Анализ деятельности школы по вопросу здоровьесбережение основа качества образования

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Матвеева Любовь Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ с. Амгу
Населённый пункт: Тернейский район Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ КАК ОСНОВА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ"
Раздел: начальное образование

Всероссийский педагогический журнал "ПОЗНАНИЕ"

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ КАК ОСНОВА

Матвеевой Любовь Григорьевны

учителя начальных классов МКОУ СОШ с. Амгу

Тернейского района Приморского края

«Когда нет здоровья – лечит мудрость, не

может расцвести искусство, не играют

силы, бесполезно богатство и бессилен

Эти слова, я думаю, очень близки и понятны каждому педагогу.

Федеральном государственном образовательном стандарте говорится, что

«Единственный и абсолютный в своем значении предмет общего среднего

является его качество, под которым я понимаю удовлетворение актуальных

профессиональных, жизненно успешных, физически здоровых гражданах.

На мой взгляд, состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший

исследований, проводимых школьными психологами, уровень тревожности

здоровья учащихся. На этом фоне снижается их успеваемость, ухудшается

дисциплина, усиливается состояние тревожности. Все это обуславливает

необходимость в формировании особой, щадящей среды, где учитываются

квалифицированная педагогическая поддержка.

образования, поскольку высокие образовательные достижения не могут

быть оправданы ценой повышенной утомляемости и перегрузок учащихся,

ведущих к потере здоровья.

обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести

важности для всех преподавателей, поэтому на уроках должны создаваться

все условия для здорового развития детей [2, С. 52 - 87]:

соблюдаться физиологические основы учебно-воспитательного режима

нагрузка), проводиться физкультминутки;

производиться гигиеническая оценка условий и технологий обучения

(воздушно-тепловой, световой режим, режим и организация учебно-

формироваться здоровый образ жизни.

Каким же должен быть урок с позиций здоровьесбережения?

Это использование методов позитивной психологической поддержки

поддержание познавательного интереса к изучению предмета, и также

принцип двигательной активности на уроке.

Учебный процесс необходимо организовывать так, чтобы периоды

периодами эмоциональной нагрузки.

Считаю, обязательным условием всех уроков являются мероприятия

по профилактике утомления, нарушения осанки, зрения (физкультминутки,

санитарно-гигиеническим нормам, ограничен объем домашних заданий.

творческие задания - необходимый элемент на каждом уроке, мозговой

штурм). Все это способствуют развитию мыслительных операций, памяти

и одновременно отдыху ребят.

сохранению здоровья учащихся. Различные тестовые задания с выбором

Одним из важных здоровьесберегающих действий является создание

доброжелательный тон педагога - важный момент здоровьесберегающих

микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученика.

мимика, аплодисменты и т.д. Оценивание в виде солнышка, где лучики

выдаются в виде бонуса за удачный ответ. Побеждает тот, чье солнышко

ярче. Разрезные жетончики (по типу пазл). Чем полнее картинка, тем

значительнее их победа.

р а с к а ч к и , поговорки,

упражнения, упражнения на рефлексию и т. д.

движений, рифмовок, песен, танцев.

На своих уроках я достаточно широко практикую самооценивание и

осуществляю с учетом личных интересов учащихся, их особенностей и

возможностью выбрать свой уровень и объем задания. Учащиеся могут

выбрать для выполнения определенных заданий либо индивидуальный,

деятельность стимулирует учеников к высказываниям на уроках без боязни

ошибиться, дать неправильный ответ. Работа в группе создаёт ситуацию

успеха для каждого ученика. Совместное выполнение проектных заданий

приводит к созданию доброжелательной атмосферы на уроке.

позволяет моделировать ситуации и облегчает стрессовую ситуацию при

повышению мотивации к обучению способствует двигательная активность

учеников (песни с движениями, стихотворения, рифмовки).

Использую на уроках игровые моменты, которые помогают вызвать

языкового материала, при активизации речевой деятельности. Например,

игра в мяч имеет несколько интерпретаций: учитель называет слово по-

английски и бросает мяч ученику. Поймавший мяч имеет право перевода.

Учащийся (или двое) выходит к доске и, отбивая мяч от пола называет 5

англо-говорящих стран, частей тела, видов спорта, продуктов питания,

know five English-speaking countries: The UK-one, The USA-two, Canada-

three, New Zealand-four, Australia-five).

Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее дети

нарядами, которые у них есть дома. При изучении названий фруктов и

А снять усталость глаз и восстановить остроту зрения помогает

такой комплекс простых упражнений:

Крепко зажмурьте глаза на 3 - 5 сек., затем откройте их (считаем от 1 до

Быстро поморгайте глазами в течение 30 - 60 сек (считаем десятками от

10 до 100 по-английски).

расстоянии 30 - 35 см. от глаз, следя глазами за кончиками пальцев,

затем против часовой стрелки. Произносим: My eyes can see, My ears can

hear, My nose can smell, My head can nod, My arms can hold, My mouth

can talk, My legs can walk, And walk and walk.

Движение глазами вверх и вниз можно производить под стишок: Red,

red, red, therose. Blue, blue blue, the dress. Grey grey grey the cat. And is so

Здоровьесбережение как основа оценки качества образования

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Здоровьесбережение как основа оценки качества образования

Романова Оксана Викторовна
Mens sana in corpore sano
(В здоровом теле — здоровый дух)

Современная педагогическая наука рассматривает категорию образование как своеобразную систему, элементами которой являются ценность, система, процесс, результат. В классической дидактике обучения об этом факте говорится другими словами, а именно: категория образования имеет четыре аспекта: образование как ценность, как система, как процесс, образование как результат. Ценностная характеристика предусматривает рассмотрение трех взаимосвязанных блоков: образование как ценность государственная, общественная, личностная. Образование как процесс движения к заданной цели обучения характеризуется субъектно-объектными действиями преподавателей и студентов. Образование, наконец, может рассматриваться, как результат государственного, общественного и личностного присвоения всех технологии ценностей, которые возникли в процессе образовательной деятельности, которые значимы для экономического, морального, интеллектуального состояния всех потребителей продукции образовательной сферы.

Ценность образования может носить характер государственный, общественный, личностный.

Результат образования многогранен и включает в себя такие понятия как грамотность, образованность, профессиональная компетенция, менталитет.

В современном понимании грамотность – это уже не просто умение читать, писать и считать. Грамотный человек – это, прежде всего, человек, подготовленный к дальнейшему обогащению и развитию своего образовательного потенциала. Она обеспечивает человеку определенные стартовые возможности. Образованность – это грамотность, доведенная до общественно и личностно необходимого максимума.

Тенденции современного мира требуют отдельно выделить в образовании теоретические знания и практическое умение сохранять свое физическое и психическое здоровье. Таким образом, смысл образования расширяется до введения в мир знаний и умений, включающих совершенствование здоровья, как основополагающего и приоритетного направления в модернизации образовательного процесса в целом.

Физическое и психическое здоровье и умственное развитие ребенка должны быть взаимодополняющими и определяющими факторами в системе формирования целостной личности. Одним из условий здоровья личности является успешность ее деятельности, в частности для нас, это деятельность детей в школе. В большинстве случаев, активная личностная позиция и высокая успеваемость являются показателями хорошего психического и физического самочувствия ребенка. Только здоровая во всех отношениях личность будет возможность развивать свои индивидуальные способности и раскрывать свой творческий потенциал.

Понятие "Здоровьесберегающие технологии" охватывает все направления работы ОУ по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. Задача школы в этой связи полноценно подготовить ученика к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль.

Здоровьесберегающие образовательные технологии включают в себя технологическую основу здоровьесберегающей педагогики XXI века, совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, а так же качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

В системной последовательности использование здоровьесберегающих технологий в школе можно представить следующим образом:

1) анализ возможных негативных последствий определенных действий школы и педагогов на здоровье учащихся и необходимости их незамедлительного устранения;

2) принятие педагогами школы определенной доли ответственности за сохранность психологического и физического здоровья школьников;

3) овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенции);

4) реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медицинскими работниками, с самими учащимися и их родителями через формирование принципов здорового образа жизни.

Универсальным механизмом формирования навыков здорового образа жизни остается оздоровительно-педагогическое воздействие на стиль жизни школьников, поскольку уровень и качество жизни каждого ребенка обусловлены материальными возможностями его семьи.

Занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах учебно-воспитательного процесса школы.

Факторы внутришкольной среды, по данным Министерства образования России, составляют 21% причин, влияющих на здоровье школьников.

Сюда относится наполняемость классов, уровень освещенности в школах, перегруженность учащихся основными и дополнительными занятиями, неблагополучие психологического климата школьных коллективов, неоправданная интенсификация образования на фоне ухудшения социально-экономической и экологической обстановки.

Причинами дискомфорта может также явится завышенный объем учебных программ, учебников, их качество и полиграфическое оформление, а также неблагополучие в семье.

К сожалению, возрастает количество разных вариаций учебных планов, вводимых в действие без проверки на их соответствие возрастным особенностям и возможностям учащихся. В данных программах не выверено время на приготовление домашних заданий, для выполнения которых ребенок вынужден долгое время просиживать за столом, в результате снижается время двигательной активности и сна, что в свою очередь приводит к ухудшению здоровья.

Учитель должен осознавать приоритет здоровья, и, следовательно, тот факт, что успех в обучении возможен лишь в том случае, если ученик здоров физически и психически.

Принцип здоровьеоберегающего подхода при формировании процесса обучения и воспитания должен быть положен в основу концепции каждой школы. Его целью является создание единого пространства для формирования личности гармонично развитой физически и психически.

Задачи:

• Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у педагогов, учащихся и их родителей.

• Обучение основам здорового образа жизни.

• Организация и проведение пропаганды ЗОЖ.

• Создание школьной среды, стимулирующей стремления детей к ЗОЖ.

Само понятие “здоровье” понимается в трех аспектах: социальное, физическое и психологическое. Стратегиями для достижения существенных результатов являются здоровьеоберегающая учебная деятельность и функционирование различных спортивных секций.

Для того чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, учителей, воспитателей, врачей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни.

Формирование культуры здорового образа жизни у школьников является одним из условий сохранения и укрепления здоровья детей, но технология данного процесса остается недостаточно разработанной.

Понятие "здоровьесберегающая" должно относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, являться показателем, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья учащихся.

Программа здравоохранения в школе включает 7 основных модулей:

1) образование детей в сфере здоровья

2) программы и практические руководства по физической активности

3) школьное питание

4) медицинские услуги в школе

5) психологическое и социальное консультирование

6) повышение квалификации работников школ в области здравоохранения

7) активное участие семьи и общества

Основные положения для педагогики оздоровления:

1. Здоровый ребенок - практически достижимая норма детского развития.

2. Оздоровление - форма развития психофизиологических возможностей детей.

3. Индивидуально-дифференцированный подход - основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.

Исходя из вышеизложенного, качественным можно назвать лишь то образование, которое позволило обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировало у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научило использовать полученные знания в повседневной жизни.

"Здоровьесбережение как основа оценки качества образования"

Статья

Автор: Иванова Светлана Игоревна, учитель английского языка, ГБОУ Гимназия №524, Санкт-Петербург

Выполнила: Иванова С.И.

Санкт-Петербург

Здоровье человека
— тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же ЗОТ связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном условии. По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с 2
действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:  Стрессовая педагогическая тактика;  Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;  Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;  Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;  Провалы в существующей системе физического воспитания;  Интенсификация учебного процесса;  Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;  Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;  Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер. 3
Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Следует учесть, что утомительность урока не является следствием какой- либо одной причины (сложности материала или психологической напряженности), а определенным сочетанием, совокупностью различных факторов. Интенсификация образовательного процесса идет различными путями. Первый – увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т.п Другой вариант интенсификации учебного процесса – реальное уменьшение количества часов при сохранении или увеличении объема материала.. Столь резкое сокращение количества часов неизбежно должно было привести к увеличению домашних заданий и интенсификации учебного процесса. Частое следствие интенсификации – возникновение у учащихся состояний усталости, утомления, переутомления. Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно- ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно- развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение 4
сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей. Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:  условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);  рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);  соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;  необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим. Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит: 1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными. 2. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, 5
мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы. 3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии. 4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности (Петров О.В.)
Основными компонентами здоровьесберегающей технологии

Аксиологический
, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности. Осуществление аксиологического компонента происходит на основе формирования мировоззрения, внутренних убеждений человека, определяющих рефлексию и присвоение определенной системы духовных, витальных, медицинских, социальных и философских знаний, соответствующих физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста; познание законов психического развития человека, его взаимоотношений с самим собой, природой, окружающим миром. Таким образом, воспитание как педагогический процесс направляется на формирование ценностно-ориентированных установок на здоровье, здоровьесбережение и здравотворчество, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и мировоззрения. В этом процессе у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях. 6

Гносеологический,
связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма. Это происходит благодаря процессу формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладению умениями сохранять и совершенствовать личное здоровье, оценке формирующих его факторов, усвоению знаний о здоровом образе жизни и умений его построения. Этот процесс направлен на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков поведения в повседневной деятельности обеспечивающих ценностное отношение к личному здоровью и здоровью окружающих людей. Все это ориентирует школьника на развитие знаний, которые включают факты, сведения, выводы, обобщения об основных направлениях взаимодействия человека с самим собой, с другими людьми и окружающим миром. Они побуждают человека заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия для собственного организма и образа жизни.
Здоровьесберегающий
, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного 7
процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления ослабленных.
Эмоционально-волевой
, который включает в себя проявление психологических механизмов — эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни. Воля — психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. Личность с помощью воли может осуществлять регуляцию и саморегуляцию своего здоровья. Воля является чрезвычайно важным компонентом, особенно в начале оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не стал внутренней потребностью личности, а качественные и количественные показатели здоровья еще рельефно не выражаются. Он направлен на формирование опыта взаимоотношений личности и общества. В этом аспекте эмоционально-волевой компонент формирует такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство. Эти качества обеспечивают функционирование личности в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного человека, так и всего коллектива.
Экологический
, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Кроме того, она обеспечивает ее физическое здоровье и духовное развитие. Осознание бытия человеческой личности в единстве с биосферой раскрывает зависимость физического и психического здоровья от экологических условий. Рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья личности позволяет нам внести в содержание здравотворческого воспитания формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам. К сожалению, экологическая среда образовательных учреждений 8
не всегда благоприятна для здоровья учащихся. Общение с миром природы способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро- и макросоциуме. В то же время природная среда, окружающая школу, является мощным оздоровительным фактором.
Физкультурно-оздоровительный компонент
предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности. Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на освоение личностно-важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены. Представленные выше компоненты здоровьесберегающей технологии позволяют перейти к рассмотрению ее функциональной составляющей.
Функции здоровьесберегающей технологии:


В современных условиях модернизации российского образования основная ориентация учителя начальных классов должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этических норм, сформированность ценностных отношений. Но, учитывая слабое состояние здоровья современных детей, актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так как стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки все чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения.

Вопросы здоровьесбережения занимали педагогов во все времена. Но особенно они актуальны теперь, когда школу называют не только “школой знаний”, но и “школой болезней”. Действительно, состояние здоровья подрастающего поколения сегодня вызывает тревогу. Причинами являются многие факторы: экономические, социальные, наследственные. К сожалению, на снижение здоровья детей влияет и школьный фактор: отсутствие удобной современной мебели, не всегда соответствующее возрастной гигиене расписание, конечно же, перегрузки программ и многое другое.

ПРОТИВОРЕЧИЯ

Таким образом, перед нами стоит задача сохранения здоровья подрастающего поколения в процессе его обучения и воспитания, разработка путей и средств сохранения высокой работоспособности обучающихся.

Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.

В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Я являюсь учителем начальных классов и, приняв детей в первый класс, поставила для себя задачу: формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.

В содержание моего проекта входит несколько составляющих:

Важнейшую роль играют определенные крупные, стержневые темы, постоянно раскрывающиеся и обогащающиеся по мере перехода детей из одного класса в другой:

физическое и психическое здоровье;

здоровый жизненный стиль;

культура безопасности жизнедеятельности;

правильное, рациональное питание;

профилактика вредных привычек.

Проект включает в себя вопросы физического и духовного здоровья. Занятия в классе проводятся как на уроках окружающего мира, так и на внеклассных занятиях.


Участники проекта:

Обучающиеся начальной школы МБОУ Кайдаковской СОШ

Объект исследования :

Образовательный процесс в начальной школе, направленный на здоровьесбережение детей.

Предмет исследования :

Организационно-педагогические условия формирования здоровьесберегающего обучения в условиях образовательного процесса начальной школы.

Новизной проекта :

Я вляется использование традиционных и инновационных программ обучения и развития детей, привлечение всех ресурсов образовательного учреждения и социума для формирования у обучающихся и родителей устойчивого стремления к здоровому образу жизни.

Гипотеза :

Если внедрять в обучение систему здоровьесберегающих технологий, то это приведёт к снижению показателей уровня заболеваемости, к улучшению психологического климата в детском и педагогическом коллективах, к активному приобщению родителей школьников к работе по укреплению их здоровья.

Проект предполагает решить проблему низкого уровня побуждений школьников к ведению здорового образа жизни посредством повышения компетенций в области здоровьесбережения, повышения уровня побуждений к ведению здорового образа жизни учителей и родителей, и преобразованием имеющихся здоровьесберегающих условий школы.

Проект будет способствовать освоению педагогами новых технологий обучения здоровью, создаст благоприятные условия для формирования навыков здорового образа жизни у обучающихся с учётом их индивидуальных возможностей, позволит повысить мотивацию школьников к ведению здорового образа жизни, и сделает возможным повышение эффективности здоровьесберегающей среды школы.

Однако необходимо спрогнозировать возможные ограничения на пути реализации проекта:

пессимистическое отношение к проекту со стороны некоторых членов ученического коллектива;

низкий уровень активности со стороны родителей учащихся.

Обеспечение высокого качества организации учебно-воспитательного процесса на основе эффективного использования современных здоровьесберегающих технологий достигается применением в процессе обучения:

Развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова :

● Организация учебного сотрудничества учащихся.

Личностно-ориентированного обучения:

● Создание ситуации выбора и успеха.

● Актуализация субъектного опыта учащихся.

● Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение.

Эффективность работы подтверждается результатами мониторинга знаний учащихся, которая в среднем составляет 80 % качества знаний и 100% успеваемости.

В течение урока каждый учитель проводит

4-5 физкультминуток , направленных на снятие усталости, активизацию внимания. Упражнения согласуются с характером занятий.


Тренажеры для глаз ( нарисованные на

потолке классной комнаты ) помогают

снять с них усталость .

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап

Изучение литературы по здоровьесберегающим технологиям, ресурсов сети Интернет по проблеме .

Изучение психолого – педагогической и методической литературы, знакомство с медицинскими картами состояния здоровья.

Проведение профилактического медицинского осмотра учащихся, направленного на изучение состояния здоровья.

Основной этап

Разработка программы мероприятий по оздоровительной системе в начальной школе.

Применение здоровьесберегающих технологий.

Организация лечебно – профилактических мероприятий: (корригирующая гимнастика)

Организация закаливающих мероприятий.

Организация правильного рационального питания.

Одно из главных направлений здоровьесберегающего образования учащихся – сбалансированное питание (горячее питание). В течение всего учебного года проводится витаминизация блюд.

Создание необходимой психологической среды и благоприятного психологического климата.

Родители становятся единомышленниками с педагогами школы – к концу 1 класса.

Изменение отношения детей и их родителей к сохранению своего здоровья – 3 класс.

Выступление родителей на родительских собраниях о практическом опыте использования здоровьесберегающих технологий в семье – 1 класс.

Создание в школе медиатеки, включающей развивающие и обучающие программы, аудио – видео кассет, дисков с записями учебных фильмов, мультфильмов для удовлетворения интересов детей, образования взрослых членов семьи - 2-3 класс

Обобщающий этап

Изучение индекса здоровья школьников, показателя посещаемости; ( индекс здоровья - количество не болевших в течение определенного календарного срока среди учащихся данного возраста).

анализ результативности проекта и обобщение опыта работы по теме проекта.

Проект 4- класса -

Результативность проекта

Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, активнее приобщать родителей школьников к работе по укреплению и сохранению здоровья детей. Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе. Учителю, освоившему эти технологии, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

Можно с уверенностью утверждать, что здоровьесберегающее обучение:

направлено на обеспечение физического и психического здоровья учащихся;

опирается на принципы природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации);

приводит к повышению мотивации учебной деятельности; предотвращению усталости и утомляемости; приросту учебных достижений;

достигается через учёт особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся.

Образовательно-оздоровительная программа начинается с младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Проект ориентирован на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Работа по проекту ориентируется не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.

Работа по данному проекту строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком.

Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни, включая знания о сохранении и укреплении собственного здоровья.

Очевидным становится вопрос: “Как построить учебный процесс, выстроить образовательную среду так, чтобы сохранить здоровье ребенка?”.

В течение 5 лет я работаю над реализацией классной образовательно-воспитательной программы, направленной на здоровьесбережение учащихся моего класса. Проект построен на сотрудничестве учителя, родителей, медицинских работников, учителя физкультуры, социального педагога.

Цель проекта: сохранение и укрепление состояния здоровья детей, формирование у учащихся ответственного позитивного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

В программу проекта включены следующие блоки:

организация и проведение диагностических мероприятий;

организация учебной деятельности;

организация профилактических, оздоровительных и коррекционных мероприятий для учащихся;

формирование у учащихся системы знаний о здоровьесбережении.

профилактика заболеваний, укрепление здоровья, поддержание высокой работоспособности ученика;

повышение двигательной активности младших школьников;

формирование навыков физической культуры и личной гигиены, как жизненной необходимости;

организация мониторинга здоровья и физического развития;

признание ответственности за психическое и физическое состояние учащихся и их родителей.

Ожидаемые результаты:

положительная динамика состояния здоровья младших школьников, снижение заболеваемости;

повышение интереса к спортивным мероприятиям, мотивация к двигательной деятельности;

валеологическая просвещенность учащихся;

увеличение количества учащихся, занимающихся в спортивных секциях;

повышение уровня самостоятельности и активности школьников;

повышение приоритета здорового образа жизни.

К концу обучения дети должны знать:

правила ухода за глазами, ушами, зубами, кожей;

знать правила тренировки мышц;

об опасных и вредных привычках;

правила рационального питания;

знать различные подвижные игры.

должны уметь:

закаливать свой организм;

осуществлять гигиенический уход за глазами, ушами, зубами, кожей.

Чтобы эта работа была рациональной, необходимо хорошо знать здоровье детей, следить за изменениями в состоянии их здоровья, видеть проблемы.

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне не менее важна правильная организация учебной деятельности .

Систематически проводится диагностика в начале учебного года с целью определения:

Индивидуального уровня физического развития и физической подготовленности учащихся.

Выбора оптимальных физических нагрузок с учетом индивидуального уровня развития детей класса.

Планирования оздоровительной работы с учащимися в ходе учебно-воспитательного процесса.

Выявление интересов детей и родителей.

Одним из условий правильной организации учебного процесса является обеспечение гигиенических условий . В 1-м классе перед началом учебного года мы совместно с администрацией школы и родителями продумали и создали интерьер класса. Комнатные растения, цветовая гамма класса вызывают положительные эмоции, позитивно влияют на психику учащихся. В первый день каждого месяца я рассаживаю детей, принимая во внимание их состояние здоровья, а именно: зрение, слух и склонность к простудным заболеваниям. Пересаживание исключает и одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски.

Поскольку основной “ячейкой” образовательного процесса является урок, то и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной частью общей оценки работы учителя. Поэтому при проведении урока я стараюсь придерживаться правил здоровьесбережения.

Успешная учебная деятельность и состояние здоровья учащихся не могут рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания. Хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию детей, способствует безболезненной адаптации к новой для младшего школьника учебной деятельности, связанной с напряженной умственной нагрузкой.

Одним из важнейших условий рациональной организации обучения я считаю обеспечение оптимального двигательного режима , который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года.

Чтобы удовлетворить двигательную потребность учащихся в течение всего учебного дня, прежде всего я обязательно провожу утреннюю зарядку перед началом уроков, которая помогает школьникам активно включаться в работу с утра, воспитывает волевые качества характера.

Удовлетворить двигательную потребность учащихся также позволяют игровые перемены, уроки физической культуры, игры на свежем воздухе, посещение бассейна, спортивных секций и кружков.

Для профилактики простудных заболеваний в классе проводится фитотерапия и витаминизация,

дети делают точечный массаж.

В целях повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья провожу психофизическую тренировку . Она построена на использовании общеразвивающих и специальных упражнений, а также некоторых видах дыхательных упражнений.

Знания о здоровьесбережении учащиеся получают на уроках здоровья.

Цель уроков здоровья: научить детей быть здоровыми .


Уроки здоровья состоят из следующих курсов: “Гигиена школьника”, “Основы безопасности жизнедеятельности”, “Разговор о правильном питании”, “Экология”, “Этикет”.

Тематическое планирование.

В гостях у Мойдодыра. Правила личной гигиены.

Глаза - окна в мир.

Красивые зубы, красивая улыбка.

Как следует питаться?

Моя красивая осанка.

Мышцы, кости и суставы.

Режим дня школьника.

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым, жадным.

3 . Личная безопасность

Сколько времени в день можно проводить у телевизора.

Правила дорожного движения.

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте.

Правила пожарной безопасности.

Как уберечься от порезов, ушибов, переломов.

Предосторожности при обращении с животными.

Что нужно знать о лекарствах.

Развивающие и подвижные игры.

Зарядка в стране Спортландии.

Игровая программа. Эстафеты с мячом.
Игровая программа. Упражнения с воздушными шарами.

Игровая программа. Эстафеты с обручами.

Бег и преодоление препятствий.
Спортивные игры.

Урок–прогулка по улицам города.

Эффективность работы по здоровьесбережению невозможна без участия родителей. Родительское собрание – это основная форма работы с родителями , на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса, воспитания учащихся в школе и дома. Собрания проводятся в виде деловых игр, практикумов, конкурсов, мастерских, соревнований, лекций и бесед. Темы собраний были следующие: “Папа, мама, я – здоровая семья”, “Счастлив тот, кто счастлив дома“, “Как помочь ребенку стать внимательным”, “Свободное время – для души и с пользой!”, “Поощрения и наказания в семье”, “Детская дружба”.

Проблема здоровьесбережения, пожалуй, самая актуальная и требующая системного подхода в решении.

В течение четырех лет, с 1-го по 4-й класс, я старалась систематически и последовательно проводить работу по здоровьесбережнию. Результаты системного подхода к решению задач здороьесбережения учащихся показали, что наш опыт достоин внимания.

У учащихся сформированы навыки заботы о собственном здоровье . По результатам наблюдений и опроса родителей 100% детей соблюдают режим дня, правила личной гигиены и научную организацию умственного труда.

При оценке физического здоровья учащихся нами учитываются следующие показатели: состояние здоровья по медицинским показателям (рост, вес, зрение, слух), физический энергопотенциал, количество пропусков уроков по болезни, степень готовности к здоровому образу жизни. ( Индекс здоровья - количество не болевших в течение определенного календарного срока среди учащихся данного возраста).

Группы здоровья учащихся 1-4 классов МБОУ Кайдаковской СОШ

Читайте также: