Анализ пьесы шварца обыкновенное чудо кратко

Обновлено: 08.07.2024

Евгений Львович Шварц - российский советский писатель, драматург, автор более 20 пьес для драматического и кукольного театра, а также сценариев к десяти кинофильмам.
В 20-е годы 20-го века выходят его первые детские книжки. С 1925 года Шварц - секретарь журнала "Ленинград", чуть позже - детского отдела Госиздата. С 1927 года начинает заниматься драматургией, ставятся его пьесы "Ундервуд", "Красная шапочка", "Снежная королева" и другие.

Самые знаменитые его пьесы "Голый король", "Тень" и "Дракон" написаны в период с 1934 по 1943 год. Умер Евгений Львович 15 января 1958 года.

Сказки Е. Шварца казались мне очень глубокими, для взрослых. Думаю, что таковыми они и являются, ведь и сегодня, обращаясь к его творчеству, я нахожу высоту мысли, духовности, щемящую нотку ностальгии по человечности, которая присуща подлинным Мастерам. Такими горькими романтиками были Г.Х.Андерсен и Александр Грин.

Любовь, способность к самоотречению в любви, преображение человека любовью – главная идея произведения.

Вся пьеса пропитана любовью. Из любви к жене Хозяин замутил всю эту историю, из любви медведь остался человеком.

Е.Шварц изначально ставит героев: Медведя и Принцессу в конфликтную, не разрешимую в обычной жизни ситуацию. Если юноша - Медведь поцелует принцессу, он вновь превратится в зверя. Герой, полюбив прекрасную девушку, всеми силами старается избежать этого, чтобы не принести горя любимому человеку. Но сама невозможность любви становится предметом страдания для них обоих.

Чисто психологический сюжет, быстро превращается в приключенческий, когда Принцесса, переодевшись в юношу, пускается в погоню за сбежавшим юношей- Медведем.

Волшебник и автор, засыпают всех героев снегом в затерянной в горах гостинице, где происходит встреча героев, и как мне кажется, подлинная кульминация произведения.

Трагикомичности придает появление в сюжете Охотника на медведей, борющего за свою славу.
Каждый персонаж в пьесе перерождается, изменяется при встрече с Любовью, которая сама по себе является действующей, двигающей сюжет силой.

Финал произведения, нарочито отложен автором. Автор предлагает зрителю вначале ложный финал: Медведь и Принцесса расстались. Принцесса вянет и заболевает. Герои живут обыденной жизнью…

«Мне захотелось поговорить с тобой о любви. Но я волшебник. И я взял и собрал людей и перетасовал их, и все они стали жить так, чтобы ты смеялась и плакала. Вот как я тебя люблю. Одни, правда, работали лучше, другие хуже, но я уже успел привыкнуть к ним. Не зачеркивать же! Не слова – люди…

Мой любимый фильм, люблю его пересматривать. Автор рецензии правильно указал на смысловые ключи произведения. "Обыкновенное чудо" - для детей и для взрослых, заставляет верить и задумывать не раз, оставляет неизгладимый отпечаток в душе.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Сказки — это часть нашей повседневной жизни, они сопровождают нас с самого детства и помогают ребёнку познать жизнь. Но не менее интересными и познавательными могут стать и сказки для взрослых, особенно сказочные пьесы. В основной школе, к сожалению, мало внимания уделяется драматургии, поэтому учащимся сложно анализировать пьесы.

Особого внимания на уроках внеклассного чтения в 10 классе заслуживает творчество Е. Шварца. Многие дети с удивлением узнают, что знакомы с произведениями драматурга ещё с раннего детства.

Несмотря на то что драматург часто использовал готовые сказочные сюжеты, его герои оригинальны и неповторимы. Погружаясь в мир сказочных пьес, по-новому узнаёшь знакомых с детства героев. Все персонажи Шварца, несмотря на своё сказочное происхождение, имеют реальную основу в современном ему обществе, ведь подлинный художник всегда изображает реальность, даже в сказке.

Творчество драматурга заставляет задуматься о том, что больше всего несчастий себе
приносит сам человек, поступая неправильно. Счастье нужно завоёвывать и создавать самому — вот основная идея каждой сказочной пьесы Шварца.

Для постижения смысла пьес-сказок важно предложить ученикам обратить внимание на то, что Шварц редко использует последовательное течение сюжета. Если в сказках сюжет построен по следующей схеме: задание (цель) — исполнение – предупреждение (запрет) — нарушение — расплата — преодоление, то в пьесах Шварца действие начинается именно с предупреждения и нарушения запрета. Тем самым драматизм событий сразу доведён до высшей точки. Определённую сложность вызывает и прочтение пьес, ученикам непросто работать с текстами, в которых отсутствует описание и авторская оценка. Поэтому важно составить определённый алгоритм работы с пьесой:
1. Работа с афишей (в сказках Шварца, как правило, мало имён, его основные герои
именуются по сфере их деятельности, многие характеры типичны).
2. Работа с эпиграфом (к сказкам драматурга, как правило, предпослан эпиграф из эпического источника, но не всегда события развиваются в соответствии с эпиграфом).
З. Работа с прологом, в котором рассказчик или герой, исполняющий роль рассказчика, может выступить с небольшим рассуждением о смысле пьесы перед развитием основного действия; таким образом, пролог является завязкой сказочной пьесы.
4. Подборка цитат по ходу чтения, которые характеризуют героев пьесы.
5. Составление плана сказки.
6. Анализ сказки. Постижение образов героев.

Перед нами сказочная реальность, которая, кажется, ничем не отличается от обыкновенной жизни. Где же человек попадает в сказку, что стало с Лукоморьем и зелёным дубом в пьесе Шварца? С детства мы представляем необыкновенный остров, где раскинул ветви могучий дуб, а кот рассказывает сказки всем желающим.

Как правило, сказка рассказывается от третьего лица, которое всё же каким-то образом участвовало в событиях. Но иная пьеса-сказка получилась у Шварца: вовсе не Лукоморье правит сказочной реальностью, всем в мире заправляет загадочный волшебник, уставший искать в людях хорошее, потому он всячески чинит препятствия истинной любви, которая, по его мнению, обязательно должна победить, а если нет, значит, люди стали хуже, потому и недостойны счастья.

Как правило, ученики сравнивают Хозяина с волшебником Мерлином, который не только программирует судьбы своих подопечных, но и сам находится во власти рока из-за нежных чувств к жене, хотя ему известно (ведь он волшебник), что подопечные в будущем обязательно при несут ему печаль.

Образ Хозяйки пришёл из бытовых сказок, ведь у неё нет волшебных способностей, наоборот, подчёркивается, что она обыкновенная женщина, но у неё необыкновенный муж. Её можно назвать Хозяйкой Медной горы, неслучайно она вместе с мужем живёт где-то в Карпатских горах, которые овеяны чудесами.

Юноша очень боится утратить свою человечность, нарушив запрет, который наложил на него волшебник, — поцелуй принцессы. Снова перевёрнутая сказка: принц разбудил спящую красавицу поцелуем, Иван-царевич превратил лягушку в царевну, — таким образом, герои стали собой, потому и Медведю суждено стать собой — зверем.

Только благодаря любви человек становится лучше, даже если он когда-то был зверем.
Микроконфликт образа выражен в словах: «Что Я делаю! Я погублю её и себя! Король — образ, который встречается практически во всех сказках и чаще всего наделён отрицательными чертами.

Король ушёл от действительности, отказался от власти, ведь он не смог сделать счастливой дочь, потому и отдал государство на разграбление Министру-администратору.

Любовь Медведя и Принцессы соединяет Эмиля и Эмилию, Охотник и его Ученик нашли своё счастье рядом с фрейлинами принцессы и продолжили борьбу за славу. Но некоторые чувства должны быть проверены страданиями, чтобы ценились ещё выше, ведь риск потерять любовь делает чувства ценнее и прочнее.

Сила человеческой привязанности велика, она выражается в том, . что человек живёт не для себя, а для другого. Подводя итог урока, нужно выделить основной конфликт пьесы, соединив микроконфликты в таблице

Король и администратор не смогли измениться, потому им нет места в счастливом королевстве. Охотник полюбил свою жену и ребёнка, хотя он не перестал бороться за славу (теперь писательскую), но всё же смог найти своё счастье в любви. Герои, которые смогли рискнуть и открыть свои чувства, обрели счастье друг в друге.

Сказка никогда не потеряет связи с реальной жизнью, ведь в иносказательной форме писатель выражает не только своё отношение к жизни, но и характеры реальных людей.

Персонажи книги

В тексте присутствуют как главные, так и второстепенные герои. Писатель знакомит своих читателей со следующими персонажами:

  1. Хозяин — волшебник, сильно любящий свою жену.
  2. Хозяйка — супруга волшебника, добрая и красивая женщина.
  3. Медведь — юноша, который после поцелуя превратился в животное.
  4. Принцесса — дочь короля, единственная наследница. Милая и добрая девушка с большим сердцем.
  5. Король — тиран и деспот по отношению к окружающим. Но в то же время он любящий и заботливый отец.
  6. Министр-администратор — человек, у которого нет никаких моральных и нравственных принципов.
  7. Охотник — мужчина, мечтающий подстрелить медведя.

Сюжетная линия

Волшебник со своей молодой супругой

Во дворце появился Медведь- юноша

Это произведение Шварца полностью подтверждает давние поверья, что истинная и искренняя любовь творит чудеса и не нужно проходить специальное обучение для того, чтобы это понять.

Читать пьесу очень легко, так как она написана простым языком.

Обыкновенное чудо

Краткие содержания

Главные и второстепенные герои

Краткие характеристики героев:

Медведь

Первая постановка пьесы состоялась в Театре-студии киноактёра в 1956 году. Сценарий написала жена режиссёра Эраста Гарина — Хеся Локшина. Над постановкой супруги работали вдвоём.

Сжатый пересказ

Встреча Медведя и Принцессы

В Карпатских горах располагалась красивая усадьба. Её владельцами были Хозяин и Хозяйка. Супружеская пара жила дружно. Хозяин страстно любил жену — привлекательную молодую даму. Мужчина был волшебником, но когда он женился на Хозяйке, она взяла с него обещание больше не заниматься колдовством. Супруг не нарушал слово, но всё же иногда позволял себе небольшие шалости.

Юноша Медведь

Однажды Хозяин предупредил жену, что скоро в усадьбу пожалуют не совсем обычные гости. Вскоре так и случилось. Сначала появился красивый юноша. Когда-то Хозяин превратил его в человека, а до этого парень был Медведем.

Встретившись с супругой волшебника, юноша посетовал, что быть человеком довольно сложно. Также он рассказал, что есть возможность снова стать зверем. Для этого нужно, чтобы прекрасная Принцесса полюбила его и поцеловала. Это должна быть именно первая попавшаяся наследница престола.

Скоро появился и король, с которым пришли ещё несколько человек:

Король и свита

Судьба распорядилась так, что Принцесса и Медведь увидели друг друга. Хозяйка поняла: девушка влюбится в парня, поцелует его, а потом будет страдать, ведь человек станет Медведем. Действительно, молодой человек так понравился девушке, что она тут же познакомила его с отцом. Король пожаловал возлюбленному дочери титул принца.

Юноша знал, что стоит девушке поцеловать его, как он снова примет обличье зверя. Когда Принцесса уже была готова это сделать, новоиспечённый принц вскочил на коня и ускакал. Он так торопился, что уехал, не выбирая дороги, прямо в Карпатские горы. Девушка очень огорчилась. Она переоделась в мужской наряд, оседлала коня и попрощалась с отцом. Принцесса сказала королю, что теперь у неё будет своя жизнь.

Ссора влюблённых

Охотник

В качестве угощения трактирщик предложил посетителям вино. Пока гости наслаждались напитком, король рассказал, какая печаль с ним приключилась. Единственная дочь влюбилась в юношу, а потом поссорилась с отцом, переоделась в мальчишеский наряд и ускакала в неизвестном направлении.

В это же время трактир посетили Охотник и его ученики. Одним из подопечных мужчины была переодетая Принцесса. Немного позже появился и Медведь. Из беседы Охотника с учениками он узнал, что тому нужно подстрелить ещё одного бурого зверя, чтобы получился полный счёт. Юноша заметил, что один из учеников очень напоминает Принцессу. Во время дальнейшей беседы, в которой он поведал девушке о своих переживаниях, выяснилось, что это она и есть.

Молодой влюблённый поведал, что ему понравилась красивая Принцесса, но если она поцелует его, превращение в Медведя неизбежно. Но девушка не посочувствовала, а лишь посмеялась над незадачливым кавалером. Она по-прежнему притворялась мальчишкой. Между молодыми людьми завязалась ссора, они достали шпаги. Недолгое сражение закончилось тем, что с девушки спали искусственные косы, она была разоблачена.

Принцесса и Медведь

Влюблённые страшно обиделись друг на друга. Принцесса решила доказать, что юноша ей безразличен, и дала клятву: она станет женой первого встречного. Когда Король увидел, что дочь нашлась, он очень обрадовался. Но девушка была чем-то опечалена, и отец потребовал, чтобы её утешил кто-то из придворных. Эта честь выпала Министру-администратору. Принцесса, не раздумывая, согласилась выйти за него замуж. Парень не остался в долгу, предложив руку и сердце сразу двум фрейлинам.

Тем временем трактирщик признал в Первой кавалерственной Даме свою любимую, и пара помирилась. Через час должна была состояться свадьба королевской дочери с Администратором.

Юноше всё же удалось рассказать Принцессе, почему он сбежал и что могло бы случиться после поцелуя. Девушка в отчаянии ушла.

Счастливая развязка

Когда дочь Короля отменила свадьбу с Министром-администратором, этот человек показал себя как жестокий и жадный чиновник. Королевская казна начала опустошаться, и это происходило при прямом участии придворного. В стране начались беспорядки, люди проявляли недовольство, а Министр, захвативший власть, вовсю пользовался своим положением. Принцесса в это время чувствовала себя плохо. Она была бледной и худой, и никто не знал, как помочь.

Король

Доктор сообщил Королю, что если случится чудо, девушка будет спасена. Медведь долго не появлялся: встретиться с принцессой ему мешали чары, наложенные волшебником. Но молодой человек не оставлял попыток, и однажды ему удалось добраться до дворца. В это время принцесса уже чувствовала, что умирает. Перед смертью девушке захотелось попрощаться со всеми, кто был дорог.

У постели Принцессы собрались Хозяин, Хозяйка, фрейлины и другие придворные. Администратора не было: обозлившись, что свадьба не состоялась, он сделался ещё наглее, чем раньше, и никак не хотел верить, будто девушка умирает от несчастной любви.

Как это часто бывает в сказках, загремел гром и погас свет. Но юноша, ко всеобщему удивлению, не стал медведем. Любовь была такой сильной, что заклятье перестало действовать, и бывший зверь навсегда остался человеком. Волшебник был в восторге.

Ему хотелось ещё кого-нибудь порадовать, и он превратил Администратора в крысу, потому что тот уже надоел всем людям. Так закончилась эта добрая сказка.

Основная мысль произведения

Автор использует разнообразные стилистические приёмы, что делает пьесу трагикомичной. Образы персонажей выписаны контрастно, без полутонов.

Министр-администратор

Вот как можно кратко охарактеризовать героев:

  • Охотник — карьерист;
  • Король — жестокий тиран и в то же время любящий отец;
  • Принцесса — нежная и лёгкая, как будто нарисованная акварелью;
  • Министр-администратор — грубый и циничный, считающий людей свиньями.

В произведении можно выделить несколько сюжетных линий, что делает его полицентричным и многоплановым.

Читайте также: