Анализ конструктивно модельной деятельности в доу

Обновлено: 03.07.2024

Основная цель работы в детском саду - это воспитать ребенка, как всесторонне-развитую личность, которая могла бы самостоятельно мыслить, творчески решать различные задачи, не закрываться в себе, а наоборот, искать, находить и защищать свои знания, умения и навыки, и применять их в своей деятельности.

Одним, из основных принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС – это поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом.

Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребенка, является конструктивно-модельная деятельность.

Под конструктивно-модельной деятельностью принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (ветки, шишки, камни и т. П.) и бросового (картонные коробки, катушки) материала. В процессе данной деятельности дошкольники обучаются планировать предстоящую работу, анализировать собственные действия, делать выводы, исправлять ошибки, составлять из отдельных частей целое, сравнивать и обобщать.

Конструктивно-модельная деятельность объединяет детей, приобщает их к коллективной работе, предоставляет возможность проявить находчивость, выдумку, договориться, помочь друг другу, воспитывает усидчивость, трудолюбие и терпение.

Конструктивно-модельная деятельность - это простой и практико-ориентированный инструмент для активного, творческого и вдохновляющего обучения. В процессе данной деятельности дети учатся и развиваются. Не важно, идет ли речь о свободной игре, во время которой дети бросают вызов собственной творческой натуре, или о занятиях под руководством педагога, преследующего конкретные образовательные цели. И в том и в другом случае обучение идет через игру, что собственно от нас и требует ФГОС ДО.

Основные цели и задачи конструктивно – модельной деятельности:

- приобщать к конструированию;

- развивать интерес к конструктивной деятельности, знакомить с различными видами конструкторов.

- приобщать детей к миру технического и художественного изобретательства

- развивать фантазию, воображение, наглядно-образное восприятие.

- закреплять умение детей аккуратно и экономно использовать материалы.

. упражнять в конструирование по графическим моделям.

- совершенствовать память, мелкую моторику, мышление, усидчивость, творческие способности.

В моей работе конструктивно-модельная деятельность реализуется как на специально организованных занятиях по конструированию, непосредственно организованной деятельности по всем направлениям развития детей, так и в свободной деятельности детей, проектной и досуговой деятельности.

Использовать конструктивно-модельную деятельность можно и в музыкальном развитии детей. Так знакомясь с музыкальным инструментом - гармонь, можно сконструировать его из бумаги. Слушая музыку с морской тематикой - сложить кораблик.

Совместная конструктивная деятельность детей играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе — умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу. Дети думают и общаются, приучаясь ценить идеи и вклад друг друга в общее дело.

Чтобы конструктивно- модельная деятельность действительно являлась инструментом всестороннего развития личности ребенка в своей группе я работаю в трех основных направлениях:

1- это обогащение развивающей предметно - пространственной среды группы;

2 - образовательная работа с детьми, которая включает в себя образовательную деятельность с детьми, совместную деятельность с детьми в режимных моментах, самостоятельную детскую деятельность;

3 – это работа с родителями, т. е. привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в различных конкурсах и проектах. Родители активно живут жизнью детей в группе, и это немаловажный факт к побуждению у детей активности, творчества и самостоятельности.

Развивающая предметно – пространственная среда по конструктивно- модельной деятельности представлена:

- Наборы крупного и мелкого строительного материала из дерева

- Строительными пластмассовыми наборами из геометрических фигур.

- Бумага, природный и бросовый материал ( бумажные коробки, цилиндры, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки , шишки, мох, желуди, морские камешки, пенька, мочало, семена подсолнечника, арбуза, дыни, остатки цветных ниток, кусочки меха, ткани, пробки, сухоцветы, орехи, соломенные обрезки, желуди, ягоды рябины , бечевка, шпагат, тесьма, рогожка)

Все комплекты различных конструкторов, природного и бросового материала разместила в групповой комнате так, чтобы детям можно было легко, удобно и доступно пользоваться им. В центрах конструирования имеются разнообразные мелкие игрушки: мягкие, резиновые, металлические, пластмассовые, изображающие людей, транспорт, животных, птиц. Детей нужно научить пользоваться этими игрушками при создании построек (соизмерять постройки с игрушками, обыгрывать готовые конструкции).

Обучение конструированию на начальных этапах проходило под моим руководством. Так как именно в этот период имеет важное значение выбор методов и приемов обучения.

Основной формой взаимодействия с детьми по решению задач конструктивно - модельной деятельности является образовательная деятельность, в которой я применяю основные приемы работы: показ, анализ образца, объяснение последовательности и способов создания постройки, художественное слово.

В среднем возрасте я активно использую прием показа воспитателем, т.к. у детей еще не имеется достаточного опыта конструирования, так же предлагаю выполнять задания по условиям, которые усложняются, например (такой же дом, но выше, с окном и т. д.). Если ребенок затрудняется, задаю вопросы: «С чего начнешь? На какую деталь конструктора похожи колеса? (показываю на фотографию). Какие детали положишь на колеса? Сколько кирпичиков?" и т. д. (технология сотрудничества).

По мере накопления конструктивного опыта знакомлю детей с новым видом конструирования – по условию. Обучение этому способу конструирования содействует у детей развитию поисковой деятельности. При обучении данному способу конструирования целесообразно применять технологию исследовательской деятельности. Детям предлагаю решать практические задачи: построй домик для низкой и высокой матрешки, построй мост для низкого и высокого корабля, построй мост для узкой и широкой реки и т.д.

В старшем возрасте ставлю задачи, которые ребенку необходимо решить самостоятельно, найти свои оригинальные решения (технология проблемного обучения). Таким образом, у детей формируются обобщенные способы обследования, умение находить главное. Ребенок учится планировать последовательность действий, составлять образ будущей конструкции, отбирать способы постройки.

Постановка мною проблемных вопросов позволяет детям находить самостоятельные решения, пусть даже самые очевидные и примитивные. (Большая машинка не может заехать в низкие ворота, или маленький гараж, нужно найти решение, которое поможет соотнести размеры постройки и игрушки.)

Так же дети очень любят разные проблемные ситуации, когда нужно спрятать поросят от волка, построив им домик, или построить домик для зайчика, которого выгнала лиса. Дети сами предлагают решения, находят варианты, но и иногда просят помощи, если, что-то не получается.

В процессе конструирования по образцу я показываю детям способ выполнения работы, когда они не имеют достаточного опыта конструирования или впервые сооружают постройку. Я выполняю все действия по изготовлению конструкции, сопровождая их словами.

В старших группах дети часто строят коллективные постройки, объединенные единым сюжетом, которые после занятия остаются в группе, где они разворачивают игры. Применение игровых технологий способствует поддерживанию устойчивого интереса детей к конструированию. В свободной деятельности дети моделируют реально существующие и придуманные конструкции, ищут способы их исполнения (использование технологии исследовательской деятельности).

Гибкая форма организации конструктивной деятельности позволяет мне учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: пол, интересы, самочувствие, настроение, уровень конструктивных умений (личностно – ориентированный подход). Состав группы, одновременно работающих детей, может меняться в зависимости от вышеуказанных причин.

Принципиально значимой является и эмоциональная окрашенность детской деятельности, в которой ребёнок свободно может использовать разные материалы, создавать оригинальные образцы.

Это и является важным моментом развития всесторонне развитой личности дошкольника.

Природный материал в качестве строительного использую, начиная младшей группы. Это, прежде всего, песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) делают пирожки, различные фигурки.

В старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей.

Начиная со среднего возраста предлагаю детям плоды каштана, шишки сосны, ели, ольховую скорлупу, кору, ветки, сучки погибшего дерева, солому, жёлуди, семена клёна и т.д. Особенность изготовления игрушек из природного материала состоит в том, что используется его естественная форма. Качество и выразительность игрушки достигаются умением подметить в естественном природном материале сходство с предметами действительности или сказочными образами и усилить это сходство дополнительной обработкой. Этот вид конструирования ближе всего к изобразительной деятельности, так как в процессе изготовления детьми дошкольного возраста игрушек из природного материала развивается фантазия, художественный вкус.

  1. Не менее важным условием для всестороннего развития личности ребенка является активное участие в образовательном процессе родителей, которые должны быть первыми помощниками своим детям.

Детские поделки использую в оформлении детского сада, организую выставки из природного материала к собраниям и праздникам.

При взаимодействии с родителями использую такие формы работы: консультации, папки – передвижки, при организации совместных дел провожу с участием родителей выставки, изготовление поделок, детско-родительские развлечения, родительские собрания.

Опыт работы по развитию творческих способностей детей очень заинтересовал родителей моих воспитанников. Дети из дома приносят разнообразные поделки, сделанные с помощью родителей.

Я уверена, что опыт, получаемый ребёнком в ходе конструктивно-модельной деятельности, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения, в достижении определённого уровня развития мыслительных операций, способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний.

Таким образом, конструктивно-модельная деятельность играет немаловажную роль в процессе всестороннего, гармоничного развития личности детей дошкольного возраста.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Автор работы:
Сабирова Татьяна Сергеевна,
воспитатель

Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 2018 гласит:

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) 1 .

Современный подход в организации работы воспитателя детского сада ставит задачи направленные на руководство продуктивной деятельностью детей.

Актуальность опыта : Современному активному и развитому ребёнку - современное образование.

Цель работы : Создать условия для развития всесторонней личности ребенка способствующей развитию инициативы, конструкторских и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками через конструктивно-модельную деятельность.

Гипотеза исследования: конструкторские способности детей дошкольного возраста будут развиваться более эффективно, если создать определенные условия для осуществления игровой и познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи:

Обучающая: Научить работать целенаправленно, предварительно планировать свою деятельность. Дать детям знания о предметах, отображаемых в конструктивной деятельности, об их внешнем виде, структуре, об основных частях, их форме, пространственном расположении, относительной величине, о материалах, с которым они работают

Воспитательная: Воспитывать у детей необходимые навыки умения конструировать.

Развивающая: Развивать наглядно – образное восприятие, логическое мышление, мелкую моторику, память, усидчивость, творческие способности.

Теоретическое обоснование

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее восприятие и развитие. Одним из основных видов является конструирование и ручной труд. Конструирование (от латинского слова construere) означает приведение в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов.

Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Занятия конструктивной деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми. Кроме того, конструктивное творчество выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных мыслей, событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.

Как правило, процесс конструирования проходит в форме игры, дабы заинтересовать дошкольника. Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем какие либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности. Конструктивная деятельность ребенка - достаточно сложный процесс: ребенок не только практически действует руками и воспринимает возводимую постройку, но и обязательно при этом мыслит. Это одна из самых интересных видов деятельности для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. В работе с дошкольниками применяется два вида конструирования - это техническое и художественное.

К техническому конструированию относятся конструирование из строительного материала, деталей конструктора.

К художественному конструированию относятся конструирование из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т. п.) и бросового (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т. п.) материалы.

В процессе целенаправленного обучения конструированию осуществляется умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание детей, развиваются умения анализировать предметы окружающего мира, самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус. Формируются ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость, умение налаживать деловые отношения). Обучение детей конструированию имеет большое значение в подготовке детей к успешному обучению в школе. У детей формируются обобщенные представления о предметах. Конструктивная деятельность развивает умение тесно связывать приобретённые знания с их использованием.

Согласно исследованиям З.В. Лиштван, конструирование, выступает эффективным средством для подготовки детей к учебной деятельности и обучению в школе.

Для формирования конструктивных умений необходимо развивать конструктивное мышление. Конструктивное мышление подразумевает наличие умения видеть объект в комплексе и при этом представлять себе соотношение его частей. Это умение делать в уме объект как бы прозрачным, не теряя при этом контуров составных частей, по-другому, это умение видеть невидимые линии и части, умение мысленно расчленять его, собирать и преобразовывать (трансформировать). В педагогической литературе выделяются следующие конструктивные умения: -умение узнать и выделить объект (видеть существенное, т.е. умение абстрагироваться); -умение собрать объект из готовых частей (синтезировать); -умение расчленить, выделить составные части (анализировать); -умение видоизменять объект по заданным параметрам, получая при этом новый объект с заданными свойствами.

Формирование всех этих умений зависит от уровня стимуляции и развития наглядно-образно-словесного и наглядно-действенно-словесного видов мышления у детей дошкольного возраста как необходимого промежуточного этапа в становлении полноценного конструктивного вида мышления на дальнейших этапах развития 2 .

Конструирование, как процесс тесно связанный с моделированием, изучал А.Р. Лурия. Согласно его исследованиям, выполнение упражнений по конструированию существенно влияет на развитие ребёнка, радикально меняет характер конструктивной деятельности. Развивать эту идею продолжил в экспериментальных исследованиях Л.А. Венгер. В своих работах он выделял моделирующий характер конструктивной деятельности и указывал на непосредственное включение детей в практику активного самостоятельного построения наглядных моделей предметного мира. Понимание признаков реального мира приходит к детям через создание построек. Применяя графическое моделирование в конструировании, возможно включить ребенка в самостоятельную творческую деятельность 3 .

На формирование у детей обобщённых представлений в процессе конструктивной деятельности, которые, в свою очередь, оказывают существенное влияние на развитие мышления, указывала Лиштван З.В.. Ею было отмечено, что конструктивная деятельность способствует совершенствованию речи детей, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их, общаясь друг с другом. Вышеуказанные психические процессы - речь и мышление - находятся в тесной взаимосвязи 4 .

Отечественный педагог А.С. Макаренко подчёркивал, что игры ребёнка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, ближе всего стоят к обычной человеческой деятельности: именно из материалов человек создаёт ценности и культуру.

Для успешного развития конструктивных способностей детей дошкольного возраста средствами конструкторов исследователями: Ишмаковой М.С., Комаровой Л. Г., Лусс Т.С.,Фешиной Е.В. выделено три педагогических условия: создание конструирующей среды, реализация конструирования в различных видах детской деятельности и использование - конструирования в совместной деятельности детей и родителей. Таким образом, можно сделать вывод, что конструктивная деятельность детей близка к конструктивной деятельности взрослых.

Для развития конструкторских способностей детей дошкольного возраста, можно выделить ряд следующих психолого-педагогических условий:

Создание конструирующей среды, направленной на осуществление игровой и познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Создание для каждого ребенка дошкольного возраста конструирующей среды, формирующей знания о конструкторской деятельности, умения создавать различные модели по технологическим картам или собственному замыслу, навыки конструирования, конструкторские способности.

С этой точки зрения, представляется необходимым рассмотрение специальным образом организованного для конструирования пространства в качестве средства проявления творчества. В Федеральном государственном образовательном стандарте большое внимание уделяется организации образовательной среды дошкольной организации. Этот документ характеризует ее как развивающую предметно пространственную образовательную среду.

Данная среда является конструирующей, которая включает в себя предмет деятельности ребенка, персональные конструкторы, аналоги конструкторов, дидактические материалы, находящиеся в специально оборудованной комнате, уголке группы или домашней обстановке 5 . Активизация конструирующей деятельности представляет собой такую организацию образовательного процесса в образовательной организации на основе конструирования, при которой конструктор и дидактический материал к нему становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого ребенка. Он конструирует, создает, воображает и создает продукт собственного творчества. При этом из одного и того же конструктора получаются разные модели, которые можно переделывать, конструируя каждый раз новые образы реальных объектов или элементов декораций. Это дает детям дошкольного возраста полную свободу действий. Работа с конструктором является оживленной и интересной и открывает совершенно новые перспективы в развитии ребенка, где нет пределов детской фантазии 6 . Дети учатся придумывать модели, ощущая себя при этом маленькими дизайнерами и конструкторами. Конструирующая деятельность может занять неопределенное количество времени, начиная от получаса и заканчивая несколькими днями. Дети могут работать как индивидуально, так и группами от 2 до 6 человек 7 . Предварительно детей следует познакомить с темой, основными идеями построения. Затем следует перейти непосредственно к конструкторской деятельности.

Отдельные группы детей могут работать быстрее других, поэтому стоит продумать для них дополнительные задания. По завершении конструкторской деятельности дети могут презентовать свою модель. Они могут продемонстрировать результат своей деятельности, рассказать о самых трудных, легких и интересных сторонах их деятельности. После этого детям предлагается свободное время для рефлексии, когда они могут поиграть со своей моделью, дополнить ее, создать проект совместно с другими детьми, применить свою модель в окружающей среде.

Второе условие – это подбор системы дидактических игр, направленных на развитие конструкторских способностей детей старшего дошкольного возраста. Конструирование успешно реализуется в различных видах детской деятельности: в образовательной деятельности в виде дополнительного наглядного и практического материала; в самостоятельной деятельности в виде дидактической игры, сюжетно-ролевой или театрализованной игры, в которой используется вспомогательный материал; в совместной деятельности детей со взрослыми и сверстниками.

Описание опыта работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования задает новые ориентиры развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений в организацию образовательной деятельности в ДОУ.

Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из разных видов конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, природного и бросового материала

Конструирование относится к продуктив­ным видам деятельности, поскольку направ­лено на получение определенного продукта.

Главная цель конструирования: Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности; удовлетворение потребности детей в самовыражении через конструирование из разных материалов.
Выделяют два типа конст­руирования: техническое и художественное.
К техническому относятся:

конструирование из строительного материала (детали которого имеют геометри­ческие формы);

конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления;

конструирование из крупногаба­ритных модульных блоков.

В художественном конструировании относятся

конструирование из бумаги

конст­руирование из природного и бросового материала.

Сейчас для детей создано множество различных конструкторов, имеющих разнообразную форму и виды крепления. Ребёнок может выбрать любой для своего творчества.

Но нельзя забывать о правилах безопасности! Конструкторы, содержащие мелкие детали можно давать со средней группы только под присмотром взрослых (такие как магнитные и различного рода мозаику).

Художественное конструирование: из бумаги

Путём комбинирования разных бумажных форм создаётся огромное разнообразие поделок

Несмотря на привлекательность, это сложный вид деятельности.. Поэтому традиционная методика строится на наглядном и подробном пошаговом объяснении.

При конструировании из бумаги можно использовать разную по фактуре бумагу (в зависимости от поставленных задач).

делать разметку с помощью шаблона;

и объемные игрушки в технике оригами.

Здесь вы видите поделки выполненные в разной технике.

Из природного материала

Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это прежде всего песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, с помощью форм (песочниц) – пирожки, куличики

В более старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок.

Разнообразие природного материала (шишки, желуди, ветки, семена, трава и т.д.) и легкость обработки позволяют широко использовать его в работе с дошкольниками

Образцы поделок начинающие педагоги сейчас могут брать не только из пособий, но и из интернет ресурсов.

Художественное конструирование

из бросового материала

Можно использовать материалы, главное требование к которым – безопасность: коробки из-под духов, пудры, спичек, кусочки проволоки в цветной обмотке, пенопласт, поролон, пробки и т. д. Фактически они представляют собой полуфабрикаты.

Соединяя которые с помощью пластилина, клея или проволоки и дополняя разнообразными деталями можно получить интересные игрушки – мебель, транспорт и другие изделия.

Формы конструирования:

Рассмотрим кратко все известные нам фор­мы организации обучения детскому конст­руированию.
Конструирование по образцу заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного мате­риала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения.

Можно предложить детям виды работ по образцу:

Самостоятельное конструирование по чертежу

Конструирование по простей­шим чертежам и наглядным схемам. Обучение детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образ­цы построек, а затем, наоборот, практическо­му созданию конструкций по простым черте­жам-схемам.

Конструирование по модели – Детям в качестве образца предъяв­ляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребен­ка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в данном случае ре­бенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.

Конструирование по условиям – принципи­ально иное по своему характеру. Оно заключа­ется в следующем. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведе­ния, определяют лишь условия, которым пост­ройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки – большим).

Конструирование по замыслу – самостоятельное создание образа будущего сооружения и воплощение его в материале, который имеется в распоряжении ребёнка.

Здесь мы видим сюжетное конструирование по замыслу самостоятельное и коллективное (которое могут выполнять 2 и более человек)

Конструктивно-модельное развитие в возрастных группах
В первой младшей группе простейшее конструирование. К трем годам дети уже могут назвать, что будут строить. Они учатся различать материал по форме и величине, правильно называть предметы строительного материала (кубик, кирпичик), понимать и правильно употреблять слова (большой - маленький, высокий - низкий); выполнять словесные указания. В играх следует использовать образные выражения, художественное слово, песенки

Вторая младшая группа. Появляется более устойчивое стремление к самостоятельности.
Основной материал для конструирования - строительный. Наборы его пополняются новой деталью - бруском. Дети знакомятся с ним, выясняется при этом его отличие от других деталей (кубика, кирпичика, пластины), в каком положении он наиболее устойчив:
Воспитатель постепенно усложняет задание. Изменение построек двумя способами: замена одних деталей другими или надстраивание их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд).

Появляются первые постройки по собственному замыслу.

Средняя группа. Дети четырех лет приобретают довольно устойчивый интерес к строительным играм. Появляется конструирование поделок из бумаги, природного и бросового материала.

В старшей группе формируются умения создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.

Учим строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.

Продолжаем развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

В подготовительной группе учим создавать конструкции, объединенные общей темой (детская площадка, стоянка машин и др.).

Создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и т. д.) по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу.

В соответствии с Программой именно в этом возрасте происходит знакомство с разнообразными пластмассовыми конструкторами, с деревянным конструктором, детали которого крепятся штифтами. По факту таких деревянных конструкторов, к сожалению, в детских садах ещё нет!

Создание объемных игрушек в технике оригами,

Из природного и бросового материала.

Развитию первоначальных навыков конструирования способствуют игры:

Игра "3 кубика"

В каждой постройке три детали.

Задание: по чертежу, на котором изображен вид спереди создать заданную постройку. Эта игра учит созданию первых построек по схеме.

Тематику конструирования, как и планирование др. видов деятельности нужно определять в соответствии с тематическим календарным планированием:

Блока Моя Родина – Нерпинария и т.д.

Нужно помнить, что детям очень нравится мастерить что-то необычное. Дети всегда с большим интересом воспринимают нетрадиционный подход к конструированию.

Но существуют и проблемы:

Недостаточное оснащение (Нет деревянных конструкторов с соединениями шрифтами, не везде есть мягкие модули)

Необходимо проводить в дошкольных организациях обучающие семинары для педагогов по конструированию, чтобы расширить и углубить их знания по данной теме.

На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей.

Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности и волевой сферы ребёнка.

Осуществляется физическое совершенствование ребёнка.

Это эффективное средство эстетического воспитания. У детей развивается художественный вкус.

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности: трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.

Желаю Вам творчества при подходе к формированию у детей конструкторских способностей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа используется в режимных моментах конструирование из лего природного материала для детей средней группы 4-5 лет.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

“Детский сад “Росинка” города Ядрина Чувашской Республики

на заседании педагогического совета

Рабочая программа

совместной деятельности

по конструктивно- модельной деятельности

на период с 01.09.2016 по 31.05.2017

по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования

“От рождения до школы” Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильева

Серина Татьяна Александровна

г. Ядрин 2016

Пояснительная записка.

Содержание рабочей программы по конструированию направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития через решение следующих задач:

-Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.

- Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса: - Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2015

Предпочтительными формами организации образовательного процесса адекватными возрасту детей по конструированию у детей среднего дошкольного возраста является совместная и самостоятельная деятельность, проходящая в групповой, подгрупповой и индивидуальной формах.

Количество занятий в год 36.

Срок реализации с 01.09.2016 по 31.05.2017

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы:

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса:

Содержание и результаты всех областей Программы могут быть обогащены и закреплены с использованием средств продуктивной деятельности детей:

Содержание работы по конструктивно-модельной деятельности в средней группе.

Календарно-тематическое планирование по конструктивно-модельной деятельности .

Читайте также: