Анализ использования производственных ресурсов кратко

Обновлено: 05.07.2024

В конце года все компании подводят итоги своей работы. Мы предлагаем набор процедур по анализу показателей хозяйственной деятельности, которые помогут понять, насколько рационально в течение года использовались ресурсы предприятия.

ПОЧЕМУ ВАЖНО ОЦЕНИВАТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Когда речь идет о подведении итогов работы предприятия за год, экономисты традиционно уделяют внимание план-фактным отклонениям, динамике показателей за несколько лет, анализу финансовых коэффициентов. При этом специалисты довольно часто упускают из виду вопрос, насколько эффективна была компания в процессе получения конечных годовых показателей своей работы.

Возьмем для примера прибыль. Запланированную годовую сумму прибыли можно получить, предоставляя покупателям дополнительные скидки. С одной стороны, это позволит увеличить продажи, с другой — приведет к росту логистических и коммерческих затрат.

В результате рентабельность бизнеса значительно упадет. Это автоматически снизит конкурентоспособность предприятия на рынке сбыта, с большой долей вероятности приведет к потере доли рынка в будущем году.

Собственники бизнеса вполне могут рассматривать падение рентабельности как свою упущенную прибыль и предъявить претензии к руководству компании. Поэтому при подведении итогов работы предприятия за год очень важно оценивать эффективность и выяснять причины ее снижения.

КАКИЕ КРИТЕРИИ И МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Оценка экономической эффективности деятельности предприятия позволяет понять, насколько рационально использовались имеющиеся ресурсы в процессе достижения запланированных целей.

Такая оценка особенно актуальна в периоды расширения масштабов бизнеса, открытия новых направлений, поскольку помогает своевременно выявить причины снижения эффективности работы компании, принять меры к их устранению.

Оценка эффективности включает набор процедур по анализу динамики различных показателей хозяйственной деятельности предприятия в сравнении с аналогичными показателями прошлых периодов или утвержденными на отчетный период плановыми значениями.

Все анализируемые показатели можно объединить в четыре основные группы (см. рисунок).


По мере развития бизнеса происходит естественная смена критериев оценки успешности и эффективности работы компании. В таблице 1 представлен перечень наиболее распространенных критериев оценки эффективности в привязке к стадиям развития компании.


Качество оценки эффективности работы предприятия по итогам отчетного года зависит от полноты использования методов оценки.

В ходе оценки эффективности должны быть задействованы четыре метода анализа данных:

  • трендовый (горизонтальный);
  • структурный (вертикальный);
  • сравнительный;
  • факторный.

Применительно к проведению оценки эффективности работы предприятия каждый из указанных методов представлен в следующих разновидностях (табл. 2).




Качественная оценка эффективности работы предприятия основана на выборе критериев оценки, соответствующих стадии развития бизнеса, и комплексном использовании различных методов анализа данных о деятельности компании.

КАК ОЦЕНИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Оценка эффективности работы предприятия в силу своей комплексности предполагает использование частных и обобщающих показателей.

По частным показателям можно определить:

  • эффективность применения каждого из ресурсов компании;
  • результативность реализации каждого вида продукции/услуг компании.

По обобщающим показателям определяют:

  • эффективность всех ресурсов, продукции/услуг предприятия;
  • результативность компании в целом.

Порядок оценки эффективности предприятия

Эффективность работы предприятия оценивают в несколько этапов.

ЭТАП 1. Рассчитывают и оценивают общие показатели рентабельности, отражающие эффективность производственной деятельности компании:

  • рентабельность бизнеса — информирует о доле чистой прибыли в выручке от реализации:

Рентабельность бизнеса = Чистая прибыль / Выручка от реализации × 100 %; (1)

  • рентабельность продаж — дает представление о том, какова доля прибыли от реализации в выручке от реализации:

Рентабельность продаж = Прибыль от продаж / Выручка от реализации × 100 %; (2)

  • рентабельность реализованной продукции — показывает эффективность реализации продукции:

Рентабельность реализованной продукции = Прибыль от продаж / Себестоимость реализованной продукции × 100 %. (3)

ЭТАП 2. Рассчитывают и оценивают общие показатели рентабельности, отражающие эффективность использования ресурсов предприятия:

  • рентабельность оборотных активов — отражает эффективность использования оборотного капитала организации:

Рентабельность оборотных активов = Чистая прибыль / Средняя стоимость оборотных активов × 100 %; (4)

  • рентабельность внеоборотных активов — показывает эффективность использования внеоборотных активов предприятия:

Рентабельность внеоборотных активов = Чистая прибыль / Средняя стоимость внеоборотных активов × 100 %; (5)

  • рентабельность собственного капитала — отражает эффективность использования организацией собственного капитала:

Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль / Средняя величина собственного капитала × 100 %; (6)

  • рентабельность инвестированного капитала — характеризует отдачу на сумму денежных средств, вложенных в бизнес:

Рентабельность инвестированного капитала = Чистая прибыль / (Средняя величина собственного капитала + Средняя величина долгосрочных обязательств) × 100 %; (7)

  • рентабельность заемного капитала — характеризует эффективность использования организацией заемного капитала:

Рентабельность заемного капитала = Чистая прибыль / Средняя величина заемного капитала × 100 %. (8)

ЭТАП 3. Проводят факторный анализ показателей рентабельности. Цель — определить причины отклонений значений отчетного периода по сравнению с данными прошлых периодов или планами на отчетный период.

ЭТАП 4. Рассчитывают и оценивают частные показатели эффективности, которые отражают отдельные аспекты работы предприятия. Среди них могут быть такие показатели:

  • издержкоемкость выпуска продукции;
  • выработка и заработная плата на одного сотрудника;
  • удельный вес укрупненных статей затрат в себестоимости продукции и др.

Пример оценки эффективности производственной компании

Оценим эффективность производственной компании за 2020 г. Оценку проведем в соответствии с приведенным выше алгоритмом.

Прежде всего нам понадобятся данные о результатах работы компании за несколько отчетных лет (табл. 3), которые включают следующие показатели:

  • выручка компании от реализации продукции;
  • себестоимость реализованной продукции;
  • расходы на реализацию продукции;
  • расходы на управление бизнесом.



Также нужны данные о структуре имущества, капитала и обязательств компании за анализируемый период (табл. 4).


На основе имеющихся данных рассчитаем показатели эффективности.

Шаг 1. Рассчитываем показатели общей эффективности деятельности предприятия.

Используем формулы (1)–(3) и находим значения рентабельности бизнеса в целом, рентабельности продаж и рентабельности реализованной продукции.

Шаг 2. Рассчитываем показатели общей эффективности использования ресурсов предприятия.

Используем формулы (4)–(8) и находим значения рентабельности оборотных и внеоборотных активов, собственного, инвестированного и заемного капитала. При расчете рентабельности заемного капитала по формуле (8) в качестве величины заемного капитала используются данные по краткосрочным обязательствам, поскольку данные по долгосрочным обязательствам участвуют в расчете рентабельности инвестированного капитала.

Отражаем полученные результаты в табл. 5 и анализируем их динамику:


Показатели эффективности хозяйственной деятельности компании по итогам 2020 г. улучшились по сравнению с данными 2019 г., однако они ниже показателей 2018 г. Общая эффективность улучшилась незначительно, что говорит о недостаточной степени контроля над управленческими расходами;На основании данных табл. 5 можно сделать следующие выводы:

  • опережающий рост рентабельности реализованной продукции над ростом рентабельности продаж — признак хорошей управляемости себестоимостью выпуска продукции;
  • анализ эффективности использования ресурсов показывает, что оборотные активы можно использовать более эффективно. Для этого следует более тщательно контролировать их размер;
  • снижение динамики рентабельности собственного капитала свидетельствует о том, что компании нужно повышать эффективность управления капиталом.

Шаг 3. Проводим факторный анализ показателей рентабельности деятельности и ресурсов предприятия.

Здесь можно рассчитать влияние факторов на динамику рентабельности продаж в 2020 г. по отношению к 2019 г. Для данного показателя такими факторами являются:

  • выручка от реализации продукции;
  • прибыль от продаж.

Чтобы определить влияние указанных факторов, используем метод цепных подстановок и произведем последовательно следующие расчеты:

1) рассчитаем рентабельность продаж, используя выручку 2020 г. и сумму прибыли 2019 г.:

20 000 тыс. руб. / 160 000 тыс. руб. × 100 % = 12,50 %;

2) определим влияние фактора выручки путем вычитания рассчитанной рентабельности продаж (п. 1) из величины фактической рентабельности продаж 2019 г.:

12,50 % – 13,33 % = –0,83 %;

3) определим влияние фактора прибыли от продаж путем вычитания из величины фактической рентабельности продаж за 2020 г. величины, полученной в первом расчете:

14,38 % – 12,50 % = 1,88 %;

4) проверим корректность расчетов. Для этого найдем сумму влияния факторов, рассчитанных в двух предыдущих пунктах (–0,83 % + 1,88 % = 1,05 %), и сопоставим ее с разностью между фактической рентабельностью 2020 г. и 2019 г. (14,38 % – 13,33 % = 1,05 %). Поскольку эти суммы равны, расчет влияния факторов выполнен корректно.

Итоги указанных вычислений представлены в табл. 6.



Шаг 4. Рассчитаем и оценим частные показатели эффективности работы предприятия.

Для проведения заключительного этапа оценки эффективности возьмем данные о выпуске продукции за 2018–2020 гг. (табл. 7).



На основе данных табл. 7 рассчитаем следующие частные показатели эффективности выпуска продукции:

  • издержкоемкость основных групп производственных затрат в структуре общей себестоимости продукции;
  • издержкоемкость основных групп производственных затрат в тысячах рублей на 1 т продукции;
  • производственные показатели выпуска продукции в части выработки в тоннах на одного человека, фонда оплаты труда в тысячах рублей на одного человека и среднемесячной зарплаты в тысячах рублей на одного человека.

Результаты расчетов — в табл. 8.


Полученные данные говорят о том, что к положительным показателям эффективности выпуска продукции можно отнести последовательное снижение доли материалоемкости и энергоемкости в общей структуре себестоимости.

Положительная динамика присутствует и в суммовых показателях этих расходов в расчете на 1 т выпуска продукции. Такие результаты свидетельствуют о достаточной эффективности управления себестоимостью выпуска продукции.

Негативный момент — постоянное снижение выработки продукции в тоннах на одного человека. Это свидетельство недостаточной эффективности управления трудовыми ресурсами.


Материальные ресурсы являются важнейшей составляющей оборотных средств коммерческой организации, обеспечение которыми необходимо для осуществления процесса производства.

Анализ заключается в оценке обеспеченности организации материально-производственными запасами, эффективности их использования и определения их оптимального размера.

Источниками информации анализа использования материальных ресурсов являются формы бухгалтерской и статистической отчетности, план материально-технического снабжения, договоры на поставку сырья и материалов.

Основными направлениями анализа использования материальных ресурсов являются:

– оценка эффективности использования материальных ресурсов;

– анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами;

– анализ обоснованности норм расхода материально-технических ресурсов;

– обоснование оптимальной потребности в материальных ресурсах.

Для анализа материальных запасов можно использовать следующую систему показателей:

– показатели, характеризующие динамику, структуру и оборачиваемость материальных запасов;

– показатели, характеризующие эффективность использования материальных ресурсов.

К первой группе показателей относятся следующие:

Абсолютный прирост (снижение) материальных запасов – отражает изменение материальных запасов в абсолютном выражении. Определяется следующим образом:

DМЗ = МЗк – МЗн, (20.5)

материальные запасы на конец отчетного периода;

материальные запасы на начало отчетного периода.

Относительная экономия (перерасход) материальных запасов – отражает сумму относительной экономии (перерасхода) материальных ресурсов в анализируемом периоде. Определяется следующим образом:

±Эмз = МЗк – МЗн?ТрВ, (20.6)

где ТрВ – темп роста выручки от продажи.

Удельный вес материальных запасов в общей величине оборотных активов – отражает долю материальных запасов в общей величине оборотных активов (какая часть оборотных активов находится в материальной форме). Определяется следующим образом:

Коэффициент оборачиваемости материальных запасов – показывает количество оборотов материальных запасов за анализируемый период. Определяется следующим образом:

Коб.мз = В/МЗср.год, (20.8)

выручка от продажи;

среднегодовая стоимость материальных запасов.

Период оборота материальных запасов – отражает средний период хранения материальных запасов. Определяется следующим образом:

Поб.мз = МЗср.год?Д/В, (20.9)

где Д – количество дней в анализируемом периоде.

Данные показатели анализируются в динамике. О рациональном использовании материальных ресурсов свидетельствует абсолютный прирост материальных запасов при условии их относительной экономии. Если же при абсолютном снижении материальных запасов наблюдается их относительный перерасход, то это свидетельствует о сокращении масштабов деятельности организации, что может быть вызвано либо реорганизацией, либо кризисом.

Ко второй группе относятся следующие показатели эффективности материальных затрат:

Материалоемкость – показывает, сколько материальных затрат приходится на 1 руб. оборота, или сколько материальных затрат необходимо осуществить, чтобы получить 1 руб. выручки. Определяется следующим образом:

где Зм – материальные затраты.

Материалоотдача – показывает, сколько продано продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов. Определяется следующим образом:

Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции – характеризует структуру себестоимости продукции. Определяется следующим образом:

УВзм = Зм/Зобщ, (20.12)

где Зобщ – общая величина затрат.

Рост материалоотдачи сопровождается снижением материалоемкости и показывает, что темпы роста материальных затрат ниже темпов роста выручки от продаж, т.е. материальные ресурсы стали использоваться более эффективно.

Важным показателем является удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции, он зависит от множества факторов, среди которых основной – отраслевая принадлежность. Однако вне зависимости от отрасли рост данного показателя следует рассматривать как отрицательный факт, свидетельствующий:

– об изменении технологии производства, что повлекло за собой увеличение материальных затрат;

– об ухудшении качества поставляемого сырья и материалов;

– о превышении норм расхода материала;

– об увеличении потерь и отходов.

При принятии управленческих решений на основе данных анализа использования материальных ресурсов важно отслеживать темпы роста выручки от продаж и величины материальных запасов. В случае превышения темпов роста материальных запасов рекомендуются оптимизировать величину материально-производственных запасов; установить систему нормирования материальных запасов в организации; оценить качество работы отдела снабжения. Такие действия позволят более целенаправленно формировать материальные ресурсы, не допуская накапливания излишних материально-производственных запасов.

Важным вопросом в управлении является повышение эффективности использования материальных запасов. Для этого необходимо отслеживать качество поставляемых материалов, что позволит сократить материальные расходы организации и увеличить материалоотдачу, а также контролировать условия их хранения и транспортировки. Использование достижений научно-технического прогресса, новой техники и современных ресурсосберегающих технологий в производстве продукции также повысит эффективность материальных ресурсов.


7 апреля 2021

Анализ трудовых и материальных ресурсов, как способ оценки эффективности бизнеса

Ольга Воробьева

Кандидат экономических наук, доцент. Автор двух монографий, шести учебных пособий и нескольких десятков статей по вопросам бухгалтерского учета, финансового менеджмента и анализа. Лауреат премии губернатора в сфере науки, техники и инновационной деятельности за 2012 г. За плечами — опыт работы главбухом бюджетного учреждения и преподавателем государственного вуза.

Как оценить эффективность бизнеса? Один из способов – соотнести затраты с результатами. Когда первые перекрываются вторыми, то все нормально. В статье рассказываем, как проанализировать использование трудовых ресурсов, основных фондов и материалов. А еще дарим готовый Excel-шаблон, который посчитает значения по данным вашей компании.

Анализ использования ресурсов: общие моменты

Ресурсы бывают разные. Но в статье остановимся лишь на трех группах:

  • персонале;
  • основных средствах;
  • сырье и материалах.

Схема расчета эффективности их использования однотипная. В ее основе три этапа.

Этап 1. Определитесь с тем, что будет выступать затратами для каждого вида ресурсов. Вариантов несколько. Выбирайте тот, который лучше других подойдет для целей анализа.

На схеме показали разные подходы и то, где взять информацию.

Risunok-1-2.jpg

Рисунок 1. Анализ эффективности ресурсов: что выступает затратами

Этап 2. Установите показатель, который возьмете в качестве результата. Чтобы обеспечить сопоставимость данных и последовательность методики, используйте какой-то один. Обычно выбирают из следующих значений:

  • объем производства;
  • добавленная стоимость;
  • выручка;
  • прибыль (чистая или операционная).

Они разнятся не только экономическим смыслом. Отличие еще в том, насколько легко найти данные. Особенно когда речь идет про анализ ресурсов сторонней компании, например, конкурента. Смотрите в таблице, где взять информацию.

Таблица 1. Источники информации по видам результата

Где взять или как рассчитать

· 5660 пояснений к ББ и ОФР;

· расчет по формуле:
Объем производства = Себестоимость продаж (2120 ОФР) – Готовая продукция на начало периода + Готовая продукция на конец периода – Незавершенное производство на начало периода + Незавершенное производство на конец периода (расшифровка к строке 1210 ББ)

Внутренняя отчетность в разрезе видов продукции, работ, услуг

Внутренняя отчетность по нормативным часам времени на изготовление единицы продукта

Расчет по формуле:

Добавленная стоимость = Объем производства – Материальные затраты (5610 пояснений к ББ и ОФР)

Выручка (2110 ОФР)

Обычно в финансовом анализе используются два вида прибыли:

· чистая (2400 ОФР);

· от продаж (иначе операционная) (2200 ОФР)

· цифры – это номера строк бухгалтерской отчетности;

· ББ – бухгалтерский баланс;

· ОФР – отчет о финансовых результатах

А это преимущества и недостатки для каждого показателя, когда он используется в оценке эффективности ресурсов.

Таблица 2. Плюсы и минусы результативных показателей

Это традиционный подход в методике анализа ресурсов

· Результат оказывается завышен на то, что организация не производила, а только покупала (стоимость сырья, материалов, энергии и т.п.).

· В бухгалтерской отчетности готового значения нет. Приходится считать по упрощенной формуле

Обеспечивает максимальную точность при оценке ресурсов, так как в рассмотрение берется только созданное самим предприятием

В готовом виде этого показателя нет. Нужно рассчитывать. Причем предложенная выше методика – это упрощенный, а не точный подход

Объем продаж (выручка)

Легко найти в открытых источниках, так как выручка приводится в бухгалтерской отчетности

Достаточно условен, особенно в случаях, когда:

• организация выполняет долгий по срокам заказ, доход от продажи которого признается только после передачи заказчику;

• снижается реализация при неизменных объемах производства

Приводится в бухгалтерской отчетности. Значит, нет проблемы найти значение, в том числе для сторонних предприятий

Подходит не для всех показателей использования ресурсов. Например, обычно не используется для оценки эффективности материальных затрат

Этап 3. Поделите затраты на результат по каждому виду ресурсов. Так получите минимальный набор аналитических показателей. Дальше расскажем, чем его расширить.

Анализ трудовых ресурсов предприятия

Предлагаем в этом блоке рассчитать пять показателей:

  • выработку или производительность труда;
  • трудоемкость;
  • рентабельность персонала;
  • соотношение темпов роста средней зарплаты и выработки;
  • экономию/перерасход по количеству персонала и затратам на него.

Смотрите в таблице формулы, единицы измерения и ожидаемую динамику для каждого. Заметьте: вместо объема производства можно использовать добавленную стоимость или выручку.

Таблица 3. Анализ использования трудовых ресурсов: как провести

В чем измеряется

Как должен меняться

Объем производства (ОП) ÷ Численность сотрудников (ЧС)

Человеко-часы, затраченные на объем производства ÷ ОП

Чистая прибыль (Прибыль от продаж) ÷ ЧС × 100

Соотношение темпов роста средней зарплаты и выработки

· Темп роста выработки = Выработка1 ÷ Выработка0× 100.

· Аналогично для темпа роста средней зарплаты

Темп роста выработки > темпа роста средней зарплаты

Экономия (перерасход) по количеству персонала и затратам на него

· Экономия (перерасход) по численности = ЧС1 – (ЧС0 × Темп роста ОП).

· Экономия (перерасход) по оплате труда = Экономия (перерасход) по численности × Средняя зарплата1

· Если значение меньше 0, то это экономия.

· Если больше 0, то перерасход

0 и 1 – данные прошлого и текущего периодов соответственно

Читайте также: