Анализ классного коллектива в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

У наших детей в современном, быстро меняющемся обществе много проблем. Мы же, взрослые, хотим видеть своих детей свободными, здоровыми, сильными, разумными, способными состояться в жизни и быть успешными. Перед нами стоит непростая задача, как добиться реальных результатов в воспитании наших детей.

Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем необходимо войти ребёнку в этот мир.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако основная роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю. Быть классным руководителем в современной школе непросто. Для этого необходимо иметь мастерство, составляющими которого являются знание психологии учащихся, владение методами и приёмами воспитания, стремление не останавливаться на достигнутом и из года в год повышать свой профессиональный уровень.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О КЛАССЕ

Общие сведения о классе и история его формирования

В настоящее время в классном коллективе учится 23 человека: 10 девочек и 13 мальчиков. Это очень активные, эмоционально яркие, интеллектуально развитые дети, которые постоянно желают и умеют действовать, а не только много знать. Может поэтому, они столь активны в жизни класса и школы: побеждают в школьных предметных олимпиадах и интеллектуальных марафонах, различных музыкальных конкурсах и фестивалях района и округа, принимают активное участие во всех праздничных концертах и мероприятиях, общественных акциях и трудовых делах школы.

Дети доброжелательны и отзывчивы, с уважением относятся ко всем учителям.

Социальный паспорт класса

Все учащиеся из благополучных семей, поэтому очень ценят семейные традиции.

Из 23 учащихся 1 мальчик из неполной семьи, 3 человек из многодетных семей. Высшее образование имеют родители 16 учащихся и среднее специальное 7.

Хорошие взаимоотношения сложились с родителями всех учащихся класса. Взрослые регулярно интересуются успехами и проблемами своих детей, жизнедеятельностью всего класса. Очень активны члены родительского комитета. В целом, все родители класса одобряют выбранные направления работы, ценностные приоритеты данной воспитательной системы.

Характеристика успеваемости

В учебном процессе большинство ребят проявляют организованность, прилежность, исполнительность и ответственность. Об этом свидетельствуют их активная работа на уроке и положительные оценки по предметам. Но в классе учатся дети, которые испытывают определённые трудности в образовательной деятельности. Не всегда выполняют домашние задания, часто забывают учебник или тетрадь, пассивны на уроках. Поэтому можно сделать вывод, что на начальном этапе вхождения детей в среднюю школу им нужен человек-организатор, который не на словах, а на деле способен пойти на союз с ними и помочь им, который умеет добиваться оптимальных результатов в достижении образовательных и воспитательных целей и задач, умеет практически руководить процессом образования и развития способностей детей, может организовать интересно и содержательно их деятельность. Таким организатором, на мой взгляд, должен быть классный руководитель.

Уровень воспитанности учащихся

Учащиеся класса показывают хороший уровень воспитанности. Особенно ярко проявляют ребята такие качества, как прилежность, организованность, сотрудничество с учителем. Также считают, что в учебной деятельности очень важны такие качества, как усидчивость и терпение, обязательность и дисциплина.

Уровень сплочённости и развития классного коллектива

В классе есть актив, члены которого работают, действуют при непосредственном участии и поддержке классного руководителя. Это лидеры класса. К правильному решению вопросов, касающихся коллективной деятельности приходит большинство учащихся класса. Все ребята и девчонки вовлечены в жизнедеятельность класса.

Основная цель развития творчества детей заключается в том, чтобы дать учащимся готовые знания, а подтолкнуть их к поиску ответа, помочь избавиться от чувства страха, раскрепоститься, эмоционально раскрыться, побудить к общению и творчеству.

Характеристика занятости учащихся во внеурочное время

Большинство учащихся класса занимаются в кружках, секциях, студиях учреждений клубной и досуговой системы школы, района:

В прошедшем (2015-2016) учебном году на основе педагогических и психологических исследований был определён общий и индивидуальный уровень развития склонностей и интересов, воспитанности учеников и продолжилось обеспечение условия для реализации имеющихся возможностей учащихся в рамках воспитательного процесса.

Основной воспитательной целью была следующая: создание условий развития каждого ученика, его способности к самоорганизации и саморазвитию через становление межличностных отношений в коллективе.

Содержание воспитания было направлено на становление культуры личности: внутренней (духовность) и внешней (культуры общения, поведения, внешнего вида, способности к самосовершенствованию). Для достижения поставленной цели были намечены следующие воспитательные задачи:

1. Выработка ответственности, умения планировать, анализировать свои поступки.

2. Организовать систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса.

3. Сформировать у обучающихся нравственные смыслы и духовные ориентиры.

4. Формировать гражданско-правовую культуру.

5. Воспитывать эстетическое, нравственное отношение к окружающему миру.

6. Продолжить формирование системы самоуправления в классе.

7. Содействовать развитию инициативы и творческой активности обучающихся.

8. Воспитывать эстетическое, нравственное отношение к окружающему миру.

9.Формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях.

10. Продолжить формирование негативного отношения к вредным привычкам, ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих

Поставленные задачи соответствовали актуальным направлениям формирования личности в данном возрастном периоде (14-15 лет).

Реализация данных задач осуществлялась через организацию воспитательных мероприятий, классных часов, участие подростков в общешкольных мероприятиях, дежурств по классу, школе, оформительскую и трудовую деятельность, участие в спортивных соревнованиях разных уровней, работу ученического самоуправления, связь с социумом.

За основу воспитательной работы в 2015-2016 уч. г. были взяты следующие направления:

1. Гражданско-патриотическое воспитание

2. Интеллектуальное воспитание.

3. Нравственно-эстетическое воспитание, профилактика правонарушений учащихся.

4. Здоровьесбережение. Профилактика табакокурения, наркомании

5. Позитивные межличностные отношения.

Анализ развития коллектива класса.

Результатом наблюдений явилось следующее:

Класс работоспособный и инициативный во всех отношениях: восьмиклассники принимали активное участие практически во всех школьных мероприятиях, ребята интересовались общественными делами и с удовольствием их выполняли, проявляли инициативу при решении общеклассных задач. Основной мотив участия класса в школьных мероприятиях – интерес, ответственность, реализация способностей, здоровая конкуренция.

В классе авторитетом пользуются ребята с сильной мотивацией к обучению, приветствуется тяга к знаниям, широкий кругозор, занятия в кружках и секциях доп.образования, умение отстоять собственное мнение.

В классе действуют органы самоуправления (Андреяненкова А., Абуладзе Т., Лупанова М., Яковлева Л., Лазаренко А., Кладько С., Носков И., Комисов Д.). Они являются активом класса, ребята со всей ответственностью относятся к своим обязанностям и хотя руководят они преимущественно по инструкции классного руководителя, всё чаще проявляют собственную инициативу. Яркие лидеры в классе – Яковлева Лера, Абуладзе Тина, Комисов Данила, Лупанова Маша, Кладько Стефан, они могут положительно и отрицательно повлиять на жизнедеятельность класса.

Комисов Данила в прошлом году был скрытым лидером, в этом году благодаря участию практически во всех классных делах и школьных мероприятиях, физической силе и личному обаянию стал лидером явным. Совершенно равнодушных к делам класса и школы практически нет (за исключением Самохина Артёма, Василенко Арсения и Рыжакова Фёдора). Самохин Артём всячески избегает участия в любых мероприятиях за исключением дежурства по классу. Остальные по мере своих возможностей участвуют в жизнедеятельности класса.

В этом учебном году в класс пришёл новенький – Василенко Арсений. По традиции приняли его хорошо. Но Арсений сам не идёт особо на контакт, мальчик наблюдательный, спокойный, но в коллективе занимает выжидающую позицию, наблюдает за жизнью класса со стороны, принципиально не принимает участие в мероприятиях – просто не приходит в школу. Однако ребята относятся к нему с пониманием, не задевают его, прислушиваются к его мнению, если он его высказывает.

Всё это ещё раз подтверждает необходимость развития в подростках таких качеств, как чуткость, милосердие, дружелюбие, и это останется первоочередной воспитательной задачей на будущий год.

Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы.

Наиболее активными участниками мероприятий разного уровня были Комисов Д. Лазаренко А., Абуладзе Т. Кудрявцева П., Андреяненкова А., Леписа Д., Лупанова М., Казаков Д., Плечко Д., Матвеева А., Носков И., Касымова А., Яковлева В., Кладько С., Вельможин И., Муравьёв И.

Анализ развития учащихся класса.

Степень развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся в интеллектуальной сфере деятельности:

-высокий – 35%, средний – 52 %, низкий – 15%

-высокий – 46%, средний – 31%, низкий – 23%

-высокий – 35%, средний – 50%, низкий – 15%

В классе есть учащиеся, успешно занимающиеся спортом, увлекающиеся музыкой или изобразительным искусством и успевающие хорошо учиться. Это Андреяненкова А., Вельможины Илья и Клим, Казаков Д., Лебедев Е., Кузьменко И., Лупанова М., Лазаренко А., Матвеева А., Плечко Д., Черницкий Т.

Комисов Д.очень слабо учится, но в перспективе у него, возможно, высокие творческие и спортивные достижения.

Среди тех, кто увлекается чтением, у кого развит познавательный интерес, можно отметить Вельможиных, Казакова Д., Василенко А., Носкова И., Касымову А., Лупанову М., Рыжакова Ф., Левченко Н., Андреяненкову А., Кладько С.

Особого внимания классного руководителя и учителей-предметников требовал Рыжаков Ф. в силу особенностей характера, психологического состояния.

Мониторинг количества учащихся

с разным уровнем познавательных интересов на 2015-2016 уч. год.

Работа по формированию навыков здорового образа жизни

Анализ уровня заболеваемости учащихся класса за последние три года показал, что наиболее часто встречающимися заболеваниями являются заболевания дыхательной системы, лор-органов.

Сравнительный мониторинг простудных заболеваний учащихся за 2013-2016 годы:

Следует отметить, что спортивная работа в классе всегда была на высоте. Класс спортивный, многие ребята активно занимаются спортом: Кудрявцева П., Яковлева Л., Антокова Д., Лойко В., Кузьменко И. занимаются лёгкой атлетикой, Черницкий Т. – карате, Комисов Д. – кик-боксиногом, Кладько С., Комисов Д. Андреяненкова А увлекаются волейболом, Казаков Д. посещает секцию туризма, Касымова А. и Муравьёв И. занимаются хоккеем. Ребята приняли активное участие в сдаче норме ГТО, где показали хорошие спортивные результаты.

Анализ организации и эффективности воспитательного процесса в классе.

Опыт работы показывает, что ребятам интересно принимать участие в диспутах, беседах, если затронуты темы, интересные им, касающиеся их проблем.

Анализ взаимодействия с социумом

Успешно осуществляется активное социальное партнёрство нашего классного коллектива с различными организациями и общественностью:

2 Художественной школой;

3 Дворцом культуры;

6 Социальным приютом;

7 Инспектором ГИБДД;

8 Советом ветеранов;

9 Городской детской библиотекой.

10 Пожарной охраной города.

11 Щёлковским Краеведческим музеем.

Анализ педагогического взаимодействия с семьёй.

Основная работа с родителями заключалась в ознакомлении родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, психолого-педагогическом просвещении, вовлечении родителей в совместную с детьми деятельность, корректировке воспитания в семьях отдельных учащихся (Муравьёва И., Рыжакова Ф.) и организации работы с родительским активом (Лупановой И.А., Северюхина И.П., Дружининой Н.В.) В течение года проводились общешкольные и классные родительские собрания, индивидуальные консультации для родителей.

За прошедший год наиболее важными достижениями воспитательного процесса коллектива класса являются следующие:

• происходит интеграция учебного и воспитательного процессов в разрешении целей и задач воспитания;

• продолжают развиваться формы взаимодействия семьи и школы;

• идёт формирование самостоятельности и сплоченности ученического коллектива,

• активизировалась работа по участию школьников в творческих конкурсах, спортивных соревнованиях разных уровней.

Анализ воспитательной работы позволил определить ряд задач на будущий учебный год:

· Внедрять в практическую деятельность инновации в сфере воспитания;

· Продолжить работу по созданию условий для сохранения физического и психического здоровья детей;

· Продолжить работу по развитию самоуправления в ученическом коллективе.

· Продолжить работу по формированию нравственной, интеллектуальной личности, способной к дальнейшему осознанному стремлению в духовном обогащении.

· Активизировать работу по профориентации учащихся.

· Использовать активные формы сотрудничества с социальным окружением, родителями.

Читайте также: