Психологический анализ процесса общения кратко

Обновлено: 16.05.2024

Для того чтобы рассмотреть и понять современные подходы структуры общения, необходимо знать предпосылки.

Советский и российский психолог Леонтьев А.А. говорил о том, что на Западе этот вопрос представлен моделью коммуникации Тайера Л. Он ввел три основных параметра общения:

  • коммуникативные способности;
  • базовые процессы;
  • уровень анализа.

Тайер классифицировал способности на:

  • стратегические (особенность, которая позволяет говорящему понять ситуацию коммуникативного взаимодействия);
  • тактические (то, что обеспечивает говорящему вступить в успешное коммуникативное взаимодействие).

Также ученый разделил и базовые процессы на:

  • производство коммуникативного процесса;
  • распространение/передачу;
  • условие;
  • обработку.

И то же самое Тайер сделал с уровнем анализа:

  • коммуникационная система;
  • организационный уровень;
  • межличностный;
  • внутриличностный.
  • связь (выполняет такую функцию, как передача осведомительной, регулятивной, аффективной информации);
  • взаимодействие (процесс совместной деятельности людей для выполнения общих задач);
  • познание (отвечает за восприятие и интерпретацию поведения человека, а также за понимание личностной сущности);
  • взаимоотношение.

Панферов выделил две формы общения:

  • опосредованное (данный вид общения используется любым человеком, СМИ, искусством и т.д.);
  • непосредственное.

Изучая проблемы общения, ученый рассматривал четыре метода исследования:

Леонтьев А.А. говорил, что данная модель структуры общения выстроена на логистическом анализе общения. Важно идти от частного к общему, от общающегося человека в обусловленности психологических свойств.

  • совпадение системы социальных и индивидуальных значений в общении, несовпадение взаимных оценок;
  • совпадение систем значений и уровня взаимных оценок.

Ученый отмечал, что при общении взаимопонимание может как устанавливаться, так и нет. Парыгин определил параметры коммуникации:

  • психический контакт;
  • обмен информацией при помощи вербального и невербального общения;
  • взаимодействия, -влияние партнеров друг на друга.

Также ученый выделил две стороны коммуникационного процесса:

  • внутренняя, или перцептуально-коммуникативная (связана с психикой и взаимопониманием людей во время общения);
  • внешняя, или интеракциональная (связана с поведением и взаимодействием).

Леонтьев считал, что минус предложенной теории в индивидуально-психологической трактовке процессов коммуникации как межличностных, как установление контакта между изолированными сознаниями. Интерактив является внешним поведением людей, который представляет основу общения.

На Первом ленинградском симпозиуме по психологии общения в выступлении Парыгин Б.Д. говорил о другой системе, которая включала три компонента коммуникации:

  • содержание и направленность (коммуникация может быть идентифицирующей/обособляющей, содействующей/противодействующей);
  • форма (вербальная/невербальная, непосредственная, межличностная, опосредованная);
  • методы связи содержания и формы (подражание, заражение, внушение, убеждение).

Современный подход к структуре общения психологии

Современная структура общения в психологии включает в себя три взаимосвязанные стороны:

  • коммуникативная;
  • интерактивная;
  • перцептивная.

Современный подход к структуре общения психологии

Рисунок 1. Психологическая структура общения

Коммуникативный компонент

Содержит обмен сведениями между людьми. Общение как процесс обмена информацией включает в себя обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами и т.п.

Куницына В.П. и ее коллеги говорили о коммуникативной стороне как о применении вербальных и невербальных средств общения. Хорошим коммуникатором является субъект с богатым владением техник общения, которые он использует на разных уровнях.

Интерактивный компонент

Отвечает за организацию взаимодействия. Т.е. к вербальному общению добавляются действия. Следует отметить, что интерактивное общение является условным термином.

Куницына В.П. и ее коллеги рассматривали данную сторону как взаимодействие людей, которое организовывает совместную их деятельность согласие, конфликт и т.п.) Позиции собеседников во время коммуникации:

  • пристройка свысока;
  • пристройка на равных;
  • пристройка снизу;
  • отстраненная позиция.

Продуктивность позиции определяется в процессе определенной ситуации. Например, пристройку снизу используют при необходимости привнести свои извинения. Данные действия в какой-то момент могут измениться в угодливость или в отчуждение.

Применение широкой палитры коммуникативных позиций говорит о психологической зрелости человека.

Перцептивная сторона

Куницына В.П. и ее коллеги отметили, что признаки данной стороны проявляются в:

  • умении понять контекст встречи;
  • понимании настроения собеседника;
  • понимании психологических аффектов.

Общение понимается в рассматриваемом подходе как связь между коммуникаторами, которые стремятся к взаимопониманию. Но при этом есть несводимость понятия общения и трех компонентов.

Другие классификации

Если рассматривать структуру общения как комплекс устойчивых связей между множеством элементов, которые обеспечивают целостность и тождество себе, то может содержать следующие компоненты:

  • динамику (состоит из фаз и стадий);
  • функции;
  • предметное содержание;
  • операции.

Куницына В.П. и ее коллеги определили следующие фазы общения:

  • появление нужды в коммуникации и понимании целей (т.е. потребность рассказать или получить сведения, оказать влияние на оппонента, определить цель общения и т.п. );
  • включение человека в процесс коммуникации;
  • ориентирование в общении и личности собеседника;
  • составление плана содержания и средств коммуникации (подбор фраз, слов, поведения и т.д.);
  • определение позиции;
  • обмен вербальным и невербальным;
  • восприятие и оценка реакции оппонента, контроль над успешностью коммуникации, т.е. установление обратной связи;
  • при необходимости корректирование стиля, метода, темы коммуникации;
  • завершение диалога.

Также структура коммуникации рассматривается, с точки зрения, анализа элементов общения. Оно всегда связано с ситуацией, поэтому имеет следующие компоненты:

  • взаимодействие людей;
  • мотивы и нужды для достижения цели;
  • средства коммуникации.

Структура общения состоит из:

Помимо этого у коммуникации есть две стороны:

  • внешняя, или экспрессивная (содержит средства и методы необходимые для удовлетворения потребностей и достижения цели. Выражается в действиях, которые бывают двух видов: инициативные, ответные);
  • внутренняя, или импрессивная (отвечает за восприятие взаимодействия, реакции. Главное – нужды, мотивы, которые воплощают в общении: побуждение, направление, личностный смысл).

Характеристика структуры межличностного общения

В данном общении происходит взаимодействие между, вступившими в диалог, людьми. Во время коммуникации образуется причинная связь. При общении собеседники адаптируются к определенной ситуации коммуникации, при обмене информацией каждый ее перерабатывает и структурирует. Основные проблемы межличностного общения:

  • анализ условий (отвечает за возможную и важную встречу);
  • описание процессов при взаимодействии;
  • описание методов для достижения уровня взаимности или препятствий этому;
  • способы, которые помогают семье реализовать связь с социальными институтами, или социальными связями.

Сатир Вирджидлия изучала межличностное взаимодействие внутри семьи и выделила четыре главных аспекта:

  • чувства, мысли обращенные на себя, или самооценка;
  • методы передачи информации;
  • совокупность правил.

Куницына В.П. и ее коллеги рассмотрели межличностное общение с точки зрения предмета, содержащее:

На рисунке 2 представлена схема структуры общения. На ней отражена динамическая сторона порождающая взаимодействие.

Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, М.М. Бахтина, А.А.Бодалева, В.Н. Мясищева и других отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.

За последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психологии, прежде всего. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия.

В XX в. крупнейшие советские педагоги С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский тоже уделяли большое внимание общению как средству воспитания. Так, одна из лекций А.С. Макаренко о проблемах школьного воспитания даже своим заглавием обращена к отношениям, стилю, тону в коллективе. И если в последующие сорок лет в педагогической литературе общение почти не упоминается, то в 80-е и особенно в 90-е гг. феномену общения уделяется все больше внимания. Анализ исследований М.И. Кондакова и А.С. Вишнякова показали, что общение характеризуется как взаимоотношение людей, главное условие и способ существования и развития каждого из них [18; с.59].

По мнению В.Н. Мясищева человеку присуща потребность в общении. Удовлетворяя эту потребность, человек проявляет и реализует свои человеческие возможности. По мнению психолога В.Н. Мясищева, потребность в деятельном общении, или общении в деятельности, представляет характерную специфически человеческую потребность. У детей она выражается как в реакциях, так и в словах.

Анализ исследований А.В. Мудрика показали, что общение имеет индивидуально-личностную окраску. Роль и интенсивность общения в современном обществе постоянно возрастают. Это связано с целым рядом причин. Прежде всего, переход от индустриального общества к информационному ведет к увеличению объема информации и, соответственно, возрастанию интенсивности процессов обмена этой информацией. Вторая причина заключается в том, что все большая специализация работников занятых в разных областях профессиональной деятельности, что требует их кооперации и взаимодействия в ходе достижения целей (А.В. Мудрик, 1984).

Общение оказывает существенное влияние на результаты деятельности человека. Ученые давно заметили, что степень проявления тех или иных свойств человека, особенности его поведения, эффективность деятельности во многом зависят от того, действует ли он один, в изолированных условиях, или в присутствии других людей изменяет результаты деятельности индивида. Особенно большие изменения происходят, когда другие люди выполняют рядом такую же задачу или когда они общаются в процессе ее выполнения.

Обобщая анализ источников можно отметить, что общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей. Возрастание роли общения, важности его изучения связано и с тем, что в современном обществе гораздо чаще в прямом, непосредственном общении между людьми вырабатываются решения, которые прежде принимались отдельными людьми. Такие психологи как В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьева разрабатывают специальные методы принятия решений в группе, предлагают пути совершенствования традиционных методов. К таким методам относятся совещание, групповые дисскусии, мозговой штурм и ряд других [1; с.176].

В социальной психологии можно выделить три подхода к изучению проблемы общения: информационный - ориентированный на передачу и прием информации; интеракциональный - ориентированный на взаимодействие и реляционный - ориентированный на взаимосвязь общения и взаимоотношения. Несмотря на очевидное сходство концепций, терминологии и исследовательской техники, каждый подход опирается на разные методологические традиции и предполагает хотя и взаимодополняющие, но тем не менее разные аспекты анализа проблемы общения [2; с.216].

Общение, так же как деятельность, сознание, личность и ряд других категорий, не является предметом только психологического исследования. Поэтому с неизбежностью встает задача выявления специфически психологического аспекта этой категории. В ряде психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. Э. Дюркгейм пришел к такой постановке проблемы, когда, полемизируя с Г. Тардом, он обращал особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику (Э. Дюркгейм, 1898).

Таким образом, на основании теоретического анализа можно сделать вывод о том, что факт связи общения с деятельностью констатируется, так или иначе, всеми исследователями. Общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает определенные отношения деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям. Именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность.

Вопрос о связи общения с деятельностью является принципиальным. Одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи является идея единства общения и деятельности (Г.М. Андреева, 1988). Исходя из этого принципа, общение понимается очень широко: как такая реальность человеческих отношений, которая представляет собой специфические формы совместной деятельности людей. То есть, общение рассматривается как форма совместной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что все вышесказанное связано с принципиально новым подходом к изучению проблемы общения. В результате теоретических исследований этой проблемы был даже сделан вывод о необходимости формулирования нового методологического принципа общей психологии - принципа общения. Как подчеркивает В.В. Знаков, этот принцип применяется сейчас при изучении двух основных форм данного феномена: общения как средства организации деятельности и как способа удовлетворения духовной потребности человека в другом человеке (Б.Ф. Ломов, 1984).

Обобщая анализ приведенного исследования, мы можем сделать вывод о том, что в отечественной психологии деятельность тесно связана с общением. Такой вывод вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений. В процессе выполнения любого вида деятельности человек вступает в общение с другими людьми. Общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность. Оно определяется индивидуальными особенностями человека и влияет на процесс его развития.

К структуре общения можно выделить три взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения представляет собой обмен информацией между общающимися индивидами, интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания [28; с.153].

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации [8; с.205].

Ведущие психологи, такие как А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, выделяют четыре группы невербальных средств общения. Первая - экстра- и паралингвистические. Паралингвистическая система это система вокализации, то есть качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система - включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха.

Следующая группа невербальных средств общения это - оптико-кинетические включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела: рук, лица, позы. Первоначально исследования в этой области были осуществлены еще Ч. Дарвином, который изучал выражения эмоций у человека и животных. Именно общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической системы знаков в ситуацию коммуникации придает общению нюансы [42; с.278].

Следующая группа невербальных средств общения это - проксемика. Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что каждое из этих норм свойственно особым ситуациям общения. Эти исследования имеют большое прикладное значение, прежде всего при анализе успешности деятельности различных дискуссионных групп.

Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерения его участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.

При изучении перцептивной стороны общения используется специальный концептуально-терминологический аппарат: понимание-взаимопонимание общающихся субъектов. Понимание - это определенная форма воспроизведения объекта в сознании, возникающая у субъекта в процессе взаимодействия с познаваемой реальностью идентификация, эмпатия и рефлексия, аттракция. В проблематике общения: идентификация - это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления (В.В. Знаков, 1994).

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов. По содержанию оно может быть: материальное - обмен предметами и продуктами деятельности; когнитивное - обмен знаниями; кондиционное - обмен психическими или физиологическими состояниями; мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями; деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками [20; с.103].

Таким образом, обобщая анализ исследований, можно сделать вывод о том, что общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Подводя итог исследования проблем общения, нужно сделать вывод о том, что общение - это одно из основных сфер человеческой жизни. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. Ведущие психологи (В.М. Бехтерев, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, М.М. Бахтин, А.А. Бодалев) относят потребность в общении к числу важнейших условий формирования личности. В связи с этим потребность в общении рассматривается как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды.

Общение – форма психологической взаимосвязи людей в процессе их совместной деятельности.

Структура коммуникативного процесса:

Подготовительная фаза (информация о личности собеседника)

Фаза контакта (контакт глаз, расстояние, отсутствие дефицита времени)

Фаза ориентации (состояние собеседника, информация)

Фаза аргументации (понятия, терминология)

Фаза завершения (подведение итогов)

Техника контакта:

Интерес с обеих сторон

Необходимо говорить о том, что интересует собеседника.

Важно проявлять искренний интерес к собеседнику, стараться проникнуть в его внутренний мир, понять его.

В процессе общения к собеседнику нужно обращаться по имени, поскольку само звучание имени оказывает большое позитивное воздействие на человека.

Последнее правило связано с необходимостью внушения собеседнику его значительности и, главное, это должно делаться искренне.

51. Общение. Виды вербализации.

Общение – форма психологической взаимосвязи людей в процессе их совместной деятельности.

Виды вербализации:

52. Общение. Техники ведения беседы.

Общение – форма психологической взаимосвязи людей в процессе их совместной деятельности.

Техники ведения беседы:

Техника, не способствующая пониманию партнера:

Промежуточная техника:

- замечания о ходе беседы

Техники, способствующие пониманию партнера (активное слушание):

- интерпретация развитие идеи

53. Общение. Техники аргументации.

Общение – форма психологической взаимосвязи людей в процессе их совместной деятельности.

Техники аргументации:

1) Метод перелицовки (подведение собеседника к противоположным выводам)

2) Метод расчленения (разделение аргументов партнера на верные, сравнительные, ошибочные)

4) Метод классической риторики (поддакивание, соглашение)

5) Метод замедленного темпа (медленное проговаривание слабых мест партнера)

54. Психология групп и спортивных коллективов. Классификация групп.

Группа – совокупность людей, объединенных совместной деятельностью, находящихся в общении и взаимодействии между собой.

Различают малые и большие группы:

Малая группа – небольшая по численности группа контактного типа (2-25 человек), в которой все участники знают друг друга, находятся в непосредственном общении, объединены единой целью деятельности.

Большая группа – большая по численности общность, участники которой объединены либо номинально, по наличию какого-то общего для всех признака (например, возрастные, половые, профессиональные группы), либо общностью языка и территории проживания (жители города), либо общностью цели деятельности (коллектив крупного предприятия).

В больших группах отсутствует основной признак малой группы – непосредственное межличностное общение.

Классификация малых групп:

Малые группы делятся на реальные и условные:

- условные группы существуют лишь как статистические совокупности, на бумаге, и психологами не изучаются.

- реальные группы подразделяются на:

· лабораторные (специально созданные для целей исследования)

· естественные (существующие в обычных условиях жизнедеятельности)

Естественные группы подразделяются на:

- спонтанные (возникают стихийно, на основе потребностей людей в общении и контактах (например, семья, друзья, приятели))

- организованные (группы, специально созданные для выполнения той или иной социально важной деятельности (например, рабочая бригада, спортивная команда))

По признаку выполняемой деятельности:

- производственные - бытовые - управленческие - учебные - научные - спортивные - военные и т.п.

По уровням развития:

- номинальные - связные - гомфотерные

По признаку социальной направленности:

- социальные - асоциальные (преступники, банды, шайки)

По динамике групповых состояний и эффективности:

- устойчивые - продуктивные - непродуктивные - сплоченные - дезорганизованные

По функции воздействия на индивида:

- референтные - популярные - престижные - эталонные

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

существует несколько сфер, или на¬правлений психологического анализа общения, каждая из которых в своих исследованиях пытается ответить на неко¬торые из поставленных выше вопросов:

2. Исследование влияния различных социальных условий на поведение личностные особенности человека. Прежде всего сюда относится проблема социализации человека как процесса усвоения социальных норм и ценностей своего общества входе всей жизни (и особенно на ранних этапах— в дошкольном и школьном возрасте). Изучаются социальные установки человека, существующие у него социальные пред¬почтения, исследуется, какими именно путями группа и об¬щество в целом оказывают воздействие на формирование и изменение человеческой личности.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Категория общения в психологии. Психологический анализ процессов общения.

Категория общения в психологии. Психологический анализ процессов общения.

Категория общения в психологии. Психологический анализ процессов общения.

Читайте также: