Что такое колоратурное сопрано кратко

Обновлено: 04.07.2024

Определяющие качества голоса певческого - красота тембра и способность долго выдерживать звуки. Оперно-концертный голос должен быть хорошо слышным в больших залах, то есть обладать так называемой полётностью. Полётны звонкие, металличные голоса. Качество металличности и полётности определяется наличием в спектре голоса группы высоких обертонов, так называемой высокой певческой форманты. Округлость и мягкость звучания голоса зависят от усиления обертонов низкой части спектра. Высокая и низкая певческие форманты, а также вибрато (пульсация с частотой 5-6 раз в секунду) определяют красоту и льющийся характер голоса.

Важное качество голоса певческого - его сила. Оперное пение требует сильного голоса, который может наполнять большой зал и быть слышным на фоне оркестрового сопровождения.Голос от природы имеет регистры . Под регистром понимается ряд однородных по тембру звуков, производящихся единым физиологическим механизмом. Звуки разных регистров звучат по-разному. В мужском голосе выделяют грудной регистр в нижней части диапазона и фальцетный в верхней. Грудной регистр отличается силой и богатством звучаний. Фальцетный слаб и беден по тембру. В женском голосе различают грудной регистр, центральный, в котором совмещается головное и грудное звучание, и головной в верхней части диапазона, звучащий светло, открыто.

Профессиональный голос певческий. должен иметь диапазон в две октавы и звучать ровно на всём протяжении диапазона. Это достигается с помощью развития смешанного звучания, так называемого микста.
Голоса классифицируются по тембру и высоте. Различают шесть основных типов голосов :

Женские голоса :

  • сопрано
  • меццо – сопрано
  • контральто

Мужские голоса :

    • тенор
    • баритон
    • бас
    • дискант - голос мальчиков

    Колоратурное сопрано - самый высокий женский голос. (диапазон : до первой октавы - фа третьей октавы.) Голос очень хрупкий, изящный с беспредельным серебряным верхним регистром. Легкость позволяет исполнять сложнейшие рулады , широкие скачки, изящные мелизмы и невероятно бравурные пассажи.

    Оперные партии: Царица ночи ( Волшебная флейта), Кукла ( Сказки Гофмана), Снегурочка ( Снегурочка).

    Лирическое сопрано -(диапазон : до первой октавы - до, рэ третьей октавы.)Голос кантиленный , мягкий , ярко звучит на всем диапазоне.
    (Оперные партии : Виолетта (Травиата), Иоланта (Иоланта), Маргарита (Фауст).

    Лирико - драматическое сопрано - более объемный ,очень выразительный голос, в котором прекрасно сочетаются мягкость, кантилена и спинто.
    Оперные партии : Татьяна (Евгений Онегин.) Норма (Норма), Аида (Аида).

    Драматическое сопрано - сильный , объемный, ярко тембральный голос. Это дает ему возможность петь всю партию на сильном эмоциональном накале.
    Оперные партии : Тоска (Тоска) ,Абигаиль ( Набукко ), Турандот (Турандот).

    Меццо - сопрано - средний голос между сопрано и контральто.

    Лирическое меццо - сопрано - светлый по тембру и цветом приближенный к сопрано. (диапазон : ля малой октавы - ля, си второй октавы ).
    Оперные партии: (Амнерис (Аида), Эболи (Дон Карлос), Ганна (Майская ночь), Весна (Снегурочка)

    Центральное меццо-сопрано- крупный, плотный ,сильный голос.
    Оперные партии: Любаша (Царская невеста), Марфа (Хованщина),
    Азучена (Трубадур), Кармен (Кармен).

    Колоратурное меццо-сопрано -очень редкий голос наделенный яркостью, гибкостью и подвижностью, что позволяет петь сложнейшие пассажи ,фиоритуры и рулады.
    Оперные партии: Изабелла (Итальянка в Алжире), Розина (Севильский Цирюльник), Золушка (Золушка).

    Контральто - самый низкий женский голос. Бархатный с шикарными грудными нотами.
    Оперные партии: Ратмир (Руслан и Людмила), Кончаковна (Князь Игорь),
    Ольга (Евгений Онегин), Ульрика (Бал маскарад).

    Мужские голоса подразделяются на :

    Лирический тенор - серебристый, мягкий, очень подвижный с колоратурами голос (диапазон : от до первой - си, до третьей).
    Оперные партии: Ленский (Евгений Онегин), Левко (Майская ночь), Линдоро (Итальянка в Алжире) Граф Альмавива (Севильский Цирюльник).

    Лирико-драматический тенор - более спинтовый и плотный голос.
    Оперные партии: Альфред (Травиата), Герцог (Риголетто), Владимир Игоревич (Князь Игорь).

    Драматический тенор - объемный, яркий, голос с металлом, по природе очень сильный.
    Оперные партии: Герман (Пиковая Дама), Манрико (Трубадур), Туриду (Сельская честь), Калаф (Турандот).

    Контр - тенор - голос, звучащий в тесситуре меццо-сопрано. Поет развитым фальцетом. Применяется в старинной, барочной музыке. (Гендель, Бах, Каччини, Монтеверди)

    Лирический баритон - высокий, яркий, подвижный голос. (диапазон: ля большой -ля первой октавы).
    Оперные партии: Фигаро (Севильский цирюльник), Дон Жуан( Дон Жуан), Дон Паскуале (Дон Паскуале), Валентин (фауст), Елецкий (Пиковая Дама).

    Драматический баритон - бархатный, объемный, сильный по всему диапазону голос.
    Оперные партии: Амонасро (Аида), Яго (Отелло), Дагон (Самсон и Далила).

    Бас - самый низкий мужской голос. (диапазон : до большой октавы -ре, ми первой октавы).

    Высокий бас- обычно характерный, подвижный ,комический.
    Оперные партии: Дон Базилио (Севильский цирюльник), Лепорелло (Дон Жуан), Малатеста (Дон Паскуале), Мустафа (Итальянка в Алжире).

    Центральный бас - крупный, яркий, очень сочный голос, богатейший грудной регистр.
    Оперные партии: Борис Годунов (Борис Годунов), Мельник (Русалка), Филипп (Дон Карлос), Рене (Иоланта), Кончак ( Князь Игорь).

    Бас-профундо - очень низкий, грудной, объемнейший голос.
    Используется чаще всего в церковно-хоровой музыке.

    Дискант - голос мальчиков. Дисканты разделяются на низкие, средние и высокие по вокальным партиям.

    1. Нижний регистр: малая, большая и т.д. октавы.
    (Мужчины имеют два регистра: грудной и фальцет ).
    2. Средний регистр: I октава (сим-ре2).
    (Потенциальный участок соединения грудного и головного голосов).
    3. Верхний регистр: II октава, женщины могут петь выше.
    ( Женщины имеют грудной, средний (медиум - mixt) и головной).
    4. Суперголовной регистр - участок, располагающийся на четвертом переходном участке женского диапазона, при этом ощущается уход за пределы обычного головного голоса, а так же дополнительное чувство свободы. У девочек это наблюдается от си2 и выше.

    Диапазон определяется набором звуков, которые можно спеть голосом (определить диапазон ученика).
    Диапазон – это расстояние от крайней верхней до крайней нижней ноты, которые может спеть ученик. Обычно рабочий (тренировочный диапазон) шире концертного.

    Тесситура - это высотное положение звуков произведения по отношению к диапазону.
    Вид тесситуры определяет высота первой части диапазона, которая используется в произведении. Если высокие верхние звуки - значит тесситура высокая и т. д.

    Тембр - это окраска голоса ( мягкий, резкий, густой, звенящий, бархатный, и т.д.). По тембру можно найти каждому голосу свой цвет, так же, как по типу окраски звуков, воспроизводимых на инструменте (фортепиано), используя теплые и холодные тона.
    Например:
    По опросу детей по определению цвета звуков на протяжении многих лет у большинства детей определялись одни и те же цвета на звуки:
    нота фа1 - желтый цвет(теплый),
    нота соль - зеленый цвет (ласковый),
    нота ля - красный цвет (устойчивый, густой),
    нота си - голубой цвет, почти что насыщенный синий (летящий, иногда сравнивают с журчащим ручьем.),
    нота до2 - белый цвет,
    нота ми1 - синий, иногда говорят сиреневый цвет (холодный),
    нота ре1 - коричневый цвет (единогласно)-(густой, теплый),
    нота до1 - черный цвет.

    Высокая позиция звука

    Именно ощущение “головы” придает пению высокую позицию, полетность.
    “По-настоящему поет тот, кто умеет переносить звучание голоса в голову”, - говорят итальянские мастера пения

    Вибрато - это периодические изменения высоты, силы и тембра определенного тона

    Дикция

    Дикция является средством донесения текстового содержания произведения, и одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытии музыкального образа

    Что такое колоратура

    Колоратуру исполняют не только женщины, но и мужчины. Ее можно встретить в музыке Моцарта, Доницетти, Вивальди, Генделя, Пуччини, Верди. Первоначально колоратуру исполняли певцы-кастраты, позже – певицы с сопрано. Сравнительно недавно ее стали петь мужчины с контратенором.

    Что такое колоратурное сопрано какие певицы могут его исполнять

    Основные черты колоратурного сопрано

    Певицы с колоратурным сопрано чаще всего исполняют сложные украшения в мелодии, так как их голос лучше всего звучит в верхних регистрах. Колоратурное сопрано отличается легким тембром, изящным и хрустальным звучанием, которое по характеру напоминает звуки флейты или скрипки.

    Слушая исполнителей колоратурного сопрано, создается ощущение, что чем более высокие ноты они берут, тем легче и свободнее чувствуют себя в верхней тесситуре. Низы при исполнении звучат слабее по сравнению с верхними нотами.

    Самые яркие представительницы мировой оперы с колоратурным сопрано:

    • Amelita Galli-Curci (Амелита Галли-Курчи).
    • Natalie Dessay (Натали Дессе).
    • Kathleen Battle (Кэтлин Бэттл).
    • Sumi Jo (Суми Йо).
    • Бэла Руденко.
    • Madeleine Marie Robin (Мадо Робен).
    • Lucia Popp (Луция Попп).
    • Beverly Sills (Беверли Силс).
    • Rita Streich (Рита Штрайх).
    • Ruth Ann Swenson (Рут Энн Свенсон).

    Что такое колоратурное сопрано какие певицы могут его исполнять

    Список певиц с колоратурным сопрано можно дополнить и представительницами из России. Это оперная дива Альбина Шагимуратова, а также советская и российская оперная певица Ольга Бородина.

    Исполнение сложных вокальных партий требует от певца больших усилий. Чтобы защитить голосовые связки от перенапряжения и не допустить потери голоса во время репетиций или выступлений, используйте препарат Гомеовокс.

    С Гомеовоксом Ваш голос будет звучать чисто и ярко, а речевой аппарат всегда будет под надежной защитой!.

    Сопрано (итал. soprano от sopra — над, сверх) — высокий женский голос. Рабочий диапазон: до первой октавы — до третьей октавы.

    Содержание

    Разновидности

    В русской музыкальной традиции принята следующая классификация разновидностей сопранового голоса:

    • колоратурное сопрано
    • лирико-колоратурное сопрано
    • лирическое сопрано
    • лирико-драматическое сопрано
    • драматическое сопрано

    Данный способ классификации применим во всех видах вокального искусства — в опере, в камерной музыке, в хоровом пении. Однако, в оперном искусстве часто используется другая, более развернутая, классификация (См.: en:Fach, en:Soprano).

    Классические оперные партии сопрано

    Партии сопрано в опереттах и мюзиклах

    Выдающиеся певицы сопрано

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Полезное

    Смотреть что такое "Колоратурное сопрано" в других словарях:

    Колоратурное сопрано — высокий женский голос, способный исполнять виртуозные пассажи и украшения. См. Сопрано … Музыкальная энциклопедия

    КОЛОРАТУРНОЕ СОПРАНО — (см. СОПРАНО, КОЛОРАТУРА) … Музыкальный словарь

    СОПРАНО — (ит. верхний голос). 1) самый высокий из четырех главных музыкальных голосов, бывает только у женщин и мальчиков. 2) первая струна или квинта на скрипке. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СОПРАНО… … Словарь иностранных слов русского языка

    СОПРАНО — СОПРАНО, нескл., ср. (итал. soprano) (муз.). 1. Наиболее высокий женский голос (в пении). Колоратурное сопрано. Лирическое сопрано. Драматическое сопрано. Партия для сопрано. 2. Певица с таким голосом. Сегодня выступает известное сопрано.… … Толковый словарь Ушакова

    Сопрано — Основные вокальные диапазоны … Википедия

    сопрано — нескл., с. 1) Самый высокий женский голос. Колоратурное сопрано. Пение в комнате прекратилось, но на улице продолжалось с прежней силой. Особенно выделялись сильное сопрано Оли и мягкий, приглушенный бас Борейко (Степанов). 2) ж., разг. Певица с… … Популярный словарь русского языка

    СОПРАНО — Знаете ли вы сказку о Снегурочке? Ее написал русский драматург А. Н. Островский, а композитор Н. А. Римский Корсаков создал на ее основе оперу. Партию Снегурочки хрупкой, нежной дочери Мороза и Весны, он поручил высокому, светлому и серебристому … Музыкальный словарь

    СОПРАНО — (итальянское soprano, от sopra над, сверх), 1) самый высокий певческий (главным образом женский или детский) голос. Различают сопрано драматическое, лирическое, колоратурное, а также лирико драматическое и другие разновидности. 2) Верхняя партия… … Современная энциклопедия

    СОПРАНО — (итал. soprano от sopra над, сверх),1) самый высокий певческий голос (главным образом женский или детский) с развитым т. н. головным регистром (различают сопрано драматическое, лирическое, колоратурное, а также лирико драматическое и др.).2)… … Большой Энциклопедический словарь

    сопрано — неизм. [итал. soprano] I. ср. 1. Высокий женский голос. Партия с. Драматическое, колоратурное с. 2. ж. Разг. Певица с таким голосом. II. в зн. прил. Верхний (первый) голос в многоголосном музыкальном произведении. ◁ Сопрановый; сопранный, ая, ое … Энциклопедический словарь

    А колоратурное сопрано это тип оперный сопрано голос, специализирующийся на музыке, отличается подвижностью бежит, прыжки и трели.

    Период, термин колоратура относится к сложному орнаменту мелодии, который является типичным компонентом музыки, написанной для этого голоса. В категории колоратуры есть роли, написанные специально для более легких голосов, известных как лирические колоратуры, и другие роли, написанные для более крупных голосов, известных как драматические колоратуры. Категории в определенном вокальный диапазон определяются размером, весом и цветом голоса.

    Содержание

    Лирическое колоратурное сопрано

    Очень подвижный легкий голос с высоким верхним расширением, способный к быстрой вокальной колоратуре. Лирические колоратуры имеют диапазон примерно среднего C (C4) до "высокой F" (F6). Такое сопрано иногда называют сопрано леггеро если тембр ее голоса немного теплее. Сопрано leggero также обычно не так высоко, как другие колоратуры, достигая пика на "высокой E" (E6). [1] Бельканто для этого голоса обычно писались роли, и многие другие композиторы также писали колоратура части. Барочная музыка, старинная музыка и барочная опера также много ролей для этого голоса. [2]

    Лирическое колоратурное сопрано

    • Адель, Die Fledermaus (Иоганн Штраус)
    • Адина, L'elisir d'amore (Доницетти)
    • Агриппина, Агриппина (Гендель)
    • Альсина, Альсина (Гендель)
    • Альмирена, Ринальдо (Гендель)
    • Альзира, Альзира (Верди)
    • Аменайде, Танкреди (Россини)
    • Амина, La sonnambula (Беллини)
    • Анжелика, Орландо (Гендель)
    • Ариэль, Буря (Томас Адес)
    • Аспазия, Митридат, ре ди Понто (Моцарт)
    • Бьянка, Бьянка и Фернандо (Беллини)
    • Блондинка, Die Entführung aus dem Serail (Моцарт)
    • Быстроушка, Хитрая Маленькая Лисица (Яначек)
    • Каролина, Il matrimonio segreto (Чимароза)
    • Селия, Лусио Силла (Моцарт)
    • Клеопатра, Джулио Чезаре (Георг Фридрих Гендель)
    • Графиня Адель, Le Comte Ory (Россини)
    • Cunegonde, Кандид (Бернштейн)
    • Далинда, Ариоданте (Гендель)
    • Динора, Le pardon de Ploërmel (Джакомо Мейербер)
    • Доринда, Орландо (Гендель)
    • Элиза, Il re pastore (Моцарт)
    • Элизабет Доу, Баллада о Малышке Доу (Дуглас Мур)
    • Эльвира, Я пуритани (Беллини)
    • Эльвира, L'italiana в Алжире (Россини)
    • Le feu / La princesse / Le rossignol, L'enfant et les sortilèges (Равель)
    • Fiakermilli, Арабелла (Рихард Штраус)
    • Гильда, Риголетто (Верди)
    • Джульетта, Я Капулети и Монтекки (Беллини)
    • Илья, Идоменей (Моцарт)
    • Инес, L'Africaine (Джакомо Мейербер)
    • Исмене, Митридат, ре ди Понто (Моцарт)
    • Изотта, Die Schweigsame Frau (Рихард Штраус)
    • Джульетта, Ромео и Джульетта (Гуно)
    • Лакме, Лакме (Delibes)
    • Лейла, Les pêcheurs de perles (Бизе)
    • Линда ди Шамуникс, Линда ди Шамуникс (Доницетти)
    • Лиза, La sonnambula (Беллини)
    • Люси, Телефон (Menotti)
    • Мадам Герц, Der Schauspieldirektor (Моцарт)
    • Мадам Мао, Никсон в Китае (Джон Адамс)
    • Маргарита, Фауст (Шарль Гуно)
    • Мари, La fille du régiment (Доницетти)
    • Молл Хакабаут, Прогресс блудницы (Иэн Белл)
    • Моргана, Альсина (Гендель)
    • Нахтигаль, Die Vögel (Вальтер Браунфельс)
    • Соловей, Соловей (Стравинский)
    • Норина, Дон Паскуале (Доницетти)
    • Олимпия, Сказки Гофмана (Offenbach)
    • Офели, Гамлет (Амбруаз Томас)
    • Оскар, Un балл в масках (Верди) - роль брюк
    • Филин, Миньон (Амбруаз Томас)
    • Филомела, Любовь соловья (Ричард Миллс)
    • Королева, Перела, uomo di fumo (Дюсапин)
    • Королева Чемаха, Золотой петушок (Николай Римский-Корсаков)
    • Розина, (в тональности сопрано) Севильский цирюльник (Россини)
    • Сильвия, Асканио в Альбе (Моцарт)
    • Тамирис, Il re pastore (Моцарт)
    • Тинти, Массимилла Дони (Schoeck)
    • Титания, Сон в летнюю ночь (Бриттен)
    • Венера, Асканио в Альбе (Моцарт)
    • Земир, Zémire et Azor (Гретри)
    • Зербинетта, Ариадна на Наксосе (Рихард Штраус)

    Драматическое колоратурное сопрано

    Драматические колоратурные роли сопрано

    • Абигайль, Набукко (Верди)
    • Алаиде, La straniera (Беллини)
    • Амалия, Я маснадиери (Верди)
    • Аминта, Die Schweigsame Frau (Рихард Штраус)
    • Энн, Прогресс граблей (Стравинский)
    • Анна Болена, Анна Болена (Доницетти)
    • Армида, Ринальдо (Гендель)
    • Армида, Армида (Россини)
    • Начальник тайной полиции Гепопо, Le Grand Macabre (Лигети)
    • Донна Анна, Дон Жуан (Моцарт)
    • Элеттра, Идоменей (Моцарт)
    • Елена, Ла-донна-дель-лаго (Россини)
    • Элизабетта, Мария Стуарда, Роберто Деверо (Доницетти)
    • Эльвира, Эрнани (Верди)
    • Эсклармонд, Esclarmonde (Массне)
    • Европа, Europa riconosciuta (Сальери)
    • Фауно, Асканио в Альбе (Моцарт) - роль брюк
    • Джованна, Джованна д'Арко (Верди)
    • Джульетта,Я Капулети и Монтекки (Беллини)
    • Джуния, Лусио Силла (Моцарт)
    • Джульетта, Сказки Гофмана (Оффенбах)
    • Элен, Иерусалим (Верди)
    • Имогена, Il Pirata (Беллини)
    • Кёнигин дер Нахт (Королева ночи), Волшебная флейта (Моцарт)
    • Констанце, Die Entführung aus dem Serail (Моцарт)
    • Леди Макбет, Макбет (Верди)
    • Леонора, Il trovatore (Верди)
    • Лида, La Battaglia di Legnano (Верди)
    • Лина, Стиффелио (Верди)
    • Люсия, Люсия ди Ламмермур (Доницетти)
    • Лукреция, Лукреция Борджиа (Доницетти)
    • Лукреция "Я должен Фоскари"(Верди)
    • Луиза Миллер, Луиза Миллер (Верди)
    • Маркаса дель Поджио, Un giorno di regno (Верди)
    • Маргарита де Валуа, Les Huguenots (Мейербер)
    • Мария Стуарда, Мария Стуарда (Доницетти)
    • Матильда, Вильгельм Телль (Россини)
    • Медора, Il corsaro (Верди)
    • Норма, Норма (Беллини)
    • Одабелла, Аттила (Верди)
    • Роделинда, Роделинда (Гендель)
    • Розалинда, Die Fledermaus (Иоганн Штраус)
    • Семирамид, Семирамид (Россини)
    • Таис, Таис (Массне)
    • Виолетта, Травиата (Верди)
    • Вителлия, La clemenza di Tito (Моцарт)

    Сопрано acuto sfogato

    Хотя и лирические, и драматические колоратуры могут быть акуто сфогато сопрано, основным атрибутом акуто сфогато сопрано является верхнее расширение над F6. [5] Некоторые педагоги называют эти чрезвычайно высокие ноты регистр свистков.

    Очень немногие композиторы когда-либо писали оперные роли для этого типа голоса с фактическими нотами, набранными выше высокой F, поэтому эти певцы обычно демонстрируют эти чрезвычайно высокие ноты за счет использования интерполяции в некоторых из оперных ролей, уже упомянутых выше, или в концертных произведениях. Примеры работ, которые включают G6 концертная ария "Popoli di Tessaglia!"" Моцарта, Esclarmonde Массне и Открытка из Марокко к Доминик Ардженто. Томас Адес составил высокий A (A6) для персонажа Летисии Мейнар в Ангел-истребитель.

    Acuto sfogato сопрано иногда путают с сопрано сфогато, певец (часто меццо-сопрано) способной, благодаря чистой работе или природному таланту, расширить свой верхний диапазон, чтобы охватить часть coloratura soprano tessitura, хотя и не самый высокий диапазон выше высокого F.

    Читайте также: