Деятельностная сущность человека план урока

Обновлено: 05.07.2024

Деятельность - особенность человеческого существования, отличающая его от животного мира. Деятельность - это специфически человеческая форма активности. В процессе деятельности происходит преобразование окружающего мира и самого человека. Животные к окружающей среде приспосабливаются, а человек окружающий мир преобразует. Деятельность характеризуется целеполаганием и разумным отношением к действительности.

Деятельность проявляется в действиях. Действия - это дискретные акты человеческой деятельности.

2. Биологический круг бытия - действия по обеспечению жизнедеятельности человека: здоровье, питание, воспроизводство человека.

4. Круг общественных отношений (социальный круг бытия) включает производственные и предпринимательские действия, торговлю, рекламу, конкуренцию, социальное партнерство, государственные акты, международное сотрудничество. Социальный круг представлен экономической и политической деятельностью.

Во всех кругах бытия человек проявляет себя как деятельное существо. Многомерная совокупность взаимосвязанных общественных явлений образует мир социального действия.

Структура человеческой деятельности включает объект, субъект, цель, средства, результат. Системообразующий (центральный) признак деятельности - субъективная активность человека. Все творимое и переживаемое людьми содержит идеальную составляющую - будь то замысел, цель, мотив или какое-либо иное побуждение человеческого действия.

Мотивы связаны с удовлетворением потребностей. Потребность - это объективная нужда человека в чем-то для жизни, побудитель человеческих действий.

Интерес связан с возможностью удовлетворения потребности (осознанная потребность). Установка - готовность действовать определенным образом, ориентация человека на социальный объект. Убеждения - устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы.

Итак, человека из мира животных выделяет его активное, преобразовательное, деятельностное отношение к миру. Основа деятельности - постановка целей (целеполагание) и использование различных средств (орудий труда, логических методов познания и т.д.). Виды деятельности прошли сложное развитие и становление в ходе человеческой истории. Деятельность усложняется с каждым новым поколением людей. Выделяют следующие виды деятельности: материально-практическая, социально-преобразовательная, духовная, коммуникативная и творческая.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Учитель истории и обществознания Жукова Елена Яковлевна.

Эпиграф : “Назначение человека в разумной деятельности” Софокл (ок. 496-406 до н.э).

Общая дидактическая цель : создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления знаний и способов деятельности

Триединая цель урока:

Образовательный аспект : расширить представление о понятии “деятельность”, рассмотреть структуру деятельности, характеризовать основные виды деятельности, сопоставлять и отличать их;

Развивающий аспект:

1.Тренировать навыки работы в группах, умение критически слушать, анализировать, высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии, аргументировать;

2.Устанавливать коммуникацию, обсуждать, понять, что для получения нужного результата в любой деятельности человека, необходимо четко выделять ее основные структурные компоненты, анализировать и обобщать полученную информацию по теме.

Воспитательный аспект:

1.Способствовать подготовке учащихся к профессиональному самоопределению.

Формируемые метапредметные результаты:

Личностные универсальные учебные действия : умение самостоятельно оценивать и принимать решения.

Регулятивные универсальные учебные действия : самостоятельно ставить учебные задачи; выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи; планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с её целями, задачами и условиями; оценивать свою работу в соответствии с существующими требованиями

Познавательные универсальные учебные действия : развивать умение самостоятельно работать с разными источниками информации, излагать информацию для аудитории, высказывать собственную точку зрения; формулировать на основе приобретённых знаний собственные оценочные суждения и аргументы по проблеме урока, сравнивать, систематизировать и структурировать информацию; способность и готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации; представление информации в различных формах и видах; работа с текстом, создание собственной информации, и её представление в соответствии с учебными задачами.

Коммуникативные универсальные учебные действия : умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывая позиции других участников деятельности.

Структура урока . Используется структура современного урока обществознания, предложенная доктором педагогических наук Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования А.Н. Иоффе:

1.Мотивационный блок; 2.Информационный блок; 3.Аналитический блок; 4.Рефлексивный блок.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, Раздаточные материалы : “Определения понятия деятельность” . Цель, Средства, Действия, Результат”,Презентация

Ход урока: План урока.

1.Деятельность. 2.Отличие деятельности человека от поведения других живых существ. 3.Структура деятельности.

I. Организационный момент. 2.Вызов.

Учитель : Перед вами карточка № 1. В ней даны несколько определений. Прочитав их, попробуйте сформулировать тему урока.

Карточка № 1.

1.Процесс активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности.

2.Любая активность человека, которой он сам придает некоторый смысл.

3.Специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание, которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

4.Работа, систематическое применение своих сил в какой-либо области.

5.Форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта.

Начать работу в классе с сильным составом учащихся можно с сопоставления определений общества, которые дают науки, изучающие общество.

3. Осмысление. Учитель : Итак, о чём пойдёт речь на уроке?

Речь пойдёт о человеческой деятельности. Т.О как вы думаете какая тема урока? Запишите в тетрадь.

Тема урока (слайд 1).

- О чем эта притча? - Какое она имеет отношение к теме нашего урока?

А, что нам предстоит уяснить на уроке?

Нам предстоит уяснить: 1.Что такое деятельность 2.Каковы её составляющие? (структура деятельности) 3.Почему человек совершает деятельность? (мотивы деятельности) 4.Чем деятельность животных отличается от деятельности человека? 5.Какую роль играет деятельность в нашей жизни?

1. Что такое деятельность? В парах работайте.

Учитывая общие характеристики деятельности, приведённые в определениях, попробуйте самостоятельно записать обобщающее определение в тетрадь (заслушать ответы 3-4 учащихся), спросить, все ли характеристики учтены: активность, целеполагание, мотивация.

А теперь откройте учебник с.168 и запишите определение из параграфа 17, св.1аб.

Подведем итоги этого этапа урока.

2. Отличие деятельности человека от поведения других живых существ.

Учитель : Чем, по-вашему, отличается деятельность человека от поведения животных?

3.А Что делает вы ? (Учитесь, читаете книги, компьютер, кружки, что-то изготавливаете, помогаете дома и т.д), т.о., чем отличается деятельность человека от поведения животных?

Задание : сравнить (общее и различное) деятельность человека и пчелы по следующим вопросам:

- как взаимодействуют с окружающей средой;

- есть ли цель в действиях;

- кто (что) цель определяет.

Одновременно мы заполним с вами таблицу №1 в рабочем листе. Работа в парах.

Отличия деятельности человека от поведения животных

Задается инстинктом. Поведение целесообразно.

Задается не только инстинктом, но и ставится самим человеком. Поведение целесообразно и целеполагающее.

Вывод: Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Животные приспосабливаются к окружающей среде. Они употребляют природный материал в качестве орудий, в общем, используют всё, что дает природа. Человек не только приспосабливается к окружающей среде, но и преобразует ее. Только человеку присуща такая активность как деятельность. Человек использует не только природные предметы, но и средства создаваемые самим человеком. И поведение животных и деятельность человека сообразуется с целью, но в основе поведения животных – биологическая программа, т.е. инстинкты, а человеческая деятельность характеризуется исторически сложившейся программой, т.е. обобщением опыта предшествующих поколений.

( Целеполагание — это практическое осмысление своей деятельности, это постановка целей и их достижение. , способность выходить за рамки опыта, преобразование природной и социальной среды).

Т.о. обратитесь к эпиграфу: “Назначение человека в разумной деятельности”

Подведем итоги этого этапа урока.

Что мы узнали ? Сделайте вывод. Если затрудняетесь вернитесь к карточки 1.

Деятельность – это форма активности человека, направленная не только на приспособление к окружающему миру, но и на изменение, преобразование внешней среды; на получение нового продукта или результата.

3.Структура деятельности.

Если отвлечься от особенностей, имеющих частное значение, то элементы структуры человеческой деятельности в ее общем виде можно представить следующим образом:

1) люди как субъекты деятельности;
2) их потребности и интересы, определяющие мотивы деятельности;
3) цели как идеальные прообразы потребных предметов;
4) средства деятельности, как идеальные, так и материальные;
5) объект деятельности;
6) сама деятельность как целесообразная активность, как процесс приложения материальных и духовных сил людей.

1. Сопоставьте представленную в тексте структуру с характеристикой структуры деятельности в учебнике.
2. Следует ли включать в структуру деятельности результат? Аргументируйте свой ответ.

2.Продолжим знакомиться со структурой деятельности. Она включает два уровня: 1 – участники деятельностного процесса; 2 – элементы (звенья) деятельностного проце сса.

Обратимся к источнику.

Задание: прочитать источник п.17, с.169 аб. св.1-2 и определите участников деятельностного процесса. - субъект и объект деятельности.

Задание: запишите определения в тетрадь. Привести примеры (свои)

Субъект – это тот, кто осуществляет деятельность. Пример: отдельная личность, организация, государство.
Объект – это то, на что направлена деятельность. Пример: различные предметы, области жизни, другие люди.

Рассмотрим ситуации:

А). Василий учится в 10 классе. Особое внимание он уделяет предметам

Социально-гуманитарного цикла. После школы он собирается

продолжить обучение в гуманитарном ВУЗе. Что является объектом(-ами)

1) поступление в институт

2) предметы цикла социально-гуманитарного цикла

3) технический вуз

4) инженерные специальности

Б). Дачник рыхлит лопатой грядку, в которой посажены семена

фасоли. Субъектом этой деятельности выступает:

1) выращиваемая культура (фасоль)

В). Человек, занимающийся физическими упражнениями. Назовите субъекта и объект данной деятельности.

(субъект и объект совпадают)

Деятельность имеет 2-ой структурный уровень – звенья (элементы). Работа в группах ( повернитесь на 2ю парту .4 человека).

Задание: у вас на партах лежат карточки с понятиями. Эти понятия и есть структурные элементы деятельности. Попробуйте составить из них логическую цепочку. Тем самым вы узнаете элементы деятельности и их последовательность, т.е. структуру.

Продолжим рассматривать структуру деятельности.

Мотив. Чтобы понять, что такое мотив, послушайте притчу:

Мотив - побудительная причина, повод к какому-либо действию (записать в тетрадь).

1.Какой мотив преобладает у Вас? 2.Как вы поняли мотивы деятельности могут быть самыми разнообразными.

Все мотивы деятельности принято классифицировать на определенные группы.

Задание: заполнить схему в рабочем листе, восстанавливая пропущенные буквы в словах и дать определения пропущенным понятиям. Источник п.17, с.173 св.2-3 аб.,с.171 аб.2

Убеждения-это устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремления воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

Потребности –осознаваемая человеком нужда в том, необходимо для жизни. Перечислите виды потребностей: ЕСТЕСТВЕННЫЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ, ИДЕАЛЬНЫЕ (с.171)

Интересы- это ценности характерные для определенной группы людей.

1.Деятельность человека задается инстинктом. (+)

2.Поведение животных характеризуется целеполаганием. (-)

3.Деятельность человека носит преобразовательный характер.(+)

4.Объект – это активная сторона деятельностного процесса. (-)

5.Мотив – это то, что побуждает человека к деятельности. (+)

6.Субъект – это тот, кто осуществляет деятельность. (+)

7.Бывают ситуации, когда субъет и объект деятельности совпадают. (+)

7.Поведение человека целесообразно.(+)

9.Животные могут выходить за рамки биологически заложенной программы.(-)

10.Деятельность – сущностная характеристика человека. (+)

Продолжим рассматривать структуру деятельности .

Задание. А что такое ЦЕЛЬ? С.168 аб.3 сн.

Цель – образ предвосхищаемого результата.

(Задание. Карточка 6.

1.Может ли человек делать что-либо без цели?

У архитектора цель выступает в образе задуманного сооружения. А какой может быть цель государственного деятеля? Полководца?

Продолжим рассматривать структуру деятельности.

Задание. А что такое средства? С.170 св.аб.3

Средства – то, с помощью чего человек осуществляет деятельность.

Средства – это приемы, способы действий, орудия, приспособленные для осуществления деятельности.

Приведите примеры ваших средств используемых в обучении.

Немецкий философ К. Маркс.

Русский философ Н.Г. Чернышевский.

Вопрос: В чем смысл этих суждений?

Продолжим рассматривать структуру деятельности.

Задание. А что такое действия ? С.170 св.аб.2

Действия – это проявления активности людей. Приведите примеры. Какие действия вам известны?

- целерациональные (на основе продуманной и поставленной цели),

- ценностнорациональные (на основе мировоззренческих принципов),

- аффективные (под влиянием эмоционального состояния),

- традиционные (под влиянием привычки). (Абатурову)

Продолжим рассматривать структуру деятельности.

Задание. А что такое результат? Сами.

Результат – это то, что получилось вследствие завершения определенных действий; конечный итог.

Можно ли утверждать, что результат всегда совпадает с целью? (слайд 6) .Почему? (хотели как лучше, а получилось как всегда.). Какие причины могут быть, когда результат не совпадает с целью. Назовите.

Несовпадение результата с целью может быть объяснено влиянием как внешних по отношению деятельности факторов( изменение в худшую сторону условий. В которых протекала деятельность, противодействие каких-то социальных сил и т.д.), так и внутренних, присущих данной, конкретной деятельности. К числу этих факторов можно отнести ;

1. выдвижение заранее недостижимой цели

2.недостаточный учет внешних условий деятельности, возможных препятствий, трудностей

3.неверный выбор средств достижения цели

5.неумелое осуществление необходимых для достижения цели действий.

Подведем итоги этого этапа урока.

Что мы узнали ? Сделайте вывод.

Поработав по карточки 7. (слайд 7).

Карточка № 7.

Задание: прочитав текст, ответьте устно на вопросы. (слайд 7). В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик” автор изображает помещика, по молитве которого Бог очистил все его владения от мужиков. Наслаждался этот помещик воздухом, освободившимся от запаха мякины и овчины, и мечтал о том, “какой он плодовый сад разведёт: “Вот тут будут груши и сливы; вот тут – персики, тут – грецкий орех!” Думал, “каких он коров разведёт, что ни кожи, ни мяса, а всё одно молоко, всё молоко. какой он клубники насадит, всё двойной да тройной, по пяти ягод на фунт, и сколько он этой клубники в Москве продаст”. Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду у него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют”, “остановились и подати и регалии, и не стало возможности достать на базаре ни фунта муки, ни куска мяса”.

1.Каковы были цели помещика? (, развести сад, коров, продать)

2.Какие он выбрал средства для их достижения?( очистить владения от мужиков)

3.Привели ли действия помещика к тем результатам, к которым он стремился? Почему?

Учитель: Итак, сегодня мы познакомились с темой “Сущность человеческой деятельности”. Я предлагаю вам несколько высказываний. Выберите среди них то высказывание, которое наиболее соответствует теме нашего урока (слайд 9).Карточка 8.

1.Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни.
В.Г.Белинский

2.Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть.
А.С. Макаренко

3.Когда мы перестаем делать — мы перестаем жить.
Б. Шоу

4.Жизнь и деятельность столь же тесно соединены между собой, как пламя и свет.
Ф.Н. Глинка

Вернёмся к теме (вопросу) нашего урока “Сущность человеческой деятельности”.

- преобразование окружающего мира;

- способ поддержания жизнедеятельности общества;

- сущность и условие существования человека.

Сегодня на уроке мы использовали много выражений, цитат известных людей, использовали притчи. Притчей мне бы хотелось закончить наш урок.

?? Подумайте, в чем ее смысл?

ЗАКРЕПЛЕНИЕ: РЕФЛЕКСИЯ :

Карточка 10.

Карточка 11.

Домашнее задание: на столах.

Постановка исследовательской задачи.

Учащиеся делятся на группы (раздать карточки с вопросами).

«Мы будем проклинать нынешнее время так же, как вы теперь - Сталина…

Я не знаю, куда мне идти после школы. Я никем не хочу быть. Я вообще ничего не хочу.

Оформление и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран; на доске эпиграф и высказывания великих людей.

Эпиграф: “Назначение человека в разумной деятельности” Софокл (ок. 496-406 до н.э)

Высказывания:

Цель урока: на основании формирования умений и навыков комплексного осмысления знаний учащихся дать представление о деятельности как способе бытия человека и общества.

Образовательные: дать представление о деятельности и её структуре; научить оперировать имеющимся потенциалом знаний в конкретной ситуации; закрепить умения вычленять проблемы; учить отстаивать свою точку зрения.

Развивающие: обогащать и развивать словарный запас; развивать умения и навыки формально-логического мышления и критического мышления; развивать умения и навыки анализа и систематизации обществоведческого материала; формирование умений и навыков написания эссе.

Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда, вовлечь учащихся в активную деятельность.

Основные понятия: деятельность, субъект и объект деятельности, цель и средства её достижения, мотивы деятельности, потребности, убеждения, интересы, идеалы, социальные установки.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель: Перед вами карточка № 1. В ней даны несколько определений. Прочитав их, попробуйте сформулировать тему урока.

Учитель: Итак, о чём пойдёт речь на уроке? Речь пойдёт о человеческой деятельности. Тема урока (слайд 1. Приложение 1.). Нам предстоит уяснить:

Учитывая общие характеристики деятельности, приведённые в определениях, попробуйте самостоятельно записать обобщающее определение в тетрадь (заслушать ответы 3-4 учащихся, спросить, все ли характеристики учтены: активность, целеполагание, мотивация). Деятельность – это форма активности человека, характерное для человека отношение к внешнему миру, направленное на его преобразование.

Учитель: Чем, по-вашему, отличается деятельность человека от поведения животных? (целеполагание, способность выходить за рамки опыта, преобразование природной и социальной среды). (слайд 2. Приложение 1.). Обращение к эпиграфу.

Учитель. В структуре деятельности различаются её субъект – тот, кто осуществляет деятельность и объект – то, на что направлена деятельность (слайд 3. Приложение 1.) (глоссарий).

- Кто, по-вашему, может быть субъектом деятельности? (человек, группа людей, организация, государственный орган).

- Назовите возможные объекты деятельности (природные материалы, сферы или области жизни людей, сами люди).

Задание: прочитав текст, ответьте устно на вопросы. (слайд 4. Приложение 1.)

В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик” автор изображает помещика, по молитве которого Бог очистил все его владения от мужиков. Наслаждался этот помещик воздухом, освободившимся от запаха мякины и овчины, и мечтал о том, “какой он плодовый сад разведёт: “Вот тут будут груши и сливы; вот тут – персики, тут – грецкий орех!” Думал, “каких он коров разведёт, что ни кожи, ни мяса, а всё одно молоко, всё молоко. какой он клубники насадит, всё двойной да тройной, по пяти ягод на фунт, и сколько он этой клубники в Москве продаст”. Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду у него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют”, “остановились и подати и регалии, и не стало возможности достать на базаре ни фунта муки, ни куска мяса”.

Беседа по вопросам, сопровождаемая составлением схемы (слайд 5. Приложение 1.).

Приведите примеры конкретной деятельности человека, отталкиваясь от предложенной схемы (учебная (в.т.ч. урок сегодня), трудовая и др.).

Можно ли утверждать, что результат всегда совпадает с целью? (слайд 6. Приложение 1.). Почему? (хотели как лучше, а получилось как всегда.)

Как вы считаете, каковы мотивы деятельности человека?

Какие группы потребностей человека вам известны?

Классификация потребностей (пирамида) А. Маслоу (слайд 8. Приложение 1.).

Вывод. Работа над написанием эссе.

Учитель: Итак, сегодня мы познакомились с темой “Сущность человеческой деятельности”. Я предлагаю вам несколько высказываний. Выберите среди них то высказывание, которое наиболее соответствует теме нашего урока (слайд 9. Приложение 1.).

Вернёмся к теме (вопросу) нашего урока “Сущность человеческой деятельности”.

Можно ли найти ответ на вопрос нашего урока в высказывании Белинского? Аргументируйте своё мнение (почему вы выбрали именно эту цитату?)

Работа над созданием эссе с использованием схемы-помощника.

Домашнее задание: стр. 168 – 174, пользуясь схемой-помощником, напишите эссе.

Схема – помощник для написания эссе по обществознанию (задание С-9 ЕГЭ)

В своём высказывании автор (философ, публицист…) рассуждает о …

Автор затрагивает проблему…

Автор ищет ответ на вопрос…

Тема показалась мне интересной, т.к…..

Эта тема волнует многих современников, потому что…

Тема особенно актуальна для всего человечества…

Высказываясь о…., автор задаётся вопросом …

Позиция автора не оставляет сомнений…

Я безусловно согласен с …

Я категорически не согласен …..

По моему мнению …

7.Аргументируйте позицию - ссылки на теоретический материал;

Ряд учёных считают…

По мнению учёных….

Среди учёных-обществоведов есть мнение…

Субъект – тот, кто осуществляет деятельность.

Объект – то, на что направлена деятельность.

Цель – предвосхищаемый в сознании результат деятельности.

Средства деятельности – это то, при помощи чего достигается результат, конечная цель всякой деятельности.

Действия – это ряд заранее спланированных, последовательно проводимых сторонами операций.

Результат – это конечный итог, следствие, завершающее собой какие-либо действия. Потребности – нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.

Интерес – реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями — мотивами, помыслами, идеями и т. д.

Проблема – (от греч. problema - задача), в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений.

Идеал – представление о совершенстве, которое, будучи высшей целью и образцом, определяет способ мышления и деятельности человека, общественного класса.

Убеждения – сознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.

Позиция – устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении. Характер человека.

Мотивы – то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается.

Эссе – (франц. essai - попытка, проба, очерк), прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо.

Нажмите, чтобы узнать подробности

· Продолжить знакомство с обществоведческими терминами.

· Способствовать формированию представлений и знаний о деятельности человек,

· Показать что деятельности присущ сознательный, продуктивный, общественный характер.

Задачи:

· расширить представления у учащихся о структуре и видах деятельности

· раскрыть особенности деятельности человека

· развивать умение анализировать и делать выводы, работать с источниками

· способствовать формированию критического мышления учащихся

· способствовать развитию коммуникативных качеств у учащихся:

· умение работать и сотрудничать в группе, отстаивать свою позицию

· воспитывать трудолюбие, целеустремленность

Тип урока: комбинированный

Формы работы: групповая, работа с текстом, учебный практикум, игровая, технология “Снежный ком”,фронтальная.

Ход урока

1. Организационный момент: (1 минут)

Учащиеся разбиваются на группы и рассаживаются за столы.Учитель настраивает учеников на учебную деятельность.

2. Повторение пройденного материала (5 минут)

Работа с рисунками учебника – стр. 25-26. Ответы на вопросы.

3. План изучения нового материала (25 мин)

1. “Птицу узнают по полету, а человека — по работе”.

2. “Пчела мала, да и та работает”.

3. Жизнь человека многогранна.

Учитель - Ребята, как вы понимаете выражение: “Дорогу осилит идущий”?

Ученики дают свои ответы (Надо действовать, что-то делать, не бездействовать, тогда можно добиться цели) и делают вывод, что если мы хотим чего-то добиться, то надо для этого трудиться.

Учитель – Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Ученики дают свои ответы.

Учитель, обобщая их, объявляет тему урока - “Человек и его деятельность” и предлагает её записать в тетрадь (тема урока записывается на доске).

Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о деятельности, ее видах. В завершении урока вы должны будем ответить на вопрос: “Чем деятельность человека отличается от деятельности животных”. (Вопрос записывается на доске).

Посмотрите вокруг себя. Все что нас окружает и есть результаты труда, деятельности человека. Чтобы добиться результатов, человек должен не только применить все свои умения, но и разум.

Человек не только проявляется в своих поступках, но и в своих отношениях к окружающему миру.

Древнегреческий философ Демократ утверждал: “Хорошими людьми становятся более от упражнений, чем от природы” Как это понять.

Ученики отвечают, что хорошие, добрые дела формируют честного человека.

Учитель:Честность проявляется в честных поступках и свойствами личности становятся, только если человек всегда совершает честные поступки. Если его деятельность не приносит вреда окружающим.

Давайте познакомимся с этим новым понятием. Подберите к слову “деятельность” синонимы. Вы будете называть их, а я записывать на доске. За тем мы попробуем дать определение слову “Деятельность”

(Технология “Снежный ком) Ученики называют синонимы, учитель записывает их на доске ( труд, действия, дела…)

Учитель – Записав все предложенные слова, предлагает ученикам ответить на вопрос “Что же такое деятельность?”

Учитель: Давайте проверим по словарю, правильно ли мы понимаем значение этого слова.

Ученики открывают словарь (учебник стр. 108) и читаю определение слова “деятельность после чего записывают его в тетрадь.

“Деятельность – способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей. Основное его содержание – изменение и преобразование мира в интересах человека, создание того, чего нет в природе”.

Вы можете сказать, что не только человек может трудиться. Но и животные, насекомые. Приведите примеры?

Ученики приводят примеры – бобер строит платину, пчела строит соты, муравьи – муравейники.

Учитель: И делают они это так хорошо, что моно позавидовать их мастерству. Но человек занимается деятельностью, чтобы удовлетворить свои потребности.

Что же такое потребности?

Ученики отвечают. (То в чем человек нуждается).

Учитель - Он создает не только то, что ему нужно в жизни и даже больше. Например, сочиняет музыку, пишет стихи, изобретает новые орудия труда и т.д. Это на первый взгляд не совсем важно, но без этого мы не представляем сою жизнь. Этого ни одно животное никогда не делает и не сможет сделать. Почему?

Ученики отвечают, что у животных нет разума, все действия животных основаны на инстинктах.

Учитель:На Руси всегда прославляли трудолюбивого человека и высмеивали ленивого. Об этом есть много поговорок и пословиц. Назовите их?

Ученики называют известные им поговорки и пословицы. (уменье работать дороже золота; дело мастера боится; и др.)

Учитель: о труде написано много стихотворений. Давайте прочитаем стихотворение Николая Алексеевича Некрасова “Песнь о труде” на стр32 учебника.

Ученики читают стихотворение и отвечают на вопросы к нему: Какими словами поэт характеризует лентяя? Как вы думаете, почему? Объясните, какая связь между трудом человека и качествами его личности, отношением к нему других людей.

Учитель: И так, все что надо человеку он создает своим трудом, старается облегчить свою деятельность, изобретая что то новое.

Давайте познакомимся со структурой деятельности человека.

- С чего же начинается деятельность человека?

Ученики дают свои ответы.

Учитель: “Ставит ли перед собой человек цель, начиная свою деятельность?”

Ученики отвечают - Да, она зависит от его потребностей.

Учитель - А животные?

Ученики – нет, они действуют инстинктивно.

Учитель – Как человек осуществляет свою деятельность, а как животные?

Ученики – человек думает и выбирает лучший способ для достижение своей цели, а животные действуют инстинктивно.

Приводится пример труда бобра, муравья.

Учитель: Благодаря разуму человек определяет то, чего он хочет добиться, благодаря деятельности - добивается результата. Поэтому деятельность человека включат в себя: цель, средства, действия, результат. Запишите в тетрадь какова структура деятельности.

На экране высвечивается слайд, где изображена схема:

Ученики записываю схему в тетрадь

Сейчас давайте тоже займемся деятельностью и определим, какие виды деятельности существуют.

У вас на столах лежат карточки с заданием. Вы должны его выполнить. На эту работу вам отводится 5 минут. После выполнения задания вы должны будете рассказать, что вы делали, используя схему “Структура деятельности”.

Ученики выполняют задания.

После завершения работы ученики представляют результаты своей деятельности, характеризуя все её этапы.

Учитель – Попробуем определить, какими видами деятельности мы занимались.

Ученики отвечают (Если ученики затрудняются назвать все виды деятельности учитель, обобщая ответы, называет их вместе с учениками: учеба, труд, игра, общение, творческая деятельность).

4. Закрепление: (5 минут)

Учитель: В завершение изучения темы “Человек и его деятельность”, попытаемся ответим на вопрос, поставленный в начале урока: “Чем деятельность человека отличается от деятельности животных”.

Ученики отвечают на вопрос. (Деятельность человека связана с его знаниями, умением мыслить, рассуждать, изменять мир. Его деятельность осознана, а у животных основана на инстинктах).

5. Подведение итогов (3 минуты).

Учитель оценивает участие учеников на уроке, выставляет оценки.

6. Рефлексия (3 минут).

Ученики оценивают урок.

7. Домашнее задание:(3 минуты).

Параграф 4 ответить на вопросы “проверь себя” стр. 31. Составить синквейн (белый стих) “Ода деятельности”.

· Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

· Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

· Третья строка — образована тремя глагомами и деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

· Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

· Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объект.

Читайте также: