Проект реформы русской школы пирогова кратко

Обновлено: 05.07.2024

В чём цель жизни?

Какое наше назначение?

К чему мы призваны?

Чего должны искать мы? и т.п.

Только 2 рода людей не задают вопросов о цели бытия:

1. те, которые получили от природы жалкую привилегию на идиотизм;

2. те, которые, подобно планетам, получив однажды толчок, двигаются по силе инерции в данном им направлении.

И как бы ни была велика масса людей, следующих бессознательно данному обществом направлению, как бы мы все ни старались для собственного блага приспособлять свою самостоятельность к этому направлению, всегда останется ещё много таких из нас, которые сохранят довольно сознания, чтобы вникнуть в нравственный свой быт и задать себе эти вопросы.

Воспитание должно быть приноровлено к различным способностям и темпераменту каждого, то развивая, то обуздывая их; и важно, чтобы нравственные основы и направление общества, в котором мы живём, совершенно соответствовали направлению, сообщаемому нам воспитанием.

Главная беда в том, что самые существенные основы нашего воспитания находятся в совершенном разладе с направлением, которому следует общество.

Одна толпа людей следует бессознательно, по силе инерции, толчку, данному ей в известном направлении. Развитое чувство индивидуальности вселяет в нас отвращение пристать к этой толпе.

Другие толпы, несравненно меньшие по объёму, увлекаемые, хотя также, > или О женщине, о её роли в воспитании

Женщина должна понять, что ухаживая за колыбелью человека, учреждая игры его детства, научая его уста лепетать и первые слова и первую молитву, она делается главным зодчим общества. Краеугольный камень кладётся женскими руками!

Не положение женщины в обществе, но воспитание её, в котором заключается воспитание всего человечества, - вот что требует перемены…

Пирогов составил новый проект школьной системы:

Проект Пирогова был направлен против сословной школы. Основанием школьной системы должна быть 2-х летняя начальная школа, откуда все дети могут пойти затем в среднюю. Школа должна быть единой.

Пирогов внёс значительные улучшения в работу педагогических советов гимназий, расширил круг вопросов, обсуждаемых на этих советах:

1. методы обучения;

2. научность обучения;

3. меры возбуждения и поддержания внимательности.

Пирогов считал, что главное для педагога: хорошо знать ученика, надо изучать его успеваемость (успехи и недостатки) и осуществлять перевод из класса в класс по результатам годовой успеваемости. Он был против экзаменов, считал, что в них значительный элемент случайности и формализма.

Что касается высшей школы: Пирогов считал, что роль в обучении студентов должны играть семинары, практические занятия и самостоятельная работа!→ надо развивать навыки углубленной самостоятельной работы.

О связи школьного обучения с наукой:

Наука – дело великое, безграничное. Если школе удастся сделать учеников восприимчивыми к науке, дать им сознательное научное представление, поселить в них любовь к самостоятельным занятиям наукой, то больше ничего и требовать нельзя.

Вопрос о дисциплине учащихся.

Пирогов считал, что многое в школе зависит от дисциплины учащихся. Как её установить? Можно ли применять наказание? Произвол, казарменный режим он критиковал, говоря, что отношение к детям должно быть гуманным и сердечным. В случае проступка нужно внимательно изучить обстоятельства, а если ученик заслуживает наказания, то его следует за проступок справедливо наказать.

Н.А. Добролюбов критиковал Пирогова за такую непоследовательность, двойственность в оценке наказания как средства воспитания и применения розог. Добролюбов писал, что Пирогов отказывается от ранее провозглашённых им прогрессивных принципов.

В заключение следует сказать, что Пирогов на педагогическом поприще сыграл прогрессивную роль. Его призыв к человечности как основе воспитания, его борьба против сословных и национальных ограничений в школе - всё это имело› значение для развития пед. теории, так же как и мысли его о целях и задачах школьного обучения, о месте в нём умственного образования, роли науки и учителя, воспитательном значении учебных предметов, о методике урока, самостоятельной работе учащихся, системе проверки знаний, учёте и использовании опыта учебно-воспитательной работы.

Идея общечеловеческого воспитания в педагогическом наследии Пирогова развивается во взаимосвязи с критикой сословно-специального (профессионального) образования в России. Глубоко веря в могущество науки, образования и воспитания, он видит в них главное средство преобразования общества.

Однако Н. И. явно переоценивал роль воспитания и школы в преобразовании общества, являясь активным сторонником распространения просвещения среди народа.

Против сословной школы, против ранней профессионализации. Человек должен быть высоконравственным с широким умственным кругозором.

Н. И. Пирогов считал самым большим пороком воспитания своего времени его сословную и узкоспециальную направленность. Сословная школа преграждала путь к образованию и тем самым развитию склонностей и способностей широких народных масс. Провозглашает идею всеобщего образования независимо от сословной принадлежности.

Революционеры-демократы подчеркивали недостаточность провозглашения школы лишь юридически общедоступной, ибо оставаясь платной, она остается и неодинаково доступной для всех сословий. Пирогов не был готов к тому, чтобы понять призывы революционной демократии бороться за улучшение материальных условий жизни народа. Поэтому его страстные призывы к гуманизму воспитания оставались идеалистическими.

Среди важнейших задач воспитания Пирогов формулирует и такую: воспитание человека.

Сформулировав цели воспитания, подвергнув критике сословную школу, Пирогов в противовес ей предложил свой проект новой школьной системы, ее структуру и содержание.

Пирогов разработал план создания единой школы , включающей школу элементарную – 2 года (начальная); реальную и классическую прогимназию – 4 года (неполная средняя школа или прогимназия);

а) реальную – 3 года гимназии;

1-ое место - древние языки (латинский, греческий)

в средней школе: русский язык, литература, математика, история.

б) классическую – 5 лет гимназии (подготовка к университету);

Классической средней школе он отдавал предпочтение перед реальной. Все учебные предметы классической гимназии имеют общеобразовательный характер, тогда как в реальной гимназии часть учебных часов занята прикладными предметами, что, по мнению Пирогова, значительно снижает общее образование, даваемое реальной гимназией; и срок обучения в реальной меньше на 2 года, чем в классической.

В первых двух классах классической и реальной прогимназии курс обучения почти одинаков. С 3-его класса классической прогимназии начинается обучение латинскому языку, а с 4-го класса – греческому. Окончившие реальную прогимназию идут или в реальную гимназию, или в 3 класс классической прогимназии, или на практическую работу. Из классической прогимназии можно идти или в университет или в высшие учебные заведения (специальные), тогда как из реальной гимназии можно только в ВУЗы специальные или на работу.

Для неимущих Пирогов предлагал уменьшить плату за обучение.

Третий проект педагогической гимназии (март 1859 г.)

Предусматривалось 2 ступени обучения различной продолжительности в зависимости от успехов обучающегося.

Четвертый проект (сентябрь 1859 г.)

2-х годичные курсы подготовки учителей гимназии. (С августа открылись в Киеве)

Эти мысли Пирогова актуальны и для нашего времени.

4. Школьные реформы 60-70-х гг. XIX в.

По сути, были буржуазными, но проводились стоящими у власти крепостниками.

Реформы начальной и средней школы (1864 г.)

Цель н. уч. – Утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания.

Содержание обучения – Закон Божий, чтение, письмо, 4 арифмет. действия, церковное пения.

Продолжительность обучения = 3 года (иногда 2 г.).

Возраст не указывался.

Для всех сословий, допускалось совместное обучение обоих полов.

Чаще всего бесплатное обучение.

Все начальные народные училища подчинялись теперь министерству народного просвещения, и начал. уч-ща, открываемые духовенством, - в ведении Синода.

Были учреждены уездные, губернские училищные советы.

В чем заключалось двойственность шк. реформы 1864 г.?

В ее буржуазном хар-ре и в сохранении прерогатив дореформенной системы образования.

Новое: замена крепостнически-сословной начал. школы школой бессословной, классовой, предоставление права открывать народ. училища органами местного самоуправления (земством, городам), обществам и частным лицам, допущение к преподаванию женщин, учреждение коллегиальных органов руководства школами.

Недостатки: сохранилось церковноприходские школы. Знание имело религиозно-нравственный характер.

Учителя светские – высокие требования, наличие удостоверения, благонадежность и т.п., а вот церковники допускались без каких-либо удостоверений.

Реформа высшей школы.

18 июня 1863 года – Устав университетов – прогрессивное изменение в содержании и организации обучения в университетах.

5. Женское образование.

2 разряда женских училищ:

1 разряд – 6 лет обучения (Закон Божий, русский язык, словесность, арифметика, начала геометрии, география, история, естествознание, физика, чистописание). Иностранный язык – не обязательный предмет.

2 разряд – 3 года обучения (меньше предметов).

Всех сословий девочки.

Подготовки женщины – матери, будущих жен, а не подготовка женщин - участниц общественной жизни, деятельности.

Сначала были женские училища, а потом их преобразовали в женские гимназии и прогимназии.

6. Основные этапы педагогической деятельности Л.Н.Толстого.

Сегодня мы познакомимся с наследием Л.Н.Толстого: не как писателя, а как великого педагога, это наследие является актуальным и в наши дни. Мы рассмотрим отдельные этапы его педагогической деятельности и некоторые его взгляды. Педагогические идеи Толстого охватывают многие аспекты воспитания и обучения. И в рамках лекции невозможно рассмотреть все проблемы, которые волновали Толстого как педагога.

В пед. деятельности Толстого выделяют 4-е основные периода:

3. с 1869 - 70-е гг. XIX в.

4. кон.80-х - 90-е гг.

Первый период - самый ранний в пед. деятельности писателя, отмечен его мечтой об идиллических отношениях помещика со своими крепост­ными, какие он изобразил в повести "Утро помещика". 1-й пед. опыт Толстого - 1849 г. - когда он пытался в своей Ясной Поляне обучать крест, детей грамоте.

Серьезное увлечение педагогикой у Толстого началось в кон. 50-х гг. Открытию яснополянской школы предшествовала заграничная поездка Л.Н.Толстого, в ходе которой он познакомился с педагог. опытом в ряде учебных заведений, встречался с известными педагогами того времени, много читал педагогических сочинений, изучал учебные программы различных школ в передовых странах Европы.

1-я поездка 1857 г. В Париже приобрел нужные ему пед. книги, в Брюсселе заказал чугунные буквы для обучения грамоте яснополянских детей, из Америки выписал учебные программы.

На решении открыть школу сказалась атмосфера общественной жизни страны. Впоследствии он писал: "Народное образование в настоящее время для нас, русских, есть единственная законная созна­тельная деятельность для достижения наибольшего счастья всего человечества". Не видя других средств, которые могли бы содейство­вать народному образованию, кроме того, "как учить самому и от­даться совершенно этому делу". Толстой в течение нескольких лет был захвачен им.

Итак, в 1859 г. Л.Н.Толстой открыл в Ясной Поляне школу и до осени 1860 г. помогал организовывать подобные школы в соседних деревнях.

12 марта 1860 г. он писал Е.П.Ковалевскому: ". я уже 3-й год живу в деревне и занимаюсь хозяйством. Нынешний год /с осени/, кроме хозяйства, я занимаюсь еще школой для мальчиков, девочек и больших, которую я завел для всех желающих. У меня набралось около 50 учеников и все прибавляются."

Первоначально: чтение, письмо, арифметика, закон Божий - предметы в школе Толстого.

На 1-м этапе пед. деят-сти Толстой выступает и как учитель крест. детей, и как просветитель, стремящийся внести посильный вклад в дело просвещения всего русского народа. С этой целью он хочет создать просветительское общество. Это общество должно решить очень важную задачу: РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В НАРОДЕ.

Толстой уже на 1-м этапе пед. деятельности в самых ранних своих пед. заметках и статьях /1860 г./ резко выступает против господствовав­шей в сер. 19 в. "эмпирической, абстрактной " педагогики. "Общест­во, - по его словам,- нуждается в новом образовании". Народу нуж­на не просто грамотность, "грамотность есть орудие образования, но не ступень"; "Первоначальные школы не должны быть школами грамот­ности, в которых учат кое-как, а должны быть школами первоначаль­ного образования, самого трудного и требующего наибольшего чело­веческого образования." "Образование должно быть доступно для всех." В этот п-д Толстой пишет Проект устава учебных заведений, разрабатывает проект Общества народного образования, которое будет издавать пед. журнал, открывать новые школы составлять программы назначать учителей, контролировать преподавание и решение хозяйственных и управленческих вопросов в этих школах и т.п.

2-я его загран. поездка, предпринятая в 1861 году. носила более целенаправленный характер по сравнению с первой. Ее результатом явилось убеждение Толстого в том, что Россия не должна подражать капиталистическому Западу/ это вам, напоминает чем-то высказывания К.Д.Ушинского в его статье о народности, не правда ли?/,(вопрос студентам об Ушинском), народное образование в России и педагогика в России должны развиваться своим путем. Вернувшись из-за границы, Толстой реорганизует свою школу в Ясной Поляне и очень серьезно готовится к изданию педаго­гического журнала, который станет особой вехой не только в его педагогической деятельности, но и в развитии всей русской педагогической мысли.

2-й период пед. деятельности , охватывавший 1861-1862 гг. значи­тельно отличается от 1-го, охарактеризованного в педагогике как филантропический. И отличается глав. образом тем, что, если в предыдущий период Толстой не подвергал критике официальную школу, то теперь на страницах своего журнала "Ясная Поляна" он не только настойчиво и широко пропагандирует теорию "свободного воспитания", но и остро критикует современную школу, отмечая, что в ней учат не тому, что необходимо народу. А народ после отмены крепостного права выразил убеждение, что ему " необходима теперь большая степень образования" и для его приобретения он готов делать из­вестные пожертвования.

Некоторые педагоги объединяют периоды работы Толстого в ясно­полянской школе в 1859-60 гг. и 1861-62 гг. /послезаграничный/. Я думаю, что всё-таки следует их разделять.

Л.Н.Толстой сам говорил, что вначале у него не было никакой сис­темы, никакой теории воспитания, на основе чего он строил работу в яснополянской школе. И руководствовался, прежде всего, тем, что изучал потребности детей, которых обучал. После же второй поездки за границу работа яснополянской школы строится на его теории "свободного воспитания". Изменяются подходы к определению цели обучения, содержания обучения и методике. ГЛАВНОЕ:

- важнейшая задача школы - воспитание творческой личности ребенка;

- школа превращается в творческую лабораторию, мастерскую, где творили и учителя, и ученики;

- целью педагогического эксперимента Толстого было: поиск содер­жания и форм обучения, которые позволили бы в сельской школе обеспечить не только прочное и глубокое усвоение знаний учеником, но и всесторонне развить его индивидуальные творческие возможности. В этой связи Л.Н.Толстой расширяет содержание учебного плана, включая в него 12 предметов, тщательно продумывает содержание каждого предмета в соответствии с интересами учеников, с их инди­видуальными особенностями. Это было крайне трудное дело, т.к. в шкоду приходили, дели с разным уровнем подготовки в возрасте от 7 до 13 лет. Учебный план, программа обучения, расписание занятий не отличались стабильностью, постоянством. Расписание, хотя и составлялось на неделю, могло измениться в связи с тем, что разго­вор, начатый на 1-м уроке, затягивался на несколько часов. Увле­ченные дети не хотели расходиться по домам. Об этом писал Е.Д.Мар­ков /преподаватель тульской гимназии/: наблюдательных посетителей поражал дух школьников, их упорные, добровольные занятия в течение 7-8 часов ежедневно. "Постоянная работа мысли", заметная на каждом детском лице, постоянное желание самим докопаться, до истины, интерес к учению - вот что было характерно для школы Толстого того периода.

Похожие документы:

Практикум по истории педагогики и образования ишим

. в XVII веке 34 Глава II. Школа и педагогическая мысль в России в XVIIIв. 41 Тема: Школа и педагогическая мысль в России в первой половине XVIII века .

Пособие адресовано преподавателям, аспирантам и студентам педагогических институтов и университетов, а также слушателям системы повышения квалификации работников образования. Ббк 74. 03

. II. Школа и педагогическая мысль Средних Веков, Возрождения и Нового времени. – М., 1991. Глава 8. Школа и воспитание в Западной Европе в . История школы и педагогической мысли России XVIII в. делится на два периода: первую и вторую половины столетия. .

Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева

. века в Западной Европе и США Состояние народного образования и школы в капиталистических странах в середине ХХ века Воспитание, школа и педагогическая мысль . многих столетий феодалы . в Германии и . мысли XVIII века. Он развивал передовые положения .

. Европы в XVI-XVII веках. 5/2 5 22. Наука и культура Европы . Европе. М., 1985. Т.1. С. 216-225. Бессмертный Ю.Л. Социально-экономическое положение зависимого крестьянства в Среднерейнской Германии . столетия . . Школа и педагогическая мысль средних веков. .

Блинов владимир Игоревич развитие теории и практики образования в россии XVIII начала ХХ века под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания

. Европе в XVIII веке; - охарактеризовать процесс реализации ценностных подходов в педагогической . движения педагогической мысли в Европе и . школы поступали в средние учебные заведения. Причины такого положения . ) в Германии и " . начале ХХ столетия, было .

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Педагогические идеи Н.И. Пирогова и современное образование

История педагогического наследия Н.И. Пирогова (1810 - 1881), его педагогические идеи о воспитании и формировании личности, методологии совершенствования системы среднего образования являются ярким подтверждением изменения современной парадигмы педагогической науки, смещения акцентов на гуманистический подход к образованию, что заставляют нас признать их актуальность и прогрессивность на современном этапе.

Будучи попечителем сначала Одесского учебного округа, а со временем Киевского, Н.И. Пирогов постоянно посещал средние школы, высшие учебные заведения, проводил встречи с педагогами, учениками, вникая в сущность проблемы школы, ребенка. Главная особенность Н.И. Пирогова, как педагога, заключается в том, что он не только понимал суть проблемы, но и принимал конкретные действия по их устранению, решал их как на местном уровне, так и на государственном.

Величие Н.И. Пирогова - педагога - это "быть человеком", который по зову сердца учит и воспитывает детей. На первое место он ставил высокие моральные и общественные принципы, которые утверждает гуманистическая педагогика: принцип уважения к личности ребенка и учителя как главных действующих лиц педагогического процесса.

Это тесное сочетание является возможностью формировать ученика - личность, чело- века будущего. Это положение имеет огромную актуальность для всей системы современно- го образования.

Для Пирогова было аксиомой, что каждый учитель школы любого уровня только то- гда отвечает своему назначению, когда одновременно с преподаванием он воспитывает уче- ников. Каждый наставник, говорил он, должен прежде всего усвоить, ". что наука нужна не для одного лишь приобретения информации, в ней есть - иногда глубоко, и поэтому для по- верхностного наблюдения незаметно, - другой важный элемент - воспитательный. Кто не су- меет им воспользоваться, тот не знает всех свойств науки и выпускает из своих рук тот ры- чаг, которым можно легко преодолеть большие трудности " [5, с. 32].

Главным для педагога, по мнению Пирогова, является профессиональная подготовка, знание предмета, методики его преподавания и отношение к своим обязанностям, к детям. Важен внутренний мир и личный пример учителя.

В своих трудах Н.И. Пирогов четко выдвигает следующие требования к учителям и их методам преподавания: опытный учитель должен уметь активизировать внимание и раз- вить интерес к учебному материалу, а это, по мнению Пирогова, главное для успешного обу- чения.

Разрабатывая новую школьную систему, ученый во многих педагогических трудах особенно большое внимание уделял, кроме содержания обучения, также его формам и мето- дам, подчеркивая, что надо знать не только то, чему учить детей, но и как учить. Установки педагога о значении наглядности в обучении и необходимость сочетания слова и наглядно- сти не утратили своего значения и сегодня. Реализация в деятельности учителей активных методов обучения было главным методическим требованием Н.И. Пирогова. Такие методы, которые бы способствовали развитию мышления учащихся, их способностей и интересов, формированию навыков самостоятельной работы, должны прежде всего применяться педа- гогами.

Пирогов предложил новый проект школьной системы, направленный против сослов- ной школы. Он считал, что основанием школьной системы должна быть двухлетняя началь- ная школа, откуда будет открываться доступ в среднюю школу всем. Свою школьную систе- му он строил по принципу единой школы.

Пирогов предлагал школьную систему из нескольких ступеней, со сравнительно не- продолжительным сроком обучения в каждой, а именно: после начальной двухлетней школы

— прогимназия (неполная средняя школа) двух типов с четырехлетним курсом; за ней идет гимназия также двух типов — с трех-, пятилетней продолжительностью обучения. Эту сис- тему завершает высшая школа (университеты и высшие специальные учебные заведения).

Главное место в системе средней школы Пирогов отводил древним языкам (латин- скому и греческому), русскому языку и литературе, математике и истории. Классической средней школе он отдавал предпочтение перед реальной. Продолжительность обучения в первой на два года больше, чем во второй. Учебный план классической гимназии имеет об- щеобразовательный характер, тогда как в реальной гимназии вводятся прикладные (профес- сиональные) учебные предметы, что значительно снижает общее образование, даваемое ре- альной гимназией, особенно если учесть, что курс ее всего трехлетний (тогда как в классиче- ской гимназии — 5 лет). В первых двух классах классической и реальной прогимназии курс обучения почти одинаков. С III класса классической прогимназии начинается обучение ла- тинскому языку, а с IV класса — греческому. Окончившие реальную прогимназию идут или

в реальную гимназию, или в III класс классической прогимназии, или на практическую рабо- ту. Из классической гимназии можно поступать в университеты или в высшие специальные учебные заведения, тогда как окончившие реальную гимназию принимаются только в выс- шие специальные учебные заведения или же идут на практическую работу.

Пирогов считал хорошую дисциплину одним из важнейших условий успеха обучения и нравственного воспитания. Он осуждал произвол, казарменный режим, которые царили в школах того времени, бездушное отношение к детям и требовал гуманности и сердечности при поддержании дисциплины. В случае проступка ученика педагог должен внимательно учесть обстоятельства, при которых совершен проступок, беспристрастно оценить его, дове- сти до сознания ученика его вину и справедливость назначенного за проступок наказания.

Рассматривая наследие Н.И. Пирогова, невозможно не остановиться на такой пробле- ме, как гуманизация национального образования. Великий педагог особенно обращает вни- мание на формирование нравственных убеждений, воли, чувства гражданской ответственно- сти и осознание необходимости самовоспитания, т.е. глубокое освоение гуманистического потенциала человека, тех общечеловеческих ценностей, которые составляют суть человече- ского в человеке.

Его педагогические идеи являются источником научного творчества и практической деятельности. Они близки нам и сегодня актуальностью поставленных проблем, таких, как единство школы и жизни, педагогической науки и практики; воспитывающее обучение,

Система народного образования и проблемы дидактики. Пирогов предложил новый проект школьной системы, направленный против сословной школы. Он считал, что основанием школьной системы должна быть двухлетняя начальная школа, откуда будет открываться доступ в среднюю школу всем. Свою школьную систему он строил по принципу единой школы.
Пирогов предлагал школьную систему из нескольких ступеней, со сравнительно непродолжительным сроком обучения в каждой, а именно: после начальной двухлетней школы — прогимназия (неполная средняя школа) двух типов с четырехлетним курсом; за ней идет гимназия также двух типов — с трех-, пятилетней продолжительностью обучения. Эту систему завершает высшая школа (университеты и высшие специальные учебные заведения).
Главное место в системе средней школы Пирогов отводил древним языкам (латинскому и греческому), русскому языку и литературе, математике и истории. Классической средней школе он отдавал предпочтение перед реальной. Продолжительность обучения в первой на два года больше, чем во второй. Учебный план классической гимназии имеет общеобразовательный характер, тогда как в реальной гимназии вводятся прикладные (профессиональные) учебные предметы, что значительно снижает общее образование, даваемое реальной гимназией, особенно если учесть, что курс ее всего трехлетний (тогда как в классической гимназии — 5 лет). В первых двух классах классической и реальной прогимназии курс обучения почти одинаков. С III класса классической прогимназии начинается обучение латинскому языку, а с IV класса — греческому. Окончившие реальную прогимназию идут или в реальную гимназию, или в III класс классической прогимназии, или на практическую работу. Из классической гимназии можно поступать в университеты или в высшие специальные учебные заведения, тогда как окончившие реальную гимназию принимаются только в высшие специальные учебные заведения или же идут на практическую работу.
С целью облегчить получение высшего образования неимущим Пирогов предлагал уменьшить плату за обучение.
В своих циркулярах по учебному округу Пирогов обращал внимание учителей на необходимость отбросить старые, догматические способы преподавания и применять новые методы. Надо будить мысль учащихся, развивать их умственные способности, прививать навыки самостоятельной работы. Опытный учитель должен возбудить внимание учащихся и развить у них интерес к сообщаемому учебному материалу, а это, по мнению Пирогова, самое главное для успешности обучения. Основными дидактическими принципами Пирогов считал осмысленность обучения, активность и наглядность.
Пирогов внес значительные улучшения в работу педагогических советов гимназий, расширил содержание обсуждаемых вопросов, ввел в систему доклады и обмен мнениями по дидактическим вопросам, всячески поощрял методические искания учителей, рекомендовал взаимное посещение уроков.
Требуя, чтобы учителя и руководители прогимназий и гимназий хорошо изучали учащихся и их успеваемость. Пирогов предлагал перевод из класса в класс производить по результатам годовой успеваемости учащихся. Он отрицательно относился к переводным экзаменам, отмечая наличие в них значительного элемента случайности и формализма.
К преподаванию в высшей школе Пирогов предлагал привлечь крупных ученых, рекомендовал усилить беседы профессоров со студентами, проводить семинары, просеминары и практические занятия и всячески развивать у студентов навыки углубленной самостоятельной работы.

Н.И. Пирогов родился в семье чиновника. Закончил медицинский факультет Московского университета. Профессорствовал в Дерптском Университете, Петербургской медико-хирургической академии. Основатель новой школы в хирургии, Пирогов одновременно сделался крупным общественным педагогическим деятелем.

В педагогическом наследии Пирогова особое место занимают идеи самопознания посредством воспитания и общечеловеческого воспитания, общечеловеческого образования. Эти идеи представлены в статьях "Вопросы жизни", "Быть и казаться", в других работах Пирогова, в речи на торжественном акте в Ришельевском лицее (1857).

Редкий человек, считал Пирогов, осознанно ставит перед собой жизненные цели. Между тем каждый должен задать себе вопрос, в чем смысл, предназначение и призвание его жизни. Ответ на них должно дать воспитание. Воспитание позволяет при решении "роковых вопросов" самопознания "созреть и окрепнуть внутреннему человеку".

Пирогов выделял два рода воспитания - общечеловеческое и специальное. До определенного жизненного рубежа, когда в каждом обнаруживаются склонности и призвание, все люди должны пользоваться плодами одного и того же общечеловеческого воспитания. Специальное воспитание, следовательно, наступает после общечеловеческого. Первостепенная цель воспитания, подчеркивал Пирогов, - научить "быть человеком". Таким образом, главное -- это нравственное воспитание. Осуществлять его предлагалось в ходе целостного педагогического воздействия и собственно при обучении. Под нравственным воспитанием понимались, во-первых, помощь ребенку в осознании окружающего мира и общественной среды, во-вторых,-- превращение "добрых инстинктов" в сознательную тягу к идеалам добра и правды, в-третьих, - формирование характера и убеждений.

Идея общечеловеческого воспитания лежит в основе взглядов Пирогова на принципы школьной системы. Он считал правильным создание внесословного, бесплатного и обязательного на начальной ступени образования. Такая система должна сочетать общечеловеческое воспитание и образование.

Пирогов разработал проект школьной системы. Первая ступень - 2-летняя элементарная школа с традиционным набором дисциплин: Закон Божий, чтение, письмо, счет. Предлагалось обучать во все времена года, широко применяя наглядность и по возможности соединяя обучение с ремесленной подготовкой. Планировалось построить на фундаменте начальной школы две ветви среднего образования - реальную и классическую. Каждая ветвь должна была состоять из двух звеньев: прогимназии и гимназии. Срок обучения в реальной прогимназии составлял 4 года. Программа включала Закон Божий, русский язык, арифметику, алгебру, геометрию, 2 новых языка, географию, историю, естествознание, черчение и другие предметы из области современных знаний. В реальную прогимназию предполагалось принимать без испытаний; ее выпускникам открывался путь в практическую жизнь, реальную гимназию, классическую прогимназию. Классическая прогимназия должна была состоять из четырех классов. В дополнение к программе реальной прогимназии добавлялись древние языки. Назначение классической прогимназии определялось как подготовка в классическую гимназию и далее в университет. Возвышавшиеся над прогимназиями реальная и классическая гимназии должны были иметь особые отличия в программах. В реальной гимназии предлагалось выбор дисциплин "как можно более сообразовывать с местными потребностями"; ее выпускники могли идти в высшие технические заведения. Программа классической гимназии должна была включать небольшое число тщательно и глубоко-изучаемых предметов; ее выпускники шли в университет.

Пирогов являлся поборником расширения женского образования и возражал против дискриминации женщин. По его мнению, женщинам не дано служить в армии, государственном аппарате, претендовать на получение других профессий, считающихся мужскими. Пирогов видел главное предназначение женщины в том, чтобы "услаждать сочувствием жизнь мужчины", быть воспитательницей юного поколения.

Читайте также: