С помощью чего управляют гусеничным трактором 8 класс технология кратко

Обновлено: 08.07.2024

Поворот гусеничного трактора происходит при отключении от трансмиссии той гусеницы, в сторону которой надо повернуть трактор. Если нужно сделать крутой поворот, отключенную гусеницу притормаживают и трактор поворачивается на месте.

Гусеничный трактор идет прямолинейно, когда обе гусеницы на одинаково плотном грунте перематываются с равными скоростями. Если замедлить движение одной гусеницы, то трактор начнет поворачиваться в ее сторону, тем круче, чем больше отстает эта гусеница.

Механизм поворота большинства гусеничных тракторов представляет собой самостоятельный механизм, размещенный за главной передачей трактора. От двигателя к главной передаче идет один поток мощности, который далее распределяется механизмом поворота между правой и левой гусеницами.

В качестве механизмов поворота гусеничных тракторов используют фрикционные муфты поворота (Т-70С, Т-130), планетарный механизм (ДТ-75М, Т-4А). У трактора Т-150 функции механизма поворота выполняет коробка передач, на вторичных валах которой установлены гидроподжимные фрикционные муфты и тормоза, при помощи которых трактор поворачивается.

Фрикционные муфты поворота

Фрикционные муфты поворота, как правило, изготовляют многодисковыми сухими постоянно замкнутыми. Ведущей частью муфты служит вал 1 (рисунок а) главной передачи с расположенным на его шлицах ведущим барабаном 2. На наружной цилиндрической поверхности барабана сделаны продольные канавки, в которых установлены внутренними зубцами тонкие стальные диски 3.

Shema-friktsionnoj-mufty-povorota

Рисунок. Схема фрикционной муфты поворота: а — муфта включена; б— муфта выключена; 1 — ведущий вал; 2 — ведущий барабан; 3 — диск ведущего барабана с внутренними зубцами; 4 — ведомый барабан; 5 — диск ведомого барабана с наружными зубцами; 6 — ведущий вал конической передачи; 7 — шпилька; 8 — пружина; 9 — нажимной диск

Ведомая часть муфты — барабан 4, укрепленный на ведущем валу 6 конечной передачи. На внутренней поверхности барабана сделаны канавки, в которые входят наружные зубцы дисков 5, снабженных фрикционными накладками. Ведомые и ведущие диски собраны через один. На валу 1 установлен нажимной диск 9, вращающийся вместе с валом, но имеющий возможность перемещаться вдоль его оси. В диск 9 ввинчены шпильки 7, проходящие через отверстие барабана 2. На шпильки установлены пружины 8, упирающиеся с одной стороны в диск 9, а с другой — в укрепленные на шпильках 7 шайбы. Пружины сжимают диски 3 и 5, и муфта, находясь в замкнутом состоянии, создает требуемый момент трения. При этом вращающий момент от главной передачи передается муфтами на конечные передачи — трактор совершает прямолинейное движение.

Для поворота трактора надо отключить соответствующую гусеницу от трансмиссии, т.е. выключить одну из муфт поворота. При выключении этой муфты (рисунок б) диск 9 перемещается в горизонтальном направлении, пружины 8 сжимаются, диски 3 и 5 освобождаются и вращение ведомого барабана и ведущей звездочки прекращается. В это время другая муфта остается замкнутой, вследствие чего трактор поворачивается вокруг отключенной гусеницы.

Планетарный механизм поворота

Планетарный механизм поворота состоит из двух симметрично расположенных одинаковых планетарных механизмов управления правой и левой гусеницами. Механизм собран в цилиндрическом корпусе 5, установленном на подшипниках в корпусе заднего моста.

Shema-planetarnogo-mehanizma-povorota

Рисунок. Схема планетарного механизма поворота: 1 — тормозной шкив полуоси (водила); 2 — полуось; 3 — тормозной шкив солнечной шестерни; 4 — ведомая шестерня главной передачи; 5 — корпус планетарного механизма; 6 — зубчатый венец (корона); 7 — водило; 8 — ось сателлита; 9 — сателлит; 10 — солнечная шестерня; 11 — тормозная лента тормоза солнечной шестерни; 12 — тормозная лента тормоза полуоси (водила); 13 — рычаг; 14 — тяга; 15 — пружина тормозной ленты; 16 — рычаг тормоза солнечной шестерни; 17 — педаль тормоза полуоси.

Работой планетарного механизма управляют тормоза, помещенные в боковых отделениях корпуса заднего моста, привод которых осуществляется с помощью рычага 16 и педали 17.

При прямолинейном движении трактора педаль 17 и рычаг 16 отпущены. В этом случае тормозные шкивы 1 полуосей 2 свободны, а шкивы 3, затянутые тормозными лентами 11 посредством пружины 15, вместе с солнечными шестернями 10 находятся в неподвижном состоянии. Шестерни главной передачи вращают корпус 5, а он своими коронами 6 приводит во вращение сателлиты 9, заставляя их обкатываться по неподвижным шестерням 10. Увлекаемые осями 8 сателлитов водила 7 передают вращение полуосям 2 и от них через конечные передачи ведущим звездочкам гусениц.

Для поворота трактора перемещают соответствующий рычаг 16 на себя, лента 11 отпускает тормозной шкив 5, и солнечная шестерня 10 освобождается. При этом сателлиты начинают вращать шестерню 10 и сторону, противоположную направлению вращения водила 7, усилие на водило не передается, и оно вместе со своей полуосью останавливается, гусеница отключается от трансмиссии, в то время как вторая гусеница продолжает движение и поворачивает трактор. Для более крутого поворота после перемещения рычага 16 нажимают педаль 17. При этом тяга 14, поворачивая рычаг 13, затягивает тормозную ленту 12 на тормозном шкиве 1, и полуось 2 затормаживается.

Затраты мощности, необходимые для поворота, в механизмах управления с фрикционными муфтами и планетарными механизмами равноценны. Они в одинаковой степени обеспечивают прямолинейность движения. В современных конструкциях тракторов широко применяют планетарные механизмы. Они надежнее и требуют меньших усилий на рычагах управления.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

11.11.2020. Технология 8 класс. Тема: Органы управления техническими машинами. Ф.И.ученик.__________________________________

hello_html_6b78e5ef.jpg

Подъёмным краном управляют с помощью джойстиков. С подобными органами управления вы могли встречаться в приставках для компьютерных игр. Современные технологии управления машинами направлены на то, чтобы это управление осуществлялось под действием силы мысли человека. Имеются экспериментальные установки, которые позволяют водить автомобиль или самолёт, не касаясь руками руля или штурвала.

ВОПРОСЫ: 1- Какие органы управления имеет современный велосипед? 2- Какие дополнительные средства управления имеет скутер? 3- С помощью чего управляют гусеничным трактором? 4- Как управляют действиями подъёмного крана? 5- Почему у самолёта так много органов управления? 6- Какие перспективные технологии управления техникой разрабатываются в настоящее время? Краткий ответ.. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рулевая система гусеничных транспортных средств по устройству и принципу работы отличается от механизма колесной техники. Направление гусеничной машины по заданной траектории, маневрирование, контроль механизмов силовой передачи и оборудования обеспечивается с помощью рулевого управления трактора Т-150 и других моделей. При умелой эксплуатации транспортного средства и достаточных практичных навыках тяжелая машина на гусеницах легко маневрирует для выполнения специальных работ. Механизм отличается несложной конструкцией и при грамотном обслуживании надежный в эксплуатации.

С помощью системы управления осуществляется переключение скоростей на ходу, резкое торможение в непредвиденных случаях, удержание многотонной машины на склоне, а также выполняются повороты разным способом по дуге:

  • с постоянным радиусом;
  • с изменяемым радиусом, зависящим от сопротивления качению гусениц (плавное маневрирование);
  • с минимальным радиусом благодаря частичной (полной) фиксации левого или правого бортового тормоза при выключенной фрикционной муфте.

Назначение и устройство рулевого управления

Конструктивно элементы рулевого управления гусеничного трактора скомпонованы в кабине и включают рулевое колесо, рычаги для включения передач, специальные педали торможения, педали сцепной муфты и пр. Также в системе предусмотрены измерительные и сигнальные приборы.

Схематическое изображение классического рулевого механизма трактора на гусеницах.

  1. рычаги выбора скоростей;
  2. педаль для активации тормоза;
  3. тяги, предназначенные для управления бортами;
  4. вал, управляемый с помощью рычагов;
  5. оттяжные пружины;
  6. управляющие рычаги бортов (правый);
  7. управляющие рычаги бортов (левый);
  8. тяга для воздействия на привод тормоза;
  9. труба с проложенными внутри поводками;
  10. тормозные барабаны правого борта;
  11. тормозные барабаны левого борта;
  12. гидравлическая панель;
  13. рычаг, управляющий клапаном понижения давления левой стороны;
  14. коробка переключения передач;
  15. гидравлические распределители;
  16. рычаг правого и левого гидравлического распределителя;
  17. рычаг, управляющий клапаном падения давления правой стороны.

Тормозная педаль жестко соединяется с тормозной лентой, установленной на соответствующем борту. Руль с помощью тяги и промежуточной системы соединяется с рычагами, предназначенными для управления левой-правой гусеницей. Выбор скоростей трактора обеспечивается с помощью специальных рычагов, которые смонтированы на рулевой колонке. Оба рычага выбора скоростей соединяются тягами с распределителями, установленными на соответствующих бортах.

Важными узлами, обеспечивающими регулировку скорости перемещения гусеницы с каждого борта транспортного средства, являются рулевые муфты поворота. Устройства конструктивно представляют собой многодисковое сцепление сухого типа. С целью изменения траектории трактора выключается правая или левая муфта. Деактивация муфты осуществляется с помощью рычага, воздействующего через нажимной диск на пружины. В результате сжатия пружины диски муфты отводятся друг от друга, отключая вал, по которому передается крутящий момент.

При отсутствии усилия гусеница начинает отставать от другой, на которую поступает поток мощности. В результате трактор начинает разворачиваться в сторону борта с отключенной муфтой. Чтобы обеспечить резкий поворот необходимо кроме отключения муфты воздействовать на тормозную педаль. Лента торможения затянет ведомый барабан и резко прекратит движение притормаживаемой гусеницы.

Для плавного отключения левой или правой муфты трактористу приходится прикладывать усилие, значение которого находится в диапазоне 120 – 150 Н. Для снижения прикладываемой физической силы в систему управления гусеничного трактора устанавливается гидроусилитель. Агрегат монтируется между тягой и рычагом управления для повышения комфорта в управлении многотонной машиной. Благодаря гидроусилителю для отключения муфты достаточно прикладывать на рычаг усилие до 20 Н.

Особенности управления трактором

Для управления гусеничными транспортными средствами используются рулевые механизмы разного типа:

  • с фрикционными муфтами, состоящими из множества дисков;
  • с планетарными шестеренками;
  • с двумя идентичными коробками выбора передач;
  • с дифференциальными системами (в новых моделях машин не устанавливаются).

Фрикционные муфты

Система рулевого механизма с фрикционами, состоящих из набора дисков, характеризуется несложным устройством и монтируется между центральной (1) и конечной (2) передачей. В составе включает 2 дисковые муфты фрикционного типа (фрикционы), обозначенные на схеме Ф1 и Ф2, и пару остановочных тормозов (на схеме Т1 и Т2). В результате для изменения траектории движения или разворота гусеничного трактора задействуется четыре элемента: 2 – фрикциона и 2 – тормоза.

Если многотонная машина движется в прямолинейном направлении, фрикционы находятся во включенном состоянии, а тормоза не задействованы. По этой схеме вращающий момент транспортируется от главной передачи через фрикционные диски и шестеренки конечной передачи на ведущие элементы левого/правого борта. Благодаря жесткой кинематике между гусеницами, транспортному средству гарантируется прямолинейное движение.

Для изменения направления траектории машины и выполнения маневрирования с меняющимся радиусом, например, вправо, отключается фрикцион с правой стороны. Уменьшается прикладываемая мощность и соответственно снижается скорость перемещения гусеницы, поэтому по законам физики трактор делает правый поворот. При работе всухую муфты не отличаются долговечностью. Фрикционы, работающие в масле, более надежные в эксплуатации и характеризуются увеличенным ресурсом.

Для разграничения включения поджимных фрикционов на бортах, предусмотрен замковый механизм, изготовленный в виде трех шариков, помещенных в специальном отверстии поводка таким образом, чтобы попадать между углублениями, проделанными на рычагах. Когда руль поворачивается, поводок оказывает воздействие на рычаг для совместного перемещения. Шарики выдавливаются неподвижной тягой и фиксируют (стопорят) поводок с перемещаемым рычагом.

Планетарный механизм

Планетарная система управления на две ступени конструктивно включает пару:

  • планетарных шестеренчатых рядов, смонтированных между главной (1) и конечной передачей (6);
  • тормозов для остановки (Т1 и Т2);
  • тормозов для поворота (ТП1 и ТП2);
  • блокирующих муфт (фрикционов Ф1 и Ф2).

Также в состав системы рулевого управления входит водило (2), эпициклическая и солнечная шестеренка (3,5 соответственно), саттелит (4) и ведущее колесо (7).

Для перемещения транспортного средства по прямой траектории на повышенной скорости, с правой/левой стороны включаются фрикционные муфты, блокирующие планетарные шестерни. Благодаря равным передаточным числам гусеницы трактора перемещается с равной скоростью. Для перемещения на пониженной скорости активируются поворотные тормозные устройства, блокирующие планетарные ряды. В результате увеличивается крутящий момент, а скорость движения снижается.

С целью поворота с изменяемым радиусом выполняется отключение фрикциона, чем обеспечивается разрыв потока мощности, подаваемого на гусеницу. Для изменения направления с постоянным радиусом, после блокировки фрикциона дополнительно активируется остановочный тормоз. В результате трактор начинает поворачиваться вокруг заторможенной гусеницы.

Механизм управления с коробками передач

Данный механизм включает бортовые (левые/правые) коробки для переключения передач (КП1,2) и тормозные устройства (Т1 и Т2). Для переключения скоростей используются фрикционы. Система обеспечивает поворот транспортного средства с переменным радиусом, для чего деактивируется фрикцион в одной передаточной коробке. Это приводит к разъединению силового потока, прикладываемого к гусенице, и трактор осуществляет маневр. Для маневрирования с постоянным радиусом после деактивации фрикциона задействуется механизм остановочного тормоза.

Также предоставляется возможность выполнить поворот машины с несколькими постоянными радиусами. Для выполнения такого маневра одновременно включаются разные скорости на левой и правой коробке передач. Машина выполняет поворот с постоянным ускорением, а также на меньшей или на увеличенной скорости. Если конструкцией коробок передач предусматривается полный реверс, то трактор получает возможность развернуться на месте. Для выполнения такого маневра гусеницы должны вращаться в разные стороны, при этом должна обеспечиваться равная скорость.

Особенности управления трактором на гусеничном ходу

С помощью рычагов переключаются передачи левого и правого бортов гусеничного трактора. Передачи пронумерованы, поэтому трактористу можно ориентироваться по меткам, напротив которых устанавливаются рычаги. Если справа и слева выбранная передача совпадает, а рулевое колесо установлено в начальном (нулевом) положении, то гусеницам будет поступать одинаковый крутящий момент, и они вращаются с одинаковой скоростью. В результате трактор движется прямо.

Если включить разные передачи на бортах, то при исходном положении руля гусеничная машина будет поворачивать по дуге с постоянным радиусом. Маневр выполняется в сторону борта, на коробке передач которого установлена меньшая передача. При использовании 1-2, 2-3 или 3-4 скорости на левой/правой гусенице поворот машины происходит по стабильному радиусу равному 13 м. Если включить на бортах передачи 1-3 и 2-4, то трактор будет поворачивать с радиусом 7 м. Минимальный фиксированный радиус поворота около 5 м получается при включении 1-4 передачи. Рулевое колесо задействуется, когда необходимо осуществлять поворот с нефиксированным радиусом.

Для включения требуемой передачи тракторист выбирает положение рычага, соответствующее требуемой скорости и обозначенное цифрой. Тракторист может регулировать скорость маневрирования машины по прямой линии для выполнения поворота или разворота с постоянным радиусом. При этом поворачивать с увеличением средней скорости гусеничного транспортного средства допускается только при условии неполной нагрузки на двигатель при прямолинейном движении.

Порядок выполнения поворота с постоянным радиусом:

Для выполнения поворота с изменяемым радиусом (свободным) трактористу нужно повернуть рулевое колесо. В результате частично или полностью выходит из зацепления гидроприжимной фрикцион того борта, в сторону которого планируется выполнить поворот. При повороте руля, благодаря соединенному с рулевой колонкой поводку приводится в действие рычаг, который оказывает действие на клапан, обеспечивающий плавное снижение давления коробки передач соответствующего борта.

Определенным положениям руля соответствует фиксируемое давление в гидравлическом поджимном фрикционе, а также передаваемое крутящее усилие. Если рулевое колесо поворачивается на более 40 °С происходит полное выключение фрикциона. Начальное и последующее положение руля отмечается щелчком специального фиксатора, который смонтирован в верхней части рулевой колонки.

Если продолжать вращать руль, то вал, оказывая воздействие посредством промежуточного рычага на тягу, фиксирует тормозную ленту по окружности барабана. В результате осуществляется крутой поворот транспортного средства. Когда произойдет полный останов барабана с лентой, трактор начнет поворачиваться в сторону заторможенной гусеницы. Пружины нужны для возвращения колес, руля и тяг в первоначальное положение.

При возвращении руля в исходное положение процесс происходит в обратной последовательности. Для удержания гусеничного транспорта на склоне, а также с целью торможения тракторист воздействует на педаль тормоза, соединенной системой тяг и рычагов с лентами тормозных барабанов. Педаль можно зафиксировать в активном положении с помощью защелки, которая активируется ногой. Для возврата педали в первое положение предусмотрена пружина.

Сервисное обслуживание механизма

В процессе эксплуатации гусеничного трактора возможны следующие неисправности, требующие немедленного устранения:

Рулевое управление гусеничного трактора обеспечивает четкую работу при своевременном выполнении регламентных работ, предусматривающих:

  • смазку трущихся деталей;
  • проверку регулировки тормозного привода для управления клапанами снижения давления коробки передач и гидравлическими распределителями;
  • проверку затяжки резьбовых соединений;
  • выполнение очистки масленки и прессование специальной смазки в наконечники тяг, а также втулки рычагов рулевой системы через установленный интервал работы.

Регулировочные работы с механизмом управления планируются при разборке трактора и при установке новых деталей. Чтобы отрегулировать тормозной привод педаль фиксируется в верхнем положении до контакта резинового упора с поликом кабины. Изменяя длину тяги, рычаг устанавливается в вертикальное положение. На следующем этапе выполняется регулировка тяг, чтобы звенья находились в прямой плоскости. Ленты, предназначенные для торможения, при этом должны быть не под нагрузкой.

Согласно допуску производителя между рычагами и установленным поводком должен обеспечиваться зазор до 1 мм. Для выполнения регулировочных работ с гидравлическими распределителями рычаги переключают в положение, соответствующее первой скорости. Благодаря возможности изменения длины тяг осуществляется монтаж рычагов, соединенных с наконечниками в горизонтальном положении.

С целью осуществления регулировки клапанов, отвечающих за плавное падение давления, демонтируются тяги и возвратные пружинные элементы. Руль выставляется во второе фиксируемое положение и благодаря вращению регулировочной муфты вводятся в соприкосновение тяги, а также совмещается площадка и пальцы управляющих рычагов. После возврата руля в первоначальное положение тяги и возвратные пружины монтируются на свое первоначальное место.

Главная Животноводство Тракторы Устройство и принцип управления гусеничных тракторов

Устройство и принцип управления гусеничных тракторов


Чтобы обеспечить плавный поворот гусеничному трактору, нужно придать различную скорость гусеницам.

В числе механизмов и устройств, с помощью которых воздействуют на изменение скорости движения правой и левой гусеницы трактора, находят применение рулевой муфты, планетарные механизмы, а также коробки передач с гидравлическим выключением и двумя ведомыми валами.

Рассмотрим устройство и принцип управления гусеничным трактором с помощью муфт поворота. Муфты поворота представляют собой многодисковые сухие постоянно замкнутые сцепления.

Для плавного поворота трактора выключают правую или левую муфту с помощью рычага воздействующего через нажимной диск на пружины. При сжатии пружины диски муфты разъединяются, отключая вал конечной передачи. Та гусеница, на которую не передается крутящий момент, будет отставать; трактор поворачивает в сторону отключенной муфты.

Для крутого поворота, кроме выключения муфты, требуется нажать ногой на педаль тормоза. В этом случае тормозная лента затягивает ведомый барабан, предупреждая его вращение, а следовательно, и движение заторможенной гусеницы.

Усилие на рычагах выключения рулевых муфт достигает порядка 120. 150 Н. Поэтому для снижения усилия выключения на некоторых тракторах в цепь управления между тягой и рычагом вводят гидроусилитель. Применение гидроусилителя позволяет уменьшить потребное усилие на рычагах управления до 20. 40 Н.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Читайте также: