Какие положительные и негативные явления обозначались в духовной жизни советских граждан кратко

Обновлено: 02.07.2024

К каким социально-экономическим, политическим последствиям вела утрата коммунистической идеологией своего авторитета?

Коммунистическая идеология была основанием, фундаментом советского строя. Поэтому утрата авторитета привела к идейному разладу в обществе, что в условиях экономического кризиса привело к разрушающим последствиям. Общество перестало верить в лозунги, провозглашаемые руководством, перестало верить в само руководство. Никто уже не ждал построения коммунизма в будущем. Скептицизм и социальная апатия стали во многом характеризовать интеллектуальное состояние советского общества. Надежда на рабочий энтузиазм масс в начале перестройки таким образом не оправдалась, экономический кризис только лишь усугублялся.

Гласность – политический термин времен перестройки, обозначающий политику ограниченной открытости в деятельности государственных учреждений и свободы информации. Примером гласности можно назвать съезд Союза кинематографистов летом 1986 г., на котором было осуждено подавление свободы творчества.

2. Раскройте роль СМИ в политике гласности.

Роль СМИ в политике гласности была очень большой, т.к. средства массовой информации были средством борьбы за умы людей. Появлялись новые передачи на ТВ, пропагандирующие необходимость перемен. Стали транслироваться съезды народных депутатов СССР, партийные конференции КПСС, что привело к подъему гражданской активности населения.

Прекращение глушения западных радиостанций, открытие архивов для исследователей, новые газеты и журналы – все это привело к огромной волне информации, которая разрушила существовавшую систему мифов СССР, но так же создала новые мифы, в которых разобраться человеку в эпоху перемен было очень непросто. В процессе политики гласности идеология лишилась своей главной роли.

3. Какие изменения произошли в религиозной политике государства?

Поворотным пунктом в религиозной политике стал 1000-летний юбилей крещения Руси. Начинается возвращение храмов, открытие новых приходов. В 1988 г. было открыто 809, а в 1989 г. – более 2 тыс. новых приходов РПЦ. Издается Библия. Состоялся Поместный собор, принявший новый устав и канонизировавший Дмитрия Донского, Андрея Рублева, Максима Грека и др.

Алексий II, ставший патриархом в 1990 г. заявил, что государству со своей идеологией придется потесниться в жизни человека.

У государства наметились изменения и в отношении других конфессий.

4. Охарактеризуйте особенности литературной, кинематографической и театральной жизни страны в эпоху перестройки.

В литературной жизни политика гласности привела к печати большого количества ранее запрещенных произведений. Опубликованы работы Бродского, Платонова, Солженицына, Набокова, Замятина и др. В литературных кругах шли дискуссии о путях развития страны. Часть писателей выступала за коренные преобразования, часть – за сохранение традиционного пути. В работах многих публицистов продвигалась мысль, что порочна сама существующая общественная система. Были изданы работы западных авторов о тоталитаризме.

Гласность затронула также кино и театр. Летом 1986 г. состоялся съезд Союза кинематографистов, на котором было осуждено подавление свободы творчества. Появлялись фильмы антисталинского и антисоветского звучания, выпускались запрещенные ранее фильмы. В театре ставились постановки, по-новому трактующие эпоху революции и Гражданской войны.

Литература, кино и театр во многом подготовили общество к новому этапу реабилитации жертв политических репрессий.

На другом плане сюжета произведения бездомная девочка Настя, являющаяся воплощением будущего, будущих жильцов дома, живущая на стройке (что символично, ввиду отсутствия кроватей строители подарили девочке два гроба, отобранных ими предварительно у крестьян — один в качестве кровати, второй — в качестве коробки для игрушек) умирает, так и не дождавшись постройки общего дома для всех: светлая когда-то утопия, логически зайдя в тупик, неотвратимо превращается в жёсткую антиутопию.

Повесть показывает жестокость и бессмысленность тоталитарного строя. Текст описывает историю большевистской России времён индустриализации и коллективизации на языке той эпохи. Жёстко утончённые, до гротескного сюрреализма, реалии тех времён изображены ярко и выразительно. Несмотря на гротескность описания и иносказания в тексте, в повести отражены многочисленные элементы реального быта в эпоху Сталина.

Повесть не была опубликована при жизни Платонова, до публикации в СССР в 1987 году распространялась самиздатом.

Да, в период перестройки история превратилась в один из важных факторов политической жизни страны. Причем, актуализация истории шла как сверху, со стороны руководства, так и снизу, особенно из литературных кругов. Для руководства критика предшествовавшего времени, в частности, сталинизма, была оправданием правильности выбранного курса. В условиях политики гласности страну захлестнула волна из художественных и публицистических произведений о временах революции, гражданской войны, сталинизма. В большинстве своем эти работы крайне негативно описывали прошлое страны, что влияло на состояние умов населения.

Для плакатов перестройки характерна идея, что перестройка – это возврат к настоящим ленинским принципам. Также большое место в плакатном искусстве занимает антиалкогольная тема.

5. Почему политика гласности привела к поляризации общественных настроений в СССР?

Политика гласности привела к поляризации общественных настроений, потому что она вошла в острое противоречие с устоявшейся идеологической системой. Долгие годы люди жили в одном идейном пространстве, которое в середине 80-х годов начало активно разрушаться. И в эту эпоху перемен часть населения не приняла новые веяния, а часть наоборот требовала радикальных преобразований. Поднявшаяся информационная волна несла негативное отношение к прошлому, к самой советской системе. В Этих условиях людям было сложно разобраться, где правда, а где мифы – старые или новые.

Со второй половины 1980-х гг. коммунистическая идеология, составлявшая прежде основу мировоззрения большинства членов советского общества, вступила в полосу серьезного кризиса. Официальные идеологи не могли объяснить процессы и явления, происходившие в мире.

Одной из главных черт духовной жизни общества в 90-е гг. стал идейный плюрализм. Были сняты запреты и ограничения на все идейные учения (кроме тех, что призывали к насилию и национальной вражде).

Однако перемены, происшедшие в духовной жизни общества, носят крайне противоречивый характер. Далеко не каждый человек сумел найти свой нравственный идеал. Не всем доступны достижения культуры (за исключением, пожалуй, телепрограмм). Отсутствие нравственных основ, неблагополучное материальное положение людей становятся почвой для духовного растления и роста преступности.

Влияние религии и церкви на общественное сознание. Кризис коммунистической идеологии вызвал бурный всплеск религиозных настроений в обществе. По данным социологических исследований, к середине 90-х гг. до 34% взрослого населения страны считали себя верующими, а еще 35% колебались между верой и неверием.

Заметно вырос международный авторитет Русской Православной Церкви. Он особенно проявился в попытках мирного урегулирования внутриполитических и международных конфликтов. В дни октябрьских событий 1993 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II прервал поездку по Северной Америке и вернулся в Москву, где попытался примирить враждующие стороны. Церковь выступала участником всех крупнейших событий в России, способствуя своим авторитетом объединению общества.

По всей стране развернулось восстановление и строительство храмов, мечетей, синагог. Вновь спросом стала пользоваться церковная литература, которая теперь издается свободно и большими тиражами. Возродились массовые паломничества православных христиан в Иерусалим, мусульман — в Мекку.

Вместе с тем распад СССР повлек за собой тяжелые последствия и для церкви. На Украине митрополит Русской Православной Церкви Филарет объявил о создании Украинской православной церкви и провозгласил себя ее патриархом; произошел церковный раскол среди верующих. Приходы Русской Православной Церкви были лишены принадлежавшей ей собственности не только на Украине, но и в республиках Прибалтики.

Демократизация политической и духовной жизни Россию привела к экспансии самых разных религиозных сект и течений, в том числе и радикальных. В этих условиях традиционным религиозным конфессиям впервые пришлось заботиться о сохранении своих позиций в борьбе за умы верующих.

Читать еще: Валерий меладзе опубликовал семейное фото с альбиной джанабаевой. Альбина Джанабаева и Валерий Меладзе – тайный роман, свадьба, совместные фото

Новыми театральными постановками порадовали зрителей режиссеры Г. Б. Волчек, О. Н. Ефремов, М. А. Захаров, О. П. Табаков, Р. Г. Виктюк.

Завершилась реставрация Третьяковской галереи, реконструкция цирка на Цветном бульваре. Была возрождена историческая центральная часть крупных городов России. На родину вернулись предметы культуры, документы, письма русских эмигрантов, покинувших страну после революции 1917 года.

Но процессы в сфере культуры имели и другую сторону. Переход к рыночным отношениям поставил в тяжелые условия тех, кто в прежние годы был наиболее горячим сторонником перемен, — интеллигенцию, деятелей науки, культуры, образования. Многие из них оказались на грани выживания, другие были вынуждены эмигрировать, стремясь найти применение своему таланту за границей.

Система образования. В сложном положении оказалась система образования, которая, начиная с 1984 г. находится в состоянии непрерывного реформирования. Закон об образовании ликвидировал одно из завоеваний прежней системы — бесплатное всеобщее среднее образование. Для большинства учащихся обучение заканчивалось девятым классом, после чего выпускники должны были идти на производство. Но поскольку оно из года в год свертывалось, их никто не ждал и там. Одним из немногих положительных результатов реформы образования стал отход учителей и учеников от единообразия и идеологизации учебного процесса. Появилось множество новых учебников и учебных пособий.

Были открыты новые типы учебных заведений — гимназии, лицеи, колледжи, частные университеты, многим из которых удалось обеспечить индивидуальный подход к учащимся, улучшить качество обучения. Но в большинстве случаев, к сожалению, этого не произошло.

В вузах начали вводить многоуровневую подготовку по западному образцу. Но качество образования при этом лучше не становилось. А там, где новая система вводилась без предварительной подготовки, наблюдалось снижение уровня подготовки студентов.

Самой большой проблемой в развитии образовательной системы стало финансирование. Из года в год его объемы сокращались, что вело к разрушению материальной базы, уходу квалифицированных кадров в другие сферы деятельности. Страна быстро утрачивала те позиции в сфере образования, которых она добивалась десятки лет.

Тема 2.2. Духовная жизнь в советском и российском обществах

Духовная жизнь страны. Тенденции духовного возрождения. "Оттепель" особенно заметна в литературе и искусстве. Первая критика и первый анализ того "социального человека", которого сформировала командно-административная система. Рост затрат на науку, открытие многих научно-исследовательских учреждений. Развитие общественной мысли, науки и техники - М.В.Келдыш, С.П.Королев, А.Д.Сахаров, Н.Н.Семенов и др. Начало освоения космоса.

Оживление культурной жизни. Появление большого количества новых журналов, как специальных, научных, так и литературно-художественных. Расширение международных культурных связей (возобновление кинофестивалей, концертов исполнителей).

Реформа высшей и средней школы. Приоритет вечернего и заочного получения образования. Новые правила приема в ВУЗЫ. Введение обязательного восьмилетнего обучения на "политехнической основе". Увеличение срока обучения до 11 лет.

Судьбы творческой интеллигенции, ее конфликт с властью. Критика властных структур "упаднических тенденций, недооценки роли партии" и т.д.

Зарождение на рубеже 50-бО-х гг., невзирая на ожесточенные преследования, движения диссидентов (инакомыслящих). Появление "Самиздата". Начало борьбы за права человека в СССР (в рамках диссидентского движения).

Духовная жизнь в период застоя: влияние догм и сопротивление догмам. Застойные явления в экономике сопровождались устойчивой тенденцией к застою в политической жизни, культуре, социальном развитии СССР. Неосталинизм. Дальнейшая идеологизация общественной жизни, обоснование консервативного внутриполитического курса. Идеология застоя - концепция "развитого социализма", в основе которой лежала идея полной, хотя и относительной однородности советского общества; отсутствие внутри него каких-либо реальных противоречий, а, соответственно, предполагалось и бесконфликтное ее развитие. Идейный догматизм. Недоверие к интеллигенции. Усиление идеологического контроля за средствами массовой информации, учреждениями культуры, наукой. Политика "запретительства". Значительное усиление цензурного гнета. Гонения ученых-экономистов, удар по всем концепциям поворота к рыночной экономике. Обструкция со стороны властей представителей "нового" направления в исторической науке, по-своему видевших исторический путь России и мира, прекращение реабилитации жертв сталинских репрессий.

Расхождение между провозглашенными общественно-политическими принципами и реальной жизнью. Нарастание социальной апатии. Реальное противостояние двух культур в обществе: с одной стороны - культуры официально-догматической, с другой стороны - культуры гуманистической, которая принимала участие в формировании сознания многих людей.

Противостояние застою. Зарождение пассивной, а затем и активной оппозиции власти. Общественный протест в среде интеллигенции. Противостояние официальной идеологии. Представители "деревенской прозы". "Магнитофонная революция". Судьбы научной и творческой интеллигенции. Вынужденный отъезд и насильственное выдворение из СССР деятелей литературы и искусства. Возникновение и развитие наиболее радикальных форм массового общественного протеста - диссидентского (от лат. dissidentis- несогласный) и правозащитного движения. Арест группы писателей и суд над ними. Создание первой в СССР открытой общественной ассоциации - Комитета прав человека в СССР. Признанный духовный лидер правозащитного движения - А.Д.Сахаров. Создание группы содействия выполнению Хельсинских соглашений в СССР. Арест и ссылка почти всех лидеров и активных участников правозащитного движения, национальных и религиозных организаций. Инакомыслие в армии. Раскрытие и разгром созданного офицерами Балтийского флота подпольного "Союза борьбы за демократические права". Расстрел В.Саблина - капитана З-го ранга, замполита большого противолодочного корабля "Сторожевой" (также с Балтийского флота), выступившего против режима.

Роль политической оппозиции, ростков "антисистемы" в размораживании сознания многих людей. Развитие тоталитарной системы вело к углублению противоречий между властью и обществом.

Читать еще: Иоганнес брамс краткая биография на немецком. Иоганнес брамс краткая биография и интересные факты

Духовная жизнь советского общества

в середине 1960-х – начале 80-х годов

приходом к власти Л.И. Брежнева началась реанимация сталинизма. Однако возникло сопротивление этим тенденциям. Молодые ученые, журналисты, партийные работники – такие, как А.Е. Бовин, Г.Х. Шахназаров, Г.А. Арбатов, Ф.М. Бурлацкий, Е.А. Амбарцумов, И.В. Бестужев-Лада, О.Р. Лацис и др. – в печати развернули антисталинские выступления. Еще в начале 1966 года в адрес Брежнева поступило множество писем спротестами против реабилитации Сталина. Особое впечатление произвело письмо 25 виднейших деятелей науки и культуры. Под этим письмом поставили подписи такие крупнейшие ученые, как академики П.Л. Капица, М.А. Леонтович, И.Е. Тамм, А.Д. Сахаров, писатели К.И. Чуковский, К.Г. Паустовский и др., такие видные деятели искусств, как М.М. Плисецкая, И.М. Смоктуновский и другие.

Однако в дальнейшем затихла критика культа личности Сталина, стало возвеличиваться его имя. Сталин стал появляться в книгах и фильмах о войне в образе мудрого полководца. Тема преступлений сталинизма считалась исчерпанной. Началась эпоха неосталинизма.

Духовная жизнь в 1970-е годы была сложной и противоречивой. Со стороны КПСС был идеологический диктат. Ужесточился контроль за всеми областями культуры и общественными науками и особенно за исторической наукой. Специальные комиссии давали разрешение на выпуск театральных спектаклей, введена система государственных заказов в кинематографе. Литература, кинематограф, театр, как бы стремясь уйти от казенно-догматической проблематики, в 70-е годы стали все больше обращаться к вопросам личной жизни людей, их быта, повседневности. Для выражения актуальных проблем использовалась классические произведения. В конце 60–первой половине 70-х гг. безусловным лидером на экране и сцене стал А.П. Чехов, пьесы и новеллы которого наиболее соответствовали поискам духовной опоры в период духовного безвременья. Во второй половине 70–начале 80-х гг. все чаще ставились и экранизировались пьесы А.Н. Островского. Его персонажи – карьеристы, хапуги, взяточники, бюрократы прошлого века – получали второе рождение, ибо слишком многое, описанное драматургом более ста лет назад, не исчезло, а, наоборот, приобрело новые формы.

В 70–начале 80-х годов в обществе нарастала коррупция, воровство, бесхозяйственность и организованная преступность. Наблюдался разрыв между политическими решениями и реальным состоянием дел. Все это негативно влияло на духовную атмосферу в обществе. Официально провозглашаемые идеалы и цели не могли вдохновлять. Люди нуждались в истинных ценностях, в идейных и нравственных ориентирах.

Радикальным выражением несогласия с существующей обстановкой в стране было диссидентское движение, которое затронуло главным образом представителей творческой интеллигенции. Деятели культуры, пытавшиеся открыто выражать свои сомнения, протесты, становились опасными для административно-бюрократического руководства культурной жизнью и вынуждены были оказаться или в заключении, или за пределами СССР. Так, на протяжении 60-70-х гг. покинули страну добровольно, а также в принудительном порядке многие деятели искусства и культуры: режиссер театра на Таганке Ю.П. Любимов; кинорежиссер А.А. Тарковский; художники – М.М. Шемякин, Э.И. Неизвестный; поэты И.А. Бродский, А.А. Галич и др.; писатели А.И. Солженицын, В.Н. Войнович, В.П. Аксенов и др.; музыканты В.Н. Ростропович, Г.П. Вишневская; артисты балета – Р.Х. Нуриев, М.В. Барышников и др.

Бюрократия в художественном творчестве подталкивала некоторых авторов к приспособлению. Годы застоя калечили людей нравственно. Терялась вера в свои силы, вырабатывалась готовность к компромиссам.

Охарактеризуйте духовный климат советского общества во второй половине 1920 - 1930 - х гг.

Что в духовном климате этого периода позволяло осуществлять грандиозные планы модернизации, воспитывать людей, десятилетие спустя одержавших победу над фашизмом?

Какие явления на ваш взгляд отражают негативные черты этого духовного климата?


Охарактеризуйте духовный климат советского общества во второй половине 1920 - 1930 - х гг.

Духовный климат советского общества был изолирован, все средства информации были изолированы (радиоволны находились на строгом учете).

Что в духовном климате этого периода позволяло осуществлять грандиозные планы модернизации, воспитывать людей, десятилетие спустя одержавших победу над фашизмом?

А позволило улучшение уровня жизни при изоляции культуры.

Какие явления на ваш взгляд отражают негативные черты этого духовного климата?

Духовный климат советского общества во второй половине 1920 - 1930 годов характеризовался тотальным контролем, существовали определённые рамки, за которые людям выходить было нельзя.

Выражать себя в творчестве, показывать государство с плохой стороны запрещалось везде.

Где бы человек ни был, что бы он не писал и не совершал, за ним всегда следила власть, которая в тот момент была очень жестока к людям, желающим изменить страну, и даже к тем, кто не желал.

Плюс, негативные черты подобного духовного климата проявлялись в повышенной, гипертрофированной всеобщей подозрительности, поскольку все вокруг искали врагов, шпионов, агентов и так далее.

d3ac40ed3d2c338e large min

Общество

В конце 60-х гг. отечественная художественная культура стала освобождаться от иллюзий построения коммунизма. Ее творцы, как и большая часть советского общества, все отчетливей осознавали лживость официальных лозунгов.

60-90-е годы 20 столетия – это время молодости наших бабушек и дедушек, детства наших родителей. Чем они жили, почему они жили именно так — в каждой семье найдутся свои ответы, свои истории и рассказы, проясняющие жизнь советского общества того времени. Попробуем взглянуть на эту проблему объективно и обратимся к страницам истории.

В 70 – 80-е годы была значительно укреплена материальная база культуры. Выросло число общеобразовательных школ и ПТУ, библиотек. В стране насчитывалось около 50 тыс. новых кинотеатров, более 1,5 тыс. различных музеев. Вступила в строй первая очередь Останкинского телевизионного центра. К олимпийским играм были построены новые спортивные сооружения во многих городах страны. Но следует отметить, что культура финансировалась по остаточному принципу, а само открытие школ, вузов, музеев, театров еще не означало автоматического роста культурности народа.

Духовная жизнь советского общества в 1960—1980-е годы

В 60 – 80-е годы обозначилось противостояние двух культур: культуры официальной и раскрепощенной. С конца 60-х годов поддерживаются те произведения, которые трактуют события предвоенных лет и военную историю в духе неосталинизма. Вместе с тем официально приветствуются произведения на производственную тему. С середины 70-х годов была введена система государственных заказов, прежде всего, в кинематографе.

Духовная жизнь советского общества в 1960—1980-е годы

Заранее определялось, сколько должно быть поставлено фильмов на историко-революционную, военно-патриотическую, морально-бытовую темы. В художественной жизни возросло влияние цензурного пресса. Ограничивалось знакомство советских людей с новинками зарубежной художественной культуры. Но, несмотря на эти трудности, художественная культура советского народа была представлена именами многих талантливых писателей.

Многие деятели культуры, которые выражали свои сомнения и протесты, оказывались в заключении или за пределами СССР. В 1965 г. были осуждены режиссер Любимов, писатель Некрасов, поэт Бродский, виолончелист Растропович.

Мощный пласт отечественной художественной культуры — молодёжные массовые музыкальные жанры. Происходит становление рок-музыки несмотря на противостояние партийно-комсомольской бюрократии, официальной прессы, деятелей культуры старшего поколения.

Духовная жизнь советского общества в 1960—1980-е годы

В 1970-80е годы многие литераторы искали такие способы выражения своих мыслей, которые не выглядели прямым вызовом правящей элите. Отношения между властями и правящей элитой находились на грани конфликта, но редко перерастали в открытые противостояния — существовала атмосфера ограниченного компромисса. Духовная жизнь советского общества развивалась очень активно. А духовная оппозиция деятелей искусства сыграла большую роль в размывании идеологических основ советского строя.

Несмотря на общую партийную цензуру, национальная литература сохранила и отразила специфику мировосприятия народов СССР, в том числе и реалий советской власти. Духовная жизнь общества в 1960-1980-е годы стала более насыщенной, чем когда-либо в советской истории.

Читайте также: