Делает ли разум человека человеком философия кратко

Обновлено: 06.07.2024

Об этом сегодня и поговорим: разберем коротко, что это такое в психологии, и чем первое отличается от второго.

Что такое ум?

Функция

Функция ума – определять и сообщать человеку, что нравится, а что не нравится. Например, нам не нравится принимать горькое лекарство или терпеть укол, но разум говорит, что это полезно, важно, нужно. И теперь давайте разберем последнее понятие подробнее.

Что такое разум?

Разум – это высший тип мыслительной активности, способность мыслить рационально и творчески. А также это способность мыслить широкими, абстрактными и духовными категориями.

Чтобы противостоять играм, нужно выключить автопилот и вернуть себе осознанность, контроль. То есть ваш разум дал сбой и уступил место уму.

Иногда разумность отождествляют с мудростью. А также психологи отмечают, что разум связан с волей человека.

Функция

Функция – определять, что хорошо и плохо, правильно и неправильно, полезно и неполезно. Проще говоря, он помогает человеку быть человеком, то есть быть гуманным, социальным.

Чем отличаются?

В чем отличие ума от разума? Это две психические структуры, но первая подчиняется второй. Говоря простыми словами, разум – это совесть, внутренняя мораль человека.

Ум – это знания человека, его опыт. Обе структуры тесно связаны друг с другом и со сферой чувств, но понятие разума все-таки шире. Он контролирует ум.

Разберем на примерах, какая разница между умом и разумом:

    Вы знаете, что человек обманывает вас, прямо сейчас он лжет, глядя вам в глаза. А еще он предал вас, но думает, что вы об этом не знаете. Ваш опыт и знания, связываясь с чувствами, подсказывают, что прямо сейчас нужно все высказать негодяю, накричать на него, ударить или организовать вкусную и сладкую месть.

К тому же раньше они встречались, но расстались из-за того, что не видели совместного будущего (при этом влечение никуда не исчезало).

Каково же главное отличие ума от разума? Первый принимает информацию, второй рассуждает на эту тему. Ум и разум – это разные вещи.

Ум, разум, сознание, рассудок, интеллект – в чем разница?

Разум

Разум – один из основных элементов психики человека, наряду с умом и ложным эго. Разум выполняет набор важных функций, которые позволяют человеку действовать целесообразно. Сильный разум позволяет человеку контролировать свои чувства и эмоции, не поддаваясь им, находить логические ошибки не только в суждениях других людей, но и в самом себе, оставаться верным своим принципам и не терять голову даже в крайне трудных ситуациях.

Функции разума включают в себя:

Анализ

Разум способен анализировать окружающий мир и других людей, путем выявления определенных свойств, качеств и причинно-следственных связей. В отличии от ума, разум анализирует нейтральные с точки зрения восприятия качества, тогда как сам ум стремиться воспринимать объекты через призму принятия или отторжения, наделяя что-либо оттенком приятного или хорошего и неприятного или плохого.

Функция анализа необходима каждому человеку для выявления определенных суждения. В случае ложного анализа, суждения будут ложными, что не позволит человеку адекватно и верно взаимодействовать с чем или кем-либо. Анализ важен для достижений целей, когда человек этим методом выявляет определенный путь к достижению цели, а также свободно корректирует с помощью анализа свои ошибки и верно совершенные поступки. Проанализировав обстановку и план, человек может изменить его в лучшую сторону. Проанализировав себя, человек может найти в себе те недостатки, которые приносят ему наибольшие неудобства или найти в себе наилучшие качества, которые приносят человеку удовлетворенность. Анализ позволяет выявлять слабые и сильные стороны, возможное и невозможное, правильное и неправильное.

Техника анализа оттачивается по мере развития способности выносить верные суждения. Для вынесения суждений человеку необходимы определенные знания и наблюдательность, а также опыт в таких делах и способность применить эти суждения на практике. Без практики не будет и подтверждения, что делает суждения просто домыслом. Однако, это не означает, что суждения абсолютно всегда должны быть доказаны. Иногда домыслу следует остаться домыслом.

Целеполагание

Целеполагание – это способность ставить правильную цель. Это вообще способность ставить цель. Частая проблема людей – отсутствие цели. Ещё более частая – неправильная цель. С помощью разума человеку следует избавиться от различного рода соблазнов и искажений в восприятии, поставить себе верную цель и достигать её. Однако, чаще всего человеку, из-за слабого разума, суждено ставить либо неправильные цели, либо не ставить их вовсе. Без цели человеку жить достаточно трудно, фактически, это бесформенная жизнь, в ней нет прогресса и нет достижений. Просто набор событий. В то же время неправильная цель часто подводит человека к разочарованию и фрустрации, ведь добиться того, что не соответствует природе конкретного человека часто бывает не только невероятно трудно, но это попросту оказывается ненужным человеку.

Ставить правильную цель – значит ставить цель, которая соответствует природу человека, форме его разума. Правильная цель приводит к эволюции сознания человека, освобождая его и раскрывая потенциал. В свою очередь, неправильная цель приводит к деградации и страданиям, связанными с ней. Неправильная цель вначале кажется очень притягательной, приятной, а в конце оборачивается разочарованием. Правильная цель, наоборот, вначале кажется трудной, непривлекательной и практически невыполнимой, но чем дальше человек продвигается по ней, тем больше он начинает получать удовлетворенность от процесса достижения цели.

Осознание себя, своей природы занимает крайне важную роль в целеполагании. Сильный разум способен осознать себя, тогда как слабый будет ссылаться на мнение других людей относительно себя, чем заранее поставит под вопрос успех своего предприятия.

Ориентирование

Ориентирование – способность выбирать наиболее подходящий вариант действий. В жизни это проявляется в способности выбора не самого привлекательного, но самого действенного и эффективного варианта, который, в долгосрочном промежутке, принесет человеку необходимые плоды. Ориентирование дает человеку способность постоянно действовать в условиях постоянно меняющихся обстоятельств. Таким образом, человек становится сильнее изменчивости мира и превратностей судьбы. Отчасти, разум проявляется в трезвом видении мира, который позволяет видеть мир не через призму оценки, а через восприятие необходимых шагов, для достижения определенной кондиции.

Способность ориентироваться в жизни определенно делает различие между тем, кто обладает ею и тем, кто нет. Обладающий такой способностью будет занят в деятельности сообразно времени, месту и обстоятельствам, ясно осознавая, что следует делать, а чего делать не следует. Придерживаясь определенному плану и ритму, такой человек достигает своих целей. В то же время, человек, которые не обладает способностью ориентирования, будет вынужден либо полностью бездействовать, не понимая что нужно делать, либо действовать очень активно, но хаотично. Подобно тому, как таракан на спине дергается, в надежде изменить своё положение. И тот и другой вариант для человека оборачивается провалом, так как и полное бездействие и максимальное вложение сил в неправильное направление неспособно дать человеку необходимых плодов.

Иногда, ориентирование можно назвать волевой логикой, которая указывает человеку на то, что в случае отсутствия действий определенного порядка, человеку предстоит столкнуться с нежелательными последствиями и именно такой вывод чаще всего подталкивает человека к действию.

Убеждения

Убеждения — это мировоззренческий фактор разума, который определяет границы дозволенного и недозволенного. Разум действует в этой функции как набор твердых принципов, придерживаясь которых, человек избегает большинства опасностей на своем пути. Именно убеждения не позволяют человеку совершить те или иные проступки, о которых он впоследствии может пожалеть. Например, отказать в помощи другу или совершить преступление.

Убеждения побуждают человека совершать определенные действия и вести определенный образ жизни. Сильный разум в совокупности своих функций способен как дать человеку возможность понять какие убеждения являются правильными, а какие нет, так и дать человеку способность придерживаться своих принципов, не отклоняясь от них, ради сиюминутной выгоды. В долгосрочной перспективе это позволяет человеку одерживать намного больших побед и успехов, сохраняя не только свою репутацию, но и свое собственное мнение о себе, даруя человеку истинное уважение к себе.

Слабый разум в функции убеждений не позволит человеку придерживаться принципов. Такой человек не будет иметь чётко сформированной границы между дозволенным и недозволенным, что будет отражаться в неспособности следовать своим принципам. Безволие, порожденной слабым разумом, будет вынуждать человека метаться из стороны в сторону, между тем, что ему хочется и между тем, что ему следует делать. Слабоволие никогда не приводило людей ни к счастью, ни к свободе.

Правильное и чёткое мировоззрение – признак сильного разума, который придерживается своих принципов. Освобождая себя от возможности наслаждаться, человек концентрирует своё внимание на деле, становясь мастеров в нём. Тогда как постоянные развлечение и отказ от принципов дают человеку плохую судьбу и отсутствие внутреннего авторитета, что делает его незначительным не только в глазах остальных, но и в своих собственных.

Контроль чувств и эмоций

Разум контролирует чувства и эмоции человека, не давая им возможности становиться побуждением к неправильному действию. Контроль чувств и эмоций дает человеку возможность поступать разумно, сообразно со своими принципами, по воле души, а не тела. Это дает определенную свободу для человека, свободу от желаний и потворства желаниям. Человек становится волен выбирать что ему делать. Тогда как не способный контролировать свои чувства и эмоции человек будет вынуждает постоянно потакать им, действуя не ради достижения цели, а ради услаждения своих чувств, что сближает таких людей с животным, нежели с людьми.

Контроль чувств и эмоций не только дает человеку возможность быть хозяином своего внутреннего мира, полностью контролируя любое побуждение внутри себя, но и не поддаваться на уловки и манипуляции других людей, не прогибаться под мнением окружающих, оставаясь твердым. Одно из чувств человека – это тщеславие, которое проявляется в стремлении нравиться окружающим. Человек, который способен контролировать это чувство, остается свободным от влияния общества. Воля таких людей сильнее, а потому именно они те, кто влияет на окружающий мир, а не наоборот.

Отсутствие контроля чувств и эмоций делает из человека раба своих чувств, побуждениям которого он вынужден потакать. Контролировать чувства не так просто, так как они не только постоянно требуют наслаждений, но и склоны искажать восприятия в сторону наслаждения чувств, подбирая определенные оправдания для возможности наслаждаться, вместо того, чтобы твердо идти к цели. Слабый контроль эмоций приведет к неспособности строить грамотные отношения, фактически делая из человека марионетку собственного настроения, а также настроения окружающих.

Достижение целей

Достижение целей – это способность разума не только выстраивать, но и твердо придерживаться определенной цели и плана, доводя её до конца, не смотря на трудности связанные с её достижением. В то же время, это не означает закостеневший образ действий, иногда следует менять план на более подходящий месту, времени и обстоятельству. Но функция достижения цели заключается именно в том, чтобы сильным разумом поддерживать свою решимость достигнуть правильно поставленной цели. Ведь даже если человек поставит себе идеальную цель, но не будет способен ею следовать – это будет бессмысленная трата сил.

Сильный разум, таким образом, позволяет человеку действовать исходя не из сиюминутных импульсов и мыслей ,а придерживаясь большой цели, которая направляет жизнь человека. Это дает человеку определенный вкус к жизни, точку отчёта его успехам, а также смысл, который не позволит человеку опустить руки.

Слабый разум будет вынужден постоянно искать новые цели, вместо того, чтобы укрепиться в достижении одной. Такой подход нельзя назвать ни разумным, ни успешным, ведь если надеется, что получаться должно только с первой попытки, то любое дело заранее окажется провальным. Тогда как упорный труд способен дать человеку продвижение на пути. В этом нет сомнений.

Найдётся ли кто-то, кто, бросая целый день дротик, не попадёт однажды в цель?

Марк Туллий Цицерон

Интеллектуальная активность

Интеллектуальная активность — это совокупность когнитивной деятельности, такой как:

  • память
  • концентрация
  • получение и обработка информации
  • познание
  • планирование
  • размышление
  • речь

Интеллект в данном случае – это функция разума, которая позволяет человеку совершать определенные когнитивные вычисления и взаимодействовать с миром посредством логики. Это подобно рукам и ногам человека. Сильные руки и сильные ноги позволяют наиболее полно изменять мир вокруг себя и подобно этому отточенный интеллект позволяет применять всю полноту знаний и силу разума. Интеллект – это механическая сила разума, посредством которой человек способен достигать поставленные задачи. Однако, сама по себе такая сила не может решить проблемы и достичь целей. Интеллект может послужить орудием в таких делах, но не основой.

Если человек активно развивает интеллект, но абсолютно не заботиться о развитии разума в общем, то он становится подобно просто физически сильному человеку, которому в бою мешает массивность его тела. В таком случае, интеллект становится внешне хорошим, но абсолютно не применимым на практике орудием, так как не координируется техникой разума. Как функция, интеллектуальная активность выражается в форме мыслительного процесса.

Сильный разум направляет интеллект на путь полезной деятельности, в этом заключается правильная активность интеллекта. Интеллект может применяться в пустых делах: в бессмысленных спорах, развлечениях или пустой деятельности. Если у человека нет силы разума, то будет наблюдаться совокупность слабой когнитивной деятельности, которая не позволит человеку закончить своё дело, подобно тому, как сломанный инструмент не позволяет закончить начатую работу.

Сильный и слабый разум

Сильный разум способен выполнять свои функции – ставить и достигать цели, а также контролировать рассудок человека. Без сильного разума невозможна интеллектуальная деятельность, так как она больше всего требует функций разума. Слабый разум не способен взять ответственность и перебороть страх неизвестности, что выражается в отсутствии контроля над чувствами и эмоциями. В этом заключается фундаментальное отличие слабого разума от сильного. Сильный разум направляет человека и позволяет ему действовать исходя из собственной воли, но слабый разум, не обладая качествами сильного, вынужден действовать только по чужой воли, становясь объектом для манипуляции.

Именно по способности выполнять функции и по степени их качества, следует считать разум сильным или слабым. Разум – это целостный элемент и если он силен в одной области — он будет силен и во всех остальных. Очень легко перепутать функции разума с качествами человека: анализ с обладанием информации, достижение цели – с упорством, интеллектуальную активность – с неконтролируемым умом, убеждения – с приспособляемостью. Функции разума исходят из понимания, человек способен объяснить свои мотивы и контролировать их, в то время как качества человека присущи ему не по собственной воли или они были выработаны им механически.

Разум испытывается трудностями, ведь именно в трудностях проверяется устойчивость и сила разума, степень его глубины и возможность его применения. Когда все в жизни хорошо, разуму даже негде действовать. Но в трудностях проявляются все его возможности, он раскрывается, активизируется и способен не только действовать, но и прогрессировать. Если человек отказывается от своего пути или намеченной цели при первых трудностях – он не обладает сильным разумом и вряд ли когда-либо его обретет. Подверженность сомнениям – показатель слабого разума. Человеку не следует сомневаться, вместо этого ему следует путем собственной логики и опыта прийти к пониманию. Такой метод не останавливает человека, а напротив, побуждают его к разумному действию.

Высший и низший разум

Низший разум не обладает знанием. Он способен поставить правильную цель, в соответствии со своими убеждениями и достичь её. Но он сделает это исключительно из порочных, низменных побуждений. Такие люди погружаются в деятельность, но не находит удовлетворения, так как их мотивы направлены на удовлетворения их собственных желаний. Желания в свою очередь постоянно ненасытны и требуют с каждым разом больше наслаждений. Так возникает замкнутый круг: человек не способен остановиться, но и это не приносит ему счастья, даже несмотря на правильную цель.

Высший разум приводит человек к удовлетворению возвышенных потребностей:

  • самореализация
  • благотворительность
  • развитие
  • совершенствование
  • понимание себя
  • помощь другим
  • раскрытие потенциала
  • обретение духовного блага
  • обретения вкуса к внутреннему счастью

Но не находя его в материальном пути жизни, у такого человека возникает одна мысль: «Надо делать больше«. Так, человек попадает в петлю.

Низший разум обречен на страданий. Потребности разума отличаются от потребности чувств. Это уже другой уровень. Основной потребностью разума является самореализация. В обществе – это помощь другим. Наедине с собой — это саморазвитие и духовная жизни. Чем сильнее разум у человека, тем более возвышены потребности и тем более они отдалены от потребностей чувств.

Человек обретает высший разум, когда приобретает и практикует истинные знания. Получая знания, он обретает покой и новый вектор развития, реализуя который, человек способен обрести умиротворение и ряд положительных качеств, которые послужат причиной счастья. В свою очередь, избавление от негативных качеств, приносящих страдания, также позволит человек стать более счастливым.

С одной стороны, такой человек обрел умиротворение, с другой стороны получил новое поле для деятельности. Сильный разум стремится к совершенству, но не к могуществу. Не зная, что совершенство заключается в духовном пути, человек ищет совершенство в частичных проявлениях совершенства: богатстве, могуществе, силе, славе, мудрости, красоте. Но он не находит то, что искал. Совершенство является источником для вышеперечисленных явлений и они исходят из него.

Высший разум побуждает человека действовать из благих намерений, исполнять свой долг, познавать свою истинную природу, искать совершенства и своим примером доказывать что это правильно. Ведя такой образ жизни, человек уже не нуждается в материальных удовольствиях, ибо обретает ещё более сладкий вкус. Он открывает для себя более привлекательные области жизни, продвижение в которых только усилит этот вкус.

Тренировка разума

Теория и практика содействуют развитию разума, но основной фактор его развития — это жизнь человека. Опыт, знания и понимание приходят именно в процессе жизни человека, а не за чтением или размышлениями. Живой опыт духовной жизни — это не только медитации и чтение, это также и реализация полученных знаний, трансформация их в качества и действия. Жизнь тренирует разум постепенно и незаметно, для того кто прикладывает усилия в духовной жизни.

Духовная практика — это основа поддержания силы, чистоты и возвышенности разума, но он приобретается в процессе жизни. Жизнь — это и общение, и деятельность, и размышления, это вся совокупность деятельности. Неправильная деятельность дает нам опыт того, чего делать не надо. Ложные знания, дают нам понимание того, как не нужно думать.

Правильная деятельность и правильные знания дают нам ориентир для нашей жизни. А правильный ориентир даст нам возможность не сомневаться в нашем пути, что позволит ощутить свободу и счастье. Удачи.

Разум человека

Мы говорим "человек разумный". Что значит "разумный", и что значит "человек"? Чтобы выяснить это, предлагаю читателям оставить на время свои мнения на эту тему и проследить за моей мыслью, а потом делать выводы. Мы часто себя сравниваем с животными, и это не случайно, у нас действительно много общего.

Например, мы рождаемся, добываем себе пищу, воспроизводим потомство. Есть и различие: нас природа наделила разумом.

Как же мы воспользовались разумом? Сегодняшняя ситуация наглядно нам.

Делает ли талант человека лучше?!

Мы обычно смотрим на людей талантливых и особенно на тех кому этот талант принёс известность как на каких-то небожителей. Так актёров мы часто наделяем чертами их героев, а в жизни они на самом деле совсем не такие как их персонажи. Наверное то, что я сейчас напишу вызовет массу протестов, но это моё личное мнение, основанное на моём личном опыте и я, как и все имея на него право, прошу никого на меня не обижаться за него. - Я глубоко уверен что наличие таланта(будь это дар певца, поэта.

1. Влияние разума человека на окружающий его мир

Каким образом человек может влиять на свой внешний мир и чем?

Если человек является проводником своего будущего через настоящее в прошлое, то, как он это осуществляет, живя во внешнем мире?

Наше настоящее уже изменить невозможно и оно приходит к нам таким, каким сформировано в будущем. Будущее можно изменять, но у нас пока нет таких знаний и, вполне возможно, что мы всё же делаем это, но неосознанно. Прошлое изменению не поддаётся(?): мы можем его только изучать в плане опыта. Получается.

1. Влияние разума человека на окружающий его мир

Сегодня наш разума несовершенен. Наша эволюция нас заставляет двигаться к его идеалу, но каким образом она осуществляет наше совершенствование и где находится механизм этого действия?

Структура нашего разума может и обязана нами совершенствоваться в процессе нашей жизни – это наша эволюционная цель. Мы можем её изменять, но не только в сторону совершенствования, а даже – деградации. Человеку дали способность и инструменты к совершенствованию структуры Разума, о чём мало кто из нас.

1. Влияние разума человека на окружающий его мир

1. Влияние разума человека на окружающий его мир

1. Влияние разума человека на окружающий его мир

Ключом к нашему Счастью, Бессмертию и новому виду является наш собственный двойственный разум, который уже стремиться к единению внутри себя, проходя через всю свою эволюцию. Эволюция имеет свои корни в будущем, а свой опыт в прошлом. Наше будущее приходит к нам от Источника, и оно изначально божественное, чистое и светлое. В нём полностью отсутствует любое напоминание о Зле. Его там просто нет.

В нашем прошлом имеет место Зло, но откуда тогда оно в нём появилось, если в будущем его нет.

1. Влияние разума человека на окружающий его мир

– Что собой представляет наш внешний мир и откуда он берется, вместе с нами? Есть ли какая-либо закономерность в его эволюции и нашем индивидуальном совершенствовании?

Завтра делается сегодня Самим Человеком

Завтра делается сегодня самим человеком.
Человек не должен тревожиться за своё будущее, к нему у него должен быть выработан подход.

Подход такой - подчини себя, человек, настоящему, проанализируй своё настоящее, заостри своё внимание на настоящем, делай себя в настоящем по законам Божественной Этики и не стремись ставить вопросы перед собой чересчур далеко вперёд по времени.

1. Влияние разума человека на окружающий его мир

Каким же образом создавался и до сих пор создаётся наш внешний мир? Какие силы его создавали и создают, и как сам человек своим разумом участвует в этом процессе?

Спонтанный опыт, когда два разных человека видели практически одну и ту же часть улицы, показал нам, что восприятие внешнего мира (улицы) было у них разным. Один из них видел эту улицу, как нечто радостное, а другой, наоборот, – безрадостное. Получается, что человек видит свой внешний мир в зависимости от своего внутреннего.

Воспользуйтесь поиском, в случае, если найденной информации по теме Делает ли разум человека вам оказалось не достаточно.

«Прочитал с большим интересом.
Отвечу на принципиальный вопрос принципиально: у людей разума нет.
Павел, Вы призываете логику и эксперимент, чтобы обосновать тезис.
Жалеете детей, которых не так учат. А думали Вы о том, зачем люди на протяжении всей истории своего существования усердно и всё более изощрённо истребляют друг друга?
Если когда-то уничтожение людей были связаны с борьбой за ресурсы, то сегодня немотивированных убийств стало огромное число. Например, зачем недавно убивали друг друга армяне с азербайджанцами? По зову разума?

Философия. Гегель всё объяснил много лет назад.
Абсолютный разум существует, а человек живёт по трём законам диалектики. Всей своей жизнью стремясь постигнуть абсолютную идею.
Вы затронули только один из законов - закон единства и борьбы противоположностей. И уже многое что объяснили. И я полностью согласен с вашими мыслями.
На остальные ваши вопросы можно ответить используя закон отрицания отрицания.
Согласно этого закона в любой доказанной истине уже заложено отрицание этой истины.
Если ещё вспомнить о законе (по которому живут люди) перехода количественных изменений в качественные, то человека, как разумное существо, представить невозможно.
Человек - это инструмент в эксперименте, названном эволюцией. И цель этого эксперимента - стремление к Абсолютному разуму.
Но достичь Абсолютного разума, как и абсолютного ноля, невозможно.

То, что мы знаем, - ограничено, а то, чего мы не знаем, - бесконечно. /Лаплас П/

Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов. / Гельвеций К/

Единственный путь, ведущий к знанию, — это деятельность. / Шоу Б/

Читайте также: