Алхимия как феномен средневековой культуры кратко

Обновлено: 27.06.2024

[От составителя: настоятельная рекоммендация к прочтению! Вадим Рабинович глубоко прочувствовал средневековый менталитет.
Его комментарии культурологичны. Книга эта - гораздо шире чем алхимия как феномен]

(I): С. 11-24:
Средневековое наследие Гермеса Трисмегиста

И вот посреди этого полнозвучного, чужого и дальнего, средневековья — вовсе таинственная алхимия, впечатляющее свидетельство поразительно устойчивого сознания, укорененного в освященном многовековым практическим и интеллектуальным опытом предании.
XX век. Химия, постигающая тайну неживой материи, но и тайну жизни, мечущаяся меж всемогущей физикой и всеобещающей биологией. Загадочно улыбающиеся химеры собора Парижской богоматери. Человеческие судьбы, осуществляющие себя в предгрозовых буднях первой мировой на склонах Волшебной горы Томаса Манна. Пернатые драконы и пестрые львы, вплетенные в орнаменты современных дизайнеров. Броские успехи радиохимии, химии белка, полимерной химии. Ожившая память алхимического средневековья, накоротко замкнувшаяся с творческой мыслью нашего современника.

Едва ли не десять столетий и едва ли не везде героически вершилось это в высшей степени странное дело: от позднеэллинистических рецептурных сводов, толкующих о металлах, до провидческих грез Парацельса; от лангобардского Салерно до дальневосточных даосов;
от Черной земли египетской до алхимиков католических университетов.

Сотни тысяч трактатов; десятки тысяч подвижнических, мученических судеб.
Сотни ученых книг, призванных запечатлеть в веках историю алхимии.
Для чего же понадобилось еще несколько сот страниц о том же?


Приглашение к размышлению

Тогда алхимия — златоделие. Именно это значение закрепилось за алхимией по преимуществу. Остается сказать лишь о непереводимой частице ал, арабское происхождение которой несомненно и которая устойчиво существовала как приставка приблизительно с XII по XVI столетие,
а также напомнить о мнении александрийца Зосима (IV в.), отсылающего заинтересованного филолога к имени библейского Хама.


Обращение только к именам может оказаться формальным.
И все-таки: златоделие и приготовление сыпучих и жидких смесей, растениеводство и техника составления ядовитых настоев, литье металлов и изготовление сплавов, нанесение на различные поверхности металлических покрытий и технология крашения, черномагические занятия и жреческое искусство, сподобленность библейским пророчествам и причастность к древнейшим космогониям.

Множественность толкований занимающего нас имени предполагает историко-культурный фон, на котором разыгрывалось алхимическое действо. Сама же алхимия не столь проста и однозначна, как это могло бы показаться спервоначалу: златоделие — и только.

Но вся ли алхимия и все ли европейское средневековье есть предмет последующего разбирательства?

А ТЕПЕРЬ, читатель, прислушаемся не только к имени, но всмотримся в расхожие изображения алхимии.


Это прежде всего вполне средневековая вещь.
И витиеватость словесной вязи, и нормативное ремесло, и впечатляющая картинность, и истовая боговдохновенность, и схоластическое наукообразие.
Дело, отмеченное неистребимым знаком средневекового мышления, каким оно отпечатано в обыденном сознании нынешнего дня.

Но. подойдем чуть ближе, и мы заметим, что слово в алхимии — грубее и прямолинейней.
Речи алхимиков темны, рецепт расплывчат, ремесло неудачливо и погружено в недостижимую утопию.
Да и бог у алхимиков какой-то не такой — мелочный, беспомощный, мишурный. Подлинный бог — скорее сам алхимик. А картинки, сопровождающие рассказы об алхимиках?
Алхимическая живопись площе и натуралистичней утонченных иконописных ликов. Что же до теоретически обоснованной еще самим Аристотелем алхимической науки об элементах, то наука эта, оказывается, ничуть не помогает златодельческой практике.
Выходит, вовсе не средневековая вещь — алхимия. Тогда какая же?

алхимик и его труд в графике шестнадцатого века

А сам алхимик — гордый и всемогущий, чаящий облагодетельствовать человечество — разве не похож в этой всечеловеческой богоизбранности на гуманиста Возрождения?
Но вместе с тем — отшельник-страстотериец, тайнохранитель за семью печатями, великий молчун, но и мастер вещей в дело непригодных. Мало похож этот охранитель герметически опечатанного Сезама на гуманиста Возрождения, открытого миру и вобравшего в себя этот мир — целиком, без остатка.

Так кто же он, алхимик?
Провозвестник новой культуры или же замшелый ретроград — Мастер Глиняные Руки, безумный затворник?

Этих трёх вопросов, заданных при первом прикосновении не к алхимии — нет!— а лишь к приблизительным её копиям, имеющим хождение в обыденном сознании, пожалуй, достаточно, чтобы оправданно озадачить себя и двинуться в дальнейший путь.

Не пора ли обратиться к тексту?

Правда, алхимический текст — реальность особого рода, представляющая эту деятельность не вполне. Алхимия как целое больше алхимического трактата, лишь частично свидетельствующего об алхимии. Алхимические реактивы испарились; аппараты проржавели, обратившись в прах; лабораторное стекло разбилось; кладка печей повыветрилась.
Лишь медали — впечатляющая память о считанных алхимических чудесах — лежат себе в европейских музеях, антикварной неприкосновенностью будоража легковерного посетителя либо вызывая почтительно-снисходительную улыбку.

И все-таки текст есть.
Есть текст, который должно понять как большой текст средневековой культуры, дабы воплотить мёртвое алхимическое слово в живую предметно-словесную реальность, видимо-слышимую алхимию, воспринимаемую как образ не реликтовой — живой культуры.
Пустотелое, безрезультатное ремесло на самом-то деле существует только на бумаге, то есть в тексте. Мнемонически-изустное рецептурное действие опять-таки отпечатано в священных предначертаниях текста. А экстатическое волнение, подливающее алхимическое масло в алхимический огонь, тоже, вероятно, можно вычитать в расхристанных строках письменных умозрений алхимиков.
Но читая также по-настоящему результативный цеховой устав неалхимического средневековья; но слушая Действенный священный псалом; но всматриваясь в подлинные шедевры.
и тогда, может быть, за кривыми литерами алхимического текста проглянут готически-изысканные письмена средневековой культуры, представшей нашему взору частным текстом смолкнувшей речи алхимика; речи, которую нужно озвучить и воплотить.

Ведь цель — золото, а эликсир мудрых — средство, без которого золотые сны не более чем грезы.
В самом деле, должен же быть во всем этом хоть какой-нибудь практический смысл!
И тогда этот текст, возможно, предстанет как источник химических знаний. Но как предстанет?
Мы встречаем здесь алхимические термины, на первый взгляд совершенно непонятные.

Любопытный задаст по меньшей мере два вопроса.
Чем доказана правильность такой расшифровки? Где же философский камень?
Дюма не говорит, как он пришел к данной расшифровке. Можно лишь предположить ход его мысли [7].

Дюма, обратившись к алхимическим словарям [заметим, XVIII-XIX вв.!], узнает, что философская ртуть — это первичная материя для философского камня. Зелёный лев — тоже философская ртуть и, кроме того, аурипигмент, массикот, ярь-медянка, железный купорос. Красный лев — киноварь, сурьмяная киноварь, колькотар, свинцовый глет, сурик. Драконом называли серу, селитру, сулему, огонь.
Но сколь невнятны эти разноречивые сведения [8].Одних только словарей было, пожалуй, маловато.

Итак, в свете здравого рассудка львы и драконы исчезли.
Вместо них появились самые что ни на есть обыкновенные вещества. Таинственная философская ртуть оказалась всего лишь свинцом, а философский камень, красные капли, человеческая кровь — всего-навсего какой-то маслянистой жидкостью.
Однако насколько правильна расшифровка, сделанная без малого полтораста лет назад?

Для алхимика истина лишь тогда истина, когда предстает только так —
в неповторимо алхимическом виде. Не иначе.

Но, казалось бы, никаких содержательных потерь.
Слово заменено знаком. Рецепт пятисотлетней давности переведен и, стало быть, может быть вписан в реестр постепенно возрастающих положительных химических знаний. Да, алхимики уже и тогда знали то, что мы теперь бы назвали химическими превращениями свинца, его окислов и солей.
Да, уже тогда знали и то, что известно сейчас как ацетон.
Но где же чёрный дракон? Где львы? Где киммерийские тени, туманящие реторту темным покрывалом?

Всё это отброшено как никому не нужный антураж, отбросить который должно, дабы проступили на жёлтом пергаменте хотя бы эти не слишком мудреные формулы.
Но и львов, и драконов жаль. Очень жаль. Без них нет алхимии.
Без них и эта химическая модернизация тоже неверна. Живой источник — пересохший исток.

Алхимический текст как источник по истории химических знаний при таком вот способе вычитывания в нем этих знаний оказывается ограниченным, хотя все-таки свидетельствует о химии, правда о какой-то иной, неведомой нынешним временам.

Итак,
второе приближение к алхимии.
КАК ЖЕ ОПРЕДЕЛЯЛИ алхимию те, кто был к ней причастен?

Не замыкая столь почтенный род занятий рамками злато- и среброделия, Бэкон множит число объектов алхимии — это наука о том, как возникли вещи из элементов, и о всех неодушевленных вещах: об элементах и жидкостях, как простых, так равно и сложных, об обыкновенных и драгоценных камнях, о мраморе, о золоте и прочих металлах; о видах серы, солях и чернилах; о киновари, сурике и других красках; о маслах и горючих смолах, находимых в горах, и о бессчётных вещах, о коих ни словечка не сказано в Аристотелевых творениях (с.33).

Мир алхимиков — едва ли не вся природа.
Металлургия и минералогия, петрография и ювелирное дело, изучение естественных смол и соков, техника крашения — материаловедение почти в современном объеме термина, а также бессчетные иные вещи, не снившиеся и всеведущему Аристотелю.

Порча, болезнь, которую нужно лечить. Алхимическое искусство сближено с искусством врачевания. Неспроста синоним философского камня — медикамент.
Но главное — золото. Дионисий Захарий считает алхимию частью естественной философии, ибо она указывает способ усовершенствовать металлы, подражая насколько возможно природе (ТС, 1, с.710 и cл.)

Последующие определения алхимии подчеркивают практическое её назначение.

Чередования искусство — наука, наука — искусство едва ли случайны.
Artiste — химик; artifex — искусник, ремесленник; но artisan — художник (и тоже ремесленник).
Алхимия — ремесло, доведенное до искусства. Но и наука, открытая детям истины.

Самоопределения алхимии, которые вы только что слышали, освящают эту деятельность, придавая ей практическую значимость. Но и в этих немногих дидактических определениях явственно слышны космические притязания всесильных адептов.

КАК ЖЕ ОТНОСИЛИСЬ к алхимии современники, сами не являющиеся её служителями?

Упрёк сводится лишь к одному: всякий, идущий по пути алхимиков, утрачивает христианские добродетели. И только за это алхимия достойна осуждения. Но. целомудренная блудница.
Этот оксюморон подчеркивает двойственный характер алхимии: целомудренный блуд. Игра слов?
Не только. Отступление от общепринятого целомудрия обнажает общепринятый, хотя и тайный, блуд.

Оппозиция к официальному средневековью, облаченная, однако, в декольтированные одежды этого же средневековья. Многозначительная оговорка.
Проговорка.

НАИКОМПЕТЕНТНЕЙШИЙ в тогдашнем природоведении Абу-Али ибн Сина — Авиценна (X—XI в.):

Теоретическая посылка: алхимиков, согласно Авиценне, ложна. Удел адептов — только подделки.
Вопрос в том (не для Авиценны, для нас), действительно ли адепт в собственном представлении имитатор, действительно ли, наконец, идея превращения металлов — последняя цель Великого деяния..

"Алхимическая теория ложна. А цель — мирская, житейская: золото, на худой конец серебро".
Это понимают отрицатели.
Это их главный козырь, вышвыривающий алхимию за пределы натуральной философии..
Как будто только природа — да и то лишь природа металлов — интересует адепта герметического искусства! Такое неприятие оборачивалось прямым преследованием, оканчивающимся позолоченной сусальным золотом виселицей либо костром инквизиции. Аутодафе санкционировалось папскими и королевскими указами (не столь уже, впрочем, частыми и неукоснительными).

Инквизитор Эймерик (1396 г.), как о том свидетельствует Л. Торндайк, сообщает:
папа Иоанн XXII прежде, чем обнародовать буллу, собрал алхимиков и природознатцев, дабы выведать у них, основывается ли алхимия на природе.

Алхимики (точнее, фальшивомонетчики) — подрыватели экономических устоев, а не устоев веры.

Джон Дастин (XIV в.) написал папе письмо, доказывая истинность и пользу алхимического искусства (Josten, 1949, IV, 1—2). Эта история — еще один штрих, свидетельствующий двойственный характер алхимии, её официально-неофициальный статус в интеллектуальной жизни средневекового общества. (Полемику вокруг папской буллы, связанную, в частности, с письмом Дастина, обстоятельно исследовал Д.Э. Харитонович, переведший и прокомментировавший это письмо).

Карл V французский (1380 г.) строжайше запрещает алхимические штудии.
То же делает и Генрих IV английский в начале XV столетия.

Внеофициальный характер алхимии очевиден.

Как же относится к адептам мастер-ремесленник?

Алхимика считают заведомо заземленным на эмпирию, ибо именно со стороны эмпирии исходит критика Агриколы. Алхимия — на задворках, но не по причине инакости, а по причине неудачливости этого псевдоремесла и этой псевдотеории.

Сходных взглядов придерживается и Бернар Палисси (XVI в.) — гениальный гончар, два десятка лет бедственной и подвижнической жизни положивший на слепой, но в конце концов увенчанный счастьем успеха поиск тайны глазури.

Хулители алхимического искусства — современники алхимиков.
Однако сам характер этой хулы таков, что алхимик всё-таки свой, средневековый; но только обманщик и шарлатан. Infant terrible, но дитя законное, с законной средневековой родословной.
Достойное осуждения, но и жалости; хулы но и. похвалы — в случае удачи, которой нет и, вероятно, не будет.
Алхимия свидетельствует о средневековье, хотя и вводит в обман честной народ.
И потому заслуживает хулы, но не изгнания; запрета, но до поры; снисходительного повешения.

Между тем хулители—люди разных профессий.
Знатоки мира божьих творений, но и ремесленники. И это существенно.
Не коренится ли тождество критики алхимии со стороны её современников в самой природе алхимии?
Не говорит ли это об особом, генетически определенном месте, которое занимала алхимия в культуре, располагаясь между техническим ремеслом и натурфилософствованием?

Критика алхимии продолжалась и в иные, послесредневековые времена.
(. )
[ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ]

[3] Обратите внимание: этимология в кавычках.
Это псевдоэтимология, далекая от дистиллированно правильного словарного толкования.
Это то, как понимают сами алхимики имя собственной деятельности. Однако все эти толкования выводятся, как мы сейчас с вами увидим, из самых различных творческих сфер, помогая раскрыть многогранность самосознания алхимии.
Пусть говорят сами деятели культуры — сталкиваются самооценки с оценками адептов и хулителей, предшественников и наследников по пути естественно развивающегося определения исследуемого предмета.

[4] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 12, с. 731—732.

[5] Дигерирование — нагревание твердого тела с жидкостью без доведения её до кипения.

[6] Киммерияне, по верованиям греков,—
народ из страны вечного мрака на краю Океана, у входа в подземное царство.
Гомер: Скоро пришли мы к глубоко текущим водам Океана:
там киммериян печальная область, покрытая вечно
влажным туманом и мглой облаков.
Ночь безотрадная там искони окружает живущих.

Речь в рецепте идет о чёрном налёте на стенках реторты, появившемся вследствие разложения органических веществ при сильном нагревании.

[7] Уточненной расшифровкой этого рецепта я обязан профессору С.А. Погодину.

[8] Аурипигмент — природный сульфид мышьяка Аs2S3 золотисто-желтого цвета.
Сурьмяная киноварь — оранжево-красный сульфид сурьмы Sb2S5.
Колькотар — красно-коричневый порошок окиси железа Fе2O3, получаемый прокаливанием на воздухежелезного купороса.

Что такое алхимия? История алхимии

Кто занимался алхимией?

Алхимия как элемент культуры

Алхимии и наука

Подводя промежуточный итог, можно сказать, что влияние алхимии сколь оспариваемо, столь и существенно. Алхимики смогли разработать лабораторное оборудование, методику экспериментов, значительно продвинулись в изучении веществ и элементов, металлов в частности. Было разработано множество теорий, полезность которых несомненна, именно адепты алхимии создали эмпирический подход в изучении. Алхимия явилась необходимым этапом при переходе от натурфилософии к естествознанию в современном виде, кроме того, как уже неоднократно говорилось, алхимия – родоначальница химической науки.

На следующем этапе (XII-XIII вв.) алхимия вступает в тесное взаимодействие с культурой средневековой Европы. Работа идёт как в области практической химии, так и в размышлениях в области натурфилософии. Представления этого

К началу XVIII века алхимия пропадет из поля зрения и её изучение ведется скорее в рамках составления истории химии.

Изучив достаточно обширный круг данных об алхимии как науке, о её влиянии на науку, следует сказать, что, невзирая на оккультный ареол, множественную критику, искусство искателей философского камня жило очень долго. И не только жило, но и всеми правдами и неправдами, не без достаточно критичных заблуждений, давало практические результаты. Какие-то из достижений алхимии оспариваются, в то время как другие сомнений не вызывают. Ясно одно, завеса тайны и древность не помешала алхимии занять свою нишу в химии, философии, а значит посредством науки в культуре в общем. А также распространить своё влияние не только на несколько знаковых веков в развитии человечества, но и на XXI век.

Алхимия – явление обширное и загадочное, что делает проблематичным охват всего пласта алхимический знаний. Деятели творчества не могли не обратить внимания на этот кладезь символов и образов. Об этом в следующем параграфе.

Алхимия и искусство

Основная проблема этой темы, вопрос о соотношении христианства, как официальной религии и алхимии. Алхимия становится своеобразным предшественником современной науки и рассматривается как сфера накопления знаний, по отношению к химическим наукам. Историки предприняли попытки расшифровать химические формулы и обнаружили, что замысловатые рецепты связаны чаще всего с солями свинца, и что они довольно просты. Отсюда можно вывести поверхностную цель алхимии, получение благородных металлов из неблагородных. Они хотели на основе свинца получить золото и серебро, эту цель они так и не смогли воплотить в реальность.

Алхимия зародилась ещё в античности, и пережила эпоху возрождения, то есть её время существования оказалось очень длительным, около 2000 лет. Если исходить из того, что они хотели получить лишь драгоценные металлы, то получается, что две тысячи лет они попросту "страдали фигней". Их постигали частые неудачи, случайные открытия, которые оказывались востребованы только наукой нового времени, и это было слабым утешением. Почему же алхимия тогда просуществовала так долго, и почему её на протяжении двух тысяч лет постигали неудачи? Их деятельность носила нематериальный характер, результат же всегда оценивается с реальной, материальной стороны, всё указывает на то, что она просто не имела права так долго существовать. Но факт есть факт, следовательно было ещё что-то, что позволило преодолевать все неудачи, значит у алхимии несколько иной смысл, несколько иная цель. Попробуем найти этот смысл, и эту цель.

Там где алхимия работала с природными материалами, там она сильно напоминала магию. Но магия была неприемлема с точки зрения христианства, она рассматривалась как серьёзный противник. Так каким же образом христианская церковь терпела это явление столько времени, даже при этом позволяла своим деятелем увлекаться алхимией, когда могла с лёгкостью с нею разделаться, в виду её полной бесполезности. Следовательно, отношения между церковью и алхимией были куда сложнее. Чтобы понять алхимию надо отказаться от понимания её как стремления получить золото и серебро, это понимание алхимии - современный предрассудок. Основной целью алхимии, истинной целью, было получение философского камня. Само это словосочетание противоречиво, совмещение материального и нематериального, попытка соединить не соединимое. Желание получить такого рода продукт, который выступил бы универсальным инструментом, для осуществления любых химических превращений. Эта цель позволяет отнести алхимию к своего рода герметическому знанию, которое берёт свои начала ещё от эпохи античности, это такого рода науки как: алхимия, магия, мистика, астрономия. Герметическое знание оказывается тайным знанием, и главная тайна заключается в том, что всё в мире взаимосвязано, "всё может быть всем". Возможно превращение любой вещи, в любую другую, но для этого необходимо понять процесс, и философский камень, является тем предметом, который и позволит понять этот процесс, это главная цель античности. Получение золота и серебра было необходимо лишь как яркое доказательство, того, что алхимики постигли тайну создания философского камня, то есть эти металлы выполняли лишь роль свидетельства.

Алхимики использовали множество материалов, создавали яды, лекарства, красители, множество инструментов. Происхождение слово алхимия до сих пор не известно. Ал - влияние арабского языка, здесь мнение практически не расходятся. Химия - некоторые утверждают, что это греческое слово "хьюмос" - почва, другие, что китайское слово "ким" - золото, и множество других совершенно противоположных взглядов, ясности в этом вопросе нет. После попытки расшифровать рецепты алхимиков выяснилось, что они работали с обычными материалами. Как только рецепты были преобразованы в привычные химические формулы, все таинственность улетучилась. Здесь будет уместно привести пример с дамасской сталью, на последней стадии, раскалённый до красна клинок, для охлаждения, должен пронзить тело молодого чёрного раба. Когда наши современники решили, что для этого просто необходима температура 36,6, и воспроизвели её в лабораторных условиях, то ничего не получилось, то есть момент таинственности устранить не удалось. Также и с алхимией, вроде когда формулы расшифровываются всё довольно просто, но на самом деле всё куда серьёзнее.

Что же такое философский камень? Сознание средневекового человека носило символический характер, все вещи и события воспринимались как знак чего-то большего. Философский камень, это тоже определённый знак, рассматривать философский камень как простую вещь нельзя, это символ божественного могущества. Значит его получение, это определённый религиозный процесс, восхождение к богу, постижение высшей мудрости. Получение философского камня, есть свидетельство божественного покровительства, получается, что преобразование металла в золото и серебро, было выполнимо лишь с помощью бога. Алхимия вследствие этого приобретает религиозный характер. Также как и иконопись, она не может подвергаться критике, поскольку это была изначально невыполнимая задача, отсутствие результата лишь подчёркивало важность цели.

Религиозное мировоззрение придерживалось позиций на получение высшего знания. Это позволяет выделить алхимию, как особый компонент античной культуры. Алхимия, это попытка соединить то, что постигается лишь умозрительно, и то, что можно пощупать. Секрет философского камня в соединении философии и камня. Этот факт попытки соединить материальное и нематериальное, очень важен для возникновения современной науки. Соединение экспериментальной деятельности с одной стороны и отвлечённой мыслительной деятельности с другой. На протяжении длительного времени эти явления существовали полностью обособленно, даже на протяжении средневековья. И только алхимия была исключением, современная наука есть продолжение алхимии.

Алхимическая мудрость была не для всех, это было закрытое сообщество, это значит, что приобщение к алхимии определялось особым ритуалом, контактом учителя и ученика, личностным контактом, особой атмосферой. Учебника по алхимии не было, слово не могло выразить это явление.

Действие в алхимических рецептах было сформулировано в повелительном наклонении, своя инициатива не допускалась. Алхимическая процедура это процедура, которая предполагала буквальное повторение действий учителя. Вопросы типа: "А почему так? А нельзя ли по-другому?", не допускались, правила должны были безукоризненно исполняться. Это было связано с тем, что после нашествия варваров осталось мало искусных ремесленников, и когда у них учились, не было времени на вопросы.

Слова в рамках рецепта можно разделить на 2-е группы, первая группа, это термины, которыми оперирует современная химия, вторая группа, это слова непонятные современному человеку, которые характеризируют продукты деятельности. Это продукты, это не просто химические вещества, это нечто большее, текст рецепта благодаря второй группе слов приобретает художественный характер. Это не чистое ремесло, и не чистое искусство, это сложный конгломерат разных составов, находящихся к друг другу в режиме своеобразного диалога, возможного лишь при объединительном начале, им выступает мировоззренческий фактор. Своего расцвета алхимия достигла в эпоху возрождения, это означает, что алхимия содержала в себе мощный культурный потенциал, который мог реализоваться в одну из эпох. И средневековую культуру, при всей её жёсткости, нельзя сводить лишь к религиозной составляющей. Это значит что достижение средневековой культуры, не замкнуты лишь на ней самой, они могут быть использованы, и используются другими культурами, современной культурой.

Символ золота имел цифровой аналог, это цифра 7. Она разлагает самым своеобразными способами, один из них это 4+3. Четвёрка это: 4-ре стороны света, каноническое евангелие, наследие античности. Три это: божественно тройственность, иногда оно может переходить в чётверку, либо благодаря деве Марии, либо фигуре дьявола. Три базовые цифры - 7, 4, 3. Происходит встреча античного наследия и христианского религиозного фактора. Алхимия - это место встречи логики и откровения/озарения. Это позволяет говорить о том, что средневековая культура не отрицает античность, а адаптирует её для своих нужд.

1. Алхимия — лженаука, а главной целью ее наивных адептов было создание золота в целях личного обогащения.

Создание золота для настоящего алхимика самоцелью быть не может — это всего лишь малая часть большого целого, побочный продукт многолетних духовных упражнений, молитв и медитаций, а алхимические операции — своего рода символический язык, позволяющий воссоздать в лаборатории то, что происходило с миром, когда Бог создавал его из хаоса. С помощью ремесленного усердия и аскезы алхимики стремились вернуться в состояние, предшествовавшее грехопадению Адама и Евы, и вновь обрести утраченный Золотой век, то есть, по сути, достичь бессмертия. Звучит амбициозно, но не так уж бессмысленно, если вспомнить, например, на что мы с вами ежедневно тратим немало времени в так называемых социальных сетях.


Ну и, конечно, алхимию не случайно называют именно искусством — в этом легко убедиться, полистав практически любой алхимический трактат:

Разумеется, непосвященному разобраться в таком сложном символическом тексте было практически не под силу: требовался сведущий наставник и годы учения.

2. Алхимия — сугубо европейский феномен, ведь не индийцы и не индейцы же ее придумали.

Отдельно отметим, что в Китае была своя отдельная алхимическая традиция с даосизмом, энергией Ци и т. п. — почитать о ней можно, например, в работах синолога и буддолога Евгения Торчинова, там довольно много интересного.

3. Алхимией занимались только в Средние века: пока вокруг бушевала чума, а инквизиторы жгли ведьм, докторы Фаусты, не знавшие таблицы Менделеева, колдовали в своих мрачных каморках.

О ранней истории алхимии мы коротко сказали выше, однако и после Средневековья она по-прежнему прекрасно себя чувствовала. Знаменитый швейцарский алхимик Парацельс (настоящее его имя было смешное: Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм) — человек эпохи Ренессанса, а в эту эпоху алхимическое искусство расцвело с новой силой, поскольку в культурный оборот было введено огромное множество прежде недоступных европейцам текстов (например, сочинений Платона и Плотина они прежде по сути в глаза не видели). Алхимической символикой и идеями пронизано искусство эпохи барокко (на эту тему можно почитать, например, что-нибудь о барочной эмблематике), и даже Исаак Ньютон (1642–1727) посвятил алхимии около тридцати лет своей жизни (правда, его современники об этом понятия не имели: ни одной соответствующей работы Ньютон так и не опубликовал, а огромный архив его рукописей религиозного и алхимического содержания обнаружили только в тридцатых годах прошлого века), но и он, конечно, был далеко не последним.

4. У истоков алхимии стояли белые гетеросексуальные мужчины — ну а кто еще?

5. Алхимики были маргиналами, колдунами, сатанистами и безбожниками.

Отнюдь. Первый великий западный алхимик, монах Герберт, в 999 году стал папой римским, приняв имя Сильвестра II. Алхимией занимались как крупные церковные сановники, так и представители рядового духовенства, во многих монастырях устраивались лаборатории прямо в кельях. Алхимиками были самый знаменитый мусульманский врач Средневековья Авиценна, знатный итальянец Бернар Тревизан, маркграф Тревизанский, представитель крупной французской буржуазии Жан де ла Фонтен. Или, скажем, легендарный Николя Фламель — он был незнатного происхождения, но отщепенцем его тоже не назовешь.

Более того, алхимию невозможно назвать даже предшественницей более позднего вольнодумства: практиковавшие ее люди отличались крайней набожностью и нередко носили церковный сан — они стремились как можно глубже проникнуть в божественный замысел, а не списать его со счетов.

6. Алхимия — предшественница химии: алхимики занимались ерундой, но заодно проложили дорогу настоящей науке, плоды которой мы сегодня пожинаем, засоряя мировой океан миллионами тонн пластика. Ура.

Современные историки науки убедительно доказывают, что различия между алхимией и химией были настолько радикальными, что говорить о какой-либо преемственности между ними сложно. Это два разных мира: если химия стремится к содержательным результатам, то алхимия доискивалась первопричин и не была квазинаукой, поскольку результаты ее не обрабатывались математически. Алхимическое Великое Деланье, как называли свой труд сами адепты, похоже скорее на священный акт, и его уместнее сравнивать с церковной мессой, чем с работой в современной химической лаборатории. По сути, речь идет о двух совершенно несовместимых взглядах на мир. Впрочем, это не отменяет того факта, что именно алхимики мимоходом открыли кучу важных веществ — мышьяк, соляную кислоту, сурьму и т. д.


7. Лаборатория алхимика представляла собой безумное нагромождение всевозможных сообщающихся сосудов, инструментов, зеркал, реагентов, гримуаров и сушеных лягушачьих лапок.

Специалист по средневековой алхимии Серж Ютен пишет: «Лаборатории встречались повсюду: как в замках и дворцах, так и в домах простых горожан и даже жалких хижинах, в церковных приходах и монастырях, в городе и деревне.

8. Со времен победного шествия прогресса алхимией интересуются разве что фрики или изготовители худших образчиков масскульта вроде дешевого фэнтези.

9. Трансмутация, то есть превращение свинца в золото, невозможна. Вы что, физику не учили в школе?

10. Алхимия осталась в прошлом, в наше время алхимиков не бывает.

Еще как бывают — хотя и специфические. Известный поэт и переводчик Евгений Головин не только писал стихи про эсэсовцев и встречался с кикиморой, но и считал себя алхимиком в полном смысле этого слова, хотя и не закупался, насколько нам известно, реагентами, пробирками и спиртовками. Зато он неоднократно выступал с лекциями на разные алхимические темы: понять из них что-либо практически невозможно, но смотреть их, слушать и читать все равно очень интересно.

Правила жизни простого средневекового алхимика (из трактата De alchimia святого Альберта Великого, XIII век)

«Алхимик должен обитать вдали от людей, в собственном доме, в котором должны быть две или три комнаты, предназначенные исключительно для занятий сублимацией, растворением и дистилляцией.

Алхимик должен быть молчаливым и скромным. Он не должен никому открывать результаты своих операций. Он должен жить в уединении, вдали от людей.

Он должен выбирать для своих операций подходящее время — иначе говоря, ему следует удостовериться, благоприятно ли расположение звезд на небе.

Он должен быть терпеливым и упорным.

Он должен действовать сообразно правилам: растирание, сублимация, фиксация, кальцинация, растворение, дистилляция и коагуляция.

Он должен использовать в своей работе только сосуды из стекла и керамики, покрытой глазурью.

Он должен быть достаточно богатым, дабы иметь возможность покрывать расходы, связанные с проведением работ.

Читайте также: