Анализ эпизода художественного произведения м международная школа дистантного обучения 2002

Обновлено: 08.07.2024

Урок обобщения знаний, совершенствования умений и навыков.

Организационные формы обучения:

  • Плакат "Схема анализа эпизода прозаического текста.
  • План сочинения - рассуждения",
  • "Роль эпизода в тексте".
  • Опора "Средства художественной изобразительности".
  • Карточки "Строение сочинения - рассуждения", "Сюжетные элементы.
  • Внесюжетные элементы", "Определение эпизода", "Роль эпизода в тексте", "Схема анализа эпизода прозаического текста.
  • План сочинения-рассуждения", "Роль эпизода в тексте".

Подготовка к уроку

Письменный сжатый пересказ главы (книга 3 глава 2 (5), план, название.

Строение сочинения - рассуждения. Роль эпизода в тексте. Анализ эпизода из романа А.Н. Толстого "Пётр Первый".

I Мотивация познавательной активности.

Найдите ошибки в эпизодах из известной вам книги.

Найдите ошибки в эпизодах

1.Василий Голицын ткнулся на табурет, с досадой оглядывал маменькину опочивальню. Софья, сидя против него, ласково улыбалась:

Женить тебя хочу:

Стремительно Василий вскочил, размахивая руками, забегал от озарённых ликов святителей до двери вкривь и вкось по спальне. Сел. Дёрнул головой:

Большие ступни повернулись носками внутрь.

2.Синие глаза Петра блестели возбуждённо. Час был решительный - надо было сказывать нового царя. Кого? Александра или Ивана? Сына ли Нарышкиной или сына Милославской? Оба ещё несмышлёные мальчишки, за обоими сила - в родне. Иван - горяч умом, крепок телесно. Александр - слабоумный, больной, вей из него верёвки:Что предпочесть? Кого?

Сегодня мы два урока посвящаем разбору эпизода из романа А.Толстого, готовимся к сочинению типа анализа эпизода. Урок имеет обобщающий характер.

III Актуализация знаний, умений, навыков. Опрос (с использованием дидактического материала).

В науке определений эпизода много. Вот лишь два. Прочитайте.

Эпизод ( греч. привходящий, посторонний ) - та или иная в известной степени завершённая и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный момент в судьбе персонажа.

Эпизод - часть (отрывок, фрагмент) художественного произведения, имеющая относительную законченность и представляющая отдельный момент развития темы.

Что объединяет эти определения? В чём различие?

Запишите любое определение.

Назовите синонимы к слову "эпизод"

(отрывок, фрагмент, часть)

2.Роль эпизода в тексте.

Мы всегда пытаемся понять, зачем нужен какой- либо фрагмент в тексте, какова его роль в произведении.

Прочитайте, какие функции эпизода могут быть в тексте.

Роль эпизода в тексте

Эпизод раскрывает характер героя, его мировоззрение.

Эпизод раскрывает душевное состояние персонажа.

Эпизод показывает новый поворот в отношениях героев.

Автор даёт характеристику персонажа или события.

Определите функцию таких эпизодов: последняя встреча Онегина и Татьяны, сон Обломова, первая встреча Наташи Ростовой и Анатоля Курагина.

Приведите свои примеры.

3.Эпизод как часть сюжета.

Эпизод входит в какой-либо элемент сюжета. Прочитайте набор сюжетных элементов.

  1. Экспозиция
  2. Завязка
  3. Развитие действия
  4. Кульминация
  5. Падение действия
  6. Развязка
  7. Эпилог

В какой элемент сюжета входят такие эпизоды: Дуэль Онегина и Ленского, смерть Базарова, жизнь Наташи и Пьера?

Эпизод может быть внесюжетным элементом. Прочитайте этот набор.

2. Авторские отступления.

3. Вставные эпизоды.

Приведите примеры таких фрагментов.

Анализ эпизода строится как рассуждение. Вспомним схему рассуждения.

Строение сочинения - рассуждения

I. Тезис (основная мысль сочинения).

Потому что, так как.

II. Обоснование: аргументы и примеры.

Что из этого следует?

Поэтому, следовательно, итак, таким образом.

Перекликается с тезисом.

5 .Схема анализа эпизода.

Прочитайте схему.

Схема анализа эпизода прозаического текста. План сочинения - рассуждения

"Роль эпизода в тексте".

Основная часть (аргументы и примеры).

1. Сжатый пересказ данного фрагмента.

2. Место эпизода в композиции текста.

Почему этот эпизод именно здесь расположен?

Какие эпизоды до и после?

Какая связь с другими фрагментами?

3.Место эпизода в сюжете произведения.

Завязка, экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.

4. Какие темы, идеи, проблемы (вопросы) текста нашли отражение в этом эпизоде?

5. Расстановка персонажей в данном фрагменте.

Новое в характерах героев.

6. Каков предметный мир произведения?

Пейзаж, интерьер, портрет.

Почему именно это в данном эпизоде?

7. Мотивы эпизода.

Встреча, спор, дорога, сон и тому подобное.

Библейские, фольклорные, античные.

8. От чьего имени ведется повествование?

Автор, рассказчик, герой. (От 1 или 3 лица).

9. Организация речи.

Повествование, описание, монолог, диалог.

10. Языковые средства.

1. Роль эпизода в произведении (перекличка с вступлением).

2. Какие темы произведения развиваются в этом эпизоде?

3. Значение фрагмента для раскрытия идеи текста.

А теперь переходим к конкретному эпизоду.

IV.Формирование умений и навыков.

Составить план эпизода (простой или цитатный).

Придумать несколько названий эпизода (отражают тему или идею).

2. Проверка домашнего задания

Несколько человек читают сжатый пересказ

Что можно изменить?

3. Проверка задания у доски.

4. Анализ эпизода (по "Схеме анализа эпизода").Книга 3 глава 2 (5).

Каким может быть вступление?

Предложите тезис рассуждения.

(Новая Россия строится, но какая страшная цена. Сложные отношения царя и народа)

А может быть и другой тезис.

Прочитайте статью литературоведа М.Свердлова о романе "Пётр Первый".

Вопрос о смысле жизни

Что же занимает место нравственных исканий в "Петре Первом"?

Профессиональные искания. Ищут ли герои романа смысл жизни?

Да, в профессиональной области.

Смысл жизни для героев "Петра Первого" в профессионализме. Почему бояре - лишние? Потому что бездельники. Боярам противопоставлены спецы - лучшие в своём деле, профессионалы: купец Артём Бровкин (самый хитрый и оборотливый), офицер Алексей Бровкин (самый исполнительный), кузнец Жёмов (самый искусный), живописец Голиков (самый талантливый).

В петровской России, как её описывает Алексей Толстой, человек - или профессионал, или "пушечное мясо". Поэтому все вокруг Петра должны стать профессионалами: старый боярин Ромодановский - сделаться профессионалом сыска и дознания (самым жестоким), царевна Наталья (самая артистичная) - освоить театральное дело, расплата боярину Буйносову (самому глупому) за безделье - роль профессионального шута.

А профессионал над профессионалами - сам царь Пётр; он потому является одновременно и плотником, и корабельщиком, и артиллеристом, и кузнецом, что профессия царя ("отца народов"), по логике романа, есть сумма всех прочих профессий плюс обобщающая все профессии сверхчеловеческая воля.

Итак, подведём итог: вопрос о смысле жизни для героев "Петра Первого" не нравственный, а "технический" вопрос; их выбор не между добром и злом, а между полезным и бесполезным.

Какую роль играет этот эпизод?

(Профессионализм - основа государства Петра I, без профессионалов реформы невозможны).

Основная часть начинается со сжатого пересказа.

Какое место занимает эпизод в композиции текста?

Что происходит в 4 главке?

(Царь в гостях у Меншикова, говорит о подготовке войны с Карлом XII).

Что происходит в 6 главке?

(Пётр возвращается домой, говорит Меншикову о Голикове, начинается ледоход).

Как связаны все эти эпизоды?

(Строительство города, выход к морю - государственная политика. Отбор талантливых людей - государственная потребность).

Какое место занимает эпизод в сюжете?

Какие темы, проблемы романа отражаются в этом фрагменте?

(Коррупция в окружении царя, строительство Петербурга, жестокость эпохи, талантливый русский народ, справедливость Петра).

Как раскрываются характеры героев в этом эпизоде?

(Пётр суровый, справедливый, умный; Голиков талантливый , настойчивый; "бородатый" независимый, мудрый ).

Почему у "бородатого" нет имени?

Каков предметный мир фрагмента?

Зачем они здесь нужны?

(Детали создают образ эпохи).

Найдите мотивы фрагмента. Мотив строится по формуле: кто - кому - действие.

(Мотив встречи царя и простого человека. Простой человек говорит царю горькую правду, придворные обманывают царя).

Какие ассоциации возникают?

Работа в группах или в парах.

Исследование формы повествования, организации речи, языковых средств эпизода.

Кто уже может сделать вывод?

Этот эпизод помогает понять характер главного героя. Мы видим, что Петру безразлично происхождение людей, ему важны их профессиональные качества.

Какие темы развиты здесь?

Как фрагмент раскрывает идею романа в целом?

Пётр сломал установленный веками порядок, разворотил жизнь всех людей. На первый план выходят люди способные и деятельные. Но цена, которую платит народ за преобразования, непомерна и страшна.

5. Наиболее значимые художественные детали (пейзажа, речь, интерьер).

6. Как раскрывается в данном эпизоде герой (его мысли, чувства, переживания). Характеристика героя (ев ) .

7. Авторская позиция (на чьей стороне автор).

Конфликт – столкновений героев ( идейное, политическое, интимное).

Тема- то, о чём рассказывается в произведении.

Идея- то, что хотел сказать автор своим произведением, основная мысль его.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Анализ эпизода драматического произведения

Образец анализа эпизода пьесы А.Н.Островского "Гроза". Умение делать анализ драматического произведения, Знание основных литературоведческих понятий, умение находить их в тексте.


ПАМЯТКА. СХЕМА анализа литературно-художественного произведения

В помощь учащимся.


План анализа литературно-художественного произведения

План анализа литературно-художественного произведения.


Анализ эпизода литературного произведения
Методика анализа литературно-художественного произведения

Процесс анализа литературно-художественного произведения – это форма деятельности, в которой учитываются личностные качества и учителя и учащегося. Учитель должен занимать позицию не всезнающего «метр.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Путкова Тамара Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Анализ эпизода художественного произведения на уроке литературы

Обучение анализу эпизода начинается с формирования умения выделять эпизод.

Умение выделять эпизод при анализе художественного произведения – это одно

из важных читательских умений.

План анализа эпизода

Определить границы эпизода .

Определить основную мысль эпизода, дать ему название.

Указать, через какие образы раскрывается главная мысль эпизода.

Проследить смену настроений и чувств действующих лиц, выявить авторскую мотивировку поступков героев.

Отметить, какие художественные приемы использует автор для выражения идеи . (Авторская характеристика, взаимохарактеристика героев, портрет, деталь, пейзаж, интерьер, речь, анализ поступков).

Композиция эпизода.

Указать, какие выразительные средства языка помогают автору раскрыть основную мысль (тропы, риторические фигуры и др.)

Определить, какова роль эпизода и законы сцепления его с остальными эпизодами.

Трудности (ошибки) в анализе эпизода

Однообразны приемы анализа (распространенный прием – беседа, а возможен и диафильм – кадр).

Не предусмотрена монологическая речь учащихся.

Мало используются опережающие задания.

Не используется инсценировка эпизода (в среднем звене).

Словарная работа слаба или неудачна.

Неорганична связь с современностью.

Анализ эпизода включает 3 блока

Место в произведении, связи с другими эпизодами

Приемы (главные из них – портрет, деталь, пейзаж)

В маленьком садике при скверном ресторанчике маленького и скверного Туапсе завтракали мы в тугие, голодные времена -- предбеженские. Ели с грязных тарелок бараньи ошметки, хлеб черствый, кислый и пыльный. Тощий ресторанный пес бродил между столиками, стучал хвостом по голым ребрам и "ни от какой работы не отказывался" -- ел даже огрызки от соленых огурцов. Совсем, видно, пропадать приходится. И вдруг в другом углу садика появился другой пес. Видно, только что прошмыгнул в калитку. Остановился у столика, за которым старик пилил ножом какую-то жареную кожу, остановился и присел, не совсем присел, не до земли, а чуть-чуть поджался исключительно из унижения и чтобы подчеркнуть свое бедственное положение. И по всей позе видно было, что он сам сознает, как дело его незаконно. Старик взглянул на него и бросил ему через голову кость. Не успел пес лязгнуть зубами, как в один прыжок тот другой, ресторанный, и законный, был уже на нем. Пыль, визг, вихрь, шерсть, хвосты, зубы. Через секунду уже на другой стороне улицы тихое повизгивание, и уныло поджатый хвост медленно скрывается в воротах. Победитель вернулся, полизал себе бок, разыскал незаконную кость, погрыз, задумался, опять погрыз вяло, без жизни, без темперамента. А ведь это все-таки была ко-о-о-сть. Ведь не огуречный огрызок, а ко-о-о-ость. Да еще, поди, с мясцом, потому что старик-то, владетель ее и жертвователь, беззубый сидел и обгрызть ее, как прочие посетители, не мог. Задумался чего-то пес. Морду отвернул, заскучал. Неужто жалеет того, что прогнал? Чего жалеть-то? Лезут тут всякие, когда самому концы с концами не свести. Отряхнулся, подошел к столу, минутку постоял, да и отошел. И работа, значит, на ум не идет. Лег у стены. Печальный, совсем расстроился. Вдруг фыркнул носом, вскочил и деловито, трусцой побежал через улицу. -- Смотрите, -- сказал мне сосед, -- никак мириться побежал. Через минуту пес, уже спокойный, совсем другой походкой вернулся в ресторан. Морда у него была слегка смущенная, но очень добрая и даже веселая. На почтительном расстоянии следовал за ним тот -- нарушитель прав, злодей и преступник. Злодей уже не боялся и не приседал, но явно старался держать себя скромно. Разыскал историческую кость и, хотя она была уже совсем объеденная и заваленная, забился с нею скромно под забор, явно подчеркивая, что к клиентам соваться не будет. Победитель рыскал без толку между столиками и так вилял хвостом, с такою силою, что даже весь на бок поворачивался. Получил раза два здорового тумака, но даже не визгнул, так был счастлив.

(4) Конфликт неизбежен, и исход предрешен: пыль, визг, хвосты, зубы. Злодей наказан и с повизгиванием, поджав хвост, бежит. Казалось бы, победитель должен ликовать! Но даже кость (а ведь это была ко-о-о-сть) не приносит ему радости, и грызет он ее без темперамента.

(8) Жизнь часто ставит нас перед выбором, что лучше: забирать или отдавать. Этот голодный пес сделал свой выбор: в такое тяжелое время он отдал своему собрату ко-о-о-сть и счастлив. Так писательница через образы собак решает проблему милосердия в жестоком мире. Ведь милосердие – это милость к ближнему, идущая из сердца. Автор убеждает нас в том, что милосердие и доброта еще есть на земле, а человеку не худо бы брать пример с животных, ведь без взаимопомощи жить на свете трудно всем. Возможно, для Н.А.Тэффи милосердие и счастье неразрывно связаны.

РОЛЬ ЭПИЗОДА в раскрытии проблемы

Писательница убеждает читателя в том, что милосердие – милость к ближнему, идущая из сердца, - есть на земле, именно на нем зиждется жизнь. За примерами можно обратиться к другим произведениям нашей литературы (приводятся примеры).

К данному тексту можно предложить и другое задание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План подробного анализа эпизода позволит старшеклассникам совершенствовать свои литературоведческие навыки.

Подробный план анализа эпизода

Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты, которые мы приводим для вас ниже в виде подробного плана.

Определить границы эпизода, дать ему название.

Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.

Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:

каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?

Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).

Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:

персонажей, особенно если это эпизод-диалог.

Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, мини конфликт), лежащее в основе эпизода.

Охарактеризовать героев - участников эпизода:

их отношение к событию;

к вопросу (проблеме);

кратко проанализировать речь участников диалога;

сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;

выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);

определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.

Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микро эпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.

Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.

Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.

Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.

Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.

Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).

Обратите внимание! Единственным доказательством вашей правоты и аргументом ваших рассуждений может быть художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения должен включать использование цитат в необходимой и достаточной мере.

Алгоритм анализа эпизода литературного произведения

В данной инструкции представлена теоретическая часть для подготовки к сочинению – анализ эпизода. Материалы подобраны в соответствии с учебной программой общеобразовательных организаций УМК В.Я. Коровина.

Алгоритм анализа эпизода художественного произведения

1. Определить место эпизода в сюжете, определить его особенности.

2. Озаглавить. (Заглавие отражает либо тему, либо главную мысль)

3. Определить тему, проблемы (вопросы, которые задает автор), определить главную из них, для этого определим идею (ответ автора на эти вопросы).

4. Определить и записать имена героев, участвующих в данном эпизоде

А) характерные черты;

Б) особенности поведения;

В) нравственные качества;

5. Определить, кто главный герой.

а) чем занимается (необходимое для выяснения роли в раскрытии идеи: профессия, увлечение, хобби, и т.д.);

б) приемы, которые использует автор для раскрытия роли героя в раскрытии идеи;

в) нравственные качества;

г) отношение к раскрываемой проблеме (другие данные, необходимые для анализа)

6. Определить структуру эпизода, определить его части, в какой из них ярко выражена острота конфликта.

7. Определить, как связан этот эпизод с другими эпизодами произведения.

Примечание! Правоту любой вашей гипотезы может подтвердить только аргумент из художественного текста. Рассуждение, не подтвержденное цитатой, не может считаться полным и обоснованным утверждением. Художественный текст можно цитировать или пересказывать в виде косвенной речи. Цитирование литературного произведения не должно превышать вашу собственную речь по количеству слов.

Читайте также: