Анализ мониторинга в начальной школе по фгос

Обновлено: 02.07.2024

Аналитическая справка о результатах мониторинга сформированности УУД у обучающихся 1-10 классов по окончанию 2019-2020 учебного года

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования педагогом-психологом ОУ проведен внутренний мониторинг образовательных результатов обучающихся 1-10 классов.

Цель мониторинга – отслеживание процесса развития метапредметных УУД (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и личностных УУД обучающихся 1-10 классов для проектирования учебного процесса и принятия своевременных управленческих решений.

1. Определить уровень сформированности метапредметных и личночтных УУД каждого ученика на данном этапе обучения.

2. Определить проблемные зоны в решении задач образования учащихся и определение возможных путей их ликвидации.

3. Разработать стратегию помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных УУД.

4. Определить успешность работы классного руководителя по формированию УУД обучающихся.

Общие результаты сформированности УУД обучающихся 1х – 10х классов

Класс Количество обучающихся Уровень развития
Высокий (%) Средний (%) Низкий (%)
1 45 5% 73% 22%
2 60 27% 64% 9%
3 30 41% 56% 3%
4 89 48% 48% 4%
5 74 18% 73% 9%
6 59 15% 68% 17%
7 77 16% 72% 12%
8 92 30% 63% 7%
9 70 17% 74% 9%
10 23 4% 96% 0%
619 чел 22% 69% 9%

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство обучающихся имеют достаточно хороший уровень сформированности УУД (высокий уровень у 22%, средний уровень у 69%): регулятивных действий, познавательных действий, коммуникативных и личностных действий, что является дальнейшей основой для развития УУД. Однако, следует активизировать работу педагогов по выравниванию адекватной траектории развития личностных и метапредметных УУД у обучающихся 1-10 классов.

Рекомендации по формированию метапредметных результатов :

В целях повышения уровня формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся учителям-предметникам рекомендуется:

- Продолжать работу по формированию и развитию у обучающихся регулятивных универсальных учебных действий через вовлечение в проектно-исследовательскую деятельность, в групповые формы работы, в ходе которых чаще предлагать роль эксперта и т. п.

- Формировать произвольность учебной деятельности через постановку цели, составление плана, обращение к алгоритмам выполнения учебных действий и т. д.

- Разработать индивидуальные маршруты по формированию УУД в соответствии с выявленными проблемами на последующих этапах обучения.

Для дальнейшего развития коммуникативных УУД у обучающихся педагогам рекомендуется:

- Формировать навыки позитивного общения, используя групповые формы работы на уроках, положительное одобрение за результат со стороны взрослых.

- Проводить коррекционно - развивающую работу с обучающимися, которые имеют низкий уровень сформированности предпосылок УУД.

- Привлекать учащихся к участию в проектно-исследовательской деятельности, к участию в конкурсах и олимпиадах, к составлению рефератов, докладов и т. п.

- Разработать индивидуальные маршруты по формированию УУД в соответствии с выявленными проблемами на последующих этапах обучения.

Для формирования познавательных УУД – привлекать учащихся к работе с разными источниками информации, развивать основные мыслительные операции, умения устанавливать логические связи, используя для этого задания проблемно-поискового характера. Разработать индивидуальные маршруты по формированию УУД в соответствии с выявленными проблемами на последующих этапах обучения.

Для развития личностных УУД педагогам необходимо проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, создавать на уроках ситуацию успеха, поощрять за положительный результат.

В целях обеспечения преемственности результаты достижения метапредметных результатов освоения ООП ООО обучающихся проанализировать совместно с учителями, планирующими работать в следующем учебном году с коллективами данных классов.


Целью проведения промежуточной аттестации (мониторинга) является:

• установление фактического уровня теоретических знаний, практических умений и навыков учащихся по предметам обязательного компонента учебного плана;

• выявление соответствия фактического уровня учебных достижений обучающихся требованиям образовательных стандартов общего образования;

• выявление пробелов в освоении обучающимися образовательной программы по предмету и организация коррекционной работы с учетом индивидуальных потребностей обучающихся;

• контроль выполнения учебных программ;

• оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в достижении планируемых результатов освоения образовательной программы учебных предметов.

Содержание письменных работ соответствует требованиям государственного образовательного стандарта, образовательной программе. Промежуточная аттестация (мониторинг) обучающихся проводились, как правило, на 2-3-х уроках, в один день не более одной контрольной работы. На проведение промежуточной аттестации обучающихся с учетом их возрастных особенностей отводилось до 40 минут (1 урок). Результаты промежуточной аттестации зафиксированы в протоколах и классных журналах. Случаев несогласия обучающегося с результатами промежуточной аттестации не было.

Контрольная работа по математике проводилась с целью проверки уровня усвоения учащимися математических знаний, сформированности умений и навыков применять изученный материал при выполнении задач с числами, числовыми и буквенными выражениями, равенствами, неравенствами, уравнениями, величинами, геометрическими фигурами, решения сюжетных задач. Контрольная работа позволила определить этот уровень. Работа разработана в двух вариантах. Эквивалентность вариантов обеспечивалась за счёт включения в работу однотипных, сопоставимых по трудности заданий, расположенных под одними и теми же порядковыми номерами и проверяющих сформированность одних и тех же предметных умений.

Стратегической целью государственной политики в области образования является обеспечение доступности качественного образования. ФГОС НОО определяет развитие системы оценки качества образования как одну из основных задач образовательной политики. В рамках реализации ФГОС НОО проводится мониторинг качества предметных, метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы начальной школы.

Функции мониторинга

В ходе реализации ФГОС НОО мониторинг как средство повышения качества образования выполняет следующие функции:

  • контрольно-диагностическую - получение достоверной и объективной информации о степени освоения учащимися ООП НОО;
  • корректирующую - выявление и классификация проблем в учебной деятельности, выяснение причин ее неуспешности, анализ и дальнейшая корректировка педагогической деятельности;
  • коммуникативно-информационную - обеспечение обратной связи между участниками мониторинга;
  • управленческую - принятие управленческих решений по коррекции образовательного процесса на основе анализа;
  • прогностическую - накопление информации об успешности образовательной деятельности начальной школы, позволяющей выстраивать прогнозы образовательных эффектов от реализации современных целей образования.

Цель мониторинга:

  • обеспечить на этапе контроля достижения учащимися планируемых результатов ООП НОО
  • определить уровень качества начального образования обучающихся 1-4 классов в свете реализации ФГОС НОО

Задачи:

  1. Соответствие знаний учащихся планируемым результатам на базовом и повышенном уровне;
  2. Эффективность организации учебного процесса, его методического обеспечения;
  3. Уровень сформированности универсальных учебных действий.

ФГОС: требования к результатам освоения ООП НОО

Требования, соответствующие современным представлениям об обобщённой структуре личности и деятельности человека, характеризующие: Интеллектуальную сферу человека, ценностно-этическую, трудовую, коммуникативную, эстетическую, физическую сферу человека.

Критериями оценивания

  • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
  • динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.

Этапы мониторинга

Мониторинг качества результатов организуется на основе диагностических методов по этапам:

  • 1 этап – стартовая диагностика (на входе в 1 класс, начало учебного года во 2 классе)
  • 2 этап – текущая диагностика (в ходе изучения программного материала)
  • 3 этап – промежуточная диагностика (в конце каждого года обучения: контрольно-диагностическая работа)
  • 4 этап - итоговая диагностика (в конце 4 класса: ВПР и метапредметная работа).

Формы представления образовательных результатов

  • ЭЖ успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок – комментарий учителя);
  • тексты итоговых комплексных и контрольно-диагностических работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся;
  • устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
  • портфолио;
  • результаты психолого-педагогических исследований.

Система мониторинга результатов освоения ООП НОО

Существуют внешняя и внутренняя оценка качества результатов освоения основной образовательной программы начальной школы.
Внешняя оценка, проводимая различными независимыми службами, осуществляется, как правило, в форме неперсонифицированных процедур (мониторинговых исследований), результаты которых не влияют на итоговую отметку детей.
В системе оценивания в начальной школе используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом.

Особенности системы оценки образовательных результатов начальной школы в условиях введения ФГОС:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования);
  • включение обучающихся в активную контрольно-оценочную деятельность;
  • оценкауспешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • оценка динамики образовательных достижений учащихся;
  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений младших школьников;
  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.

Результаты освоения ООП НОО: предметные результаты

Внутренний и внешний контроль в % (2-4 классы)

Результаты освоения ООП НОО: предметные результаты

Вывод: младшие школьники продемонстрировали предметные результаты, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Выявления индивидуальных достижений учащихся в формировании метапредметных результатов: 1-4 класс. Вывод по классу.

Вывод: первоклассники научились работать с текстом, находить в тексте нужную информацию и удерживать учебную задачу в предложенных заданиях.

Вывод: второклассники научились пониманию текстовой информации и обобщению, анализу и моделированию, умению проводить простейшую классификацию.

Вывод: третьеклассники научились выделять необходимую информацию из текста, проводить интерпретацию информации и её анализ, структурирование и нахождение эффективных способов решения задач.

Вывод: четвероклассники показали умение ориентироваться в информационных и коммуникативных технологиях, грамотно применять их в решении учебных проблемных ситуациях.

Результаты освоения ООП НОО: метапредметные результаты

Вывод: младшие школьники продемонстрировали метапредметные результаты, включающие освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Реализация ФГОС

внеурочная деятельность: духовно-нравственное воспитание младших школьников

Реализация ФГОС: проектно-исследовательская деятельность

Вывод: младшие школьники продемонстрировали личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.

Диссеминация опыта: Готовимся к уроку по ФГОС

В рамках подготовки педагогического совета педагогами начальной школы были даны открытые уроки, в которых приняли участие и учителя начальной школы. Педагоги поделились своим опытом работы в рамках реализации ФГОС.

На что мы должны ориентироваться, когда мы готовимся к уроку по ФГОС:

  • Реализовать поставленные цели урока.
  • Продумать организацию урока: его тип, структуру, логическую последовательность, дозировку во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели.
  • Продумать, каким образом мы сможем обеспечить мотивацию изучения учебного материала?
  • Соответствие урока требованиям ФГОС: ориентация на новые образовательные результаты, нацеленность деятельности на формирование предметных и метапредметных результатов (УУД) обучающихся, использование современных технологий успешного обучения (проектная, исследовательская, ИКТ и др.).
  • Содержание урока: научная правильность освещения материала на уроке, соответствие содержания урока требованиям программы, связь теории с практикой, межпредметные связи.
  • Методика проведения урока: актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемной ситуации. Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Использование инновационного опыта (применение результатов творческой деятельности). Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащимися. Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащимися. Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности. Целесообразность использования средств обучения в соответствии с темой, этапом обучения. Использование интерактивной доски, ИКТ. Использование наглядного материала: в качестве иллюстраций, для эмоциональной поддержки урока.Формирование навыков самоконтроля и самооценки.
  • Психологические основы урока: учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития. Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь. Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности. Наличие психологических пауз и разрядки. Эмоциональная атмосфера урока.

Реализация ФГОС НОО

Хочется отметить, что учителя начальной школы активно участвуют в реализации программы ФГОС. Мониторинг результатов освоения ООП НОО показал, что учителя начальной школы активно:

1. Используют различные технологии успешного обучения: личностно- ориентированную, системно-деятельностную, игровую, проектно-исследовательскую, ИКТ и другие технологии.

  • Ориентируются на новые образовательные результаты, нацеливают свою деятельности на формирование предметных и метапредметных и личностных результатов обучающихся.
  • Применяют различные методы, приёмы и формы работы.

Таким образом, система оценивания, направленная на получение информации, позволяет учащимся – обрести уверенность в своих познавательных возможностях, родителям – отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка, учителям – оценить успешность собственной педагогической деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых, личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию и подлежат не только их формированию, но и их оценке.

Целью такого отслеживания является индивидуализация и дифференциация процесса обучения, учет и оценивание индивидуальных достижений учащихся, индивидуального образовательного рейтинга.

Результатом такого отслеживания является установление соответствия достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся к результатам освоения образовательной программы начального общего образования, отраженных в портфолио и характеристике выпускника начальной школы при переходе на следующий уровень обучения

Отслеживание и диагностика учебных достижений ведется в 3 направлениях:

Все эти показатели взаимосвязаны между собой, формируются в едином образовательном процессе, но диагностику мы ведем раздельно.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Целью данного отслеживания является диагностика динамики развития личности ребенка из года в год для коррекции учебно-воспитательной работы и возникающих проблем в учебно-воспитательном процессе

Методы сбора информации: анкетирование, тестирование, наблюдения, беседы.

Исполнители: педагог – психолог, классный руководитель

Чем занимается Психолог?:

в 1 классе ведет диагностику школьной мотивации по методике Лускановой, а также диагностику школьной тревожности (октябрь - ноябрь)

в 4 классе проводит диагностику уровня умственного развития младшего школьника по методике Борисовой ,Арсланьян (март – апрель), диагностику школьной тревожности (октябрь),

и в ноябре анкетирует учащихся для установления уровня воспитанности по 4 параметрам :

Цель: изучение компетентности в поведении и общении на основе самооценки. Умение объективно и компетентно оценить свое поведение.

Цель: изучение представлений о чертах характера, личного ценностного отношения к ним.

Цель: установить нравственные представления учащихся о чуткости, принципиальности, честности, справедливости, дисциплинированности, ответственности.

Данные используются для оформления характеристики при переходе на следующий уровень обучения

Что в этом направлении делает Классный руководитель?:

Поскольку к результатам индивидуальных достижений учащихся, подлежащим итоговой оценке качества освоения ООП НОО, НЕ относятся ценностные ориентации учащегося, то мониторинг личностных результатов классному руководителю вести достаточно сложно, поэтому личностное развитие подлежит только наблюдениям классного руководителя с последующей коррекцией в виде личных бесед, классных часов и правильно выстроенной воспитательной работой .

Показатель динамики образовательных достижений - один из основных показателей в оценке образовательного процесса.

Педагогическая диагностика – совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют решить ряд задач:

- определить особенности усвоения учащимися предметных умений

- выявить характер трудностей усвоения учебного материала

- установить уровень овладения учебной деятельностью

- оценить изменения, происходящие в развитии учащегося

Для диагностики предметных результатов мы ввели диагностические карты для каждого года обучения (предметы: русский язык, математика, окружающий мир), куда включены темы всех контрольных, проверочных и практических работ, предусмотренных программой за учебный год. Также в целях формирования контрольно – оценочной деятельности учащегося в контрольных тетрадях учащихся вклеены оценочные листы с теми же показателями. Ученик оценивает свои знания с помощью значков :

значок красный – означает для ученика - мне было трудно, я не понимаю,

жёлтый – было трудно, но я справился,

зеленый – я все понимаю, я справился сам

Они дают возможность учителю оценить масштабы успеха-неуспеха по данной теме и скорректировать свою дальнейшую работу

Рядом оценку качества ставит учитель и переносит этот значок в сводную ведомость. Конечная цель: выявление уровня сформированности ключевых компетенций ученика по русскому языку

Такие листы заведены каждый год обучения. Только со 2 класса выставляются отметки

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Цель мониторинга сформированности УУД:

- получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности всех видов УУД: регулятивных, познавательных, коммуникативных, с учетом возрастной специфики формирования этих видов.

Диагностика ведется в двух формах:

наблюдения педагога (диагностическая карта 1, 2, 3 - 4 класс)

На каждого ученика заводится лист с указанием конкретных УУД, которые должны быть сформированы к концу каждого года обучения. Лист заполняется классным руководителем в конце учебного года, сохраняется до конца обучения в начальной школе. Дает возможность отследить учителю динамику формирования универсальных учебных действий. Получаем результаты в ходе наблюдений и рефлексии по итогам проведенных уроков.

С этой же целью проводим комбинированные работы, преломлённые через специфику содержания того или иного предмета (в 1 – 2 классе – 2 раза в год (в феврале, мае),в 3 – 4 классе – 1 раз в год –в апреле)

При получении начального общего образования устанавливаются также планируемые результаты освоения:

Диагностика отслеживания результатов формирования навыков работы с текстом проводится в 3 – 4 классе

Диагностика проводится в виде самостоятельной работы. Задания разбаллированы и выводятся в сводную таблицу, результаты которой дают возможность учителю оценить уровень сформированности навыка работы с текстом )

Также работу мы проводим по отслеживанию техники чтения. Диагностические листы ведутся каждым учеником сквозным методом с 1 по 4 класс , где наглядно виден рост или спад в технике чтения каждого (вид графика)

Итоговой является накопительная оценка, в которой выделяются отдельно две составляющие:

Для сохранения результатов и демонстрации индивидуальных достижений учащегося в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной, созданы портфолио (накопительная папка).

структура портфолио состоит из 4 разделов:

портрет с данными ученика

рабочие материалы, где сохраняются индивидуальные листы достижений

коллектор, в котором можно сохранить творческие работы, проекты, исследования и т. Д.

личные достижения: грамоты, дипломы, сертификаты и т. д. ,

Ежегодно на всех параллелях проводится смотр-конкурс на ЛУЧШИЙ ПОРТФОЛИО. В кокурсе – смотре в конце учебного года используется накопительная оценка, которая включает в себя систему баллов, учитывающая как успеваемость, так и творческие, спортивные, интеллектуальные и социальные достижения

Решение педагогического совета о переводе выпускника принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики выпускника начальной школы, в которой отмечаются

образовательные достижения учащегося по всем предметам учебного плана;

отмечаются личностные достижения в сформированности УУД;

дается описание психолого‑педагогических достижений и проблем, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующем уровне обучения.

Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, подтверждаются материалами портфолио и другими объективными показателями (результатами ежегодного мониторинга личностных, предметных и метапредметных результатов)

Организация педагогического сопровождения и отслеживания учебных достижений учащихся начальных классов - средство повышения качества начального образования. Введение в образовательный процесс такой системы контроля и оценки приводит к более объективной и качественной обратной связи, эффективно включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность, поддерживает и стимулирует их, позволяет учителю отслеживать индивидуальный прогресс учащегося. Считаем, что данная система контроля соответствует требованиям ФГОС и более эффективна по сравнению с традиционной.

Читайте также: