Анализ основной образовательной программы доу краткая характеристика
Обновлено: 02.07.2024
1. Анализ основной общеобразовательной программы ДОО. Овладение исследовательской деятельностью воспитателя доо.
АНАЛИЗ ОСНОВНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ДОО. ОВЛАДЕНИЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВОСПИТАТЕЛЯ
ДОО.
Подготовили студенты 4 курса 41 В группы
Новичкова Татьяна
Громова Кристина
Ермолаева Дарья
2. Авторы
3. Концептуальные основы
4. Цель
Ведущие цели Программы – создание
благоприятных условий для полноценного
проживания ребенком дошкольного детства,
формирование основ базовой культуры
личности, всестороннее развитие
психических и физических качеств в
соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями,
подготовка к жизни в современном обществе,
к обучению в школе, обеспечение
безопасности жизнедеятельности
дошкольника.
5. Принципы.
6. Структура
Программа начинается с раздела:
Организация жизни и воспитания детей ( общие принципы построения режима дня, создание предметноразвивающей образовательной среды).
Программа содержит разделы:
Содержательная часть по возрастным группам.
Итоговые результаты освоения Программы.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
Работа с родителями.
Коррекционная работа( отражена проблема воспитания и обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве).
Рекомендации по составлению перечня пособий.
Содержательная часть Программы изложена по возрастным группам:
Первая группа детей раннего возраста (от рождения до года);
Вторая группа детей раннего возраста (от 1 года до 2 лет);
Первая младшая группа (от 2 до 3 лет);
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет);
Средняя группа (от 4 до 5 лет);
Старшая группа (от 5 до 6 лет);
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).
7. Методическое обеспечение
8. Отличительные особенности
Направленность на развитие личности ребенка
Приоритет Программы — воспитание свободного, уверенного в себе
человека, с активной жизненной позицией, стремящегося
творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций,
имеющего свое мнение и умеющего его отстаивать.
Патриотическая направленность Программы
В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях
патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее
достижения, уверенности в том, что Россия — великая
многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым
будущим.
Направленность на нравственное воспитание, поддержку
традиционных ценностей
Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к
родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к
малышам, пожилым людям; формирование традиционных
гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих
поступках следовать положительному примеру.
9. Отличительные особенности
Нацеленность на дальнейшее образование
Программа нацелена на развитие в детях познавательного
интереса, стремления к получению знаний, положительной
мотивации к дальнейшему обучению в течение всей
последующей жизни (в школе, институте и др.); понимание
того, что всем людям необходимо получать образование.
Формирование отношения к образованию как к одной из
ведущих жизненных ценностей.
Направленность на сохранение и укрепление здоровья
детей
Одной из главных задач является забота о сохранении и
укреплении здоровья детей, формирование у них
элементарных представлений о здоровом образе жизни,
воспитание полезных привычек, в том числе привычки к
здоровому питанию, потребности в двигательной
активности.
10. Соответствие требованиям ФГОС
Соответствует ФГОС.
Стандарт дошкольного образования (Приказ
№ 1155 от 17 октября 2013 года).
ФГТ — федеральные государственные
требования (Приказ № 655 от 23 ноября
2009 года).
11. Исследовательская деятельность. Логика педагогического исследования.
Логику педагогического исследования можно представить как
последовательность этапов научного познания в данной области. Первый
шаг в отображении педагогической действительности — эмпирическое
описание. В эмпирическом описании отражаются факты. Это могут быть
знания о фактах эффективности или неэффективности тех или иных
приемов обучения и воспитания, о трудностях, которые испытывают
учащиеся при изучении учебных материалов определенного типа, об
успешности или неуспешности работы отдельных учителей или
педагогических коллективов по новым учебникам и т. п.
Затем на основе знаний из области философии, педагогики, психологии и
других наук создается теоретическое представление об избранном для
исследования объекте .После этого создается мысленно конкретное
представление о нем . Далее исследователь переходит к созданию
нормативных моделей, воплощающих знание о том, какими должны быть
преобразованные участки педагогической действительности,
усовершенствованная педагогическая деятельность и — в общем виде —
что нужно сделать, чтобы эту деятельность улучшить.
Наконец, как итог всей работы, предлагается проект будущей педагогической
деятельности, в который входят конкретные материалы и указания для
практики, например образовательные стандарты.
12. Компоненты педагогического исследования.
Основными компонентами научного исследования являются:
1) тема исследования – ясное и четкое выделение аспектов исследовательской области. Она
должна быть актуальной. Ее разработка должна вызываться объективными требованиями
времени. Изучаемый вопрос не должен иметь уже разработанного ответа в науке.
2) объект исследования – область поиска исследования. Объектами могут быть
педагогические системы, явления, процессы (воспитание, обучение, образование, развитие,
формирование).
3) предмет исследования – ограниченная область поиска внутри объекта; процессы
протекания и реализации изученных явлений.
4) проблема – вопрос, который возникает и на который нужно ответить (формулировка того,
что еще не известно в изученном явлении).
5) цель – выявление причин наследственных связей и закономерностей, разработка теорий
и методик.
6) задачи – конкретизируют цель исследования. Изучить, определить, выявить, обобщить,
опробировать или проверить в опытной работе.
7) гипотеза – предположительный ответ на вытекающий вопрос, который разработан на
основе всестороннего изучения теоретического и практического состояния проблемы. Она
формируется так, чтобы автор работы давал свое, т.е. новое видение и понимание того, что
он исследует.
Все эти компоненты тесно взаимосвязаны и из одного вытекает другой.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования, и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ.
При этом, в силу возрастной специфики и особенностей развития малышей от рождения до 2 лет, разделы для младенческой группы и первой группы раннего возраста структурно отличаются от остальных разделов (для детей от 2 до 7 лет). Это различие обусловлено трудностью разделения процессов ухода, воспитания и обучения для детей этой возрастной категории.
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения.
и задачи и содержание психолого-педагогической работы. Содержание
психолого-педагогической работы в образовательных областях изложено
по тематическим блокам, внутри которых материал представлен по возрастным группам. Такая структура программы позволяет видеть временную перспективу развития качеств ребенка, дает возможность гибче подходить к выбору программного содержания, проще вводить вариативную часть.
Особенность содержания: Направленность на развитие личности ребенка
Приоритет Программы — воспитание свободного, уверенного в себе
человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его. Патриотическая направленность
программы. В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим. Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей
Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к
малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных
представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру. Нацеленность на дальнейшее образование
Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса,
стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему
обучению в течение всей последующей жизни (в школе, институте и др.); понимание того, что всем людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей. Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей. Одной из главных задач, которую ставит Программа перед воспитателями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности. Направленность на учет
индивидуальных особенностей ребенка Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности (приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка и пр.), так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.).
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих
целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются
ключевыми в развитии дошкольников; • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей; • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей; • строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Вывод: В Программе на первый план выдвигается развивающая функция
Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в
дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).
Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом
(В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.
От рождения
соответствовать принципу развивающего образования, целью
которого является развитие ребенка
сочетать принципы научной обоснованности и практической
применимости (содержание программы должно соответствовать
основным положениям возрастной психологии и дошкольной
соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале)
обеспечивать единство воспитательных, развивающих и
обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют
непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста
строится с учетом принципа интеграции образовательных
областей в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями воспитанников, спецификой и возможностями
основываться на комплексно-тематическом принципе построения
предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной
деятельности детей не только в рамках непосредственно
образовательной деятельности, но и при проведении режимных
моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования
предполагает построение образовательного процесса на
адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности
Ò- В Программе на первый план выдвинута развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.
Ò- Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.
Ò- Ведущий тип деятельности – игра.
Тарасова Екатерина Сергеевна
Структура программы 1. Целевой раздел ( Пояснительная записка, планируемые результаты) 2. Содержательный раздел (возрастные особенности, организация жизни детей, содержание психолого-педагогической работы, Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы, Коррекционная и инклюзивная педагогика) 3. Организационный раздел (распорядок дня, Культурно-досуговая деятельность, Условия реализации Программы, даны Рекомендации по написанию основной программы ДО) 4. Приложения 5. Глоссарий 6. Список нормативных документов и научно-методической литературы
Целевой раздел включает: Целевые установки или Концептуальные основы программы
- - В Программе на первый план выдвинута развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.
- - Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.
- - Ведущий тип деятельности – игра.
- - Развитие – важнейший результат успешности воспитания и образования детей.
- - Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания.
- - Образование – процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
- - Программа соответствует всем принципам построения ООП в соответствии ФГОС.
- -
Ведущие цели Программы
* Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.
* Формирование основ базовой культуры личности.
* Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
* Подготовка к жизни в современности обществе, к обучению в школе.
* Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
* Возрастная категория: от рождения до 7 лет.
*Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. *Программа предусматривает выделение макро- и микросреды и их составляющих.
*Тематический принцип построения образовательного процесса.
Содержание программы
- Содержание программы представлено во всех возрастных группах от рождения(!) до 7 лет. Кратко расписаны разделы образовательных областей( познание, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие,) даны задачи воспитания и обучения каждого раздела, итоги освоения программы .
- Содержательный раздел включает также ОПИСАНИЕ ФОРМ, СПОСОБОВ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- - Особенности общей организации образовательного пространства
- - Роль педагога в организации психолого-педагогических условий
- ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЕЙ
- Основные направления и формы взаимодействия с семьей
- Совместная деятельность педагогов, родителей, детей
- Пособия для занятий с ребенком дома
КОРРЕКЦИОННАЯ И ИНКЛЮЗИВНАЯ ПЕДАГОГИКА
Организационный раздел
Приложение
Заключение
Заключение
- 4. Отличительной особенностью программы является ее патриотическая направленность, большое внимание уделяется воспитанию патриотических чувств, а также направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей
- 5. Структурной характеристикой программы является принцип подачи материала- содержание работы излагается по 6 образовательным областям. Содержание изложено по тематическим блокам, внутри которых материал представлен по возрастным группам.
- 6. К программе создан большой учебный методический комплекс, который доступен и воспитателям, и родителям.
- 7. Программа имеет научную и практическую основу, так как создана группой авторов, имеющих большой опыт работы в ДОУ.
- 8. Приложение сокращает содержательную часть программы и облегчает ее восприятие. Благодаря ему легко увидеть и проанализировать, что рекомендуется детям
-75%
Главной задачей, стоящей перед авторами Программы, является создание программного документа, помогающего педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС и позволяющего написать на базе Примерной программы свою ООП.
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
• активная жизненная позиция;
• творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;
• уважение к традиционным ценностям.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи; • соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, Н. С. Карпинская).
Направленность на развитие личности ребенка
Приоритет Программы — воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.
Патриотическая направленность Программы
В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим. Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
Нацеленность на дальнейшее образование
Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте; понимание того, что всем людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.
Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей
Одной из главных задач, которую ставит Программа перед воспитателями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.
Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка
Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности (приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка и пр.), так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.).
Наличие отдельного раздела по развитию игровой деятельности объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра — ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в одной из областей. Признавая исключительную важность развития игровой деятельности дошкольника, авторы дополнили Программу отдельной главой, посвященной игре. В этой главе раскрывается содержание психолого-педагогической работы по развитию игровой деятельности для каждого возрастного периода, что позволяет педагогу комплексно видеть все аспекты игровой деятельности в поступательном развитии.
Разработка полного учебно-методического комплекта к Программе
Очевидным достоинством Программы является то, что она обеспечена полным учебно-методическим комплектом, включающим методические пособия по всем линиям и направлениям развития ребенка, комплексно-тематическое планирование, наглядные пособия и рабочие тетради, а также пособия по работе психолога в ДОО, по инклюзивному образованию и работе семейного детского сада. Вместе с тем, учебно-методическое обеспечение Программы является постоянно развивающимся инструментом профессиональной деятельности, отражающим современные достижения и тенденции в отечественном и мировом дошкольном образовании.
Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
• игровой деятельности;
• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
• художественной деятельности;
• физического развития.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей. В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Читайте также: