Активные методы обучения как эффективное средство реализации фгос ноо в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, когда главной целью становится развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД).

“Выпускник знающий” перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на “Выпускника умеющего, творческого”, имеющего ценностные ориентации.

Работая в начальной школе, мне пришлось столкнуться с такими проблемами как:

  • низкая учебная мотивация
  • неспособность перенести знания и умения с одного учебного предмета на другой;
  • отсутствие навыков работы в команде, группе, паре.

Озвученные мной проблемы нашли отражение в новых образовательных стандартах, которые наряду с предметными результатами подчеркивают актуальность и значимость метапредметных и личностных результатов, ставят перед учителем задачу овладения приемами формирования коммуникативных универсальных учебных действий, а именно:

  • умение при работе в группе распределить роли, согласовать усилия по достижению общей цели;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • осуществлять действия, направленные на учет позиции партнера по деятельности.

И для решения этих проблем, получения выпускника с нужными сформированными компетенциями, нужны такие методы обучения, применение которых будет эффективным в условиях данного образовательного учреждения, обеспечит сформированность УУД учащихся и даст положительные результаты.

Идеи активизации обучения высказывались учеными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления ее в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Каменского, А. Дистервега, К.Д.Ушинского и других. Из числа отечественных ученых к проблеме активности в разное время обращались: Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л. М. Лопатин, С.Л.Рубинштейн, К.Д.Ушинский. В.А.Сухомлинский (1918–1970) призывал специальными мерами и приемами поддерживать желание учеников быть первооткрывателями.

В научной литературе проблеме активных методов обучения посвящено немало исследований в области психологии и педагогики. Так активные методы лежат в реализации целей проблемного и развивающего обучения. Психологические основы для разработки целостной концепции развивающего обучения были заложены еще в 1930-е годы в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова. Систематические основы активных методов обучения начинают широко разрабатываться во второй половине 1960 и в начале 1970-х годов в исследованиях психологов и педагогов.

Решение проблемы активизации учебной деятельности лежит в основе всех современных педагогических теорий и технологий. При этом все они в качестве средств достижения поставленных целей используют те или иные инструменты из числа методов активного обучения.

Ответы на свои вопросы, а именно, КАКИЕ приемы помогут мне построить урок так, чтобы организовать эффективную учебную деятельность, КАК научить ребят работать в команде, я получила во время участия в методических семинарах, изучая литературу по теме, а так же при использовании активных методов обучения.

Я придерживаюсь следующего определения АМО, который дает Абрек Маркович Смолкин: Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и обучающиеся.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Отличительные особенности активного обучения:

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

Классификация АМО в рамках системно - деятельностного подхода:

  • Активные методы начала образовательного мероприятия.
  • Активные методы выяснения целей, ожиданий и опасений.
  • Активные методы презентации учебного материала.
  • Активные методы релаксации.
  • Активные методы самостоятельной работы над темой.
  • Активные методы подведения итогов образовательного мероприятия.

При выборе активных методов обучения следует руководствоваться рядом критериев, а именно:

  • соответствие целям и задачам, принципам обучения;
  • соответствие содержанию изучаемой темы;
  • соответствие возможностям обучаемых: возрасту, психологическому развитию, уровню образования и воспитания;
  • соответствие условиям и времени, отведенному на обучение;
  • соответствие возможностям учителя: его опыту, желаниям, уровню профессионального мастерства, личностным качествам.

Эффективность АМО определяется тем, что используемые активные приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.

Не меньшее значение имеет повышение интереса и мотивированности учителя, как от использования АМО, дающего простор для творческого поиска и развития потенциала педагога, так и вследствие повышения эффективности и качества его профессиональной деятельности. Освоив существующие активные методы, технологию их применения в образовательном процессе и убедившись в эффективности АМО, педагог может более активно использовать свой творческий потенциал, разрабатывая и внедряя авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями учеников и реальными потребностями местного сообщества.

Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.

Практика показала высокую эффективность внедрения активных методов обучения в учебно-воспитательный процесс, т.к. эти методы стимулируют внутреннюю познавательную мотивацию, способствуют:

а) формированию навыков поисковой и исследовательской деятельности;

б) получению хороших предметных знаний вследствие упорной работы над решением проблемы, многократных обсуждений и защиты своей позиции;

в) повышению активности и самостоятельности учащихся;

г) овладению умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач;

д) осознанию учеником ценностей совместного труда;

е) повышению стремления к рефлексии и коллективному анализу выполненной работы.

Таким образом, применение активных методов обучения позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов, что, несомненно, будет способствовать активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях. В результате учащиеся учатся искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями.

Результативность:

Активные методы обучения обеспечивают реализацию ФГОС в разных аспектах:

  • Формирование положительной учебной – познавательной мотивации (за 2 года уровень высокой мотивации к обучению учащихся повысился на 12:5%, уровень хорошей мотивации повысился на 13 %, уровень низкой мотивации уменьшился)
  • Стимулирование самостоятельной деятельности (Проведенные нами наблюдения за самостоятельной работой детей на уроке, а также анкетирование родителей показали, что только 6 % школьников реально проявляют элементы самостоятельности при выполнении домашней и самостоятельной работы на уроке. Эти ученики правильно понимают цель задания, определяют порядок его выполнения, умеют применять знания в новой ситуации и при затруднениях не спешат обращаться за помощью. Большинство же детей с трудом организуют себя на самостоятельную деятельность стремятся получить готовый ответ, домашнее задание выполняют только в присутствии родителей.)
  • Развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления (наблюдается повышение у обучающихся устойчивости внимания и логики мышления, увеличение объема смысловой и механической памяти)
  • Развитие творческих способностей и нестандартности мышления (увеличилось % участия обучающихся в конкурсах и олимпиадах);
  • Развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося (разработка и реализация мини-проектов);
  • Раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого ученика (обучающиеся занимаются исследовательской деятельностью)
  • Развитие навыков самостоятельного умственного труда
  • Развитие универсальных навыков (учатся взаимодействовать в социуме).

Результативность применения активных методов обучения отражена не только в позитивной динамике предметных, метапредметных достижений обучающихся, в результативном участии обучающихся в творческих предметных конкурсах, научно-практических конференциях, конкурсах проектных и исследовательских работ. По данным мониторинга отмечается снижение ситуативной и личной тревожности, рост познавательной активности, развитие понятийного мышления, логического компонента мыслительной деятельности и др.

Когда ребёнок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой то дело идёт совсем по другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, укреплять, развивать, укреплять познавательный интерес у учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход / А.А. Вербицкий – М.: Высшая школа, 1991. – 205 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

Актуальность: интерес к активным методам обучения вызван острой потребностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это с наименьшим риском, т.е. за счет мастерства педагога, а не перегрузки школьников. Активные методы обучения в процессе педагогического общения привносят в классы нетрадиционные для массовой школы паритетные отношения преподавателя и учащихся, новую философию и ценности образования. Образование сможет выполнить свою роль только тогда, когда получит доступ к сокровенным интересам личности, глубинным сторонам общественного бытия, именно для этого необходимо паритетное (равноправное) общение.

Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование учебной деятельности и развитие познавательных интересов, и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.

Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся.

Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.

Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности обучающихся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.

Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся начальных классов на уроках являются:

Нетрадиционное начало традиционного урока – эмоциональный настрой на урок (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма), выяснения целей, ожиданий, опасений.

Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.

Организации релаксации и подведения итогов.

4. Презентации учебного материала - использование информационных технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.

5. Использование индуктивных и дедуктивных логических схем.

8. Реализация личностно ориентированного и индивидуально — дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.

9. Нетрадиционные виды уроков: лекции, экскурсии, уроки-сказки, уроки-конференции, уроки-исследования, проектная деятельность и др.

10. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).

Остановлюсь на некоторых из них подробнее.

Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группой-соседкой.

Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет мне скорректировать урок на будущее.

Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.

+ Активные методы обучения помогают - развивает мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

- Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому - не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности. А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества.

Автор: Бобкова Ольга Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ №10
Населённый пункт: город Россошь, Воронежской области
Наименование материала: статья
Тема: "Активные методы обучения, используемые при работе с учащимися начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО"
Раздел: начальное образование

«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ

ПРИ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ

учитель начальных классов

Учись для того, чтобы знать не больше, а лучше

Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе

обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем

поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению.

Содержание образования не сильно меняется, существенно изменяется роль учителя, которому

необходимо будет выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний, умений и

навыков, но и как процесс развития личности. Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но

и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно

каждым школьником конкретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в

самостоятельную, критически мыслящую личность. Сегодня важно обеспечить общекультурное,

личностное и познавательное развитие ребенка. Содержание образования обогащается новыми

процессуальными умениями, развитием способностей, оперированием информацией, творческим

решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных

Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и

развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно

организовать усвоение программного материала. Учителю необходимо не только доступно все

рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По

моему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

Актуальность: интерес к активным методам обучения вызван острой потребностью улучшить

современную дидактическую систему и сделать это с наименьшим риском, т.е. за счет мастерства

педагога, а не перегрузки школьников. Активные методы обучения в процессе педагогического общения

привносят в классы нетрадиционные для массовой школы паритетные отношения преподавателя и

учащихся, новую философию и ценности образования. Образование сможет выполнить свою роль

только тогда, когда получит доступ к сокровенным интересам личности, глубинным сторонам

общественного бытия, именно для этого необходимо паритетное (равноправное) общение.

Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и

практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение

предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на

изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное

овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к

практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи:

не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование учебной деятельности и развитие

познавательных интересов, и способностей, творческого мышления, умений и навыков

самостоятельного умственного труда. Познавательная активность означает интеллектуально-

эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению

индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся.

Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно

мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи,

желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний;

критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.

Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие

интеллектуальные способности обучающихся к учению. Как и другие способности, они проявляются и

развиваются в деятельности.

Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся начальных классов на уроках

Нетрадиционное начало традиционного урока – эмоциональный настрой на урок Скажите куда вы

любите ходить больше всего …….

(Фрагмент урока во 2 классе)

Я, как юла, весь день вертелась.

Под вечер кушать захотелось,

А он, как раз, через дорогу…

Я резво понеслась к порогу,

Вот обогнула лимузин,

Там за витриной - … (МАГАЗИН).

А что если вы пришли сегодня не на урок, а в магазин. Приглашаю посетить вас не простой магазин, а

магазин Знаний., А что сегодня в продаже нужно угадать, например, предложить ребус:

На этом этапе происходит выяснения целей, ожиданий, опасений, какая поддержка нужна (что или кто

может помочь достичь цели). Для достижения наибольшей эффективности можно завизуализировать

определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего похода в магазин Знаний,

обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определённое изображение и т.д. После

выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.

Важно в конце занятия вернуться к данной визуализации и выяснить оправдались ли перечисленные

ожидания и опасения от похода в магазин Знаний.

На этапе внедрения и осмысления можно использовать активный метод критического мышления

или иной проблеме и дополнить новыми. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него

Переход начального образования на обучение по Федеральным государственным Стандартам второго поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения.

Работая многие годы в школе, мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему?

Как гласит китайская притча:

Не секрет, что мы запоминаем:

  • 10% того, что мы читаем,
  • 20 % того, что мы слышим,
  • 30 % того, что мы видим,
  • 50% того, что мы видим и слышим,
  • 70% того, что мы говорим,
  • 90% того, что мы говорим и делаем.

Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять, то, что они читают. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%.

На уроках ребенку бывает трудно ответить на вопрос, грамотно, последовательно передать содержание текста, построить предложение, а уж тем более – составить текст на заданную тему. Чем вызваны эти трудности?

  • не развиты представления о смысловой стороне слова;
  • не сформированы умения отбора слов и точность их употребления;
  • не сформированы умения строить предложения, устанавливать смысловые связи, умения раскрыть тему и основную мысль высказывания, озаглавить рассказ;
  • не развита монологическая речь.

Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Так что же такое активные методы обучения? Это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе усвоения учебного материала.

Каковы же отличительные признаки активных методов обучения?

  • принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;
  • достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной мере устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия).

На чем же основываются АМО?

  • практической направленности;
  • игровом действе и творческом характере обучения;
  • интерактивности;
  • разнообразных коммуникациях;
  • использовании знаний и опыта обучающихся;
  • групповой форме организации их работы;
  • вовлечении в процесс всех органов чувств;
  • деятельностном подходе к обучению;
  • движении и рефлексии.

Применять активные методы обучения можно на разных этапах уроков в начальных классах.

Пример АМ начала образовательного мероприятия

Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами, поздороваться локтями и т.д.

Эти методы нужны для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы.

Цель: встреча друг с другом, приветствие, знакомство.

Численность – весь класс.

Время – 10 минут.

Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению.

Проведение: Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:

Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.

Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.

Дети поворачиваются друг к другу, смотрят в глаза, улыбаются. Они должны развернуть ладони друг к другу, но не прикасаться. Затем соединить пальцы со словами: Желаю (большой)

Успеха (указательный)
Большого (средний)
Во всем (мизинец)
Здравствуй (всей ладонью).

АМ выяснение целей, ожиданий и опасений.

Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать следующий метод:

Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода.

Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Дети на яблоках записывают свои ожидания от урока, а опасения на лимонах. Зачитывают вслух свои ответы (по желанию).

АМ организации самостоятельной работы над темой.

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?!

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Группы: 5-7 человек.

Численность: весь класс.

Время: 20-25 мин.

Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.

Проведение: Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).

Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.

АМ подведения итогов занятия.

Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы:

Цель: выяснить и получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).

Численность: все ученики

Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки.

Проведение: Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в кафе и теперь директор кафе просит их ответить на несколько вопросов:

- Я съел бы еще этого…

- Больше всего мне понравилось…

- Я почти переварил…

Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.

Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

Активные методы релаксации

Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5–10 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию.

Цель: повысить уровень энергии в классе.

Численность – весь класс.

Учитель просит обучающихся по его команде изобразить разные состояния – это воздух, земля, огонь и вода.

"Четыре стихии"- это земля, вода, воздух, огонь. Если говорит "земля" - дети приседают на корточки и дотрагиваются руками до пола. Если "вода" - то вытягивают руки вперед и совершают плавательные движения. Если "воздух" - то поднимаются на носочки и поднимают руки вверх, глубоко вдыхают. Если "огонь" - то вращают руками в локтевых и лучезапястных суставах.

Проблемы использования активных методов обучения.

  1. Даже интерактивные методы обучения иногда не способны преодолеть нежелания ученика участвовать в процессе обучения;
  2. Для некоторых учеников активные методы предстают чем-то, что разрушает их привычное представление о процессе обучения, что соответственно создаёт некий внутренний дискомфорт;
  3. Несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе.

Для некоторых учеников работа в команде с использованием активных методов - только способ ничего не делать. Если учитель в должной мере не владеет методиками интерактива, то процесс обучения может превратиться в обычную
анархию.

Читайте также: