Как католическая церковь боролась с ересями кратко

Обновлено: 06.07.2024

Допросы, суд, костры на площадях. Пытки ученых, признания невинных девушек в ведьмовстве. На протяжении столетий так создавался образ инквизиции. В мировой культуре борьба с ересью выглядит мрачно и жестоко. Более достоверную картину показали исследования архивов в конце XX века.

История возникновения

Ранней христианской церкви не требовалась сила для борьбы с вероотступниками. Главным оружием в теологических раздорах было слово. До XI века к еретикам не применялись жесткие меры наказания. Заблудшие души на путь истинный направлял епископский суд.

В XII веке на юге Франции распространилась альбигойская ересь. Альбигойцы считались христианами, но их вероучение сильно отличалось от доктрины католицизма. В 1209 г. папа Иннокентий III после увещеваний объявил против них крестовый поход.

Но даже война не искоренила все тайные еретические общины. Они активно проповедовали от Рейна до Пиренеев. В это время церкви угрожали не ведьмы, а опасность гораздо серьезней – ересь и фальшивое почитание христианской веры. Появилась потребность в особом церковном органе.

В 1215 г. IV Латеранский собор учредил суд католической церкви – святую инквизицию. Ее миссией стало разоблачение еретиков, прячущихся среди добрых католиков. Инквизиторы проводили следствие и хорошо разбирались в христианском учении.

В истории инквизиции можно выделить 2 периода:

  • епископальный – с IV по XIII век, когда дела еретиков в судах рассматривали епископы;
  • монашеский – с XIV по XIX век, когда монахи доминиканского и францисканского орденов руководили инквизиторскими трибуналами.

Цели инквизиции

Цель инквизиции – розыск и наказание еретиков. Всех сомневающихся, оспаривающих догматы церкви ждал Святой трибунал. Но возмездие за вероотступничество было не главной задачей. Преобладало стремление вернуть заблудших в лоно церкви.

С XV века инквизиторы открыли охоту на ведьм и колдунов. Причиной этого стало распространение мистицизма и протестантизма. Святая инквизиция беспощадно преследовала науки, если они не соответствовали религиозным канонам.

Методы работы

Инквизиторы действовали по судебному регламенту. Буква закона строго соблюдалась.

Следствие начиналось с доноса. Вызывали свидетелей, собирали улики. Эксперты, помощники инквизитора, определяли обоснованность подозрения в ереси. Обвиняемого отправляли в каземат, имущество его описывали. Все показания на допросах документировал секретарь.

Обвиняемому назначался адвокат. Но тот больше убеждал подзащитного признаться, чем старался оправдать его. Трибунал мог заподозрить защитника в симпатии еретику.

Человек, уличенный в ереси, мог признать вину и раскаяться. Тогда на него накладывали епитимью. Наказания для грешников были разные:

  • многократное чтение молитв;
  • паломничество к святым местам;
  • тюремный срок;
  • удары бичем;
  • конфискация имущества или штраф;
  • ношение позорной одежды.

Подсудимый мог упорствовать в своих убеждениях. В таких случаях его подвергали пыткам. Набор для допроса с пристрастием в основном включал огонь, воду, плети, дыбу. Церковники сами не касались несчастного. Приглашали городского палача.

Если не получалось получить от обвиненного в ереси признания, то инквизиторы отлучали жертву от церкви и передавали ее светскому суду. Обычно это означало смерть на костре.

Миллионы казненных. Кому выгодно

Книги о средних веках рассказывают о фантастическом количестве казненных инквизицией. Называются 10–12 миллионов жертв.

Открытые архивы показали истинную картину. Все судебные процессы протоколировались. Например, инквизиция в Испании за 150 лет вела почти 50 тысяч дел. На костер отправили только 775 человек.

Массовая культура рисует Святую инквизицию черными красками. Впервые инквизицию стали критиковать в эпоху Просвещения. Сказать о христианстве доброе слово в образованной среде было неприлично. Тогда начал формироваться образ жестокого орудия церкви.

Протестанты ненавидели католическую церковь. Они тратили крупные средства для уменьшения ее роли и возвышения себя. В английских научных трудах отражена старая вражда католиков и протестантов.

Франция XIX века была полем сражения либералов и консерваторов. Последние пользовались поддержкой католической церкви. Либеральная пресса публиковала научные работы, направленные на дискредитацию церкви.

Инквизиция оказалась удобной организацией. На нее повесили тяжелые обвинения в мракобесии, стяжательстве и жестокости.

Инквизиция сегодня

Сегодня Конгрегация доктрины веры управляется кардиналом. Занимается вопросами веры и морали внутри церкви.

Именно распространение христианства привело к появлению ереси: еретиком называли каждого человека, оспаривающего или отрицающего католическую церковь. Вопреки мнению, которое распространяли церковники, еретики редко были сатанистами или неверующими. Во многих случаях у них была более сильная и крепкая вера в Бога, чем у самих священнослужителей. Они полагали, что классические религиозные пути были ошибочными, и поэтому решили создать собственное верование.

определение в истории

Что это такое

Еретик — это человек, который проповедует лжеучение, принимая его за истину. Обычно термин используется в религиозном смысле. Зачастую различие его толкований может показаться незначительным для посторонних, но нередко это вопрос жизни и смерти для верующих людей.

Происхождение слова

в философии

Значение понятия по Библии

В Новозаветных апостольских посланиях понятие приобретает иной смысловой оттенок: в писаниях оно упоминается редко и в большинстве случаев означает принадлежность к сектам, противопоставление правильному вероучению, отрицание истины Божественного Откровения .

  1. Утверждение, концепция или учение, противоречащее вероучению Церкви.
  2. Заблуждение относительно православных догматов, поддерживаемое сознательным упорным противлением Истине.
  3. Намеренное искажение православной догматики.

Современное определение

В широком смысле — это любое мнение, противоречащее общепринятым обычаям или верованиям. Термин используется также в отношении человека, пропагандирующего взгляды, категорически противоположные общепринятым идеям, а не только для обозначения нарушения в трактовке религиозных учений.

Первоначальный смысл определения в истории — это ошибка в вопросах веры, фиксирующаяся в чьем-либо учении или мнении, появившемся внутри Церкви. В философии — еретичными называются учения, отрицающие веру в Христа, в котором нераздельно соединились совершенный человек и совершенный Бог (по В. Соловьеву).


Кто такие еретики

Так называют людей, сознательно отклоняющихся от религиозного учения, считающегося верным.

Историческое значение

Первоначально так называли гностиков, хотя считать гностицизм христианским учением вряд ли правомерно. Симон Волхв считается первым еретиком ( Деян.8:9 ).

К раннему периоду относятся следующие еретические учения:

  • евионитство;
  • керинфианство;
  • елкезаитство;
  • докетизм;
  • манихейство;
  • монтанизм;
  • хилиазм.

Историческое значение появления еретиков и раскольников состоит в том, что они вызывали церковь на усиленную интеллектуальную деятельность, тем самым побуждая ее к более точному формулированию и более подробному раскрытию своего учения. Конечной целью стала систематизация, которая для Восточной церкви была сделана еще в VIII столетии Иоанном Дамаскиным .


Суть учения и веры

В средние века еретические учения были распространенным явлением, и суть их была достаточно разнообразна.

Основные направления учений и веры еретиков:

  1. Отрицание одновременного наличия в Спасителе Божественного и человеческого начал.
  2. Мир — это арена для борьбы сил добра и зла.
  3. Упор на широкие социальные реформы.
  4. Призыв к равенству в имуществе или к полному отказу от любой собственности.
  5. Предсказание близкого наступления Царства Божия на земле.
  6. Отрицание таинства Причастия.
  7. Проведение крещения одним наложением рук.
  8. Отрицание культа Распятия.

Катары и вальденсы являлись наиболее влиятельными учениями в X-XIII столетиях. Французский купец Пьер Вальдо стал основателем вальденсов. Он утверждал, что спастись можно только через служение Иисусу Христу и следование его учению, а не через церковь. Вальдо считал, что церковь развращена богатством и лишена изначальной святости.

Древние еретические тексты, как правило, уничтожались, поэтому сведения об учениях можно почерпнуть у их обличителей:

  • св. Иринея Лионского;
  • св. Ипполита Римского;
  • Тертуллиана;
  • Оригена;
  • св. Киприана Карфагенского;
  • св. Епифания Кипрского;
  • Климента Александрийского;
  • Евсевия Памфила;
  • бл. Феодорита;
  • бл. Августина;
  • Евфимия Зигабена.

в христианстве

Причины появления

Еретиков было много, но при всех различиях учений их объединяло недовольство существующими порядками. Люди пытались понять причины несправедливости, царящей в обществе. Ответы на свои вопросы они искали в Библии, но находили совсем не то, о чем проповедуют священники. Получалось так, что святые отцы скрывают истинный смысл Святого писания от верующих. Следовательно, вся церковь служит дьяволу, а не Богу.

Католические с вященнослужители навязывали людям комплексы ничтожности и неполноценности перед Богом: с этой целью началось строительство знаменитых соборов, впечатляющих величественностью и грандиозностью. Священники ревностно проповедовали: единственный способ получить божественную благодать — это жить в бедности. Сами же служители купались в роскоши, собирали десятину с населения и проводили дорогие обряды, а церковь обладала неограниченной властью и бессметным количеством владений.

Внешний облик разодетых в роскошные одежды и раскормленных аббатов и епископов не имел ничего общего с образом жизни Христа и апостолов. Еретики стремились возродить евангельскую простоту и бедность, требовали отказа духовенства от богатств и земельных владений. Они одевались в лохмотья, раздавали свое имущество нищим, странствовали и проповедовали, питались подаянием .


Историческая справка

На пространстве истории, от начала возникновения церквей до наших дней, вереницей непрерывно тянется ряд бесчисленных еретических движений, древних и новых. Из повторения старых условий возникают внецерковные видоизмененные учения о христианских догматах. Церковь опровергает их, борется с ними и побеждает, а еретиков предает отлучению после безуспешных попыток обратить их в свою веру.

Во все времена источниками еретических движений обыкновенно являлись:

  1. Нежелание язычников, иудеев и последователей восточного дуализма, приняв христианство, окончательно расстаться с прежним религиозным мировоззрением. Они пытались объединить в единое целое новые христианские доктрины со своими старыми.
  2. Стремление более сильных умов поставить учение, данное как Богооткровенное, на один уровень с философским мировоззрением античного мира. Намерение у этих учителей было доброе, но по самой природе вещей — неисполнимое. Привело все к рационализму. Таким было самое сильное учение еретиков всех времен — арианство со всеми его отраслями.
  3. Самобытное богословствование учителей церковного предания и общего голоса Вселенского собора. При самоуверенности и самомнении отсутствие узаконенных начал влекло к нарушению нормального состава учения церкви.

В данном ролике рассматриваются истоки еретических учений на примере арианства.

Современные еретики

В наше время термин используется для обозначения представителей любого религиозного движения, которое может заставить верующего оторваться от ортодоксальности или общепринятых мнений. Большинство современных представителей движения проповедуют взгляды, противоречащие содержанию Библии.

Современные еретические движения (XX век — по настоящее время) и их суть:

значение слова ересь

Борьба католической церкви с еретиками

Причины развития

Возникновение и развитие сектантских учений принято связывать с идеологическими и социальными переменами, которые появились в жизни общества в период гонений. Беднейшие слои населения искали в новой религии равенства и примирения, поэтому постепенное обогащение духовенства, отступничество в период гонений и укрепление административного начала вызывали осуждение со стороны простых верующих. В самых бедных слоях населения продолжали жить идеалы простого и скромного раннехристианского быта.

Причины появления и распространения идей еретиков, с которыми католическая церковь вела долгую и кровавую борьбу:

  • противоречивые настроения народных масс;
  • разнообразные толкования христианского учения;
  • всеобщее недовольство сытой жизнью высшего духовенства.

определение в истории

Преследования еретиков

Согласно средневековым хроникам и анналам, еретиком называли человека, отрицающего авторитет и учения Соборов. Первое упоминание борьбы церкви с такими людьми датировано 1022 годом: в Орлеане к сожжению приговаривались все инакомыслящие. Первыми жертвами костров стали образованные духовники, оправдывающие свое инакомыслие с помощью теологии.

Казни в Орлеане открыли путь к самым жестоким репрессиям, костры жгли в Тулузе и Аквитании. Целые общины иноверцев представали перед епископами, выступая с Библией в руках перед церковными судами. Цитатами из Священного писания они пытались доказать правильность проповедуемых ими учений. Приговоренных в полном составе отправляли на костер, не щадя детей и стариков. Сожжение — самый яркий пример того, как католическая церковь боролась с еретиками.

В XII столетии костры вспыхнули в Рейнских землях. Приговоренных было настолько много, что монах Эвервин де Стейнфельд попросил помощи у цистерцианского монаха Бернарда, имеющего репутацию жестокого преследователя иноверцев. После масштабных облав и погромов костры зажглись в Кельне. Судебные приговоры уже не были полны голословными обвинениями в распущенности и колдовстве, а содержали четкие пункты разногласий сектантов с ортодоксальными церковными понятиями.

Известно, что еретики имели собственные церковные институты, проводили свои соборы, привлекали в свои ряды новых приверженцев. Франция и Германия уничтожали инакомыслие в зародыше, но в Италии и Лангедоке катары укрепили и расширили свое влияние. В то время многие знатные семьи принимали новую веру, давали кров и пищу гонимым единоверцам и распространяли проповедуемые ими учения.


Инквизиция и публичная казнь

Вопреки деспотической политике церкви, среди горожан и крестьян появлялось все больше людей, ставивших под сомнение верность ее учений. Они обвиняли духовенство в праздности и непомерной трате денег. Католическое духовенство мгновенно отреагировало на религиозные бунтарства, ответив суровыми репрессиями, которые несколько веков будоражили всю Европу.

На первоначальной стадии жертвами становились люди, не согласные с классическими учениями церкви. Со временем категории отступников увеличились в геометрической прогрессии. Привлекательные женщины и девушки обвинялись в порочных связях с дьяволом и колдовстве. Родившиеся с физическими недостатками младенцы считались детьми сатаны. Всех их ожидала неминуемая смертная участь.

Семьи еретиков разорялись, их имущество делили пополам между собой духовенство и государственное казначейство. Жертвами инквизиционных процессов также стали и научные деятели, взгляды которых кардинальным образом расходились с учением церкви. Знаменитый астроном Галилео Галилей смог избежать смерти на костре только после того, как публично отрекся от учений Коперника.

Согласно подсчетам, огонь священной Инквизиции унес жизни более 12 миллионов жителей Европы, 98% из которых были невиновными.

в философии

Видео

В данном ролике представлена история возникновения и развития еретических движений.


Сословие - большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству. Духовенство претендовало на роль главного сословия, ведь церковь считалась посредником между Богом и людьми.

Церковь была крупнейшим землевладельцем и обладала огромными богатствами. Более 1/3 всех возделываемых земель в Европе и более тысячи зависимых крестьян принадлежали ей.

Она взимала десятину со всего населения Западной Европы - это особый налог на содержание духовенства и храмов. Церковь обладала правом индульгенции, то есть милости, - продавала специальные грамоты, отпускающие грехи.

До середины XI в. христианская церковь считалась единой. Однако Западная Европа подчинялась папе римскому, а Византия (и ряд стран, принявших от нее христианство) - константинопольскому патриарху.

Между церквями существуют различия в обрядах и учении, хотя обе церкви - это ветви одной христианской религии. Так, в Западной Европе богослужение велось на латинском языке, а в Восточной - на греческом (хотя допускалось ведение службы и на местных языках).

На Западе запрещалось вступать в брак всему духовенству, а на Востоке - только монахам и епископам. Восточные священники, в отличие от западных, не брили бороды, не выстригали волосы на темени.

Широкое распространение ересей подрывало авторитет католической церкви. И служители церкви повсеместно преследовали и жестоко расправлялись с еретиками. Для борьбы использовались:

1) отлучение от церкви <анафема), когда человек, подвергшийся подобному наказанию, ставился фактически вне закона и истинно верующие не имели права давать ему приют и оказывать любую помощь;

2) крестовые походы против еретиков. Наиболее широко известен, к примеру, поход против альбигойцев во Франции;

3) инквизиция - специальный церковный суд. Доносы, тюрьмы, пытки, костры - вот те методы проведения расследований, которые использовала инквизиция.

В XIII в. появляется множество, нищенствующих монахов-проповедников. Некоторые из них стали основателями духовных орденов. Орден - организация монахов или рыцарей со своими целями и правилами поведения. К примеру, Франциск Ассизский стал основателем ордена францисканцев.


В 1215 году католическая церковь определилась, как бороться с инакомыслием.

Явление в религиозной жизни европейцев

Еретические движения в Европе — это явление довольно однотипное и достаточно прямое по своей идеологии, если рассматривать его с точки зрения догматики. Следует сказать, что европейские еретические течения и неканоничные секты Московской Руси 15−16 вв. были в этом похожи. Участники подобных движений стремились толковать Библию без посредничества церкви. Таков был главный лейтмотив всех еретических сект и движений в Средневековой Европе, коих было великое множество.

Священное Писание — источник знаний о боге и о божественном законе, на который опирались идеологи ересей. По их мнению, простой человек и сам мог понять Библию.

Крестовый поход против вальденсов. Источник: Pinterest

Церковь же считала, что Священное Писание невозможно верно истолковать без её посредничества, ведь Библия изобилует рядом формальных противоречий. Например, закон Моисея и слово Иисуса имеют расхождения. Позиция церковников была твёрдой — они представляют институт общественной жизни, который призван учить человека закону божьему. Ведь без этого невозможно найти спасения, понять Господа и его законы. В начале 17-го века эти идеи сформулировал деятель католической церкви кардинал Роберто Беллармин. Инквизитор полагал, что Библия для несведущего человека — это набор запутанной информации.

Иными словами, если у общества отпадёт надобность в посреднической миссии церкви в познании Библии, то церковная иерархия также окажется невостребованной. Именно поэтому подавляющее большинство средневековых еретических течений Западной Европы выступало против церковной организации как института общественной жизни.

Юг Европы: главный регион антицерковного движения

Пьер Вальдо. Источник: Pinterest

Одним из главных подвижников в борьбе с ересями тогда стал святой Доминик, который направился со своими соратниками в неспокойный регион с проповедями. Центром распространения еретических движений был окситанский город Монпелье. Возникновение общин святого Доминика и его активная деятельность как проповедника не убедила инакомыслящих. В 1209 году началось вооружённое столкновение: был объявлен крестовый поход против еретиков, который возглавил граф Тулузы Симон IV де Монфор.

Король Франции Филипп II Август у костра с еретиками. Источник: Wikimedia Commons

Монашествующие ордена также внесли серьёзный вклад в победу над еретиками юга Франции. Ведь именно они стали главными идеологическими противниками отступников — нищенствующие монахи занимались лишь проповедью. В лице доминиканцев и францисканцев еретикам противостояла идея о нищенствующей церкви.

Доминиканцы. Источник: Wikimedia Commons

Четвёртый Латеранский собор

Апофеозом могущества церкви стало главное событие 1215 года — Четвёртый Латеранский собор. Каноны и постановления этой ассамблеи определили весь дальнейший путь развития религиозной жизни Западной Европы. На соборе присутствовало около 500 епископов и приблизительно 700 аббатов — это было самое представительное церковное мероприятие католиков за долгое время. Сюда также прибыли делегаты от константинопольского патриарха.

Четвёртый Латеранский собор. Источник: Wikimedia Commons

За всё время работы собора было принято около 70 канонов и постановлений. Многие из них касались внутрицерковной жизни, но некоторые регламентировали и повседневную жизнь мирян. Цикл жизни от рождения до погребения — каждый его элемент подвергся строгому анализу и выработке церковных норм. Именно на этом соборе приняли положение о церковном суде. Так родилась инквизиция. Этот инструмент борьбы церкви с инакомыслием станет самым эффективным. Историки считают, что 1215 год является датой полной христианизации западноевропейской цивилизации.

Источники

  • Лозинский С.Г. История папства. М, 1986.
  • Йозеф Лортц. История Церкви, рассмотренная в связи с историей идей. Москва, 1999.
  • Мадоль Ж. Альбигойская драма и судьбы Франции / Пер. с фр. Цибулько Ф. СПб., 2000.
  • Schneider M. Europäisches Walden­sertum im 13. und 14. Jahrhundert. B.; N. Y., 1981.

Материалы по теме

Орден рыцарей Храма, тамплиеров, существовал всего 200 лет. В 1119 году девять бедных рыцарей приплыли в только что захваченный христианами Иерусалим, а в 1314 году последний магистр ордена сгорел на костре инквизиции в центре Парижа. Но за свою недолгую историю тамплиеры успели стать самым влиятельным и самым легендарным рыцарским орденом Европы.

Сегодня христианских святых часто представляют кроткими, благосклонными к людским слабостям, почти что всепрощающими. Столетия назад их изображали куда разнообразнее: были среди них и добросердечные защитники человечества, и суровые, а иногда по-настоящему жестокие личности.

Знаменитый эпизод с волхвами упомянут только в одном Евангелии, да и этот текст очень лаконичен – немногое рассказывает он о мудрецах, пришедших поклониться Христу. Кем были эти волхвы, он тоже не объясняет, но многое могут поведать другие исторические тексты.

А вот ещё:

Как средневековые святые наказывали людей


Сегодня христианских святых часто представляют кроткими, благосклонными к людским слабостям, почти что всепрощающими. Столетия назад их изображали куда разнообразнее: были среди них и добросердечные защитники человечества, и суровые, а иногда по-настоящему жестокие личности.

Разберемся в том, как и за что средневековые святые могли покарать человека болезнью или даже убить и что эти случаи говорят о жизни в те времена.

Защита и опора: кара за посягательство на слабых

Пожалуй, больше всего с современными представлениями согласуются эпизоды средневековых источников, где святые карают людей за злодеяния против тех, кто значительно слабее преступника. Описания этих случаев пугали даже спустя столетия. Например, в XIX веке издатель жития Геральда Аврилакского (Орильякского) в серии Patrologia Latina не решился включить следующий эпизод в печатный текст — фрагмент увидел свет гораздо позже.

Итак, одна женщина из Лиможа посетила гробницу святого Геральда. На обратном пути ее изнасиловал некий всадник. Хотя любое нападение на паломников осуждалось, его не остановил ни тот факт, что она возвращалась из святого места, ни само имя Геральда. Вскоре — очевидно, по воле святого — у преступника разложились и отвалились гениталии. Даже после этого он не раскаялся в содеянном, хотя составитель жития явно ожидал этого: для средневекового человека такая внезапная болезнь была понятным знаком, требующим покаяния. Однако грешник не признал своей вины, поэтому через несколько дней утонул в реке, а значит, не смог покаяться в грехах даже перед смертью — такой участи страшился любой христианин той эпохи.


Такой тип наказания свыше вполне понятен и сегодня. Но в этом житии немало других примеров пугающе, с нашей точки зрения, жестоких кар, причем за куда меньшие преступления. По воле святого нарушителей норм поражают внезапные болезни, у них отсыхают руки, с их тел в одно мгновение слезает кожа. Парадоксально, но все эти факты не делают Геральда жестоким, с точки зрения составителей его жития.

Напротив, они постоянно подчеркивают, насколько мягким человеком он был. Святой происходил из знатной семьи и мог стать воином, как и поколения его предков. Вместо этого он отказался от светской жизни и брака и основал на своих землях монастырь, где потом и упокоился. В житии упоминается, что приближенные Геральда называли его робким, застенчивым, едва ли не женоподобным. Также агиографы сообщают, что за всю жизнь в миру он не нанес ни единой раны — как и сам не был ранен, хотя участвовал в боях.

В какой-то мере эти описания можно считать общим местом, характерным для житий, — святого необходимо изображать благостным и кротким, не приемлющим насилия. Однако отчасти в этих характеристиках проявился и специфический средневековый взгляд на суровые кары. Исследователь жития Геральда Мэтью Кюфлер пишет:

Среди чужих: жестокость святых к иноверцам

В ответ будущий святой устроил крестный ход, и при виде его часть иноверцев упала замертво, а остальные вмиг ослепли. Впрочем, Леонтий немедленно оживил мертвых и вернул зрение слепым, — поразившись его чудесам, меряне добровольно крестились.

Не всем христианским миссионерам везло так, как Леонтию (впрочем, некоторые редкие варианты его жития сообщают, что впоследствии он таки был убит язычниками). Куда чаще клирики, отправляющиеся в чужие земли, становились жертвами местных жителей, не желающих отказываться от своей веры. Образы святых, способных уложить толпу чужеземцев замертво, а потом оживить, показывали и силу христианской веры, и то, какие почти невыносимые трудности ждали тех, кто отправлялся в дальние края с духовной миссией.


За сон и пьянство: кара за непочтение

Еще один тип ситуаций, где святые могли проявить суровый нрав, — случаи, когда человек относился к ним неуважительно. Тогда святые шли на довольно жесткие меры, чтобы указать на ошибку наглецам, а заодно и окружающим. Жития не скупятся на страшные детали, чтобы произвести на читателя впечатление и внушить ему трепет перед образом святого.

Изучая источники, можно заметить, насколько широко их составители понимали непочтение к святым. Например, характерный эпизод мы находим в том же житии Леонтия Ростовского: эти события произошли спустя много лет после его смерти, когда Леонтий уже был канонизирован. Однажды в день его памяти случилось чудо — ночью святой восстал из гробницы, церковь, где он покоился, наполнилась благоуханием, в ней зазвучало ангельское пение. К утру свеча у гробницы, зажженная ангелами, продолжала гореть. После службы один из служителей церкви захотел ее погасить и тут же был наказан: он оглох и онемел, его руки и ноги перестали двигаться. Клирик выздоровел лишь после того, как раскаялся во всех своих грехах.

Впрочем, за непочтение святые не всегда посылали болезнь — иногда достаточно было проигнорировать просьбы человека. Такая судьба ждала хромого мальчика, который посетил гробницу святого Томаса Бекета в надежде исцелиться. Чтобы обратиться к святому, юноша должен был лечь на плиту, накрывающую гробницу, — это был традиционный способ исцеления у могилы святого. Увы, лежа на плите, уставший мальчик вскоре уснул. Томас Бекет явился ему во сне, осыпал больного проклятиями за дерзость, а затем заявил, что отказывается даровать ему здоровье.

Святые карали христиан не только за неуважение лично к ним, но и за нарушение правил, установленных церковью. Например, житие Мартина Турского рассказывает о женщине, которая, вопреки запрету, работала в воскресенье. Ее рука окоченела, и пальцы не отрывались от ладони до тех пор, пока нарушительница не явилась в церковь и не поклялась никогда больше не трудиться в святой день.

Еле придя в себя, он рассказал о случившемся близким, и те по описанию страшного человека догадались, что это был сам апостол Павел — его принято изображать бородатым и практически лысым. Несчастный пьяница так и не выздоровел, и родные отвезли его в монастырь, где тот умер через год.

В чужой монастырь: святые в борьбе за земли и имущество


Историк Александр Медведь замечает:

Похожие эпизоды есть и в западноевропейских житиях. Например, уже упомянутому Геральду Аврилакскому, также происходившему из влиятельной семьи, пришлось защищать монастырь от собственного племянника. Тот вместе со своими людьми решил ограбить обитель, стоящую на дядиных землях. Святой Геральд явился нечестивцу во сне, ударил его по голове и пригрозил немедленной смертью, если тот не оставит монахов в покое. Позже на монастырскую собственность посягнули еще несколько человек, и все они умерли при страшных обстоятельствах: скажем, с мальчика, укравшего из церкви алтарный покров, полностью слезла кожа.

Так были ли святые жестокими?

Итак, средневековые источники показывают, что святые отнюдь не всегда были кроткими и снисходительными к людским порокам. Они могли гневаться и карать, причем с современной точки зрения весьма сурово, а иногда и вовсе безжалостно. Однако считали ли составители этих текстов, что описанное — жестоко?


Кроме того, можно вслед за Мэтью Кюфлером предположить, что все эти эпизоды действительно воспринимались как жестокие, но таким тогда был мир — мрачным и не знающим пощады. Однако мнение о безжалостном характере той эпохи разделяют далеко не все историки. Дэниел Барац, автор книги Medieval Cruelty, предупреждает: наше представление о том, что этот период был полон ничем не ограниченного насилия, сформировали не столько сами средневековые источники, сколько их восприятие в более поздние времена, например антикатолическая полемика эпохи Реформации. Этот взгляд на Средние века сохранился и во многих авторитетных исследованиях ХХ столетия.

Сам Барац считает, что говорить о едином отношении к жестокости в Средневековье невозможно, скорее перед нами многообразие различных взглядов, зависящее от множества факторов.

Все эти вопросы показывают, как сильно за столетия изменился образ христианского святого. А это значит, что менялись и взгляды на жестокость, преступление и само понятие зла — как и на милосердие и справедливость.

Читайте также: