Куда мне деться в этом январе анализ кратко

Обновлено: 05.07.2024

Презентация на тему: " От тайны слова к тайне факта (Уроки творческого развития) Работа со словом при анализе лирического стихотворения." — Транскрипт:

1 От тайны слова к тайне факта (Уроки творческого развития) Работа со словом при анализе лирического стихотворения

2 Творческая карта наблюдений Тайна слова

3 Куда мне деться в этом январе? Открытый город сумасбродно цепок… От замкнутых Я, что ли, пьян дверей? И хочется мычать от всех замков И скрепок. И переулков лающих чулки, И улиц перекошенных чуланы. И прячутся поспешно в уголки И выбегают из углов угланы.

4 И в яму, в бородавчатую темь Скольжу к обледенелой водокачке. И, спотыкаясь, мёртвый воздух ем, И разлетаются грачи в горячке. А я за ними ахаю, крича В какой-то мёртвый деревянный короб: Читателя! советчика! врача! На лестнице колючей разговора б!

5 Тема наблюдения Лирический герой и город

7 Соберите слова, характеризующие атмосферу января Январь – город сумасбродно цепок – замкнутые двери в открытом городе – замки и скрепки – переулков лающих чулки – улиц перекошенных чуланы – угланы в углах и уголках – яма – обледенелая водокачка – мёртвый воздух – грачи в горячке – мёрзлый деревянный короб.

9 Советчика! Читателя! врача! Какое значение имеют заключительные слова стихотворения? Какое значение имеют заключительные слова стихотворения? Предположите, почему слова в заключительных строках расположены в таком порядке?

14 Написание эссе Лирический герой стихотворения переживает чувства безысходности, страха. Окружающий мир враждебен ему. Город, в котором находится герой, призрачен, населён неведомыми, а оттого ещё более страшными существами. Но в то же время город вполне реален, он давит на героя, преследует его, убивает. Герой болен, но ему необходим не врач, а читатель, советчик.

17 Автор стихотворения – Осип Эмильевич Мандельштам, российский поэт. Родился 3(15) января 1891 года в Варшаве, умер 27 декабря 1938 года на лагерном пункте Вторая речка, под Владивостоком.

19 Мандельштам выбирает Воронеж, где находится с 1934 по 1937 год. Большая часть стихотворений, созданных в воронежский период, отразила стремление бесповоротно сломленного арестом и болезнями поэта выговориться сполна, сказать своё последнее слово. В мае 1937 года поэт получил разрешение выехать из Воронежа. Спустя год его арестовали вторично и отправили по этапу в лагерь, на Дальний Восток. Мандельштам скончался от тифа в пересыльном лагере. Реабилитирован посмертно.

20 Творческая карта наблюдений Тайна слова

21 Стихи растут, как звёзды и как розы, Как красота - ненужная в семье. А на венцы и на апофеозы – Один ответ: - Откуда мне сие? Мы спим – и вот, сквозь каменные плиты, Небесный гость в четыре лепестка. О мир, пойми! Певцом – во сне – открыты Закон звезды и формулы цветка.

22 Тема наблюдения Лирический герой и тайны поэтического ремесла

Арест, ссылка и оторванность от литературного мира спровоцировали у Мандельштама глубочайшую депрессию, главным образом из-за того, что поэт лишился возможности делиться своими произведениями с массами.

Тема стихотворения — судьба поэта в тоталитарном обществе.

Вторая строфа — нагнетание обстановки отчаяния и тупика.

Проявляется тема смерти, завершения пути. Деревянный короб ассоциируется и с гробом, и с камерой-одиночкой.

Окончание стиха — своеобразный крик души лирического героя, выраженный лаконичными восклицательными предложениями:

— Читателя! Советчика! Врача!

На лестнице колючей разговора б!

Поэт изнывает от одиночества и невозможности поделиться с кем-либо своим творчеством. Он тоскует по связи с миром, с себе подобными.

Мир анализируемого стихотворения тёмен и мрачен, без ярких цветов. Эта безрадостная цветовая гамма, обозначенная лишь черными грачами, — цвет внутреннего мира поэта.

Однако в стихотворении всё же чувствуется надежда на то, что вынужденное одиночество — временное, и что лирический герой всё же воссоединится с обществом.




В этих строках он подчеркивает собственную непредсказуемость и легкомыслие, а также свой непростой характер.

Основная идея — принижение и недооценка собственного творчества. Здесь чувствуется пренебрежительное отношения автора к своей персоне. И все же он допускает возможность, что настанет время, когда его стихи будут оценены по достоинству и, возможно, в его честь назовут улицу.


Оба рассмотренных стихотворения созвучны по настроению и системным образам.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Куда мне деться в этом январе?
Открытый город сумасбродно цепок…
От замкнутых я, что ли, пьян дверей? —
И хочется мычать от всех замков и скрепок.

И переулков лающих чулки,
И улиц перекошенных чуланы —
И прячутся поспешно в уголки
И выбегают из углов угланы…

И в яму, в бородавчатую темь
Скольжу к обледенелой водокачке
И, спотыкаясь, мертвый воздух ем,
И разлетаются грачи в горячке —

А я за ними ахаю, крича
В какой-то мерзлый деревянный короб:
— Читателя! советчика! врача!
На лестнице колючей разговора б!

ОСИП МАНДЕЛЬШТАМ

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

А вот и я Не ждали? Или уже устали ждать Меня отправили на курсы, поэтому прихожу поздно Но задание всё же выставляю.

Итак, анализ стихотворения О. Мандельштама

" Куда мне деться в этом январе?"

Куда мне деться в этом январе?

Открытый город сумасбродно цепок

От замкнутых я что ли пьян дверей? –

И хочется мычать от всех замков и скрепок.

И переулков лающих чулки,

И улиц перекошенных чуланы,

И прячутся поспешно в уголки

И выбегают из углов угланы

И в яму, в бородавчатую темь

Скольжу к обледенелой водокачке,

И, спотыкаясь, мертвый воздух ем,

И разлетаются грачи в горячке.

А я за ними ахаю, крича

В какой-то мерзлый деревянный короб:

– Читателя! советчика! врача!

На лестнице колючей – разговора б!

Мандельштам остро переживает оторванность от литературного мира и находится в жесточайшей депрессии. Он живет в напряженном ожидании нового ареста, который и последовал в 1938 году.


Какие чувства возникают при прочтении этого стихотворения?

2. Какие яркие особенности текста вы бы выделили?

3. Что вы скажете о первой строчке стихотворения?

Куда мне деться в этом январе?

4. Что вы представляете себе, прочитав следующие две строки?

Открытый город сумасбродно цепок

От замкнутых я что ли пьян дверей?

5. Что значит пьян от дверей? Какие выражения, похожие на это, мы употребляем в разговорной речи?

И хочется мычать от всех замков и скрепок

6. Что означает здесь слово "мычать"?

Обратите внимание на художественное пространство первой строфы.

Город = страна = Вселенная

(тема западни, загнанности).

Противостояние лирического героя и города. Трагедия, происходящая в этом городе, разрастается до трагедии страны, Вселенной, в то же время это западня, означающая загнанность. Это противостояние личности и общества.

И переулков лающих чулки,

И улиц перекошенных чуланы –

И прячутся поспешно в уголки

И выбегают из углов угланы

7. Как видите, пространство сужается. О чем в ней говорится?

И улиц перекошенных чуланы –

8. Как вы понимаете словосочетание перекошенных улиц?

И прячутся поспешно в уголки

И выбегают из углов угланы

9. Как вы понимаете значение слова углан?

Во второй строфе описывается путь, движение человека по городу, а также судьба обреченного и страдающего человека. И этот путь отдельного несчастного похож на путь всей страны.

Что происходит с пространством здесь? Верно. Пространство ещё более сужается.

И в яму, в бородавчатую темь,

Скольжу к обледенелой водокачке

И, спотыкаясь, мертвый воздух ем,

И разлетаются грачи в горячке.

Итак, читаем построчно

Скольжу к обледенелой водокачке,

10. Как вы понимаете слово "скольжу"?

И, спотыкаясь, мертвый воздух ем

11. Как вы понимаете слово "спотыкаясь" в этом контексте?

И разлетаются грачи в горячке

12. Как вы понимаете эту строчку? Как известно, грачей в январе нет.

Определим пространство третьей строфы.

Пространство еще более сужается! Сужается до мерзлого деревянного короба.

А я за ними ахаю, крича

В какой-то мерзлый деревянный короб:

13. С чем ассоциируется у вас мерзлый деревянный короб?

Посмотрите на последние две строчки.

– Читателя! советчика! врача!

На лестнице колючей – разговора б!

14. А это какие вызывает ассоциации?

Определим пространство последней строфы:

Последний гвоздь в крышку гроба!

15. Как вы думаете, почему стихотворение не имеет названия?

16. Как вы видите, герой находится в состоянии отчаяния, безвыходности; но сдается ли он?

Работы сдать в письменном виде к 5 марта.

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Твір про Айвенго

Вальтер Скотт - відомий шотландський письменник. В його творах яскраво переплітаються історія та вигадка, наука та фантазія.Вальтер прагнув правдиво відобразити побут, звичаї, мораль минулих століть, змалювати визначні особистості та реальні події. Але головним для автора було зображення на історичному тлі долі звичайної людини, поєднуючи історичну правду з художнім вимислом. Ім’ям героя Айвенго називає В. Скотт один з найкращих своїх романів.Айвенго, син саксонського пана Седріка, супроводжує Річарда І у Хрестовому поході.Айвенго - юнак благородний, рішучий, сміливий. Відданість королю-норману, чесність та сміливість у боротьбі зі зрадниками роблять йому честь. Герой здійснив багато подвигів заради кохання та справедливості

Седрик Сакс - батько Айвенго з роману Вальтера Скотта "Айвенго"

Продовжуючи дивитися на сайті, я часто замислююся, а хто, властиво тут позитивні герої, а хто негативні? І не можу чітко відповісти на це питання. Здавалося б, самі негативні герої, у наслідку, роблять дуже гарні вчинки, а герої, здавалося б, позитивні - зовсім навпаки. Книги Седрик Сакс - батько Айвенго з роману Вальтера Скотта "Айвенго" Седрик Ротервудский (Седрик Сакс) - затятий супротивник норманнской влади, що мріє про відновлення в правах саксів. Батько Айвенго. Джерело: Роман "Айвенго"

Опис праці Щедре серце дідуся

Читайте также: