Анализ басни сумарокова кратко

Обновлено: 30.06.2024

Автор: Ермакова Анастасия Сергеевна

Населенный пункт: Иркутская область, Усольский район, р.п. Белореченский

Цели: кратко познакомить с историей жанра басни, с биографией А. П. Сумарокова; показать значение его басен; выявить жанровые признаки басни; развивать навыки выразительного чтения.

Планируемые результаты: знание понятий басня, мораль, эзопов язык, основных вех биографии А. П. Сумарокова; понимание значения творчества баснописца, развитие читательской грамотности.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

1. Вступительное слово учителя

Жанр, о котором мы будем сегодня говорить, появился в далекой древности, более 20 веков назад. Речь идет о басне – одном из старейших и в то же время нестареющих, вечных литературных жанров.

Создателем басни считается Эзоп, древнегреческий баснописец, живший в VI веке до нашей эры. В XVII веке в Европе вспыхнул интерес к античной культуре, и басня обрела вторую жизнь.

Детство и юность

Александр Петрович появился на свет 14 (25) ноября 1717 года в Вильманстранде в семье обедневших дворян. Но, несмотря на сложное финансовое положение, Сумароковы стремились обеспечить своим отпрыскам достойное образование в соответствии с традициями.

В детстве Александр занимался дома с гувернёрами. В те годы в знатных семействах было престижно отдавать сыновей на военную службу. Когда Александру исполнилось 15 лет, он со своим младшим братом Василием был принят в первый набор Сухопутного шляхетского кадетского корпуса.

Это учебное заведение специализировалось на подготовке военных кадров, придворных и гражданских служащих. Здесь Александр получил прекрасное разностороннее образование. Во время обучения он не на шутку увлекся литературой, начал писать стихи и песни, подражая французским авторам.

Начало творческого пути

После окончания Сухопутного шляхетского кадетского корпуса Александр Сумароков мог начать блестящую военную карьеру, однако он решил пойти по иному пути. В возрасте 23 лет Александр Петрович поступил на работу служащим в канцелярию графа Миниха. Проявив свои выдающиеся способности, он стал быстро продвигаться по служебной лестнице.

Несмотря на блестящие перспективы на государственной службе, Сумароков понял, что самым важным делом в его жизни является литература.

В самом начале творческого пути Сумароков избрал жанр любовных песен, которые как нельзя лучше раскрывали его душевное состояние.

Драматургия

Театр полностью завладел Александром Петровичем, который стал одним из самых популярных и востребованных драматургов в Российской империи.

Последние годы жизни

Несмотря на признание при жизни, покровительство влиятельных вельмож и близость ко двору, Александр Петрович чувствовал себя глубоко несчастным человеком. Он считал, что его талант не оценен в полной мере и к нему не проявляют должного внимания.

Скончался Александр Петрович 1 (12) октября 1777 года.

Задание по тексту. (Преобразуем данный текст в нелинейный.)

1. Прочитайте внимательно статью о писателе.

2. Заполните недостающие факты, опираясь на биографическую статью.


3. Рассмотрите кластер, который у вас получился.

4. Расскажите о жизни и творчестве Андрея Петровича Сумарокова.

3. Актуализация знаний.

Сумароков обращался к жанру басни на протяжении всей своей творческой жизни и создал 374 басни. Свои басни он называл притчами.

Вспомните, что мы узнали о жанре басни.

Рассмотрите облако слов и запишите в тетради особенности басен, о которых мы говорили с вами на предыдущем уроке.


1. Родоначальником басни был древнегреческий мудрец Эзоп.

2. В басне высмеиваются пороки: жадность, глупость, излишняя доверчивость, наивность.

3. Героями басен чаще всего являются животные.

4. Используется иносказание.

5. В конце басни помещена мораль – поучение.

(Выразительное чтение басни, работа по вопросам на стр. 36)

- Басня написана в форме разговора двух персонажей – Кокушки и Грача. Каким термином можно определить такой разговор? (диалог)

- Почему Грач рассказывает о том, как горожане относятся к пению соловья, жаворонка, скворца, а про Кокушку не вспоминает? (потому что они действительно талантливы, их пение приятно слушать.)

- Как характеризуют Кокушку слова, завершающие басню? (Кокушка себялюбива, оценка её способностей завышена.)

- О каких людях идёт речь в басне? (о бездарных людей, стремящихся любой ценой проявить себя несмотря на отсутствие таланта)

- Какой человеческий порок осуждает баснописец? (бездарность, незаслуженно высокое мнение о себе и своих способностях, достижениях)

- Выведена ли в басне мораль? Попробуйте сформулировать ее сами.

III. Закрепление изученного

– Какова основная цель басни? (Высмеивание человеческих пороков.)

– Назовите характерные черты жанра басни. ( В басне высмеиваются пороки: жадность, глупость, излишняя доверчивость, наивность. Героями басен чаще всего являются животные. Используется иносказание. Чаще всего в конце басни помещена мораль – поучение.)

IV. Подведение итогов урока.

Для чего авторы используют жанр басни?

Нужно ли читать басни? Почему?

Домашнее задание:

1. Выразительно читать басню.

2. Сделать иллюстрацию к басне.

2. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1/В .Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. — 6-е изд. — М. : Просвещение, 2020.

Сатирико-обличительная направленность творчества Сумарокова в целом наиболее ярко проявилась в собственно стаирических жанрах: в стихотворных сатирах, сатирических хорах, баснях, эпиграммах, пародиях.




ЛИРИКА

ТВОРЧЕСТВО А.П.СУМАРОКОВА

Сатирико-обличительная направленность творчества Сумарокова в целом наиболее ярко проявилась в собственно стаирических жанрах: в стихотворных сатирах, сатирических хорах, баснях, эпиграммах, пародиях.

Басни и притчи встречаются в русской поэзии и до Сумарокова. Их пробовали писать и Кантемир, и Тредиаковский, и Ломоносов. И все-таки популярным сделал этот жанр Сумароков. По его стопам пойдут другие баснописцы, например, поэт И.И. Хемницер. А спустя полвека жанр найдет блестяще завершенную форму в творчестве И.А. Крылова. "Болван", "Осел во львиной шкуре", "Пир у льва", "Блоха", "Шалунья", "Война орлов" и многие другие басни написал Сумароков. Как принято в этом жанре, глупцы, невежи, высокомерные начальники, взяточники, плуты, мошенники чаще всего изображаются под видом животных или насекомых. В самые разные уголки современного ему общества заглядывает при этом поэт.

Басня, подобно эпиграмме, – древний жанр. Она ведет свое происхождение, как повествует легенда, от древнегреческого баснописца Эзопа, жившего в VI–V веках до нашей эры. В его творчестве берут начало многие басенные сюжеты. В басне всегда присутствует иносказание, то есть изображение человеческих нравов и отношений в виде поведения зверей или насекомых. Эту иносказательную манеру принято называть "эзоповым языком". Вот одна из знаменитых басен Сумарокова "Жуки и пчелы" (1752):

Строго соблюдены здесь правила построения басни, то есть ее композиционные нормы. В начале произведения автор обращается к читателю. Затем следует экспозиционная часть, дающая первоначальную картину происходящего ("Невежи жуки вползли в науки"). Действие развивается: мы наблюдаем живую сценку, выхваченную из реальной жизни и спроецированную на отношения в обществе. Невежественные люди ("жуки"), облеченные властью, поучают знающих и умелых труже- ников "пчел" тому, в чем сами ни грамма не смыслят. Ну, не смешно ли: жуки обучают пчел делать медовую патоку! А вот и кульминация (высшая точка) действия: пчелам надоело подчиняться глупости и молчать и они подняли "великий шум". Развязка событий в басне всегда справедлива и мудра. Так и здесь. В поучительном итоге – одновременно это и остроумный вывод – явственно звучит насмешливый голос автора:

Читая басню, поставим ударение в слове "жуки" на первом слоге. Иначе нарушится стиховой ритм произведения, а с ним и естественность звучания. И будем помнить, что орфоэпические нормы, то есть нормы ударения русских слов, от века к веку меняются. Кроме того, у поэта всегда остается авторское право по-своему изменить ударение в слове, чтобы стих звучал выразительнее и не выбивался из общего ритмического движения.

Басни Сумарокова были взяты на вооружение русской сатирической журналистикой 1760–1770-х годов. Замечательный сатирик Н.И. Новиков сделает строчку из "Жуков и пчел" эпиграфом к своему журналу "Трутень" (1769). На титульном листе первого его номера стояло: "Они работают, а вы их труд ядите". Кстати, Сумароков не вкладывал в эту строку острого социального смысла. Он имел в виду дела литературные. Поэты-теоретики "вползли в науку", заняли высокое положение и теперь поучают талантливых молодых авторов, как писать стихи. А сами пером не очень-то владеют.

Новиков уловил смысловую многозначность строки, да и всего произведения в целом, и перевел разговор в плоскость остросоциальную. Помещики, подобно трутням, бездельничают, но при этом распоряжаются и трудом, и жизнями своих подневольных тружеников-крестьян. Это был смелый выпад против крепостничества, главного зла русской жизни той поры. Новикову же принадлежит и высокая оценка всей деятельности Сумарокова: "Различных родов стихотворными и прозаическими сочинениями приобрел он себе великую и бессмертную славу не только от Россиан, но и от чужестранных Академий и славнейших европейских писателей".

В чем главная заслуга Сумарокова-поэта? Вернемся к тому, с чего эту главу начали. Самый яркий след в истории русской поэзии оставили его элегии. Именно в них заговорил поэт взволнованно и искренне, избегая классицистической условности и нарочитой красивости в изображении чувства. Он стремился к "простоте и ясности слога" в передаче настроений и переживаний человека. Едва ли это вполне ему удалось! И тем не менее, ориентация на национальный строй русской речи в соединении со смелостью творческой манеры привели к успеху. В русской элегической лирике, благодаря Сумарокову, начала проступать психологическая правда в изображении поведения людей и их характеров. Верно заметил поэт: "Кудряво в горести никто не говорит".

Литературное наследие А.П.Сумарокова отличается исключительной широтой и разнообразием. Он был талантливым публицистом, критиком, теоретиком литературы, журналистом, прославился как драматург, автор девяти трагедий и двенадцати комедий, которые, по существу, составили основу репертуара русского театра во второй половине XVIII века.

А.П. Сумароковым написано около 400 басен. Его можно назвать создателем русской национальной басни. Принципы жанра басни А.П.Сумароков изложил в "Эпистоле о стихотворстве". По содержанию и стилю притчи А.П.Сумарокова самобытны и оригинальны: они тесно связаны с русской действительностью.

А.П.Сумароков придал басне злободневный, полемический и сатирический характер, населил ее легко узнаваемыми и типичными персонажами, использовал в этом жанре традиции устного народного творчества.

Специфической чертой басен А.П.Сумарокова является разговорный, иногда нарочито сниженный и простонародный, язык, пересыпанный пословицами и поговорками. Его басенный стих — вольный (разностóпный) ямб, который после А.П.Сумарокова стал типичной принадлежностью русских басен, в том числе басен И. А. Крылова. Специфика языка и стиля басен А.П.Сумарокова - это комические или сатирические сценки, моментальные бытовые зарисовки.

Читайте также: