Проект реформы русской школы пирогова кратко
Обновлено: 05.07.2024
В чём цель жизни?
Какое наше назначение?
К чему мы призваны?
Чего должны искать мы? и т.п.
Только 2 рода людей не задают вопросов о цели бытия:
1. те, которые получили от природы жалкую привилегию на идиотизм;
2. те, которые, подобно планетам, получив однажды толчок, двигаются по силе инерции в данном им направлении.
И как бы ни была велика масса людей, следующих бессознательно данному обществом направлению, как бы мы все ни старались для собственного блага приспособлять свою самостоятельность к этому направлению, всегда останется ещё много таких из нас, которые сохранят довольно сознания, чтобы вникнуть в нравственный свой быт и задать себе эти вопросы.
Воспитание должно быть приноровлено к различным способностям и темпераменту каждого, то развивая, то обуздывая их; и важно, чтобы нравственные основы и направление общества, в котором мы живём, совершенно соответствовали направлению, сообщаемому нам воспитанием.
Главная беда в том, что самые существенные основы нашего воспитания находятся в совершенном разладе с направлением, которому следует общество.
Одна толпа людей следует бессознательно, по силе инерции, толчку, данному ей в известном направлении. Развитое чувство индивидуальности вселяет в нас отвращение пристать к этой толпе.
Другие толпы, несравненно меньшие по объёму, увлекаемые, хотя также, > или О женщине, о её роли в воспитании
Женщина должна понять, что ухаживая за колыбелью человека, учреждая игры его детства, научая его уста лепетать и первые слова и первую молитву, она делается главным зодчим общества. Краеугольный камень кладётся женскими руками!
Не положение женщины в обществе, но воспитание её, в котором заключается воспитание всего человечества, - вот что требует перемены…
Пирогов составил новый проект школьной системы:
Проект Пирогова был направлен против сословной школы. Основанием школьной системы должна быть 2-х летняя начальная школа, откуда все дети могут пойти затем в среднюю. Школа должна быть единой.
Пирогов внёс значительные улучшения в работу педагогических советов гимназий, расширил круг вопросов, обсуждаемых на этих советах:
1. методы обучения;
2. научность обучения;
3. меры возбуждения и поддержания внимательности.
Пирогов считал, что главное для педагога: хорошо знать ученика, надо изучать его успеваемость (успехи и недостатки) и осуществлять перевод из класса в класс по результатам годовой успеваемости. Он был против экзаменов, считал, что в них значительный элемент случайности и формализма.
Что касается высшей школы: Пирогов считал, что роль в обучении студентов должны играть семинары, практические занятия и самостоятельная работа!→ надо развивать навыки углубленной самостоятельной работы.
О связи школьного обучения с наукой:
Наука – дело великое, безграничное. Если школе удастся сделать учеников восприимчивыми к науке, дать им сознательное научное представление, поселить в них любовь к самостоятельным занятиям наукой, то больше ничего и требовать нельзя.
Вопрос о дисциплине учащихся.
Пирогов считал, что многое в школе зависит от дисциплины учащихся. Как её установить? Можно ли применять наказание? Произвол, казарменный режим он критиковал, говоря, что отношение к детям должно быть гуманным и сердечным. В случае проступка нужно внимательно изучить обстоятельства, а если ученик заслуживает наказания, то его следует за проступок справедливо наказать.
Н.А. Добролюбов критиковал Пирогова за такую непоследовательность, двойственность в оценке наказания как средства воспитания и применения розог. Добролюбов писал, что Пирогов отказывается от ранее провозглашённых им прогрессивных принципов.
В заключение следует сказать, что Пирогов на педагогическом поприще сыграл прогрессивную роль. Его призыв к человечности как основе воспитания, его борьба против сословных и национальных ограничений в школе - всё это имело› значение для развития пед. теории, так же как и мысли его о целях и задачах школьного обучения, о месте в нём умственного образования, роли науки и учителя, воспитательном значении учебных предметов, о методике урока, самостоятельной работе учащихся, системе проверки знаний, учёте и использовании опыта учебно-воспитательной работы.
Идея общечеловеческого воспитания в педагогическом наследии Пирогова развивается во взаимосвязи с критикой сословно-специального (профессионального) образования в России. Глубоко веря в могущество науки, образования и воспитания, он видит в них главное средство преобразования общества.
Однако Н. И. явно переоценивал роль воспитания и школы в преобразовании общества, являясь активным сторонником распространения просвещения среди народа.
Против сословной школы, против ранней профессионализации. Человек должен быть высоконравственным с широким умственным кругозором.
Н. И. Пирогов считал самым большим пороком воспитания своего времени его сословную и узкоспециальную направленность. Сословная школа преграждала путь к образованию и тем самым развитию склонностей и способностей широких народных масс. Провозглашает идею всеобщего образования независимо от сословной принадлежности.
Революционеры-демократы подчеркивали недостаточность провозглашения школы лишь юридически общедоступной, ибо оставаясь платной, она остается и неодинаково доступной для всех сословий. Пирогов не был готов к тому, чтобы понять призывы революционной демократии бороться за улучшение материальных условий жизни народа. Поэтому его страстные призывы к гуманизму воспитания оставались идеалистическими.
Среди важнейших задач воспитания Пирогов формулирует и такую: воспитание человека.
Сформулировав цели воспитания, подвергнув критике сословную школу, Пирогов в противовес ей предложил свой проект новой школьной системы, ее структуру и содержание.
Пирогов разработал план создания единой школы , включающей школу элементарную – 2 года (начальная); реальную и классическую прогимназию – 4 года (неполная средняя школа или прогимназия);
а) реальную – 3 года гимназии;
1-ое место - древние языки (латинский, греческий)
в средней школе: русский язык, литература, математика, история.
б) классическую – 5 лет гимназии (подготовка к университету);
Классической средней школе он отдавал предпочтение перед реальной. Все учебные предметы классической гимназии имеют общеобразовательный характер, тогда как в реальной гимназии часть учебных часов занята прикладными предметами, что, по мнению Пирогова, значительно снижает общее образование, даваемое реальной гимназией; и срок обучения в реальной меньше на 2 года, чем в классической.
В первых двух классах классической и реальной прогимназии курс обучения почти одинаков. С 3-его класса классической прогимназии начинается обучение латинскому языку, а с 4-го класса – греческому. Окончившие реальную прогимназию идут или в реальную гимназию, или в 3 класс классической прогимназии, или на практическую работу. Из классической прогимназии можно идти или в университет или в высшие учебные заведения (специальные), тогда как из реальной гимназии можно только в ВУЗы специальные или на работу.
Для неимущих Пирогов предлагал уменьшить плату за обучение.
Третий проект педагогической гимназии (март 1859 г.)
Предусматривалось 2 ступени обучения различной продолжительности в зависимости от успехов обучающегося.
Четвертый проект (сентябрь 1859 г.)
2-х годичные курсы подготовки учителей гимназии. (С августа открылись в Киеве)
Эти мысли Пирогова актуальны и для нашего времени.
4. Школьные реформы 60-70-х гг. XIX в.
По сути, были буржуазными, но проводились стоящими у власти крепостниками.
Реформы начальной и средней школы (1864 г.)
Цель н. уч. – Утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания.
Содержание обучения – Закон Божий, чтение, письмо, 4 арифмет. действия, церковное пения.
Продолжительность обучения = 3 года (иногда 2 г.).
Возраст не указывался.
Для всех сословий, допускалось совместное обучение обоих полов.
Чаще всего бесплатное обучение.
Все начальные народные училища подчинялись теперь министерству народного просвещения, и начал. уч-ща, открываемые духовенством, - в ведении Синода.
Были учреждены уездные, губернские училищные советы.
В чем заключалось двойственность шк. реформы 1864 г.?
В ее буржуазном хар-ре и в сохранении прерогатив дореформенной системы образования.
Новое: замена крепостнически-сословной начал. школы школой бессословной, классовой, предоставление права открывать народ. училища органами местного самоуправления (земством, городам), обществам и частным лицам, допущение к преподаванию женщин, учреждение коллегиальных органов руководства школами.
Недостатки: сохранилось церковноприходские школы. Знание имело религиозно-нравственный характер.
Учителя светские – высокие требования, наличие удостоверения, благонадежность и т.п., а вот церковники допускались без каких-либо удостоверений.
Реформа высшей школы.
18 июня 1863 года – Устав университетов – прогрессивное изменение в содержании и организации обучения в университетах.
5. Женское образование.
2 разряда женских училищ:
1 разряд – 6 лет обучения (Закон Божий, русский язык, словесность, арифметика, начала геометрии, география, история, естествознание, физика, чистописание). Иностранный язык – не обязательный предмет.
2 разряд – 3 года обучения (меньше предметов).
Всех сословий девочки.
Подготовки женщины – матери, будущих жен, а не подготовка женщин - участниц общественной жизни, деятельности.
Сначала были женские училища, а потом их преобразовали в женские гимназии и прогимназии.
6. Основные этапы педагогической деятельности Л.Н.Толстого.
Сегодня мы познакомимся с наследием Л.Н.Толстого: не как писателя, а как великого педагога, это наследие является актуальным и в наши дни. Мы рассмотрим отдельные этапы его педагогической деятельности и некоторые его взгляды. Педагогические идеи Толстого охватывают многие аспекты воспитания и обучения. И в рамках лекции невозможно рассмотреть все проблемы, которые волновали Толстого как педагога.
В пед. деятельности Толстого выделяют 4-е основные периода:
3. с 1869 - 70-е гг. XIX в.
4. кон.80-х - 90-е гг.
Первый период - самый ранний в пед. деятельности писателя, отмечен его мечтой об идиллических отношениях помещика со своими крепостными, какие он изобразил в повести "Утро помещика". 1-й пед. опыт Толстого - 1849 г. - когда он пытался в своей Ясной Поляне обучать крест, детей грамоте.
Серьезное увлечение педагогикой у Толстого началось в кон. 50-х гг. Открытию яснополянской школы предшествовала заграничная поездка Л.Н.Толстого, в ходе которой он познакомился с педагог. опытом в ряде учебных заведений, встречался с известными педагогами того времени, много читал педагогических сочинений, изучал учебные программы различных школ в передовых странах Европы.
1-я поездка 1857 г. В Париже приобрел нужные ему пед. книги, в Брюсселе заказал чугунные буквы для обучения грамоте яснополянских детей, из Америки выписал учебные программы.
На решении открыть школу сказалась атмосфера общественной жизни страны. Впоследствии он писал: "Народное образование в настоящее время для нас, русских, есть единственная законная сознательная деятельность для достижения наибольшего счастья всего человечества". Не видя других средств, которые могли бы содействовать народному образованию, кроме того, "как учить самому и отдаться совершенно этому делу". Толстой в течение нескольких лет был захвачен им.
Итак, в 1859 г. Л.Н.Толстой открыл в Ясной Поляне школу и до осени 1860 г. помогал организовывать подобные школы в соседних деревнях.
12 марта 1860 г. он писал Е.П.Ковалевскому: ". я уже 3-й год живу в деревне и занимаюсь хозяйством. Нынешний год /с осени/, кроме хозяйства, я занимаюсь еще школой для мальчиков, девочек и больших, которую я завел для всех желающих. У меня набралось около 50 учеников и все прибавляются."
Первоначально: чтение, письмо, арифметика, закон Божий - предметы в школе Толстого.
На 1-м этапе пед. деят-сти Толстой выступает и как учитель крест. детей, и как просветитель, стремящийся внести посильный вклад в дело просвещения всего русского народа. С этой целью он хочет создать просветительское общество. Это общество должно решить очень важную задачу: РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В НАРОДЕ.
Толстой уже на 1-м этапе пед. деятельности в самых ранних своих пед. заметках и статьях /1860 г./ резко выступает против господствовавшей в сер. 19 в. "эмпирической, абстрактной " педагогики. "Общество, - по его словам,- нуждается в новом образовании". Народу нужна не просто грамотность, "грамотность есть орудие образования, но не ступень"; "Первоначальные школы не должны быть школами грамотности, в которых учат кое-как, а должны быть школами первоначального образования, самого трудного и требующего наибольшего человеческого образования." "Образование должно быть доступно для всех." В этот п-д Толстой пишет Проект устава учебных заведений, разрабатывает проект Общества народного образования, которое будет издавать пед. журнал, открывать новые школы составлять программы назначать учителей, контролировать преподавание и решение хозяйственных и управленческих вопросов в этих школах и т.п.
2-я его загран. поездка, предпринятая в 1861 году. носила более целенаправленный характер по сравнению с первой. Ее результатом явилось убеждение Толстого в том, что Россия не должна подражать капиталистическому Западу/ это вам, напоминает чем-то высказывания К.Д.Ушинского в его статье о народности, не правда ли?/,(вопрос студентам об Ушинском), народное образование в России и педагогика в России должны развиваться своим путем. Вернувшись из-за границы, Толстой реорганизует свою школу в Ясной Поляне и очень серьезно готовится к изданию педагогического журнала, который станет особой вехой не только в его педагогической деятельности, но и в развитии всей русской педагогической мысли.
2-й период пед. деятельности , охватывавший 1861-1862 гг. значительно отличается от 1-го, охарактеризованного в педагогике как филантропический. И отличается глав. образом тем, что, если в предыдущий период Толстой не подвергал критике официальную школу, то теперь на страницах своего журнала "Ясная Поляна" он не только настойчиво и широко пропагандирует теорию "свободного воспитания", но и остро критикует современную школу, отмечая, что в ней учат не тому, что необходимо народу. А народ после отмены крепостного права выразил убеждение, что ему " необходима теперь большая степень образования" и для его приобретения он готов делать известные пожертвования.
Некоторые педагоги объединяют периоды работы Толстого в яснополянской школе в 1859-60 гг. и 1861-62 гг. /послезаграничный/. Я думаю, что всё-таки следует их разделять.
Л.Н.Толстой сам говорил, что вначале у него не было никакой системы, никакой теории воспитания, на основе чего он строил работу в яснополянской школе. И руководствовался, прежде всего, тем, что изучал потребности детей, которых обучал. После же второй поездки за границу работа яснополянской школы строится на его теории "свободного воспитания". Изменяются подходы к определению цели обучения, содержания обучения и методике. ГЛАВНОЕ:
- важнейшая задача школы - воспитание творческой личности ребенка;
- школа превращается в творческую лабораторию, мастерскую, где творили и учителя, и ученики;
- целью педагогического эксперимента Толстого было: поиск содержания и форм обучения, которые позволили бы в сельской школе обеспечить не только прочное и глубокое усвоение знаний учеником, но и всесторонне развить его индивидуальные творческие возможности. В этой связи Л.Н.Толстой расширяет содержание учебного плана, включая в него 12 предметов, тщательно продумывает содержание каждого предмета в соответствии с интересами учеников, с их индивидуальными особенностями. Это было крайне трудное дело, т.к. в шкоду приходили, дели с разным уровнем подготовки в возрасте от 7 до 13 лет. Учебный план, программа обучения, расписание занятий не отличались стабильностью, постоянством. Расписание, хотя и составлялось на неделю, могло измениться в связи с тем, что разговор, начатый на 1-м уроке, затягивался на несколько часов. Увлеченные дети не хотели расходиться по домам. Об этом писал Е.Д.Марков /преподаватель тульской гимназии/: наблюдательных посетителей поражал дух школьников, их упорные, добровольные занятия в течение 7-8 часов ежедневно. "Постоянная работа мысли", заметная на каждом детском лице, постоянное желание самим докопаться, до истины, интерес к учению - вот что было характерно для школы Толстого того периода.
Похожие документы:
Практикум по истории педагогики и образования ишим
. в XVII веке 34 Глава II. Школа и педагогическая мысль в России в XVIIIв. 41 Тема: Школа и педагогическая мысль в России в первой половине XVIII века .
Пособие адресовано преподавателям, аспирантам и студентам педагогических институтов и университетов, а также слушателям системы повышения квалификации работников образования. Ббк 74. 03
. II. Школа и педагогическая мысль Средних Веков, Возрождения и Нового времени. – М., 1991. Глава 8. Школа и воспитание в Западной Европе в . История школы и педагогической мысли России XVIII в. делится на два периода: первую и вторую половины столетия. .
Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева
. века в Западной Европе и США Состояние народного образования и школы в капиталистических странах в середине ХХ века Воспитание, школа и педагогическая мысль . многих столетий феодалы . в Германии и . мысли XVIII века. Он развивал передовые положения .
. Европы в XVI-XVII веках. 5/2 5 22. Наука и культура Европы . Европе. М., 1985. Т.1. С. 216-225. Бессмертный Ю.Л. Социально-экономическое положение зависимого крестьянства в Среднерейнской Германии . столетия . . Школа и педагогическая мысль средних веков. .
Блинов владимир Игоревич развитие теории и практики образования в россии XVIII начала ХХ века под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания
. Европе в XVIII веке; - охарактеризовать процесс реализации ценностных подходов в педагогической . движения педагогической мысли в Европе и . школы поступали в средние учебные заведения. Причины такого положения . ) в Германии и " . начале ХХ столетия, было .
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Педагогические идеи Н.И. Пирогова и современное образование
История педагогического наследия Н.И. Пирогова (1810 - 1881), его педагогические идеи о воспитании и формировании личности, методологии совершенствования системы среднего образования являются ярким подтверждением изменения современной парадигмы педагогической науки, смещения акцентов на гуманистический подход к образованию, что заставляют нас признать их актуальность и прогрессивность на современном этапе.
Будучи попечителем сначала Одесского учебного округа, а со временем Киевского, Н.И. Пирогов постоянно посещал средние школы, высшие учебные заведения, проводил встречи с педагогами, учениками, вникая в сущность проблемы школы, ребенка. Главная особенность Н.И. Пирогова, как педагога, заключается в том, что он не только понимал суть проблемы, но и принимал конкретные действия по их устранению, решал их как на местном уровне, так и на государственном.
Величие Н.И. Пирогова - педагога - это "быть человеком", который по зову сердца учит и воспитывает детей. На первое место он ставил высокие моральные и общественные принципы, которые утверждает гуманистическая педагогика: принцип уважения к личности ребенка и учителя как главных действующих лиц педагогического процесса.
Это тесное сочетание является возможностью формировать ученика - личность, чело- века будущего. Это положение имеет огромную актуальность для всей системы современно- го образования.
Для Пирогова было аксиомой, что каждый учитель школы любого уровня только то- гда отвечает своему назначению, когда одновременно с преподаванием он воспитывает уче- ников. Каждый наставник, говорил он, должен прежде всего усвоить, ". что наука нужна не для одного лишь приобретения информации, в ней есть - иногда глубоко, и поэтому для по- верхностного наблюдения незаметно, - другой важный элемент - воспитательный. Кто не су- меет им воспользоваться, тот не знает всех свойств науки и выпускает из своих рук тот ры- чаг, которым можно легко преодолеть большие трудности " [5, с. 32].
Главным для педагога, по мнению Пирогова, является профессиональная подготовка, знание предмета, методики его преподавания и отношение к своим обязанностям, к детям. Важен внутренний мир и личный пример учителя.
В своих трудах Н.И. Пирогов четко выдвигает следующие требования к учителям и их методам преподавания: опытный учитель должен уметь активизировать внимание и раз- вить интерес к учебному материалу, а это, по мнению Пирогова, главное для успешного обу- чения.
Разрабатывая новую школьную систему, ученый во многих педагогических трудах особенно большое внимание уделял, кроме содержания обучения, также его формам и мето- дам, подчеркивая, что надо знать не только то, чему учить детей, но и как учить. Установки педагога о значении наглядности в обучении и необходимость сочетания слова и наглядно- сти не утратили своего значения и сегодня. Реализация в деятельности учителей активных методов обучения было главным методическим требованием Н.И. Пирогова. Такие методы, которые бы способствовали развитию мышления учащихся, их способностей и интересов, формированию навыков самостоятельной работы, должны прежде всего применяться педа- гогами.
Пирогов предложил новый проект школьной системы, направленный против сослов- ной школы. Он считал, что основанием школьной системы должна быть двухлетняя началь- ная школа, откуда будет открываться доступ в среднюю школу всем. Свою школьную систе- му он строил по принципу единой школы.
Пирогов предлагал школьную систему из нескольких ступеней, со сравнительно не- продолжительным сроком обучения в каждой, а именно: после начальной двухлетней школы
— прогимназия (неполная средняя школа) двух типов с четырехлетним курсом; за ней идет гимназия также двух типов — с трех-, пятилетней продолжительностью обучения. Эту сис- тему завершает высшая школа (университеты и высшие специальные учебные заведения).
Главное место в системе средней школы Пирогов отводил древним языкам (латин- скому и греческому), русскому языку и литературе, математике и истории. Классической средней школе он отдавал предпочтение перед реальной. Продолжительность обучения в первой на два года больше, чем во второй. Учебный план классической гимназии имеет об- щеобразовательный характер, тогда как в реальной гимназии вводятся прикладные (профес- сиональные) учебные предметы, что значительно снижает общее образование, даваемое ре- альной гимназией, особенно если учесть, что курс ее всего трехлетний (тогда как в классиче- ской гимназии — 5 лет). В первых двух классах классической и реальной прогимназии курс обучения почти одинаков. С III класса классической прогимназии начинается обучение ла- тинскому языку, а с IV класса — греческому. Окончившие реальную прогимназию идут или
в реальную гимназию, или в III класс классической прогимназии, или на практическую рабо- ту. Из классической гимназии можно поступать в университеты или в высшие специальные учебные заведения, тогда как окончившие реальную гимназию принимаются только в выс- шие специальные учебные заведения или же идут на практическую работу.
Пирогов считал хорошую дисциплину одним из важнейших условий успеха обучения и нравственного воспитания. Он осуждал произвол, казарменный режим, которые царили в школах того времени, бездушное отношение к детям и требовал гуманности и сердечности при поддержании дисциплины. В случае проступка ученика педагог должен внимательно учесть обстоятельства, при которых совершен проступок, беспристрастно оценить его, дове- сти до сознания ученика его вину и справедливость назначенного за проступок наказания.
Рассматривая наследие Н.И. Пирогова, невозможно не остановиться на такой пробле- ме, как гуманизация национального образования. Великий педагог особенно обращает вни- мание на формирование нравственных убеждений, воли, чувства гражданской ответственно- сти и осознание необходимости самовоспитания, т.е. глубокое освоение гуманистического потенциала человека, тех общечеловеческих ценностей, которые составляют суть человече- ского в человеке.
Его педагогические идеи являются источником научного творчества и практической деятельности. Они близки нам и сегодня актуальностью поставленных проблем, таких, как единство школы и жизни, педагогической науки и практики; воспитывающее обучение,
Система народного образования и проблемы дидактики. Пирогов предложил новый проект школьной системы, направленный против сословной школы. Он считал, что основанием школьной системы должна быть двухлетняя начальная школа, откуда будет открываться доступ в среднюю школу всем. Свою школьную систему он строил по принципу единой школы.
Пирогов предлагал школьную систему из нескольких ступеней, со сравнительно непродолжительным сроком обучения в каждой, а именно: после начальной двухлетней школы — прогимназия (неполная средняя школа) двух типов с четырехлетним курсом; за ней идет гимназия также двух типов — с трех-, пятилетней продолжительностью обучения. Эту систему завершает высшая школа (университеты и высшие специальные учебные заведения).
Главное место в системе средней школы Пирогов отводил древним языкам (латинскому и греческому), русскому языку и литературе, математике и истории. Классической средней школе он отдавал предпочтение перед реальной. Продолжительность обучения в первой на два года больше, чем во второй. Учебный план классической гимназии имеет общеобразовательный характер, тогда как в реальной гимназии вводятся прикладные (профессиональные) учебные предметы, что значительно снижает общее образование, даваемое реальной гимназией, особенно если учесть, что курс ее всего трехлетний (тогда как в классической гимназии — 5 лет). В первых двух классах классической и реальной прогимназии курс обучения почти одинаков. С III класса классической прогимназии начинается обучение латинскому языку, а с IV класса — греческому. Окончившие реальную прогимназию идут или в реальную гимназию, или в III класс классической прогимназии, или на практическую работу. Из классической гимназии можно поступать в университеты или в высшие специальные учебные заведения, тогда как окончившие реальную гимназию принимаются только в высшие специальные учебные заведения или же идут на практическую работу.
С целью облегчить получение высшего образования неимущим Пирогов предлагал уменьшить плату за обучение.
В своих циркулярах по учебному округу Пирогов обращал внимание учителей на необходимость отбросить старые, догматические способы преподавания и применять новые методы. Надо будить мысль учащихся, развивать их умственные способности, прививать навыки самостоятельной работы. Опытный учитель должен возбудить внимание учащихся и развить у них интерес к сообщаемому учебному материалу, а это, по мнению Пирогова, самое главное для успешности обучения. Основными дидактическими принципами Пирогов считал осмысленность обучения, активность и наглядность.
Пирогов внес значительные улучшения в работу педагогических советов гимназий, расширил содержание обсуждаемых вопросов, ввел в систему доклады и обмен мнениями по дидактическим вопросам, всячески поощрял методические искания учителей, рекомендовал взаимное посещение уроков.
Требуя, чтобы учителя и руководители прогимназий и гимназий хорошо изучали учащихся и их успеваемость. Пирогов предлагал перевод из класса в класс производить по результатам годовой успеваемости учащихся. Он отрицательно относился к переводным экзаменам, отмечая наличие в них значительного элемента случайности и формализма.
К преподаванию в высшей школе Пирогов предлагал привлечь крупных ученых, рекомендовал усилить беседы профессоров со студентами, проводить семинары, просеминары и практические занятия и всячески развивать у студентов навыки углубленной самостоятельной работы.
Н.И. Пирогов родился в семье чиновника. Закончил медицинский факультет Московского университета. Профессорствовал в Дерптском Университете, Петербургской медико-хирургической академии. Основатель новой школы в хирургии, Пирогов одновременно сделался крупным общественным педагогическим деятелем.
В педагогическом наследии Пирогова особое место занимают идеи самопознания посредством воспитания и общечеловеческого воспитания, общечеловеческого образования. Эти идеи представлены в статьях "Вопросы жизни", "Быть и казаться", в других работах Пирогова, в речи на торжественном акте в Ришельевском лицее (1857).
Редкий человек, считал Пирогов, осознанно ставит перед собой жизненные цели. Между тем каждый должен задать себе вопрос, в чем смысл, предназначение и призвание его жизни. Ответ на них должно дать воспитание. Воспитание позволяет при решении "роковых вопросов" самопознания "созреть и окрепнуть внутреннему человеку".
Пирогов выделял два рода воспитания - общечеловеческое и специальное. До определенного жизненного рубежа, когда в каждом обнаруживаются склонности и призвание, все люди должны пользоваться плодами одного и того же общечеловеческого воспитания. Специальное воспитание, следовательно, наступает после общечеловеческого. Первостепенная цель воспитания, подчеркивал Пирогов, - научить "быть человеком". Таким образом, главное -- это нравственное воспитание. Осуществлять его предлагалось в ходе целостного педагогического воздействия и собственно при обучении. Под нравственным воспитанием понимались, во-первых, помощь ребенку в осознании окружающего мира и общественной среды, во-вторых,-- превращение "добрых инстинктов" в сознательную тягу к идеалам добра и правды, в-третьих, - формирование характера и убеждений.
Идея общечеловеческого воспитания лежит в основе взглядов Пирогова на принципы школьной системы. Он считал правильным создание внесословного, бесплатного и обязательного на начальной ступени образования. Такая система должна сочетать общечеловеческое воспитание и образование.
Пирогов разработал проект школьной системы. Первая ступень - 2-летняя элементарная школа с традиционным набором дисциплин: Закон Божий, чтение, письмо, счет. Предлагалось обучать во все времена года, широко применяя наглядность и по возможности соединяя обучение с ремесленной подготовкой. Планировалось построить на фундаменте начальной школы две ветви среднего образования - реальную и классическую. Каждая ветвь должна была состоять из двух звеньев: прогимназии и гимназии. Срок обучения в реальной прогимназии составлял 4 года. Программа включала Закон Божий, русский язык, арифметику, алгебру, геометрию, 2 новых языка, географию, историю, естествознание, черчение и другие предметы из области современных знаний. В реальную прогимназию предполагалось принимать без испытаний; ее выпускникам открывался путь в практическую жизнь, реальную гимназию, классическую прогимназию. Классическая прогимназия должна была состоять из четырех классов. В дополнение к программе реальной прогимназии добавлялись древние языки. Назначение классической прогимназии определялось как подготовка в классическую гимназию и далее в университет. Возвышавшиеся над прогимназиями реальная и классическая гимназии должны были иметь особые отличия в программах. В реальной гимназии предлагалось выбор дисциплин "как можно более сообразовывать с местными потребностями"; ее выпускники могли идти в высшие технические заведения. Программа классической гимназии должна была включать небольшое число тщательно и глубоко-изучаемых предметов; ее выпускники шли в университет.
Пирогов являлся поборником расширения женского образования и возражал против дискриминации женщин. По его мнению, женщинам не дано служить в армии, государственном аппарате, претендовать на получение других профессий, считающихся мужскими. Пирогов видел главное предназначение женщины в том, чтобы "услаждать сочувствием жизнь мужчины", быть воспитательницей юного поколения.
Читайте также: