В какой форме написаны части сонаты ре мажор гайдна кратко
Обновлено: 02.07.2024
1. Сонатно-симфонический цикл: и соната, и симфония пишутся в Сонатно-симфоническом цикле, в котором точно определилось количество частей( 3 или 4). Сонатно-симфонический цикл - это сложное понятие. В него входит очень многое:
- -ССЦ для симфонического оркестра – симфония (4 части);
- -ССЦ для одного солирующего инструмента с сопровождением симф. Оркестра - концерт (3 части);
- -ССЦ для одного или двух инструментов - соната ( 3 части);
- -ССЦ для ансамбля исполнителей - квартет, квинтет (4 части).
2. Соната: цикл из 3х частей для одного или двух инструментов. Как и в симфонии воплощаются различные стороны человеческой деятельности: 1ч.- человек деятельный;
2ч.- человек размышляющий;
3ч.- соединяет 3 и 4 части симфонии
Три части сонаты расположены по принципу контраста: быстро (1ч.), медленно ( 2ч.), быстро( 3ч.)
Сонатная форма: 1 часть ССЦ пишется в сонатной форме ( ее называют сонатным Allegro ).
3.На протяжении своего длительного пути, Гайдн также как и симфонии и квартеты писал сонаты. Издавна соната была камерным жанром, она предназначалась для домашнего музицирования. И Гайдн использовал её также. Он написал свыше 50 сонат (точное количество их неизвестно). Сонаты очень разнообразны: некоторые написаны в двух, в трех и реже в четырех частях. Сонаты Гайдна вошли в педагогический репертуар. Сейчас их играют учащиеся музыкальных школ, колледжей и высших учебных заведений. Едва ли не самой популярной является Соната Ре – мажор.
4. Соната Ре мажор:
Первая часть | Вторая часть | Третья часть |
Сонатное аллегро | Одночастная (заканчивается на доминанте) | Рондо |
Ре мажор | ре минор | Ре мажор |
Быстро (Allegro con brio) )) | Медленно (Largo) | Быстро(Presto) |
I часть Allegro con brio, сонатное аллегро, Ре мажор.
ГП ПП ГП ПП
Т D S T T
Г. П. - Воплощает радостную звонкость, яркую жанровость с элементами комического.
П. П. – изящная, хрупкая, чуть капризная. Виртуозна, включает в себя выразительные гармонии.
В Разработке прослеживается мелодическое, фигурационное, полифоническое и тональное развитие.
В Репризе изменяется Г. П.
II часть, Largo, ре минор.
Очень сильный контраст: мрачная торжественность. Восхождение к жанровым образцам эпохи Барокко. Неустойчивая гармония.
III часть, Presto, Ре мажор.
Рефрен 1эпизод Рефрен 2эпизод Рефрен
А В А С А
Нет перерыва между 2 и 3 частью. Снова царит простодушная жанровость, танцевальность. Форма – рондо.
Рефрен – легкий, стремительный, азартный. В третьем проведении приобретает виртуозно-концертный характер.
1эпизод – напоминание о 2части.
2эп. – скерцозный характер.
Список музыки:
Й. Гайдн Соната Ре мажор(трек 16- 18)
Тема 9. В. А. Моцарт (1756-1791гг.). Жизненный и творческий путь.
2.Биография: Моцарт прожил неполные 36 лет, но за это время произошло столько событий, встреч, что кажется, их хватило бы на несколько жизней:
А) 1 период- Детские и юношеские годы(до 17 лет) :
- Родился в австрийском городе Зальцбург. В семье крупного музыканта.
- Отец- Леопольд Моцарт, был скрипачом, органистом, педагогом( первый учитель Вольфганга) и композитором. Оказал значительное влияние на творческое формирование сына.
- Из семи детей от брака Леопольда Моцарта и Анны Марии Пертль остались живы только двое: дочь Мария Анна и сын Вольфганг.
- Ранняя музыкальная одаренность: Моцарт– вундеркинд. С 4 лет- систематические муз. С 5 лет- сочиняет пьесы. Игра на скрипке и органе.
- 6 лет- концертное турне: Мюнхен, Вена, Париж, Лондон, Гаага, Амстердам, Италия и другие города.
- Творчество: первые сонаты для скрипки и фортепиано, симфонии.
Б) 2 период- Жизнь в Зальцбурге (до 25 лет):
- Работа в Зальцбурге у архиепископа. Зависимое положение придворного музыканта давало о себе знать. Он первый среди музыкантов, который порвал с зависимым положением придворного музыканта.
- Поездки Мюнхен, Мангейм, Париж. Смерть матери в Париже.
- Творчество: клавирные сонаты, произведения для театра, сольные концерты.
В) 3 период- Творческая вершина (до 35 лет):
- жизнь в Вене.
- женитьба на Костанце Вебер. Счастливая семейная жизнь.
- Материальные трудности, приводили в отчаяние композитора. Чтобы облегчить свое положение, Моцарт предпринимал концертные турне.
Реквием-последнее незаконченное сочинение (заказан при странных обстоятельствах. К нему явился человек, одетый в черное, заказал Реквием и скрылся. Больше В.А. его не видел.).
-Скончался композитор в 1791 г. Причина смерти до сих пор является предметом споров. Многими поддерживается факт отравления Моцарта композитором Антонио Сальери.
3. Образный мир музыки:
- театральная природа( обращение к опере);
- при всем оптимизме широко использует трагические образы;
- обращение к восточным образам( Соната №11 Ля мажор);
4. Музыкальные особенности:
- богатый мелодический дар ( Симфония №40 соль минор);
- первое впечатление от музыки- простота, ясность, красота, успокоенность. Но постепенно внимательному слушателю приоткрываются бездонные глубины его музыки.
- в поздний период творчества возрастает роль полифонии.
5. Словарь терминов:
Фактура - чувственно воспринимаемый, непосредственно слышимый звуковой слой музыки;
Полифония - многоголосие.
6. Слушали:
- Маленькая ночная серенада, 1ч;
- Реквием. Лакримоза ре-минор;
- Фантазия ре-минор.
© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.007)
Главная партия первой части – оживленная и задорная. Близка ей побочная партия (ля мажор). Благодаря легкой порхающей мелодии, высокому регистру, отсутствию акцентов она звучит более мягко, изящно и легко.
Неожиданно резкий тональный сдвиг из ля мажора в си-бемоль мажор (тональность II пониженной ступени), бурный разлив арпеджированных
пассажей по звукам мажорного, а затем уменьшенного трезвучия ненадолго нарушают беззаботный характер музыки.
Это кульминация экспозиции. Заканчивается экспозиция шутливо-танцевальной заключительной партией.
Разработка более серьезна и напряженна по характеру, чем экспозиция: тема главной партии (ее начальные обороты) проходит в низком регистре, а бурные пассажи побочной партии звучат здесь еще более значительно.
В репризе, как обычно, повторяются все темы экспозиции в основной тональности – ре мажор.
Вторая часть (в тональности одноименного минора) написана в характере глубокого раздумья.
Восходящие триоли придают музыке патетический характер, а нисходящие секундовые интонации окрашивают ее в скорбные тона.
Как и в первой части, кульминация приходится на секстаккорд II пониженной ступени, подчеркнутый fortissimo. Так в музыке второй части сонаты находят свое развитие драматические элементы первой части.
Заканчивается вторая часть на доминанте к основной тональности, подготавливая тем самым вступление третьей части – финала.
Финал возвращает нас к веселому, жизнерадостному настроению первой части.
Как и в сонате ми минор, финал написан в форме рондо. Трижды проходит основная тема-рефрен, чередуясь с двумя эпизодами. Но здесь эпизоды более резко контрастируют с музыкой рефрена.
Первый из них, решительный и суровый, звучит в ре миноре, а второй – легкий, шаловливый – в соль мажоре.
,Легкость и изящество музыки, небольшая звуковая насыщенность, отсутствие резкого контраста между темами, небольшой масштаб произведения – таковы сонаты ми минор и ре мажор. Эти же признаки являются отличительными и для большинства других клавирных сонат Гайдна.
Главная партия первой части — оживленная и задорная. Близка ей побочная партия (ля мажор). Благодаря легкой порхающей мелодии, высокому регистру, отсутствию акцентов она звучит более мягко, изящно и легко.
Неожиданно резкий тональный сдвиг из ля мажора в си-бемоль мажор (тональность II пониженной ступени), бурный разлив арпеджированных пассажей по звукам мажорного, а затем уменьшенного трезвучия ненадолго нарушают беззаботный характер музыки. Это кульминация экспозиции. Заканчивается экспозиция шутливо-танцевальной заключительной партией.
Разработка более серьезна и напряженна по характеру, чем экспозиция: тема главной партии (ее начальные обороты) проходит в низком регистре, а бурные пассажи побочной партии звучат здесь еще более значительно.
В репризе, как обычно, повторяются все темы экспозиции в основной тональности — ре мажор.
Вторая часть (в тональности одноименного минора) написана в характере глубокого раздумья.
Она резко контрастирует как с первой частью, так и с финалом.
Восходящие триоли придают музыке патетический характер, а нисходящие секундовые интонации окрашивают ее в скорбные тона.
Как и в первой части, кульминация приходится на секстаккорд II пониженной ступени, подчеркнутый fortissimo. Так в музыке второй части сонаты находят свое развитие драматические элементы первой части.
Заканчивается вторая часть на доминанте к основной тональности, подготавливая тем самым вступление третьей части — финала.
Финал возвращает нас к веселому, жизнерадостному настроению первой части.
Как и в сонате ми минор, финал написан в форме рондо. Трижды проходит основная тема-рефрен, чередуясь с двумя эпизодами. Но здесь эпизоды более резко контрастируют с музыкой рефрена.
Первый из них, решительный и суровый, звучит в ре миноре, а второй — легкий, шаловливый — в соль мажоре.
, Легкость и изящество музыки, небольшая звуковая насыщенность, отсутствие резкого контраста между темами, небольшой масштаб произведения — таковы сонаты ми минор и ре мажор. Эти же признаки являются отличительными и для большинства других клавирных сонат Гайдна.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Соната ре мажор создана в 1779 г
Эту сонату Гайдн посвятил сёстрам фон Ауэнбруггер.
В сонате 3 части.
1 ая и 3 я части быстрые.
2 ая часть медленная.
В основе 1 ой части сюжет: в теплый летний день так хорошо повеселиться,поиграть и побегать.
Лишь налетавшая на короткое время гроза приостановливает игру.
Гроза проходит и игра начинается снова.
Сонату До мажор композитор также посвятил сёстрам фон Ауэнбруггер.Предположительно сонату Ре мажор Йозеф Гайдн завершил в 1779 году.
Садко -он же счастья ,он был не очень богат ,помогла ему дочка подводного -царя. 1. Прошёл через серьёзные испытания -чудища злые на необитаемом острове -зло .2. Русалки которые хотели заманить к себе Садко и всех ,кто ним был .3 В Индии он с друзьями чуть не погиб ,во сне ,когда ему показали птицу -Феникс (она своими песнями ,чуть не усыпила Русечей),На память они её взяли -людей развлекать. 5 Буря на море была сильная и Садко у подводного царя в гостях оказался -царь долго его уговаривал ,чтоб тот остался в него на всегда ,женился ,богатство больше обещал ,только понял Садко не в деньгах -счастье ,а в самом человеке в тех его окружают . Счастье зависит ,от того как человек к жизни относится ,к труду ,как любовь настоящую ценит ,тех людей которые рядом с ним . Человек -сам кузнец своего счастья ,на просто так его не получишь ни кто не принесёт.Счастье в нас самих .
Читайте также: