Анализ профилактической работы с родителями в школе

Обновлено: 05.07.2024

В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, "авторитетом" становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к "выходу" ребенка из-под влияния семьи.

Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде. Происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, семьи - от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.

Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Но не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.

Основные нормативно-правовые документы

Работа осуществляется на основе:

Принципы деятельности профилактической работы

Профилактическая работа строится на таких принципах деятельности как:

  • принцип личностно-ориентированного подхода;
  • принцип личностно-ориентированного подхода;
  • принцип позитивного восприятия и принятия личности;
  • принцип конфиденциальности.

Одной из основных задач является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков. На первоначальном этапе работы проводится диагностика семьи:

  • по составу и структуре;
  • по материальной обеспеченности;
  • по жилищно-бытовым условиям;
  • определение воспитательной позиции семьи, характера взаимоотношений в семье;
  • определение положения ребёнка в коллективе сверстников, в сфере неформального общения;
  • выявление характера и особенностей ближайшего окружения ребёнка и его положения в нём;
  • выявление отношения ребёнка к алкоголю, наркотическим веществам, табакокурению.

После сбора информация анализируется, систематизируется. Затем начинается поиск путей решения проблемы. Для этого на основании диагноза ставится цель, и определяются задачи работы.

Профилактическая работа - это процесс сложный и продолжительный во времени. Специфическая задача школы заключается в проведении ранней профилактики. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление кризисных ситуаций, возникающих у учащихся. Так как путь человека в жизнь начинается с семьи. Семья была, есть и будет ведущим социальным институтом в формировании личности.

Формы профилактической работы

В школе применяются следующие формы профилактической работы с обучающимися и их семьями по пропаганде здорового образа жизни:

  • профилактическая беседа с учениками и родителями;
  • посещение уроков с целью наблюдения;
  • вовлечение подростка в общественно-значимую деятельность (объединения дополнительного образования, кружки, секции);
  • привлечение педагога психолога (консультации, тренинги, индивидуальная и групповая коррекционная работа);
  • посещение семьи, т.к. выработать эффективную программу помощи семье возможно только при регулярном посещении и изучении семьи;
  • с целью оказания помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи и подростка организуется психолого-педагогическое просвещение родителей и учащихся по актуальным для школы темам:
    • социально-педагогическое консультирование;
    • классные часы, родительские собрания с привлечением работников школы (заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, инспектор по делам несовершеннолетних, медицинский работник);
    • сайт школы, на котором размещены рекомендации для родителей обучающихся;
    • информационный стенд, где содержится информация о различных службах, учреждениях, рекомендации родителям);

    Связь школы с другими учреждениями

    Для более эффективной работы необходимо создавать координационные связи между службами и учреждениями профилактики здорового образа жизни. Координатором является школа. Поэтому в школе осуществляется работа по привлечению специалистов учреждений системы профилактики. Специалисты различных учреждений выступают на классных часах, ими организуются круглые столы, предоставляют информационные листы. К профилактической работе привлекаются следующие учреждения:

    • отделение по делам несовершеннолетних;
    • комиссия по делам несовершеннолетних (КДН);
    • дом культуры им. С.М. Кирова (отдел по работе с молодёжью);
    • центр социальной помощи семье и детям г. Мурманска (в случае необходимости направляются родители и обучающиеся);
    • центр планирования семьи г. Мурманска;
    • центр по профилактики и борьбе со СПИДом г. Мурманска;
    • областной центр медицинской профилактики г. Мурманска;
    • Мурманский областной наркологический диспансер (по направлению КДН, где можно получить консультации);
    • комплексный центр социального обслуживания молодёжи (информационные листы) г. Мурманска.

    Для эффективной профилактической работы необходимо осуществлять тесное, постоянное взаимодействие с субъектами профилактики здорового образа жизни, т.к. только при совместной деятельности эта работа будет эффективной.

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

    ШЕЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

    МУНИЦИПАЛЬНИ БЮДЖЕТАН ЮКЪАРАДЕШАРАН УЧРЕЖДЕНИ

    ШЕЛКОВСКИ МУНИЦИПАЛЬНИ К I ОШТАН НОХЧИЙН РЕСПУБЛИКАН

    366118, ЧР, Шелковской муниципальный район, с. Воскресеновское, ул. Школьная, 15,

    Анализ работы с родителями

    за 2020 -2021 учебный год

    2020-2021 учебный год

    Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Родители являются первыми и основными учителями ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль и в дальнейшем. Эффективность работы школы по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьей в этом процессе. Исследованиями доказано, что подростки, семьи которых не взаимодействуют со школой, испытывают большие сложности во взаимоотношениях и с семьей, и со школой. Дети, родители, педагоги – члены одного школьного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых зависит от характера их взаимодействия.

    Целью процесса взаимодействия семьи и школы является формирование эффективной системы взаимодействия родителей с учителями для создания благоприятной среды для сплочения обучающихся в единый дружный коллектив, создание в классе благоприятных условий для свободного развития личности.

    Задачи:

    Ø активное вовлечение родителей во все сферы деятельности класса и школы;

    Ø способствование формированию здорового образа жизни в семьях;

    Ø создание условий для профилактики асоциального поведения обучающихся;

    Ø совершенствование форм взаимодействия школа – семья;

    Ø педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения).

    Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную и досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

    В школе ежегодно проводятся:

    Ø родительские собрания (классные, общешкольные, с отдель­ными группами родителей), направленные на знакомство родителей с учебно-воспитательным процессом школы, задачами и итогами работы школы, знакомство с положениями о государственной итоговой аттеста­ции, вопросами профориентации учащихся и условиями поступления в учебные заведения;

    Ø индивидуальные консультации для родителей по вопросам воспитания и эффективного взаимодействия со своими детьми;

    Ø индивидуальная работа педагогов с родителями, направленная на объек­тивный анализ работы, достижений, поведения, особенностей ученика;

    Ø совместные общешкольные и классные праздники, спортив­ные соревнования, конкурсы.

    В 2020 -2021 учебном году родители принимали активное участие в организации и реализации программ и проектов, направленных на общее развитие родительских компетенций.

    Для решения поставленных задач в нашей школе проводятся следующие мероприятия:

    Ø изучение семей обучающихся (составление социального паспорта класса, школы);

    Ø организовываются педагогические просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, собеседований;

    Ø посещение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (совместно с правоохранительными органами);

    Ø составление плана проведений родительских лекториев;

    Ø поощрение личной инициативы родителей, которые активно участвуют в жизни класса и школы.

    Классные родительские собрания проводились по плану классных руководителей (1 раз в четверть). Родительские собрания с сентября по январь проводились онлайн и проходили более информативно, динамично, чем традиционные встречи в стенах школы. Для взаимодействия с родителями классные руководители выбрали платформу zoom , в которой проводили уроки. Кроме родительских собраний в школе проводились индивидуальные консультации для родителей учителями – предметниками, администрацией школы.

    Родители привлекались классными руководителями к различным видам деятельности: помогали проводить родительские собрания, участвовали в классных и общешкольных праздниках, творческих делах.

    В каждом классе действовал Совет родителей, члены которого оказывали помощь классному руководителю в организационных вопросах. На заседаниях общешкольного Совета родителей слушались вопросы, касающиеся обучения и воспитания детей, организации горячего питания, организации и проведения школьных праздников.

    С родителями детей, требующих постоянного внимания, осуществлялось непрерывное взаимодействие при непосредственном участии классных руководителей.

    Главным связующим звеном в работе с родителями является работа Совета родителей школы. Основной задачей, стоящей перед ними, является организация и координация работы родителей на проведение единой с руководством школы линии в воспитательной работе обучающимися.

    Кроме того, деятельность Совета родителей направлена на:

    Ø укрепление связей между семьей и школой;

    Ø содействие в укреплении жизни и здоровья обучающихся, защите их законных прав и интересов;

    Ø контроль за соблюдением обучающимися Устава школы;

    Ø привлечение родительской общественности к активному участию в жизни школы;

    Ø помощь в организации образовательного процесса в школе и в проведении общественных мероприятий.

    В своей деятельности Совет родителей руководствуется Конвенцией о правах ребенка, федеральным, региональным, местным законодательством в области образования и социальной защиты и Уставом школы.

    В состав Совета родителей входят родители обучающихся. В текущем учебном году – он насчитывал по 4 человека от класса. Председателем был избран – Атюгеев А.К., зам. председателя – Байрамбаева К.С., секретарем- Гамадаева Л.М.;

    Свою деятельность члены Совета родителей осуществляют на безвозмездной основе. Ведет протоколы своих заседаний и общешкольных собраний в соответствии с инструкцией о ведении делопроизводства в общеобразовательном учреждении.

    В 2020-2021 учебном году Совет родителей работал по намеченному и утвержденному плану и было проведено 5 заседаний. На заседаниях Совета родителей рассматривались следующие основные вопросы:

    Ø Изменение в порядке проведения ОГЭ в 2020 году;

    Ø Выбор председателя и секретаря Совета родителей;

    Ø Профилактика и предупреждение дорожно-транспортных происшествий в рамках месячника по безопасности дорожного движения;

    Ø Защита нравственности, здоровья, прав и законных интересов учащихся и молодежи;

    Ø Привлечение внимания родительской общественности к проблемам сохранности жизни и здоровья детей, повышение эффективности профилактики детского травматизма и несчастных случаев, детского дорожно-транспортного травматизма посредством совместной деятельности педагогических работников, родителей, сотрудников ОВД.

    Родители принимали активное участие в обсуждении школьных проблем и вносили много конструктивных предложений: по проведению школьных праздников, по созданию системы работы по сохранению и улучшению здоровья обучающихся и санитарного состояния школы.

    В основе взаимодействия семьи и школы лежит забота школы о семье и семьи о школе. Важным условием эффективности использования потенциала семьи в воспитании детей является работа по изучению семьи школьника. В данном вопросе особую роль классные руководители отводят индивидуальной работе с родителями - посещение семей, индивидуальные беседы с родителями, анкетирование. Всё это способствует установлению доброжелательных отношений между классным руководителем и родителями, а также учениками. Надо отметить, что классные руководители установили со многими семьями доверительные и доброжелательные отношения. Что способствует быстрому решению возникающих проблем и развитию плодотворного сотрудничества с этими семьями.

    Вывод:

    Вся проделанная работа заслуживает удовлетворительной оценки. За истекший год было сделано ни мало, но остаются вопросы, над которыми необходимо работать. Уровень посещаемости родительских собраний некоторыми родителями оставляет желать лучшего. Как правило, дети таких родителей хуже занимаются. Необходимо активнее привлекать родителей к планированию воспитательной деятельности, применять новые формы в работе с родителями (родительские посиделки, конференция семейных

    Определены цели и задачи на следующий 2021-2022 учебный год:

    Цель: углубить и разнообразить формы взаимодействия и сотрудничества школы и родителей, повысить ответственность родителей за процесс воспитания своих детей, заинтересовать их в положительном результате образовательного процесса, содействовать повышению авторитета родителей в семье.

    Задачи:

    Ø создать атмосферу взаимопонимания между детьми, учителями и родителями в образовательной и воспитательной среде;

    Ø изучить семьи учащихся и условия воспитания ребёнка в семье;

    Ø установить тесную и плодотворную связь с родителями, привлекать их к учебной деятельности детей и внеурочной, внеклассной работе;

    Ø способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, педагогами и родителями;

    Ø обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей;

    Ø воспитывать уважительное отношение ко всем членам семьи;

    Ø развивать интерес к истории своей семьи, её традициям;

    Ø изучить мнение семей обучающихся о школе и к уровню образовательных услуг.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    В школе проводилось педагогическое просвещение родителей согласно плану родительского всеобуча. Большое внимание уделялось работе с родителями, имеющей целью взаимозаинтересованное сотрудничество школы и семьи в процессе воспитания детей. Основными видами родительского всеобуча являются родительские собрания, как классные, так и общешкольные. Классные родительские собрания проводились по плану классных руководителей (1 раз в месяц). Кроме классных родительских собраний были проведены 4 занятия родительскою лектория, на которых речь шла о профилактике простудных заболеваний, защита прав потребителей Самарской области в преддверии Всемирного дня защиты прав потребителей, детской преступности и детского дорожно-транспортпого травматизма, о прошлом, настоящем и будущем образования в селе Покровка.

    Кроме родительских собраний в школе проводились индивидуальные консультации для родителей учителями - предметниками.

    Родители привлекались классными руководителями к различным видам деятельности: помогали проводить родительские собрания, участвовали в классных и общешкольных праздниках, творческих делах, экскурсиях.

    В каждом классе действовал родительский комитет, члены которого оказываю помощь классному руководителю в организационных вопросах, привлекались к работе с асоциальными семьями (например, присутствуют при посещении семей по просьбе классного руководителя).

    На заседаниях общешкольного родительского комитета слушались вопросы, касающиеся обучения и воспитания детей, организации горячего питания, организации и проведения школьных праздников, оказания спонсорской помощи школе и участия родителей в благоустройстве школьной территории. В конце учебного года родители оказывают материальную помощь школе для проведения ремонта классных комнат. Родители учащихся начальных классов в ремонте кабинетов принимают активное участие.

    В течение учебного года родители участвовали в социологических опросах, отвечали на вопросы анкет. В результате анкетирования по вопросу удовлетворённости родителей состоянием образовательной и воспитательной работы школы было выяснено следующее:

    1. 100 % родителей удовлетворены уровнем преподавания, оформлением классов, своими отношениями с педагогами и администрацией;

    2. 96 % родителей удовлетворены организацией школьного быта, состоянием школьных помещений и отношениями между школьниками в классах:

    3. 98 % опрошенных удовлетворены отношениями своего ребёнка с педагогами и к школе в целом;

    4. 97 % родителей получаю важную, достоверною информацию об особенностях личности своего ребёнка, о его успехах и неудачах из бесед с педагогами пли из записей в дневнике:

    6. 95 % опрошенных считают, что они имеют возможности, участвовать в делах школы:

    7. 53 % родителей считают, что школа в своей деятельности должна делать, акцент на образовании, а 47% отдают предпочтение воспитанию.

    С родителями детей, требующих постоянного внимания, осуществлялось непрерывное взаимодействие при непосредственном участии классных руководителей.

    Особое место в воспитательном процессе занимала работа с детьми, воспитывающимися в условиях приёмной и опекаемой семьи. Постоянно велось наблюдение за процессом социализации детей, относящихся к категориям опекаемых и приёмных.

    В ………………… (указать месяц) была проведена проверка состояния работы школы по вопросу посещаемости уроков, занятости во внеурочное время и посещения кружков и спортивных секций такими детьми. В результате проверки было выявлено, что дети регулярно посещают занятия. Пропусков без уважительной причины нет. Все учащиеся занимаются в кружках по интересам и спортивных секциях. Досуг данной категории детей достаточно насыщенный и находится на особом контроле у администрации школы и классных руководителей.

    Вся проделанная работа по данному направлению заслуживает удовлетворительной оценки. За истекший год было сделано не мало, но остаются вопросы, над которыми необходимо работать. Уровень посещаемости родительских собраний в некоторых классах остается по-прежнему низкий, что негативно влияет на поведение учащихся, успеваемость. Необходимо активнее привлекать родителей к планированию воспитательной деятельности, разнообразить формы работы с родителями.

    План работы с родителями учащихся школы
    на 2012 - 2013 учебный год

    Мероприятия

    Сроки

    Ответственные

    1. Участие родителей в управлении

    1. Работа общешкольного родительского комитета.

    2. Работа классных родительских комитетов.

    2. Университет психолого - педагогических, нравственно-правовых знаний для родителей

    1. Классный родительский всеобуч.

    2. Ознакомление родителей с нормативно-правовой базой школы (устав, образовательные программы школы).

    3. Собрание для родителей будущих первоклассников. Подготовка детей к школе.

    4. Родительский лекторий:

    - Презентация публичного доклада директора школы. Ознакомление родителей с нормативно-правовой базой школы (устав, образовательные программы школы). Организация горячего питания

    - "Жизнь ребенка и его успехи в школе"

    - "Права и обязанности семьи"

    - Повышение психолого-педагогических знаний. Семинар "Профилактика наркомании, табакокурения и алкоголизма"

    - Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс Родительское собрание "Итоги 2012 - 2013 уч. года"

    Причины нахождения семьи в социально опасном положении:

    родители или законные представители злоупотребляют алкогольными и спиртосодержащими напитками.

    (фамилия, имя, отчество, должность, контактный телефон, подпись)

    Характеристика семьи


    Ж.Е. проживает с матерью Ж.О. и отцом Ж.Е..С. У Дмитрия есть 3 младших брата, Ж.К. ученик 1 класса, Ж А. ученик 5 класса, Ж.Д. ученик 7 класса.

    Отец - Ж.Е. имеет постоянное трудоустройство, работает по временным договорам в строительных кампаниях водителем, в последнее время также работает как самостоятельный ИП. В период отсутствия работы часто выпивает.

    Мать – Ж.О. не работает. Систематически выпивает как в отсутствие мужа, так и вместе с ним. В этом время дети остаются предоставленными самим себе.

    Дом, в которой проживает семья Желомского Дмитрия , находится в д. Малоудалово. В доме две комнаты. В целом квартира имеет скромный, но неухоженный вид, без излишеств. Поскольку в доме курят и выпивают спиртные напитки, воздух в нем спертый и все предметы одежды и мебели пропитаны этим запахом. Достаток в семье невысок. Из постоянных источников дохода только зарплата отца. Когда отец работает, то получает неплохо, и Дмитрию покупают необходимые вещи. Мальчик имеет сезонную одежду и обувь, школьную форму и учебные принадлежности. Он следит за своим внешним видом, старается выглядеть опрятно, одевается скромно.

    Дмитрий вовлечен во все домашние дела. Когда Дмитрий училась в 5, 6 и 7 классах она питалась бесплатно по справке из соцзащиты. В этом учебном году он часто не питается в школьной столовой, так как родители не оформили документы на бесплатное питание из-за непостоянного места работы отца или отсутствия трудоустройства. На бирже труда мать не состоит.

    Дмитрий имеет средний уровень здоровья. В прошлом учебном году он успевал на 4 и 5 по всем предметам. В учебном процессе отец принимает участие, а мать пытается контролировать. Но с каждым годом ей удается это все меньше. Дмитрий сам проявляет стремления к учебе. В целом обстановка в семье неблагополучная. Это сказывается и на здоровье мальчика и на его успеваемости.

    Анализ работы с родителями

    Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
    До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

    Основными видами родительского всеобуча являются родительские собрания, как классные, так и общешкольные. Классные родительские собрания проводились по плану классных руководителей (1 раз в месяц). Кроме классных родительских собраний были проведены 4 занятия родительскою лектория, на которых речь шла о профилактике простудных заболеваний, детской преступности и детского дорожно-транспортпого травматизма.

    Читайте также: