Формы театрализованной деятельности в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Прокофьева Мария Александровна

Населенный пункт: г. Пенза

Сегодня в нашей стране трудно найти детский сад, где бы педагоги не использовали театральную деятельность. Театральная игра как универсальное средство воспитания и эффективный инструмент обучения используется уже давно. Вспомним гениального основоположника педагогики Яна Амоса Коменского, который на основе драматизации текстов обучал детей древним языкам.

Театрализованная деятельность в детском саду представлена следующими формами:

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Несложно увидеть особенности театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена тестом произведения.

Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное – спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выпол­няет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными или плоскостными фигурками или так называемые стендовые театрализованные игры. В последних дети на фланелеграфе, экране с помощью картинок (часто вырезанных по контуру) показывают сказ­ку, рассказ и др.

Иногда дети выступают как настоящие артисты-кукло­воды. В такой игре могут использоваться два рода игру­шек-кукол с разным устройством и разной техникой вож­дения. В современном дошкольном учреждении чаще име­ются куклы типа исконно русской театральной игрушки-петрушки (театр петрушек). В практике такие игрушки чаще называются бибабо (театр бибабо). У этих игрушек перча­точный принцип устройства: кукла, полая внутри, надева­ется на руку (в головку куклы ребенок помещает указатель­ный палец, в рукава костюма - большой и средний, осталь­ные пальцы прижимает к ладони). Показывается спектакль из-за ширмы; кукловоды держат кукол над головой, поэто­му они имеют еще одно название - верховые.

В последние годы в дошкольных учреждениях появились куклы, устроенные по принципу марионетки. Их водят по площадке, сцене, дергая сверху за нитки, веревочки, зак­репленные на планках.

Оба способа вождения кукол достаточно сложны даже для детей старшего дошкольного возраста, поэтому необ­ходимы специальные упражнения. Педагог учит детей, ка­кими способами показывать движения кукол (наклон, по­ворот, взмахи рук), следит за тем, чтобы движения и речь персонажей совпадали.

Театрализованные представления – это праздники, утренники, отчетные концерты, состоящие из нескольких номеров, в которых дети выступают в разных ролях.

Примером театрализованного представления является театрализованное дефиле – праздник, где каждый ребенок демонстрирует свой костюм и читает стихи от лица персонажа: Кота в сапогах, Божьей коровке, Мальвины и т.д.

Спектакль представляет собой театральное представление, построенное на сюжете одного или нескольких произведений. Сначала за основу можно взять простые короткие истории и постепенно вести детей к серьезным постановкам. Главное, что должно учитываться при выборе сюжета – возраст артистов. Совсем маленькие с удовольствием воспримут несложный и знакомый им сюжет. В таких сказках не должно быть слишком много персонажей и запутанных поворотов. Дети в старших группах вполне способны на решение более сложных задач. Существует множество классических и современных авторов, сказки которых несут не просто поверхностное изложение истории, а и глубокий смысл! Не стоит недооценивать маленьких детей. Порой некоторые философские мысли они понимают намного лучше, чем взрослые!

Для того, чтобы спектакль был особенно интересен как самим детям, так и взрослым, можно найти малоизвестный сюжет или по-новому трактовать популярную сказку.

С чего начать работу по приобщению детей к театрализованной деятельности в детском саду, ведь для того, чтобы она была эффективной, нужна хорошая подготовка педагога.

После изучения литературы необходимо провести педагогическое наблюдение – посмотреть, как дети играют друг с другом, как у них развиты фантазия, воображе­ние, насколько эмоциональна их речь, как они двигаются под музыку, как развивают сюжет в играх с игрушками. Это поможет подобрать для театральной деятельности такой материал, который будет соответствовать уровню развития детей. После подбора материала составляется перспективный план работы с детьми.

Кроме этого воспитатели должны создать соответствующую предметно-развивающую среду: гибкое зонирование (жизненное пространство дает возможность построения непересекающихся сфер активности); активность (стимуляция разнообраз­ной деятельности в ситуации свободного вы­бора цели и способа действия); новизна (поз­воляет преодолевать стереотипность и однообразие).

Чтобы помочь детям поупражняться в ситуативной речи, лучше подобрать тексты по активизации словаря. Малышам очень нравится, когда на занятие приходят куклы театра бибабо (Петрушка, Принцесса, Дед, Бабка). Дети с удовольствием вступают с ними в беседу, отгадывают загадки, описы­вают предметы. На занятиях можно выучить потеш­ки, прибаутки, короткие стихи и обыграть их, используя жесты, движения, мимику.

В середине учебного года необходимо провести повтор­ное педагогическое наблюдение и, исходя из его результатов, откорректировать дальнейшую работу. Если дети заинтересовались театральной деятельность, можно разнообразить ее, включив еще один вид театра для дошкольников - театр варежек. Здесь не обойтись без помощи родителей: на варежку без пальчиков пришиваются фигурки сказочных персонажей: мишка, лев, лиса, зайка, волк, клоун и т.д. Де­ти в свободное время могут поиграть с ними, обыграть знакомые песенки, по­тешки или просто придумать несложные диалоги.

Работая со старшими детьми, педагог больше внимания должен уделять дикции, например, каждую встре­чу начинать с несложной артикуляцион­ной гимнастики, проговаривания чистоговорок, скороговорок. Дети могут выполнять иг­ровые задания в образах животных или сказочных персонажей, например, показать, как катаются на коньках медведь, лягушонок, Баба Яга или русалка. Такие за­дания помогут детям лучше овладевать своим телом, осознать пластические воз­можности движений.

Дети старшего возраста с удовольствием участвуют в театральных играх. При вы­боре игр важно руководствоваться индивидуаль­ными особенностями ребят. Особое внимание уделяется анализу сюжета игры, разбору действий и поступков героев, уточ­нению знаний о предметах и явлениях, об их назначении, сравнительной характерис­тике героев.

В работе с настольными куклами дети про­должают совершенствовать навыки, получен­ные ранее. Используя тексты знакомых песе­нок, потешек, стихотворений, можно разыграть сценки и диалоги, добиваясь синхронности речи, и движений кукол. При этом необходимо напо­минать детям о том, как важно не забывать об интонации озвучиваемого персонажа, чтобы передать его характер, настроение.

Таким образом, целенаправленная, систематизированная работа воспитателя по приобщению детей к театрализованной деятельности должна строиться на основе учета возрастных и личностных особенностей дошкольников. Подготовка ребят должна идти в несколько этапов: от знакомства с куклами через овладение речью, интонацией, жестами, мимикой, к перевоплощению в сказочного персонажа. Нельзя забывать и роли родителей: они не только зрители, но и костюмеры, и декораторы.

Список используемой литературы

1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

2. Антипина Е. Играем в театр: занятия в театральной студии для детей 3 – 4 лет// Дошкольное воспитание. - 2011. - № 2.

3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1991.

4. Белопольская Н.Л. Азбука настроений. Эмоционально-коммуникативная игра для детей 4-10 лет: Методическое пособие. – М. : Когито-Центр, 2008.

5. Крылова О. Мир вокруг нас: театрализованное дефиле// Дошкольное воспитание. – 2013. - № 7.

6. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003.

7. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет: Книга для воспитателя. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.


Самым любимым видом развлечения является театральное представление. Оно переносит малыша в красочный, волшебный мир сказки, где гармонично сочетается реальное и вымышленное. Дети верят персонажам, и любят подражать тем героям, которые им больше всего понравились.

Театральное искусство оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребёнка, развивает его память, внимание, совершенствует речь и пластику движений, способствует раскрытию творческих способностей.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.) благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает собственное отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.

  • Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки;
  • Участвуя в ней, дети умственно развиваются: думают, анализируют, делают выводы и обобщения;
  • Участвуя в ней, дети активизируют свой словарный запас, у них совершенствуется звуковая культура речи и её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребёнка.

Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы:

К режиссерским играм можно отнести

-театр на фланелеграфе.

В режиссерской игре ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.

Л.В. Артемова предлагает следующую классификацию режиссерских игр.

Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.

Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.

Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Виды игр-драматизаций дошкольников.

В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

В традиционной педагогике игры-драматизации относят к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений.

Существует несколько классификаций видов театров для детей дошкольного возраста. Например, Л.В. Куцакова и С.И. Мерзлякова рассматривают:

- настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);

- стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);

- театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);

- верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые);

- напольные куклы (марионетки, конусный театр);

Виды театров для всех возрастных групп

Подготовительная к школе группа

Пальчиковый театр – способствует лучшему управлению движениями собственных пальцев.

Театр кукол на столе – способствует владению техникой управления куклами настольного театра (куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона и т.д.

Театр ложек, верховые куклы (бибабо, куклы на гапите*) – знакомство детей с театральной ширмой, основами кукловождения.

* Гапит – деревянный стержень.

* кукла-марионетка – приводится в движение с помощью крестовины ВАГИ, к которой на ниточках подвешивается игрушка.

* куклы-люди – ребенок надевает на себя костюм, изготовленный из поролона, обтянутого тканью.

Основные требования к организации театрализованных игр:

  • Содержательность и разнообразие тематики.
  • Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
  • Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
  • Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
  • Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.
  1. Организация уголка театрализованной деятельности

Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, успешного выполнения задания. Поэтому целесообразно оборудовать в группе уголок для театрализованной деятельности, в котором можно расположить:

- различные виды театров;

- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, маски;

- атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, сценарии, книги, мнемотаблицы, билеты, кассу, краски, клей, различные виды бумаги, природный материал и т.д.

Наполняемость театральных уголков

1 младшая группа

2 младшая группа

Настольно-плоскостной театр: "репка", "Колобок", "Курочка Ряба"

Театр игрушек (фигурок) с персонажами (петрушка, собака, кошка, медведь, заяц, лиса, бабушка, дедушка, внучка, лягушка, мышка)

Фланеграф с набором фигурок персонажей, декораций

Настольный театр: "Гуси-лебеди", "Три медведя", "Лиса и заяц" (фигуры объемные и плоские, из фанеры и картона)

Театр игрушек-фигурок "Перчатки"

Полумаски и элементы костюмов: медведя, лисы, зайца, петуха (набор)

Набор для объемного и плоскостного театра

Набор игрушек бибабо с различными персонажами

Фланеграф с набором персонажей

Полумаски и элементы костюмов к литературным произведениям.

Набор игрушек бибабо с различными персонажами

Фланеграф с набором персонажей

Теневой театр с набором персонажей

Элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр(косынки, фартуки, халаты и п.т.)

Элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр (косынки, фартуки, халаты и п.т.)

Элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр (косынки, фартуки, халаты, пилотки и п.т.)

Элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр

  1. Методика организации театрализованных игр в разных возрастных группах

На каждом возрастном этапе подходы методике работы с детьми должны быть разными:

Во второй младшей группе:

– имитация характерных движений сказочных героев, где ведущие роли исполняют взрослые, обыгрываются игрушки.

В средней группе:

– участие детей в инсценировках песен, игр и сказок где происходит обучение элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме).

В старшем дошкольном возрасте:

– инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют роли;

- спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми;

- инсценировки с использованием кукол и плоскостных фигурок.

В старшем возрасте совершенствуем художественно – образные исполнительские умения.

В подготовительном дошкольном возрасте:

– инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют роли;

- спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми;

- инсценировки с использованием кукол и плоскостных фигурок.

Развиваем творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Методика работы с детьми второй младшей группы.

Методика работы с детьми среднего дошкольного возраста.

При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки , которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского и предоставляют ребёнку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

  • Педагог кратко, но достаточно убедительно даёт художественное описание того места, где происходит действие инсценировки (дом, лес, дорога т.п.), читает выразительно поэтический текст, привлекая детей к проговариванию отдельных строк, которые им запомнились.
  • Анализ события, которые описаны в сказке. Формирует у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определённую роль.

Методика работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Дети старшего возраста вполне готовы к волевой регуляции своего поведения, поэтому работа по театрализованной деятельности строится в два этапа:

- педагог заинтересовывает детей содержанием произведения, которое будет использоваться для инсценировки, выразительно исполняет его или предлагает детям сами сочинить спектакль для своего выступления;

- интересуется, понравилось ли детям произведение или нет, предлагает разыграть его по ролям;

- распределение по ролям, подготовка и проведение самого спектакля, и выступление на сцене.

Работа над ролью строится как с детьми среднего дошкольного возраста:

Работа над этюдами:

Благодаря привлекательной театрализованной деятельности между детьми и родителями возникнет взаимопонимание и сохранится на долгие годы. Они обязательно должны обсуждать со своим ребёнком предстоящий спектакль, совершенствовать движения, отрабатывать интонации, доделывать костюм.

Методика работы с детьми подготовительного дошкольного возраста .

Работа с детьми подготовительного дошкольного возраста осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям:

- первое предполагает работу по развитию внимания, воображения, движений детей, снятию их сценического волнения и т.д.;

- второе направление целиком посвящено работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировки, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности, отработку мизансцен и т.д.

Главный подход к развитию детей в театрализованной деятельности строится на ведущей деятельности ребёнка – игре. Следовательно, работая с детьми, с одной стороны, важно сохранить для сцены богатство их воображения, живость и непосредственность передачи различных эмоциональных состояний. С другой стороны, необходимо вооружить детей элементарными приёмами актёрской техники.

Работу маленького героя над собой целесообразно осуществлять в виде специальных упражнений (имитирующих те или иные действия), которые после разучивания можно ввести в повседневную жизнь детей в виде игры.

Упражнения на напряжения мышц:

- нести тяжёлый ящики или чемодан;

- дотянуться до высоко висящей яблони и т.п.

Упражнения на расслабления мышц:

-з аснуть на стуле;

- сидя на стуле, смахнуть с рук капельки воды и т.п.

Упражнения на развитие воображения:

- передавать друг другу пустую коробку и по очереди вынимать что – либо воображаемое и обыгрывать это;

Работа над ролью строится следующим образом:

  • Знакомство с инсценировкой (о чём она; какие события в ней главные);
  • Знакомство с героями инсценировки (где они живут; как выглядит их дом; каковы их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношение друг с другом и т.п.),
  • Распределение ролей
  • Непосредственная работа над ролью:

- составление словесного портрета героя;

- фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд и т.д.

- сочинение различных случаев из жизни героя, непредусмотренных инсценировкой;

- анализ придуманных поступков героя;

- работа над текстом (почему герой говорит так; о чём он говорит и думает в этот момент). Педагог должен помочь ребёнку понять, почувствовать всё то, что скрывается за словами текста;

- работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сцене, темпоритма исполнения, мимики, интонации;

- подготовка театрального костюма;

- создание образа с использованием грима.

Работая над выражением лица, постигая язык тела, движений, дети постепенно овладевают средствами выразительности, которые им помогут добиться успеха, почувствовать уверенность в себе и своих возможностях.

Работа над спектаклем состоит из двух частей:

  1. Подготовка кукол, ширмы и декораций;
  2. Разучивание пьесы исполнителями и репетиции.

Педагогу необходимо учитывать индивидуальные возможности каждого ребёнка, его интересы. Беседуя о пьесе, сказке взрослый привлекает к разговору всех детей, даже малоразговорчивых. Вначале педагог предлагает детям вспомнить, как они разговаривали со своими куклами, когда играли в школу, детский сад, семью, больницу. Затем от разбора жизненных ситуаций переходить к обучению работе с куклами.

Педагог должен помнить следующие правила:

1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников .

2. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2 – 5 лет. – М.:ВАКО, 2007.

5. Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр дошкольникам .

6. Сорокина Н. Ф. Играем в театр .

Наполняемость театральных уголков

1 младшая группа

2 младшая группа

Настольно-плоскостной театр: "репка", "Колобок", "Курочка Ряба"

Театр игрушек (фигурок) с персонажами (петрушка, собака, кошка, медведь, заяц, лиса, бабушка, дедушка, внучка, лягушка, мышка)

Фланеграф с набором фигурок персонажей, декораций

Настольный театр: "Гуси-лебеди", "Три медведя", "Лиса и заяц" (фигуры объемные и плоские, из фанеры и картона)

Театр игрушек-фигурок "Перчатки"

Полумаски и элементы костюмов: медведя, лисы, зайца, петуха (набор)

Набор для объемного и плоскостного театра

Набор игрушек бибабо с различными персонажами

Фланеграф с набором персонажей

Полумаски и элементы костюмов к литературным произведениям.

Набор игрушек бибабо с различными персонажами

Фланеграф с набором персонажей

Теневой театр с набором персонажей

Элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр(косынки, фартуки, халаты и п.т.)

Элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр (косынки, фартуки, халаты и п.т.)

Элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр (косынки, фартуки, халаты, пилотки и п.т.)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Методист: Едигарева Камила Хамиджановна

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Основные направления театрализованной деятельности в дошкольных организациях Театрализованная деятельность в дошкольных организациях может быть организованна в первую и вторую половину дня

- в нерегламентированное время, органично включена в другие занятия, а так же специально запланирована в недельном расписании занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром.

Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:

художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

- ролевой диалог героев сказок;

- инсценирование фрагментов сказок о животных;

-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам и авторским текстам. 27

- У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра.

Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов. Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.

- умеет взаимодействовать с другими участниками игры.

Задачи и содержание работы:

- поддержка интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская);

- становление мотивации и интереса к игре как средству самовыражения. Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации.

Практически все виды игровых заданий и игрдраматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возраста. Усложнение касается текстов, которые отныне отличаются более сложным содержанием, наличием смыслового и эмоционального подтекстов, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами. 28 Помимо названных выше игр, в работе с детьми используются: -

-драматизации по текстам двух

-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок;

- умеет взаимодействовать с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры.

Воспитатель должен уделять внимание развитию интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью разных средств выразительности. Импровизация становится основой работы на этапе обсуждения способов воплощения образов героев и на этапе анализа результатов театрализованной игры. Детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать не на основе копирования взрослого или подражания другому ребенку, а в зависимости от своего понимания содержания текста.

Задачи и содержание работы:

- формирование положительного отношения детей к театрализованным играм. Это подразумевает углубление их интереса к определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, наличие интереса к театральной культуре;

- осознание причин положительного или индифферентного отношения к игре, связанного с наличием или отсутствием интереса и способности к самовыражению в театрализованной деятельности;

- приобщение детей к театральной культуре, т.е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в Казахстане, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных 30 профессий, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.).

- использует позитивные приемы общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу (переход из игрового плана в план реальных отношений) и при анализе результатов театрализованной постановки.

Группа предшкольной подготовки (от 6 лет до 7 лет) Развитие умения владеть приемами кукловождения с использованием различных видов кукол (верховые и напольные). Формирование умения координировать движения в соответствие с ритмом, согласовывая свои действия с действиями партнера, создавать образы живых существ и предметов через пластику тела, жесты, мимику, ориентироваться на сцене, импровизированной сценической площадке, двигаться в разном темпе.

Анализирование поступков литературных героев с точки зрения правильности их поведения, его соответствия нравственным нормам. Развитие умения выражать свою мысль в кругу сверстников, прислушиваться к мнению других. Обсуждать с детьми особенности поведения, характерные для мальчиков (сильный, смелый, трудолюбивый, заботливый и т. д.) и девочек (нежная, скромная, красивая, чуткая и т. д.). Воспитание сострадания, сочувствия к героям книги. Привитие потребности и стремления воздействовать на отрицательные человеческие качества. Обогащение представления детей о людях, их эмоциональных состояниях, деловых и личностных качествах, возможностях, характере взаимоотношений. Во время театрализованных игр у детей предшкольного возраста совершенствуются различные виды детского творчества: речевое, танцевальное, сценическое и т.д. Театральные занятия проводятся со всеми детьми подготовительной группы без специального отбора. Оптимальное количество детей - 12-16 человек, в подгруппе должно быть не менее 10 человек. Занятия проводятся 1 раз в 2 недели в утреннее или вечернее время. Воспитатель сам проводит театрализованные игры вовлекая в них детей используя небольшие упражнения в которых он становится партнером в игре. Побуждает детей к самостоятельному выбору сюжета и разыгрыванию. В театрализованной игре необходимо сочетать движения, речь, мимику, пантомимику в различных вариациях. Воспитатель дает представление о специфике видов искусства (театр, хореография, поэзия, музыка, живопись). Игра-драматизация в группе предшкольной подготовки часто становится спектаклем, где персонажи – куклы, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умение обдумывать слова, движения тем самым контролировать свое поведение. Для выявления уровня сформированности театральных умений детей предшкольного возраста воспитатель предлагает разыгрывать небольшие сюжеты из любимых произведений и мультфильмов. Воспитатель проводит упражнения по формированию умения: эмоционально выражать различные состояния персонажа с помощью интонации, принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя, подбирать собственные выразительные жесты и самостоятельно строить пантомимику. Во всех упражнениях необходимо предоставлять детям предшкольного возраста свободу в действиях и фантазию при имитации движений.

В процессе театрализованной деятельности уделять внимание выразительности реплик персонажей, активизировать словарь ребенка собственными высказываниями.

В результате театрализованной деятельности ребенок познает мир выражая свое отношение к добру и злу, познает радость при преодолении трудности и неуверенности в себе.

Задачи и содержание работы:

-совершенствовать развитие творческих способностей детей предшкольного возраста средствами театрального искусства: углублять представления о предметах декорациях;

- развивать умения владеть приемами кукловождения;

- формировать умения ориентироваться на сцене, координировать движения в соответствии с ритмом, согласовывать свои действия с действиями партнера.

В данном возрастном этапе дети умеют анализировать поступки литературных героев в соответствии с нравственными нормами.

Дети умеют выражать свою мысль в кругу взрослых и сверстников, прислушиваются к мнению других.

- владеет приемами кукловождения;

- стремится стать участником театрализованной деятельности;

- исполняет свою роль в играх импровизациях выразительно;

- выражает свою мысль, проявляя сострадание, сочувствие к героям произведений.

Театрализованная деятельность в дошкольных организациях играет существенную роль в раскрытии творческого потенциала ребенка и развитию художественной направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театральное искусство учит согласовывать свои действия с действиями партнеров, не заслонять их, выбирать целесообразные движения и действия, находить выразительные средства исполнения роли своих персонажей. Театрализованная деятельность играет особую роль в развитии художественно - речевого опыта и помог выступает ребенку лучше понимать окружающий мир. В дошкольном возрасте становится возможным включать различные виды театра в организованную учебную деятельность при обучении рассказыванию, при проведении подвижных игр, в изобразительных видах деятельности и т.д. Кроме того, театрализованная деятельность используется в психотерапии в коррекции личностного развития и логопедической деятельности. Таким образом, организация театрализованной деятельности будет способствовать художественному и речевому развитию детей дошкольного возраста и повысить профессиональную компетентность педагогов.

Музыка, эскизы костюмов, шумотека и многое другое для детского спектакля

Общение


СКАЧАТЬ!

ПЬЕСЫ С МУЗЫКОЙ


ПЬЕСЫ
ДЛЯ
КУКОЛЬНОГО
ТЕАТРА

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

Апдейт : Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Тема 7. Формы организации театрализованной деятельности в детском саду. Типы занятий.

Исходя из задач по развитию театрализованной деятельности с дошкольниками, определяется ее содержание работы в детском саду (Приложение 3). При этом формы организации могут быть различными. Например, Л.В.Куцакова и С.И.Мерзлякова выделяют: занятия (фронтальные, подгрупповые и индивидуальные), праздники, развлечения, спектакли, театрализованные действия (Схема 6). Основная форма –занятие.

Формы организации театрализованной деятельности (Схема 6)


Л.В.Куцакова и С.И.Мерзлякова выделили следующие типы театральных занятий (Схема 7)


Театрализованная деятельность в ДОУ – это творческая деятельность детей дошкольного возраста, которая связана с моделированием отношений и образов посредством использования разнообразных выразительных средств (жесты, мимика, пантомимика и т.д.).

Значение театрализованной деятельности

Значимость театрализованной деятельности в ДОУ заключается в том, что она способствует эффективному разрешению ряда воспитательно-образовательных задач.

Так, театрализованная деятельность способствует:

  1. Формирование у детей дошкольного возраста правильной модели поведения в современном социуме.
  2. Повышение общей культуры детей, приобщение их к духовным ценностям.
  3. Ознакомление детей с художественными, музыкальными и изобразительными произведениями, народными традициями и историей, усвоение правил этикета.
  4. Привитие устойчивого интереса к театральной культуре.
  5. Формирование представлений о видах театра (теневой, кукольный, пальчиковый и т.д.).
  6. Совершенствование навыков по воплощению в игре необходимых эмоций и переживаний, побуждение к самостоятельному созданию новых образов и размышлению о них.
  7. Развитие у детей дошкольного возраста эстетических чувств и игрового поведения.
  8. Воспитания творческого отношения к любому делу.
  9. Формирование навыков эффективного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  10. Развитие у детей артистических и музыкальных способностей, сценического творчества.
  11. Развитие навыков творческого содружества и публичного выступления.

При организации театрализованной деятельности в ДОУ важно правильно подойти к выбору материала для инсценировки. Воспитатель должен учитывать не только возраст детей, но и имеющиеся у них знания и умения. Это необходимо для того, чтобы театрализованная деятельность была не только интересна и познавательна детям, но и способствовала развитию их творческого потенциала, обогащению жизненного опыта, а также побуждала на получение новых знаний и умений.

Театрализованная деятельность в ДОУ, может быть организована как совместная деятельность детей и взрослых, а также как самостоятельная деятельность детей под руководством воспитателя группы.

Характеристика основных форм организации театрализованной деятельности

Основные формы организованной деятельности в ДОУ:

Театрализованная игра – это игра, осуществляемая в виде разыгрывания определенного художественного сюжета, знакомого детям (прочитанная ранее сказка, просмотренный мультфильм и т.д.).

Задачи театрализованной игры:

  • Формирование умения работать в команде, ориентироваться в игровом пространстве, строить диалоги с партнерами по игре.
  • Формирование умения произвольно расслаблять и напрягать отдельные группы мышц.
  • Развитие речи, зрительного и слухового внимания, наблюдательности, образного мышления, фантазии, воображения и интереса к сценическому искусству.

Театрализованная ритмопластика – это оздоровительный вид гимнастики, который осуществляется в рамках разыгрывания определенного театрального сюжета или отрывка произведения, при этом задействуются разнообразные группы мышц, развивается и тренируется память, чувство ритма и внимательность.

Задачи организации театрализованной ритмопластики в ДОУ:

  • Развитие физических способностей ребенка дошкольного возраста, сохранение и укрепление его здоровья, формирование навыков здорового образа жизни.
  • Развитие памяти, речи, внимания, наблюдательности, образного мышления, фантазии и воображения.
  • Развитие умения произвольно реагировать на музыкальный или звуковой сигнал, команду воспитателя.
  • Формирование умения действовать согласовано в рамках коллектива или группы.
  • Развитие координации движения и умения запоминать показанные воспитателем позы, повторять их и самостоятельно показывать другим участникам театрализованной деятельности.

Занятия по развитию техники культуры речи – это занятия, направленные на всестороннее развитие речи у детей дошкольного возраста, средствами театрализованной деятельности.

Основные задачи занятий:

  • Развитие правильной артикуляции и речевого дыхания.
  • Формирование четкой дикции и разнообразной интонации речи.
  • Развитие логики речи.
  • Формирование умения самостоятельно сочинять небольшие сказки и рассказы, подбирать не сложные рифмы к заданным словам.
  • Развитие четкой речевой дикции (посредством произношения поговорок, скороговорок, чтения стихов, монологов и т.д.).
  • Пополнение и активизация словарного запаса.

Занятия по основам театральной культуры – это занятия, направленные на формирование у детей нравственной и театральной культуры.

  • Ознакомление детей дошкольного возраста с элементарной театральной терминологией и основными видами театрального искусства.
  • Ознакомление детей с видами театра.
  • Формирование культуры поведения в театре.

Театрализованные выступления – это заранее подготовленные театрализованные постановки, в которых дети принимают непосредственное участие в виде актеров.

Театрализованные выступления могут быть организованы воспитателями в рамках определенного праздника, когда дети показывают тематическое представление перед родителями и другими воспитанниками. А так же могут быть организованы детьми самостоятельно в форме театрализованной игровой деятельности. Например, несколько детей из группы показывают отрывок из сказки или рассказа для других детей группы, при этом они могут использовать разные виды театра (костюмированные представления, перчаточные куклы и ширмы, пальчиковый театр и т.д.).

  • Учить сочинять этюды по сказкам.
  • Развивать навыки действий с воображаемыми предметами.
  • Развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т. д.).

Таким образом, театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это позволяет преодолеть робость, связанную с трудными общениями, неуверенностью в себе.

Читайте также: