Какие права имеют санитарные врачи роспотребнадзора кратко

Обновлено: 04.07.2024

Санитарные нормы и правила — обязательные нормативы для подавляющего большинства компаний. Их нужно соблюдать не только в медицинских организациях, детских учреждениях, кафе и ресторанах, но и в офисах. За их выполнением следит Роспотребнадзор, органы которого вправе штрафовать компании и приостанавливать их деятельность.

В полномочия Роспотребнадзора входят плановые и внеплановые проверки выполнения требований санитарного законодательства (правил, норм и нормативов). Плановые проверки проходят раз в 3 года, а для внеплановых нужны веские основания (включая обращения работников об опасности жизни и здоровью). Если контролеры выявят нарушения, то выпишут штраф. Существующие размеры штрафов не могут нанести значительный финансовый урон бюджету организации, но игнорирование санитарных норм и правил нередко заканчивается приостановлением деятельности компании. И этой угрозой пренебрегать уже не стоит, так как урон для бизнеса становится очевидным. Впрочем, не все санитарные нормы и правила являются обязательными; некоторые из них носят рекомендательный характер. Чтобы проверка Роспотребнадзора завершилась без штрафов, нужно сверить условия труда работников как в офисах, так и на открытых площадках, с нормами СанПиН, СП и СН. Под этими аббревиатурами скрываются санитарные правила, нормы и нормативы, касающиеся целых отраслей, отдельных категорий работников или даже рабочих инструментов.

В задачи работодателя входит организация безопасных условий труда на каждом рабочем месте. Под охраной труда понимается целая система, включающая санитарно-гигиенические мероприятия (ст. ст. 163, 209 ТК РФ). Для обеспечения санитарного благополучия работников работодателю в рамках своей деятельности необходимо соблюдать санитарные правила (абз. 3 п. 1 ст. 2, п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ; далее — Закон № 52-ФЗ).

У контролеров не будет к работодателю претензий, если он выполнит требования санитарных норм в отношении: производственного процесса, технологического оборудования, организации рабочих мест, средств защиты работников (коллективных и индивидуальных), режима труда и отдыха, бытового обслуживания работников (ст. 25 Закона № 52-ФЗ). При этом работодателю необходимо строго придерживаться только обязательных норм и правил. Выполнение рекомендуемых правил можно отложить на более благоприятные с финансовой точки зрения времена.

За несоблюдение санитарных правил директору или компании грозит административная ответственность в соответствии со ст.ст.6.3, 6.4 КоАП РФ (нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, а также нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта). Самое серьезное наказание по этим нормам — административное приостановление деятельности работодателя на срок до 90 суток. Штрафы сравнительно небольшие: от 10 тыс. до 20 тыс. руб. — на компанию и от 500 руб. до 2 тыс. руб. — на директора.

Если компания занимается питанием населения, то в силу ст. 6.6КоАП РФ штраф на компанию составит от 30 тыс. до 50 тыс. руб. и от 5 тыс. до 10 тыс. руб. — на директора.

Поскольку проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического благополучия и трудового законодательства тесно связаны, органы Роспотребнадзора нередко взаимодействуют с инспекциями труда. Поэтому не удивительно, что после окончания одной проверки в компанию приходят другие контролеры, но уже с внеплановой ревизией. И в подавляющем большинстве случаев им не составляет труда обнаружить несоблюдение санитарных правил и найти недочеты в организации работы на местах. Это подтверждают постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2013 по делу № А03-8077/2013, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2014 № 08АП-3968/2014, АС Центрального округа от 01.04.2015 № Ф10-477/2015 ; решение Свердловского областного суда от 17.09.2014 по делу № 71-433/2014. При наличии оснований для наказания оспорить привлечение к административной ответственности не удается даже в Верховном суде РФ (постановления от 24.02.2015 по делу № 309-АД14-6845, от 15.06.2015 по делу № 307-АД15-5518). Поэтому целесообразно проверить реальное положение дел в компании и нормативы из санитарных правил (см. сводную таблицу).

Отправлять на медосмотр всех принимаемых на работу женщин не нужно

Для женщин, несовершеннолетних и инвалидов разработаны самостоятельные санитарные нормы и правила с учетом психофизиологических и других особенностей таких работников. В реальности подростки и люди с ограниченными возможностями трудятся не во всех организациях, хотя в отношении них существуют квоты. Они распространяются на работодателей, штат которых составляет 100 человек и более (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ, ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).

Но представить компанию без женщин, наверное, невозможно. Конечно, исключение составляют особо опасные и тяжелые виды работ, но даже на шахтах есть сотрудницы бухгалтерии или медпунктов. Так что ознакомиться с СанПиН 2.2.0.555-96, которые касаются труда женщин, придется каждому работодателю независимо от сферы деятельности.

В этих нормативах есть неоднозначное положение, позволяющее контролерам предъявлять претензии к работодателям. Последних обвиняют в несоблюдении положений п. 1.9 СанПиН 2.2.0.555-96, который обязывает всех женщин без исключения проходить предварительный (до найма на работу) медицинский смотр. Причем эта норма касается и тех работниц, для кого нормативные правовые акты не предусматривают указанную процедуру в качестве обязательной. Правда, для них запланировано посещение только терапевта и акушера-гинеколога.

Когда проверка выявляет, что работодатель не организовал предварительные медосмотры женщин, то компанию штрафуют и выдают предписание об устранении данного нарушения.

Доводы Верховного суда были следующие. Перечень документов, предъявляемых при найме, установлен в ст. 65 ТК РФ. Медицинского заключения о результатах осмотра женщин терапевтом и акушером-гинекологом в нем нет. Необходимость предоставления дополнительных документов в связи со спецификой работы могут предусматривать федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ (ч. 2 ст. 65 ТК РФ). СанПиН 2.2.0.555-96 не является нормативным актом, поименованным в этой норме. Поэтому Верховный суд РФ согласился с позицией нижестоящих судов, встал на сторону компании и оставил жалобу представителя Роспотребнадзора без удовлетворения.

Аналогичную аргументацию используют и арбитражные суды, когда удовлетворяют иски работодателей к контролерам. Кроме того, суды отмечают, что исполнение предписания об организации медосмотров всех женщин без исключения приведет к нарушению работодателем законодательства. Ведь при найме он станет требовать у работниц в качестве дополнительного документа медицинское заключение, а это, в силу ч. 3 ст. 65 ТК РФ, запрещено (постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014 № 15АП-7662/2014, Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014 по делу № А63-965/2014).

Но компании не удастся оспорить предписание и штраф от Роспотребнадзора, если функционал работниц связан с работой за компьютером. В данном случае в силу вступает не положение п. 1.9СанПиН 2.2.0.555-96, а п. 3.2.2.4 Перечня, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (принят во исполнение ч. 4 ст. 213 ТК РФ). Согласно этой норме работнику (независимо от пола) перед приемом на работу необходимо пройти медицинский осмотр, если работа за компьютером составляет не менее 50% времени (постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013 по делу № А63-5550/2013, от 26.11.2013 по делу № А63-5549/2013, Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2014 № 09АП-48532/2014). В этих ситуациях суды учли важный фактор предстоящей работы — работу за компьютером. Такой вид деятельности вне зависимости от пола обязывает работодателя организовать предварительный медосмотр для каждого кандидата.

За отсутствие медкнижек у работников директору кафе грозит штраф

Некоторые санитарные нормы и правила устанавливают особенности организации работы в отдельных отраслях. Иными словами, их соблюдают те работодатели, которые поименованы в тех или иных СП и СанПиН. Яркими примерами таких компаний являются организации общественного питания и строительные организации.

Организации общественного питания. К кафетериям, столовым, ресторанам и пищеблокам контролеры традиционно предъявляют повышенные требования, так как разбираться с последствиями массовых отравлений не желает ни один государственный орган. Поскольку от соблюдения руководителями подобных компаний и их работниками санитарных правил зависит здоровье и жизнь множества людей, для организаций общественного питания разработаны персональные СП 2.3.6.1079-01. Они касаются водоснабжения и канализации, приема и хранения пищевых продуктов, санитарной обработки помещений и требований к личной гигиене персонала организаций.

Одно из частых нарушений, которое допускают организации общественного питания — отсутствие у работников личных медицинских книжек или их неполное заполнение, например недостаток части лабораторных исследований. В совокупности с другими нарушениями это может привести к административному приостановлению деятельности работодателя.

Причем поводом для проверок нередко становятся жалобы жильцов тех домов, в которых находятся кафе и другие питейные заведения. Правомерность привлечения работодателей к административной ответственности за несоблюдение санитарных правил подтверждают решения Свердловского областного суда от 25.02.2013 по делу № 71-77/2013, от 21.06.2013 по делу № 71-299/2013, Московского городского суда от 08.10.2014 по делу № 7-3765; постановление Самарского областного суда от 27.03.2015 № 4а-182/2015.

Строительные организации. Другая отрасль, которой посвящены отдельные санитарные нормативы — строительство (СанПиН 2.2.3.1384-03). Работодателям в этой сфере придется уделить особое внимание не только строительным площадкам и механизмам, но и условиям работы строителей, чья работа лидирует в списке самых травмаопасных видов деятельности. Например, на стройке в состав санитарно-бытовых помещений необходимо включить гардеробные, душевые, умывальни, санузлы, помещения для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи спецодежды. Причем их размещают на расстоянии не менее 50 м от объектов, выделяющих пыль, вредные пары и газы. Проходы к таким помещениям должны быть вне опасных зон.

Единственная, пожалуй возможность для работодателя избежать наказания — доказать несоблюдение порядка привлечения к административной ответственности. Например, подтвердить, что его не уведомили о времени и месте рассмотрения дела. Тогда подобная ошибка позволит компании избежать наказания, даже несмотря на наличие в действиях работодателя состава правонарушения (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2014 по делу № А75-4752/2013).

Рабочие столы в офисе нужно расставлять на расстоянии

Поскольку ни одна компания не обходится без персональных компьютеров, для большинства работодателей СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 актуален как никогда. В нем прописаны требования к компьютерам и условиям труда работников, которые за ними работают. В указанном СанПиН подробно регламентированы допустимые уровни вибрации и шума, требования к микроклимату и освещению на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ.

Так, по общему правилу компьютеры нужно размещать в кабинетах с окнами (п. 3.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03). Если это невозможно, то понадобятся расчеты, которые подтвердят безопасность для здоровья сотрудников и соответствие нормам естественного освещения. Окна необходимо оборудовать жалюзи, занавесками и другими средствами, позволяющими прекратить доступ яркого света в помещение. К тому же работнику недостаточно выделить простой стул; понадобится кресло с подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденьем и спинкой (п. 9.6 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

Работодателей, которые игнорируют требования СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, ожидают претензии Роспотребнадзора. Поводом для привлечения к ответственности могут послужить такие кажущиеся незначительными нарушения, как:

  • отсутствие подставки для ног работника или несоблюдение расстояния между мониторами (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.04.2013 по делу № А33-20692/2012, определение ВС Республики Коми от 20.07.2015 по делу № 33-3476/2015);
  • несоответствие нормативам площади комнаты и количества размещенных в ней мониторов (решение Ленинградского областного суда от 28.10.2013 № 7-819/2013);
  • несоблюдение расстояния между рабочими столами с видеомониторами (решение Московского городского суда от 28.02.2013 по делу № 7-321);
  • неправильное размещение дисплеев по отношению к окнам (решение Астраханского областного суда от 17.02.2012 по делу № 7-68/2012).

Указанные нарушения не становятся единственной причиной для штрафа или приостановления деятельности, но в совокупности с другими недостатками служат основанием для наказания.

Жара в офисе — повод уменьшить рабочий день

Таким образом, данную категорию санитарных норм и правил используют организации, проводящие спецоценку в ходе исследований и измерений вредных производственных факторов.

Впрочем, проведение спецоценки условий труда либо аттестации (до 01.01.2014) не помешает органу Роспотребнадзора дополнительно проверить рабочие места сотрудников. Контролеры могут провести дополнительные лабораторные исследования производственных факторов (воздуха, температуры, влажности, вибрации и т. д.) на рабочих местах, и в случае превышения нормативов привлечь работодателя к ответственности.

На наш взгляд, уменьшение времени работы в данном случае нужно рассматривать как простой по причинам, не зависящим от сторон (ч. 2 ст. 157 ТК РФ). Именно такую позицию высказал Минздравсоцразвития России в информации от 06.08.2010. Мнение, согласно которому простой из-за жары возникает по вине работодателя и подлежит оплате в размере 2/3 от среднего заработка — спорно. Например, при всем желании работодателя он не в силах снизить температуру окружающей среды для комфортной работы монтажников или грузчиков, а значит вины руководителя компании в простое нет.

Статья 51. Полномочия главных государственных санитарных врачей и их заместителей

1. Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями:

1) рассматривать материалы и дела о нарушениях санитарного законодательства;

2) предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства;

3) давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам санитарно-эпидемиологические заключения, предусмотренные статьей 42 настоящего Федерального закона;

4) давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения в установленные предписаниями сроки, о:

вызове в органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, граждан, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц для рассмотрения материалов и дел о нарушениях санитарного законодательства;

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

проведении в соответствии с осуществляемой ими деятельностью санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, предусмотренных статьей 42 настоящего Федерального закона;

5) при выявлении нарушения санитарного законодательства, которое создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), принимать в установленном законом порядке меры по приостановлению:

(в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

проектирования, строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов и ввода их в эксплуатацию;

эксплуатации объектов, производственных цехов и участков, помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, выполнения отдельных видов работ и оказания услуг;

разработки, производства, реализации и применения (использования) продукции;

производства, хранения, транспортировки и реализации продовольственного сырья, пищевых добавок, пищевых продуктов, питьевой воды и контактирующих с ними материалов и изделий;

использования водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях;

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о:

госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания;

проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;

проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям;

введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах;

7) за нарушение санитарного законодательства выносить мотивированные постановления о:

наложении административных взысканий в виде предупреждений или штрафов;

направлении в правоохранительные органы материалов о нарушении санитарного законодательства для решения вопросов о возбуждении уголовных дел;

8) вносить предложения:

в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства, а также предложения, касающиеся развития территорий, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны и укрепления здоровья населения, охраны окружающей среды;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина);

в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о приведении в соответствие с санитарным законодательством принятых ими нормативных правовых актов в части, касающейся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

в организации о приведении в соответствие с санитарным законодательством принятых ими решений, приказов, распоряжений и инструкций в части, касающейся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 09.05.2005 N 45-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

в органы по сертификации о приостановлении или прекращении действия выданных ими сертификатов соответствия на продукцию, не соответствующую санитарно-эпидемиологическим требованиям;

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац исключен. - Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

работодателям о применении дисциплинарных взысканий к работникам, допустившим нарушение санитарных правил;

индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам о возмещении вреда, причиненного гражданину вследствие допущенного ими нарушения санитарного законодательства, а также о возмещении дополнительно понесенных расходов федеральными государственными учреждениями, обеспечивающими деятельность органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, на проведение мероприятий по ликвидации инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), связанных с указанным нарушением санитарного законодательства.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Главный государственный санитарный врач Российской Федерации наряду с правами и полномочиями, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона и пунктом 1 настоящей статьи, наделяется дополнительными полномочиями:

выдавать санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии утверждаемых федеральными органами исполнительной власти проектов правил охраны труда, правил охраны окружающей среды, проектов федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, проектов других нормативных актов и федеральных целевых программ, содержащих мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - документы), санитарным правилам;

(см. текст в предыдущей редакции)

принимать постановления, издавать распоряжения и указания, утверждать методические, инструктивные и другие документы по вопросам организации федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, включая методики расчета и оценки риска для здоровья человека;

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 246-ФЗ, от 01.07.2017 N 141-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

вносить в федеральные органы исполнительной власти предложения о приведении в соответствие с санитарным законодательством утвержденных указанными органами документов, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта;

вносить в Правительство Российской Федерации предложения о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) на территории Российской Федерации.

3. Главные государственные санитарные врачи, указанные в пункте 4 статьи 46 настоящего Федерального закона, наряду с правами и полномочиями, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона и подпунктами 1 - 7 пункта 1 настоящей статьи, наделяются дополнительными полномочиями:

вносить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предложения о разработке, об утверждении санитарных правил по вопросам, отнесенным к компетенции указанных должностных лиц, о внесении в них изменений и признании утратившими силу таких санитарных правил;

(в ред. Федеральных законов от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 23.07.2013 N 246-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

утверждать инструкции и иные документы, регламентирующие порядок осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах обороны и иного специального назначения.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

23 мая, 14 декабря 2006 г., 29 сентября, 7 ноября 2008 г., 16 июля, 8 августа 2009 г., 20 февраля, 15 июня 2010 г., 24 марта, 17, 24 октября 2011 г., 19 июня 2012 г., 30 января, 21 мая, 5 июня, 2 ноября 2013 г., 27 декабря 2014 г., 23 июля 2015 г., 1 июля 2016 г., 24 января, 20 сентября 2017 г., 24 апреля 2018 г., 26 марта, 13 июля 2019 г., 30 апреля 2020 г., 19 июня, 2 октября 2021 г.

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Положение
о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
(утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322)

С изменениями и дополнениями от:

23 мая, 14 декабря 2006 г., 29 сентября, 7 ноября 2008 г., 16 июля, 8 августа 2009 г., 20 февраля, 15 июня 2010 г., 24 марта, 17, 24 октября 2011 г., 19 июня 2012 г., 30 января, 21 мая, 5 июня, 2 ноября 2013 г., 27 декабря 2014 г., 23 июля 2015 г., 1 июля 2016 г., 24 января, 20 сентября 2017 г., 24 апреля 2018 г., 26 марта, 13 июля 2019 г., 30 апреля 2020 г., 19 июня, 2 октября 2021 г.

I. Общие положения

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 6 октября 2021 г. - Постановление Правительства России от 2 октября 2021 г. N 1676

ГАРАНТ:

Пункт 1 в части осуществления Роспотребнадзором по организации и осуществлению федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах, а также федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) вступает в силу с 1 марта 2022 г.

1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, здорового питания, в области организации питания, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей и федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах, федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 612 пункт 2 изложен в новой редакции

2. Руководство деятельностью Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет Правительство Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 1 мая 2020 г. - Постановление Правительства России от 30 апреля 2020 г. N 624

3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 6 октября 2021 г. - Постановление Правительства России от 2 октября 2021 г. N 1676

4. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

ГАРАНТ:

См. схему размещения территориальных органов Роспотребнадзора, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. N 1836-р

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

от 28 января 2021 года N 11

1. Утвердить Регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (приложение).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

в Министерстве юстиции

3 июня 2021 года,

регистрационный N 63788

Приложение

УТВЕРЖДЕН
приказом Федеральной службы
по надзору в сфере защиты
прав потребителей
и благополучия человека
от 28 января 2021 года N 11

Регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

I. Общие положения

1. Регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Регламент) разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации ("Российская газета", 1993; Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 11, ст.1416), федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2004 N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 23, ст.2313; 2020, N 19, ст.3016) (далее - Регламент Правительства Российской Федерации) и устанавливает общие правила внутренней организации Роспотребнадзора по реализации его полномочий в установленной сфере деятельности.

2. Регламент разработан на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 30.06.2004 N 322 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст.2899; 2020, N 19, ст.3001) (далее - Положение о Службе, постановление N 322 соответственно), и Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2005 N 30 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 4, ст.305; 2020, N 6, ст.677), и утверждается руководителем Роспотребнадзора.

Роспотребнадзором разрабатываются административные регламенты осуществления государственного контроля (надзора), административные регламенты предоставления государственных услуг и должностные регламенты гражданских государственных служащих федерального органа исполнительной власти, содержащие последовательность действий по исполнению государственных функций и нормативные сроки осуществления таких действий.

Регламент Роспотребнадзора, административные регламенты осуществления государственного контроля (надзора), административные регламенты предоставления государственных услуг и должностные регламенты гражданских государственных служащих федерального органа исполнительной власти составляют административный регламент Роспотребнадзора.

3. Руководство деятельностью Роспотребнадзора осуществляет Правительство Российской Федерации.

4. Роспотребнадзор самостоятелен в осуществлении своих полномочий, установленных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

При осуществлении своих полномочий Роспотребнадзор непосредственно взаимодействуют с другими органами государственной власти и органами местного самоуправления, если иной порядок не установлен федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

5. Роспотребнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, здорового питания, в области организации питания, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами;

по разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов;

по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

по организации и осуществлению федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

6. Роспотребнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

7. Роспотребнадзор возглавляет руководитель Роспотребнадзора, являющийся главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

8. Руководитель Роспотребнадзора имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя Роспотребнадзора.

Количество заместителей руководителя Роспотребнадзора устанавливается Правительством Российской Федерации.

Структура и штатное расписание Роспотребнадзора и территориального органа Роспотребнадзора

9. Структура и штатное расписание центрального аппарата Роспотребнадзора утверждаются руководителем Роспотребнадзора в пределах фонда оплаты труда и численности (без персонала по охране и обслуживанию зданий), установленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, с учетом реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и актов, определяющих нормативную численность соответствующих подразделений.

Структура центрального аппарата Роспотребнадзора включает в себя руководство (руководитель и заместители руководителя Роспотребнадзора), помощников (советников) руководителя Роспотребнадзора и структурные подразделения по основным направлениям деятельности - управления и самостоятельные отделы Роспотребнадзора (далее - структурные подразделения Роспотребнадзора), возглавляемые начальниками структурных подразделений. В состав управлений Роспотребнадзора входят отделы.

10. Структура и штатное расписание территориального органа Роспотребнадзора утверждаются руководителем соответствующего территориального органа в пределах установленного фонда оплаты труда и численности (без персонала по охране и обслуживанию зданий) на основе утвержденной схемы размещения территориальных органов Роспотребнадзора (далее - схема размещения), с учетом реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и актов, определяющих нормативную численность соответствующих подразделений.

11. Сферы деятельности и компетенция структурного подразделения Роспотребнадзора определяются в положении об этом подразделении, утверждаемом руководителем Роспотребнадзора.

12. В штатные расписания центрального аппарата Роспотребнадзора и территориальных органов Роспотребнадзора включаются должности федеральной государственной гражданской службы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также могут включаться должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

13. Организационное обеспечение деятельности руководителя Роспотребнадзора осуществляется помощниками (советниками) руководителя Роспотребнадзора.

Помощники (советники) руководителя Роспотребнадзора назначаются на должность на период исполнения руководителем Роспотребнадзора своих полномочий.

Должности категории "помощники (советники)" руководителя Роспотребнадзора предусматриваются в штатном расписании вне структурных подразделений Роспотребнадзора.

Полномочия руководителя, заместителей руководителя, начальников структурных подразделений Роспотребнадзора

14. Руководитель Роспотребнадзора организует его работу и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Роспотребнадзор функций, а также за реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности, организацию и осуществление в Роспотребнадзоре внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, представляет федеральный орган исполнительной власти в отношениях с другими органами государственной власти, гражданами и организациями, подписывает от имени федерального органа исполнительной власти договоры и другие документы гражданско-правового характера, а также осуществляет иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации.

15. Заместители руководителя Роспотребнадзора представляют Роспотребнадзор по отдельным вопросам сфер его деятельности, организуют и координируют осуществление функций Роспотребнадзора в соответствии с Регламентом, распределением обязанностей между заместителями руководителя Роспотребнадзора (далее - распределение обязанностей) и иными актами Роспотребнадзора, а также поручениями руководителя Роспотребнадзора.

Как подготовиться и пройти проверку Роспотребнадзора

Как подготовиться и пройти проверку Роспотребнадзора

Кудрявцева Л. Г., Е. С. Салыгина

Все медицинские организации проходят проверки Роспотребнадзора. Закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ устанавливает порядок проведения проверок, а также права и обязанности их участников. Положение о Федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре определяет полномочия Роспотребнадзора при проведении проверок (постановление Правительства РФ от 5 июня 2013 г. № 476).

Узнайте об особенностях проверок, чтобы заранее подготовиться к встрече с представителями Роспотребнадзора.

Виды проверок

Вид проверки

Описание

Проводится согласно плану, утвержденному генеральной прокуратурой. Территориальные органы Роспотребнадзора утверждают планы проверок на каждый год

Проводится вне годового плана, если для проверки есть основания. Например, жалоба пациента медорганизации (далее – МО) или контроль исполнения предписания

Ревизоры лично выезжают в медицинскую организацию на проверку

Ревизоры запрашивают документы и оценивают их без посещения медорганизации

Внимание: роспотребнадзор имеет право проводить плановые проверки МО не чаще одного раза в два года. С внеплановой проверкой ревизоры могут приходить в любое время и так часто, как этого требуют обстоятельства проверки.

Что именно проверяют

При плановой проверке Роспотребнадзор проверяет, соблюдает ли медорганизация требования санитарного законодательства. Чаще всего ревизоры проверяют:

· метраж помещений, высоту окон и потолков, параметры дверных проемов;

· наличие дефектов внутренней отделки помещений (потолок, стены, пол);

· расположение (наличие) вентиляции, соответствие конструкции заявленному проекту;

· паспорта систем вентиляции, акты ревизии вентиляционных систем;

· наличие смесителей с локтевым управлением для жидкого мыла и раствора антисептика в кабинетах;

· данные медицинских осмотров сотрудников МО, их медицинские книжки, сертификаты о прививках;

· показатели освещенности, микроклимата, локальной вибрации и др.;

· режим стерилизации, сроки хранения стерильных изделий в стерилизационной;

· обращение с отходами.

В зоне ответственности главной медсестры проверяют:

· соблюдение дезинфекционно-стерилизационного режима, ведение учетно-отчетной медицинской документации;

· наличие средств индивидуальной защиты, аптечек для оказания медицинской помощи при аварийных ситуациях (профилактика ВИЧ-инфекции);

· соблюдение требований гигиены рук персонала;

· организацию питания в буфетных;

· обращение с медицинскими отходами (журнал технологического учета, дезинфекция на местах образования, временное хранение в отделениях).

Во время внеплановой проверки ревизоры выясняют, устранила ли МО выявленные ранее нарушения. Также Роспотребнадзор проводит внеплановую проверку по жалобам пациентов или другим чрезвычайным обстоятельствам.

Внимание: роспотребнадзор имеет право проверять МО не более 20 рабочих дней. В исключительных случаях срок плановой проверки может быть продлен. Внеплановую проверку можно продлить, если требуются дополнительные лабораторные исследования.

Ситуация: на каком основании Роспотребнадзор может проводить внеплановую проверку медицинской организации

Основания для внеплановых проверок (ст. 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ):

· истечение срока ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;

· обращения и заявления граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, СМИ;

· случаи чрезвычайных ситуаций, возникновения угрозы или причинения вреда жизни, здоровью граждан;

· случаи обращения граждан при нарушении прав потребителей;

· приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Если основание внеплановой проверки – угроза или причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде или чрезвычайная ситуация, приказ согласуют с органами прокуратуры. Однако проверку Роспотребнадзор может начать, не дожидаясь согласования (п. 9 приказа Генпрокуратуры РФ от 27 марта 2009 г. № 93).

В случае если при проверке установят признаки преступлений, связанных с нарушением санитарного законодательства, проверяющий из Роспотребнадзора направит в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном Уголовным кодексом РФ и Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

Какие нарушения чаще всего находят

Рейтинг типичных нарушений, которые выявляет Роспотребнадзор в МО:

1. нарушения при проведении санитарно-профилактических, противоэпидемических мероприятий;

2. нарушения санитарно-технического характера внутренней отделки помещений, нарушения эксплуатации вентиляционных систем, отсутствие дублирующего водоснабжения, несответствие числа коек в палатах;

3. нарушения в обращении с отходами;

4. нарушения условий труда работников МО (отсутствие централизованной стирки белья, индивидуальных шкафчиков, санпропускников);

5. нарушения в организации питания пациентов;

6. нарушения в работе с источниками ионизирующего излучения.

Как узнать о плановой проверке

В январе Генеральная прокуратура РФ публикует на своем сайте информацию о плановых проверках разных ведомств. Чтобы узнать, придет ли Роспотребнадзор в вашу организацию, сделайте следующее:

Как подготовиться к проверке

Роспотребнадзор письменно уведомляет администрацию МО о начале проверки:

· при плановой проверке – не позднее трех рабочих дней;

· при внеплановой проверке – не позднее 24 часов.

Уведомление (распоряжение) может прийти как в бумажном, так и в электронном виде. Регулярно проверяйте официальный электронный адрес организации, указанный в ЕГРЮЛ.

Внимание: в исключительных случаях внеплановая проверка может начаться без предварительного уведомления.

Получив уведомление (распоряжение), руководство МО:

· регистрирует уведомление в журнале регистрации входящей корреспонденции;

· сообщает о предстоящей проверке главной медицинской сестре и другим ключевым сотрудникам, имеющим отношение к предмету проверки;

· знакомит сотрудников с Административным регламентом Роспотребнадзора (приказ Роспотребнадзора от 16 июля 2012 г. № 767).

Внимание: убедитесь, что дата получения уведомления записана в журнале верно. Если возникнет спор с ревизорами о сроках уведомления, эти данные будут важны.

Что делать во время проверки

Руководитель МО обязан лично присутствовать при проведении проверки. Если это невозможно, он должен назначить сотрудника, который будет выполнять обязанности руководителя МО во время проверки.

Когда проверяющие придут в МО:

· проверьте их служебные удостоверения;

· получите копию приказа (распоряжения) о проверке;

· убедитесь, что документ подписан руководителем подразделения Роспотребнадзора и заверен печатью. Также в приказе (распоряжении) должны быть указаны:

1. название вашего МО и его адрес;

2. цели, задачи и основания проверки;

3. дата начала и сроки проведения проверки;

4. мероприятия, которые будут проводиться во время проверки;

5. названия экспертных организаций, которые будут привлечены к проверке;

· обеспечьте ревизорам доступ к объектам проверки;

· сопровождайте ревизоров на территории МО во время проверки.

Проверяющие имеют право:

· требовать документы, которые имеют отношение к предмету проверки;

· обследовать здания и внутренние помещения МО;

· обследовать оборудование МО;

· делать пробы, смывы и замеры образцов, объектов внешней среды;

· делать лабораторные исследования отобранных проб и образцов;

· проводить санитарно-эпидемиологическую экспертизу объектов внешней среды.

Проверяющие не имеют права:

· проверять сведения, не относящиеся к компетенции Роспотребнадзора, и объекты, не указанные в распоряжении;

· требовать документы, которые не являются предметом проверки;

· отбирать образцы (пробы) продукции без оформления акта отбора;

· превышать сроки проведения проверки.

Во время проверки ведите протокол в произвольной форме. Описывайте в нем действия проверяющих, их вопросы к сотрудникам МО, комментарии и другие существенные детали проверки. По окончании проверки подпишите протокол вместе с коллегами, которые участвовали в проверке, и заверьте печатью. Помните, что данный протокол имеет силу в судебном разбирательстве. Также вы имеете право вести аудио-, видеозапись проверки или фотосъемку с согласия должностного лица.

Что делать после проверки

По результатам проверки ревизоры оформляют акт, в котором указывают следующие данные:

· дату, время и место составления акта проверки;

· наименование территориального органа Роспотребнадзора, проводившего проверку;

· дату и номер приказа (распоряжения) о проведении проверки;

· Ф. И. О. экспертов;

· название вашей МО, ее юридический адрес и фактические адреса осуществления деятельности;

· Ф. И. О. и должность руководителя МО;

· дату, продолжительность и место проведения проверки;

· результаты проверки, в том числе:

1. выявленные нарушения;

2. перечень лиц, допустивших нарушения;

· подписи должностных лиц, проводивших проверку;

· дату ознакомления с распоряжением.

Внимание: если во время проверки вы заметили нарушения со стороны ревизоров, укажите их в акте проверки. Помните, что все нарушения, выявленные сотрудниками Роспотребнадзора, должны быть подкреплены ссылками на соответствующие пункты в нормативных документах.

К акту проверки ревизоры прикладывают:

· протоколы отбора образцов продукции;

· протоколы или заключения проведенных исследований;

· объяснения работников МО, ответственных за выявленные нарушения;

· предписания об устранении нарушений;

· прочие документы, связанные с результатами проверки.

Как оспорить результаты проверки

МО также может обжаловать результаты проверки в суде.

Как признать результаты проверки недействительными

Можно избежать административной ответственности, если результаты проверки признают недействительными из-за грубых нарушений при ее проведении.

Случаи, когда результаты проведенной проверки могут быть признаны недействительными:

· Отсутствие оснований проведения внеплановой выездной проверки, нарушение порядка согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры. Основания для проведения внеплановой проверки, а также случаи, когда проверка в обязательном порядке должна быть согласована с органами прокуратуры, предусмотрены в статье 10 Закона № 294-ФЗ.

· Проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя Роспотребнадзора

· Истребование документов, не относящихся к предмету проверки, превышение установленных сроков проведения проверок. Ревизоры обязаны соблюдать сроки проведения проверки (ст. 18 Закона № 294-ФЗ), а также не выходить за рамки предмета проверки, определенного в распоряжении. Недопустимо изначальное необоснованное превышение сроков проверки в годовом плане, также как и продление их при отсутствии законных оснований.

Читайте также: