Анализ программ от рождения до школы и вдохновение

Обновлено: 02.07.2024

Оценить 6810 0

Анализ и сравнение программ дошкольного образования «От рождения до школы и Детство"

Подготовила студентка группы ДО-3А:

- В Программе на первый план выдвинута развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.

- Программа поострена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.

- Ведущий тип деятельности – игра.

- Развитие – важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

- Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки

духовно-нравственного и эмоционального воспитания.

- Образование – процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд) .

- Программа соответствует всем принципам построения ООП в соответствии с ФГТ.

- Ведущие цели Программы:

* Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.

* Формирование основ базовой культуры личности.

* Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

* Подготовка к жизни в современности обществе, к обучению в школе.

* Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

- Возрастная категория: от рождения до 7 лет.

- Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение макро- и микросреды и их составляющих.

- Тематический принцип построения образовательного процесса.

Организация жизни и воспитания детей.

Содержательная часть по возрастным группам: возрастные особенности, организация жизни детей, содержание психолого-педагогической работы.

Итоговые результаты освоения программы.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

Работа с родителями.

Рекомендации по составлению перечня пособий.

В конце Программы представлен широчайший список пособий, допустимых в использовании при работе в ДОУ. Педагоги могут самостоятельно выбрать необходимые для работы пособия.

взаимодействие взрослых с детьми. Отводится место для самостоятельной деятельности детей. Занятия, как форма обучения, не используется, предлагаются для работы игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности.

Так же программа позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику ДОУ, что так же делает ее заманчивой в плане основы для составления индивидуальной ООП ДОУ. А достаточно широкий список методических пособий, рекомендаций еще больше облегчают эту задачу.

- В Программе впервые практически реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения.

* укрепление физического и психического здоровья, формирование основ безопасного поведения, КГН;

* развитие у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;

* развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи;

* обогатить опыт самостоятельной деятельности, пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение.

- Программа соответствует всем восьми принципам построения Программы, утвержденным в ФГТ.

- Программа охватывает возраст от 3 до 7 лет.

Содержание педагогической деятельности воспитателя по освоению детьми образовательных областей: четвертый год жизни, пятый год жизни, шестой год жизни, седьмой год жизни (внутри каждого возраста отражены особенности возраста и организации жизни детей, задачи воспитания и развития и содержание по каждой из десяти образовательных областей) .

Дополнительная часть (региональный компонент) .

*ребенок знакомится с малой Родиной;

*ребенок познает родную страну и мир;

*ребенок в поликультурной и полиэтнической семье;

*ребенок изучает английский язык.

Самопознание ребенка активно лоббируется. Программа предлагает насыщенное образовательное содержание. Содержательные связи между разделами позволяют интегрировать образовательное содержание в психолого-педагогической работе.

Планирование по данной программе отличается гибкостью, в самой Программе нет условных схем, таблиц и пр., что дает простор для креативности педагогов.

Сравнительный анализ примерных образовательных программ, переработанных (или специально написанных) в соответствии с ФГТ: "От рождения до школы", "Истоки", "Детство" и "Успех". Описаны концептуальные основы указанных программ, их структура, методическое обеспечение.

ВложениеРазмер
sravnitelnaya_tablica.docx 35.58 КБ

Предварительный просмотр:

Название примерной общеобразовательной программы

Целевые установки или Концептуальные основы программы

Приложения, методические материалы к программе

- В Программе на первый план выдвинута развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.

- Программа поострена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.

- Ведущий тип деятельности – игра.

- Развитие – важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

- Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки

духовно-нравственного и эмоционального воспитания.

- Образование – процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

- Программа соответствует всем принципам построения ООП в соответствии с ФГТ.

- Ведущие цели Программы :

* Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.

* Формирование основ базовой культуры личности.

* Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

* Подготовка к жизни в современности обществе, к обучению в школе.

* Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

- Возрастная категория: от рождения до 7 лет.

- Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение макро- и микросреды и их составляющих.

- Тематический принцип построения образовательного процесса.

  1. Пояснительная записка.
  2. Организация жизни и воспитания детей.
  3. Содержательная часть по возрастным группам: возрастные особенности, организация жизни детей, содержание психолого-педагогической работы.
  4. Итоговые результаты освоения программы.
  5. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
  6. Работа с родителями.
  7. Коррекционная работа.
  8. Рекомендации по составлению перечня пособий.

взаимодействие взрослых с детьми. Отводится место для самостоятельной деятельности детей. Занятия, как форма обучения, не используется, предлагаются для работы игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Так же программа позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику ДОУ, что так же делает ее заманчивой в плане основы для составления индивидуальной ООП ДОУ. А достаточно широкий список методических пособий, рекомендаций еще больше облегчают эту задачу.

- Цель программы : разностороннее развитие ребенка; формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; обеспечение для всех детей равного старта развития; сохранение и укрепление их здоровья.

- Программа отражает базисное образование детей от рождения до 7 лет и обеспечивает полноценное всестороннее развитие ребенка.

- В основе Программы концепция психологического возраста (четыре психологических возраста – младенчество, ранний возраст, младший дошкольный и старший дошкольный возраст) : каждый возраст включает в себя особые отношения детей со взрослым, виды деятельности, в т.ч. и ведущий тип деятельности, а так же психологические достижения ребенка.

- Задачи психолого-педагогической работы заданы по семи группам, а содержание по четырем психологическим возрастам, что делает педагогический процесс гибким.

- В основе программы лежит деятельностный подход: деятельность развивается и меняется от возраста к возрасту.

- младший дошкольный возраст;

- старший дошкольный возраст.

-организация жизни детей;

- психолог в дошкольном учреждении;

- сотрудничество воспитателя с семьей;

- развивающая предметно-пространственная среда детства.

  1. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного
    образования: - мониторинг промежуточных результатов освоения ООП ДО; - мониторинг итоговых результатов освоения детьми ООП ДО.
  2. Приложения 1 – 3.

В основе программы лежит деятельностный подход, в каждом возрасте выделяется свой ведущий тип деятельности: младенчество – общение, ранний возраст – предметная деятельность, дошкольный возраст – игра. В программе почти не сказано об интеграции между образовательными областями.

- В Программе впервые практически реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения.

* укрепление физического и психического здоровья, формирование основ безопасного поведения, КГН;

* развитие у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;

* развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи;

* обогатить опыт самостоятельной деятельности, пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение.

- Программа соответствует всем восьми принципам построения Программы, утвержденным в ФГТ.

- Программа охватывает возраст от 3 до 7 лет.

*ребенок знакомится с малой Родиной;

*ребенок познает родную страну и мир;

*ребенок в поликультурной и полиэтнической семье;

*ребенок изучает английский язык.

У спешность маленьких россиян – это результат освоения ООП дошкольного образования по направлениям:

С оциально-личностное развитие

П ознавательно-речевое развитие

Е динство физического развития и воспитания культуры здоровья

Х удожественно-эстетическое развитие.

- Программа ориентирована на детей 3-7 лет и обеспечивает достижение детьми физической и психологической готовности к школе.

- Программа соответствует всем принципам построения ООП в соответствии с ФГТ.

- Принципиальным отличием Программы от большинства программ является исключение из образовательного процесса детей 3-6 лет учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Формирование предпосылок учебной деятельности является одним из главных итоговых результатов освоения Программы.

- Адекватными возрасту формами работы с детьми являются экспериментирование, проектирование, коллекционирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций и др.

- Главный тип деятельности – игра. Это и служит основным критерием выбора форм образовательной работы. Так же самостоятельными, самоценными и универсальными видами детской деятельности являются чтение (восприятие) художественной литературы, общение, продуктивная, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская и конструктивная деятельность, труд.

В приложении даны следующие материалы:

- Антропометрические показатели физического развития и здоровья детей.

- Возрастно-половые нормативы физиометрических показателей.

- Средние возрастно-половые значения показателей развития физических

качеств детей 4—7 лет.

- Возрастные нормативы двигательной активности детей за полный день пребывания в детском саду.

- Критерии частой (острой) заболеваемости детей по количеству заболеваний органов дыхания за год.

- Оценка уровня биологической зрелости по срокам прорезывания постоянных зубов.

- Оценка функционального состояния ЦНС.

- Примерная циклограмма образовательной деятельности.

На данный момент библиотека программы активно наполняется методическими пособиями, демонстрационным материалом, мониторингом и пр.

Достаточно новая программа, направленная на детей 3 – 7 лет (исключаются дети раннего возраста). Ее отличительными чертами являются событийный принцип построения образовательного процесса, деятельностный подход и полное исключение учебной деятельности у детей 3-6 лет. В программе достаточно подробно рассмотрен процесс интеграции между различными образовательными областями.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

АНАЛИЗ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СООТВЕТСТВИЕ ФГОС ДО

ЛПИ - филиал СФУ

Анализ программ дошкольного образования на соответствие ФГОС ДО

От рождения до школы

обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

целостное и разностороннее развитие детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, их личностное, социальное,

эмоциональное, когнитивное и физическое развитие с учетом индивидуальных

возможностей и ограничений в условиях новой социокультурной ситуации развития детства, соответствующее требованиям современного общества и государства к качеству дошкольного образования

Проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно

-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку

индивидуальности детей через общение, игру, познавательно

исследовательскую деятельность и другие формы активности

средствами вальдорфской педагогики

создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности,

социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение,

деятельность и отношение ребенка к миру

создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника

Исчерпывающе полное раскрытие психического и интеллектуального потенциала, индивидуальности каждого ребенка, обеспечение его эмоционального благополучия, всестороннего развития и полноценного воспитания на всех этапах проживания дошкольного детства – с учетом образовательных запросов, потребностей, особенностей, ресурсов и возможностей сегодняшнего дня, в интересах ребенка, его семьи, общества, государства.

● охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);

● сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

● формирование общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;

● обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

● формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

● обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

● обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

● определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).

-создание условий для Максимально возможной интеграции

Содержания образования в различных областях развития, предусмотренных

-включение содержания образования

в контекст повседневного уклада

жизни группы, использование образовательного

-формирование социальной и предметной среды, способствующей

усвоению нравственных ценностей и норм межличностной коммуникации

посредством качественного взаимодействия и общения детей между собой, а также детей и взрослых;

детских разновозрастных групп;

-развитие в условиях детского сада свободной спонтанной детской игры;

-осознанное партнерство с семьями воспитанников

— охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе

их эмоционального благополучия;

— обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого

ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том

числе ограниченных возможностей здоровья);

— обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования,

реализуемых в рамках образовательных

программ дошкольного и начального общего

— создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития

способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с

самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

— объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно

-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе

правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

— формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных,

нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,

самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной

— обеспечение вариативности и разнообразия содержания

организационных форм дошкольного образования, возможности формирования

программ различной направленности с учетом образовательных потребностей и

социокультурной среды, соответствующей возрастным,

и физиологическим особенностям детей;

— обеспечение психолого -педагогической поддержки семьи и повышения

компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и

образования, охраны и укрепления здоровья детей.

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

• творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

1. Формирование личностных качеств ребенка на основе передачи ему духовно-нравственного и социокультурного опыта семьи и общества, взаимодействия со взрослыми, другими детьми, природой, миром.

2. Целенаправленное укрепление физического и психического здоровья ребенка; формирование у него устойчивых позитивных представлений о ценностях, связанных со здоровым образом жизни.

3. Формирование общей культуры ребенка на основе его приобщения к общечеловеческим ценностям, искусству, эстетической стороне жизни.

4. Формирование у ребенка устойчивой позитивной мотивации к различным видам детской деятельности на основе пробуждения интереса к объектам этой деятельности и к деятельности как процессу.

5.Формирование творческой активности – на основе амплификации (обогащения) детского развития.

8.Осуществление необходимой профилактики и коррекции психологического развития дошкольников с использованием нейропсихологических методов.

9.Адекватное удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья – на основе корректного подхода к созданию специальных условий для их образовательной деятельности.

10. Обеспечение каждому ребенку (с учетом его индивидуальных особенностей и склонностей) возможности самоутверждения, повышения самооценки в процессе формирования Я-концепции. 11.Обеспечение ребенку возможностей многогранного выбора: в игре, познавательной, исследовательской и другой деятельности, на протяжении режимных моментов, в свободном времяпрепровождении; поддержка инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности.

12. Достижение необходимой степени преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

13. Создание необходимых и достаточных условий для реализации оптимального варианта взаимодействия субъектов образовательных отношений – взаимодействия, в котором должны быть обеспечены интересы ребенка, педагога, родителей.

Анализ задач программ в соответствии с ФГОС ДО показал, что с ФГОС совпадает большинство задач проанализированных программ, которые направлены на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия), формирование общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических качеств, обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ, формирование социокультурной среды, обеспечение равных возможностей, обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

● поддержки разнообразия детства;

● сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

● полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;

● создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

● содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

● приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

● формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;

● учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

• Принцип содействия и сотрудничества

• Принцип обогащения (амплификации) развития через поддержку детской инициативы и интересов

• Принцип позитивной эмоциональной атмосферы и эмоционального благополучия

• Принцип адекватности уровню развития ( работа в зоне ближайшего развития)

• Принцип личного примера (обучение на модели собственного поведения)

• Принцип поддержки игры во всех ее видах и формах

• Принцип поддержки исследовательской активности ребенка

• Принцип поддержки двигательной активности

• Принцип интеграции различных видов детской активности в педагогической работе

воспитание и обучение посредством подражания и примера

дневной, недельный и годовой ритм.

Опора на опытное переживание ребенком мира и самого себя

Художественно-эстетический общий фон

Требования к качеству предметно -развивающей среды

Принцип разновозрастного состава группы

Сотрудничество с семьями детей

Интеграция элементов традиционной

1. Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства

(младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение

2. Принцип построения образовательной деятельности на основе

индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится

активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом

3. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка

полноценным участником (субъектом) образовательных отношений

4. Принцип поддержки

инициативы детей в различных видах деятельности

5. Принцип сотрудничества

6. Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи,

общества и государства

7. Принцип формирования познавательных интересов и познавательных

действий ребенка в различных видах деятельности

8. Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия

условий, требований, методов возрасту

и особенностям развития)

9. Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей.

• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

• принципы научной обоснованности и практической применимости

• принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

• принцип построения образовательного процесса;

• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

• принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

4.принципы добровольности и альтернативности действий ребенка.

5.принцип продуктивной деятельности Образовательного сообщества.

6. Стандарт: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и 6.принцип развития социокультурной креативности.

7. принцип свободного образовательного проектирования.

9. принцип приоритета национальной толерантности.

Анализ принципов образовательных программ в соответствии с ФГОС ДО показал, что совпадение выбранных программ говорит о том, что авторы образовательных программ придерживались принципов стандарта, но и несмотря на это имеют свои какие-либо уникальные принципы.

Таким образом, все представленные программы в целом соответствуют ФГОС ДО.

Нажмите, чтобы узнать подробности

/Под ред. Л. А. Парамоновой. - М.: Карапуз, 1997. - 288 с

Цель программы: создание воспитательно-образователь­ных, коррекционно-разви­вающих и здоровьеформи­рующих условий в ДОУ, спо­собствующих полноценному развитию и социализации до­школьника, обеспечивающих равные стартовые возможно­сти и успешный переход ре­бенка к обучению в общеобра­зовательных учреждениях.

За основу взята идея самоцен­ности дошкольного периода детства. Педагогический про­цесс строится на двух взаимо­связанных направлениях - за­бота о полноценном детстве и подготовка ребенка к будущей жизни.

Основные задачи программы:

создание благоприятных ус­ловий для самовыражения;

максимальная реализация по­тенциальных возможно­стей каждого ребёнка.

Содержание программы реа­лизует принцип этнокуль­тур­ной соотнесенности до­школь­ного образования. Ав­торы стремились к тому, чтобы ре­бенок с детства приобщался к истокам народ­ной культуры своей страны. В программе уделя­ется большое внимание про­изведениям устного народ­ного творчества, народ­ным хороводным играм, на­род­ной музыке и танцам, де­кора­тивно-прикладному ис­кусству России. Одновре­менно програм­ма предпола­гает воспитание уважения к другим народам.

Основу программы состав­ляют концепция психологиче­ского возраста как этапа раз­вития ребенка, имеющего свою структуру и динамику, а также научное положение А.В. Запорожца об амплифи­кации (обогащении) детского развития, взаимосвязи всех его сторон.

Цель программы: разносто­роннее развитие ребенка; формирование у него универ­сальных, в том числе творче­ских, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; обес­печение для всех детей рав­ного старта развития; сохра­нение и укрепление их здоро­вья.

Программа состоит из двух частей.

Первая часть включает в себя по­яснительную записку, а также раз­делы, изложенные по возрастным подпериодам дошко­льного детства (3-4, 4-5, 5-6 и 6-7 лет) в целях оп­тимизации по­строения образова­тельного про­цесса:

В Пояснительной записке раскры­ваются основные концеп­туальные положения Программы, в том числе основные задачи психолого-педаго­гической ра­боты по реализации ка­ждой об­ласти Программы и воз­можности ее интегрирования с дру­гими об­ластями. Решение задач психо­лого-педагогической работы по развитию личностной сферы (личностных качеств) детей яв­ля­ется приоритетным и осущест­вля­ется параллельно с решением ос­новных задач, отражающих специ­фику областей Программы.

Программа разграничена на 3 части и охватывает 3 возрастных периода развития ребёнка: младший, сред­ний, старший до­школьный возраст.

В каждом периоде программы да­ётся характеристика возрас­тных особенностей психиче­ского, физи­ческого развития де­тей, опреде­лены задачи воспита­ния и развития детей конкрет­ного возраста и пре­дусмотрены формирование пред­ставлений, навыков, умений и от­ношений в процессе обучения и их развития в повседневной жизни. В конце каждого раздела программы от­мечены уровни освоения про­граммы детьми.

В программе представлены про­из­ведения устного народного творче­ства, народные игры, му­зыка и танцы, декоративно-при­кладное ис­кусство России. Педа­гогу предос­тавляется право са­мостоятельно оп­ределять сетку занятий, содержа­ние, способ ор­ганизации и место в режиме дня.

В программе выделены сле­дующие возрастные этапы: ран­нее детство - младенчество (до одного года); ранний возраст (от одного года до трех лет); дошко­льное дет­ство; младший дошко­льный возраст (от трех до пяти лет) и старший (от пяти до семи лет). Такая возрастная периоди­зация, по мнению авторов, по­зволяет видеть как наиболее об­щие тенденции, так и индивиду­аль­ную перспективу развития каждого ребенка. Для каждого возрастного этапа в программе выделены четыре ведущие линии развития: социаль­ное, познава­тельное, эстетическое и физиче­ское; раскрываются особен­ности развития этих линий в мла­денче­ском, раннем, младшем и стар­шем дошкольном возрасте; зада­ется иерархия основных видов деятельности (общение, пред­метная деятельность, игра). Иг­ровой дея­тельности, как основ­ной в развитии личности ребенка дошкольного воз­раста, в про­грамме отводится осо­бое место. Игра пронизывает все структур­ные компоненты про­граммы и ее содержание в целом. В программе "Истоки" выделено ба­зовое и ва­риативное содержание образования. Базисную часть про­граммы каждого возраста состав­ляют следующие компоненты:

Вариативные подходы к реа­лизации программы раскрыты в разделе "Содержание и условия пе­дагогиче­ской работы". Они преду­сматри­вают возможность корректи­ровки содержания педагогического про­цесса с учетом конкретных ус­ловии работы детского сада.

В приложении к программе даны:

Антропометрические показа­тели физического развития и здоровья детей.

Возрастно-половые норма­тивы физиометрических по­казателей.

Средние возрастно-половые значения показателей разви­тия физических качеств де­тей 4—7 лет.

Возрастные нормативы дви­гательной активности детей за полный день пребывания в детском саду.

Критерии частой (острой) заболеваемости детей по ко­личеству заболеваний орга­нов дыхания за год.

Оценка уровня биологиче­ской зрелости по срокам прорезывания постоянных зубов.

Оценка функционального состояния ЦНС.

Примерная циклограмма об­разовательной деятельности.

Березина Н.О., Веннецкая О.Е., Герасимова Е.Н. и др./Под научным руково­дством Асмолова А.Г. УС­ПЕХ. Методические рекомен­дации. Пособие для воспита­телей; Степанова М.А., Бере­зина Н.О., Бурлакова И.А. и др. УСПЕХ. Мониторинг дос­тижения детьми планируемых результатов. Пособие для пе­дагогов (в комплекте с элек­тронным приложением); Бур­лакова И.А., Клопотова Е.Е., Ягловская Е.К. УСПЕХ. Мо­ниторинг достижения детьми планируемых результатов. Наглядный материал; Аку­лова О.В., Гогоберидзе А.Г., Гризик Т.И. и др. УСПЕХ. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы; Филиппова Л.В., Дрягалова Е.А., Ермилова Н.В., Сорокоумова С.Н., Вол­кова И.В., ЧеджемоваЕ. УС­ПЕХ. Особенности психо­лого-педагогической работы. Пособие для педагогов; Фе­дина Н.В., Веннецкая О.Е., Вербовская Е.В. и др.
УСПЕХ. Игры, викторины и конкурсы. Пособие для педа­гогов

В приложении к программе даны факультативные раз­делы: "Обучение второму языку", (Компьютер в до­школьном учреждении", "Живой мир природы в го­роде и ребенок", которые предназначены для ДОУ, ра­ботающих в этих направле­ниях. Кроме этого, в прило­жении к программе содер­жатся образцы планирования образовательной работы, предлагаются основные по­казатели развития выпуск­ника детского сада. Про­грамма обеспечена методи­ческими и учебными посо­биями: по воспитанию детей раннего возраста (авт. Л.Н. Павлова), развитию речи и речевого общения (авт. А,Г. Арушанова), обучению рус­скому языку нерусскоязыч­ных детей (Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина), творческому конструированию (авт. Л.А. Парамонова), физическому (М.А. Рунова), эстетиче­скому развитию (К.В. Тара­сова, В.А. Петрова, Л.В. Пантелеева), экологическому (Н.А. Рыжова), взаимодейст­вию с семьей (Е.П. Арнау­това) и др. Список опублико­ванных и готовящихся к из­данию пособий приведен в конце программы. Вместе с тем педагоги по своему ус­мотрению с учетом собст­венного профессионального опыта и возможностей, ори­ентируясь на цели и задан­ные в программе параметры развития ребенка, могут в процессе ее реализации творчески использовать дру­гие учебно-методические по­собия.

Программа построена таким образом, чтобы педагог имел возможность в ходе повсе­днев­ной образовательной ра­боты учитывать индивидуаль­ные особенности и темпы ин­диви­дуального развития де­тей.

И, наконец, самое глав­ное. Про­грамма направлена на то, чтобы каждый ребенок в дет­ском саду чувствовал себя ус­пешным.

Особый акцент в программе сде­лан на приобщение детей к миру природы, воспитание бе­режного отношения к природ­ным объек­там

В целом данная программа позволяет варьировать, вносить изменения в представленный материал, делая воспита­тельно-образовательный процесс инте­ресным и доступным для ре­бенка. Она подразумевает твор­ческий подход воспита­теля к планированию, выбору средств и приемов для реализации за­дач. То есть, не дети должны подтягиваться к уровню, дан­ному программой, а она должна быть подстроена под детей.

Гуманистическая по направ­ленности программа позволяет педагогу, опираясь на возрас­тные критерии, учесть разный темп развития детей и реали­зовать индивидуальный под­ход к ним. (Психологический воз­раст не совпадает с хроно­логи­ческим, и один психоло­гиче­ский возраст по своей продол­жительности не равен другому).

В программе учтена специ­фика дошкольного обучения, прин­ципиально отличного от школьного. Для достижения единства целей и задач воспи­тания ребенка в программе пре­дусмотрено содержатель­ное взаимодействие детского сада и семьи.

Читайте также: