Разговоры с детьми что успевает мамина школа сделать за десять минут пути

Обновлено: 07.07.2024

Она предназначена для педагогов дошкольных учреждений, психологов, родителей с детьми раннего дошкольного возраста от года до трех лет, а так же для использования в домашних условиях.

Работу по этой программе рекомендуется проводить с сентября по май.

На каждом занятии могут присутствовать 5-6 мам и 5-6 детей в возрасте от года до трех лет, поэтому при составлении программы было особенно важно подобрать тренинговые упражнения так, чтобы на протяжении всего занятия сохранялся интерес, как у родителей, так и у малышей.

Основанием для разработки данной программы послужили следующие документы:

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому предлагаемая программа строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь, на обеспечение психологического комфортного пребывания ребенка и родителя на занятиях.

Развитие психических процессов и свойств личности наиболее интенсивно происходит именно в раннем возрасте. По некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%. Очень важно так построить жизнь ребенка, чтобы он смог максимально использовать возможности этого возраста. Компетентный родитель и педагог могут способствовать успешному психическому развитию ребенка, эффективно решать возникающие трудности в воспитании и общении с детьми, способствуя гармоничному развитию каждого ребенка в целом. Форма тренинга предполагает максимальную активность родителей, что является гарантом дальнейшего использования приобретенных знаний и навыков в повседневной жизни.

Способствовать психофизическому, личностному и интеллектуальному развитию детей от года до трех лет, через объединение усилий семьи и педагогов.

1.Формирование навыков сотрудничества с ребенком;

2.Повышение родительской компетенции в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка;

3.Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком.

Организация семинара – тренинга

Программа тренинга рассчитана на 16 встреч по 40-60 минут. Время может изменяться в зависимости от особенностей конкретной группы: количества участников, глубины осознавания членами группы собственных проблем, актуальности изучаемой темы и др.

Частота встреч определяется ведущим. Поскольку существенной частью тренинга является выполнение домашнего задания и последующее обсуждение его, участники группы должны в перерыве между встречами иметь возможность применить на практике полученные знания. Поэтому наиболее рациональным является такой режим работы, при котором встречи проходят 2 раза в месяц. Такие перерывы между встречами, с одной стороны, достаточно велики, чтобы у членов группы сохранялся настрой на психологическое общение, с другой стороны, достаточно малы, чтобы иметь возможность применять изучаемые навыки и анализировать их.

В нашей программе внимание концентрируется на навыках общения родителей. Эти необходимые навыки мы делим на две группы: навыки, необходимые для решения проблем ребёнка и навыки необходимые для решения проблем родителя. Любая проблема должна решаться родителями совместно с детьми. На занятиях в группе родители учатся активному слушанию, самовыражению, получают навыки ведения беседы, закрепляют чувство уверенности в себе.

Основные блоки программы:

Мы пытались построить тренинг таким образом, чтобы в нём были задействованы три уровня психологической работы с участниками групп, — информационный, личностный и поведенческий. Поэтому предлагаемая программа работы с родителями, включает в себя элементы личностного тренинга, тренинга навыков и обязательное знакомство с основами психологической грамотности.

Общая структура тренингового занятия

Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура была разработана с учетом поставленной (заявленной) цели и возрастных особенностей детей раннего дошкольного возраста.

Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.

В водной и рабочей части занятия участниками являются только мамы, дети в это время под руководством педагога самостоятельно работают с Монтессори - материалом. Совместная работа мамы и ребенка происходит в завершающей части занятия - тренинга.

Часть 1. Вводная

Цель вводной части занятия - настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками (мамочками). Основные процедуры работы - приветствия, игры с именами и с обсуждение домашнего задания.

Часть 2. Рабочая

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка каждой встречи. В нее входят теоретические выкладки по теме каждого занятия, ознакомление с возрастными особенностями развития ребенка раннего дошкольного возраста, способы выхода из сложных конфликтных ситуаций, а так же этюды, тренинговые упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной, познавательной сфер родителя ребенка раннего дошкольного возраста для закрепления полученной информации.

Часть 3. Завершающая

Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей (совместно мама с ребенком) игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка.

Поскольку программа предполагает работу родителей с маленькими детьми, необходимо постоянно следить за тем, чтобы участники занятия были включены в работу, не уставали, не отвлекались.

Поэтому завершающий блок обязательно включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно: двигательные упражнения, - упражнения на развитие произвольности, а также собственные идеи авторов.

Приветствие и прощание детей носят ритуальный характер, как правило, они индивидуальны в каждой группе.

Во время занятий родители с детьми сидят в кругу - на полу. Круг - это, прежде всего, возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям родителей с детьми, позволяет им ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.

Если Вам интересно с детьми, а им - с Вами, если Вы проявляете терпение и любовь к детям, результаты обязательно появятся!

В содержание работы включены следующие формы и методы, эффективные как для взрослого, так и ребенка:

Основные правила организации и проведения тренинговых занятий

  • Формирование группы происходит на добровольной основе.
  • Для занятий используется время, когда дети в хорошем настроении, не перевозбуждены, не утомлены, лучше всего до обеда.
  • При проведении занятий исключена всякая критика личности и деятельности детей, принимается и выслушивается все, что говорится.
  • Ограничение количества запретов для детей, исключением является: не бить, не ломать, не ругаться и т.п.
  • Взрослый, обеспечивая необходимую помощь ребенку, должен избегать прямого контроля и дидактизма.
  • Демонстрируется положительное отношение ко всем участникам тренинга, акцентируется внимание ведущего ко всем аффективным проявлениям детей.

Методологические принципы, используемые при создании программы

Программа представляет собой систематизированное, структурированное изложение методического материала по работе с детьми возраста от 1 до 3 лет и их родителями в форме групповых занятий. В основу систематизации материала положены идеи развития эмоциональных отношений взрослого и ребенка и развития личности малыша. Поэтому мы особое внимание уделили играм и упражнениям на развитие и укрепление эмоциональных отношений. Это нашло отражение в формулировке целей, конкретизации задач, в подборе содержания и методов работы.

• Принцип этнопедагогического подхода

Ребенок растет и развивается в конкретной социокультурной среде. Воспитание, на наш взгляд, должно строиться с опорой на народные традиции в широком смысле, культуру, включающую богатейший опыт обрядов и обычаев.

• Принцип личностного подхода

Развитие личности как основная идея рассматривается в единстве и взаимосвязи с физическим и общим психическим развитием ребенка, что отражено в задачах и содержании программы. Воспитание опирается на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности ребенка, признания ценности личности, ее уникальности, права на уважение. В свою очередь, такое развитие личности маленького человека возможно только при создании позитивных эмоциональных отношений между всеми участниками педагогического процесса.

• Принцип деятельностного подхода

Предметная деятельность и общение являются ведущими в раннем возрасте. Взаимодействие ребенка с взрослым по поводу предмета или игрушки невозможно без теплого эмоционального общения. Общение реализуется в играх с сюжетными игрушками, природным материалом, на занятиях продуктивными видами деятельности. В каждом занятии прослеживается взаимосвязь между различными видами деятельности, направленными на решение воспитательных задач.

В школе психологию не проходят, ее проходят по пути к школе. Мама ведет или везет ребенка на занятия, а он рассказывает о своих делах. Мама комментирует. Сказанное ею связано с тем, что ребенка больше всего волнует, потому западает глубоко в ум и в сердце. Настрой на целый день и новые подходы к решению проблем — вот что такое 10 минут с мамой по пути в школу.


Это в лучшем случае. В худшем — испорченное настроение и отупелость. Но не будем говорить о раздражительной тупости некоторых мам, которая сопутствует длительным депрессиям разного происхождения. Интересны здоровые красивые образцы для подражания.

Всего год мне довелось пожить в том районе, который очень люблю, и год этот запомнился восхитительными встречами. Судя по заинтересованным взглядам, могу сказать, что и я там была не раздражающей, а увлекающей своим примером. Чуть позже расскажу, чем мы забавлялись в пути, а пока вспомню о других стихийных педагогах.

Еще одна поездка, стоит летняя жара, сияющая счастьем мама и такие же сияющие ребята спорят о том, кто дольше не закипит в этой бане. Мама рассказывает о пользе жары и холода, просит вспомнить случаи, когда детям нравилось быть в необычной температурной среде.

Няня ведет ребят на занятия и по пути спрашивает, что узнали и что хотят узнать, какие хорошие люди рядом занимаются, кто чем симпатичен.

Мама с большой компанией ребятишек разных возрастов наладила игру в вопросы и ответы, похожую на испорченный телефон. Когда волна проходит до конца, младший оказывается знающим что-то очень серьезное и торжественно докладывает о своем новом знании. У бутуза это так забавно получалось, что все вокруг едва сдерживали улыбки.

Еще одна семья разговаривала рифмованными строчками. Я далеко не сразу догадалась, что это разговор о внутрисемейных делах, а не декламация заранее заученных строк. Удивительно было слышать от родителей мудрые фразы, очень напоминавшие гарики Игоря Губермана.

Довольно много случаев симпатичного вдумчивого родительского рассуждения, которое ребенок внимательно выслушивает. И не только он, взрослые вокруг тоже замирают как завороженные.

Полезные занятия не обязательно должны быть длинными. И уж точно не должны быть скучными. Сделали подборку коротких задачек и экспериментов для детей 5-8 лет. Каждое займет не больше 10 минут, зато пользы и восторга принесет — море!

Измерение длины

Если задание вызывает сложность, сделайте подсказку: предложите сначала посчитать количество прямоугольников в нижнем ряду.

Больше или меньше

Новогодний домик своими руками

Распечатайте и вырежьте все детали, а затем согните их по линиям от себя. Склейте между собой детали 1 и 2. Затем приклейте дно домика (деталь 3). В конце приклейте крышу (деталь 4).

Делаем слайм

  • крахмал
  • клей ПВА
  • пищевой краситель.

Квест в космосе

Дерево-лабиринт

Предложите ребенку вместе с Чевостиком пройти необычный лабиринт и заодно потренировать пространственное мышление. По пути можно изучить любопытные факты о пирамидах. Знали ли вы, например, что высота пирамиды Хеопса составляла 147 метров — все равно что поставить друг на друга девять пятиэтажных домов?

Эксперимент со льдом и водой

Налейте воду в пластиковый стаканчик и отметьте ее уровень фломастером. Затем поставьте стаканчик в морозилку. Когда вода замерзнет, проверьте ее уровень. Лед станет выше отметки, потому что вода в твердом состоянии имеет больший объем.

Потом налейте такой же стакан воды в кастрюлю, закройте ее крышкой и поставьте на огонь. Когда вода начнет закипать, крышка будет приподниматься, а пар — вырываться наружу. Потому что пар занимает еще больше места, чем лед и вода.

Тип проекта Информационно - практико - ориентированный

Проблема Создание семейного клуба для родителей.

Причины Недостаточная компетентность родителей детей раннего возраста в вопросах воспитания и обучения.

Задачи. Обогатить и расширить знания родителей в вопросах воспитания.

Участники. Воспитатели и родители.

5. Это интересно:

6. Родительские собрания :

Цели и задачи проекта :

1. Повышение педагогической компетентности родителей детей раннего возраста.

2. Приобщение родителей к русским народным традициям посредством устного народного творчества.

3. Формировать умения:

• Диагностические (умение определять уровень развития своего ребенка (через тесты) ;

• Прогностические (видеть перспективу развития своего ребенка) ;

• Гностические (анализировать свои знания и применять их в практику воспитания ребенка) ;

• Коммуникативные (умение общаться с детьми, родителями и сотрудниками ДОУ) ;

5. Формировать готовность к рефлексии собственной воспитательной деятельности.

Содержание проекта ориентировано на родителей разных социальных слоев общества и уровней образования.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смысла. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а так же обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, позитивно отражающиеся на его физическом, психическом и социальном здоровье.

Одна из основных задач нашего клуба – информационно-просветительская, ее мы решаем через консультации, индивидуальные беседы, памятки, устные журналы, семинары, родительские собрания. Ведущей формой работы с родителями являются групповые родительские собрания. Это целесообразная и действенная форма работы воспитателя с коллективом родителей, организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей в условиях детского сада.

Оформляя родительский уголок, мы учли пожелания родителей, так появились странички:

• Это важно! (где часто представляется информация о здоровье и правильном питании) .

• Это интересно! или Советуем познакомиться! (интересный, познавательный материал о правильной одежде и обуви для малыша, советы по обустройству детской комнаты, правильного света, как выбирать подарки и многое другое)

• Ларец мудрости. (пословицы, тезисы, мудрые мысли известных педагогов, ученых, писателей по вопросам воспитания детей) .

Немаловажную роль играет и посещение семьи воспитанников. Она дает возможность лучше узнать семью воспитанника, понять, почувствовать дух семьи, ценностные ориентации родителей, их отношение к ребенку. Посещая семьи наших воспитанников, мы просили их поделиться положительным опытом воспитания или же корректировали недостатки воспитания детей. От посещения семей тянутся нити к дальнейшей разносторонней связи с родителями.

Очень надеемся, что наше взаимодействие с родителями воспитанников дало родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовало проблемами воспитания, стимулировала к пересмотру воспитательной позиции и способствовало дальнейшему сотрудничеству.

Родительский клуб как форма взаимодействия с семьей в ДОУ Многие годы воспитание в нашей стране из семейного превращалось в преимущественно общественное. Однако в настоящее время, в связи с переходом.

Читайте также: