Что представляют собой закономерности в правовой науке кратко

Обновлено: 08.07.2024

Право как особая форма социальной жизни имеет свои специфические закономерности, характеризующие его возникновение, развитие, функционирование, структурное построение [1]. Во всем многообразии и богатстве своих проявлений основные из этих закономерностей и составляют предмет общей теории права.

Закономерности права, как всякие закономерности окружающей нас действительности, носят объективный характер. Нельзя ни отменить, ни навязать закономерности права вопреки его внутренней логике [2] . Как и во всех иных случаях, когда речь идет об объективных закономерностях, главное, что характеризует субъективное отношение к ним людей, – это их познание, учет, активное использование в правотворческой и в правоприменительной деятельности. Пренебрежение законодателя и правоприменителей к объективным закономерностям, деятельность, осуществляемая вопреки им, могут приводить к социальным издержкам и потерям.

По своей природе закономерности права относятся к числу социальных (социологических), да причем таких, которым подвластны надстроечные явления, имеющие характер институционных образований, социально-классовую сущность. Отсюда следующие две особенности закономерностей права.

Во-первых, в связи с тем, что право отличается высоким уровнем институционности и, следовательно, устойчивостью присущих ему свойств, структуры других его черт, закономерности права характеризуются весьма значительной четкостью, подчас математически точным выражением.

Во-вторых, в связи с тем, что право является своеобразным социально-классовым регулятором, содержание которого имеет социально-политическую и специально-юридическую стороны, правовые закономерности строятся сообразно сторонам этого содержания. Специфика правовой материи, следовательно, – один из решающих отправных пунктов, который предопределяет особый поворот при освещении закономерностей, выражающих внутреннюю логику правовой действительности.

На основе же общих классификационных рубрик в праве обособляются специфические разновидности закономерностей, отражающих особенности содержания права. Закономерности права весьма определенно, хотя и не абсолютно, не зеркально, да и к тому же взаимопроникая, частично перекрещиваясь, разветвляются в зависимости от принадлежности их либо к содержанию социально-политическому (общие закономерности), либо к содержанию специфически правовому, в частности технико-юридическому (специальные закономерности).

Таким образом, с учетом всего сказанного классификация правовых закономерностей предстает в таком виде:


Статья посвящена отдельной правовой закономерности. В ней обосновываются теоретические положения, связанные с закономерностью права. Выражаются наиболее важные стороны правовых явлений, помогающие установить связь между ними. Выявляются особенности отдельной правовой закономерности.

Ключевые слова : закономерность правовых явлений, правотворчество, правовое регулирование, реализация права.

Традиционно к предмету теории государства и права относят наиболее общие специфические закономерности существования, функционирования и развития государственно-правовых явлений, т. е. общее, закономерное, устойчивое, что наблюдается в развитии государства и права. Опираясь на другие отрасли знаний, теория государства и права формулирует понятия, категории, конструкции, модели отдельных юридических явлений, ставя своей задачей изучение не всех, а наиболее общих закономерностей функционирования государства и права. [1, c.12] Поэтому важно определить понятие закономерности государственно-правовых явлений. При изучении работы учёных-правоведов по данному вопросу, можно сделать вывод о том, что наиболее точного и общепризнанного понятия ещё не сложилось. Каждый учёный воспринимает государственно-правовую закономерность по-разному, но несмотря на это, в научной литературе существует наиболее точное понятие, которое отражает данное правовое явление. Государственно-правовая закономерность представляет собой объективную, систематическую повторяемость взаимосвязанных фактов и явлений в сфере государства и права . [2, c.7]

Здесь важным фактором является связь закона и государственно-правовой закономерности. Закон — наиболее жесткая, императивная форма закономерности, не терпящая исключений, действующая с неумолимой силой. Иначе говоря, закон влечет неизбежное следование одного факта за другим, закономерность же может носить более гибкий, вариативный характер и допускать более сложный и менее линейный ход событий [2,c.48].

Перейдём непосредственно к правовой закономерности и взаимовлияния правовых явлений. А именно: установим связь между правотворчеством, правовым регулированием, реализацией права. Но установить связь возможно только при анализе каждого правового явления и выявлении его особенностей.

Правотворчество одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм [4,c.396]. Правотворчество как многоаспектный институт современного правового регулирования имеет сложную разноуровневую организацию, включающую элементы правообразования, нормообразования, законотворчества, реализации права [2,c.7]. Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т. п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений [6,c.144]. Каждый, в особенности фундаментальный нормативно-правовой акт, должен в максимальной степени отражать и учитывать наряду с материальными условиями жизни всего общества, уровнем развития экономики, степень политической активности различных политических партий и движений, состояние отношений между различными нациями и народностями, характер взаимоотношений с другими странами и народами, место и роль государства в окружающей его международно-правовой среде.

Также стоит отметить, что правотворческая деятельность осуществляется на базе ряда общих, основополагающих принципов, которые определяют характерные черты и общее направление этой деятельности.

Среди этих принципов выделяются такие, как демократизм, позволяющий эффективно выявлять истинные стремления и волю народа, а также предполагающий активное участие представителей различных слоев общества и всех ветвей власти в правотворческой деятельности ; законность и конституционность, исходящие из строгого у неуклонного следования закону в процессе правотворческой деятельности; гуманизм, выражающийся в создании нормативных актов, направленных на защиту прав и свобод человека и др [7,c.344].

В соответствие со всем вышесказанным мы понимаем, что правотворческая деятельность напрямую связана с правовым регулированием . Можно сказать, что она является неотъемлемой частью механизма правового регулирования, так как именно посредством нормативно-правового акта происходит воздействие на общественные отношения, их упорядочение. Здесь и прослеживается определённая закономерность. Ведь без создания закона, невозможно было бы регулировать конкретное отношение. Существует так же общепризнанные теоретические положения, в соответствие с которыми формирование нормативной основы является первой стадией механизма правового регулирования.

Прежде чем перейти к правовой реализации важно понять пределы правового регулирования. Они позволяют отделить правомерные поведение и действия от произвола и своеволия. Ведь правовому регулированию не должно подчиняться абсолютно каждое общественное отношение, иначе реализация прав граждан будет невозможна. В истории юриспруденции эти пределы объяснялись с различных мировоззренческих позиций. В отечественной юридической науке сформировалась традиция рассмотрения правового регулирования как воздействия, обусловленного и ограниченного субъективными факторами. Поэтому пределы, в первую очередь, стоит разграничивать по волевому критерию, то есть по наличию или отсутствию их связи с волей субъектов, осуществляющих правовое воздействие. По данному основанию их разделяют на объективные и субъективные. Объективные определяются природными и социальными закономерностями и от воли людей не зависят. Субъективные пределы обуславливаются психическими факторами, устанавливаются по воле субъектов правового регулирования [7,c.7].

Также в сферу правового регулирования должны входить лишь те общественные отношения, которые важны для государства и общества(например, отношения по обмену ценностями, отношения, связанные с обеспечением правопорядка). Таким образом, вырабатывается верхний и нижний пределы правового регулирования. Верхний — возможный предел правового регулирования. Нижний определяется важностью общественных отношений.

Далее, не менее важное место в закономерности вышеупомянутых правовых явлений занимает реализация права. Реализацией права называется его воплощение в поведении людей и в общественных отношениях. Специфические для права способы его осуществления принято называть реализацией правовых норм. По характеру действий субъектов, степени их активности обычно выделяют четыре формы реализации права — соблюдение, исполнение, использование и применение. Соблюдение права означает воздержание субъекта от совершения действий, запрещенных нормами права. Исполнение права предполагает активные действия по выполнению субъектом возложенных на него обязанностей. Использование права выражается в осуществлении возможностей, предоставленных нормами права. В указанных трех формах реализуется большинство юридических норм. Они непосредственно претворяются в жизнь действиями или бездействием (запреты) самих субъектов общественных отношений. Под правоприменением понимается осуществляемая в установленных законом формах специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов [1,c.14].

Реализация права в любой из ее форм возможна лишь с учетом дозволенных границ правового регулирования, определённых, в том числе правотворчеством. С другой стороны, акты реализации права, в том числе правоприменительные акты, могут выступать рычагами правового регулирования, а именного индивидуально-правового регулирования. Кроме того, акты применения права, например, судебные акты Верховного суда РФ и Конституционного суда РФ выступают, инструментариями нормотворчества и, по мнению ряда правоведов, правотворчества.

Особенности правовых явлений и характерные черты помогают связать ряд правовых явлений, выявить их закономерность. Реализация права является одним из основополагающих аспектов правового регулирования, одной стадий механизма правового регулирования, в рамках которого реализуются взаимные права и обязанности участников правоотношения. А формой реализации права является правоприменение, с помощью которого осуществляют правовое регулирование. Все правовые процессы, возникающие в рамках этих правовых явлений, взаимообусловлены и так или иначе связаны друг с другом. Но также существует правотворчество, без которого действенность правового регулирования и реализации права была бы сомнительной. Правотворчество, создание нормативно-правового акта является главным движущим началом закономерности. Впоследствии с помощью нормативно-правового акта (закона) осуществляется либо реализация прав субъектов правоотношений, либо правовое воздействие и упорядочение общественных отношений с целью обеспечения правопорядка.

Обобщая всё вышесказанное, можно сказать о том, что данная правовая закономерность охватывает наиболее важные стороны правовой жизни, она выражается в связи правовых явлений, их устойчивости и повторяемости, обуславливается необходимостью регламентации общественных отношений. Совокупность этих правовых явлений, образует систему, в рамках которой правовые процессы являются составной частью механизма друг друга. За счёт особенностей и характерных черт можно увидеть непрерывную логическую связь между правотворчеством, правовым регулированием, правовой реализацией. Тем самым, выявляя отдельную правовую закономерность, которая поможет в изучении предмета теории государства и права, а также выделении классификаций правовых закономерностей.

  1. Морозова Л. А. Теория государства и права. 4-е изд.- М.,2010. С.384.
  2. Ветюгнев Ю. Ю. Государственно-правовые закономерности: вопросы теории и методологии: Автореф. дис. …канд.юр. наук.- Саратов, 2004. С.28.
  3. Сырых В. М. Логические основания общей теории права.//Соч.в 2т. Т.- 1- М., 2001. С.527.
  4. Алексеев С. С., Архипов С. И., Игнатенко Г. В. и др. Теория государства и права./отв. ред. Перевалов В. Д. 3-е изд.-Н. Новгород, 2005. С. 458.
  5. Синюков С. В. Механизм правотворчества: Автореф.дис. …канд.юр. наук., Саратов, 2013. С.27.
  6. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: учебник. 1-е изд.-М.,2004.С.245.
  7. Бережнов А. Г., ВоротилинЕ.А.,Кененов А. А. и др. Теория государства и права: Учебник для вузов./отв.ред. Марченко. М.Н.-М.,2004.С. 370.

Основные термины (генерируются автоматически): правовое регулирование, закономерность, правотворческая деятельность, явление, государственно-правовая закономерность, реализация, нормативно-правовой акт, отдельная правовая закономерность, отношение, правотворчество.

Каждая конкретная наука исследует строго определенную со­вокупность законов, иначе говоря, имеет свой предмет.

Согласно материалистической философии объективный закон представляет собой внутреннюю, устойчивую и необходимую связь между явлениями, процессами либо их сущностями. Сущ­ность же понимается как совокупность устойчивых, повторяю­щихся, необходимых признаков, свойств, присущих явлениям и процессам. Необходимость закономерной связи, равно как и сущ­ностных признаков, состоит в том, что без них соответствующие явления и процессы существовать не могут. Например, сущност­ными признаками договора купли-продажи являются равенство субъектов, наличие у них свободной воли на вступление в данный договор, взаимозависимость и эквивалентность. При отсутствии любого из этих признаков действия по отчуждению имущества могут быть какими угодно, но только не договором купли-прода­жи. Это может быть насилие — при отсутствии доброй воли у од­ного из субъектов на отчуждение принадлежащего ему имущества, мошенничество, если продавец вводит покупателя в заблуждение относительно качества продаваемой вещи, и т. д.

Знание сущности и закономерностей материального и духовно­го мира — необходимое условие успешного воздействия на него человека. Знание того, почему известное явление существует именно таковым, а не иным, чтб можно в нем менять, дополнять, не затрагивая его сущности, позволяет человечеству успешно пре­образовывать природу и общество, создавая в конечном счете со­временное постиндустриальное общество. Так, люди давно хотели летать. Но все дело ограничивалось либо бесплодными мечтами о ковре-самолете, либо неудачными попытками имитировать кры лья птиц. И только когда современная наука раскрыла сущность полета в воздухе и закономерности, позволяющие предмету па­рить и даже двигаться в воздушном пространстве, были созданы аппараты, способные летать намного быстрее самых быстрых птиц.

Свой, не дублируемый другими науками, предмет имеет и тео­рия государства и права. Она изучает закономерности возникнове­ния, функционирования и развития таких социальных явлений, как государство и право. Знание этих закономерностей позволяет да­вать достоверные ответы на вопросы о том, в силу каких причин возникли государство и право, чтб является источником их разви­тия, какие этапы прошли в своем развитии данные явления и ка­кие закономерности определяют их действие в настоящее время и на ближайшую и даже отдаленную перспективу.

Закономерности, составляющие предмет правовой науки, по сфе­ре их действия могут быть подразделены на пять видов: 1) законо­мерная связь наиболее простых государственных и правовых явле­ний — нормы права, правоотношения, правонарушения; 2) зако­номерная связь сложных государственных и правовых явлений, таких как механизм правового регулирования, система законода­тельства, механизм государства, отрасль права; 3) закономерно­сти, присущие государству и праву в целом; 4) закономерная связь государства и права с экономикой, культурой и другими социаль­ными сферами; 5) закономерности познания государства и права.

Первые два вида правовых закономерностей характеризуются особенной структурной связью органически целостных правовых явлений. С позиции теории систем явление, которое обладает свойствами, не присущими составляющим его элементам, пред­ставляет собой органическую систему. Образования, не обладаю­щие названными свойствами, понимаются как суммативные, ме­ханические системы (в правовой науке чаще всего в этом качестве выступают разного рода классификации правовых явлений). Ос­новная структурная связь органически целостных государствен­ных и правовых явлений бывает синтетического или иерархиче­ского типа.

Закономерная связь наиболее простых правовых явлений — норм права, правоотношений, правонарушений и др. — является синтетической и состоит в том, что соответствующие явления мо­гут существовать только при наличии всех присущих им элемен­тов. Эта связь является необходимой и устойчивой. В случаях, ко­гда отсутствует один элемент или более, явление утрачивает свою сущность, становится иным правовым явлением. Например, при отсутствии вины правонарушение превращается в объективно противоправное деяние, при отсутствии субъекта — во вредонос­ное действие сил природы, при отсутствии объекта — в юридиче­ски безразличное деяние. Таким образом, в данном случае законо­мерная связь выступает основной структурной связью правовых явлений и действует как необходимость, требуя наличия строго определенной совокупности элементов.

Иерархическая связь характеризует такое взаимоотношение элементов, когда один из них выступает в качестве основы, исход­ного начала другого. Такая связь является устойчивой и постоян­ной. Она охватывает все элементы системы и характеризует соот­ношение их сущностных сторон. Иерархическая связь является необходимой. Благодаря ей упорядочивается расположение эле­ментов в структурном ряду. Нарушение порядка расположения элементов означает либо изменение природы системы в целом, либо ошибочное отнесение явления к компонентам данной систе­мы. Иерархическая связь присуща системе законодательства, ме­ханизму правового регулирования, системе государственных орга­нов исполнительной власти и др.

Государство и право, в свою очередь, представляют собой орга­нические системы, каждая из которых характеризуется довольно развитой совокупностью закономерных связей с составляющими их компонентами. Эти закономерные связи российскими право­ведами чаще всего понимаются как принципы государства и пра­ва, например принцип законности, равноправия, эквивалентно­сти, научной обоснованности законодательства, применения юри­дической ответственности за виновное противоправное деяние, народовластия, демократизма, свободы воли, разделения властей.

Правовые принципы обладают всеми свойствами юридических закономерностей: повторяемостью, устойчивостью и необходимо­стью. Из понимания принципа как руководящего начала соответ­ствующего явления и процесса вытекает его устойчивый и повто­ряющийся характер. Принцип есть исходное начало, руководящая идея, основа, следовательно, он характеризуется не просто абст­рактной всеобщностью, а такой всеобщностью, которая напрямую связана с сущностью соответствующих правовых явлений и про­цессов и неизбежно воспроизводится в конкретных явлениях и процессах. При этом нужно помнить, что необходимый характер правовых принципов в реальной жизни проявляется не сам собой,

автоматически, а посредством их закрепления в конституции, за­конодательстве страны или источниках международного права.

Принципы права выражают определенные устойчивые потреб­ности общества и потому подлежат непременной реализации в конкретных правоотношениях. Однако если законодательство иг­норирует тот или иной принцип, не закрепляет его в качестве об­щеобязательного и не обеспечивает его реальности посредством установления соответствующих правовых гарантий и иных юри­дических средств, принцип лишается статуса общеобязательно­сти. Возникающие в обществе конкретные правоотношения дей­ствуют без его учета, а нередко и вопреки ему, вследствие чего соответствующие потребности общества и личности остаются не­удовлетворенными. В этих условиях индивиды нередко прибега­ют к неправовым способам удовлетворения своих потребностей, активно выступают против несовершенных законов, а законода­тель вынужден совершенствовать действующие нормы права, чтобы обеспечить их эффективное действие. В результате метода проб и ошибок законодатель рано или поздно формулирует соот­ветствующий принцип права и закрепляет его в качестве обще­обязательного.

Особый вид закономерностей, входящих в предмет правовой науки, составляет закономерная связь государства и права с эконо­микой, культурой и другими социальными сферами. Закономер­ная связь права и иных сфер общества имеет основополагающее значение для правовой науки, поскольку именно в ней раскрыва­ются социальные причины возникновения, функционирования и развития права как социального явления. Исследование социаль­но-психологических механизмов действия права, эффективности законов и иных нормативных правовых актов, прогнозы о резуль­татах действия нормативно-правовых регуляторов на ближайшую и отдаленную перспективу становятся возможными лишь при уг­лубленном изучении современных социальных правовых процес­сов и детерминирующих их объективных закономерностей. Чистая теория права, основанная только на юридических нормах и дейст­вующем законодательстве, как это убедительно показывает исто­рия нормативистской школы права, не способна к познанию глу­бинных закономерностей и процессов права.

Следует отметить, что комплексное понимание предмета тео­рии государства и права в какой-то мере открывает дорогу для механического заимствования и использования закономерностей, категорий и понятий, составляющих содержание экономической теории, политологии, психологии, социологии, иных обществен­ных наук. Это обстоятельство, конечно, осложняет процесс твор­ческого взаимодействия общественных наук, но не может слу­жить основанием для самоизоляции курса теории государства и права, отхода от магистрального развития современного общест- вознания и прозябания в узких рамках чистого юридического мышления.

Закономерности познания государства и права в юридической литературе весьма редко включаются в предмет теории государст­ва и права, что значительно обедняет его. В настоящее время ме­тодологические проблемы познания государства и права составля­ют одно из центральных направлений научных исследований. Их разработка не представляет собой временную процедуру, это не­обходимое условие глубокого и верного познания закономерно­стей развития и функционирования явлений, изучаемых данной наукой.

В то же время метод теории государства и права не является простым воспроизведением философских положений или общих и специальных методов научного познания. Он имеет собственное содержание — специфические закономерности познания полити­ко-правовых явлений, которые формулируются в виде правил, принципов познания, ориентирующих юристов на раскрытие за­кономерностей функционирования и развития исследуемых явле­ний. Например, содержание методов толкования права составляют правила, методологические требования, предписывающие субъек­ту наиболее короткий путь познания подлинной воли законодате­ля, выраженной в тексте нормативного правого акта. Содержание конкретно-социологических правовых методов образуют правила, принципы составления разного рода опросников, способных обес­печить получение достоверной информации об отношении насе­ления к тем или иным действующим правовым или политическим институтам.

Закономерности познания права, иных правовых явлений от­личаются от собственно правовых закономерностей тем, что име­ют иную сферу действия. Если право — необходимый элемент предметно-практической деятельности общества, государства и личности, то деятельность по познанию права, его закономерно­стей входит в сферу общественного сознания, духовного освоения предметно-практической деятельности. Следовательно, законо­мерности познания — это закономерности духовной деятельности ученых-правоведов, определяющие оптимальные пути, методы получения объективно-истинных знаний о государстве и праве. Поэтому метод правовой науки, закрепляющий закономерный путь познания государства и права, — это качественно новый ком­понент науки, разработка которого становится возможной в про­цессе специальных исследований и представляет самостоятельную научную ценность.

С учетом изложенного предмет теории государства и права пред­ставляет собой систему закономерностей, включающую:

1) закономерности становления, функционирования и разви­тия государства и права как относительно самостоятельных ком­понентов общества;

2) социально-экономические, политические, нравственные и иные закономерности, которые детерминируют функционирова­ние и развитие государства и права, без знания которых нельзя раскрыть предмет теории государства и права;

3) специфические закономерности познания государства и права.

Закономерности, составляющие предмет теории государства и права, как и любые иные объективные законы, не существуют са­ми по себе, в чистом виде, а проявляются в конкретных явлениях и процессах. Поэтому для раскрытия предмета данной науки нет иного пути, как начинать научное познание с изучения правовых и иных социальных явлений.

Закономерность – это объективная, необходимая, существенная, устойчивая (повторяющаяся) связь общего характера между отдельными явлениями. Исходя из того, что в принципе предмет науки составляет то, что она изучает, предметом теории права и государства будут выступать основные государственно-правовые закономерности.

В числе основных государственно-правовых закономерностей можно выделить следующие:

– возникновения государства и права;

– смены их исторических типов;

– развития их сущности;

– эволюций форм государства и права;

– построения системы органов государства и системы права;

– осуществления функций права и государства;

– пределов регулирующего воздействия права и государства на общественные отношения;

– проявления принципов демократии, законности и правопорядка;

– развития правосудия и правовой культуры;

– соблюдения, исполнения, использования и применения норм права.

Всеобщие методы

Всеобщие методы: диалектика и метафизика являются по своей сути философскими, мировоззренческими подходами. Они выражают наиболее универсальные принципы мышления. В юридической литературе, как правило, приоритетное значение имеет диалектический метод, или метод материалистической диалектики.

Материалистическая диалектика является своеобразным компасом при изучении права и государства. С позиции метода материалистической диалектики, всякое явление (в т.ч. право и государство) рассматривается:
в развитии (как возникли, какие этапы в своем развитии прошли, чем стали теперь); во взаимосвязи с другими общественными явлениями (экономикой, моралью, культурой, историческими традициями и т.д.); в контексте своего исторического развития (имеется в виду то, что сущность и роль права и государства могут быть правильно поняты только в том случае, если учитывать все особенности и специфические условия их существования). Если говорить более упрощенно, популярно, то теория государства и права, основываясь на материалистической диалектике, исходит из того, что все в природе и обществе находится во взаимосвязи, развитии и изменении, в т.ч. государство и право. Надо отметить, что используемые в юридической науке философские категории “форма” и “содержание”, “форма” и “сущность” дают возможность проникнуть в глубину правовой материи, наметить важнейшие принципиальные отправные позиции для всестороннего познания государства, права, правового регулирования. Известно, что умелое использование категорий “форма” и “содержание” для характеристики права позволяет понять особенности связи юридических норм с нормативными юридическими актами: широкое использование философских категорий необходимо при определении причин правонарушений и т.д.

Метафизика – это метод познания, противоположный диалектике, рассматривающий явления вне их взаимной связи и развития. С точки зрения метафизического подхода государство и право – явления постоянные. (Они были и всегда будут существовать без особых изменений. Государство и право, в этом плане, органически не связаны друг с другом и иными общественными явлениями.)

7.

Общенаучные методы – это приемы научного познания, используемые во всех или ряде областей научного знания. Они не охватывают всего общенаучного познания, а применяются лишь на отдельных этапах, стадиях, в отличие от всеобщих методов. К числу основных общенаучных методов относятся: анализ, синтез, системный и функциональный подходы и т.д.

Анализметод научного исследования, состоящий в разложении целого на составные части. В теории государства и права используется весьма широко. Так, многие категории права и государства формируются путем раскрытия их существенных признаков, свойств, качеств. Показательны здесь такие понятия, как система права, механизм государства и др.

Синтез, в отличие от предыдущего, заключается в познании явления как единого целого. В единстве и взаимосвязи его частей. Анализ и синтез, как правило, применяются в единстве.

Системный подходнаправление методологии, в основе которого лежит использование объектов как систем. Системный подход ориентирует исследование на раскрытие условности объекта и обеспечивающих его механизмов, на выявление многообразных типов связей самого объекта и сведения их в единую теоретическую картину. Любая система состоит из элементов, взаимосвязанных между собой. С точки зрения системного подхода исследуются наиболее значимые связи между элементами. Так, системный анализ позволяет проследить действие правовых норм во взаимосвязях, преодолевая существующие их разграничения (нормы-принципы, нормы дефиниции и т. д.). В частности, систему права можно представить в виде совокупности таких элементов, как отрасли. В то же время элементами системы могут быть подотрасли, правовые институты. Расчленение системы права может быть осуществлено по иному основанию (дозволения, обязывания, запреты). Один из известных исследователей систем Л. Берталанфи определил систему как комплекс элементов, находящихся во взаимосвязи, взаимодействии.

Функциональный подходвыявление функций одних социальных явлений по отношению к другим в рамках данного общества. Так, детально анализируя функции права и государства, правосознания, юридической ответственности и т.п. по отношению к личности, обществу в целом, выявляются функциональные зависимости между различными элементами государства и права.

8.

Частнонаучными методами являются методы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права, научных достижений, технических, естественных и смежных общественных наук.

Среди частнонаучных методов можно выделить: конкретно-социологический; статистический; социально-правовой эксперимент; математический; кибернетический метод моделирования; формально-логический; сравнительно-правовой, или метод сравнительно-правового анализа. Эти приемы помогают собирать, обрабатывать, обобщать, систематизировать фактический материал, необходимый для установления данного государственно-правового явления, закономерностей и тенденций его развития, его связи с другими факторами общественной жизни.

Статистический метод позволяет получить количественные показатели того или иного явления. Он необходим для изучения государственно-правовых явлений, отличающихся массовостью и повторяемостью.

Социально-правовой эксперимент используется в основном как способ проверки научных гипотез. Это – проверка того или иного проекта решения (варианта правового регулирования). Его назначение состоит в предотвращении ущерба, возможного в результате принятия ошибочного решения. Такие эксперименты проводились в связи с реализацией норм административного, трудового, воздушного права. Специфика данного метода обусловливает ограниченную сферу его применения в области уголовного и уголовно-процессуального права. Завершающей стадией социально-правового эксперимента является создание опытной (экспериментальной) нормы. Она может рассматриваться как прообраз будущей нормы права.

Математические методы предполагают оперирование количественными характеристиками. Право по своей природе таково, что позволяет использовать в целях его познания формализованные приемы, в т.ч. приемы математической логики. Математика применяется в криминалистике, судебной экспертизе, при квалификации преступлений, правотворчестве и других сферах правовой деятельности.

Формально-логический, или формально-юридический. Суть его заключается в применении законов логики для изучения данного явления. Так, чтобы уяснить природу правовой нормы, ее правильное применение, нужно определить логическую структуру – гипотезу, диспозицию, санкцию. Для правильной квалификации правонарушения важно установить его состав: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. Как видно, специфической чертой этого метода является отвлечение от сущностных сторон права. Основное внимание уделяется выяснению важных признаков правовых явлений, их отличию друг от друга, созданию логических конструкций набазе законодательных определений. Это необходимо для целей правотворчества, правоприменительной, сравнительно-правовой практики.

Сравнительно-правовой метод основан на сопоставлении различных политических и правовых явлений в условиях выявления их общих и особенных свойств. В таком плане сопоставляются и анализируются правовые акты по линии их сходства и различия, практики их применения. В правовой науке этот метод используется, прежде всего, при сопоставлении законодательства двух и более государств.

9.

Место теории государства и права в системе
юридических наук

Предметом изучения гуманитарных наук является общественное бытие и общественное сознание. Юридические науки – часть гуманитарных наук, ибо право и государство – это общественные явления, социальные институты.

В свою очередь юридические науки можно условно поделить на четыре основные группы:

– общая теория государства и права;

– историко-правовые науки;

– отраслевые науки;

– прикладные науки (криминалистика, судебная медицина, психиатрия).

Особенность теории государства и права как науки состоит в том, что она является:

– гуманитарной наукой, предметом изучения которой составляют общественные явления – право и государство. Этой особенностью она отличается от других наук – естественных и технических;

– политико-юридической наукой, изучающей такие общественные явления, которые непосредственно относятся к области политики, властной деятельности государства. Этой особенностью теория государства и права отличается от других общественных наук, непосредственно не изучающих право и государство;

– теоретической наукой, изучающей основные и общие закономерности права и государства. Этой особенностью она отличается от специальных юридических наук, имеющих, преимущественно, прикладной характер. Теория государства и права изучает право и государство в целом, как и положено всякой теории.

Рассмотрим более подробно соотношение теории государства и права с другими общественными науками, как с юридическими, так и неюридическими.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на связь теория государства и права с философией.

Термин “философия” [гр. philosophia phileo – люблю и sophia – мудрость] имеет два значения: 1) система идей взглядов на мир и на место в нем человека (человек – мир); наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления; 2) методологические принципы, лежащие в основе какой-либо науки [2] .

Теория [гр. theoria наблюдение, исследование] – это система принципов, утвержденных относительно некоторого объекта реальной деятельности. Теория – всегда обобщенный опыт, совокупность знаний о том или ином явлении в ходе его развития. Как видно, философский уровень теоретического осмысления права и государства позволяет показать сущность этих явлений, т.е. их глубинные качества.

В юриспруденции нередко используются философские категории, такие как: “форма” и “содержание”, “форма” и “сущность”. В ходе философского подхода к изучению права и государства формируется научное мировоззрение юристов, позволяющее верно оценить, осмыслить государственно-правовые институты.

Общая теория государства и права органически связана с политологией, т.е. политической наукой, изучающей политику, политические отношения, политические системы.

Политика [гр. politer искусство управления государством] [3] означает деятельность самых различных субъектов по поводу государства, власти, демократии, словом, – это весь комплекс общественных отношений, возникающих в обществе по поводу власти. В этой связи теория государства и права носит политический характер.

О соотношении теории государства и права и отраслевых наук можно сказать следующее: каждая из отраслей права в качестве предмета своего изучения берет в одном и том же объекте (государственно-правовая действительность) различные его стороны, аспекты и структурные части. Вместе с тем для них характерны определенные общие закономерности возникновения, развития, функционирования права и государства. Изучение данных закономерностейпредмет теории государства и права. Следовательно, по отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступает в качестве фундаментальной науки. Она дает целостную картину государственно-правовой деятельности, круг явлений, образующих предмет теории государства и права шире и богаче в сравнении с предметом какой-либо отраслевой юридической науки. Следовательно, ее выводы, концепции являются более общими, а значит, более содержательными.

С позиции экономической науки государство и право исследуются как своеобразные экономические факторы, историческая наука (всеобщая история) изучает государство и право в их историческом своеобразии, социология изучает государство и право как продукты социальной жизни.

Предмет изучения теории государства и права представляет собой не только социально-экономические и политические явления, но, прежде всего, явления юридические.

Читайте также: