Александр 1 план урока

Обновлено: 06.07.2024

2. Мы знаем его семью; обстоятельства прихода его к власти; знаем лиц, которые его окружали; знаем, какую он проводил политику: и внутреннюю, и внешнюю.

В случае возникновения у учащихся трудностей при ответе на вопросы беседы, учитель задает наводящие вопросы.

Таким образом, мы с вами определили и тему урока, и тип урока, и его главную цель.

Достигать поставленную цель мы с вами будем необычным способом – мы с вами поиграем, поиграем в лото.

1. Какой российский император правил в период с 1801 по 1825 г.?

2. Что мы о нем знаем?

3. Что нам необходимо сделать, чтобы все полученные знания сохранились в нашей памяти как можно дольше?

Личностные УУД: развитие готовности к сотрудничеству, формирование потребности в учении.

Познавательные УУД: умение осознанно строить речевые высказывания.

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные УУД: формулировать тему и цель урока с помощью учителя.

3. Проведение игры

Объяснение правил игры

Учитель вытаскивает карточки с вопросами, учащиеся ищут ответы на своем игровом поле, заполняя его этими карточками.

Игра рассчитана на 20-25 минут, после чего учитель проверяет работу у нескольких сильных учеников, которым затем поручает проверку работ своих одноклассников. В ходе проверки выделяется ряд терминов, дат, имен, вызвавших наибольшие затруднения у учеников. С этими терминами необходимо организовать дополнительную работу в конце урока.

Внимательно слушают объяснение правил игры, в случае необходимости задают вопросы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: охарактеризовать внутреннюю политику России в первые годы правления Александра I.

Образовательные:

- Познакомить учащихся с детством и воспитанием царя;

- Создать условия для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с попыткой реализации либеральных преобразований в стране в начале царствования Александра I;

- Обратить внимание на сподвижников императора, которые помогали ему в осуществлении всех начинаний.

Развивающие:

- Развивать универсальные учебные действия: овладение умениями получать и критически осмысливать информацию, анализировать, систематизировать полученные данные, умение работать с источниками; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, проводить сравнение, делать выводы.

Воспитательные:

- Создать условия для осознания и принятия учащимися либеральных ценностей, уважения к историческому прошлому страны.

- Способствовать формированию активной жизненной позиции;

- Развивать умение оценивать других людей и их деятельность через категории гуманности, непредвзятости.

Планируемые образовательные результаты.

Основные термины, понятия:

ЛИБЕРАЛИЗМ - идейное и общественно-политическое течение, возникшее в европейских странах в 17-18 вв. и провозгласившее принцип гражданских, политических, экономических свобод.

САМОДЕРЖАВНАЯ ВЛАСТЬ – неограниченная власть царя.

МАНИФЕСТ- торжественное письменное обращение верховной власти к народу.

РЕФОРМА - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры.-; амнистия; министерство.

НЕГЛА́СНЫЙ КОМИТЕ́Т - неофициальный орган при императоре Александре I из его сподвижников (П. А. Строганов. А. А. Чарторыйский , В. П. Кочубей и Н. Н. Новосильцев), вместе с ним вырабатывавший план необходимых преобразований.

МИНИСТЕРСТВА – ( от латинского ministro – служу, управляю) – форма организации высших органов государственного управления, основанная на принципе единоначалия

ВОЛЬНЫЕ ХЛЕБОПАШЦЫ - бывшие помещичьи крестьяне, освобожденные от крепостной зависимости на основании указа императора Александра I от 20 февраля 1803.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран. Портреты Екатерины II, Павла I, Александра I.

I. Организационный момент;

II. Мотивационно-целевой этап;

III. Работа по теме урока:

1. Личность императора Александра I.

3. Первые преобразования.

V. Подведение итогов урока

VI. Домашнее задание

I. Организационный момент

Приветствие учителя, подготовка к началу урока

II. Мотивационно-целевой этап (10 мин.)

Для того, чтобы преступить к изучению нового материала следует воспроизвести знания, полученные в ходе прошлого урока.

Ученикам раздаются карточки с заданием на актуализацию знаний

В первый год 19 века на российский престол вступил новый император Александр1. Русский народ возлагал на царя огромные надежды.

На сегодняшнем уроке мы попробуем выяснить, удалось ли молодому императору оправдать надежды народа и воплотить в жизнь свои начинания.

(запись в тетрадях)

1777-1825-годы жизни Александра I;

1801—1825 гг. — правление Александра I

Новый император вступил на престол в результате дворцового переворота с 11 на 12 марта 1801 года, итогом которого было убийство заговорщиками-дворянами его отца, императора Павла 1. Каким был новый правитель?

Записывают в тетрадь тему урока

Записывают в тетрадь основные даты

III. Работа по теме урока (25 мин.)

1. Личность императора Александра I

В ходе рассказа учителя ,учащиеся составьте психологический портрет Александра, отметьте сильные и слабые стороны. Результаты оформите в виде таблицы.

На момент вступления на престол Александру было 24 года. Император получил прекрасное образование. Его воспитателем был швейцарец Лагарп, который разделял умеренные республиканские взгляды. Поклонник идей Просвещения, Александр отрицательно относился к крепостному праву. Став императором, он избегал поспешных, непонятных обществу действий. Смерть отца Павла 1 сильно повлияла на сына. События 11 марта 1891 года показали, как шатко его положение, как он зависим от ближайшего окружения. Поэтому характер монарха сильно изменился. И до этого современники говорили о лицемерии, неискренности царя. Но вряд ли эти черты были врожденными. Скорее всего их сформировала ситуация, в которой наследник престола находился с детства. Ведь большую часть времени Александр, отнятый у родителей знаменитой бабкой, Екатериной Великой, проводил в Зимнем дворце. Здесь, в екатерининском окружении, он слышал насмешки над своим отцом. Бывая в Гатчине. В доме родителей, несчастный ребенок слышал, как ругали его бабку, мечтали о воцарении Павла Петровича.

Проверка выполнения задания

Александр 1 говорил, что всем, что у него есть хорошего, он обязан Лагарпу.
Итак, воспитатель Александра Лагарп дал наследнику европейское образование и прививал ему либеральные идеи. Но что же такое либерализм – течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских свобод (выбора веры, свободы слова, собраний, объединений и т. д.) и свободы предпринимательства. (запись в тетрадях).
Идеи либерализма были таковы:
1. Отрицательное отношение к крепостничеству.
2. Введение конституции.
3. Управление на основе законов.
4. Участие выборных учреждений в принятии законов.
5. Предоставление гражданских свобод.
Александр I вступил на престол с ясными намерениями сделать страну счастливой. Как вы это понимаете, и что под этими словами подразумевал молодой император? Какие проблемы должны быть решены Александром, чтобы он мог эту цель реализовать?

Задание: сформулируйте важнейшие проблемы России в виде кластера, анализируя документ на с. 9 и доп. Литературу.
Проверка выполнения задания.

- Исходя из проблем России, с какими целями вступил Александр I на престол?
Цели царствования Александра: - отмена крепостного права; - введение конституции; - ликвидация последствий правления Павла I; - развитие образования в стране
А.С. Пушкин об этом времени говорил так: “Дней Александровых прекрасное начало”.

Сегодня на уроке мы попытаемся дать ответ на поставленный вопрос, проанализировав попытки царя провести преобразования в России.

2.Негласный комитет

В первые годы своего правления император опирается на круг друзей и единомышленников, разделявших его либеральные настроения.

I. Организационный момент. Приветствие

II. Проверка домашнего задания. Выступления учащихся с презентациями:

Слово учителя:

Обобщение по выступлениям, совместно выполняем таблицу на доске:

– Назовите положительные и отрицательные черты развития?

– Как вы думаете от кого зависит дальнейшее развитие страны?

III. Объяснение нового материала

На экране портреты: Александр I, Екатерины II, Павла I.

1. Император Александр I.

Слово учителя: Александр был любимым внуком Екатерины II .Давайте немного окунемся в ту эпоху, в этом нам помогут сами исторические личности: входят учащиеся и показывают сцену наставления бабушки – внуку.

Продолжает рассказ о наследнике престола учитель.
– А какие высказывания о нем вы знаете? Учащиеся читают записанные заранее высказывания об Александре I. (Приложение 3)
– Как вы думаете, почему такие противоречивые взгляды о нем? На этот вопрос мы сможем ответить когда изучим период правления императора.
Если бы вы правили страной в нач. XIX в. то какие мероприятия провели?
Высказываются мнения.

На доске портреты его членов.

3. Начало царствования

На доске записи:

1) Восстановление в полном объеме Жалованной грамоты дворянству.

2) Восстановление Жалованной грамоты городам. Смотрим на экран, и учащиеся вспоминают содержание этих грамот. (Приложения 1, 2)

Меры по крестьянскому вопросу:

3) 1801 г .– право покупки земли получают купцы, мещане, государственные и удельные крестьяне.
– О чем свидетельствует эта мера? (Указ не посягал на основы дворянского землевладения, сохраняя их монопольное право на владение населенными землями. Землю, по указу, можно было получить только без крестьян. Но теперь собственниками земли могли стать купцы, мещане, государственные крестьяне, крестьяне, отпущенные помещиком на волю, все, кроме помещичьих крестьян.)

4) Запрещение публиковать объявления о продаже дворовых.

Работа с документом № 1. Работа в группах.

  • Закон, по которому помещик был обязан кормить своих крестьян в голодные годы.
  • Указ о вольных хлебопашцах. Работа в группах. Ответы на вопросы к документу.

Обобщение учителя

По первому вопросу: Желание помещика, наделение освобождаемых крестьян землей.
По второму вопросу: Освобожденные по указу крестьяне могли перейти, например в сословие государственных крестьян, купцов или составить особое сословие свободных хлебопашцев.
По третьему вопросу: Свободные хлебопашцы должны были платить подушную подать и отбывать рекрутскую повинность.
По четвертому вопросу: Реальные результаты издания указа 1803 г были незначительны: за время царствования Александра I было заключено 160 сделок, по которым выкупилось на волю 47 тыс. душ мужского пола крестьян (менее0,5%). Всего же за время действия указа (до 1885 г.) выкупилось около 1,5%. Причина этого заключалась не только в нежелании многих помещиков предоставить крестьянам свободу даже за выкуп, но и из-за тяжелых финансовых условий выкупа: цена выкупа одной души мужского пола тогда составляла около 400 рублей ассигнациями (100 руб. серебром), т. е. 15–20 годовых оброков.)

Физкультминутка

Взялись за руки, сжали кулачки, подняли, опустили вместе 2 раза, сделали волны, положили на середину стола руки, закрыли глаза, задумались о прекрасном – релаксация

4. Реформы М. М. Сперанского

Вопрос классу: (опережающее задание)

– Какие вы знаете высказывания исторических личностей об этом государственном деятеле? (Приложение 4)
Разработкой проекта реформы органов власти занялся М. М. Сперанский.

  1. Вспомните идеи Просвещения VIII в. Какие из этих идей нашли свое отражение в проекте Сперанского? (Разделение властей на законодательную, судебную, исполнительную; выборность законодательных ветвей власти)
  2. Сравните структуру власти в России до и после реформ Александра I. Назовите ликвидированные и новые учреждения. Изменились ли функции оставшихся учреждений?
  3. Чем министерства отличались от коллегий? (Были ликвидированы коллегии, вместо них появилось 8 министерств. В отличие от коллегий, в которых решения принимались коллегиально (т. е. совместно), министерства управлялись единолично министром, назначаемым императором и лично перед ним ответственным. Для совместного обсуждения дел был образован Комитет министерств.)
  4. Какие положения из проекта Сперанского были претворены в жизнь Александром I, а какие нет? (Появился Государственный Совет, не появилась – Государственная Дума)

5. Закрепление материала

6. Итоги урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для учителей истории, преподающих в 8 классе, при изучении новой темы. В ходе урока изучаются основные направления внутренней политики Александра I в 1815-1825 гг., выясняются причины отказа от курса реформ, анализируются основные положения проекта Н.Н.Новосильцева. Урок направлен на развитиенавыков аналитической работы с историческими документами, текстом учебника; навыков систематизации материала с помощью таблиц. В ходе урока активизируются имеющиеся знания учащихся, происходит сопоставление событий, ведётся словарная работа. К разработке урока прилагается презентация.

Тема урока: ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА I в 1815-1825 гг.

изучить основные направления внутренней политики Александра I в 1815-1825 гг.

выяснить причины отказа от реформ

проанализировать основные положения проекта Н.Н.Новосильцева

развивать навыки аналитической работы с историческими документами, текстом учебника; навыки систематизации материала с помощью таблиц

учить определять и объяснять понятия

Оборудование: карта Российской империи в первой половине XIX в., проектор и компьютер

Актуализация знаний.

Под влиянием каких идей воспитывался Александр? (самодержавность и консерватизм отца и бабушки; либерализм взглядов Ф.С.Лагарпа)

Каково было главное назначение Негласного комитета, кто входил в его состав? (Негласный комитет – это круг близких к царю людей, подготовивших проекты реформ в России – амнистия 12 тыс. пострадавших при Павле, открытие границ, разрешение на ввоз иностранной литературы и т.д. Состав: граф П.А.Строганов, Н.Н.Новосильцев, князь А.А.Чарторыйский, граф В.П.Кочубей)

Какие изменения в системе управления произошли в начале царствования Александра I? (1802 г. - Сенат превращён в высший судебный орган, орган контроля за деятельностью местных властей; вместо петровских коллегий созданы 8 министерств; учреждён Комитет министров для обсуждения вопросов управления страной; 1810 г. – создан Государственный совет – законосовещательный орган при царе – по проекту М.М.Сперанского)

Каким образом решался крестьянский вопрос? (1803 г. – указ о вольных хлебопашцах, 1804 г. – определение размеров крестьянских повинностей в Прибалтике)

Составить предложения со словами барщина, самодержавие, реформа, конституция, манифест.

ПЕРЕМЕНЫ ВО ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКЕ

Сегодня мы ответим на вопросы:

Вопрос: Продолжил Александр I взятый с Негласным комитетом курс или нет? Если нет – что повлияло на смену курса? (вопрос записан на доске), (запись числа и темы урока в тетрадях).

Отечественная война оказала огромное влияние и на международное положение России, укрепив его, и на внутриполитическое развитие, настроения в обществе. Подробнее об этом вы узнаете, выполнив задание (слайд 2). Учитель выслушивает ответы, постепенно выводя их на экран по щелчку (слайд 3). Записать в тетрадь:

Настроения в российском обществе после войны 1812 года:

Либеральные (на введение конституции, отмену крепостного права)

Консервативные (опасность, ненужность реформ для России, победившей Наполеона, тем самым доказавшей превосходство своего политического строя)

Подведём итог: после войны были сильны и реформаторские и антиреформаторские настроения. Причём последние определили тайность, секретность, негласность разработки проектов дальнейших реформ.

Вопрос: Какие проблемы требовали обязательного разрешения? (политическая реформа, изменение формы правления: крестьянский вопрос, отмена крепостного права).

КОНСТИТУЦИЯ ЦАРСТВА ПОЛЬСКОГО

Вопрос: Как Царство Польское оказалось в составе Российской империи? (по решению Венского конгресса 1814-1815 гг. после разгрома Наполеона).

15 ноября 1815 года император Александр Благословенный даровал Конституцию Царству Польскому. Для этого он приехал в Варшаву, облачился в польский мундир и с лентой польского ордена Белого Орла. Польское дворянство с восторгом встречало российского иператора.

Выполните задание – работа с документом (слайд 5). В чём состояло принципиальное отличие политической системы Царства Польского от российской политической системы?

Учащиеся отвечают (появление конституции, действующий двухпалатный сейм, выборы, свобода печати, неприкосновенность личности – всё это шло вразрез с российской политической системой).

Учитель усложняет задание:

А как же основная часть Российской империи?

ПРОЕКТ КОНСТИТУЦИИ Н.Н.НОВОСИЛЬЦЕВА

Вопрос: Можно ли говорить, что с появлением по проекту Новосильцева в России двухпалатного парламента уничтожалось самодержавие? (Отчасти. Самодержавие как неограниченная абсолютная власть всё же уже ограничивалось парламентом, без которого царь не мог утверждать законы. В то же время лишь царь обладал правом законодательной инициативы и мог не предлагать для обсуждения не устраивавший его закон).

ПРИЧИНЫ ОТКАЗА ОТ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФОРМ

Вопрос: Вспомните судьбу Сперанского и его реформ (из всего проекта реализовано только создание законосовещательного Государственного совета в 1810 г. (Сам Сперанский под давлением высшего света в марте 1812 года отправлен в отставку и выслан сначала в Нижний Новгород, затем в Пермь).

Проект Новосильцева также не был утверждён. Во время разработки проекта произошли революции в Италии и Испании, которые встревожили Александра I. После некоторого колебания царь отложил принятие Конституции на неопределённое время. Да и в целом реформаторское направление в его деятельности в начале 20-х годов было свёрнуто. Причины разные. Вопрос: Попробуйте предположить, какие? (скорее всего дети скажут, что противостояние в высших кругах, в среде дворянства реформам пугало Александра I, помнившего о судьбе отца).

Записать в тетрадь:

Причины сворачивания реформ в конце правления Александра I:

Нарастание революционного движения в Европе;

Убеждённость Александра, что крестьянство не готово к свободе; (слайд 8);

Личная трагедия Александра I, потерявшего дочерей и сестру; (слайд 9);

Усиление религиозности и мистицизма в мировоззрении императора (слайд 9).

Как видите, столько планов, оставшихся нереализованными, столько противоречий во внутриполитическом курсе. Думаю, вам придётся призадуматься, давая оценку императору как политику и его внутренней политике, отвечая на вопрос №6 после параграфа.

Вопросы и задания для закрепления:

(Из начала урока. Этот вопрос записан на доске) Продолжил ли Александр I взятый с Негласным комитетом курс?

Какие периоды в правлении Александра I можно выделить? Как менялась в целом его политика?

Кем были разработаны проекты политических реформ в правление Александра I?

Как на ваш взгляд связаны отмена крепостного права и введение Конституции?

Почему Александру 1 не удалось претворить в жизнь то, о чём он мечтал в молодости?

Словарная работа: сейм, ценз, уставная грамота, законодательная инициатива (слайды 10-13).

Подведение итогов урока, домашнее задание (слайд 14).

Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.

Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.

Задание ( §6, п.1, стр.39-40) Прочтите текст учебника и ответьте на вопросы:

Задание ( §6, п.1, стр.39-40)

Прочтите текст учебника и ответьте на вопросы:

Настроения в российском обществе после войны 1812 года

  • Либеральные (на введение конституции, отмену крепостного права) Консервативные (опасность, ненужность реформ для России, победившей Наполеона, тем самым доказавшей превосходство своего политического строя)
  • Либеральные (на введение конституции, отмену крепостного права)
  • Консервативные (опасность, ненужность реформ для России, победившей Наполеона, тем самым доказавшей превосходство своего политического строя)

Император в польском мундире

В чём состояло принципиальное отличие политической системы Царства Польского от российской политической системы?

Польская конституция 1815 г.

Уставная грамота Российской империи (проект конституции) Прогрессивные черты Консервативные черты Провозглашение суверенитета императорской власти, а не народа Создание двухпалатного парламента, без одобрения которого царь не мог издать закон Право внесения законопроектов принадлежит царю, как и исполнительная власть Предоставление гражданам свободы слова, вероисповедания, неприкосновенность личности, равенство перед законом Учебник: ( §6, п.3) Рабочая тетрадь: стр.22, задание 6 Не решался вопрос отмены крепостного права

Уставная грамота Российской империи (проект конституции)

Провозглашение суверенитета императорской власти, а не народа

Создание двухпалатного парламента, без одобрения которого царь не мог издать закон

Право внесения законопроектов принадлежит царю, как и исполнительная власть

Предоставление гражданам свободы слова, вероисповедания, неприкосновенность личности, равенство перед законом

Учебник: ( §6, п.3) Рабочая тетрадь: стр.22, задание 6

Не решался вопрос отмены крепостного права

Причины сворачивания реформаторского курса АКТИВНОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ БОЛЬШЕЙ ЧАСТИ ДВОРЯН Гренадер, прапорщик и унтер-офицер лейб-гвардии Семеновского полка Россия, 1813:

Причины сворачивания реформаторского курса АКТИВНОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ БОЛЬШЕЙ ЧАСТИ ДВОРЯН

Гренадер, прапорщик и унтер-офицер лейб-гвардии Семеновского полка Россия, 1813:

Причины сворачивания реформаторского курса УБЕЖДЁННОСТЬ АЛЕКСАНДРА, ЧТО КРЕСТЬЯНСТВО НЕ ГОТОВО К СВОБОДЕ

Причины сворачивания реформаторского курса УБЕЖДЁННОСТЬ АЛЕКСАНДРА, ЧТО КРЕСТЬЯНСТВО НЕ ГОТОВО К СВОБОДЕ

Причины сворачивания реформаторского курса ЛИЧНАЯ ТРАГЕДИЯ АЛЕКСАНДРА I, ПОТЕРЯВШЕГО ДОЧЕРЕЙ И СЕСТРУ; УСИЛЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОСТИ И МИСТИЦИЗМА Екатерина – умная, волевая женщина – дружила с братом Александром I, и он прислушивался к ее советам. В 1819 г. 32-летняя красивая женщина внезапно заболела рожистым воспалением и быстро умерла. Наводнение 1824 года в Петербурге Александр I воспринял как недобрый знак

Причины сворачивания реформаторского курса ЛИЧНАЯ ТРАГЕДИЯ АЛЕКСАНДРА I, ПОТЕРЯВШЕГО ДОЧЕРЕЙ И СЕСТРУ; УСИЛЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОСТИ И МИСТИЦИЗМА

Екатерина – умная, волевая женщина – дружила с братом Александром I, и он прислушивался к ее советам. В 1819 г. 32-летняя красивая женщина внезапно заболела рожистым воспалением и быстро умерла.

Наводнение 1824 года в Петербурге Александр I воспринял как недобрый знак

ОБЪЯСНИТЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ Сейм Законодательный орган власти в ряде стран. В начале XIX в. депутаты в сейм избирались от сословий на основе ценза. Сейм являлся законодательным органом Царства Польского, согласно конституции, дарованной Александром I в 1815 году. Польский сейм в наше время

ОБЪЯСНИТЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ

Законодательный орган власти в ряде стран. В начале XIX в. депутаты в сейм избирались от сословий на основе ценза.

Сейм являлся законодательным органом Царства Польского, согласно конституции, дарованной Александром I в 1815 году.

Польский сейм в наше время

ОБЪЯСНИТЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ Ценз Условие, ограничивающее участие человека в осуществлении тех или иных прав, например в выборах. Так, избирательный ценз по Конституции Царства Польского определялся уплатой прямого налога не менее 100 злотых.

ОБЪЯСНИТЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ

Условие, ограничивающее участие человека в осуществлении тех или иных прав, например в выборах. Так, избирательный ценз по Конституции Царства Польского определялся уплатой прямого налога не менее 100 злотых.

ОБЪЯСНИТЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ Уставная грамота Название проекта Конституции Российской империи, составленного Николаем Николаевичем Новосильцевым.

ОБЪЯСНИТЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ

Уставная грамота

Название проекта Конституции Российской империи, составленного Николаем Николаевичем Новосильцевым.

ОБЪЯСНИТЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ Законодательная инициатива Это право внесения компетентными лицами и учреждениями на рассмотрение законодательного органа законопроекта или предложения о принятии нового закона, об изменении или отмене действующего закона Император Александр I. По проекту Новосильцева право законодательной инициативы принадлежало императору

ОБЪЯСНИТЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ

Законодательная инициатива

Это право внесения компетентными лицами и учреждениями на рассмотрение законодательного органа законопроекта или предложения о принятии нового закона, об изменении или отмене действующего закона

Император Александр I. По проекту Новосильцева право законодательной инициативы принадлежало императору

Читайте также: