Анализ качества образования в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

- довести до сведения родителей итоги образовательных достижений учащихся за 2020-2021 учебный год.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 ИМ. А.В.МОКРОУСОВАС

ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Аналитическая справка по итогам анализа результатовуспеваемости за 4 четверть 2020 – 2021 учебного года
Начальное общее образование Цель: мониторинг уровня успеваемости и качества знаний за 2020-2021 учебного года.

В конце 2020-2021 учебного года в 1-4 классах по списку 575 человек. Подлежали аттестации 455 учащихся (без учета учащихся 1 классов).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Качество образования – важнейший показатель успеха школы и важнейшая, системообразующая задача и направление деятельности системы внутришкольного управления. Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование.

Существуют основные направления в улучшении качеством образования.

  1. Обеспечение нового качества образования.
  2. Развитие воспитательной системы школы.
  3. Совершенствование профессионализма учителя, сохранение и развитие кадрового потенциала школы.
  4. Развитие материально-технической базы и модернизация экономических отношений в системе ОУ.
  5. Выдвижение новых требований к системе управления.
  6. Нормативно-правовое обеспечение.

Вопрос о качестве образования, которое дает школа, для нас был актуальным всегда. Последние годы проблема обострилась, и тому есть несколько причин:

  • Стал осуществляться последовательный переход от единообразия учебных программ, учебников к их разнообразию;
  • Дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым опытом, отличием в психофизиологическом развитии, а начальное общее образование призвано помочь реализовывать способности каждого и создать условия для индивидуального развития.

Повышение качества образования возможно только через инновационные процессы, поэтому в настоящее время наша школа находится на этапе модернизации и обновления содержания образования. Исходя из этого, мы решили разработать свои критерии по улучшению качества образования и поставили перед собой такие задачи:

1. Формирование физически здоровой личности:

  • недопущение перегрузок учащихся в учебной деятельности;
  • оптимальная организация учебного дня и недели с учетом санитарно- гигиенических норм и возрастных особенностей детей;
  • соблюдение двигательного режима во время уроков и перемен;
  • привлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях, проведение дней здоровья, спортивных соревнований.

2. Развитие творческих способностей учащихся:

  • создание творческой атмосферы в школе путем организации развивающих занятий, проведения предметных месячников, декад, олимпиад, турниров смекалистых, математических марафонов, викторин, библиотечных уроков, встреч с интересными людьми.

3. Организация учебно-воспитательного процесса:

  • совершенствование учебного плана, программ;
  • изучение и внедрение в практику педагогических технологий (дифференцированного обучения, достижение оптимального чтения по Федоренко, орфографическое чтение Тоцкого П.С., развивающее обучение по программе Истоминой Н.Б.)

4.Формирование творчески работающего коллектива учителей:

  • совершенствование работы методических объединений;
  • организация изучения методик развивающего обучения;
  • проведение семинаров;
  • участие в работе городских и областных семинаров по обмену опытом работы
  • систематизация наработок учителей;
  • подготовка материалов для аттестации учителей.

Новая модель современной начальной школы качественного образования предполагает применение методов творческой деятельности и использования передовых технологий, выработки новых направлений реформирования начального образования. Новые направления развития школы, а именно:

Современные тенденции реформирования начального образования определяют:

1.Необходимо формирование у учащихся фундаментальных знаний.

2.Обеспечение поддержки одаренных учащихся, совершенствование школьной системы предметных олимпиад.

3.Расширение дополнительного образования в помощь обязательным дисциплинам.

4.Непрерывное повышение профессионального уровня педагогов.

5.Внедрение в образовательный процесс электронных учебных комплексов и освоение учителями компьютерных методов обучения.

6.Поиск и апробация передовых технологий изучения иностранного языка в начальной школе.

7.Разработка новых методик оценивания результатов учебной деятельности учащихся.

8.Создание системы эффективного контроля за внедрением в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

В условиях модернизации определились пути перехода от традиционной модели обучения младших школьников к личностно-ориентированной, которая предполагает ориентацию на изучение личности ребенка как индивидуальности, самоценности. Такая школа создает психолого-педагогические условия для изучения развития личности каждого ребенка.

В нашей школе уже наметилось немало положительного:

  • вариативность педагогических подходов к начальному образованию;
  • свобода для творческого поиска у педагогов, поддерживаемая государственной политикой;
  • растет родительское самосознание;
  • педагогическая поддержка индивидуальности ребенка.

Портрет выпускника современной начальной школы качественного образования:

Формирование умения самостоятельно учиться, понимания взаимосвязи явлений внешнего мира:

- читает бегло, выразительно и без ошибок (120 слов в минуту, литературный текст, владеет разными видами чтения);

- использует разные виды письменных работ (темп – 50 знаков в минуту);

- свободно владеет грамотной устной и письменной речью, умеет добиваться желаемого результата при взаимодействии с людьми с помощью языка, понимает смысл обращенной к нему речи и выражает понятно собственные мысли и чувства;

- владеет сформированной знаково-символической деятельностью, умеет читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями;

- понимает взаимосвязи человека с природой, умеет применять экологические знания на практике;

- креативен (способен к творчеству), обладает эстетическими установками по отношению к культуре и природе, имеет достаточно высокий уровень воссозданного воображения, знает произведения выдающихся художников;

- стремится постоянно повышать уровень своих знаний, находить, обобщать и принимать нужную информацию;

- способен использовать знания на практике, умеет применять их в нестандартных ситуациях;

- умеет самостоятельно анализировать изучаемые задания, задачи, выявлять в них существенные элементы, признаки, части;

- умеет рационально организовывать свой труд, владеет разными способами контроля и самоконтроля.

- владеет произвольным вниманием, умеет организовывать и регулировать свое внимание, сознательно управлять им;

- имеет первоначально отработанную произвольную память;

- коммуникативен, владеет культурой общения, бережно относится к общечеловеческим ценностям, честен, принципиален, умеет отстаивать свои взгляды и убеждения, настойчив в преодолении трудностей;

- ведет здоровый образ жизни, осознанно относится к здоровью и физической культуре, владеет антистрессовой защитой, умеет применять простейшие способы оказания первой медицинской помощи;

- способен действовать в чрезвычайных ситуациях, сознательно и ответственно относиться к личной безопасности и безопасности окружающих;

- способен действовать, анализировать свои действия, находить причину затруднений, строить новый проект своих действий, способен к рефлексии, саморегуляции, к сознательному управлению своим поведением;

- владеет культурой самоопределения личности, стремится к самосовершенствованию, мотивирован на достижение успеха, на дальнейшее продолжение образования в основной школе;

- он гражданин, патриот, ощущающий ответственность за прошлое, настоящее и будущее отечества, приверженный общечеловеческим духовным идеалам;

- обладает уверенностью в себе, чувством собственного достоинства, положительной самооценкой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- довести до сведения родителей итоги образовательных достижений учащихся за 2020-2021 учебный год.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 ИМ. А.В.МОКРОУСОВАС

ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Аналитическая справка по итогам анализа результатовуспеваемости за 4 четверть 2020 – 2021 учебного года
Начальное общее образование Цель: мониторинг уровня успеваемости и качества знаний за 2020-2021 учебного года.

В конце 2020-2021 учебного года в 1-4 классах по списку 575 человек. Подлежали аттестации 455 учащихся (без учета учащихся 1 классов).


Статья освещает проблему оценки качества современного начального образования, которая заключается в интерпретации системы оценки качества начального образования в структуре, в целеполагании и в процессе функционирования системы оценки; исследует различные подходы к интерпретации понятий образовательного мониторинга, педагогической экспертизы.

Ключевые слова: качество начального образования, система оценки качества начального образования, мониторинг, педагогическая экспертиза

Несмотря на все недостатки данного определения, в этой статье мы будем придерживаться именно его, поскольку именно в такой интерпретации качества образования прослеживается стандартизация понятия, основанная на систематизации и обобщении различных подходов.

Данное определение характеризуется также универсальностью, поэтому оно применимо и к качеству начального образования.

Вместе с тем С. А. Котова выделяет три основные элемента системы качества начального образования:

− качество обучения и воспитания младших школьников,

− качество образовательного процесса,

− качество условий образования [5].

Второе Правило осуществления мониторинга системы образования определяет цели мониторинга систем образования:

− информационная поддержка разработки и реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования,

− непрерывный системный анализ и оценка состояния и перспектив развития образования (в том числе в части эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность),

− усиление результативности функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений,

− выявление нарушения требований законодательства об образовании [8].

Однако мониторинг недопустимо ассоциировать только с оценкой качества образования. Мониторинг — это комплексное, всестороннее наблюдение за процессом функционирования образовательных систем, включающее и оценку результатов данного функционирования в виде определенного образовательного уровня.

Мониторинг образовательных систем осуществляется как на государственном, так и на международном уровнях. Самыми масштабными международными мониторинговыми исследованиями последних лет являлись:

− исследование качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (Third International Mathematics and Science Study), организованное Международной ассоциацией по оценке учебных достижений с целью сравнить оценку математической и естественнонаучной грамотности школьников;

− исследование знаний и умений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment), которое проводилось в более широком масштабе, чем TIMSS, и охватывало различные аспекты результативности процессов обучения и воспитания [6].

Целями оценки качества образования О. В. Климентьева считает:

− формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в гимназии;

− получение объективной информации о состоянии качества образования в гимназии, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;

− повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг о качестве при принятии решений, связанных с образованием;

− обеспечение объективности и справедливости образования при приеме в образовательные учреждения.

− формирование определенной системы индикаторов, обеспечивающих достижение целей оценки качества образования,

− диагностика уровня индивидуального развития учащихся,

− диагностика состояния образовательной системы, а также эффективности ее функционирования,

− оценка реализуемых образовательных программ с учетом общественного запроса,

− факторный анализ качества образования,

− разработка и внедрение программ, обеспеченных необходимым учебно-методическим материалом и направленных на подготовку специалистов в области оценки качества образования (менеджеров мониторинга) [4].

В статье О. А. Игнатовой задачи оценки качества образования представлены в более обобщенном виде. Исследователь считает, что важнейшими задачами оценки качества образования являются:

− диагностика уровня индивидуальных достижений учащихся в рамках осуществления ими учебно-познавательной деятельности,

− многоуровневая оценка качества образования, в том числе и в пределах конкретной образовательной ступени,

− формирование системы индикаторов и критериев для реализации программ экспертной оценки образовательного процесса [3].

Основная сложность в целеполагании и проектировании оценочного мониторинга или комплексной экспертизы системы начального образования заключается, прежде всего, в наличии различных форм проведения оценки качества образования в системе. Например, Е. А. Гатальская выделяет две формы оценки качества образования: внешнюю и внутреннюю [2]. Данные формы различаются не только по статусу субъектов мониторингового процесса, но по целеполаганию. Если внешняя форма оценки качества образования, реализуемая различными органами, которые регулируют образовательный процесс в учреждении, предполагает, прежде всего, комплексный мониторинг образовательного процесса с диагностическими и прогностическими целями, — то внутренняя форма, реализуемая внутри самой образовательной системы, зачастую подразумевает контроль за качеством образования в конкурентной образовательной среде и в определенных аспектах сближается с образовательной экспертизой (например, внутришкольной педагогической).

Внутреннюю оценку качества образования В. Ф. Покасов рассматривает в контексте школьной системы оценки качества образования (ШСОКО) и определяет последнюю как совокупность систем внутришкольного контроля, мониторинга, общественной и профессиональной (внешней и внутренней) экспертизы и аудитов [11].

Формальная и процессуальная стороны процесса оценивания качества образования по проблематике уступают ее содержательной стороне, а также аспекту целеполагания. Анализируя важность целевой и содержательной сторон оценочного процесса, направленного на качество начального образования, С. А. Нецветайлова считает наиболее значимой его составляющей мониторинг контроля и оценки результатов обучения в 1–4 классах в условиях реализации общеобразовательных программ в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) [7].

Создание и соблюдение предусмотренных требованиями ФГОС НОО условий реализации основной образовательной программы — это процесс, направленный на обеспечение качества начального образования. Непосредственно условия реализации общеобразовательных программ служат теми показателями качества начального образования, которые являются предметом оценивания. Однако для эффективной оценки качества начального образования необходима разработка системы критериев.

Основные термины (генерируются автоматически): начальное образование, образовательная система, качество образования, образовательный процесс, оценка качества, оценка качества образования, TIMSS, педагогическая экспертиза, условие реализации, начальное общее образование.

Читайте также: