Анализ экологических ситуаций в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024

Данный материал предназначен для использования в начальных классах. Он будет полезен учителям при подготовки внеурочным мероприятиям по экологическому направлению.
Цели: ознакомление с экологическими проблемами природы.
Задачи:
- образовательные: познакомить с экологическими проблемами и способами их решения;
- развивающие: развивать речь, мышление, логику;
- воспитательные: воспитывать ответственность у детей за свое поведение; воспитывать трепетное отношение к природе.
Форма проведения: дискуссия.
Методы и приемы: беседа, рассказ, объяснение, ответы на вопросы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Шадрина Татьяна Вениаминовна

учитель начальных классов

«Экологическое воспитание в начальных классах

Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. Ребёнок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на деятельность людей.

В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер. В результате соответствующего экологического воспитания и развития младших школьников расширяется их кругозор, повышается эффективность обучения, где учащиеся получают целостную картину окружающего мира, у них формируются элементы научного мировоззрения. Экологическое образование создает реальные возможности для осуществления межпредметных связей, поэтому тема экологии может прозвучать на всех уроках. Одно из условий формирования экологических знаний – непременное их включение в содержание каждого учебного предмета.

Успешная реализация возможностей экологического образования учащихся начальных классов может быть достигнута при осуществлении всех форм обучения: урочная и внеурочная работа, проведение тестов, диктантов, сочинений, решение математических задач с экологическим содержанием, исследовательская работа учащихся по разным предметам, включающая в себя элементы экологии. Эти формы работы активизируют познавательную деятельность учащихся, воспитывают бережное отношение к природе. Жизнь требует не ограничиваться отдельными экологическими воспитательными делами, а соединить их в цепь непрекращающихся природоохранных действий, слить с трудовым воспитанием. Дополненные местным материалом и преподнесённые должным образом экологические сведения вырабатывают убеждения в необходимости безотлагательной помощи природе, стремление хотя бы частично возместить ей то, что мы так долго брали от нее.

Из опыта работы

Использую проблемные ситуации на всех уроках, во внеурочной деятельности и внеклассной работе. Ситуации не создаются искусственно, они тесно связаны с жизнью и решаются по мере их возникновения. Часто мероприятия по экологии носят поверхностный характер: нарисовали, рассказали стихотворение, рассмотрели картинки. А важно, чтобы учащиеся могли понять причину сложившейся ситуации и попытаться найти решение этой проблемы. Приведу несколько примеров.

Вывод: экологическое воспитание младших школьников это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью. Для того чтобы выжить сегодня и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.

Список литературы

2. Брунер, Дж Проблемное обучение [Электронный ресурс] / Дж. Брунер // Элек. журнал. -- 2011.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал позволит закрепить у учащихся знания правильного поведения в природе.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.Гуляя с родителями по лесу, Маша и Вася увидели большой муравейник.

-Давайте посмотрим, что внутри муравьиного домика, - сказал Вася.

-Давайте, - с интересом ответила Маша. Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним, забрала палку и сказала.

-Если бы муравьи могли говорить, они бы сказали вам, что…

Что сказали бы муравьи?

Правильно ли, решили поступить девочки?

3.Никита стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.

-Что ты делаешь? – спросила старушка

-Пчел прогоняю, они цветы жалят.

Старушка улыбнулась и, подозвав к себе мальчика, что-то рассказала ему. После этого Никита выбросил прутик, удивленно пожав плечами.

-А я и не знал об этом.

Что рассказала Никите старушка?

Правильно ли, решили поступить дети?

Правильно, ли поступила Катя?

6.После пикника на берегу реки, ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который остался после их отдыха.

Правильно, ли они поступили?

7.Идя на экскурсию в лес, ребята увидели редкое растение. Алина предложила сорвать его и принести в класс, чтобы показать одноклассникам. Ваня предложил его выкопать и посадить на пришкольном участке. Дети долго спорили, но так и не решили, кто прав.

Кто из детей прав?

8.Костя и Вася отправились в лес за грибами. Несъедобные грибы они сбивали палками, чтобы их не собрали неопытные грибники.

Правильно, ли поступили мальчики?

9.В городском парке дети нашли дупло белки. Они очень обрадовались, так как в дупле было много орехов и их можно было забрать себе.

Правильно, ли решили поступить дети?

10.Ранней весной на лесной опушке распустились подснежники. Нина очень восхищалась их нежностью и красотой. Ее сестра предложила нарвать большой букет и подарить бабушке.

Как правильно поступить сестрам?

11.Гуляя летом на лугу, дети нашли гнездо, которое представляло собой небольшое углубление в земле, выстланное сухой травой, перьями, тонкими веточками. В самом центре гнезда лежало несколько маленьких пестреньких яиц. Ребята решили, что гнездо брошено птицей-мамой. Но как помочь будущим птенчикам они не знали. Как правильно поступить в данной ситуации?

Экологическиеситуации Автор: учитель начальных классовпервой квалификационной ка

№ слайда 1

Ваш младший брат принёс из леса ёжика. Что вы посоветуете брату? Оставить себе и

№ слайда 2

Ваш младший брат принёс из леса ёжика. Что вы посоветуете брату? Оставить себе и позаботиться о нём. Отнести в лес. Дома он погибнет. Поиграть с ним и отпустить.

Твои друзья в огороде поймали крота. Как ты поступишь? Пройдёшь мимо. Поместишь

№ слайда 3

Твои друзья в огороде поймали крота. Как ты поступишь? Пройдёшь мимо. Поместишь в ящик и будешь кормить и наблюдать. Расскажешь о его пользе и попросишь отпустить.

Вы увидели гнездо в траве. Ваши действия. Пройду мимо. Понаблюдаю. Поглажу, поко

№ слайда 4

Вы увидели гнездо в траве. Ваши действия. Пройду мимо. Понаблюдаю. Поглажу, покормлю птенцов.

Птенец прыгает по дорожке. Твои действия. Понаблюдаю, недолго. Поглажу, покормлю

№ слайда 5

Птенец прыгает по дорожке. Твои действия. Понаблюдаю, недолго. Поглажу, покормлю. Пройду мимо. Посажу обратно в гнездо.

Твои друзья ловят на берегу раков и моллюсков. Что вы будете делать? Будете лови

№ слайда 6

Твои друзья ловят на берегу раков и моллюсков. Что вы будете делать? Будете ловить вместе с друзьями. Пройдёте мимо. Объясню, почему нельзя этого делать.

Вы увидели красивого жука на дороге. Что вы будете делать? Пройду мимо. Остановл

№ слайда 7

Вы увидели красивого жука на дороге. Что вы будете делать? Пройду мимо. Остановлюсь и понаблюдаю. Отнесу домой и посажу в банку. Попробую его накормить.

Дети нашли в дупле лесные орехи и грибы. Что они должны сделать? Забрать себе..

№ слайда 8

Дети нашли в дупле лесные орехи и грибы. Что они должны сделать? Забрать себе.. Не трогать. Положить в дупло что-нибудь вкусненькое.


№ слайда 9


№ слайда 10


№ слайда 11

Читайте также: