Как птицы огонь добывали краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Алиева Алла Ивановна. Сказки народов Сибири, Средней Азии и Казахстана

"Как птицы огонь добывали" - шорская народная легендарная сказка о том, откуда у людей появился огонь. Птицы, звери и рыбы так или иначе были защищены от холода. ". Одному человеку было плохо: он голым был, в жилище его огня не было, чтобы согреться возле него в зимние холода, мясо или коренья на нем сварить или зажарить. Холодно и голодно было людям. " Журавль ". к очагу подобрался, длинной своей ногой из очага пылающий уголек выхватил, в длинном клюве своем уголек зажав, стремглав на землю опустился, огонь людям принес. Другая птица - орлица, лишь коснулась своими когтями скалы - камень от нее откололся, вниз покатился и, ударившись о другой камень, искры высек, от которых сухие деревья загорелись. Орлица к людям вернулась, сказала: - Если два камня друг о дружку крепко ударить - искры посыплются, огонь можно разжечь. С тех пор и научились люди из камня огонь высекать."
Шоры - народ в Кемеровской области (Горная Шория). Шорский язык - относится к тюрским языкам (уйгурской группы).
Можете слушать онлайн или скачать бесплатно и без регистрации шорскую народную аудио сказку "Как птицы огонь добывали".

Старинная сказка "Как птицы огонь добывали" показывает, что нельзя оставлять в беде окружающих и нужно пытаться помочь им делом или добрым и мудрым советом.
В древние времена у людей еще не было огня и они очень страдали от холода. Обратились люди за помощью к птицам. Разные птицы отправились добывать огонь для людей. Принесли для них уголек, а еще научили высекать огонь из камней.

Поможем улучшить оценки по школьной программе, подготовиться к контрольным и понять предмет!

Как птицы огонь добывали

Было это, когда добрый Ульгень горы и реки, деревья и травы сотворил, людьми, зверями, птицами, рыбами землю и воду населил. Птицам в их гнёздах тепло и уютно жилось, перьями и пухом они были одеты. Зверям в берлогах и норах тоже вольготно было, их шерсть густая от холода укрывала. О рыбах и говорить нечего. У всех еды было вдоволь, добывать её было легко, словом, всем хорошо жилось.

Одному человеку было плохо: он голым был, в жилище его огня не было, чтобы согреться возле него в зимние холода, мясо или коренья на нем сварить или зажарить. Холодно и голодно людям было. И стали они птиц просить-умолять:
— Вы, птицы, вокруг всей земли летаете, в небо — к солнцу и звездам поднимаетесь, горы огнедышащие переваливаете, — только вы и можете добыть и принести нам огонь…
Птицы во все концы земли разлетелись, в небо взвились.
Журавль, в небесное жилище Ульгеня поднявшись, сказал:
— Тобою созданные люди на земле от мороза коченеют, от голода погибают, дай огонь им!
Ульгень разгневался и на людей, и на журавля, даже искорку огня из своего очага отказался дать, как журавль ни упрашивал, выгнал его из жилища, а сам спать улёгся.
Подождал журавль, пока Ульгень хорошенько заснёт, потихоньку к очагу подобрался, длинной своей ногой из очага пылающий уголёк выхватил, в длинном клюве своём уголёк зажав, стремглав на землю опустился, огонь людям принёс…
Другая птица — орлица, над высокими горами пролетая, на скалу подоблачную отдохнуть присела. Лишь коснулась своими когтями скалы, камень от неё отломился, вниз покатился и, ударившись о другой камень, искры высек, от которых сухие деревья загорелись. Орлица, осколок скалы в своих когтях зажав, в долину к людям вернулась, сказала:
— Если два камня друг о дружку ударить — искры посыплются, огонь можно разжечь…
С тех пор и научились люди из камня огонь высекать.

Оцените, пожалуйста, это произведение.
Помогите другим читателям найти лучшие сказки.

Здравствуй, молодой литературовед! Хорошо, что ты решил читать сказку "Как птицы огонь добывали (Шорская сказка)" в ней ты найдешь народную мудрость, которой назидаются поколениями. Воодушевление предметов быта и природы, создает красочные и завораживающие картины о окружающего мира, делая их загадочными и таинственными. И приходит мысль, а за ней и желание, окунуться в этот сказочный и невероятный мир, завоевать любовь скромной и премудрой принцессы. Десятки, сотни лет отделяют нас от времени создания произведения, а проблематика и нравы людей остаются прежними, практически неизменными. Просто и доступно, ни о чем и обо всем, поучительно и назидательно - все входит в основу и сюжет данного творения. Ознакомившись с внутренним миром и качествами главного героя, юный читатель невольно испытывает чувство благородности, ответственности и высокой степени нравственности. Присутствует балансирование между плохим и хорошим, заманчивым и необходимым и как замечательно, что каждый раз выбор правильный и ответственный. Сказка "Как птицы огонь добывали (Шорская сказка)" читать бесплатно онлайн безусловно необходимо не самостоятельно деткам, а в присутствии или под руководством их родителей.

Б ыло это, когда добрый Ульгень горы и реки, деревья и травы сотворил, людьми, зверями, птицами, рыбами землю и воду населил. Птицам в их гнездах тепло и уютно жилось, перьями и пухом они были одеты. Зверями в берлогах и норах тоже вольготно было, их шерсть густая от холода укрывала. О рыбах и говорить нечего. У всех еды было вдоволь, добывать ее было легко, словом всем хорошо жилось.
Одному человеку было плохо: он голым был, в жилище его огня не было, чтобы согрется возле в зимние холода, мясо или коренья на нем сварить или зажарить. Холодно и голодно людям было. И стали они птиц просить – умолять:
— Вы, птицы, вокруг всей земли летаете, в небо – к солнцу и звездам – поднимаетесь, горы огнедышащие переваливаете, — только вы и можете добыть и принести нам огонь.
Птицы во все концы земли разлетелись, в небо взвились.
Журавль, в небесное жилище Ульгеня поднявшись, сказал:
— Тобою созданные люди на земле от мороза коченеют, от голода погибают, дай огнь им!
Ульгень разгневался и на людей, и на журавля, даже искорку огня из своего очага отказался дать, как журавль не упрашивал, выгнал его из своего жилища, а сам спать улегся.
Подождал журавль, пока Ульгень хорошенько заснет, потихоньку к очагу подобрался, длинной своей ногой из очага пылающий уголек выхватил, в длинном клюве зажав, стремглав на землю опустился, огонь людям принес…
Другая птица – орлица, над высокими горами пролетая, на скалу подоблачную отдохнуть присела. Лишь коснулась своими когтями скалы, камень от нее отломился, вниз покатился и, ударившись о другой камень, искры высек, от которых сухие деревья загорелись. Орлица, осколок скалы в когтях зажав, в долину к людям вернулась, сказала:
— Если два камня друг о дружку ударить, искры посыплются, огонь можно разжечь.
С тех пор и научились люди из камня огонь высекать.

О наших сказках

Широка и необъятна Сибирь.

Много племён и народов населяет её. Кто эти люди? Где они жили и живут?

Откроем карту. Вот течёт с юга на север великая река Обь. Она начинается около города Бийска, где сливают свои воды мутная Катунь и зелёная, как малахит, Бия. Эти реки являются истоками Оби. Катунь берёт своё начало из ледника Белухи. Бия вытекает из Телецкого озера, которое местные жители за красоту его называют Золотым. Бия и Катунь протекают по Горно-Алтайской автономной области. Там живут алтайцы. В старое время они кочевали из долины в долину. Лето и зиму жили в юртах, сделанных из жердей и коры лиственницы. Они занимались скотоводством, ходили в тайгу на охоту.

На запад от них, в верховьях реки Томь живут шорцы, промышляют в тайге белку и соболя. Те горы богаты рудами.

Один из охотников нашёл железную руду. Теперь там — рудник.

Из Горной Шории поезда доставляют руду домнам Кузнецкого металлургического комбината.

Томь несет свои воды на север, ниже Томска сливается с Обью, великой рекой. Многоводная Обь прорезает бескрайнюю тайгу. В тайге много зверя, в реках много рыбы. По берегам Оби и её притоков живут ханты. Они тоже были кочевниками. В летнее время жили в берестяных шалашах, зиму коротали в землянках — карамо. Занимались ханты охотой и рыбной ловлей, в осеннюю пору сбивали с деревьев кедровые шишки и добывали из них вкусные орешки.

А недавно геологи стали бурить земную толщу и нашли здесь богатейшие запасы нефти и газа. Речные танкеры уже перевозят ту нефть на Омский завод, где из неё получают бензин.

Скоро через тайгу будут проложены стальные трубы. По ним нефть и газ потекут к городам Сибири, к заводам Кузбасса.

Рядом с хантами живут ненцы, тоже в прошлом кочевой народ. Теперь они пасут большие колхозные стада оленей в необъятной тундре, что раскинулась до самого Ледовитого океана.

Вот течёт с юга на север другая великая река — быстрый Енисей. Истоки этой реки — на хребте Танну-Ола. На берегах Верхнего Енисея и его притоков, за голубыми Саянами — селения тувинцев. В прежнее время, подобно другим кочевым народам Сибири, трудовое население этого края жило в страшной бедности. Ламы (монахи) собирали дань на монастыри, шаманы требовали лошадей в жертву богам.

Быстрый и могучий Енисей прорвался через хребет Западный Саян на север и вышел в Минусинскую котловину. Слева примчал к нему свои воды Абакан. Там горы невысокие, мягкие. Леса на них нет. Долины широкие — тоже без леса. Потому и называют эти долины степями. Там кочевали хакасы, разводили скот, главным образом — лошадей.

В Хакасии начинается строительство ещё более мощной гидростанции — Саянской. Её плотина перегородит Енисей поблизости от села Шушенского, где провёл три года в ссылке Владимир Ильич Ленин.

Хакасы так же, как алтайцы, буряты, тувинцы и другие народы Сибири, распростившиеся с кочевой жизнью, на месте пастушеских стойбищ построили большие сёла.

Неподалёку от тех мест заканчивается строительство Братской гидростанции, второй на Ангаре. Еще ближе к эвенкам будет построена Нижне-Илимская ГЭС, третья на этой великой реке.

На севере у эвенков есть соседи — долгане. Это маленькая народность, но она с давних времён славилась тем, что у неё так же, как и у других народов Сибири, много интересных сказок.

Между землями хакасов и бурят на склонах горного хребта Восточный Саян кочевали тофалары. Они не знали ни лошадей, ни коров. В 1908 году тофаларов насчитывалось только четыреста человек. Число их с каждым годом сокращалось. Как многие другие народы Сибири, до революции тофалары вымирали. К нашим дням их не осталось бы совсем. Советская власть их спасла, дала им счастье и радость. Бывшие кочевники живут в добротных домах. Число тофаларов быстро увеличивается. Дети учатся в школах. Об их здоровье заботятся врачи.

В горах возле Байкала родилась Лена, одна из великих рек Сибири. По её берегам и бесчисленным притокам кочевали якуты. Царь ссылал туда, в самый морозный край, революционеров. Теперь в столице Якутии — городе Якутске — открыт университет. Здесь так же, как в Бурятии, Туве и Хакасии, свои театры, свои научно-исследовательские институты.

На берегах Лены тоже найдена нефть. Скоро там будет богатейший нефтяной промысел.

Железная дорога связала Лену со всей страной. В зоне вечной мерзлоты строятся свои гидростанции.

Сейчас Якутия славится уже не столько золотом и пушниной, сколько алмазами. Их нашли советские геологи. В северной тайге вырос город Мирный, налажена богатая добыча.

А якутские сказки — это алмазы народного творчества.

Якуты внесли заметный вклад в ценнейшую сокровищницу сказок народов, населяющих нашу Сибирь.

Русские люди уже несколько веков живут рядом с алтайцами, хакасами, бурятами, якутами, эвенками. С первого знакомства русские крестьяне стали передавать своим соседям-кочевникам культурные навыки. Они учили строить избы, пахать землю, разводить молочных коров. Но дело шло очень медленно. Баи, купцы и чиновники грабили народ, а царизм натравливал одно племя на другое.

Письменности у кочевников не было, и литература у них развивалась только устная: сказки, песни, былины. В этих произведениях была выражена надежда на освобождение от векового гнёта, мечта о свободной и радостной жизни, о братстве трудящихся. В былинах и сказках народ обличал и высмеивал ханов и князьков, баев и шаманов. Он славил, воспевал героев, в суровой борьбе побеждавших поработителей. В сказках народ по-своему, часто иронически, объяснял многие явления природы и тем самым спорил с ламами и шаманами, которые пытались втолковать неграмотным людям, что всё будто бы создано богом и всё остаётся неизменным. Они говорили:

— Бог создал бурундука полосатым, а зайца выпустил на свет с раздвоенной губой…

А народ спорил, смеялся и своими ироническими сказками отвечал:

— Нет, бурундук полосатым стал оттого, что его погладил дедушка медведь.

— Нет, у зайца верхняя губа раздвоилась оттого, что он много хохотал. Помните, когда он овец перепугал.

Народ мечтал о покорении сил природы и мечту свою выразил в чудесных сказках. Так, эвенкийские женщины сделали мальчику железные крылья, и он поднялся на этих крыльях к облакам. Одна женщина в хантыйском стойбище выткала чудесное полотенце, на нем ее муж переплыл море. А на Алтае богатырь Сартакпай строил мосты через бурные реки, прокладывал дороги и даже пытался заставить молнию освещать ночью землю.

Много интересных былин и сказок сложили народы Сибири. По этим произведениям учёные познают жизнь народа, его древние представления о мире, его мечты и надежды.

А. М. Горький называл сказки и былины народов Сибири жемчужинами, советовал собирать их и изучать.

Но до Октябрьской социалистической революции эти произведения почти не были известны русскому читателю.

За годы советской власти, под руководством Коммунистической партии, как мы уже видели, в корне изменена жизнь народов Сибири. Наравне со всеми народами нашей родины они стали сами управлять своим социалистическим государством — братским Союзом Советских Социалистических Республик. У всех народов Сибири созданы свои автономные советские социалистические республики, автономные области или национальные округа. С братской помощью великого русского народа все кочевые народы, создав колхозы, перешли на оседлую жизнь. Дымную и холодную юрту они заменили светлым и тёплым домом. В тайге для охотников построены фактории и охотничье-промысловые станции. Всюду проложены дороги. В самые отдалённые районы пришли машины. Тракторы подняли вековую целину. В национальных республиках и областях построены фабрики и заводы. У всех народов создана своя письменность, ликвидирована неграмотность. Появились свои врачи, инженеры, агрономы, кандидаты и доктора наук. Выросли свои поэты, писатели и драматурги. Их голоса слышны всей стране. Их книги переведены на русский язык, изданы в Москве, Новосибирске, Иркутске и других городах. Лучшие произведения искусства народы Сибири показывают трудящимся нашей родины со сцены московских театров.

Читайте также: