Школьная среда как предмет измерения экспертиза проектирование управление

Обновлено: 03.07.2024

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

В монографии проведён анализ исследований среды развития личности в педагогической и психологической науке, представлен экологический подход к экспертизе, проектированию и организации личностно развивающих образовательных сред. Приводится разработанный автором методический арсенал экспертно-проектного управления развитием школьной среды. Обсуждаются результаты аналитических и эмпирических исследований школьной среды, проведённых автором в течение 20 лет, представлены примеры проектирования школьных сред. Анализируются результаты экспериментального рейтинга школ, основанного на включении средовых показателей в оценку качества образования. Приводятся программы формирования экспертно-проектных и коммуникативных компетенций педагогов и руководителей школьных организаций, формирования профессиональных экспертных сообществ для консультационного сопровождения управления развитием школьных сред.

Адресуется научным сотрудникам в области педагогики и психологии образования, преподавателям высшей школы, докторантам, аспирантам и студентам педагогических и психолого-педагогических специальностей, а также руководителям сферы образования, педагогам и специалистам методических служб.

Книга: Школьная среда как предмет измерения. Экспертиза проектирование управление (Ясвин Витольд Альбертович)


В монографии проведён анализ исследований среды развития личности в педагогической и психологической науке, представлен экологический подход к экспертизе, проектированию и организации личностно развивающих образовательных сред. Приводится разработанный автором методический арсенал экспертно-проектного управления развитием школьной среды. Обсуждаются результаты аналитических и эмпирических исследований школьной среды, проведённых автором в течение 20 лет, представлены примеры проектирования школьных сред. Анализируются результаты экспериментального рейтинга школ, основанного на включении средовых показателей в оценку качества образования. Приводятся программы формирования экспертно-проектных и коммуникативных компетенций педагогов и руководителей школьных организаций, формирования профессиональных экспертных сообществ для консультационного сопровождения управления развитием школьных сред.
Адресуется научным сотрудникам в области педагогики и психологии образования, преподавателям высшей школы, докторантам, аспирантам и студентам педагогических и психолого-педагогических специальностей, а также руководителям сферы образования, педагогам и специалистам методических служб.


Начнем с того, что представленная здесь методика является инструментом, эффективность использования которого зависит от самого пользователя. Очевидно, что таким инструментом, как, например, топор, обычно рубят дрова, но порой отсекают и головы. Думается, что проведение сравнений качества работы разных педагогов (или целых учебных заведений) с помощью данной методики, и особенно с последующими административными выводами, как раз и

1GZ Часть II. Экспертиза образовательной среды

Особый интерес для анализа управленческой ситуации в школе может представлять отмечаемая разница экспертных оценок образовательной среды со стороны

Глава

IV, Параметры экспертизы

мого директора, каждого из его заместителей, различ-педагогов, родителей. Заполнить экспертные табли-

Часть It. Экспертиза образовательной среды

Еще раз подчеркнем, что стратегия дальнейшего развития образовательной среды на основе результатов экспертизы не является предметом рассмотрения в данной книге. Такая стратегия вырабатывается на основе всей совокупности представлений администрации и педагогов о сущности и смысле образования. Собственно, изучение философии образования, педагогики, психологии, социологии, физиологии, теории управления и прочее и прочее, как раз, в принципе, и направлено на научно-методическое обеспечение принятия такого рода решений. Здесь представлен лишь измерительный инструментарий, который служит для системного осмысления ситуации педагогами и руководством образовательного учреждения.

Тем не менее, рассмотрим один из вариантов принятия стратегического решения по развитию образовательной среды учебного заведения, поскольку этот вариант непосредственно вытекает из самой нашей методики.

глава IV. Параметры экспертизы

енным параметрам, порой затрачивая большие мате-пиальные и временные ресурсы, эффективность этой работы будет резко падать за счет понижающего коэффициента модальности, отражающего в данном случае пассивную позицию самих учащихся. Все количественные показатели придется умножать на эти самые 0,6.

Очевидно, что напрашивается стратегическое решете — сосредоточить ресурсы образовательного учреждения на изменении модальности среды за счет повышения личной активности учащихся. Такая педагогическая стратегия, по-видимому, предполагает, прежде всего, работу с самими учителями: необходимо изменить их педагогические установки с авторитарно-подавляющего типа на стимулирующий. Скорее всего, не обойтись без социально-психологического коммуникационного тренинга с педагогами (модель такого тренинга описана, например, в книге: Левин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. М.: Молодая гвардия, 1998), цикла педсоветов и совещаний по проблемам использования методик стимулирования активности учащихся и т.д.

Если эта работа с педагогами приведет к позитивным результатам и следующая экспертиза покажет наличие системы стимулирования активности учащихся, что приведет к изменению модальности (например, карьерный тип среды, где коэффициент будет равен 1 и более), то соответственно увеличатся и показатели всех количественных параметров, даже в том случае, когда непосредственно в их развитие не будет вложено никаких новых ресурсов. Именно поэтому модальность является качественной характеристикой образовательной среды, непосредственно влияющей на уровень всех других параметров.

Итак, выбор желаемой модальности образовательной среды — это важнейший стратегический выбор пути раз-

Часть II. Экспертиза образовательной среды

РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Воспитывает не только или не столько сам воспитатель, сколько среда, которая организуется наиболее выгодным образом.


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

l/D Часть III. Проектирование образовательной среды

их пространственной трансформации при возникшей еобходимости, возможность и широта пространственных перемещений в них субъектов и т.п.

1/2 Часть III. Проектирование образовательной среду

окружающая среда (Environment — Е), технология, в расширенной трактовке, включающая как овеществленные средства взаимодействия со средой, так и культуру в целом (Т) и социальная организация (О) — сокращенно РОЕТ. Перспективность эколого-психологического подхода к исследованию образовательной среды подчеркивается в настоящее время многими отечественными психологами (А.А.Бодалев С.Д.Дерябо, Т.М.Марютина, В.И.Панов, И.В.Равич-Щербо В.В.Рубцов и др.).


  1. субъекты образовательного процесса (Р);

  2. социальный компонент образовательной среды (О);

  1. пространственно-предметный компонент образователь
    ной среды (Е);

  2. технологический (или психодидактический) компонент
    образовательной среды (Т).

По мнению Слободчикова, среда, понимаемая как совокупность условий, обстоятельств, окружающую индивида обстановку — «для образования вообще не есть, она не

3 Выступление на пленарном заседании Первой российской конференции по экологической психологии (Москва, 3—5 декабря 1996 г.).

Глава

V. Психолого-педагогические основы Ш

шествует для него как нечто налично-существующее и ятурально-данное заранее. Таким образом, образовательная среда не есть нечто однозначно и наперед заданное,

Представляется принципиально важным выдвигаемое Слободчиковым положение, согласно которому само понятие образовательной среды определяется, прежде всего, профессионально-деятельностной, по существу управленческой, позицией, так как специфическим свойством образовательной среды является насыщенность ее образовательными ресурсами. Формирование, обогащение и распределение таких ресурсов есть предмет именно организационно-управленческой деятельности. Создание образовательных ресурсов, или, другими словами, организация развивающих возможностей образовательной среды, становится, таким образом, ключевой управленческо-педагогической задачей.

1/4 Часть III. Проектирование образовательной среды

разовательный уровень и социальный статус родителей) технико-гигиеническая среда, социально-экономическая и демографическая среда (структура семьи, имущественные отношения, занятость родителей); рассматриваются также среда воспитательных и школьных учреждений и локальная среда (микрорайон, поселок).

Комплекс возможностей образовательной среды как иитегративный критерий ее качества

Образовательная среда представляет совокупность материальных факторов образовательного процесса и межчеловеческих отношений, которые устанавливают субъекты образования в процессе своего взаимодействия. Люди организуют, создают образовательную среду, оказывают на нее постоянное воздействие в процессе функционирования, но и образовательная среда как целое и отдельными своими

r- ea V Психолого-педагогические основы Главе *■
175

Чаще всего, когда говорится об образовательной среде, имеется в виду конкретная среда какого-либо учебного заведения или конкретная семейная среда. Такую среду можно обозначить как локальную образовательную среду, в отличие от образовательной среды в широком смысле, кото-пая теоретически может представлять собой всю вселенную. Локальная образовательная средаэто функциональное и пространственное объединение субъектов образования, между которыми устанавливаются тесные разноплановые групповые взаимосвязи.

Образовательная среда составляет диалектическое единство своих пространственно-предметных и социальных компонентов, тесно связанных между собой и взаимообусловленных. В образовательной среде каждый субъект образовательного процесса осуществляет свою деятельность, используя пространственно-предметные элементы этой среды в контексте сложившихся социальных отношений. Таким образом, качество локальной образовательной среды определяется как (1) качеством пространственно-предметного содержания данной среды и (2) качеством социальных отношений в данной среде, так и (3) качеством связей между пространственно-предметным и социальным компонентами этой среды.

Итак, представим пространственно-предметный компо- е нт этой образовательной среды: экологически и крими-

I/O Часть III. Проектирование образовательной среды

нально благополучный район; близость к дому; функционально и эстетически удачное школьное здание, с достаточно большой и ухоженной прилегающей школьной территорией; просторные и светлые кабинеты с современной и удобной мебелью; наличие в достаточном количестве технических средств обучения; привлекательный дизайн интерьеров; наличие актового и спортивного залов, столовой, библиотеки и т.д.

Но самое главное, что должно бы было нас интересовать при оценке учебного заведения, — это как раз качество системных связей между пространственно-предметным и социальным компонентами данной образовательной среды, которое собственно и обеспечивает тот или иной результат образовательного процесса: уровень методического обеспечения образовательного процесса; эффективность использования всех образовательных ресурсов данной образовательной среды; направленность образовательного процесса на раскрытие и развитие личностного потенциала каждого ребенка; способность этой среды удовлетворить весь комплекс потребностей ребенка и сформировать у него систему социальных ценностей, обеспечивающих ему активную успешную адаптацию к современной изменяющейся среде обитания (понимаемой в широком смысле жизненной среде).

Другими словами, если рассматривать образовательную среду с точки зрения предоставляемых ею образовательных

Читайте также: