Анализ финальной главы поэмы а блока двенадцать кратко

Обновлено: 30.06.2024

На челе Христа венчик из белых роз. Можно сказать, что таким образом автор освящает революцию, ведь белый цвет — символ чистоты и непорочности. Но к какому будущему ведёт Христос своих новых апостолов? И ведёт ли?

Если внимательно прочитать поэму, то мы увидим, что ведёт героев только ненависть, слепая ярость. Символично, что движение их в поэме бесцельно. Красногвардейцы вроде бы заняты поиском незримого классового врага. На деле же погибает в поэме одна лишь Катька.

На Христа, идущего на Голгофу, надели терновый венец. У Блока, как мы уже отметили, он ступает в белом венчике из роз. Терновый венец или венец из роз, у которых есть шипы, — в любом случае это символ страдания, муки. И тут же вспоминается, что флаг красный, то есть цвета пролитой крови. Так венчик и флаг воспринимаются уже не как символы революции, а как знаки её жертв — бывших, настоящих и грядущих.

Революция представлялась Блоку стихией, которая сметает неё на своём пути, стирает границы между добром и злом, высоким и низким, превращает мир в хаос. Безграничная свобода опьяняет.

Но почему поступь его надвьюжная? И почему он невидим за вьюгой? Так далёк, что незрим? Или это делает его недосягаемым для пули? Куда идут двенадцать солдат революции? Кто хоронится от них за домами? Уж не Христос ли тот самый незримый классовый враг, которого они ищут? На расстрел, как на распятие, ведут его красногвардейцы? Или Христос добровольно приносит себя в жертву новому миру?

Как много вопросов порождает поэма.

Блок ждал революции. Она виделась ему не политическим переворотом, а обновлением коренных основ самой жизни. Помимо разрушения, стихия, по мысли Блока, должна была нести в себе и созидательное начало. И вот поэт увидел последствия претворения революционной идеи в жизнь: кровь, грязь и смерть. Ожидание обновления и ужас при виде происходящего — всё это нашло отражение в поэме. О загадке её финала критики ещё долгое время будут спорить. Нам же, простым читателям, остаётся в очередной раз восхититься гением автора.



Образ Иисуса

Композиция поэмы

Демократия или анархия?

Но кроме противостояния нового и старого мира с политической и идеологической точки зрения, поэма имеет более широкий философский характер, в ней изображено столкновение разных стихий- народной, природной, и внеземной. Конфликт произведения- столкновение добра и зла, хаоса и спокойствия, мира и войны, света и тьмы в каждом человеке.

Это загадочное число — двенадцать…

Углубляясь в историю написания поэмы, можно выявить некоторые противоречивые моменты. В истории мировой культуры существуют некоторые числа, особенность которых была замечена еще древними людьми: одним они приносили удачу, другим — несчастье. Цифра 12 является олицетворением космического порядка и встречается в европейской, китайской, ведической и языческой культурах. Поскольку в России с десятого века проповедовали христианство, интересует сакральное значение этого числа у христиан. Итак, 12 — это количество апостолов Иисуса, 12 плодов духа, 12 колен Израилевых; в основании Святого Града лежало 12 врат и камней, что тоже очень символично. Также всем известно, что эта цифра нередко встречается не только в религии, но и в повседневной жизни человека. По 12 часов длятся день и ночь, 12 месяцев в году. В Древней Греции и Риме именно такое количество основных богов восседало на Олимпе.

Двенадцать — цифра поистине необычная и загадочная, но сам Блок Александр предупреждал, что поэма очень символична, и любой символ и намек можно трактовать по-разному. Возможно, смысл этого числа в поэме очень реалистичен, поскольку в момент революции красногвардейские патрули действительно насчитывали по 12 человек.

Проблематика:

  • противостояние стихии и культуры (Хаоса и Космоса, беспорядка и порядка);
  • этическая проблематика (моральные устои нового и старого мира);
  • путь России.

Смысл названия: название даёт нам сразу несколько ключей к пониманию поэмы:

Литературное направление: модернизм (символизм).

Литературный жанр: поэма.

Время и место действия: действие поэмы происходит в Петербурге (Петрограде) после революции 1917 г. В городе комендантский час, и двенадцать красноармейцев патрулируют территорию.

Действующие лица

Итого — двенадцать персонажей.

Им противопоставлены представители нового времени — двенадцать патрульных красноармейцев.

Не относятся ни к старому, ни к новому миру такие персонажи, как Катька и Ванька (они из вневременного пространства любви).

Краткое содержание

Глава 1

В Петрограде холодно, снежно. Людей валит с ног свирепый ветер. Упоминаются все двенадцать представителей старого мира. Они ругают большевиков и новый мир не принимают.

Глава 2

По улице идут двенадцать красноармейцев. Они готовы бороться за новый мир, пусть даже старый при этом будет разрушен.

По дороге красноармейцы обсуждают знакомого Ваньку, у которого роман с состоятельной Катей, и ругают его за то, что всё время проводит в кабаках.

Глава 3

Вся глава — это песня, которую, по всей видимости, исполняют красноармейцы. Речь в песне идёт фактически о них — о ребятах, которые вернулись после войны, ничего за плечами не имея, и стремятся уничтожить буржуазию в огне мирового пожара.

Глава 4

Описывается влюблённая пара: Ванька и Катька. Они весело несутся на извозчике по Петрограду.

Глава 5

Тональность разговора Ваньки с Катей меняется. Он припоминает женщине, что в прошлом та была проституткой, намекает на убийство некоего офицера.

Глава 6

Экипаж Ваньки и Катьки сталкивается с двенадцатью красноармейцами. Из контекста ясно, что один из красноармейцев, Петруха, в прошлом состоял с Катькой в близких отношениях. Красноармейцы угрожают Ваньке как разрушителю отношений Петрухи и Катьки и стреляют в него. Но Ванька бежит, а вот Катя убита.

Глава 7

Глава 8

Представляет собой ход мыслей Петрухи (достаточно запутанный): Пётр горюет из-за смерти Кати и почему-то собирается отомстить за эту смерть буржуям.

Глава 9

Представляет собой песню о разрушении старого мира. Важный образ этой песни — буржуй, который мёрзнет на перекрёстке вместо городового (городовой — символ старого мира; обнищавший буржуй — нового). Рядом с буржуем — бродячий пёс (символ старого мира).

Глава 10

Петруха упоминает Бога, говоря о метели. Красноармейцы напоминают ему, что на Петрухе уже грех Катькиной смерти, а значит, о Боге разговора быть не может.

Глава 11

Красноармейцы движутся вперёд, несмотря на вьюгу. Их шествие становится словно бы бесконечным.

Глава 12

За красноармейцами увязывается тот самый пёс, который упоминался в главах 1 и 9 (символ старого мира). Они пытаются отогнать пса, но тот не уходит. Внезапно отряд замечает какую-то фигуру впереди. Они стреляют в этого человека, но он продолжает идти перед красноармейцами.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Полный текст и аудиокнига

Аудиоверсия доступна на YouTube.

Краткое содержание

Зимний вечер в революционном Петрограде. Ветер и снег. По улице шагают двенадцать человек с винтовками — революционный патруль красногвардейцев.


Иллюстрация Юрия Анненкова


Иллюстрация Юрия Анненкова

Ванька с Катькой едут на извозчике и натыкаются на патруль. Красногвардейцы начинают стрелять. Извозчик с солдатом Ванькой сбегают, а убитая девушка остаётся лежать на снегу.


Иллюстрация Юрия Анненкова


Иллюстрация Юрия Анненкова

Анализ и восприятие поэмы

Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови —
Господи, благослови!

История написания

Интересные факты:

Александр Блок

  1. После создания этого произведения Блок признал, что это его наилучшее творение. В своем дневнике он даже называл себя гением.
  2. Но творческая история создания была настолько же революционной, как и особенности содержания поэмы. Восхваление революции не приняли ни большевики, ни окружение писателя. Естественно, со всех сторон посыпалась критика. Непосредственно революционеры не приняли похвал, а только поклеп на борцов за справедливость. То есть революционная музыка была понята лишь писателем.
  3. Однако к концу жизни и сам Блок уже ее не слышал. Он проклял собственное творение и даже хотел перед смертью уничтожить все находящиеся экземпляры. Он сильно раскаивался в создании поэмы.

Жанровое направление

Направление произведения точно определить невозможно. Здесь находятся как черты реализма, так и символизма. Но понятно, что писатель, являясь коренным модернистом, пытался создать новые формы. Это у него получилось: стиль не напоминает ни возвышенный слог Пушкина, ни правду-матку Некрасова. Александр Александрович создал инновационное и уникальное произведение.

Автор одновременно описал и жесткость красноармейцев, и надежду на светлое будущее. Наблюдая полное непонимание с каждой стороны, Блоку пришлось написать обширный комментарий, где было сказано, что он только отдался стихии и никак не оценивал ее порывы.

Суть названия

Также заглавие иногда связывают с поэмой Некрасова, в которой основными персонажами были двенадцать разбойников. В этом плане Блок сравнил красноармейцев с мстительными героями, сеющими вокруг только разруху. Но их главарь Кудеяр через время становится на путь истинный и прощается Господом за все прегрешения, когда убил пана Глуховского — губителя обычных людей, не раскаявшегося в злодеяниях. Вероятно, отряд из двенадцати — это потомки Кудеяра, сбросившие рабские кандалы и получившие от Бога индульгенцию, а поэтому солдат ведет Христос.

Особенности композиции

Произведение состоит из 12 глав, каждая изображает отдельную часть мозаики, в которой читатель угадывает черты Петрограда, багряного от крови. Все композиционные элементы стандартные:

Красноармейцы вспомнили Катьку

В эпилоге возникает образ Иисуса, он становится предводителем отряда красноармейцев и ведет их в новый мир.

Краткое содержание

В зимнем Петрограде, который был разорен революцией, беспокойно, потому город патрулируют двенадцать солдат. По пути им встречаются все представители прошлых сословий: бабка, которая жалеет полотнища на знамена, разоренный буржуй, купчиха, содержанка, жандарм.

Город патрулируют двенадцать солдат

Смысл произведения состоит в неоднозначности революции. Нельзя утверждать, что это повлекло лишь смерть. На руинах прошлого можно построить прекрасное будущее, и Блок верит в это.

Описание персонажей

Невзирая на то, что это поэма, в ней немного героев. Но образ всех персонажей важен для понимания сути и авторского мнения:

Иисус ведет солдат

Тематика и проблематика

Темы произведения отображают все спорные вопросы революции. Блок поднимает следующие тематики:

Читайте также: