Анализ благоприятных условий для развития речи детей в доу отчет по практике

Обновлено: 05.07.2024

Мною, Елистратовой Ольгой Анатольевной, с 20. 03. 2017г. по 31.03. 2017г. была пройдена педагогическая практика в МБДОУ № 103 г. Новокузнецка.

План практики мною выполнен в полном объеме.

За время практики мною было посещено два логопедических занятия (индивидуальное и фронтальное), обследование речи одного ребенка подготовительной группы (6-7 лет). Я участвовала в 2 обсуждениях по результатам проведенных логопедом открытых занятий, составила 1 программу обследования 1 ребенка, провела 1 фронтальное занятие по развитию речи, обследование речи 1 ребенка.

Основные задачи, поставленные и решаемые мною в период педагогической практики, были следующие:

1. ознакомится с нормативными документами учреждения (Типовое положение, устав, положение о ПМПК, правила приёма детей в учреждение и другие), документацией учителя-логопеда (должностная инструкция, программа обследования, учебная программа, речевая карта, методические пособия);

2. освоить методы логопедического обследования, составление плана логопедического обследования речи дошкольника;

3. провести анализ диагностических данных, составить на их основе развернутое логопедическое заключение и перспективный план работы с ребенком;

4. составление плана-конспекта логопедического занятия в соответствии с ФГОС ДОО.

5. закрепить знания и умения при составлении самоанализа занятия;

6. развивать навыки анализа и самоанализа;

- составила программу логопедического обследования;

- осуществила отбор наглядного материала для обследования;

- провела обследование речи одного ребенка;

- оформила речевую карту;

- составила перспективный план работы с обследованным ребенком;

- провела занятие по развитию речи, провела его самоанализ;

При подготовке к занятию я испытывала затруднения в формулировании основных коррекционных задач. Учителем - логопедом была оказана помощь.

В процессе практики мною приобретены следующие умения и навыки:

- умение производить анализ нормативных документов, психолого-педагогической литературы;

- составлять план обследования ребёнка;

- осуществлять обследование речи детей старшего дошкольного возраста;

- анализировать результаты логопедического обследования;

- составлять перспективный план коррекционно-развивающей работы с ребенком;

- составлять план-конспект логопедического занятия;

- проводить самоанализ своей деятельности;

- осуществлять отбор дидактического материала для проведения занятия и обследования реи ребёнка.

Общие выводы по педагогической практике: имеющиеся теоретические знания расширены, получена возможность их применения в практической деятельности.

которыепозволяют использовать нетрадиционные формы работы, ставят ребенка в позицию думающего человека. Использованиетаких технологий в детском саду способствует развитиюпоисковой активности, стремлению к новизне, речи и творческого воображения. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обращает внимание на создание условий развития ребенка, открывающих

Работая над темой, поставила для себя цель: содействовать речевому развитию

детей через дидактические игры.

Для достижения этой цели поставила перед собой задачи:

1. Изучить методическую литературу по данной теме.

2. Создать условия для развития игровой деятельности до

3. Привлечь родителей к созданию условий организации дидактических игр.

4. Представить опыт работы по проблеме развития связной речи дошкольников через дидактические игры через научные труды Н. В. Серебряковой, Г. А. Урунтаевой.

В работе с воспитанниками поставила цель :создание условий для развития связной речи дошкольников через дидактические игры.

Исходя из цели были поставлены следующие задачи:

1. Развивать связную речь посредством дидактических игр.

2. Формировать игровые умения, развитые формы культуры игры.

3. Развивать интерес к дидактическим играм.

4. Воспитывать самостоятельность, инициативу, навыки саморегуляции.

5. Способствовать активному общению с сверстниками и воспитывающими взрослыми,

Построение предметно-развивающей среды в группе строила по следующим

- содержательная насыщенность: организация образовательного пространства и

разнообразие материала обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и

творческую активность всех воспитанников, эмоциональное благополучие детей во

взаимодействии с предметно-развивающим окружением.

- вариативность: наличие различных пространств, игр, игрушек и оборудования,

обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового

материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, познавательную и

исследовательскую активность детей.

- доступность: свободный доступ.

- безопасность: обеспечение надежности и безопасности использования.

Развитие связной речи осуществляется по следующим принципам:

- Принцип целенаправленности означает, что воспитательная работа, ее содержание и методы подчинены цели

- Принцип взаимосвязи гуманизма и уважения к личности ребенка требует от воспитывающих взрослых проявления педагогического такта.

- Принцип коллективизма. В коллективе сверстников ребенок приучается сочетать свои

интересы с интересами других ребят, получает элементарные навыки коллективной

- Принцип психологической комфортности - создание спокойной, доброжелательной

атмосферы, а также веры в возможности ребнка;

1. Сформированы игровые умения, развиты культурные формы игры

2. Развитасвязная речь дошкольников.

3. Развиты самостоятельность и инициатива, умение принимать решения в незнакомой

обстановке, развиты самостоятельность, инициатива.

4. Сформировано доброжелательное отношение к сверстникам, умение

взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

Работу по теме провожу в следующих направлениях:

I. Работа с детьми.

II. Взаимодействие с педагогами.

III. Взаимодействие с родителями.

В работе с детьми использую следующие методы и приемы:

Наглядный - рассматривание и обсуждение иллюстраций, показ действий, пример

Практический – игровые действия, коллективные игры взрослого и ребенка.

Словесный – беседы, инструкции, описание, объяснения, убеждения в форме разъяснения.

Средствами обучения детей являются:

- использование наглядных модулей;

- использование игровых действий;

- интеграция познавательных и игровых действий.

Развитиесвязной речи дошкольников в дидактических играх предполагается через

построение образовательного процесса на соответствующих возрасту формах работы с

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных

видов детской деятельности (игровая, познавательная, продуктивная,

коммуникативная) по всем образовательным областям.

Совместная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

Взаимодействие с семьями воспитанников.

В работе с дошкольниками использую преимущественно игровые,

Самостоятельная деятельность детей отражает разнообразные действия с

предметами-заместителями и игрушками, используя приобретенные умения и навыки.

Развитие связной речи зависит от формирования словарного запаса, работы над

смысловой стороной слова, т. к. понимание детьми значений слова и его оттенков является

предпосылкой полноценного речевого общения. Работа над смысловой стороной слова

развивает такие качества связной речи, как правильность, точность, выразительность,

содействует формированию умения свободно выбирать языковые средства, которые

наиболее правильно сочетаются по смыслу и точно отражают замысел при построении

Для развития связной речи я использую дидактические игры, где воспитательнообразовательное

значение не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу.

Ценность этих игр заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам,

ощущать результаты своих умственных и практических усилий.

Основным направлением дошкольного образования является игровая деятельность.

Она позволяет увидеть внутренний мир ребенка, его умение общаться, воплощать свои

идеи в реальность. Наблюдение за детскими дидактическими играми поможет мнеиспользовать современные образовательные технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования дидактического материала

Анализ опыта работы по формированию психолого-педагогической компетентности родителей дошкольника Анализ опыта работы по формированию психолого-педагогической компетентности родителей дошкольника Семья является первым и главным институтом,.

Анализ уровня развития лингвистического воспитания в первые годы жизни. Рекомендации по развитию речи Лингвистика - это языкознание, языковедение — наука, изучающая языки. Второй год характеризуется активным.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Из опыта работы: Развитие социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством правового воспитания

Из опыта работы: Развитие социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством правового воспитания Воспитание ребенка в соответствии с требованиями общества – необходимая составляющая процесса подготовки человека к будущей активной жизни.

Представление опыта работы по самообразованию по развитию речи детей в младшей группе Опыт работы по самообразованию в 2016 - 2017 учебном году На тему: «Развитие речи детей 3-4 лет через чтение сказки посредством режиссерской.

Образовательные технологии практики работы по математическому развитию детей дошкольного возраста Подготовила воспитатель МАДОУ детский сад № 64 Пятерникова Лариса Геннадьевна Главной задачей воспитателя является развитие всесторонней.

ВложениеРазмер
analiticheskaya_spravka_po_rechevomu_razvitiyu_18.doc 69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка по итогам проверки работы

«Создание условий для речевого развития детей

Сроки проведения: с 25 февраля 2018 г. по 25 марта 2018 г.

Вопросы, подлежащие к проверке:

  • Собеседование с воспитателями по разделу программы;
  • Обследование отдельных детей по стандартам, задаваемым программой;
  • Проведение открытых показов;
  • Анализ предметно-развивающей среды;
  • Анализ наглядной информации для родителей в группе;
  • Анкетирование педагогов.

Тематический контроль был проведен в соответствии с годовым планом работы дошкольного учреждения.

Развитие речи - главный показатель умственного развития ребенка. Основные задачи развития речи - воспитание орфоэпической культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развернутого высказывания - решаются на каждом возрастном этапе. Однако от возраста к возрасту происходит постепенное усложнение каждой задачи, меняются методы обучения. Удельный вес той или иной задачи также меняется при переходе от группы к группе. Воспитателю надо представлять основные линии преемственности задач по развитию речи, которые решаются в предыдущей и последующей возрастной группе, и комплексный характер развития каждой задачи.

С 25.02.18 – 25.03.18 г. в ДОО прошел тематический контроль по выяснению состояние работы учреждения по организации работы по речевому развитию дошкольников. Во время тематического контроля была видна большая работа педагогов по развитию речи детей. Педагогами ведется разнообразная работа: чтение художественной литературы, обыгрывание, рассматривание картин, рассказы по картине, составление творческих рассказов, театрализованные игры, драматизации, и т.д. во всех возрастных группах, используя возрастные возможности детей.

Во всех возрастных группах имеются книжные уголки , которые имеют доступ для использования как во время НОД и в свободной деятельности детей. В младших группах дети умеют слушать сказки, знают сказки, умеют эмоционально передавать содержание прочитанного, передавать характер, настроение героев прочитанного произведения. Могут по рисункам, по картинам определить из какой сказки этот персонаж. Дети по картинкам могут узнать сказку и рассказать по ней. Передают эмоции героев. Решают, правильно ли поступил тот или иной герой произведения. Проводятся обыгрывания, драматизации, инсценирование знакомых детям сказок.

В старшем дошкольном возрасте работа по речевому развитию в уголках чтения дошкольников ведется более углубленно. Дети любят читать и слушать чтение художественной литературы. Заучивают стихи. Знают очень много сказок, их героев, содержание. Оценивают каждого героя. Видят обучающие стороны каждого персонажа любого произведения. На любом НОД, на праздничном мероприятии дети встречаются со сказочными персонажами, обыгрываются сказки, знакомые произведения, что помогает детям больше раскрывать свои речевые и творческие возможности.

Во всех группах есть речевые уголки . Они отличаются друг от друга в большой или меньшей степени. В уголках есть пособия, предметные картинки, сюжетные картинки, карточками с заданиями, материал по звуковому анализу слов, игры настольные, дидактические игры, игры сделанные своими руками. Во всех возрастных группах начали внедрять технологию моделирования, мнемосхемы, мнемокарточки. Самый яркий, доступный, насыщенный игровыми пособиями для детей уголок речевого развития – уголок средней группы (воспитатель Салахова С.А.) Имеется большой наглядный материал, игровой материал, сделанный своими руками, имеется картотека игр по речевому развитию. Очень эстетично, красочно, методически правильно оформлены все игровые пособия. Доступно для возрастного уровня детей.

1. Самодельные игры и пособия должны соответствовать гигиеническим требованиям и быть безопасными для детей, а так же соответствовать возрасту детей и программным требованиям.

2. Картотека артикуляционной гимнастики должны быть в каждой группе.

3. В речевых уголках каждой возрастной группы должен быть персонаж, игрушка, который помогает детям в игровой форме получать нужные знания.

4. Для развития связной речи подобрать и обновить схемы, мнемотаблицы соответствующие возрасту детей.

Развитие речи и речевое общение дошкольников в нашем детском саду осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах, как на образовательной деятельности, так и вне образовательной деятельности, в процессе игры.

Игра — самодеятельная детская активность, в которой взрослый может занять то или иное место исключительно как партнер, в той мере, в какой он вызывает у ребенка интерес и уважение. Взрослый может влиять на игру косвенно, через ролевое поведение и отдельные предложения, реплики, вопросы. В творческой детской игре развивается язык ребенка, грамматически оформленная речь. Игры, вызывающие комплексное воздействие на словарь, грамматику, связность речи должны быть интересными, увлекательными. Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А.В. Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.).

Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов коллективного взаимодействия.

В связи с эффективностью использования театрализованных игр в речевом развитии дошкольников в ДОО проходил месячник театра. Воспитатели вместе с детьми, с родителями использовали разные формы представления театрализованной деятельности: кукольный театр старшая группа, театрализованное представление детьми и с родителями подготовительная группа, родители средней группы представили театрализованное мероприятие для всех воспитанников ДОО, 2 младшая группа готовит представление силами детей и родителей.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворить разносторонние интересы детей.

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями (окружающий мир), формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. Образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей ставит малыша перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Художественная выразительность образов, комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют.

Если детям создать условия для самостоятельных театрализованных игр, они смогут подражать игровым образам, общаясь друг с другом. Во время подготовки спектакля и его разыгрывания разговаривать с детьми нужно всегда вежливо и ласково. Следите, чтобы и они так же общались друг с другом, помогали, проявляли настойчивость, терпение в реальной действительности.

В ходе проверки выявлено:

Воспитатели знают основные цели и задачи работы по развитию речи, особенности развития словаря детей, но в непосредственно образовательной деятельности и в свободной деятельности детей используют традиционные методы и приемы обучения дошкольников по развитию речи.

Обследование детей по стандартам задаваемых программой показало, что дети младшего возраста понимают заданные вопросы и понятно отвечают на них, понимают и употребляют обобщающие слова, затруднения детей в умении правильно согласовывать существительные и прилагательные, умение употреблять имена существительные в е. и мн. числе. Дети владеют словарем, называют предметы одежды, посуды, обуви и т. д. Знают диких и домашних животных и их детенышей. С помощью воспитателя умеют пересказывать короткие рассказы. По картинкам, по рассказу отрывка из произведения могут узнать данное произведение, сказку.

Дети старшего возраста умеют поддерживать непринужденную беседу, стараются отвечать на вопросы полным ответом. Составление рассказа из личного опыта и рассказы творческого характера получаются тяжеловато. Необходимо на это обратить внимание. Дети затрудняются в пересказывании литературных произведений, умении передавать диалог действующих лиц, составлять сложные предложения.

Планирование образовательного процесса:

Во время любой непосредственной образовательной деятельности соблюдаются все этапы проведения НОД, включается интеграция образовательных областей, используются элементы театрализованной деятельности, используются нетрадиционные технологии. Использование в работе нетрадиционных технологий помогает детям приобрести дополнительную возможность развивать мыслительные процессы, закреплять навыки детей по умению выражать содержание прочитанного, свои мысли, эмоции, общение друг с другом, которые стимулируют внимание, память, речь, творческие навыки.

Вместе с тем, недостаточно планируется индивидуальная работа в планах воспитательно – образовательной работы (с указанием фамилии и имени ребенка) по развитию речи и формированию коммуникативных навыков дошкольников; работа в уголке книги – ремонт книг, оформление выставок (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы); индивидуальных и групповых бесед с детьми; знакомство с художественной литературой.

В детском саду работают три логопеда, которые ведут совместно с воспитателями коррекционную работу с детьми. Имеется одна логогруппа – подготовительная и логопункт. Педагогами ведется работа по речевому развитию дошкольников в сотрудничестве с воспитателями и с родителями. Предлагаются детям домашние задания в форме письменной работы, логопедических корригирующих упражнений, заданий. Дополнительно для родителей вывешиваются консультации. Недавно в ДОО прошла медико – педагогическая комиссия. Обследовали детей средней группы.

Воспитатели организовывают работу с детьми по развитию речи и вне занятий. Проводят индивидуальные и групповые беседы, наблюдения, дидактические игры. В группах организована и коррекционная работа, как индивидуальная и так групповая. Разучиваются артикуляционные, дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, развитие активного и пассивного словаря, закрепление и автоматизация изученных звуков.

В группах созданы условия для развития у детей речевого общения со взрослыми и сверстниками. Есть игровые зоны для сюжетно - ролевых игр и атрибуты к ним. Имеются материалы для групповой и индивидуальной работы с детьми в свободное от занятий время. Это дидактические игры, альбомы с иллюстрациями, с пословицами, поговорками, сюжетные и предметные картинки. Весь материал подобран в соответствии с возрастом детей.

В течение всего года представляются опыты работы всех педагогов по разным направлениям. В основном все занятия обширные, интегрированные. Интегрированные занятия широко практикуются в нашем детском саду. Интегрированный подход к организации воспитательно - образовательной работы определяют как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранения его здоровья, как более глубокая форма взаимосвязи и взаимопроникновения различных разделов воспитания и обучения детей. Он должен охватывать все виды деятельности. Интегрирование помогает сэкономить детям время для общения, самостоятельного творчества и игровой деятельности.

По проведенным мероприятиям, по открытым НОД, по выступлениям наших детей видно, что работа по формированию связной речи, группах ДОО можно сказать ведется на хорошем уровне.

Тематический контроль показал, что проблема развития речи

дошкольников актуальна и в ДОО проблема решается:

- в группах созданы условия для речевой деятельности детей: организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, групповые и индивидуальные беседы. Накоплен иллюстративный наглядный материал, в некоторых группах он очень богатый, но не используется в работе с детьми.

- через НОД, свободную деятельность детей, через режимные моменты, во время проведения прогулок, мероприятий, но не в достаточном количестве. Больше обращать внимание на использование нетрадиционных, инновационных технологий, которые развивают у детей память, внимание, логическое мышление, умение делать выводы, размышлять. Тем самым у детей развивается речь, умение общаться, передавать свои мысли, рассуждения.

Необходимо: обратить внимание на систему планирования работы с детьми и родителями в группах, использование в практике работы технологию моделирования по развитию связной речи дошкольников, на воспитание культуры общения со взрослыми и сверстниками, создание оптимальных условий на занятиях для проявления познавательной и речевой активности детей.


Оценить 4831 0

- Формирование грамматического строя (морфология, синтаксис, словообразование).

В практике работы педагогов ДОУ по развитию речи используются следующие методы:

- Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);

- Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).

Читайте также: