План урока начало великой отечественной войны

Обновлено: 05.07.2024

Загрузить презентацию (158 МБ)

Цель урока: Изучить основные события - начала Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с ходом военных действий в начальный период войны.
  • Причинами неудач Красной Армии.
  • Содержанием приказа № 270 Ставки Верховного Главнокомандования от 16 августа 1941 г.
  • Ходом оборонительных сражений под Москвой.
  • Развивать у учащихся логическое мышление.
  • Продолжать развивать навыки нахождения причинно-следственных связей.
  • Формировать представление об основных периодах войны.
  • Формировать навыки само- и взаимооценки.
  • Воспитывать у учащихся познавательную потребность, интерес к предмету, умение работать самостоятельно.
  • Продолжать воспитывать чувство патриотизма, уважения к историческому прошлому своей страны.

Тип урока Урок изучения нового материала с использованием презентации “Начало Великой Отечественной войны”.

Формы работы учащихся: индивидуальная, самостоятельная, парная, фронтальная беседа.

Необходимое техническое оборудование: компьютер с устройством для воспроизведения звука, проектор на рабочем месте учителя и компьютеры для индивидуальной работы. Выход в Интернет. Учебник “История России” А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт, 9 класс. Проводится в компьютерном классе.

Ход урока

I. Оргмомент. Постановка цели и задачи урока.

II. Актуализация знаний по теме “Советский Союз накануне Великой отечественной войны”

Беседа с классом по вопросам:

- Почему переговоры между СССР. Англией и Францией закончились провалом?

- Какую роль сыграли секретные договоренности между СССР и Германией?

- Какие уроки из войны с Финляндией извлекло советское правительство?

- Какие страны были захвачены Германией к лету 1941 года?

III. Изучение новой темы.

  1. Накануне Великой Отечественной войны.
  2. Причины и начало войны.
  3. Силы сторон.
  4. Неудачи Красной Армии летом – осенью 1941 года.
  5. Битва за Москву.
  6. Оборона Ленинграда.
  7. Старт проекта “Хочу все знать!”

Проблемное задание: Почему начало было таким трагическим?

Накануне Великой Отечественной войны.

Вопросы и задания:

Какие планы были у Германии на лето 1941 года?

Покажите на карте все государства, которые названы в документе. (Польша, Румыния, Финляндия, Венгрия, Словакия, Болгария, Германия, СССР)

Чтение выдержек из статьи “Разведка накануне войны” о советском разведчике Рихарде Зорге (“Рамзае”) – энциклопедия для школьников Великая Отечественная война.1941-1945. – М., 2012, с. 68.

Вывод: Причины отступления Красной Армии впервые дни войны – И. В. Сталин и его окружение допустили просчеты в анализе международного положения, в определении сроков возможного начала войны, что привело к внезапности нападения противника.

  1. Причины: Государственная идеология гитлеровской Германии – нацизм, был ориентирован на войну;
  2. По экономическим показателям Германия была самой развитой страной Европы, и Гитлер мечтал о мировом господстве;
  3. В сентябре 1940 г. Германия, Италия и Япония подписали Тройственный пакт предусматривавший раздел мира, к нему готов был присоединиться и Сталин, претендовавший на черноморские проливы, но к этому стремилась и Германия. Отношения между двумя странами стали стремительно ухудшаться.

Утром 22 июня московское радио передавало обычные воскресные передачи и мирную музыку. О начале войны советские граждане узнали лишь в полдень, когда по радио выступил Вячеслав Молотов. Он сообщил: “Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города”.

Силы сторон.

Германия и выступившие на её стороне Италия, Финляндия, Венгрия, Румыния, Словакия имели 190 дивизий против 170 советских. Численность противостоящих войск с обеих сторон была примерно равна и составляла в общей сложности около 6 млн. человек. Примерно равным с обеих сторон было и количество орудий и миномётов (48 тысяч у Германии и её союзников, 47 тысяч у СССР). По численности танков (9,2 тыс.) и самолётов (8,5 тыс.) СССР превосходил Германию и её союзников (4,3 тыс. танков и 5 тыс. самолётов)

Вопрос: Почему И. В. Сталин считал, что Германия не нападёт на СССР летом 1941 г.?

Вывод: Ранним утром в воскресенье 22 июня 1941 г. фашистская Германия и ее союзники обрушили на нашу страну удар невиданной в истории армии вторжения: 190 дивизий, св. 4 тыс. танков, более 47 тыс. орудий и минометов, около 5 тыс. самолетов, до 200 кораблей. На решающих направлениях своего наступления агрессор имел многократное превосходство в силах. Началась Великая Отечественная война Советского Союза против немецко-фашистских захватчиков. Она длилась 1418 дней и ночей.

Неудачи Красной армии летом-осенью 1941 года.

22 июня немецкий генерал-полковник Ф. Гальдер записал в служебном дневнике: “Наступление наших войск явилось для противника полной неожиданностью. Части были захвачены врасплох в казарменном расположении, самолеты стояли на аэродромах, покрытые брезентом, а передовые части, внезапно атакованные нашими войсками, запрашивали командование о том, что им делать” (просмотр хроники).

  • во-первых, Германия перевела свою экономику на производство новейшей боевой техники значительно раньше Советского Союза, кроме того, она захватила вооружение более 200 дивизий разгромленных или капитулировавших армий капиталистических стран Европы. Только во Франции агрессор захватил 4930 танков и бронетранспортеров, 3 тыс. самолетов;
  • во-вторых, необоснованные репрессии против руководящих кадров Вооруженных Сил, народного хозяйства и военной экономики значительно ослабили усилия, направленные на укрепление обороны страны, привели к кадровой неразберихе, особенно в высшем эшелоне военного руководства;
  • в-третьих, грубые просчеты нашего политического и военного руководства в боевой подготовке войск, определении сроков начала фашистской агрессии и направления главного удара противника, недооценка его сил и переоценка возможностей своих войск;
  • в-четвертых, отсутствие у командного и рядового состава Советских Вооруженных Сил необходимого боевого опыта, их ориентация на стремительное контрнаступление и победу “малой кровью”.

Территория СССР, занятая врагом, вскоре превысила 1,5 млн. км. Перед войной на ней проживало 74,5 млн. человек. Число советских граждан, погибших в боях, оказавшихся в плену, в гитлеровских концентрационных лагерях, достигло к концу осени 1941 г. нескольких миллионов. Это объяснялось не только превосходством противника в силах и средствах вооруженной борьбы. Красная Армия все еще не обладала достаточным опытом ведения войны таких масштабов, организации взаимодействия родов войск, наиболее эффективного использования боевой техники. Ставка ВГК, командование фронтов, военачальники и командиры разных степеней учились искусству ведения войны в крайне сложной обстановке, допуская в этих условиях и серьезные ошибки.

В начале октября 1941 г. стратегический фронт на главном, московском направлении оказался прорванным. Пять советских армий были окружены в районе Вязьмы. 20 октября Москва и прилегающие к городу районы были объявлены на осадном положении. Обстановка достигла критического рубежа, когда противник форсировал канал Москва – Волга и частично прорвался к Химкам. (Просмотр хроники “Наступление немецких войск” см. слайд № 9).

Вопрос: В чём вы видите причины неудач Красной армии впервые месяцы войны?

Вывод: B результате неблагоприятного для Советского Союза исхода приграничных сражений немецко-фашистские войска в короткие сроки продвинулись в северо-западном направлении на 400 – 500 км, в западном – на 450 – 600 км, в юго-западном – на 300 – 350 км, захватили территорию Латвии, Литвы, часть Эстонии, Украины, почти всю Белоруссию и Молдавию, вторглись на территорию РСФСР, вышли на дальние подступы к Ленинграду, угрожали Смоленску и Киеву. Над страной нависла смертельная опасность.

Битва за Москву.

Планируя так называемый “Блицкриг”, гитлеровское руководство рассчитывало с ходу через Смоленск прорваться к советской столице и овладеть ею до зимы. Однако войска Красной Армии в летних оборонительных боях сорвали его замысел. Несмотря на это, гитлеровское командование не отказалось от своего намерения. 6 сентября оно снова принимает решение захватить Москву. Гитлеровцам казалось, что с выполнением задачи будет достигнута конечная цель “Блицкрига” - разгром Советского Союза. 30 сентября 1941 г. началось генеральное наступление немцев на Москву.

Генеральное наступление гитлеровцев на Москву началось 30 сентября ударом 2-й танковой группы по войскам Брянского фронта в районе Шостки. 2 октября на позиции Западного фронта и Резервного фронта обрушились основные силы группы армий “Центр”. Развернулись тяжелые бои. Советские войска стойко отражали удары врага. Однако слабость их оборонительных позиций и многократное превосходство в живой силе и технике позволили ему в первый же день наступления вклиниться в полосу обороны наших войск.

ЦК партии и ГКО в эти крайне тревожные дни видела свою задачу в том, чтобы любой ценой отстоять столицу, быстро мобилизовать на ее защиту силы народа и ресурсы страны. 5 октября ГКО принял специальное постановление о мерах по защите Москвы. Главным рубежом войск Западного фронта была определена Можайская линия обороны. 6 октября Ставка дала директивные указания о приведении этого участка в боевую готовность и выделении для этого из ее резерва 6-ти стрелковых дивизий, 6-ти танковых бригад, более 10-ти противотанковых артиллерийских полков и пулеметных батальонов. Сюда спешно перебрасывались также несколько дивизий Северо-Западного и Юго-Западного фронтов и часть сил правого крыла Западного фронта. Всего в течение недели к Можайскому рубежу было подтянуто 14 стрелковых дивизий, 16 танковых бригад, более 40 артполков и ряд других частей. Но эти соединения не были полностью укомплектованы, и их общая численность не превышала 90 тыс. человек. (см. слайды № 30-32).

К декабрю 1941 г. общая обстановка на северо-германском фронте изменилась. Красная Армия остановила продвижение врага на всем фронте, а на флангах развернула наступательные действия.

Несмотря на то, что враг по-прежнему обладал численным превосходством в людях и боевой технике, инициатива в ведении боевых действий стала переходить к Советским Вооруженным Силам. Первые победы под Москвой, Тихвиным и Ростовом еще более укрепили моральное состояние советских воинов. Созрели условия для перехода в контрнаступление на главном, западном, направлении. Оно должно было сыграть большую роль в решении важнейших задач - вырвать у врага стратегическую инициативу, изменить ход войны в свою пользу.

Впервые же дни контрнаступления советские войска, нанеся по врагу сильные удары, освободили несколько крупных населенных пунктов. Гитлер потребовал от группы армий “Центр” удерживать районы, имевшие важное оперативное и военно-хозяйственное значение. Немецко-фашистское командование, пополнив войска людьми и вооружением, всячески старалось отразить контрнаступление Красной Армии. Однако этому не суждено было осуществиться (см. карту слайд № 34).

После войны фашистские генералы скрепя сердцем были вынуждены признать, что удары советских войск под Москвой едва не привели их армию к катастрофе. Генерал Вестфаль, например, заявил, что “немецкая армия, ранее считавшаяся непобедимой, оказалась на грани уничтожения”.

В ходе наступательных действий советские войска освободили от захватчиков свыше 11 тыс. населенных пунктов, в том числе города Калинин и Калугу, ликвидировали опасность окружения Тулы. Враг был отброшен от Москвы на 100-250 км. непосредственная угроза столице и всему Московскому промышленному району отпала.

Вопрос: Как Вы думаете, какое значение имела победа Красной армии под Москвой для дальнейшего хода войны?

Вывод: Победа советских войск под Москвой имела огромное значение в борьбе с фашизмом. Гитлеровская Германия, поработившая десятки европейских народов, впервые во второй мировой войне потерпела серьезное поражение. У стен советской столицы был развеян миф о "непобедимости" вермахта. Победа под Москвой знаменовала собой начало коренного поворота в Великой Отечественной войне.

Оборона Ленинграда.

В августе германские войска начали мощное наступление на Ленинград. 30 августа 1941 года город оказался “в клещах” окружения. Немецко-германская группа армий “север” стремилась прорваться к Ленинграду. В ожесточенных боях под Лугой, южнее озера Ильмень, под Старой Руссой, в районе Красногвардейска советские войска обороной и контратаками измотали противника и нанесли ему значительные потери. Однако врагу удалось оккупировать Эстонию и прорваться на ближние подступы к Ленинграду. Здесь противник встретил непреодолимую оборону советских войск и поднявшихся на защиту своего города трудящихся ленинградцев.

Под руководством Военного совета Ленинградского фронта, партийных и советских организаций Ленинграда и области вокруг города создается система оборонительных сооружений, формируется народное ополчение, в тылу врага партизанские отряды.8 сентября немецко-фашистским войскам удалось прорваться к Ладожскому озеру, захватить Шлиссельбург (Петрокрепость) и перерезать сухопутные коммуникации, связывающие Ленинград со страной. Враг пытался штурмом овладеть городом, но был отбит и остановлен на ближних юго-западных и южных подступах к нему. Началась героическая эпопея борьбы армии, трудящихся Ленинграда, ВМФ в тяжелейших условиях блокады, длившейся почти 900 дней и вошедшей в историю как непревзойденный пример воинской и гражданской доблести, стойкости и массового героизма советских людей (кинохроника - см. слайд № 42).

Кровопролитные бои шли уже на южных окраинах Ленинграда, на Пулковских высотах. После нескольких неудачных попыток наступления Гитлер предпочел сменить тактику. Он сказал: “Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить с воздуха, и тогда город рухнет, как переспелый плод”.

Начались постоянные бомбежки города. Осажденный Ленинград оказался почти без запасов продовольствия. Хлеб доставлялся теперь только по воздуху и ледовой дороге через Ладожское озеро.

От голода во время блокады погибло, по официальным советским данным, около 642 тысяч человек. По другим оценкам – до 850 тысяч (см. слайд № 45-47).

Вопрос: Как Вы думаете, почему немцам так и не удалось захватить Ленинград?

Вывод: 27 января 1944 года блокада города была окончательно прервана. В городе к этому времени оставалось 560 тысяч жителей – в пять раз меньше, чем в начале блокады. Блокада Ленинграда длилась 880 дней и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Изучить основные события - начала Великой Отечественной войны.

Познакомить учащихся с ходом военных действий в начальный период войны.

Причинами неудач Красной Армии.

Содержанием приказа № 270 Ставки Верховного Главнокомандования от 16 августа 1941 г.

Ходом оборонительных сражений под Москвой.

развивающие:

Развивать у учащихся логическое мышление.

Продолжать развивать навыки нахождения причинно-следственных связей.

Формировать представление об основных периодах войны.

Формировать навыки само- и взаимооценки.

воспитательные:

Воспитывать у учащихся познавательную потребность, интерес к предмету, умение работать самостоятельно.

Продолжать воспитывать чувство патриотизма, уважения к историческому прошлому своей страны.

Тип урока Урок изучения нового материала с использованием презентации “Начало Великой Отечественной войны”.

Формы работы учащихся: индивидуальная, самостоятельная, фронтальная беседа.

Необходимое техническое оборудование: компьютер с устройством для воспроизведения звука, проектор на рабочем месте учителя. Учебник “История России” А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт, 9 класс.

I. Оргмомент. Постановка цели и задачи урока.

II. Актуализация знаний по теме “Советский Союз накануне Великой отечественной войны”

Беседа с классом по вопросам:

- Почему переговоры между СССР. Англией и Францией закончились провалом?

- Какую роль сыграли секретные договоренности между СССР и Германией?

- Какие уроки из войны с Финляндией извлекло советское правительство?

- Какие страны были захвачены Германией к лету 1941 года?

III. Изучение новой темы.

Накануне Великой Отечественной войны.

Причины и начало войны.

Неудачи Красной Армии летом – осенью 1941 года.

Битва за Москву.

Проблемное задание: Почему начало было таким трагическим?

Накануне Великой Отечественной войны.

Вопросы и задания:

Какие планы были у Германии на лето 1941 года?

Покажите на карте все государства, которые названы в документе. (Польша, Румыния, Финляндия, Венгрия, Словакия, Болгария, Германия, СССР)

Чтение выдержек из статьи “Разведка накануне войны” о советском разведчике Рихарде Зорге (“Рамзае”) – энциклопедия для школьников Великая Отечественная война.1941-1945. – М., 2012, с. 68.

Вывод: Причины отступления Красной Армии впервые дни войны – И. В. Сталин и его окружение допустили просчеты в анализе международного положения, в определении сроков возможного начала войны, что привело к внезапности нападения противника.

Причины и начало войны.

Причины: Государственная идеология гитлеровской Германии – нацизм, был ориентирован на войну;

По экономическим показателям Германия была самой развитой страной Европы, и Гитлер мечтал о мировом господстве;

В сентябре 1940 г. Германия, Италия и Япония подписали Тройственный пакт предусматривавший раздел мира, к нему готов был присоединиться и Сталин, претендовавший на черноморские проливы, но к этому стремилась и Германия. Отношения между двумя странами стали стремительно ухудшаться.

Утром 22 июня московское радио передавало обычные воскресные передачи и мирную музыку. О начале войны советские граждане узнали лишь в полдень, когда по радио выступил Вячеслав Молотов. Он сообщил: “Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города”.

Силы сторон.

Германия и выступившие на её стороне Италия, Финляндия, Венгрия, Румыния, Словакия имели 190 дивизий против 170 советских. Численность противостоящих войск с обеих сторон была примерно равна и составляла в общей сложности около 6 млн. человек. Примерно равным с обеих сторон было и количество орудий и миномётов (48 тысяч у Германии и её союзников, 47 тысяч у СССР). По численности танков (9,2 тыс.) и самолётов (8,5 тыс.) СССР превосходил Германию и её союзников (4,3 тыс. танков и 5 тыс. самолётов)

Вопрос: Почему И. В. Сталин считал, что Германия не нападёт на СССР летом 1941 г.?

Вывод: Ранним утром в воскресенье 22 июня 1941 г. фашистская Германия и ее союзники обрушили на нашу страну удар невиданной в истории армии вторжения: 190 дивизий, св. 4 тыс. танков, более 47 тыс. орудий и минометов, около 5 тыс. самолетов, до 200 кораблей. На решающих направлениях своего наступления агрессор имел многократное превосходство в силах. Началась Великая Отечественная война Советского Союза против немецко-фашистских захватчиков. Она длилась 1418 дней и ночей.

Неудачи Красной армии летом-осенью 1941 года.

22 июня немецкий генерал-полковник Ф. Гальдер записал в служебном дневнике: “Наступление наших войск явилось для противника полной неожиданностью. Части были захвачены врасплох в казарменном расположении, самолеты стояли на аэродромах, покрытые брезентом, а передовые части, внезапно атакованные нашими войсками, запрашивали командование о том, что им делать” (просмотр хроники).

Факторы, осложнявшие и затруднявшие организацию обороны страны:

во-первых, Германия перевела свою экономику на производство новейшей боевой техники значительно раньше Советского Союза, кроме того, она захватила вооружение более 200 дивизий разгромленных или капитулировавших армий капиталистических стран Европы. Только во Франции агрессор захватил 4930 танков и бронетранспортеров, 3 тыс. самолетов;

во-вторых, необоснованные репрессии против руководящих кадров Вооруженных Сил, народного хозяйства и военной экономики значительно ослабили усилия, направленные на укрепление обороны страны, привели к кадровой неразберихе, особенно в высшем эшелоне военного руководства;

в-третьих, грубые просчеты нашего политического и военного руководства в боевой подготовке войск, определении сроков начала фашистской агрессии и направления главного удара противника, недооценка его сил и переоценка возможностей своих войск;

в-четвертых, отсутствие у командного и рядового состава Советских Вооруженных Сил необходимого боевого опыта, их ориентация на стремительное контрнаступление и победу “малой кровью”.

Территория СССР, занятая врагом, вскоре превысила 1,5 млн. км. Перед войной на ней проживало 74,5 млн. человек. Число советских граждан, погибших в боях, оказавшихся в плену, в гитлеровских концентрационных лагерях, достигло к концу осени 1941 г. нескольких миллионов. Это объяснялось не только превосходством противника в силах и средствах вооруженной борьбы. Красная Армия все еще не обладала достаточным опытом ведения войны таких масштабов, организации взаимодействия родов войск, наиболее эффективного использования боевой техники. Ставка ВГК, командование фронтов, военачальники и командиры разных степеней учились искусству ведения войны в крайне сложной обстановке, допуская в этих условиях и серьезные ошибки.

В начале октября 1941 г. стратегический фронт на главном, московском направлении оказался прорванным. Пять советских армий были окружены в районе Вязьмы. 20 октября Москва и прилегающие к городу районы были объявлены на осадном положении. Обстановка достигла критического рубежа, когда противник форсировал канал Москва – Волга и частично прорвался к Химкам. (Просмотр хроники “Наступление немецких войск” см. слайд № 9).

Вопрос: В чём вы видите причины неудач Красной армии впервые месяцы войны?

Вывод: B результате неблагоприятного для Советского Союза исхода приграничных сражений немецко-фашистские войска в короткие сроки продвинулись в северо-западном направлении на 400 – 500 км, в западном – на 450 – 600 км, в юго-западном – на 300 – 350 км, захватили территорию Латвии, Литвы, часть Эстонии, Украины, почти всю Белоруссию и Молдавию, вторглись на территорию РСФСР, вышли на дальние подступы к Ленинграду, угрожали Смоленску и Киеву. Над страной нависла смертельная опасность.

Битва за Москву.

Планируя так называемый “Блицкриг”, гитлеровское руководство рассчитывало с ходу через Смоленск прорваться к советской столице и овладеть ею до зимы. Однако войска Красной Армии в летних оборонительных боях сорвали его замысел. Несмотря на это, гитлеровское командование не отказалось от своего намерения. 6 сентября оно снова принимает решение захватить Москву. Гитлеровцам казалось, что с выполнением задачи будет достигнута конечная цель “Блицкрига” - разгром Советского Союза. 30 сентября 1941 г. началось генеральное наступление немцев на Москву.

Генеральное наступление гитлеровцев на Москву началось 30 сентября ударом 2-й танковой группы по войскам Брянского фронта в районе Шостки. 2 октября на позиции Западного фронта и Резервного фронта обрушились основные силы группы армий “Центр”. Развернулись тяжелые бои. Советские войска стойко отражали удары врага. Однако слабость их оборонительных позиций и многократное превосходство в живой силе и технике позволили ему в первый же день наступления вклиниться в полосу обороны наших войск.

ЦК партии и ГКО в эти крайне тревожные дни видела свою задачу в том, чтобы любой ценой отстоять столицу, быстро мобилизовать на ее защиту силы народа и ресурсы страны. 5 октября ГКО принял специальное постановление о мерах по защите Москвы. Главным рубежом войск Западного фронта была определена Можайская линия обороны. 6 октября Ставка дала директивные указания о приведении этого участка в боевую готовность и выделении для этого из ее резерва 6-ти стрелковых дивизий, 6-ти танковых бригад, более 10-ти противотанковых артиллерийских полков и пулеметных батальонов. Сюда спешно перебрасывались также несколько дивизий Северо-Западного и Юго-Западного фронтов и часть сил правого крыла Западного фронта. Всего в течение недели к Можайскому рубежу было подтянуто 14 стрелковых дивизий, 16 танковых бригад, более 40 артполков и ряд других частей. Но эти соединения не были полностью укомплектованы, и их общая численность не превышала 90 тыс. человек. (см. слайды № 30-32).

К декабрю 1941 г. общая обстановка на северо-германском фронте изменилась. Красная Армия остановила продвижение врага на всем фронте, а на флангах развернула наступательные действия.

Несмотря на то, что враг по-прежнему обладал численным превосходством в людях и боевой технике, инициатива в ведении боевых действий стала переходить к Советским Вооруженным Силам. Первые победы под Москвой, Тихвиным и Ростовом еще более укрепили моральное состояние советских воинов. Созрели условия для перехода в контрнаступление на главном, западном, направлении. Оно должно было сыграть большую роль в решении важнейших задач - вырвать у врага стратегическую инициативу, изменить ход войны в свою пользу.

Впервые же дни контрнаступления советские войска, нанеся по врагу сильные удары, освободили несколько крупных населенных пунктов. Гитлер потребовал от группы армий “Центр” удерживать районы, имевшие важное оперативное и военно-хозяйственное значение. Немецко-фашистское командование, пополнив войска людьми и вооружением, всячески старалось отразить контрнаступление Красной Армии. Однако этому не суждено было осуществиться (см. карту слайд № 34).

После войны фашистские генералы скрепя сердцем были вынуждены признать, что удары советских войск под Москвой едва не привели их армию к катастрофе. Генерал Вестфаль, например, заявил, что “немецкая армия, ранее считавшаяся непобедимой, оказалась на грани уничтожения”.

В ходе наступательных действий советские войска освободили от захватчиков свыше 11 тыс. населенных пунктов, в том числе города Калинин и Калугу, ликвидировали опасность окружения Тулы. Враг был отброшен от Москвы на 100-250 км. непосредственная угроза столице и всему Московскому промышленному району отпала.

Вопрос: Как Вы думаете, какое значение имела победа Красной армии под Москвой для дальнейшего хода войны?

Вывод: Победа советских войск под Москвой имела огромное значение в борьбе с фашизмом. Гитлеровская Германия, поработившая десятки европейских народов, впервые во второй мировой войне потерпела серьезное поражение. У стен советской столицы был развеян миф о "непобедимости" вермахта. Победа под Москвой знаменовала собой начало коренного поворота в Великой Отечественной войне.

Оборона Ленинграда.

В августе германские войска начали мощное наступление на Ленинград. 30 августа 1941 года город оказался “в клещах” окружения. Немецко-германская группа армий “север” стремилась прорваться к Ленинграду. В ожесточенных боях под Лугой, южнее озера Ильмень, под Старой Руссой, в районе Красногвардейска советские войска обороной и контратаками измотали противника и нанесли ему значительные потери. Однако врагу удалось оккупировать Эстонию и прорваться на ближние подступы к Ленинграду. Здесь противник встретил непреодолимую оборону советских войск и поднявшихся на защиту своего города трудящихся ленинградцев.

Под руководством Военного совета Ленинградского фронта, партийных и советских организаций Ленинграда и области вокруг города создается система оборонительных сооружений, формируется народное ополчение, в тылу врага партизанские отряды.8 сентября немецко-фашистским войскам удалось прорваться к Ладожскому озеру, захватить Шлиссельбург (Петрокрепость) и перерезать сухопутные коммуникации, связывающие Ленинград со страной. Враг пытался штурмом овладеть городом, но был отбит и остановлен на ближних юго-западных и южных подступах к нему. Началась героическая эпопея борьбы армии, трудящихся Ленинграда, ВМФ в тяжелейших условиях блокады, длившейся почти 900 дней и вошедшей в историю как непревзойденный пример воинской и гражданской доблести, стойкости и массового героизма советских людей (кинохроника - см. слайд № 42).

Кровопролитные бои шли уже на южных окраинах Ленинграда, на Пулковских высотах. После нескольких неудачных попыток наступления Гитлер предпочел сменить тактику. Он сказал: “Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить с воздуха, и тогда город рухнет, как переспелый плод”.

Начались постоянные бомбежки города. Осажденный Ленинград оказался почти без запасов продовольствия. Хлеб доставлялся теперь только по воздуху и ледовой дороге через Ладожское озеро.

От голода во время блокады погибло, по официальным советским данным, около 642 тысяч человек. По другим оценкам – до 850 тысяч (см. слайд № 45-47).

Вопрос: Как Вы думаете, почему немцам так и не удалось захватить Ленинград?

Вывод: 27 января 1944 года блокада города была окончательно прервана. В городе к этому времени оставалось 560 тысяч жителей – в пять раз меньше, чем в начале блокады. Блокада Ленинграда длилась 880 дней и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества.

Старт проекта “Хочу все знать!” презентация – о Г.К. Жукове.

IV. Закрепление изученного материала на уроке.

Работа по решению проблемно задания.

1 группа. Впервые месяцы германские войска нанесли ряд крупных поражений советским войскам. Выберите и прикрепите на магнитах причины.

2 группа. Выберите и прикрепите к доске всё то, что повлияло на быстрое продвижение немецких армий вглубь территории СССР.

3 группа. Героическое сопротивление, каких городов сорвало гитлеровский план молниеносной войны?

Выберите листы с названием городов и прикрепите их к доске.

4 группа. Расположите на доске в хронологической последовательности события 1941 года.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

1. Образовательная:

- познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны;

- сформировать представление об основных периодах Великой Отечественной войны;

- раскрыть причины неудач Красной Армии в начале Великой Отечественной войны.

2. Воспитательная:

- уяснить, что война с Германией носила со стороны СССР справедливый, освободительный характер;

- охарактеризовать героизм советских людей;

3.Развивающая:

- продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы;

- способствовать развитию логических умений: сравнивать, анализировать, обобщать , оценивать.

По источнику передачи и восприятию информации:

По степени самостоятельности мышления:

- индивидуальная, парная, фронтальная.

ход военных действий в начальный период войны, причины неудач Красной Армии, ход оборонительных сражений под Москвой.

Ноутбук, телевизор; кадры военной кинохроники ; презентация; карта военных действий.

Объем учебного времени : 40 минут.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока.

Оборонительные сражения Красной Армии.

Причины поражения Красной Армии.

Битва за Москву.

Контрнаступление советских войск под Москвой.

10. Блокада Ленинграда.

Организационный момент.

- Здравствуйте! Садитесь! Я рада вас снова видеть.

1. Какие территории были присоединены к СССР в сентябре 1939 года?

а) Западная Белоруссия;

б) Западная Украина;

г) Варшавское королевство;

2. Что послужило причиной исключения СССР из Лиги Наций?

а) присоединение Западной Украины и Западной Белоруссии

б) договор с Германией

в) война с Финляндией

4. На какую страну напала Германия 1 сентября 1939г.?

б) на Чехословакию

5. Как назывался гитлеровский план нападения на СССР?

7. Когда был образован СССР?

а) 7 ноября 1917;

б) 30 декабря 1922 г.;

в) 1 сентября 1939 г.

8. Годы советско-финляндской войны:

а) ноябрь 1939-март 1940г.;

9. Принятие СССР в Лигу Наций:

10. Результатом переговоров между Риббентропом и Молотовым стало:

а) провал московских переговоров между СССР, Англией и Францией;

б) завершение военного конфликта на Дальнем Востоке;

в) заключение пакта о ненападении.

б) фронтальный опрос (2 минуты):

1. Когда и какими действиями началась вторая мировая война?

( 1 сентября 1939 года. Нападением на Польшу.)

2. Как вы думаете, являлись ли планы Германии по захвату СССР тайной для советского руководства?

Рассказ учителя: Весной 1941 года приближение войны ощущалось всеми. Советская разведка докладывала не только о перебросках немецких войск, но и о сроках нападения Германии. Но Сталин считал, что война начнется не раньше 1942 года. Сталин не исключал возможности превентивного (упреждающего) удара по Германии. Но советское руководство ясно осознавало, что Красная Армия не готова к наступательной войне:

- 3/4 танков требовало списания;

-90 % танкового парка составляли лёгкие танки;

-50 % общего числа танков были выпущены до 1935 года;

-танков новейшей конструкции было не более 1,5 тыс., а подготовленных экипажей к ним – всего 208;

-отсутствовала система противовоздушной обороны.

Такой была обстановка накануне Великой Отечественной войны.

II . Мотивация.

Учитель: Я продолжу свой рассказ, а вы сформулируйте тему нашего урока.

Лето…ярко светило солнце, люди занимались привычными делами, выпускники школ наряжались к выпускным балам, кто-то поступал в институт, кто-то создавал семью.

Такою всё дышало тишиной

Что вся земля ещё спала, казалось

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось.

- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

-Запишите число и тему нашего урока в тетрадь.

-Цель урока (слайд )

-Постановка проблемного вопроса (слайд )

III . Формирование новых знаний.

- Вот так вероломно, неожиданно Германия напала на Советский Союз. Оборвалась мирная жизнь советских граждан, началась Великая Отечественная война. Война длилась четыре страшных года, 1418 дней и ночей.

В полдень с обращением к народу выступил нарком иностранных дел – Молотов.

-Прослушивание записи. (Слайд , 1мин 10 сек)

2. Работа с документом.

-Учебник страница 212.

-Ответы на вопросы.

(Все Отечество, независимо от возраста, пола ,национальности, поднялось на эту войну).

-Рассказ учителя: В тот же день была объявлена всеобщая мобилизация. Уходили на фронт и жители страны

ФИЗМИНУТКА: Левой ,правой-шаг вперёд(шагают на месте)

На войну идёт народ.

Смотрим мы по сторонам,

Но не видно врага нам.

Мы склонились над землёй

Слава Родине родной ( хлопают в ладоши).

(-22 июня 1941 года было воскресным днём. В 12 часов дня по радио передали обращение советского правительства о начале войны с фашистской Германией. В крае была объявлена мобилизация. У военкоматов и и призывных пунктов стояли очереди из числа желающих идти на фронт.

За годы войны в армию призвали более 166 тысяч крымчан. В первые дни войны около 82 наших земляков подали заявление о зачислении в Красную армию добровольцами.

В 1941 году война прервала мирную жизнь села. Сборный пункт возле исполкома сельского совета, провожала славных сынов и дочерей на жестокую битву с фашизмом.

Фронтовая жизнь… Здесь готовность пожертвовать собой, в сущности, была обычной мерой каждого человеческого поступка, подвиги совершались в каждом бою. Более 35 манайцев погибли на фронтах Великой Отечественной войны.)

4. Рассказ учителя:

-23 июня 1941 года были созданы фронты: Северный, Северо-Западный , Западный, Юго-Западный, Южный. Для управления ими была создана Ставка главного командования (слайд ). В неё вошли: Молотов, Будённый, Ворошилов, Жуков, Тимошенко, Шапошников (слайд ).

Верховным главнокомандующим с 8 августа 1941 года был назначен Иосиф Виссарионович Сталин, он же возглавил и ГКО-государственный комитет обороны, созданный 30 июня.

5. Словарная работа.

Работа с новыми определениями:

-Блицкриг-молниеносная война (6-8 недель);

-мобилизация- перевод вооруженных сил из мирного состояния в полную боевую готовность.

7. Соотношение сил.

Германия, её союзники

Солдаты и офицеры

190 дивизий

170 дивизий

Орудия и минометы

За 3 недели немцы оккупировали Литву, Латвию, Белоруссию, большую часть Украины, Молдавии, Эстонии. Красная Армия потеряла 100 дивизий, 3,5 тыс.самолетов, 6 тыс. танков. Западный фронт оказался в окружении. В тоже время фашисты столкнулись с отчаянным сопротивлением. Враг потерял 100000 человек, 40% танков, 1000самолетов. Германия продолжала сохранять решающий перевес, но по мере продвижения вглубь страны, наступление постепенно замедлялось.

- Какие можно сделать выводы на основании этой таблицы и данных?

(Преимущество явно на стороне Германии. СССР был не готов к войне).

8. Работа с учебником.

- В чем причины поражений Красной Армии в начале войны?

- Какова цена первых поражений СССР в войне?

-Что вы можете сказать о потерях врага в первые недели войны?

9.Рассказ учителя.

Битва за Москву.

- Захвату Москвы Гитлер придавал решающее значение. (Видео запись ). В своей директиве от 8 октября 1941 года Гитлер приказал после завершения окружения Москвы стереть ее с лица земли и затопить. На месте Москвы фашисты планировали устроить огромное озеро.

30 сентября и 2 октября 1941 года на брянском и вяземском направлениях началось наступление фашистов под командованием генерала фон Бока на Москву. Не только москвичи – вся страна встала на защиту столицы.

10. Беседа по вопросам:

-Какое значение имела победа под Москвой?

-Учебник стр. 215.

-Япония и Турция окончательно отказались от вступления в войну на стороне Германии.)

11.Запишите в тетради основные события битвы за Москву (Слайд №11)

30 сентября 1941 года – 05 декабря 1941 года – оборонительный этап

5 декабря 1941 года – 20 апреля 1942 года – наступательный этап

11.Блокада Ленинграда (слайд ).

-Просмотр видео Блокадный Ленинград (слайд )

12. Рассказ учителя:

-Символом страшной блокадной войны стал дневник Тани Савичевой ( слайд ). В Ленинграде погибло около 1 млн. человек, но город устоял. Лишь в январе 1944 года блокада города была прорвана.

V. Закрепление.

Тест. (Слайд )

1. Когда началась Великая Отечественная война:

а) 1 сентября 1939 г.; б) 22 июня 1939 г; в) 22 июля 1941 г; г) 22 июня 1941 .

2. Как назывался план нападения фашистской Германии на СССР:

а) Барбаросса ; б) Ост; в) Тайфун; г) Блицкриг.

а) И.В. Сталин; б) В.М. Молотов ; в) Г.К. Жуков; г) К.Е. Ворошилов.

4. Верховным главнокомандующим советских войск 8 августа 1941 г. был назначен:

а) Г.К. Жуков; б) И.В. Сталин; в) С.К. Тимошенко; г) С.И. Буденный.

VII . Итог урока

- Итак, перед вами в начале урока был поставлен проблемный вопрос. (Слайд )

Почему Красная Армия потерпела поражение в начале войны? (Слайд )

-Просчеты Сталина и его окружения в оценке военной обстановки и сроках начала войны.

-Переоценка значения советско-германского договора о ненападении.

-Войска не были приведены в боевую готовность.

-Отсутствие укрепленной линии обороны в связи с переносом границы в 1940 году.

-Физическое уничтожение высшего и среднего командного состава Красной армии в конце 30х годов.

-Отсутствие стратегии ведения отступления.

- Превосходство гитлеровцев в живой силе и технике на решающих направлениях.

VIII . Рефлексия (Слайд №20)

Самооценка: как я усвоил материал:

IX . Д/з- п. 29

Объявление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание (дифференцированное):

Для всех: Прочитать соответствующий параграф учебника(29); ответить на вопросы;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация и технологическая карта урока (видео для урока взято из цикла "Битва за Москву", фильм "СССР в первые месяцы войны").

Охарактеризовать трагическое начало Великой Отечественной войны, проанализировать мероприятия проводимые руководством страны в первые дни войны. Выяснить причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны.

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Углубить и систематизировать знания учащихся о событиях, которые привели к началу Великой отечественной войны.

Формировать умения и навыки анализа исторических фактов на основе документов. Развивать представления о сложности и противоречивости исторических событий и умение аргументировать свою точку зрения

Создавать условия для осознания обучающимися чувства сопричастности к событиям истории своей Родины. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну.

Образовательные ресурсы

Учебник для 9 класса. – М.:Просвещение, 2016,

Презентация. Исторические источники. Хрестоматия для учащихся старших классов средней школы А.Г. Колосков, Е.А.Гевуркова
История Отечества в документах 1917-1993гг.

2. Трагическое начало.

4.Неудачи Красной Армии летом- осенью 1941 года

5.Оборонительные сражения Красной Армии.

6.Причины поражения Красной Армии.

Методы и формы:

Методы: словесно-наглядный; практический.

Формы :индивидуальная, парная, фронтальная.

Планируемые результаты.

Предметные:

знать основные события, даты, периодизацию: 1941, 22 июня – нападение гитлеровской Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны.

22 июня 1941 г.- 18 ноября 1942 г.;

19 ноября 1942 г. – декабрь 1943 г.;

январь 1944 г. – 9 мая 1945 г.

развивать умения изучать и систематизировать информацию из

- осваивать общие принципы постановки и решения познавательных

задач, выявлять причины исторических событий, объяснять факты;

- вырабатывать умения давать оценку историческим событиям и процессам.

Метапредметные: (познавательные (в

том числе, основы проектной деятельности,

основы работы с текстом, основы ИКТ-компетентности), регулятивные,

-вырабатывать способность сознательно организовывать и

регулировать свою учебную деятельность;

-вырабатывать умения работать с учебной

-проявлять готовность к сотрудничеству с соучениками;

-формировать умения определять цели

своей деятельности и представлять ее

-выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;

-осуществлять самоконтроль и самооценку;

- делать выводы из сформулированных

Личностные УУД: формировать историко-географический образ,

включая представление о ходе

- проявлять уважение к истории Отечества;

познавательный интерес к изучаемой теме.

СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Формы организации работы

Обучающие и развивающие компоненты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный этап.

Эмоциональная и психологическая подготовка к усвоению и изучению материала

Решение логической задачи.

Раздает учащимся тест с заданием (Приложение 1)

Рассказ учителя: Весной 1941 года приближение войны ощущалось всеми. Советская разведка докладывала не только о перебросках немецких войск, но и о сроках нападения Германии. Но Сталин считал, что война начнется не раньше 1942 года. Почему?

Советское руководство ясно осознавало, что Красная Армия не готова к наступательной войне. Докажите это фактами. (слайд 2)

Самостоятельное выполнение теста

Отвечают на вопрос.

Учащиеся работают с учебником стр.209 и приложением №4.

Регулятивные: умения контролировать свои знания.

Коммуникативные:

умения работать в паре.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят речевые высказывания.

Познавательные: используют общие приемы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов решения.

2. Мотивация учебной деятельности к усвоению новых знаний.

3. Усвоение новых знаний.

Целеполагание и определение путей достижения целей.

Какие вопросы мы сегодня должны рассмотреть? (слайд 4)

Оборонительные сражения Красной Армии.

Причины поражения Красной Армии.

Рассказ учителя, который сопровождается показом по карте (Приложение 5)

Задание учащимся: запишите новые понятия, которые вы услышите в ходе моего рассказа.

Какие определения вы можете им дать? (слайд 6-7)

Слушают, формулируют тему урока. Учащиеся определяют план урока.

Ребята записывают тему урока в тетрадь.

Учащиеся по ходу рассказа записывают новые понятия:

Дают определения самостоятельно или с помощь словаря.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников;

Постановка и решение проблемы.

Я предлагаю вам выяснить причины военной катастрофы начала Великой Отечественной войны. У вас на столах лежит пакет с документами, который позволит нам выяснить эти причины. (Приложение №2).

Существует мнение, что кроме названных вами причин, катализатором катастрофы начала войны стала паника и психологическая неготовность советского народа защищать свою страну. Во многих фильмах и книгах про Великую Отечественную войну есть значительный перекос в пользу негативных элементов: паника, огромные колонны пленных, стремительное продвижение противника, дезертиры, расстрелы паникёров т. д. Но помимо этого существовали и люди, которые подделывали даты рождения, чтобы уйти на фронт. В первые 8 дней войны призвали более 5 млн человек (слайд 8). Многие не дожидались повесток. Подумайте, какие чувства испытывали добравольцы? Что двигало ими?

Видео первые дни войны

Какой город еще был стратегическим для Германии? Да, Ленинград город, который на себе испытал все тяготы войны. Блокада Ленинграда длилась 871 день. Давайте посмотрим на экран. Фильм из хроники «Блокада Ленинграда). Найдите в учебнике стр.213, что было написано в дневнике Тани? Как вы думаете, что пережила эта девочка? (Слайд 10)

Учащиеся читают документы, анализируют и формулируют ответ на поставленную задачу.

Называются причины с опорой на источники.

Учащиеся аргументируют свою точку зрения, опираясь на самостоятельно добытые исторические факты по данной теме.

Предполагаемые ответы учеников:

Советские войска были атакованы внезапно. Войска, переброшенные к границе, не были развернуты для боевых действий. Многие части не были доукомплектованы до штатов военного времени. Не на должном уровне находились транспортные средства и связь. Сказался урон, понесенный в первые дни войны. На службу Германии была поставлена вся экономика Европы. У немцев было превосходство в людях, технике, владение инициативой.

Отвечают, опираясь на учебник стр. 213.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве для выработки общего решения в совместной деятельности.

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве для выработки общего решения в совместной деятельности.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве для выработки общего решения в совместной деятельности.

4. Закрепление знаний.

Ребятам предлагается выполнить тестовое задание (Приложение №3)

Учащиеся выполняют работу.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Перед вами в начале урока был поставлен проблемный вопрос. (Слайд 11)

Почему Красная Армия терпела поражения в начале Великой Отечественной войны?

Учитель помогает ученикам с использованием заранее сделанных записей на слайде.

- Просчеты Сталина и его окружения в оценке военной обстановки и сроках начала войны.

- Переоценка значения советско-германского договора о ненападении.

- Войска не были приведены в боевую готовность.

- Отсутствие укрепленной линии обороны в связи с переносом границы в 1940 году.

- Физическое уничтожение высшего и среднего командного состава Красной армии в конце 30х годов.

- Отсутствие стратегии ведения отступления.

- Превосходство гитлеровцев в живой силе и технике на решающих направлениях. (Слайд 12)

Каково значение первого этапа Великой Отечественной войны?

На уроке я выполнил(а) / не выполнил(а) все задания.

понятен / не понятен

за работу на уроке:

На что я должен (должна) обратить внимание, делая домашнее

Учащиеся делают вывод о срыве плана молниеносной войны.

Учащиеся заполняют лист самооценки

Познавательные:

Личностные: адекватно оценивают свою работу на уроке, формируют собственное мнение и позицию.

Домашнее задание.

Прочитать параграф 29, ответить на вопросы после параграфа. По желанию творческое задание: Написать короткое сочинение, историческое эссе на тему: «Как я

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1. Какие территории были присоединены к СССР в сентябре 1939 года?

а) Западная Белоруссия;

г) Варшавское королевство;

2. Что послужило причиной исключения СССР из Лиги Наций?

а) присоединение Западной Украины и Западной Белоруссии

б) договор с Германией

в) война с Финляндией

4. 4. На какую страну напала Германия 1 сентября 1939г.

б) на Чехословакию

5. Как назывался гитлеровский план нападения на СССР?

7. Когда был образован СССР?

а) 7 ноября 1917;

б) 30 декабря 1922 г.;

в) 1 сентября 1939 г.

8. Годы советско-финляндской войны:

а) ноябрь 1939-март 1940г.;

9. Принятие СССР в Лигу Наций:

10. Результатом переговоров между Риббентропом и Молотовым стало:

а) провал московских переговоров между СССР, Англией и Францией;

б) завершение военного конфликта на Дальнем Востоке;

в) заключение пакта о ненападении.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

План обороны государственной границы СССР разработан и утверждён правительством в феврале 1941. В течение мая - июня были начаты мобилизационные мероприятия. В приграничных районах было построено около 2500 железобетонных сооружений, расширялась военных аэродромов. Во второй половине мая — начале июня войска из внутренних военных округов были переброшены к западной границе. Однако к моменту нападения немцев стратегическое развёртывание войск не было завершено.

Соотношение вооруженных сил СССР и Германии к началу Великой Отечественной войны

Войска, вооружение, боевая техника

Личный состав, млн человек

Боевые самолеты, тыс.

Орудия и минометы, тыс.

Из всех советских танков – 3,8 тыс. находились в боеготовности; только 3 танковых корпуса оснащены моделями Т-34 и КВ

1200 самолетов не имели летных экипажей, 13% - неисправны; 1,5 новых моделей самолетов (Ил-2, МиГ-3, ЛаГГ-3, Як-1), но подготовленных для них экипажей – 208.

На СССР была обрушена мощь сверхподготовленной к войне страны.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

1. Когда началась Великая Отечественная война:

а) 1 сентября 1939 г.; б) 22 июня 1939 г; в) 22 июля 1941 г; г) 22 июня 1941 .

2. Как назывался план нападения фашистской Германии на СССР:

а) Барбаросса; б) Ост; в) Тайфун; г) Блицкриг.

а) И.В. Сталин; б) В.М. Молотов; в) Г.К. Жуков; г) К.Е. Ворошилов.

4. Верховным главнокомандующим советских войск 8 августа 1941 г. был назначен:

а) Г.К. Жуков; б) И.В. Сталин; в) С.К. Тимошенко; г) С.И. Буденный.

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

ВОПРОС: Почему Сталин так был уверен в том, что война с Германией не начнётся в 1941 году, и причём здесь цена на баранину на мировом рынке?

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

Первые дни Великой Отечественной войны

22 июня 1941 г. в 3 часа 30 минут немецкая армия начала свое мощное вторжение по всей границе нашей страны от Черного до Балтийского моря. Началась Великая Отечественная война. 23 июня 1941 года были созданы фронты: Северный, Северо-Западный, Западный, Юго-Западный, Южный. Для управления ими была создана Ставка главного командования (слайд 6). В неё вошли: Молотов, Будённый, Ворошилов, Жуков, Тимошенко, Шапошников. Верховным главнокомандующим с 8 августа 1941 года был назначен Иосиф Виссарионович Сталин, он же возглавил и ГКО - государственный комитет обороны, созданный 30 июня.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

На уроке я выполнил(а)_____________________________________________ _________________________________________/ не выполнил(а) все задания.

Материал урока мне был понятен / не понятен___________________________

На уроке мне понравилось ___________________________________________

Моя оценка себе за работу на уроке: ___________________________________

На что я должен (должна) обратить внимание, делая домашнее задание:_____

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

На уроке я выполнил(а)_____________________________________________ _________________________________________/ не выполнил(а) все задания.

Материал урока мне был понятен / не понятен___________________________

На уроке мне понравилось ___________________________________________

Моя оценка себе за работу на уроке: ___________________________________

На что я должен (должна) обратить внимание, делая домашнее задание:_____

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

На уроке я выполнил(а)_____________________________________________ _________________________________________/ не выполнил(а) все задания.

Материал урока мне был понятен / не понятен___________________________

На уроке мне понравилось ___________________________________________

Моя оценка себе за работу на уроке: ___________________________________

На что я должен (должна) обратить внимание, делая домашнее задание:_____

РИХАРД ЗОРГЕ – легендарный советский разведчик, Герой Советского Союза.

РИХАРД ЗОРГЕ – легендарный советский разведчик, Герой Советского Союза.

НАЧАЛО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

План урока

Записать и запомнить

  • 22 июня 1941 г. в 3 часа 30 минут немецкая армия начала вторжение по всей границе нашей страны от Черного до Балтийского моря.

- 23 июня 1941 года были созданы фронты: Северный, Северо-Западный, Западный, Юго-Западный, Южный.

23 июня – создана СТАВКА ГЛАВНОГО КОМАНДОВАНИЯ (потом была преобразована в СТАВКУ ВЕРХОВНОГО КОМАНДОВАНИЯ) Георгий Константинович Жуков Семён Константинович Тимошенко Первые заседания Ставки Главного Командования Вооружённых сил в июне проходили без Сталина. Председательство наркома обороны СССР маршала С. К. Тимошенко было лишь номинальным. Николай Герасимович Кузнецов Семён Михайлович Будённый Климент Ефремович Ворошилов

23 июня – создана СТАВКА ГЛАВНОГО КОМАНДОВАНИЯ

(потом была преобразована в СТАВКУ ВЕРХОВНОГО КОМАНДОВАНИЯ)

Георгий Константинович Жуков

Семён Константинович Тимошенко

Первые заседания Ставки Главного Командования Вооружённых сил в июне проходили без Сталина. Председательство наркома обороны СССР маршала С. К. Тимошенко было лишь номинальным.

Николай Герасимович

Семён Михайлович Будённый

Климент Ефремович Ворошилов

Первые поражения

Учебник стр. 211-212

Учебник стр. 211-212

Причины поражения в начале ВОВ:

  • Просчеты Сталина и его окружения в оценке военной обстановки и сроках начала войны.
  • Переоценка значения советско-германского договора о ненападении.
  • Войска не были приведены в боевую готовность.
  • Отсутствие укрепленной линии обороны в связи с переносом границы в 1940 году.
  • Физическое уничтожение высшего и среднего командного состава Красной армии в конце 30х годов.
  • Отсутствие стратегии ведения отступления.
  • Превосходство гитлеровцев в живой силе и технике на решающих направлениях.

Читайте также: