Анализ плана методического объединения учителей начальной школы г оренбурга

Обновлено: 05.07.2024

Начальная школа обязана научить детей правильному, выразительному и осознанному чтению, грамотному, каллиграфически верному письму, безошибочному счету, правильной литературной речи; привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус; средствами каждого учебного предмета и внеклассных мероприятий воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Родине, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам, толерантность; способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.

Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации в общественной жизни.

Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, а в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижения оптимального уровня образования.

  • Развитие у учащихся интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, накапливая опыт коллективных творческих дел;
  • Продолжение работы по реализации принципа индивидуального подхода в обучении и воспитании; формирование у учащихся потребности в самоконтроле и самооценке;
  • Выявление и реализация образовательного потенциала учащихся;
  • Использование наиболее эффективных технологий преподавания предметов, разнообразных вариативных подходов к творческой деятельности учащихся;
  • Продолжение работы над проектно-исследовательской деятельностью младших школьников;
  • Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в профессиональной сфере.

Поставленные задачи выполнены частично, коллектив учителей продолжит работу над поставленными задачами в следующем учебном году, так как они являются актуальными.

В текущем учебном году было проведено 5 заседаний МО учителей начальных классов. Основные темы заседаний были направлены на обсуждение актуальных вопросов воспитания и обучения младших школьников. Красной нитью через всю работу МО прошли темы: “ Активные формы работы и их роль в активизации познавательной деятельности учащихся”, “ Использование информационных технологий в начальной школе”. По данным темам были заслушаны выступления учителей:

Варющенковой О.А., Ловинюк Н.В., Феоктистовой М.И., Мининой Е.В., Сильнягиной Л.П. Учителя дали открытые уроки. На данных уроках учителя использовали современные компьютерных технологии.

В начальной школе есть одна мультимедийная установка в кабинете № 18 (учитель Варющенкова О.А.) Есть компьютеры в кабинетах № 6 (учитель Феоктистова М.И.), № 21 ( учитель Ловинюк Н.В.), № 24 ( учитель Готшалк Н.Г.), № 25 (учитель Минина Е.В.), № 28 (учитель Левина Г.М.), № 29 ( учитель Сильнягина Л.П.). Учителя пользуются данной техникой. Во всех классах есть телевизоры и CD- проигрыватели. Учителя Варющенкова О.А., Евсикова И.В., Левина Г.М., Ловинюк Н.В., Минина Е.В., Феоктистова М.И. прошли обучение в МИОО по теме: “Информационные технологии в преподавании школьных предметов”. В “День открытых дверей” родители и гости ЦО смогли познакомится с различными формами работы на уроках с применением информационных технологий.

В школе успешно осуществлялась работа с учащимися по трем системам: традиционной федеральной, развивающим программам “Школа 2000…” и “Школа 2100”, что позволило обеспечить благоприятные условия для обучения младших школьников с различным уровнем подготовленности, мотивации и способностей.

Методическим объединением использовались более разнообразные формы проведения плановых заседаний, что позволило проводить заседания с большей активностью. Перед каждым заседанием учителям заранее был известен круг обсуждаемых проблем, предлагался список литературы, которую можно использовать в процессе подготовки к заданию, поэтому заседания проходили в форме живого диалога.

  1. Учебный план и учебно-методическое обеспечение обучения по программам;
  2. Единые требования к ведению рабочих и контрольных тетрадей учащихся;
  3. Итоги проверки документации;
  4. Организация каникул;
  5. Анализ проведения итоговых контрольных работ;
  6. Изучение нормативных документов;
  7. Организация и проведение конкурса ученических проектов “Наше время”, участие в конкурсе им. Давыдова “Думаю, мыслю, действую”, в международной игре-конкурсе “Русский медвежонок”, в международной игре-конкурсе “Кенгуру”., игре-конкурсе “Инфознайка”;;
  8. Итоги проверки техники чтения на конец года.
  9. Соблюдение графиков контрольных работ и родительских собраний.
  10. Итоги промежуточной аттестации.
  11. Работа школы в экспериментальном режиме.

Наиболее активно ведется работа экспериментальной площадки “Школа информатизации”. Варющенкова О.А. принимала участие в окружной конференции “Опыт работы экспериментальных площадок по отработки модели “Школа информатизации” с докладом “Опыт использования информационных технологий в работе учителя для реализации деятельностного подхода к обучению”, в ходе работы окружной выставки инновационных технологий с мастер – классом по теме “ Использование интерактивной доски на уроках” Учителя –экспериментаторы: Варющенкова О.А., Минина Е.В. имеют свое информатизационное пространство, привлекают к своей работе учащихся.

Также активно работают в экспериментальной работе по теме “Построение образовательного пространства обучения на деятельной основе”: Ловинюк Н.В., Феоктистова М.И.. Уроки этих учителей посещали методисты округа и ЦСДП “Школа 2000…”. Методистами отмечался высокий профессиональный рост каждого учителя. Кроме этого учителя-экспериментаторы участвовали в подготовке и апробации конспекта уроков “Мир деятельности”, проводятся консультаций для учителей округа, работающих по учебникам математики Л.Г.Петерсон. Ловинюк Н.В. в ходе работы окружной выставки инновационных технологий выступала с мастер – классом по теме “Технология деятельностного метода. Урок общеметодологической направленности”.

На весенних каникулах, в рамках апробирования новых методик, технологий, в начальной школе прошли педагогические чтения по теме: “Современные педагогические технологии – как основа повышения качества знаний учащихся”. В данной работе приняли участия все учителя МО. Учителя осветили методику современного урока, с использованием ИКТ; рассказали о новых формах работы на уроке, в том числе и об исследовательской и проектной деятельности учащихся. Почти все выступления учителей были представлены в виде презентации. У каждого учителя накопилось определенное количество мультимедийных проектов. Решено было создать картотеку проектов, для использования всеми учителями на уроках.

Методическим объединением и заместителем директора по УВР Молодкиной С.А. постоянно осуществлялся контроль за ведением школьной документации, составлялись контрольные работы за полугодие, проводилась проверка дневников и тетрадей учащихся. На заседании МО было отмечено, что журналы, личные дела заполнены аккуратно, без грубых нарушений. Тетради учащихся ведутся в соответствии с требованиями, выработанными методическим объединением. По сравнению с предыдущими годами более качественно составлено календарно-тематическое планирование, четко соблюдался график контрольных работ.

Учителя начальных классов работают над совершенствованием своего мастерства: планово проходят курсы переподготовки при МИОО учителей, работают по теме самообразования. Ежемесячно проводится обзор номеров газеты “Первое сентября”, журнала “Начальная школа”. Учителя применяют рекомендации этих журналов.

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ И УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ за 2008\2009 учебный год

Русский язык.

  • С диктантом справилось 93% учащихся 2-4 классов;
  • На “5” и “4” диктант написали 53% учащихся;
  • С грамматическим заданием справилось 77% учащихся.
  • Пропуск, замена, искажение букв, слогов, слов – 21%;
  • Написание безударной гласной, проверяемой ударением – 37%;
  • Падежные окончания существительных (4 классы) – 16%;
  • Звонкие и глухие согласные – 10%.
  • Недостаточно высокий уровень сформированности у учащихся навыков чтения, что, безусловно, сказывается на русском языке;
  • Отсутствие у многих учащихся орфографической зоркости, врожденной грамотности, высокого уровня сформированности навыков контроля и самоконтроля;
  • Непрочное (поверхностное) усвоение многими учащимися теоретических сведений (правил) русского языка и недостаточный уровень сформированности у учащихся умения применять полученные знания на практике;
  • Отсутствие в большинстве случаев систематической работы над ошибками;
  • Ярко выраженная логопедическая проблема, а также дислексия и дисграфия у отдельных учащихся.

Проблема формирования навыков грамотной письменной речи и письма на сегодняшний день остается одной из главных проблем, стоящих перед начальной школой. Большую роль в решении этой проблемы может и должен оказать обмен опытом и совместное определение направлений в работе всего методического объединения учителей начальных классов и тесная связь с методическим объединение6м учителей словесности.

Рекомендации:

  • Повысить результативность работы по совершенствованию у учащихся навыков чтения и письма;
  • Добиваться прочного усвоения учащимися теоретического материала и умения связывать теорию с практикой;
  • Систематически осуществлять работу над ошибками, довести до сведения учащихся и родителей алгоритм работы над каждой орфограммой;
  • Повысить ответственность логопедической службы за преодоление учащимися дефектов речи.
  • Всем учителям начальных классов рекомендуется обратить внимание на типичные ошибки, их причины и возможные пути устранения пробелов.

Математика.

  • С контрольной работой справилось 90, 4%учащихся;
  • С решением составной арифметической задачи справилось 69% учащихся 4-х классов;
  • С решением задачи с геометрическим содержанием справилось 81% учащихся;
  • С итоговым контрольным устным счетом справилось 78,4%.
  • Недостаточный уровень сформированности у учащихся умения решать задачи;
  • Недостаточный уровень сформированности у учащихся младших классов общего способа работы над задачей (анализ условия задачи, составления плана решения задач, реализация принятого плана с пояснением действий и проверка решения);
  • Низкий уровень образного и логического мышления у ряда учащихся;
  • Решение задач на уроках ещё не стало предметом самостоятельной деятельности учащихся (в классах преобладают фронтальные формы в процессе разбора и решения задач);
  • Трудности в уяснении смысла задачи (особенно, если задача дана в косвенной форме);
  • Слабый навык сформированности у учащихся контроля и самоконтроля;
  • Отрыв отдельных теоретических знаний от практики (от умения применять на практике полученные знания);
  • Недостаточно прочно отработать приёмы работы учащихся с таблицами сложения и вычитания, умножения и деления на этапе доведения навыков до уровня автоматизма;
  • Невысокий уровень усвоения учащимися алгоритма вычислений, в записи множителей, при умножении чисел “в столбик”, в делении чисел с нулем “в середине”, в определении числа цифр в частном, в действиях с многозначными числами.

Проблема повышения уровня математической подготовки учащихся начальных классов как в плане развития, так и в плане формирования вычислительных навыков и умений решать задачи, остается важной для методического объединения и школы в ближайшее время.

Рекомендации:

  1. Повысить персональную ответственность каждого учителя за результат работы;
  2. Добиваться прочного усвоения учащимися теоретического материала и умения связывать теорию с практикой;
  3. Совершенствовать навыки решения всех типов задач.
  4. Всем учителям начальных классов необходимо придерживаться следующего плана действий:
  5. Тщательно отрабатывать с учащимися таблицу сложения чисел в пределах 10; 20, уделяя достаточно внимания формированию соответствующих вычислительных приемов, добиваясь знания таблицы каждым учащимся наизусть;
  6. Добиваться усвоения состава каждого числа первого десятка из двух слагаемых;
  7. Добиваться усвоения каждым учащимся таблицы сложения однозначных чисел; добиваться высокого уровня усвоения соответствующих правил, лежащих в основе вычислительных навыков и приемов сложения и вычитания чисел в пределах 100;
  8. Добиваться от учащихся обоснования правильности выбора действия при решении простой задачи.

Чтение.

  • Незнакомый текст читают способом, соответствующим программным требованиям, - 97%,;
  • Читают незнакомый текст без ошибок – 58 %;
  • Допустили при чтении незнакомого текста 1-2 ошибки –35%;
  • Читают текст выразительно –95%;
  • Умеют передать содержание прочитанного – 90%;
  • Допускают при чтении ошибки на пропуск, замену, искажение букв, слогов, слов – 50%;
  • Допускают при чтении повторы слов и слогов – 5%;
  • Допускают ошибки в постановке ударения – 3%;
  • Неверно читают окончания в словах – 10%.
  • Неэффективное использование приемов работы по развитию фонематического слуха;
  • Явные методические ошибки в процессе обучения учащихся чтению в букварный период;
  • Недостаточная реализация требований к контролю за техникой чтения в классе, ГПД и дома;
  • Недостаточный уровень сформированности у учащихся потребности в ежедневном чтении;
  • Снижение интереса к чтению вообще и особенно к чтению вслух;
  • Отмирание традиций семейного чтения, ведения читательских дневников и др.

Рекомендации:

  1. Регулярно проводить индивидуальный контроль за ходом формирования у учащихся технической стороны чтения;
  2. Вести строгий учет пробелов, наглядно отражать динамику овладения учащимися приемов чтения;
  3. Добиваться осуществления регулярного контроля за чтением учащихся дома, обсуждения прочитанного, а также оценке прочитанного самими учащимися;
  4. На уроках чтения больше внимания уделять применению различных методик, способствующих повышению техники чтения, такие как “чтение с карандашом”, “чтение по линейке”, “жужжащее” чтение (в течение3-5 минут в начале каждого урока), чтение “парами”, “по цепочке”, “по ролям”, выборочное чтение и т.п.

Результаты обучения во всех классах признаны удовлетворительными.

Для более глубокого и всестороннего изучения “выпускников” начальной школы были проведены и проанализированы различные анкеты и тесты, позволяющие определить уровень интеллектуального развития и кругозора учащихся, уровень развития внимания и логического мышления, творческого мышления и умения обобщать, уровень развития образной связной речи, сформированности школьной мотивации, умения решать нестандартные задачи, определить круг читательских интересов и статус ребенка в семье.

В целом уровень подготовленности учащихся, заканчивающих начальную школу в 2007/2008 учебном году, можно оценить удовлетворительно, однако, отмечается неполная реализация поставленных перед начальной школой целей и требований, предъявляемых к учащимся, заканчивающих 1 ступень обучения.

  1. Учителям начальных классов необходимо довести подробную информацию об уровне подготовленности, общем развитии и социуме каждого “выпускника” начальной школы до учителей среднего звена для координации работы по преемственности, снижению риска возникновения стрессовых ситуаций при переходе учащихся в среднюю школу.
  2. Учителям начальных классов тщательно проанализировать результаты своей педагогической деятельности, выявить положительные и отрицательные факторы, повлиявшие на уровень преподавания.

Несмотря на усилия работающих учителей, остаются некоторые проблемы: научность, аргументированность, логичность речи учителя при защите урока; необходимо повысить уровень качества обученности при помощи составления индивидуальных программ, ЗТФ, отслеживания роста ученика при помощи мониторинга; проведение конкурсов таких, как “Умники и умницы” или конференций по предметам.

  1. Формирование общеучебных и исследовательских умений у младших школьников через конференции, конкурсы.
  2. Охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей (составление программы)
  3. Развитие ребенка как субъекта отношений между людьми, с миром, с собой (через внеклассные мероприятия)
  4. Продолжить изучение и применение современных инновационных психолого-педагогических систем образования (здоровьесберегающие, мониторинговые)
  5. Обеспечить взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности в учебном процессе и во внеучебных занятиях (по едино разработанному комплексу)
  6. Сохранить у детей желание учиться дальше и сформировать у них основы умения учиться (через ситуацию успеха, папки достижений)
  7. Создать условия для творчества во всех видах деятельности (участие во всевозможных конкурсах, выставках, конференциях)

Успешно прошла работа по набору детей в первый класс (планируется открыть 6 классов), что тоже является показателем работы учителей начальных классов.

По итогам 2008/2009 учебного года по всем учебным предметам государственная программа (практическая и теоретическая части) выполнена полностью. Отставаний по программе нет.

Главными задачами в новом учебном году являются систематизация работы учителей в соответствии с планом методического объединения, систематизация контроля за работой в классах с углублённым изучением предмета, организация обмена опытом работы в этих классах, организация работы кружков и факультативов.

Анализ работы начальной школы показывает, что, в целом, поставленные задачи решены, чему, безусловно, способствовала четкая, слаженная работа всего методического объединения учителей начальных классов, педагогического коллектива школы, реальная и своевременная помощь НМЦ ЮВОУО.

Руководитель ШМО, учитель начальных классов первой категории - Арсеньева Елена Викторовна.


Анализ работы

школьного методического объединения учителей начальных классов

руководитель ШМО Арсеньева Елена Викторовна,

учитель I квалификационной категории

Цель: Обновление жизнедеятельности ОУ путем создания системы психолого-педагогических условий и средств всестороннего развития личности для реализации получения учащимися образования, соответствующего ФГОС-2.

Задачи ОУ:

  1. Формирование единого образовательного пространства путем интеграции традиционных и инновационных направлений методов обучения с целью достижения успешности обучающихся.
  2. Создание положительной мотивации как средства повышения качества образования.
  3. Создание программы формирования воспитательной компоненты.

Цель методической работы ОУ: Создание условий для перехода на новые образовательные стандарты.

Задачи методической работы:

  1. Обучить учителей приемам развития исследовательских и поисковых навыков учащихся.
  2. Контролировать использование знаний и умений, полученных учителями на курсах повышения квалификации в практике работы.
  3. Мотивировать учителей на повышение квалификации через аттестацию и участие в конкурсном движении.
  4. Усилить связь педагогов и психологической службы школы.

Проблема методического объединения учителей начальных классов:

Задачи:

1) Создание условий, способствующих развитию профессиональных компетенций учителей начального образования для реализации требований ФГОС НОО.

2) Повышение теоретического, научно – методического уровня подготовки учителей начальных классов: ознакомление с нормативными документами по ФГОС, овладение современными педагогическими технологиями, совершенствование методики преподавания учебных предметов.

3) Изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта.

4) Внедрение информационных технологий в учебный процесс.

В рамках реализации задач по созданию условий, способствующих развитию профессиональных компетенций учителей начального образования для реализации требований ФГОС НОО и повышению теоретического, научно – методического уровня подготовки учителей начальных классов: ознакомление с нормативными документами по ФГОС, овладение современными педагогическими технологиями, совершенствование методики преподавания учебных предметов учителями велась работа по темам самообразования, на заседаниях МО проводился обмен опытом работы.

Самообразование учителей начальных классов.

ФИО учителя

Тема по самообразованию

Выход

Боярова Людмила Анатольевна

Старкова Оксана Владимировна

Методика формирования навыков осознанного и выразительного чтения посредством устного народного творчества в классах КРО

Методика работы с родителями как средство предупреждения неуспеваемости младших школьников

Педсовет, МО нач. классов

Королёва Любовь Петровна

Индивидуализация и дифференциация процесса обучения как средство повышения эффективности учебной деятельности младших школьников

На заседаниях заслушаны с отчетами по самообразованию учителя Горкавченко Т.Ю., Ружейникова Т.Н., Муханова А.Х., Боярова Л.А.

Всеми учителями проводилась работа по самообразованию: изучалась новая методическая литература по предметам, материалы периодической печати, материалы, размещенные на официальных учительских сайтах в интернете (1 сентября, Педсовет и др.)

Учителя активно занимаются реализацией данной проблемы через самообразование, индивидуальную работу с учащимися, обмен опытом работы. Педагоги большое внимание уделяют развитию личности ребенка. Учитывают индивидуальные особенности каждого. Применяют различные формы и методы индивидуальной работы.

В 1 – 4 классах школы в 1 полугодии 2015 – 2016 учебного года осуществляли педагогическую деятельность 18 человек:

- заместитель директора по учебно – воспитательной работе;

- 12 учителей начальных классов;

- 5 педагогов дополнительного образования;

Стаж педагогической работы учителей начальной школы

До 5 лет

5 – 9 лет

10 – 15 лет

16 – 20 лет

Свыше 20 лет

Образование учителей начальной школы

Среднее специальное

Неоконченное высшее

Высшее

Квалификационные категории учителей начальной школы

Нет категории

II категория

I категория

Высшая

- Развивающие игры (2 классы)

- Азбука общения (2 классы)

Педагоги дополнительного образования от ЦДТ Промышленного района в первых классах начальной школы по новым стандартам ФГОС осуществляли внеурочную деятельность:

- Календарь массовых дел

Учителя начальных классов работают по следующим образовательным программам.

В школе на заседаниях МО учителя обсуждают наболевшие вопросы, дают советы по преподаванию трудных тем, посещают уроки учителей начальных классов и учителей основной школы. За период 2015 – 2016 учебного года все учителя посещали уроки у своих коллег и с выходом на семинары и открытые уроки коллег других школ. Всего за период 2015 – 2016 учебного года было посещено более 100 уроков у коллег.

В соответствии с требованиями ФГОС меняется система требований к результату образования, меняется система оценивания достижений учащихся. Независимая экспертиза направлена на оценку результата образования при переходе четвероклассников на следующую ступень обучения.

Учащиеся 4 – х классов пишут Всероссийские проверочные работы по русскому языку, математике, окружающему миру. На протяжении 2015 – 2016 учебного года учащиеся 4 классов вели подготовку к региональному экзамену.

Обучающиеся всех классов также пишут комплексную работу на основе текста, которая позволит оценить сформированности УУД, умения учиться.

Особое место в новой системе оценивания уделено Портфолио. Данная форма оценивания достижений учащихся освоена в школе. Все ученики с 1 класса накапливают свои результаты и представляют их как в классном, так и в индивидуальном Портфолио. Педагогами школы накоплен опыт оценивания тестовых умений учащихся. Ежегодно учащиеся начального звена осуществляют разработку индивидуальных, коллективных проектов, многие дети становятся победителями не только школьных, но окружных, городских и Всероссийских конкурсов и олимпиад.

Обновление содержания образования.

Обеспеченность учебниками.

Все учащиеся начальной школы на 100% обеспечены учебниками.

Анализ эффективности реализуемой программы.

На уроке ученик сам делает открытие, а не получает знание в готовом виде. При определении содержания урока учитывается следующее:

-разнообразие источников содержания урока: учебник, рабочая тетрадь, учитель, ученики, литература, словари, окружающая действительность, Интернет,

-соотношение на уроке нового и уже известного материала,

-степень новизны в содержании каждого задания,

-широта, богатство, глубина проблем и связей.

За истекший период было проведено четыре заседания ШМО по темам:

С докладами по предложенным темам выступили Гастюшкина Т.А., Арсеньева Е.В., Горкавченко Т.Ю., Ружейникова Т.Н, Воронина Л.А., Старкова О.В., Коваленко И.П., Муханова А.Х.,

Боярова Л.А., Вороньжева Л.И.

С отчетами по темам самообразования выступили Королева Л.П., Старкова О.В., Воронина Л.А., Горкавченко Т.Ю., Ружейникова Т.Н.

Прохождение курсов учителями по ФГОС

ФИО,

образование

Год прохождения

курсов

Гастюшкина Тамара Александровна

Королёва Любовь Петровна

Корчагина Татьяна Анатольевна

Горкавченко Татьяна Юрьевна

Ружейникова Татьяна Николаевна

2010, 2012 (ФГОС), 2016

Коваленко Ирина Петровна

Воронина Лидия Анатольевна

Григорьева Оксана Владимировна

Арсеньева Елена Викторовна

2010, 2012 (ФГОС), 2015

Вороньжева Людмила Ивановна

Муханова Алма Халдыбаевна

Боярова Людмила Анатольевна

Изучение состояния преподавания

Прохождение программы по предметам.

Методическая активность учителей.

ФИО учителя

Уровень школы

Уровень округа

1.Урок для студентов Медакадемии

2.Участие в работе ШМО

4.Вебинары по предметам, 12 ч

6.Эксперт по проверке комплексных работ, РЭ май 2016

1. Посещение РМО

2. Участие в Параде Снеговиков

Реализуя задачу по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов в области использования ИКТ в образовательном процессе и созданию базы ресурсного обеспечения по предметам МО, проводилась работа по формированию, систематизации и расширению банка сопровождающих материалов к урокам (мультимедиа презентаций, электронных версий учебных пособий).

На заседаниях МО проводился анализ содержания презентаций, их соответствия проходимому учебному материалу и целесообразность использования в рамках урока. Также аналогичная работа проводилась по созданию банка для подготовки к региональным экзаменам.

Также были продемонстрированы фрагменты работы с учебниками и пособиями в электронном виде, как в рамках уроков, дополнительных занятий, так и при выполнении д/з учениками. Были продемонстрированы презентации, содержащие учебный, как теоретический, так и практический материал, которым ученики могут воспользоваться при повторении пройденного материала, а также при восполнении пробелов в пройденном ранее материале. Учителями ведется регулярная работа по ознакомлению с материалами официальных учительских сайтов и их использованию.

Учителями создается общий банк мультимедиа презентаций к урокам и банк электронных версий учебной, дидактической и методической литературы.

Поставленные задачи решались посредством различных форм обучения, взаимосвязанными направлениями деятельности, которые дополняя друг друга, расширяют круг интересов учащихся, развивают основные компетенции (коммуникативность, самостоятельность, организаторские и творческие способности):

- концентрированное обучение (тематические недели);

- проектная и исследовательская деятельность;

- применение компьютерных технологий;

Учителя активно посещают РМО учителей начальных классов. Прослеживается высокая посещаемость учителями заседаний РМО.

Все заседания методического объединения прошли согласно составленному плану (оформление прошло через протоколы, доклады, содоклады, разработки открытых уроков и проводимых мероприятий прилагаются).

В 2015 – 2016 учебном году удалось активизировать работу по обмену опытом через открытые уроки и внеклассные мероприятия. Прошли заседания ШМО по графику. Учителя выступили с докладами по интересующим их темам. Дали советы по повышению качества успеваемости.

Анализ эффективности работы.

Ведется работа с будущими первоклассниками и их родителями. Проведено родительское собрание в школе, были посещены собрания в детских садах. Началось индивидуальное собеседование будущих первоклассников с психологом школы.

Активно велась и воспитательная работа. Проводились мероприятия, как в школе, так и вне ее по плану.

В следующем году необходимо решить следующие задачи: усилить работу МО в овладении педагогами повышенной сложности преподавания (проблемными, исследовательскими). Шире применять в образовательном процессе современные образовательные технологии, образовательные программы с учетом ФГОС.

Рекомендовать педагогам скорректировать тему самообразования на следующий год, сделав акцент на наиболее актуальные вопросы образования и самообразования.

Активизировать сотрудничество с психологом школы Аршиновой И.Я., педагогами — специалистами второй ступени.

Отслеживать работу по накоплению и обобщению передового педагогического опыта.

При планировании работы учесть имеющиеся слабые стороны в работе учителей с целью освоения и устранения проблем.

В работе МО по повышению профессионального мастерства обратить внимание на следующие умения: технология подготовки урока и его самоанализ, самоконтроль своей деятельности, применение новых технологий и их элементов.

В работе ШМО шире использовать кустовую работу между школами, спланировать работу на год.

Цель школьного методического объединения учителей начальных классов:

1.Совершенствование педагогического мастерства в условиях ФГОС, путём внедрения в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий.

2. Создание условий для профессионально-личностного роста педагога как одного из основных условий обеспечения качества образования.

3. Совершенствование учебно-воспитательного процесса с учётом индивидуальных способностей учащихся, их интересов, образовательных возможностей, состояния здоровья.

4. Совершенствование педагогического мастерства в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС НОО.

осваивать и применять на практике инновационные педагогические технологии, способствующие повышению качества обучения,

для реализации современных требований образования;

создавать оптимальные условия для развития основных компетенций учащихся сообразно с их интересами, способностями и возможностями;

повышать уровень общей дидактической и методической подготовки педагогов;

создать условия для повышения уровня квалификации педагога;

проводить обмен опытом успешной педагогической деятельности;

выявлять, пропагандировать и осуществлять новые подходы к организации обучения и воспитания;

создавать условия для самообразования педагогов

продолжить изучение нормативной базы ФГОС НОО;

совершенствовать систему внеурочной работы через обогащение содержания, форм и методов внеурочной деятельности, направленных на активизацию жизнедеятельности всех участников образовательного процесса, культурных центров, организаций дополнительного образования.

Применение информационных технологий для развития познавательной активности и творческих способностей обучающихся.

Разработка адаптированной образовательной программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Работа МО по реализации ФГОС НОО .

В процессе учебы идет формирование самооценки, положительной мотивации к ведущему виду деятельности – учебе через создание ситуации успеха. В процессе преподавания используются технологии системно-деятельностного подхода и ИКТ.
Кабинеты начальной школы располагают материальной и технической базой, обеспечивающей организацию и проведение основных видов деятельности обучающихся. Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, а также техническим и финансовыми нормативам, установленным для их обслуживания.
Классные руководители 1-4 классов в течение года проводили мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе. Цель: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения. Данные, полученные в ходе мониторинга, используются для оперативной коррекции учебно-воспитательного процесса.

Педагогами начальной школы были созданы оптимальные условия для развития личностных качеств каждого ребенка. Все это позволяло решать проблему МО учителей начальных классов «Создание условий для получения качественного образования учащихся с различными образовательными потребностями. Ряд инновационных технологий, используемых на уроках, позволил развить у учащихся самостоятельность мышления, активизировать их учебную деятельность, сохранить и укрепить здоровье учеников.

В своей педагогической практике учителя используют следующие виды работ:

-индивидуальные, групповые формы работы, работа в парах.

Информация о педагогических кадрах ШМО учителей начальной школы
В ШМО учителей начальных классов входят 6 человек(5 человек имеют высшее педагогическое образование ,3 человека- высшую квалификационную категорию,1 –первую,2- молодой специалист)

Учителя находятся в постоянном развитии, в своей работе являются исследователями, изучают передовой опыт коллег по организации различных форм уроков, знакомятся с новыми программами и концепциями обучения, занимаются самообразованием с целью расширения и углубления профессионально- методических знаний и умений, совершенствования уровня педагогической подготовки. Они заинтересованы в эффективности каждого урока – в достижении намеченной цели, выполнении программы. Целесообразно используют наглядность и ИКТ, реализовывают основные психологические и гигиенические требования, добиваются эффективной обратной связи с учащимися, рационально используют время на уроках, тактичны, соблюдают правила охраны труда. Всеми учителями в работе по обучению учащихся реализовываются принципы научности, наглядности, прочности, осознанности, связи теории с практикой. Правильно выбирают методы и формы обучения, контролируют знания, умения и навыки учащихся, используют дифференцированный подход по отношению к домашним заданиям. Много работают по привитию нравственности учащихся, формированию общеучебных навыков, работают индивидуально по развитию интеллектуальных способностей учащихся, стремятся заинтересовать детей учебой, учат быть самостоятельными, вычленять главное в учебном материале, развивают навыки коллективной работы, работают по привитию организованности и дисциплинированности.

Весь учебный год продолжалась систематическая работа над развитием грамотного письма, выразительного осознанного чтения, над формированием вычислительных навыков, развитием логического мышления, речи у каждого ученика. Уроки проводятся с использованием ИКТ. Так как использование ИКТ в учебном процессе позволяет: усилить образовательные эффекты; повысить качество усвоения материала; построить индивидуальные образовательные траектории учащихся; осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, работа с детьми с ОВЗ.

Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется формированию навыков творческой научно-исследовательской деятельности учащихся; внедрению и освоению учащимися информационно – компьютерных технологий; формированию универсальных учебных действий у учащихся

Самообразование

Цель методической работы: создание условий для профессионально-личностного роста педагога как одного из основных условий обеспечения качества образования.

Задачи методической работы:

  1. Способствовать обеспечению внедрения современных образовательных технологий как значимого компонента содержания образования.
  2. Создать условия для повышения уровня квалификации педагога.
  3. Акцентировать внимание на повышении уровня самообразования каждого учителя.
  4. Способствовать выявлению, изучению ценного передового педагогического опыта и его распространения.
  5. Обеспечить методическое сопровождение функционирующих программ и проектов.
  6. Продолжить изучение нормативной базы ФГОС НОО.
  7. Совершенствовать систему внеурочной работы через обогащение содержания, форм и методов внеурочной деятельности, направленных на активизацию жизнедеятельности всех участников образовательного процесса, культурных центров, организаций дополнительного образования.

Методическая тема, функции, направления и формы работы ШМО учителей начальных классов

Основные функции ШМО:

  1. Оказание педагогической помощи педагогам.
  2. Поддержка педагогической инициативы инновационных процессов.
  3. Изучение нормативной и методической документации по вопросам образования.
  4. Ознакомление с анализом состояния преподавания предмета по итогам внутришкольного контроля.
  5. Взаимопосещение уроков по определённой тематике с последующим анализом и самоанализом достигнутых результатов.
  6. Организация открытых уроков по определённой тематике с целью обмена опытом.
  7. Ознакомление с методическими разработками по предметам, анализ методики преподавания.
  8. Изучение актуального педагогического опыта.
  9. Отчёты о профессиональном образовании, работа педагогов по повышению квалификации.
  10. Организация и проведение предметных недель.
  11. Укрепление материально-технической базы и приведение средств обучения, в том числе учебно-наглядных пособий по предметам, к соответствию современным требованиям к образованию.

Основные направления методической работы:

  1. Совершенствование и обогащение знаний педагогов ( знаний, различных по содержанию: предметных, частно-методических, дидактических, воспитательных, психологических, общекультурных).
  2. Развитие мировоззрения, профессионально-ценностных ориентаций, убеждений учителей, адекватных задачам развития школы.
  3. Развитие современного стиля педагогического мышления учителя (таких его черт, как системность, комплексность, конкретность, чувство меры, гибкость, мобильность) и его готовность профессиональному самосовершенствованию, работе над собой.

Основные формы методической работы:

ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

на 2016-2017 учебный год

Заседание № 1 (август)

Учителя начальных классов

Текущая работа (сентябрь – октябрь)

  1. Вводный контроль по русскому языку и математике во 2 - 4 классах.

Цель: проверить уровень УУД учащихся 2-4 классов после летних каникул и прочность усвоения программного материала в сравнении с предыдущими годами.

Цель: выявление способностей учащихся по русскому языку с целью дальнейшего развития их познавательного потенциала.

  1. Взаимопосещение уроков по проблеме формирования у школьников основных УУД.

Цель: изучить и распространить опыт учителей по проблеме формирования у школьников УУД.

Учителя начальных классов

Учителя начальных классов

Заседание № 2 (ноябрь )

  1. Современные образовательные технологии в учебно - воспитательном процессе.
  1. Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся.
  1. Личностная компетентность школьника и методы её оценивания.

Текущая работа (ноябрь – декабрь)

  1. Корректировка контрольных работ по предметам за первое полугодие.
  2. Взаимопроверка тетрадей по математике у учащихся 1-4 классов с целью выполнения орфографического режима, правильностью выставления оценки, объема работы, дозировки классной и домашней работы, организации дифференцированной работы на уроках .
  3. Итоги контрольных работ. Выводы и предложения.
  4. Анализ проверки техники чтения и принятие рекомендаций по её улучшению.

Учителя начальных классов

Учителя начальных классов

Заседание № 3 (декабрь)

  1. Использование информационных технологий в целях интенсификации образовательного процесса.
  1. Использование информационных технологий в образовательном процессе.
  1. Формы использования информационных технологий в процессе изучения учебных предметов.

Текущая работа (январь - февраль)

  1. Проверка ведения и оформления ученических дневников во 2-4 классах
  2. Проверка техники чтения.
  3. Взаимопроверка контрольных тетрадей по русскому языку и математике во 2 – 4 классах.

Заседание № 4 (март)

Тема: Инновационный подход к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО.

  1. Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности.
  1. Изучение методов педагогической диагностики в соответствии с ФГОС.
  1. Этапы формирования действий контроля и оценки в начальной школе.

Текущая работа (март – май)

Проведение недели начальных классов

  • проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий
  • проведение олимпиады по математике, русскому языку, окружающему миру 2-4 класс

Цель: выявление мотивированных учащихся с целью дальнейшего развития их потенциала

Цель: развитие интереса учащихся к интеллектуальной творческой деятельности; навыков научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и критически мыслить, использовать полученные знания на практике.

Цель: выявление способностей учащихся по математике с целью дальнейшего развития их познавательного потенциала.

Учителя начальных классов

Заседание № 5 (май)

Учителя начальных классов

Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2015- 2016 г.

Руководствуясь нормативными документами, программами и стандартами образования, учитывая специфику учебного заведения, объективный уровень состояния учебного процесса, уровень обученности, воспитанности и развития учащихся, квалификацию педагогического коллектива и круг актуальных нерешённых проблем, методическое объединение ставило перед собой следующую цель:

Обеспечить освоение и использование наиболее эффективных приемов, методов обучения и воспитания младших школьников на основе личностно-ориентированного обучения через освоение и внедрение современных педагогических технологий, учитывающих индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении младших школьников. Задачи работы МО:

  • Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в профессиональной сфере
  • Обеспечение образования учителей через систему повышения квалификации по изучению стандартов II поколения в начальной школе
  • Освоение современных образовательных технологий, ориентированных на компетентностное развитие личности обучающихся
  • Продолжение работы по реализации принципа индивидуального подхода в обучении и воспитании; формирование у учащихся потребности в самоконтроле и самооценке

Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального и морально-физического развития одаренных учащихся. Повысить уровень подготовки и участия одаренных детей в олимпиадах и творческих конкурсах вне школы .

По итогам 2015-2016 учебного года по всем учебным предметам государственная программа (практическая и теоретическая части) выполнена полностью.

Учителя начальных классов тщательно проанализировали результаты своей педагогической деятельности, выявили положительные и отрицательные факторы, повлиявшие на уровень преподавания, несмотря на усилия работающих учителей, остаются некоторые проблемы: научность, аргументированность, логичность речи учителя при защите урока; необходимо повысить уровень качества обученности при помощи составления индивидуальных программ, отслеживания роста ученика при помощи мониторинга.

Анализ работы начальной школы показывает, что, в целом, поставленные задачи решены, чему, безусловно, способствовала четкая, слаженная работа всего методического объединения учителей начальных классов, педагогического коллектива школы.

Целью образования в школе является выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс средней школы.

Начальная школа обязана научить осознанному чтению, письму, счёту, правильной и полноценной речи, привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус; средствами каждого учебного предмета воспитывать лучшие нравственные качества, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.

Цель: непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетентности в условиях личностно-ориентированного обучения.

Были поставлены следующие задачи:

- повышать профессиональную квалификацию учителей;

  • проектировать образовательное содержание, направленное на формирование у младших школьников системы ключевых компетенций;
  • внедрять в учебный процесс современные учебно- методические и дидактические материалы, автоматизированные системы обучения, системы информационного обеспечения занятий;
  • освоить технологию создания компетентностно- ориентированных заданий;
  • внедрить в процесс обучения мониторинг процесса формирования ключевых компетенций младшего школьника;
  • совершенствовать формы работы с одарёнными учащимися;
  • осуществлять психолого-педагогическую поддержку слабоуспевающих учащихся.

Ожидаемые результаты работы:

- рост качества знаний обучающихся; овладение учителями МО системой преподавания предметов в сответствии с ФГОС

- создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей.

Задачи, поставленные в 2015-2016 учебном году, решал педагогический коллектив в составе 5 учителей начальных классов. Из них имеют:

Высшее педагогическое образование

Средне-специальное педагогическое образование

Необходимость совершенствования педагогических знаний, появление новых стратегий обучения в начальном звене, внедрение школьных технологий, реализация модели личностно-ориентиронного обучения, требуют от педагогов постоянной работы над повышением своей квалификации. Особенно остро ощущается эта необходимость в условиях модернизации современного образования. Коллектив начальных классов постоянно повышает уровень профессионального мастерства, проходя аттестацию на квалификационную категорию. На конец 2015 – 2016 учебного года имеют:

Высшую квалификационную категорию

Первую квалификационную категорию

Вторую квалификационную категорию

Дальнейшее внедрение и освоение эффективных элементов современных педагогических технологий преподавания предметов, сочетающих в себе разнообразные вариативные подходы к деятельности учащихся.

- Азбука. Авторы Н.Г.Агаркова, Ю.А.Агарков

- Русский язык. Авторы М.Л. Каленчук, Н.А.Чуракова

- Литературное чтение. Автор Н.А.Чуракова

- Математика. Автор А.Л.Чекин

- Окружающий мир. Авторы О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова

- Технология Авторы Т.М.Рогозина, А.А.Гринева, И.Б.Мылова

- Информатика. Автор Е.П.Бененсон, А.Г.Паутова

Была отмечена большая работа администрации и педагогов по внедрению в практику работы элементов здоровьесберегающих технологий: доброжелательность, создание атмосферы успешности, забота школы не только о знаниях по предмету, но и о психологическом состоянии ученика, творческий подход к проведению уроков.

Решая задачу повышения качества образования через внедрение современных образовательных технологий, в 2015 – 2016 учебном году коллективом учителей начальных классов применялись следующие педагогические технологии:

- дифференцированное обучение (Хитеева Н. И. Мишустина С.В., Сорокина Н.М., Макаева Е.Н., Бунина Е.А.)

- здоровьесберегающие технологии (элементы, все учителя начальных классов)

- игровые технологии (всеми учителями)

- технология безотметочного обучения (Макаева Е.Н.)

- проводятся уроки здоровья и беседы в 1-4-х классах по формированию у школьников ориентации на здоровый образ жизни как ведущую ценность;

Вместе с тем не все учителя в полной мере следуют принципам здоровьесберегающей педагогики. Это выражается в несоблюдении норм дозирования домашних заданий, несвоевременном проведении физминуток и динамических пауз на уроках. Хотя эти недостатки носят частичный характер, необходимо в следующем учебном году продолжить работу по их устранению.

Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент, наряду с другими компонентами учебно–воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации), должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методическим наук, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.

План взаимопосещений на 2015-2016 учебный год, в 1 классе определяется необходимостью изучения процесса адаптации детей к школе, в 4 классе – итогам обучения на начальной степени образования и готовности к обучению в среднем звене.

Результаты контроля процесса адаптации учащихся 1 класса к школе показали позитивную динамику сокращения адаптационного периода первоклассников, быстрое включение в практику работы новых технологий обучения.

Главный показатель творческой работы педагогов – достаточные знания обучающихся.

В целях установления соответствия знаний учащихся требованиям программы по основным предметам (русский язык, математика, литературное чтение) проведены административные контрольные работы.

Сводный анализ затруднений выполнения итоговой контрольной работы 1 класс

Читайте также: