
* Формирование основ базовой культуры личности.
* Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
* Подготовка к жизни в современности обществе, к обучению в школе.
* Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
- Возрастная категория: от рождения до 7 лет.
- Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение макро- и микросреды и их составляющих.
- Тематический принцип построения образовательного процесса.
- Пояснительная записка.
- Организация жизни и воспитания детей.
- Содержательная часть по возрастным группам: возрастные особенности, организация жизни детей, содержание психолого-педагогической работы.
- Итоговые результаты освоения программы.
- Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
- Работа с родителями.
- Коррекционная работа.
- Рекомендации по составлению перечня пособий.
взаимодействие взрослых с детьми. Отводится место для самостоятельной деятельности детей. Занятия, как форма обучения, не используется, предлагаются для работы игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Так же программа позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику ДОУ, что так же делает ее заманчивой в плане основы для составления индивидуальной ООП ДОУ. А достаточно широкий список методических пособий, рекомендаций еще больше облегчают эту задачу.
- Цель программы : разностороннее развитие ребенка; формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; обеспечение для всех детей равного старта развития; сохранение и укрепление их здоровья.
- Программа отражает базисное образование детей от рождения до 7 лет и обеспечивает полноценное всестороннее развитие ребенка.
- В основе Программы концепция психологического возраста (четыре психологических возраста – младенчество, ранний возраст, младший дошкольный и старший дошкольный возраст) : каждый возраст включает в себя особые отношения детей со взрослым, виды деятельности, в т.ч. и ведущий тип деятельности, а так же психологические достижения ребенка.
- Задачи психолого-педагогической работы заданы по семи группам, а содержание по четырем психологическим возрастам, что делает педагогический процесс гибким.
- В основе программы лежит деятельностный подход: деятельность развивается и меняется от возраста к возрасту.
- младший дошкольный возраст;
- старший дошкольный возраст.
-организация жизни детей;
- психолог в дошкольном учреждении;
- сотрудничество воспитателя с семьей;
- развивающая предметно-пространственная среда детства.
- Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного
образования: - мониторинг промежуточных результатов освоения ООП ДО; - мониторинг итоговых результатов освоения детьми ООП ДО. - Приложения 1 – 3.
В основе программы лежит деятельностный подход, в каждом возрасте выделяется свой ведущий тип деятельности: младенчество – общение, ранний возраст – предметная деятельность, дошкольный возраст – игра. В программе почти не сказано об интеграции между образовательными областями.
- В Программе впервые практически реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения.
* укрепление физического и психического здоровья, формирование основ безопасного поведения, КГН;
* развитие у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;
* развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи;
* обогатить опыт самостоятельной деятельности, пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение.
- Программа соответствует всем восьми принципам построения Программы, утвержденным в ФГТ.
- Программа охватывает возраст от 3 до 7 лет.
*ребенок знакомится с малой Родиной;
*ребенок познает родную страну и мир;
*ребенок в поликультурной и полиэтнической семье;
*ребенок изучает английский язык.
У спешность маленьких россиян – это результат освоения ООП дошкольного образования по направлениям:
С оциально-личностное развитие
П ознавательно-речевое развитие
Е динство физического развития и воспитания культуры здоровья
Х удожественно-эстетическое развитие.
- Программа ориентирована на детей 3-7 лет и обеспечивает достижение детьми физической и психологической готовности к школе.
- Программа соответствует всем принципам построения ООП в соответствии с ФГТ.
- Принципиальным отличием Программы от большинства программ является исключение из образовательного процесса детей 3-6 лет учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Формирование предпосылок учебной деятельности является одним из главных итоговых результатов освоения Программы.
- Адекватными возрасту формами работы с детьми являются экспериментирование, проектирование, коллекционирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций и др.
- Главный тип деятельности – игра. Это и служит основным критерием выбора форм образовательной работы. Так же самостоятельными, самоценными и универсальными видами детской деятельности являются чтение (восприятие) художественной литературы, общение, продуктивная, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская и конструктивная деятельность, труд.
В приложении даны следующие материалы:
- Антропометрические показатели физического развития и здоровья детей.
- Возрастно-половые нормативы физиометрических показателей.
- Средние возрастно-половые значения показателей развития физических
качеств детей 4—7 лет.
- Возрастные нормативы двигательной активности детей за полный день пребывания в детском саду.
- Критерии частой (острой) заболеваемости детей по количеству заболеваний органов дыхания за год.
- Оценка уровня биологической зрелости по срокам прорезывания постоянных зубов.
- Оценка функционального состояния ЦНС.
- Примерная циклограмма образовательной деятельности.
На данный момент библиотека программы активно наполняется методическими пособиями, демонстрационным материалом, мониторингом и пр.
Достаточно новая программа, направленная на детей 3 – 7 лет (исключаются дети раннего возраста). Ее отличительными чертами являются событийный принцип построения образовательного процесса, деятельностный подход и полное исключение учебной деятельности у детей 3-6 лет. В программе достаточно подробно рассмотрен процесс интеграции между различными образовательными областями.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
АНАЛИЗ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СООТВЕТСТВИЕ ФГОС ДО
ЛПИ - филиал СФУ
Анализ программ дошкольного образования на соответствие ФГОС ДО
От рождения до школы
обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
целостное и разностороннее развитие детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, их личностное, социальное,
эмоциональное, когнитивное и физическое развитие с учетом индивидуальных
возможностей и ограничений в условиях новой социокультурной ситуации развития детства, соответствующее требованиям современного общества и государства к качеству дошкольного образования
Проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно
-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку
индивидуальности детей через общение, игру, познавательно
исследовательскую деятельность и другие формы активности
средствами вальдорфской педагогики
создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности,
социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение,
деятельность и отношение ребенка к миру
создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника
Исчерпывающе полное раскрытие психического и интеллектуального потенциала, индивидуальности каждого ребенка, обеспечение его эмоционального благополучия, всестороннего развития и полноценного воспитания на всех этапах проживания дошкольного детства – с учетом образовательных запросов, потребностей, особенностей, ресурсов и возможностей сегодняшнего дня, в интересах ребенка, его семьи, общества, государства.
● охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);
● сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
● формирование общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
● обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
● формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
● обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
● обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
● определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).
-создание условий для Максимально возможной интеграции
Содержания образования в различных областях развития, предусмотренных
-включение содержания образования
в контекст повседневного уклада
жизни группы, использование образовательного
-формирование социальной и предметной среды, способствующей
усвоению нравственных ценностей и норм межличностной коммуникации
посредством качественного взаимодействия и общения детей между собой, а также детей и взрослых;
детских разновозрастных групп;
-развитие в условиях детского сада свободной спонтанной детской игры;
-осознанное партнерство с семьями воспитанников
— охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе
их эмоционального благополучия;
— обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого
ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том
числе ограниченных возможностей здоровья);
— обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования,
реализуемых в рамках образовательных
программ дошкольного и начального общего
— создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития
способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с
самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
— объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно
-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
— формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной
— обеспечение вариативности и разнообразия содержания
организационных форм дошкольного образования, возможности формирования
программ различной направленности с учетом образовательных потребностей и
социокультурной среды, соответствующей возрастным,
и физиологическим особенностям детей;
— обеспечение психолого -педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей.
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
1. Формирование личностных качеств ребенка на основе передачи ему духовно-нравственного и социокультурного опыта семьи и общества, взаимодействия со взрослыми, другими детьми, природой, миром.
2. Целенаправленное укрепление физического и психического здоровья ребенка; формирование у него устойчивых позитивных представлений о ценностях, связанных со здоровым образом жизни.
3. Формирование общей культуры ребенка на основе его приобщения к общечеловеческим ценностям, искусству, эстетической стороне жизни.
4. Формирование у ребенка устойчивой позитивной мотивации к различным видам детской деятельности на основе пробуждения интереса к объектам этой деятельности и к деятельности как процессу.
5.Формирование творческой активности – на основе амплификации (обогащения) детского развития.
8.Осуществление необходимой профилактики и коррекции психологического развития дошкольников с использованием нейропсихологических методов.
9.Адекватное удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья – на основе корректного подхода к созданию специальных условий для их образовательной деятельности.
10. Обеспечение каждому ребенку (с учетом его индивидуальных особенностей и склонностей) возможности самоутверждения, повышения самооценки в процессе формирования Я-концепции. 11.Обеспечение ребенку возможностей многогранного выбора: в игре, познавательной, исследовательской и другой деятельности, на протяжении режимных моментов, в свободном времяпрепровождении; поддержка инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности.
12. Достижение необходимой степени преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
13. Создание необходимых и достаточных условий для реализации оптимального варианта взаимодействия субъектов образовательных отношений – взаимодействия, в котором должны быть обеспечены интересы ребенка, педагога, родителей.
Анализ задач программ в соответствии с ФГОС ДО показал, что с ФГОС совпадает большинство задач проанализированных программ, которые направлены на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия), формирование общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических качеств, обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ, формирование социокультурной среды, обеспечение равных возможностей, обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
● поддержки разнообразия детства;
● сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
● полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
● создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
● содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
● приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
● формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;
● учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
• Принцип содействия и сотрудничества
• Принцип обогащения (амплификации) развития через поддержку детской инициативы и интересов
• Принцип позитивной эмоциональной атмосферы и эмоционального благополучия
• Принцип адекватности уровню развития ( работа в зоне ближайшего развития)
• Принцип личного примера (обучение на модели собственного поведения)
• Принцип поддержки игры во всех ее видах и формах
• Принцип поддержки исследовательской активности ребенка
• Принцип поддержки двигательной активности
• Принцип интеграции различных видов детской активности в педагогической работе
воспитание и обучение посредством подражания и примера
дневной, недельный и годовой ритм.
Опора на опытное переживание ребенком мира и самого себя
Художественно-эстетический общий фон
Требования к качеству предметно -развивающей среды
Принцип разновозрастного состава группы
Сотрудничество с семьями детей
Интеграция элементов традиционной
1. Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства
(младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение
2. Принцип построения образовательной деятельности на основе
индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
3. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений
4. Принцип поддержки
инициативы детей в различных видах деятельности
5. Принцип сотрудничества
6. Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства
7. Принцип формирования познавательных интересов и познавательных
действий ребенка в различных видах деятельности
8. Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия
условий, требований, методов возрасту
и особенностям развития)
9. Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей.
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• принципы научной обоснованности и практической применимости
• принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• принцип построения образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
• принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
4.принципы добровольности и альтернативности действий ребенка.
5.принцип продуктивной деятельности Образовательного сообщества.
6. Стандарт: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и 6.принцип развития социокультурной креативности.
7. принцип свободного образовательного проектирования.
9. принцип приоритета национальной толерантности.
Анализ принципов образовательных программ в соответствии с ФГОС ДО показал, что совпадение выбранных программ говорит о том, что авторы образовательных программ придерживались принципов стандарта, но и несмотря на это имеют свои какие-либо уникальные принципы.
Таким образом, все представленные программы в целом соответствуют ФГОС ДО.
/Под ред. Л. А. Парамоновой. - М.: Карапуз, 1997. - 288 с
Цель программы: создание воспитательно-образовательных, коррекционно-развивающих и здоровьеформирующих условий в ДОУ, способствующих полноценному развитию и социализации дошкольника, обеспечивающих равные стартовые возможности и успешный переход ребенка к обучению в общеобразовательных учреждениях.
За основу взята идея самоценности дошкольного периода детства. Педагогический процесс строится на двух взаимосвязанных направлениях - забота о полноценном детстве и подготовка ребенка к будущей жизни.
Основные задачи программы:
создание благоприятных условий для самовыражения;
максимальная реализация потенциальных возможностей каждого ребёнка.
Содержание программы реализует принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования. Авторы стремились к тому, чтобы ребенок с детства приобщался к истокам народной культуры своей страны. В программе уделяется большое внимание произведениям устного народного творчества, народным хороводным играм, народной музыке и танцам, декоративно-прикладному искусству России. Одновременно программа предполагает воспитание уважения к другим народам.
Основу программы составляют концепция психологического возраста как этапа развития ребенка, имеющего свою структуру и динамику, а также научное положение А.В. Запорожца об амплификации (обогащении) детского развития, взаимосвязи всех его сторон.
Цель программы: разностороннее развитие ребенка; формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; обеспечение для всех детей равного старта развития; сохранение и укрепление их здоровья.
Программа состоит из двух частей.
Первая часть включает в себя пояснительную записку, а также разделы, изложенные по возрастным подпериодам дошкольного детства (3-4, 4-5, 5-6 и 6-7 лет) в целях оптимизации построения образовательного процесса:
В Пояснительной записке раскрываются основные концептуальные положения Программы, в том числе основные задачи психолого-педагогической работы по реализации каждой области Программы и возможности ее интегрирования с другими областями. Решение задач психолого-педагогической работы по развитию личностной сферы (личностных качеств) детей является приоритетным и осуществляется параллельно с решением основных задач, отражающих специфику областей Программы.
Программа разграничена на 3 части и охватывает 3 возрастных периода развития ребёнка: младший, средний, старший дошкольный возраст.
В каждом периоде программы даётся характеристика возрастных особенностей психического, физического развития детей, определены задачи воспитания и развития детей конкретного возраста и предусмотрены формирование представлений, навыков, умений и отношений в процессе обучения и их развития в повседневной жизни. В конце каждого раздела программы отмечены уровни освоения программы детьми.
В программе представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять сетку занятий, содержание, способ организации и место в режиме дня.
В программе выделены следующие возрастные этапы: раннее детство - младенчество (до одного года); ранний возраст (от одного года до трех лет); дошкольное детство; младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет) и старший (от пяти до семи лет). Такая возрастная периодизация, по мнению авторов, позволяет видеть как наиболее общие тенденции, так и индивидуальную перспективу развития каждого ребенка. Для каждого возрастного этапа в программе выделены четыре ведущие линии развития: социальное, познавательное, эстетическое и физическое; раскрываются особенности развития этих линий в младенческом, раннем, младшем и старшем дошкольном возрасте; задается иерархия основных видов деятельности (общение, предметная деятельность, игра). Игровой деятельности, как основной в развитии личности ребенка дошкольного возраста, в программе отводится особое место. Игра пронизывает все структурные компоненты программы и ее содержание в целом. В программе "Истоки" выделено базовое и вариативное содержание образования. Базисную часть программы каждого возраста составляют следующие компоненты:
Вариативные подходы к реализации программы раскрыты в разделе "Содержание и условия педагогической работы". Они предусматривают возможность корректировки содержания педагогического процесса с учетом конкретных условии работы детского сада.
В приложении к программе даны:
Антропометрические показатели физического развития и здоровья детей.
Возрастно-половые нормативы физиометрических показателей.
Средние возрастно-половые значения показателей развития физических качеств детей 4—7 лет.
Возрастные нормативы двигательной активности детей за полный день пребывания в детском саду.
Критерии частой (острой) заболеваемости детей по количеству заболеваний органов дыхания за год.
Оценка уровня биологической зрелости по срокам прорезывания постоянных зубов.
Оценка функционального состояния ЦНС.
Примерная циклограмма образовательной деятельности.
Березина Н.О., Веннецкая О.Е., Герасимова Е.Н. и др./Под научным руководством Асмолова А.Г. УСПЕХ. Методические рекомендации. Пособие для воспитателей; Степанова М.А., Березина Н.О., Бурлакова И.А. и др. УСПЕХ. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов. Пособие для педагогов (в комплекте с электронным приложением); Бурлакова И.А., Клопотова Е.Е., Ягловская Е.К. УСПЕХ. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов. Наглядный материал; Акулова О.В., Гогоберидзе А.Г., Гризик Т.И. и др. УСПЕХ. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы; Филиппова Л.В., Дрягалова Е.А., Ермилова Н.В., Сорокоумова С.Н., Волкова И.В., ЧеджемоваЕ. УСПЕХ. Особенности психолого-педагогической работы. Пособие для педагогов; Федина Н.В., Веннецкая О.Е., Вербовская Е.В. и др.
УСПЕХ. Игры, викторины и конкурсы. Пособие для педагогов
В приложении к программе даны факультативные разделы: "Обучение второму языку", (Компьютер в дошкольном учреждении", "Живой мир природы в городе и ребенок", которые предназначены для ДОУ, работающих в этих направлениях. Кроме этого, в приложении к программе содержатся образцы планирования образовательной работы, предлагаются основные показатели развития выпускника детского сада. Программа обеспечена методическими и учебными пособиями: по воспитанию детей раннего возраста (авт. Л.Н. Павлова), развитию речи и речевого общения (авт. А,Г. Арушанова), обучению русскому языку нерусскоязычных детей (Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина), творческому конструированию (авт. Л.А. Парамонова), физическому (М.А. Рунова), эстетическому развитию (К.В. Тарасова, В.А. Петрова, Л.В. Пантелеева), экологическому (Н.А. Рыжова), взаимодействию с семьей (Е.П. Арнаутова) и др. Список опубликованных и готовящихся к изданию пособий приведен в конце программы. Вместе с тем педагоги по своему усмотрению с учетом собственного профессионального опыта и возможностей, ориентируясь на цели и заданные в программе параметры развития ребенка, могут в процессе ее реализации творчески использовать другие учебно-методические пособия.
Программа построена таким образом, чтобы педагог имел возможность в ходе повседневной образовательной работы учитывать индивидуальные особенности и темпы индивидуального развития детей.
И, наконец, самое главное. Программа направлена на то, чтобы каждый ребенок в детском саду чувствовал себя успешным.
Особый акцент в программе сделан на приобщение детей к миру природы, воспитание бережного отношения к природным объектам
В целом данная программа позволяет варьировать, вносить изменения в представленный материал, делая воспитательно-образовательный процесс интересным и доступным для ребенка. Она подразумевает творческий подход воспитателя к планированию, выбору средств и приемов для реализации задач. То есть, не дети должны подтягиваться к уровню, данному программой, а она должна быть подстроена под детей.
Гуманистическая по направленности программа позволяет педагогу, опираясь на возрастные критерии, учесть разный темп развития детей и реализовать индивидуальный подход к ним. (Психологический возраст не совпадает с хронологическим, и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому).
В программе учтена специфика дошкольного обучения, принципиально отличного от школьного. Для достижения единства целей и задач воспитания ребенка в программе предусмотрено содержательное взаимодействие детского сада и семьи.
Читайте также: