Анализ фильма школьный вальс

Обновлено: 07.07.2024

Фильм "Школьный вальс" - очень смелый фильм по тем временам, а снят он был в середине семидесятых годов, поэтому он вызвал резонанс. Об этом еще никто не говорил так откровенно. В картине рассказывается о любовном треугольнике, возникшем на школьной скамье. И который имел последствия в виде беременности и неудавшегося брака.
Я сразу же скажу, что главная героиня в исполнении Елены Цыплаковой выросла во внешне благополучной советской семье. Но это только внешняя сторона. На самом деле, ее отец - порядочный, но безвольный человек, а мать давно гуляет с другим мужчиной. И беременность героини не случайна. Это некая компенсация за ее детство, которое было несчастливым.
Вторая героиня в исполнении Евгении Симоновой выросла просто эгоисткой, которая может получить от родителей все, что захочет. И это родительское старание - компенсация за детство, проведенное в далеких гарнизонах.
Собственно, героини не любят главного героя. Они просто хотят добиться от него своего. И добиваются. одна рожает ребенка. Вторая вступает с ним в законный брак, который быстро распадается. И такой итог закономерен, ибо человек не игрушка, и играть с ним нельзя.
Кстати, парень - предмет любви и обожания, в картине получается каким -то блеклым и не ярким. Сам персонажа такой. Он о многом мечтает, своими мечтами он увлекает героинь, но не более, от мечты до их исполнения - дорога дальняя. И, судя по всему, герой не может ее осилить. По крайней мере, в картине он не может четко расставить акценты.
Кстати, о семье этого героя ни слова в картине.
Надо сочувствовать героям этого фильма. Но сочувствовать я им не могу. Их беды - это результат собственных поступков. Самым положительным персонажем становиться эпизодическая медсестра в исполнении Екатерины Дуровой. Она пришла в медицину, потому что ее родители умерли от рака, с которым она хочется бороться. Вот ей я искренне сочувствую.
Фильм вроде бы и на актуальную тему - взросления, но многие проблемы решены как -то по совкому, как они и решались в советском кино. Главная героиня проявляет гордость и остается одна растить ребенка. Почему она не может познакомить ребенка с отцом, мне совсем непонятно. Отец тоже какой- то инфантильный. Будто он только спустя год после окончания школы узнал, что бывает от секса. В реальной жизни вряд ли школьники были такими уж не подкованными, тем более, дочь главврача. Затем уход героини из дома. Выглядит он тоже как -то глупо. Особенно, когда есть огромная квартира, которая, в итоге, и достается героини. Родители - удивительные душки. Они будут жить неизвестно где, но оставят квартиру дочери.
Так что, для меня очень большой вопрос - была ли любовь у главных героев, скорее всего у них было состояние, которое герой сериала "Граница" определил, как "гормон играет". Другое дело, что у этой игры есть глубокие последствия.
Первая любовь - она сама по себе такое чувство, что вроде бы и прекрасное, но редко когда бывает счастливым. Вроде бы, любовь должна заканчиваться браком, по крайней мере, как на экране, но она должна начинаться браком, ибо брак - это ответственность двоих людей. Ответственность и перед законом, и перед близкими людьми, и перед теми, кто в этом браке рождается. Любовь в данном случае - это просто еще и устройство быта, ибо любовь не будет вечно романтикой, а без простого быта не проживешь. И всего этого человек просто не в силах осознать в молодом возрасте.
И тем знаем этот фильм, что не смотря на совковость, он эти проблемы поднимает. И проблемы эти не устареют никогда, пока жив человек. Он всегда будет испытывать первую любовь. И от самого человека зависит, что он от этой любви получит.
Актерские работы замечательные. Две героини сыграны в тему, благо и карьера у актрис Елены Цыплаковой и Евгении Симоновой развивалась по восходящей. Но вот у Цыплаковой это развитие закончилось вместе с болезнью. Зато мы получили замечательного режиссера. Актер в главной роли как и его герой - совсем не яркий. Во вторых ролях запоминается Нина Меньшикова и Юрий Соломин. В эпизодах запоминается Виктор Проскурин, у которого совсем уж эпизод, он даже к зрителям лицом не поворачивается, и Екатерина Дурова, о которой я уже упоминал.
Были и более яркие работы про мир после детства в советском кино, но эта работа заняла свое место. Картина смотрится до сих пор, не смотря на то, что прошло уже сорок лет с момента выхода картины на экран.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+


Кадр из фильма *Школьный вальс*, 1977 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Школьный вальс*, 1977 | Фото: kino-teatr.ru

Евгения Симонова в фильме *Школьный вальс*, 1977 | Фото: kino-teatr.ru

Евгения Симонова в фильме *Школьный вальс*, 1977 | Фото: kino-teatr.ru

Елена Цыплакова в фильме *Школьный вальс*, 1977 | Фото: goodhouse.ru

Сергей Насибов в фильме *Школьный вальс*, 1977 | Фото: domkino.tv

Руководство ГИТИСа было против того, чтобы студенты снимались в кино, и юным актерам пришлось сделать сложный выбор. Правда, в нем они были единодушны: ради съемок в этом фильме Цыплакова и Насибов забрали документы из вуза, а позже режиссер Татьяна Лиознова приняла их обоих на второй курс в свою мастерскую во ВГИКе.

Кадр из фильма *Школьный вальс*, 1977 | Фото: aif.ru

На экранах Цыплакова и Насибов выглядели как настоящая пара влюбленных, и зрители были уверены в том, что у них и за пределами съемочной площадки был роман. Но на самом деле у молодого актера во время съемок появились чувства к другой актрисе – дочери Льва Дурова Кате, которая сыграла в этом фильме медсестру. После окончания работы над фильмом они поженились, правда, этот брак вскоре распался.

Актриса Екатерина Дурова после съемок стала женой Сергея Насибова | Фото: domashniy.ru

Евгения Симонова в фильме *Школьный вальс*, 1977 | Фото: 7days.ru

Елена Цыплакова в фильме *Школьный вальс*, 1977 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Школьный вальс*, 1977 | Фото: 7days.ru

Кадр из фильма *Школьный вальс*, 1977 | Фото: kino-teatr.ru

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Обратите внимание:

Если вы не авторизованы на сайте, можете сделать это прямо сейчас:

Комментарии

Если собрать все фильмы, которые запрещались к показу или ломались по требованию Госкино СССР, то получится огромный список. Думаю, набралось бы более сотни "пострадавших". А потом следовало бы как следует проанализировать содержание и художественную ценность каждой такой ленты, я уверен, что абсолютное большинство получило бы наивысшие баллы. Запрещать и не пущать - эта сторона совковой действительности стала колоссальным тормозом в развитии культуры на огромных просторах СССР. Удивительно, что при этом в советской кинематографии появилось множество замечательных кинокартин! В том числе и тех, которые - в этом воображаемом списке.
"Школьный вальс", исключив сугубо его художественные достоинства, следовало бы оценивать по двум номинациям: 1) педагогики школьной: 2) педагогики семейной. А жюри должно включать педагогов исключительно из числа высококлассных работников системы образования, имеющих собственных детей и внуков. Мне кажется, что результаты оценки в первой номинации (голосов в поддержку массового показа) были бы ниже, чем во второй. И тут нельзя считать педагогов ханжами, упрекать их в приверженности традициям домостроя. Сугубо с точки зрения школьного учителя, завуча, директора инстинкт "наседки", оберегающей своих "цыплят", можно понять. Да и не всегда юное существо, ощутившее "зов пола", достаточно подготовлено к тому, чтобы задумываться над чужими и собственными действиями. Большинство не готово к взрослому взгляду и к ответственности. А вот с точки зрения семейной члены жюри, воспитавшие собственных детей и помогающих растить внуков, решение не делать аборт, сохранить ребенка - это аргумент в пользу того, чтобы фильм смотрело как можно больше старшеклассников.
То есть - если отвлечься от высоких искусствоведческих материй, - родить, а не убить ребенка - однозначно важнее всех педагогических канонов.
При этом следует учитывать, что принцип "запрещать и не пущать" не срабатывает и без "Школьного вальса", когда нередки случаи беременности даже 12-летних школьниц. Воспитание в семье всё же первично! И нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.


При таком подходе и любовь, и беременность, и ребенок сливаются в одно ужасающее нини, в пугало, проклятье. И невдомек бдительным мамашам, что они совершают невероятное с точки зрения законов физики: меняют местами причину и следствие. Потому что такое отношение к жизни, внушенное с самыми лучшими намерениями, и рождает несчастные судьбы.

Главной героине фильма Школьный вальс, имевшей несчастье отдаться любви с негодным предметом, несказанно повезло во многом. В самом начале 90-х я прочла жуткую историю, которая началась также, как и у Зоси, но закончилась куда как трагичнее (нет, не умер никто, но иногда смерть не обязательный атрибут трагедии). Домашняя девочка Ксения случайно забеременела в результате непродолжительных отношений с одноклассником (а может и изнасилования). Не помню по какой причине не был сделан аборт, но девочку еще до родов выставили из дома собственные родители. Как не оправдавшую доверия. Если не ошибаюсь, она была единственным ребенком.

Гоша же струсил. Ничего удивительного в этом нет. Даже и без давления родителей мало кто из молодых людей мечтает оказаться отцом ребенка в 18 лет. Мало того, Зося отпускает его раньше, чем он предаст ее окончательно. Она слишком горда и щепетильна, чтобы отвоевывать любимого человека, даже зная, что ей есть что спасать. Рокировка — смена обремененной, простите, проблемами Зоси на благополучную, пусть и нелюбимую Дину — происходит очень кинематографично, если позволите. После тяжелого разговора молчания Гоша и Зося встречают Дину, которая начинает разговор с Гошей, как будто он здесь один, а Зося еще какое-то время идет сзади, а потом исчезает. А Гоша, оглянувшись несколько раз, уходит с Диной.

Он, похоже, винит Дину в утрате этой независимости, хотя право выбора было и у него. Люди, подобные Гоше, всегда находят виноватых в своих бедах. Они никогда не готовы к ответственности. А независимость — красивое слово, чтобы от ответственности сбежать. Гоша согласится с комментаторами, что его силком женили на нелюбимой женщине. Это удобный прием, когда один из действующих лиц рассматривается в качестве тряпичной куклы, мнением которой пренебрегли. Но эта кукла очень быстро приобретает твердость, когда козырь безволия не нужен или что-то пошло не по ее сценарию.

Вот и Зосе он, несостоявшийся геолог, живущий на всем готовом, жалуется, что жизнь его не хороша, а Зося, мать-одиночка, напротив, заверяет его, что у нее все в порядке. И на этом, пожалуй, в их отношениях поставлена точка.

На встрече одноклассников Зося смотрит видео, снятое в последний год учебы, и видит себя на множестве кадров (оператор класса явно был к ней неравнодушен) беззаботную, смеющуюся, счастливую. Этой девочки больше нет, но Зосе удалось сохранить то, что важнее всего — саму себя. Ей нечего стыдится прошлого или боятся будущего. Все в ее руках.

Мне больше симпатично другое. Авторам фильма удалось снять печать позора с сексуальной жизни молодежи. Главная героиня совершенно не пристыжена, не уничтожена, не связана по рукам и ногам своим ребенком. Ей щедро отпущено и радости материнства, и гордости расцветающей женственности (в первую очередь благодаря исполнению Елены Цыплаковой — самой красивой актрисы советского молодежного кино). Видя, как сильно эволюционировали брак и деторождения, я готова признать, что в этом есть заслуга и Школьного вальса.

Отзыв о Фильм

Всего-то два отзыва на мой один из любимейших фильмов того времени, когда меня и на свете-то не было). Смотрела несколько раз. Нравится и фильм, и актёры. Особенно люблю фильм за молоденькую Елену Цыплакову. Помню, как.

О первой школьной любви

Фильм "Школьный вальс" (1977) - трогательный фильм о первой школьной любви, зарождающихся семейных отношениях, о неумении ценить это чувство и разделять ответственность за свои поступки. О влиянии на жизнь молодых родителей с их взглядами, о.

грустная история юношеской любви

В юности всегда кажется, что первая любовь она навсегда. Что ничто, никогда не сможет помешать ей. Но все имеет свой конец, свое начало. Так и в фильме Павла Любимова "Школьный вальс", рассказывается история двух старшеклассников-выпускников.

Представьте, что это Ваша дочь или Ваш сын, или это о Вас

В этом фильме почти все несчастны. Реально все сыграно. Наталья Вилькина и Юрий Соломин очень натуральны в роли охладевших к друг другу родителей Зоси в исполнении Елены Цыплаковой. Сергей Насибов в роли Гоши Кораблева самовлюблен.

"Чтобы с вами не случилось, будьте людьми. "

" -Люди любят друг друга, а потом перестают. Отчего это. - Это от глупости, а мы с тобой люди умные. ". Это слова главных героев, выпускников Зоси и Гоши, которые ещё только готовясь вступить во взрослую.

Оцениваю этот фильм высоко за показанную историю, которая вызывает у зрителя добрые чувства.

Любовь как роза красная цветет в моем саду.

Давно этот фильм у меня стоял в закладках. Да все времени не было его посмотреть еще раз. Фильм далеко не новый. Но я все время сомтрела его частями. То с середины, то с конца, и.

Герои быстро повзрослели.

Здравствуйте! Очень люблю советские фильмы, в особенности про школу, т. к. это заведение посещали все и всегда и мне интересно наблюдать школьные взаимоотношения, быт, учителей-насколько все отличается от современной учебы. Сюжет интересный, чаще он.

Ностальгия по школьным временам

Один из тех загадочных советских фильмов которые я не понимаю. Когда увидела его в первый раз поступки героев вызывали легкое недоумение, пересмотрев фильм недавно поняла что впечатление почти не изменилось. Фильм вроде бы о любви.

Очень хорошее

В первый раз фильм посмотрела будучи ещё не замужней девчушкой лет так 18, и с тех пор он мне запал в душу. Но, к сожалению, никак не могла запомнить название, поэтому долго его искала в.

Самый любимый. Знаю наизусть

Это фильм, который пересмотрела, наверное, тысячу раз! Самый любимый фильм, знаю его наизусть и не перестаю любить и пересматривать Невероятная игра актеров, прекрасный сюжет. Фильм, который, я считаю в обязательном порядке должна посмотреть каждая девочка.

История о первой любви

Всем привет. Этот фильм мне хотелось посмотреть очень давно, но ни разу не представилось удобного случая. Я осталось под приятным впечатлением от этой искренней и очень грустной истории о первой любви. Главные герои фильма "Школьный.

Читайте также: