Игра как средство адаптации детей раннего возраста к условиям доу

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Коровина Ольга Валерьевна

Организация: МКДОУ Новоисетский детский сад

Населенный пункт: Свердловская область, Каменский район, с. Новоисетское

Слайд 1

Проблема адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока. Только придя в детский сад, ребенок испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую форму адаптации. Адаптационный период для ребёнка серьезное испытание, вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.

Так как адаптация – это приспособление или привыкание организма к новой обстановке и поэтому для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

2 слайд

Игра для ребенка – самый естественный способ рассказать о себе, своих чувствах, переживаниях, это особый вид активности, который позволяет ему накапливать свой эмоциональный и социальный опыт, получать новые и совершенствовать уже имеющиеся знания, умения и навыки.

3 слайд

Ещё в далёком 1913 году Зигмунд Фрейд решил применить эту методику игротерапии для работы с детьми. Он руководствовался тем, что ребёнок через игру проявляет свою активность и тем самым выявляет пассивные источники переживаний. Далее, почти через 20 лет, его примеру последовала Мелани Кляйн, которая предпочла в данном виде терапии занять роль наблюдателя. В своей работе она практиковала донесение до сознания малышей их собственного поведения и состояния через игру. Вразрез с ней в 1946 году пошла Анна Фрейд, которая использовала куклы, интерпретирующие окружающих людей ребенка, и через них решала конфликтные ситуации, поведенческие проблемы и жизненные отношения. Игровая терапия начала набирать обороты в сороковых годах, появились различные методики, разновидности и направленности. И с тех пор игровая терапия только совершенствуется, поскольку имеет положительную практику.

4 слайд

Игровая педагогическая технология, используемая нами в период адаптации, имеет два направления:

1. Игры, способствующие накоплению детьми опыта общения с малознакомыми взрослыми и детьми.

Задачами первого направления являются:

- формирование положительного эмоционального настроя;

- снижение эмоционального напряжения и тревоги.

2. Игры по освоению социального пространства ДОУ.

Основной задачей второго направления игровой педагогической технологии в период адаптации является обеспечение ребёнку условий для накопления уникального опыта первичной социализации.

5 слайд

Для скорейшей адаптации детей раннего возраста к детскому саду мы составили картотеку игр, с помощью которых помогали детям пройти этот сложный путь с наименьшими стрессовыми ситуациями.

6 слайд

Театрализованные игры снимают эмоциональное напряжение, развивают навыки взаимодействия детей друг с другом, а также внимание, речь, воображение.

Игрушка забава позволяет:

  • воспитывать чувство юмора у ребенка
  • отвлекать от неприятных ситуаций, снимать стресс, успокаиваться
  • учиться позитивному взаимодействию с окружающими людьми

7 слайд

Песочная игротерапия, используемая нами в работе с детьми, работает в нескольких направлениях и устраняет многие проблемы. Такое времяпрепровождение кажется незатейливым, но в этой простоте и кроется эффект. У детей снимается раздражительность, плаксивость, агрессивность. Развивается фантазия. Выстраиваются социальные связи. Улучшается координация. Стимулируется мелкая моторика. Поднимается настроение .

8 слайд

Игры с конструктором.

Игры с конструктором очень нравятся детям, увлекают их, развивают творческие и умственные способности, самостоятельность, усидчивость, внимание, произвольность, совершенствуют мелкую и крупную моторику

9 слайд

Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные органы чувств и предоставляет практически неограниченные возможности для детского экспериментирования. Игры с водой способствуют эмоциональному расслаблению, релаксации.

10 слайд

При использовании в своей работе игр с бумагой мы открываем для малышей много новых возможностей. Например, делаем из листов тонкой бумаги комочки и бросаем их, как снежки. Или заворачиваем в бумагу разные игрушки и разворачиваем их обратно. Старую ненужную бумагу можно рвем на мелкие кусочки и насыпаем их в мисочки и кастрюльки.

11 слайд

В процессе подвижных игр происходит формирование у детей способности проявлять выдержку смелость уверенность в себе в собственных силах. Игры помогают преодолеть робость, застенчивость страх. Подвижные игры создают дополнительные возможности общения с детей со сверстниками и взрослыми.

12 слайд.

Игры с красками ". Экспериментирование с красками (акварельными или гуашью) также создаёт хорошие условия для развития познавательной активности малышей. Смешивая их в различных сочетаниях, получая новые цвета и их оттенки, дети открывают новые свойства цвета и новые возможности в экспериментировании с цветом.

13 слайд.

Игры с мыльными пузырями

Одной из традиционных и любимых забав для наших малышей являются игры с мыльными пузырями: они догоняют и ловят их, и убеждаются, что при любом прикосновении пузыри лопаются.

14 слайд

Игры с пирамидками- это действия с двумя и более предметами, в которых необходимо учитывать и соотносить свойства разных объектов — их форму, величину, твёрдость, местоположение и прочее. А что бы справится с этим заданием порой, не для всех легким, надо сосредоточиться, только на этой игре, что позволяет ребенка отвлечься, заинтересоваться.

15 слайд.

Таким образом, игра-это особый вид активности ребенка, который позволяет ему накапливать свой эмоциональный и социальный опыт, получать знания и совершенствовать имеющиеся умения и навыки.

16 слайд.

Используя игротерапию в нашей работе, можно добиться следующих результатов:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ

Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.

Одним из принципов ФГОС ДО является реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры (п.1.2 ФГОС ДО). Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (п. 2.7. ФГОС ДО) и основным видом деятельности детей, а также формой организации детской деятельности

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, биологов. В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Так Выготский Л.С. полагал, что основным средством, позволяющим детям осваивать всё более сложные социальные и когнитивные умения является игра. В раннем возрасте происходит разделение предметно-практической и игровой деятельности детей. Игра приобретает для ребёнка самостоятельное значение и самостоятельную логику развития, в ходе которого он творит свой собственный воображаемый мир.

Цель игровых технологий в адаптационный период - это не развитие и обучение ребенка , а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребёнком и взрослым. Основная задача игр в адаптационный период - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Учитывая значимость игры и возможности игровых умений, психологических особенностей детей в раннем возрасте, можно смоделировать игровую технологию, которая поможет вновь поступившим в ясли воспитанникам сделать процесс адаптации к условиям ДОУ наименее болезненным.

Если рассматривать игру, как особую форму освоения действительности путём её воспроизведения и моделирования, а технологию – как комплекс техник, предполагающих определённый результат на выходе, то игровая педагогическая технология, применяемая в период адаптации ребенка к условиям ДОУ – это такая подборка игр и игровых действий, которая будет направлена на снижение эмоционального напряжения и тревоги малыша и на формирование коммуникативных навыков общения со сверстниками и чувства доверия к воспитателю, а также поможет воспитателю изучить индивидуальные особенности ребёнка, для составления его дальнейшего индивидуального образовательного маршрута.

Игровая педагогическая технология, используемая в период адаптации, имеет два направления:

1. Игры, способствующие накоплению детьми опыта общения с малознакомыми взрослыми и детьми.

Задачами первого направления являются:

- формирование положительного эмоционального настроя;

- снижение эмоционального напряжения и тревоги.

2. Игры по освоению социального пространства ДОУ.

Основной задачей второго направления игровой педагогической технологии в период адаптации является обеспечение ребёнку условий для накопления уникального опыта первичной социализации.

Для реализации задач данных направлений работы предлагаются мероприятия в форме игровых сюжетов по освоению социального пространства, которые включают подвижные игры, музыкально-ритмические движения с речевым сопровождением, игровые упражнения. Игровой сюжет помогает малышам преодолеть страх. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учётом игровых возможностей детей, места проведения и т. д. Именно в этот момент малыши находятся в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение помогут "пальчиковые" игры. Сгладить адаптационный период помогают сюжетно-отобразительные игры, игры-забавы, игры-развлечения, театрализованные, игры-экспериментирования.

Таким образом, подготовленная, чётко спланированная воспитателем и грамотно реализованная игровая технология даст положительные результаты в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Использование игровых технологий обеспечивает более успешную реализацию личностно-ориентированных технологий, что способствует гуманизации образовательного процесса в детском учреждении.

Игровые технологии как средство адаптации ребенка к условиям ДОУ

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Игровые технологии как средство адаптации ребенка к условиям ДОУ

Федорова Елена Николаевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №107
Центрального района Санкт-Петербурга,

Часто причиной психоэмоциональных нарушений и заболеваний человека является стресс, который он получил в младенчестве или раннем детстве. И трудно представить себе более стрессовую ситуацию в жизни ребенка, чем отрыв от привычной домашней обстановки и приход его в детский сад. Негативный опыт адаптации к дошкольному учреждению может отразиться и на физическом, и на психическом здоровье ребенка, и на адаптации к школе, а, возможно, скажется и в более поздние возрастные периоды. Поэтому сегодня любой уважающий себя и свою профессиональную деятельность педагог должен задуматься над тем, как проходят мероприятия адаптационного периода у него в учреждении и соответствуют ли они современным требованиям.

В возрасте 2 – 3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно.

Адаптация – процесс вхождения в новую среду, приспособление к ее условиям, сохранение и выработка необходимых умений и навыков.

Одним из факторов, влияющих на успешность адаптации ребенка к условиям ДОУ является особенность педагога и организации педагогического процесса.

У современного воспитателя есть уникальная возможность взять все лучшее, что развивалось годами в области педагогики, и умножить это на современные методики, инициативность, активность жизненной позиции, целеустремленность.

Так Выготский Л.С. полагал, что основным средством, позволяющим детям осваивать все более сложные социальные и когнитивные умения является игра. В раннем возрасте происходит разделение предметно-практической и игровой деятельности детей. Игра приобретает для ребенка самостоятельное значение и самостоятельную логику развития, в ходе которого он творит свой собственный воображаемый мир.

На втором году жизни игра детей имеет процессуальный характер; игровые действия однократные, между собой не связаны, стереотипны. Ребенок пока не осознает, что играет: он просто действует с предметами формирование игровых замещений осуществляется постепенно в совместной игре ребенка со взрослым. В процессе формирования игровых замещений ребенок отделяет действие (назначение) и название (слово) от конкретного предмета, благодаря чему становится возможным перенос значения одного предмета на другой. Существенно меняется характер игры между третьим и вторым годом жизни детей: усиливается игровая мотивация и эмоциональная вовлеченность ребенка в игру, изменяется структура игровых действий, начинает активно работать воображение. Оригинальные игровые замещения, наблюдаемые у детей этого возраста, можно рассматривать как первые проявления воображения и творчества. Таким образом, развитие ребенка происходит в игровой деятельности.

Каждому периоду соответствует определенный способ игры. Для 2-летних детей характерны, в основном, игры-наблюдения, игры-действия или параллельная игра. Решающая роль в организации игрового взаимодействия детей этого возраста принадлежит взрослому.

В период адаптации ребенок в самостоятельной игре является главным ее участником, задача педагога заключается в формировании у него игровых навыков. Позиция воспитателя по отношению к игре бывает следующей:

- воспитатель – создатель игры;

- воспитатель – равный партнер в игре.

С детьми раннего возраста следует использовать различные виды игр:

- игры обучающего характера,

- театрализованные (кукольные театры и инсценировки).

Приоритет следует отдавать играм, инициаторами которых являются сами дети:

- игры-экспериментирования (с водой, песком, снегом, глиной),

- игры с животными,

- игры со специальными игрушками для экспериментирования (различные конструкторы),

- элементы сюжетно-ролевых игр (сюжет строится по ходу игры, а не планируется заранее),

- театрализованные игры, игры-драматизации.

Планирование игр должно осуществляться по следующим принципам:

- ориентировка на интересы и желания детей,

- учет уровня игровых умений,

- самостоятельность и творчество,

- взаимоотношения и взаимодействия.

Таким образом, учитывая значимость игры и возможности игровых умений и психологических особенностей детей в данном возрасте, можно смоделировать игровую технологию, которая поможет вновь поступившим в ясли воспитанникам сделать процесс адаптации ребенка к условиям ДОУ наименее болезненным.

Если рассматривать игру, как особую форму освоения действительности путем ее воспроизведения и моделирования, а технологию – как комплекс техник, предполагающих определенный результат на выходе, то игровая педагогическая технология, применяемая в период адаптации ребенка 2 – 3 лет к условиям ДОУ – это такая подборка игр и игровых действий, которая будет направлена на снижение эмоционального напряжения и тревоги малыша и на формирование коммуникативных навыков общения со сверстниками и чувства доверия к воспитателю, а также поможет воспитателю изучить индивидуальные особенности ребенка, для составления его дальнейшего индивидуального образовательного маршрута.

Игровая педагогическая технология, используемая в период адаптации, имеет два направления:

1. игры, способствующие накоплению детьми опыта общения с малознакомыми взрослыми и детьми;

2. игры по освоению социального пространства ДОУ.

Задачами первого направления будут:

- формирование положительного эмоционального настроя;

- снижение эмоционального напряжения и тревоги

Содержание работы в рамках этого направления должно обеспечивать эмоционально-комфортное состояние детей, развить у них психологическую автономность и самостоятельность, а также сформировать доверительные отношения с воспитателем.

Дать положительный эмоциональный заряд и обеспечить комфортное состояние детей могут игровые моменты, подобранные по дням недели с определенной целью.

Сюда входят словесно-тактильные игры, игры забавы, удовлетворяющие потребности малышей в движении, общении и образном поэтическом слове, хороводные и подвижные игры, потешки, пестушки, прибаутки, музыкально-ритмические движения с речевым сопровождением, игровые упражнения, способствующие установлению контакта ребенка со сверстниками и дающие положительный эмоциональный заряд (табл.1).

Алгоритм проведения игр

День недели

Задачи

Содержание

Методические рекомендации

Поддержать эмоционально-комфортное состояние ребенка.

Обеспечить эмоционально-положительное общение педагога с детьми во время умывания

Потешки для новичков.

Эмоционально вовлекать детей в игру.

Использовать для проведения игр шумовой материал: газеты, бумагу, ключи, металические крышки, ложки, крупы.

Познакомить и сближать детей друг с другом

Использовать атрибуты и музыкальное сопровождение.

Формировать доверительные отношения между воспитателем и детьми.

Создавать хорошее настроение у детей, развивать речь, взаимодействие взрослого и ребенка.

Потешки при кормлении.

Использовать музыкальное сопровождение

Формировать чувство доверия к воспитателю через организацию тактильного контакта.

Преодолевать отчуждение между воспитателем и ребенком, снижать чувство страха в общении с малознакомыми людьми

Работать индивидуально и подгруппами

Развивать у ребенка психологическую автономность и самостоятельность

Игра на самопознание.

Работать индивидуально и подгруппами

Основной задачей второго направление игровой педагогической технологии в период адаптации является обеспечение ребенку условий для накопления уникального опыта первичной социализации.

Известно, что одно из базовых новообразований социального развития в раннем возрасте – формирование чувства доверия к миру, и своевременное развитие этого новообразования будет способствовать более успешной социализации и адаптации ребенка.

Для реализации задачи данного направления работы предлагаются:

- мероприятия в форме игровых сюжетов по освоению социального пространства;

- мероприятия по межвозрастному общению для накопления опыта социальных коммуникаций, проводимых в игровой форме (табл.2).

Общение детей в системе

Задачи

Содержание

Методические рекомендации

Вызвать у детей интерес к детям старшего возраста.

Формировать положительное эмоциональное отношение к межвозрастному взаимодействию

Приход детей старшей группы к малышам.

Внесение игрушек и их обыгрывание.

Оказание помощи малышам в проведении гигиенических процедур

Работать индивидуально и подгруппами.

Эмоционально вовлекать детей группы в игру.

Поддерживать интерес к взаимодействию с детьми старшего возраста.

Снять отчуждение перед малознакомыми детьми и взрослыми.

Приход малышей в группу к старшим детям.

Мотивация на следующую встречу

Использовать музыкальное сопровождение

Развивать желание действовать в игровой ситуации с детьми старшего дошкольного возраста

Приход малышей в группу к старшим детям.

Игры, направленные на стимуляцию общения с детьми старшего возраста, познание себя и других.

Использовать атрибуты и музыкальное сопровождение.

Мероприятия построены на игровом сюжете, который включает подвижные игры, музыкально-ритмические движения с речевым сопровождением, игровые упражнения. Игровой сюжет помогает малышам преодолеть страх.

Таким образом, подготовленная, четко спланированная воспитателем и грамотно реализованная игровая технология даст положительные результаты в период адаптации детей 2 – 3 лет к условиям ДОУ.

Представленная в данной работе игровая педагогическая технология способствует развитию полноценного общения детей со сверстниками, социализации и формированию базового доверия к миру. С использованием в педагогической практике игровой технологии дети безболезненно привыкают жить в коллективе, сочувствовать, сопереживать сверстникам, ориентироваться в пространстве ДОУ.

Использование игровых технологий обеспечивает более успешную реализацию личностно-ориентированных технологий, что способствует гуманизации образовательного процесса в детском учреждении.

Автор: Морозова Раиса Альбертовна

Населенный пункт: Республика Саха ( Якутия), г. Якутск

«Хорошее настроение – лучший рецепт против плохого поведения.

Поступление ребенка в ясли вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И она не напрасна. Известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье ребенка. Особенно уязвим для адаптации является ранний возраст, поскольку именно в этот период детства ребенок менее всего подготовлен к отрыву от родных, более слаб и раним. В этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. Изменение условий жизни и необходимость выработки новых форм поведения требует и от ребенка и от взрослых больших усилий. От того, насколько ребенок подготовлен к переходу в детское учреждение и от того, как организуют период его адаптации воспитатели и родители, зависит и течение адаптационного периода.

Цель: создать условия для обеспечения психофизического благополучия детей раннего возраста путем использования игровых технологий и методов.

  • обеспечить развитие их адаптационных возможностей;
  • развивать у детей формы игрового взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формировать доверительные отношения со взрослыми на телесно – игровом и предметно – игровом уровне;
  • корректировать психоэмоциональное напряжение;
  • развивать интерес к сверстнику, умение одновременно выполнять одинаковые игровые действия и достигать общего игрового результата.

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, капризничают и плачут перед входом в группу.

Анализ массовой педагогической практики показал, что основной причиной эмоционального стресса детей раннего возраста является период адаптации.

Поэтому надо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка. А это зависит в первую очередь от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Самое главное для воспитателя - завоевать доверие малыша, его привязанность. Нужно дать почувствовать ребенку, что его понимают и принимают таким, какой он есть.

Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.

Основой благополучия ребенка в детском саду является доброжелательные и открытые его отношения с воспитателем и сверстниками, способность к сотрудничеству, совместной деятельности. И от того, как взрослые подойдут к малышу в период адаптации, как смогут организовать его жизнь в группе, многое зависит в его поведении.

Лучшим средством для преодоления дезадаптации ребенка в детском саду является игра, поскольку она помогает отвлечься от переживаний, стрессовых состояний, сглаживает негативные эмоции.

Необходимым условием успешной организации совместных игр является эмоциональная включенность в них взрослого. Воспитатель должен не только демонстрировать нужные действия, но и быть эмоциональным центром игры, объединить детей вокруг себя, вызывать у них интерес к заказам.

Недопустимо принуждение детей к совместным играм. Они проводятся в свободной форме, и участие в игре каждого ребенка должно быть добровольным. Важно заинтересовать малыша, вовлечь его в игру, предложить ему поиграть вместе с другими детьми. Если ребенок боится или стесняется, нужно дать ему возможность просто понаблюдать за игрой сверстников, скорее всего чуть позже он сам захочет присоединиться к ним. Если у малыша неожиданно пропал интерес к игре, в которую он увлеченно играл, следует предложить ему заняться тем, что ему интересно в данный момент.

Необходимым условием организации как совместных, так и индивидуальных игр является максимально доброжелательное отношение взрослого к детям и отсутствие отрицательной оценки их действий. В этом возрасте малыши очень чувствительны к поощрениям и порицаниям взрослого. Излишняя требовательность к ребенку может вызвать у него негативную реакцию, из – за чего малыш может отказаться принимать участие в игре. Взрослый должен лишь направлять детей на выполнение действия, но не требовать их полного повторения. И обязательно нужно хвалить детей за выполненное действие. В ходе игры следует как можно чаще ласково обращаться к малышам, делая акцент на том, как хорошо они играют вместе. Это способствует привлечению внимания детей друг к другу.

Поэтому игра является важным фактором социального развития ребенка : она способствует развитию навыков общения, умения понимать чувства и состояния других людей, способности к сопереживанию.

Примерные игры в адаптационный период с детьми 2– 3 лет.

Игры для налаживания контакта с ребенком

Дай ручку!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку. —Давай здороваться. Дай ручку! Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик — лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.

Привет! Пока!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь. —Привет! Привет! Затем предлагает ребенку ответить на приветствие. —Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет! При прощании игра повторяется — педагог машет рукой. —Пока! Пока! Затем предлагает малышу попрощаться. —Помаши ручкой на прощание. Пока! Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.

Ку-ку!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие внимания.

Оборудование: кукла Петрушка

Ход игры: Педагог показывает малышу игрушку (Петрушка спрятался). — Ой! Кто это там прячется? Кто там? Затем Петрушка показывается со словами: —Ку-ку! Это я, Петрушка! Привет! Петрушка кланяется, вертится в разные стороны, затем снова прячется. Игру можно повторить несколько раз.

Платочек

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта. Оборудование: большой яркий шелковый платок (желательно, чтобы платок не электризовался).

Ход игры: Перед началом игры приготовьте платок: желательно, чтобы он был приятным на ощупь, красивой расцветки. Допустимо сначала пользоваться полупрозрачным платком (в этом случае ребенок может наблюдать из-под него за тем, что происходит вокруг и не испугается внезапной темноты и потери видимости). В дальнейшем можно использовать непрозрачные платки. Удобно играть в эту игру, расположившись на диване или сидя на ковре. Предложите малышу поиграть с платком. Наденьте платок себе на голову со словами: — Сейчас я спрячусь. Ну-ка, найди меня! Ребенок с удовольствием стянет платок у вас с головы. После этого предложите спрятаться малышу — накиньте платок ему на голову. —Где же наш Ваня? Ваня, ты где? Ау! После этих слов стяните платок с головы ребенка, приобнимите его, порадуйтесь вместе с ним встрече. Игру можно повторять многократно.

Хлопаем в ладоши!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами: —Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие! Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним: —Давай похлопаем в ладоши вместе. Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.

Хлопушки

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог показывает свои ладони и предлагает ребенку похлопать по ним.

Детка хлопать так умеет,

Своих ручек не жалеет.

Вот так, вот так-так,

Своих ручек не жалеет!

По ровненькой дорожке!

Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог усаживает ребенка к себе на колени, затем начинает ритмично подбрасывать его, сопровождая движения потешкой. В конце игры педагог делает вид, что роняет ребенка. По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке,

По кочкам, по кочкам,

По ухабам, по ухабам,

Прямо в яму — Бух!

Качели

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Часики

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Эту же игру можно проводить, поочередно сменяя ритм, — часики могут тикать медленно и быстро.

Иди ко мне

Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.

Хоровод

Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.

Покружимся

Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.

Материал. Два игрушечных мишки.

Ход игры. Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку. Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения. Я кружусь, кружусь, кружусь, А потом остановлюсь. Быстро-быстро покружусь, Тихо-тихо покружусь, Я кружусь, кружусь, кружусь И на землю повалюсь!

Поезд

Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.

Ласковая цепочка

Цель: расширение круга общения ребенка, приобретение навыков совместной игры с несколькими партнерами.

Встаньте, дети, встаньте в круг

Цель: поддерживать в группе атмосферу радости и веселья, доброжелательные взаимоотношения детей с воспитателем и друг с другом.

Ход игры. Воспитатель берет одного ребенка за руку и просит остальных детей тоже взяться за ручки, образуя цепочку. Он предлагает малышам сначала походить по комнате цепочкой, а затем сомкнуть круг.

Можно также предложить детям встать в круг вокруг какой – нибудь игрушки или ребенка. Затем, напевая песенку, взрослый ведет хоровод по кругу сначала в одну, а потом в другую сторону:

Встаньте в круг,

Встаньте в круг,

И я твой друг, Самый лучший друг!

Подарки

Цель: способствовать развитию организованности детей, приобретению навыков совместной игры с несколькими партнерами.

Ход игры. Воспитатель спрашивает у ребят, любят ли они получать подарки и, услышав положительный ответ, предлагает подарить друг другу подарки.

Педагог позывает к себе ребенка и вместе с ним произносит четверостишие:

Принесли мы всем подарки,

Кто захочет, тот возьмет,

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет.

Перечислять игрушки нужно медленно, выразительно, чтобы дети успели представить себе каждый предмет.

Далее в центр комнаты выходит другой ребенок и выбирает себе подарок.

Передай колокольчик

Цель: расширение круга общения ребенка, приобретение навыков совместной игры с несколькими партнерами.

Материал: колокольчик.

Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка, называя его по имени ( или показывая рукой).

Список литературы:

Читайте также: