Что такое монолог кратко 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

монол о г, монолога, муж. (греч. monologos) (лит., театр.). Речь более или менее значительных размеров, произносимая действующим лицом драмы и обращенная к самому себе или к зрителям.

Педагогическое речеведение. Словарь-Справочник

(от греч. monos — один и logos — слово, речь) — это устное или письменное высказывание одного человека. М. — это значительный по размеру отрезок речи, состоящий из содержательно и структурно связанных между собой высказываний, имеющих смысловую завершенность. М. имеет определенную композиционную форму. Степень проявления этих признаков зависит от жанрово-стили-стической (художественный М., ораторская речь и пр.) и от функционально-коммуникативной (повествование, рассуждение, описание и пр.) принадлежности. Внутрижанровые различия, устное или письменное осуществление М. обусловливают их особенности: лексический отбор, строение предложений, синтаксические способы их соединения, виды взаимодействия разговорной и книжной речи и пр.

М. обращен не только вовне, но и вовнутрь, т. е. говорящий адресуется не только к партнерам, но и к самому себе, и в связи с этим непременно рассчитывает на словесную реакцию партнеров, поэтому иногда М. определяют как интраперсональный речевой акт. По способу изложения содержания различаются три типа М.: описание, повествование, рассуждение.

Словарь лингвистических терминов

(от греч. monologos из monos — один + logos — речь), форма речи, обращенной говорящим к самому себе, не рассчитанной на словесную реакцию другого лица. Монологическая речь, в отличие от диалогической, характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, грамматической их оформленностыо.

Риторика: Словарь-справочник

(моно- + др.-греч. λογος слово)

в риторике: речь одного лица, образующая единое высказывание; выделяются следующие виды монологической речи: а) описание – изображение состояния предмета посредством перечисления его частей, свойств, признаков, видов, объединяющее позиции участников общения; б) повествование – изображение предмета речи в изменении, как последовательности переживаемых событий или действий, разделяющее позиции участников общения; в) рассуждение – обоснование представления говорящего о предмете посредством доводов, с которыми получатель высказывания соглашается, присоединяясь тем самым к представлению говорящего.

Античный мир. Словарь-справочник

(греч. речь одного)

в драме речь одного персонажа. Часто строился по правилам ораторского иск-ва.

(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

(от греч. monos — один и logos — слово, речь) — в литературном произведении речь действующего лица, обращенная к самому себе или к другим, но, в отличие от диалога, не зависящая от их реплик.

Рб: язык. Изобразительно-выразительные средства

Асс: язык действующих лиц

* "Внутренние монологи широко использованы в произведениях Л. Толстого и Достоевского. Здесь они порой занимают по нескольку страниц текста и выявляют наиболее значительные и глубокие, "сокровенные" переживания героев" (В.Е. Хализев). *

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Речь действующего лица пьесы, обращённая к самому себе или к зрителям.

* Монолог Фамусова. *

|| прил. монологический, -ая, -ое.

* Монологическая речь. *

Шекспировская энциклопедия

Шекспир в своих пьесах часто прибегал к приему, когда герой обращается вслух к самому себе или зрителям.

Толковый переводоведческий словарь

форма речи, обращенной говорящим к самому себе, не рассчитанной на словесную реакцию другого лица.

Энциклопедический словарь

(от моно. и греч. logos - речь), развернутое высказывание одного лица; преобладающая форма в лирике, важная - в эпических, особенно драматическом, жанрах. В повествовательной прозе 19-20 вв. распространен "внутренний монолог" героев.

Словарь Ожегова

МОНОЛОГ, а, м. Речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе. Сценический м. Внутренний м.

| прил. монологический, ая, ое. Монологическая речь.

Словарь Ефремовой

  1. м.
    1. Форма речи, развернутое высказывание одного лица, обращенное к слушателям или к самому себе.
    2. Речь действующего лица, выключенная из разговорного общения персонажей, не предполагающая непосредственного отклика (в литературном произведении).

    Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    — речь наедине, произносимая действующим лицом в драме, а также рассказ или торжественное обращение к другим лицам. Вообще под М. подразумевается эпизодическое появление в драме отрывков эпического или лирического характера, побуждающих зрителя к некоторому размышлению, к остановке на данном моменте деиствия. М. не есть неизбежная часть драмы; развитие его представляется неравномерным, отчасти случайным. Древнеклассическая драма не способствовала развитию М. Аристотель в своей "Поэтике", говоря о главных элементах драмы, отводит М. последнее место. Он является у древних или в виде монодрамы (см.), или в виде лирических отступлений, вложенных в уста хора (пессимистические размышления о жизни в "Эдипе в Колоне" Софокла), или в виде рассказов так наз. вестников (как в "Антигоне" Софокла). Иногда, впрочем, М. в современном значении слова встречается и в античных драмах. Аристотель жалуется на то, что более ранние поэты зачастую влагали в уста своих лиц М. политического характера, а современные философу драматурги — М. риторические, адвокатского пошиба. Более правильное развитие М. мог получить лишь при смене античной "драмы положения" новейшей "драмой характеров" (см. Драма), когда главным содержанием драмы стало действие, происходящее в душе человека. Даже у Корнеля и Расина встречается лирический М., явно противоречащий основам ложноклассической трагедии. Вполне свободно и сознательно пользуется М. Шекспир; в особенности богат монологами "Гамлет". М. "Быть иль не быть" до того часто выделяли из трагедии, что, по замечанию Льюиса, даже актеры перестали обращать внимание на его значение в действии и читают его так, как будто это просто прекрасное рассуждение о жизни и смерти, излюбленное публикой. Верный взгляд на М. выказали в своих драмах Шекспир и Гёте, старавшиеся примирить "драму положения" с "драмой характеров"; М. в этих драмах, как и у Шекспира, никогда не выходит из границ характеристики действующего лица. Напр. лирический монолог Иоанны в "Орлеанской деве" Шиллера ("Молчит гроза военной непогоды") есть одно из самых драматических мест трагедии, так как на глазах зрителя из столкновения внутренних чувств долга и страсти возникает как бы ропот против небесных сил, постепенно растущий и достигающий все б о льшего напряжения. При дальнейшем развитии лирического элемента в европейской драме М. получил еще более важное значение, особенно в драмах романтиков начала и первой половины XIX в. Так, байроновский "Манфред" состоит почти целиком из одних М.; в "Вильяме Ратклифе" Гейне, трагедиях Грильпарцера, драмах Виктора Гюго М. играет первенствующую роль. Из романтической трагедии М. перешел и в мелодраму. Русская драматургия XVIII и XIX в. отчасти отражала в себе направления европейской драмы, и сообразно этому менялись взгляды авторов на роль М. В общем русская драма не злоупотребляет М.: так, в "Борисе Годунове" Пушкина М. не выходит из пределов характеристики, а Островского (напр. в комедии "Не было ни гроша, да вдруг алтын" М. скупца в последнем акте) М. есть в то же время монодрама. В новейшей европейской драме, под влиянием натурализма уклоняющейся от психологии и незаметно возвращающейся к типу античной драмы (на этот раз роль "рока" играют бессознательные инстинкты, "природа"), М. перестает играть существенную роль и даже совершенно упраздняется у Ибсена, Гауптмана, Стриндберга; то же замечается и у нас ("Доктор Мошков" Боборыкина). Это явление знаменует лишь реакцию против злоупотреблений лирическим элементом драмы, а отнюдь не полное упразднение М., являющегося как с точки зрения сценического эффекта, так и с точки зрения поэтических требований одной из законных условностей драматического искусства. Монологам тенденциозного характера с намеками на современность особенно благоприятствует комедия. В греческой комедии (Аристофан) хор в известном месте обращался к зрителям с так наз. "парабасой", т. е. беседой, не имевшей прямого отношения к действию комедии: о текущих делах республики, об общественных нравах и т. п. Роль таких "парабас" в новой комедии играют М. личностей вроде мольеровского Альцеста, или грибоедовского Чацкого, или Гоголевского городничего в "Ревизоре" ("Чего смеетесь. над собою смеетесь!"). В особенности процветает этого рода М. в новейшей парижской комедии на "злобы дня" Дюма-сына, Сарду и т. п. Они влагаются в уста так наз. "резонера" комедии, заменившего древний комический хор.


    Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

    • Монолог (от др.-греч. μόνος — один и λόγος — речь) — речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому себе.

    МОНОЛО'Г, а, м. [греч. monologos] (лит., театр.). Речь более или менее значительных размеров, произносимая действующим лицом драмы и обращенная к самому себе или к зрителям.

    моноло́г

    Делаем Карту слов лучше вместе

    Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

    Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

    Вопрос: вожделеть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?


    Монологи встречаются в большинстве произведений, особенно тогда, когда автору необходимо раскрыть образ героя перед читателем. Так что такое монолог, и в чем заключается его смысл?

    Монолог: определение и характеристика

    Гамлет. Шекспир

    Рис. 1. Гамлет. Шекспир.

    В эпических произведениях тоже используется эта форма организации художественной речи. Например, внутренний монолог А. Болконского в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”.

    Монолог в отличие от диалога не является включенным в разговорное общение, он не ждет отклика от других действующих лиц произведения

    Монолог существует для того, чтобы навести читателей на размышления, привлечь их внимание к какой-либо теме. Он появился еще в античной литературе в текстах Платона и Аристотеля.

    Монолог может быть направлен на другого действующего героя, при этом другой герой не вступает в общение, а лишь слушает, обращенную к нему речь. Монолог также может идти внутрь себя, когда герой произносит свою речь наедине с самим собой.

    Монолог может быть убеждающим и побуждающим. Убеждающий монолог призван вызвать чувства и эмоции у собеседника, а побуждающий взывает к определенным действиям.

    Что мы узнали?

    Данная статья поможет школьникам дать определение монологу, выяснить, чем он отличается от диалога, и в каких произведениях находятся самые яркие монологи мировой литературы.


    Допусти иногда мы забываемся и говорим сами с собой это и называется монолог.

    Диалог - это разговор 2 людей.

    Монолог - разговор 1 человека.

    Например : Петросян рассказывает людям на сцене.

    Это тоже диалог) МОНОЛОГ.


    Что такое диолог и монолог?

    Что такое диолог и монолог.


    Что такое монолог?

    Что такое монолог?

    Допишите предложение МОНОЛОГ -.


    Что такое монолог - рассказ?

    Что такое монолог - рассказ.


    Что такое диалог и монолог?

    Что такое диалог и монолог?


    Что такое монолог - краткий ответ?

    Что такое монолог - краткий ответ.


    Что такое монолог и диалог?

    Что такое монолог и диалог.


    Монолог на тему"Что такое счастье?

    Монолог на тему"Что такое счастье?


    Напишите пожалуйста, Полный разбор слова "монолог"?

    Напишите пожалуйста, Полный разбор слова "монолог".


    Что такое монолог ?

    Что такое монолог ?


    НАПИШИТЕ ПОЖАЛУЙСТА КОНСПЕКТ ДЛЯ 5 КЛАССА ПО ТЕМЕ ДИОЛОГ МОНОЛОГ?

    НАПИШИТЕ ПОЖАЛУЙСТА КОНСПЕКТ ДЛЯ 5 КЛАССА ПО ТЕМЕ ДИОЛОГ МОНОЛОГ.

    Вы открыли страницу вопроса Что такое монолог напишите пожалуйста?. Он относится к категории Русский язык. Уровень сложности вопроса – для учащихся 5 - 9 классов. Удобный и простой интерфейс сайта поможет найти максимально исчерпывающие ответы по интересующей теме. Чтобы получить наиболее развернутый ответ, можно просмотреть другие, похожие вопросы в категории Русский язык, воспользовавшись поисковой системой, или ознакомиться с ответами других пользователей. Для расширения границ поиска создайте новый вопрос, используя ключевые слова. Введите его в строку, нажав кнопку вверху.



    Из - под облака, из - за облака из - под угла, из - за угла из - под сарая, из - за сарая из - под горы, из - за горы из - под дома, из - за дома из - под ворот, из - за ворот из - под козырька, из - за козырька из - под дерева, из - за дерева.


    Первая е в слове подвенечном, разместилась е, лесным е, просекам о, черемуха первая е, обвола вторая о, ароматом первая о, ломайте о, берегите вторая е.


    1) первое предложение 2)как же охотится.


    Басня - это малая форма эпического жанра, в котором художественная образность основывается на таких приёмах , как аллегория и иносказание. Басню часто относят и к дидактической литературе . В басне всегда присутствует чётко прослеживаемый сюжет.


    ПОТЕМНЕЛО По - приставка, тем - корень, н, е, л - суффиксы, о - окончание.


    Птицы улетели да отлично 5 с плюсом.


    ПРОШЛО КРАСНОЕ ЛЕТО, ЛИСТЬЯ ОПАЛИ.


    Жил на свете дятел. Он жил на дереве. Дерево было старым. Дятел ловко долбил это дерево. Наступила зимушка - зима. Было холодно. А в дупле очень тепло и уютно. Наступила весна. Сильная гроза сломала дерево. Дятелу не где жить! Нашёл он ново..


    Деревни, наслаждением, жизнь, песчаных, оврагом, жёлтые, песка, укрепили, постелили, провели, ловили, сковородку, съедали, крыжовника, замечательные, собаки, сторожили, свете. Тема : Деревня - наслаждение. Тип : повествовательный. Стиль : невоскл.

    © 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
    Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

    Читайте также: