Что такое рейтинговые агентства кратко

Обновлено: 01.07.2024

Рейтинговое агентство (также кредитное рейтинговое агентство) — организация, которая оценивает платёжеспособность должника (например, публичных компаний или государств) и инвестиционную привлекательность выпущенных им ценных бумаг.

Результатом оценки становится присвоение кредитного рейтинга эмитентам ценных бумаг. Благодаря рейтингам инвесторы могут сравнить бумаги по соотношению риска к доходности и принять более взвешенное решение о том, стоит ли в них вкладываться.

Тем, кому впервые присваивают рейтинг, это облегчает поиск инвесторов и позволяет привлекать деньги под более низкий процент. Повышение рейтинга дополнительно улучшает условия кредитования, понижение — ухудшает. Инвестиционным банкам, организующим выпуск ценных бумаг эмитента, наличие рейтинга позволяет выгоднее их разместить.

Кроме того, биржи устанавливают требования к минимальному уровню рейтинга, без которого компанию не допустят до торгов. А крупные инвесторы, такие как инвестиционные фонды и кредитные организации, не будут вкладываться в ценные бумаги, у которых нет рейтинга от определённых агентств.

Присваивая рейтинги, агентства оценивают в первую очередь вероятность неуплаты долга. Рейтинг может не отражать другие важные для заёмщика факторы, такие как изменение экономической конъюнктуры или проблемы с ликвидностью.

Нюансы

Различают международные и национальные рейтинговые агентства. Вторые работают на локальных рынках, а первые влияют на степень доверия инвесторов к банковским структурам, крупным корпорациям и целым государствам.

Каждое агентство использует свою оценочную шкалу, но общий принцип один и тот же. Выделяют категории A, B, C, D, где A — самая высокая способность компании возвращать долги, а D — дефолт по обязательствам.

Все показатели входят либо в инвестиционную, либо в неинвестиционную (спекулятивную) категорию. Например, у агентства Standard & Poor’s шкала выглядит так.

Рейтинги инвестиционной категории:

  • AAA — исключительно высокая способность исполнять финансовые обязательства.
  • AA — очень высокая способность исполнять финансовые обязательства.
  • A — высокая способность исполнять финансовые обязательства, но эмитент в определённой степени подвержен влиянию экономической конъюнктуры и неблагоприятных факторов.
  • BBB — адекватная способность исполнять финансовые обязательства, но эмитент в большей степени подвержен влиянию неблагоприятной экономической конъюнктуры.

Рейтинги неинвестиционной категории:

  • BB — эмитент в меньшей степени подвержен влиянию неблагоприятных факторов в краткосрочной перспективе, однако в значительной степени подвергается воздействию неблагоприятных изменений бизнес-среды, финансовой и экономической конъюнктуры.
  • B — эмитент в большей степени подвержен воздействию неблагоприятных изменений бизнес-среды, финансовой и экономической конъюнктуры, но в настоящее время способен исполнять свои финансовые обязательства.
  • CCC — в настоящее время эмитент подвержен риску неплатежей, а его способность исполнять финансовые обязательства зависит от того, насколько благоприятными будут бизнес-среда, финансовая и экономическая конъюнктура.
  • CC — эмитент подвержен высокому риску неплатежей; дефолт ещё не произошёл, однако агентство считает его практически неизбежным.
  • C — в настоящее время эмитент подвержен высокому риску неплатежей, а окончательное возмещение долга по обязательствам, как ожидается, будет меньшим, чем по обязательствам с более высокими рейтингами.
  • D — дефолт по финансовым обязательствам или нарушение вменённых обязательств в отношении выплат; рейтинг D также присваивается после подачи заявления о банкротстве.

Агентства отслеживают платёжеспособность заёмщиков не только когда присваивают рейтинг, но и в течение всего периода сотрудничества с ними. Поэтому инвесторы могут регулярно проверять надёжность своих вложений. Также агентства выпускают для своих подписчиков аналитические обзоры по ситуации на кредитных рынках.

Из новостных источников инвесторы периодически черпают информацию о том, что рейтинговое агентство повышает или понижает рейтинг какого-либо эмитента, причем с пересмотром на повышение или понижение. Рыночная реакция на подобного рода новостной фон может быть весьма бурной. Поэтому каждый трейдер должен понимать, что из себя представляют рейтинговые агентства и чем они занимаются. В этой статье мы расскажем вам и о том, и о другом.

Смысл работы рейтинговых агентств

Рейтинговые агентства, как следует из названия, устанавливают кредитные рейтинги, характеризующие уровень кредитного риска (платежеспособности) как отдельных выпусков долговых обязательств, так и эмитентов — отдельно взятых компаний, муниципальных образований и даже стран. Указанные рейтинги присваиваются высококвалифицированными аналитиками рейтинговых агентств на основе определенных математических моделей или аналитических исследований, которые предполагают определенную долю субъективных суждений, базирующихся на опыте самих аналитиков.

Для чего нужны рейтинги:

    Для эмитентов: наличие более высокого рейтинга (или его наличие в принципе) облегчает выход на рынок капитала и позволяет привлекать денежные средства под более низкий процент;

Историю рейтинговых агентств начал Генри Пур (основатель Standard and Poor’s), опубликовав в 1860 г. свое исследование на эту тему. На данный момент компания S&P Global Ratings осуществляет свою деятельность в 28 странах мира. Джон Муди (основатель Moody’s) представил свое исследование миру лишь в 1900 г. На текущий момент Moody’s присваивает свои рейтинги 110 суверенным государствам, 11 000 корпоративным эмитентам, 102 000 ценным выпускам. Агентство Fitch Ratings начинает свою историю с 1913 г. — с образования Джоном Фитчем издательства Fitch Publishing Company. После чего агентство формировалось до текущего состояния через череду слияний. Причем исторически Fitch имеет еще и европейские корни, отсюда его преимущественная специализация на Европе и Азии (по сравнению с S&P и Moody’s).

Рейтинговые шкалы

Рейтинговые агентства присваивают как долгосрочные, так и краткосрочные рейтинги. Традиционно все рейтинги несколько похожи друг на друга и делятся всего на две категории: инвестиционную и спекулятивную. Кроме того, рейтинги могут быть с позитивным, негативным или стабильным прогнозом. Для агентства S&P к инвестиционной категории относятся рейтинги от ААА до ВВВ-, а к спекулятивной — от ВВ+ до D. Причем градация рейтингов от АА до ССС может расширяться символами + и — дополнительными элементами характеристики.

Рис. 1. Кредитные рейтинги агентства S&P

Для агентства Moody’s к инвестиционному классу относятся рейтинги от Ааа до Ваа3, а к спекулятивному — от Ва1 до С.

Рис. 2. Рейтинги агентства Moody’s

Для агентства Fitch к инвестиционному классу относятся рейтинги от ААА до ВВВ, а к спекулятивному — от ВВ до D

Информация от рейтинговых агентств крайне важна для трейдеров, поскольку зачастую именно она определяет перечень инвесторов и стоимость заимствования для эмитентов.

Продуктом работы рейтингового агентства выступает кредитный рейтинг — мнение каждого отдельного агентства по поводу уровня кредитного риска. Кредитные рейтинги разработаны для различных эмитентов: корпораций, финансовых институтов, страховых компаний, государств.

История рейтинговых агентств

История рейтингового агентства Standard & Poor's берет свое начало в 60-х годах 19-ого века. Генри Варнум Пур вместе со своим сыном начинают публиковать финансовую информацию, активный интерес к которой проявляли европейские инвесторы, стремившиеся оценить свои инвестиции в американскую инфраструктуру.

В 1867 г. Генри Пур открывает Poor’s Railway Manual Company (впоследствии — Poor’s Publishing Company). Параллельно в 1906 г. Лютер Блейк основывает Standard Statistics Bureau, которое также занимается предоставлением финансовой информации.

В 1916 г. Standard Statistics Bureau начинает присваивать первые кредитные рейтинги корпоративным облигациям, а после и суверенным долговым обязательствам. В результате слияния Standard Statistics и Poor's Publishing Company в 1941 г. образуется компания Standard & Poor's.

Джон Муди публикует свою первую кредитную оценку в 1900 г. в рамках Moody's Manual of Industrial and Miscellaneous Securities. Работа представляла собой сборник статистической информации, охватывающий акции и облигации финансовых, государственных и производственных компаний.

Бюллетень “Анализ капиталовложений в железные дороги” (Moody’s Analyses of Railroad Investments), выпущенный в 1909 г. дает определения различных рейтинговых категорий и с тех пор начинается история Moody's Investors Service как рейтингового агентства. Так, к 1924 г. Moody's оценил почти весь рынок США.

В 1913 г. Джон Ноулз Фитч открывает компанию Fitch Publishing, которая занимается публикацией финансовой информации. Тесное взаимодействие с фондовой площадкой NYSE, а также печатные издания приобрели большую популярность, тем самым выведя Fitch на передовые позиции в сфере предоставления аналитической информации как для внутренних, так и для внешних инвесторов.

Кто использует кредитные рейтинги

Значение кредитного рейтинга является важным аспектом в принятии решений как минимум четырех сторон: эмитентов, инвесторов, финансовых посредников и компаний.

Для эмитентов кредитный рейтинг это один из способов определения процентной ставки по своим долговым обязательствам. Чем выше рейтинг, тем ниже процентная ставка. Также оценка независимого рейтингового агентства прекрасный инструмент информирования рынка о способности выполнения своих долговых обязательств и привлечения инвесторов. Инвесторы в свою очередь ориентируются на эмитентов, чей рейтинг кредитоспособности соответствует уровню риска, который они готовы на себя принять.

Иностранные пенсионные фонды и страховые компании уделяют большое внимание оценкам рейтинговых агентств. С точки зрения финансовых посредников кредитный рейтинг помогает устанавливать приемлемые ставки на предлагаемые ими структурные долговые продукты. Компании используют рейтинг для поиска контрагента с допустимым уровнем кредитного риска.

Как происходит процесс присвоения рейтинга эмитенту

Существует две основных методологии присвоения кредитных рейтингов:

- На основе математических моделей

- На основе мнения аналитиков

Некоторые рейтинговые агентства пользуются исключительно математическими моделями, рассматривая прежде всего финансовую отчетность. При использовании второго подхода оценка дается дополнительно на данных о политике компании и стратегии риск-менеджмента. Обе методологии работают как вместе, так и по отдельности.

Ниже приведен пример того, как происходит процесс присвоения рейтинга агентством Standard & Poor's на основе мнения аналитиков.

Для определения кредитного рейтинга учитываются:

- Страновой риск
- Отраслевой риск
- Конкурентная позиция
- Отношение денежного потока и долговой нагрузки
- Диверсифицированность бизнеса
- Структура капитала и пр.

Полученные результаты отражаются в рейтинговой шкале, которая позволяет сравнивать уровень кредитного риска.

*Комментарии Standard & Poor's

Значения рейтинга от ААА до ВВВ считаются надежными и относятся в инвестиционную категорию. Все, что ниже, имеет сомнительную кредитоспособность и попадает в категорию неинвестиционную. Разбивка на инвестиционную и спекулятивную категорию представляет собой своеобразный сигнал для консервативных и крупных институциональных инвесторах о надежности эмитента. Тем самым перемещение долговых обязательств из одной категории в другую может провоцировать серьезные движения капитала.

Вместе с присвоением рейтинга возможно указание прогноза движения рейтинговой оценки в будущем:

- Позитивный прогноз — вероятен рост кредитного рейтинга.
- Негативный прогноз — вероятно снижение кредитного рейтинга
- Стабильный прогноз — вероятно нахождение рейтинга на том же самом уровне.
- Развивающийся прогноз — вероятно движение рейтинга в любую сторону

Так, например, рейтинг ВВ+ с позитивным прогнозом говорит о том, что, возможно, в скором времени долговые обязательства эмитента перейдут в инвестиционную категорию.

Изменения в кредитном рейтинге происходят при возникновении событий, способных повлиять на уровень кредитного риска эмитента: политические события, появление сильных конкурентов, повышение долговой нагрузки. На основании мониторинга ситуации кредитное агентство корректирует свою оценку, отражая мнение по поводу уровня кредитного риска.

Важно понимать, что кредитный рейтинг — это мнение кредитного агентства о способности эмитента отвечать по своим долгам, но нет никакой гарантии, что по долговым обязательствам типа ААА не произойдет дефолта. Можно говорить лишь о том, что вероятность дефолта категории ААА ниже чем любой другой.

Что поменялось после кризиса 2008 г.

После кризиса 2008 года, где рейтинговые агентства сыграли не последнюю роль, остро встал вопрос о регулировании подобных организаций. 21 июля 2010 г. в США был принят Закон Додда-Франка (The Dodd — Frank Act), который наложил некоторые ограничения на деятельность рейтинговых агентств.

Во-первых, предполагается, что рейтинговые агентства будут нести о ответственность за присваиваемые рейтинги. Ранее данные организации ссылались на выражение собственного свободного мнения, за что их нельзя было привлечь к судебному разбирательству. Сейчас такая возможность имеется.

Во-вторых, в рамках комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) создано управление надзора за агентствами кредитных рейтингов. Данное управление занимается проверкой работы рейтинговых агентств. Кроме того, предполагается полное раскрытие методологий присвоения кредитного рейтинга.

Россия в международных рейтингах

Сравнивая кредитный рейтинг России и доходность десятилетних ОФЗ, можно отметить, что действия рейтинговых агентств запаздывают относительно динамики доходности, то есть реальной оценки рынком платежеспособности эмитента. Это может быть вызвано как действиями инвесторов, не связанных обязательствами следования за кредитной оценкой, хедж-фондами, так и недоверием к действиям тройки.

БКС Брокер

ОФЗ с доходностью 20% на несколько лет

Мегаралли в сырье. Мир на грани инфляционного взрыва

Режим работы СПБ Биржи с 7 по 9 марта

Евросоюз готовит новые санкции

Никель на максимумах, палладий и медь догоняют. Что это значит для Норникеля

Опыт Ирана. Валюта и фондовый рынок под санкциями

В чем пересидеть кризис: наличные деньги или акции

Что делать, когда откроются торги на Мосбирже

Рейтинговые агентства (РА) – организации, специализирующиеся на оценке кредитоспособности эмитентов и инвестиционном качестве эмитируемых ценных бумаг. По результатам своих исследований агентства присваивают кредитные рейтинги.

Для того чтобы правильно использовать рейтинги, необходимо понимать, что агентства оценивают при их выставлении прежде всего вероятность неуплаты долга. При этом рейтинги не отражают ряд других факторов, которые могут иметь значение для заемщика в будущем, такие как изменение экономической конъюнктуры или проблемы с текущей ликвидностью.

РА не предоставляют гарантий за результат своих исследований и не разглашают используемую методологию в полном объеме.

Присвоение рейтинга – коммерческая услуга. Ее заказчиками являются государства, компании, финансовые организации. Наличие рейтинга дает эмитентам возможность предлагать свои ценные бумаги более широкому кругу инвесторов, снижает процентные ставки, а также делает заемщика известным и влияет на его репутацию.

Благодаря рейтингам инвесторы могут получить независимое мнение о возможности вложения денежных средств, снизить риски, сравнить ценные бумаги по соотношению риск-доходность. При этом агентства отслеживают платежеспособность заемщиков не только в момент присвоения рейтинга, но и в течение всего периода сотрудничества, поэтому инвесторы имеют доступ к информации о надежности своих вложений фактически в реальном времени.

Тем не менее недостаток РА заключается в том, что их данные часто опаздывают. Их безусловной неудачей стало то, что они не смогли предупредить инвесторов вовремя о проблемах в таких компаниях, как AIG, Enron, Lehman Bros., Parmalat и др. Особой критике агентства подверглись в результате кризиса 2008 года, когда инвестиционные рейтинги присваивались компаниям, испытывавшим серьезные финансовые трудности и даже ставшим причиной кризиса на рынке американской недвижимости. Именно тогда впервые у ряда ведущих инвесторов появились сомнения в профессиональной компетентности РА.

Считается, что основными причинами сбоев в работе агентств были: медленная скорость реакции на события, допущения, используемые в методологии, конкуренция между самими агентствами, а также конфликт интересов, когда присвоение рейтинга оплачивает государство или компания-заказчик, заинтересованные в положительной оценке.

В мире существует около 100 рейтинговых агентств. Их принято делить на международные и национальные.

Наиболее влиятельные международные рейтинговые агентства: Standard & Poors, Moody’s, Fitch Ratings.

Полезное

Смотреть что такое "Рейтинговые агентства" в других словарях:

РЕЙТИНГОВЫЕ АГЕНТСТВА — (англ. rating agencies) – международные и национальные аналитические службы, составляющие интегральные индексы риска экономических субъектов по степени надежности в качестве заемщиков. Р.а. оценивают надежность разного рода долговых обязательств… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Международные рейтинговые агентства — (International rating agencies) Рейтинговые агентства это организация, занимающаяся оценкой платёжеспособности субъектов финансового рынка Международные рейтинговые агентства: кредитный рейтинг стран, Fitch Ratings, Moody s, S&P, Morningstar,… … Энциклопедия инвестора

Кредитный рейтинг и мировые рейтинговые агентства — Международное рейтинговое агентство S P впервые в истории понизило кредитный рейтинг США с максимального ААА до АА+ ; это событие произошло после предотвращения в США возможного дефолта. Кредитный рейтинг представляет собой независимую и надежную … Энциклопедия ньюсмейкеров

Европейский долговой кризис — В этой статье описываются текущие события. Информация может быстро меняться по мере развития события. Вы просматриваете статью в версии от 14:59 13 декабря 2012 (UTC). ( … Википедия

Рейтинговое агентство — Рейтинговое агентство коммерческая организация, занимающаяся оценкой платёжеспособности эмитентов, долговых обязательств, качества корпоративного управления, качества управления активами и т. п. Наиболее известный продукт… … Википедия

Рейтинг облигаций — В инвестировании рейтинг облигаций это оценка кредитоспособности корпорации или государства. Рейтинг облигаций аналогичен кредитному рейтингу для физических лиц. Содержание 1 Кредитно рейтинговые агентства 2 Уровни Кредитного Рейтинга … Википедия

Купон — (Coupon) Понятия купона, виды облигаций, рынок облигаций Информация о понятии купона, виды облигаций, рынок облигаций Содержание Содержание Виды облигаций облигаций Общая характеристика и классификация облигаций Корпоративные облигации… … Энциклопедия инвестора

Национальное рейтинговое агентство — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

Читайте также: