Что нужно чтобы стать учителем истории в школе

Обновлено: 07.07.2024

Что нужно знать для преподавания обществознания и истории?

Чтобы стать учителем, необходимо свободно ориентировать в:

  • направлениях приоритетного развития российской системы образования;
  • законодательных и прочих правовых актах, регулирующих образовательную деятельность в РФ;
  • трудовом законодательстве;
  • правах ребенка;
  • психологии, педагогики, физиологии и прочих общетеоретических и общепрофессиональных дисциплинах в объеме, нужном для ведения педагогической деятельности;
  • методике преподавания обществознания и истории, ведения воспитательной работы;
  • образовательных программах по истории и обществознанию;
  • учебниках по предметам;
  • оснащению и возможностям учебных кабинетов, средств обучения, оборудования и т. д.;
  • современных технологиях обучения, воспитания;
  • методиках убеждения и установления контакта с учениками, родителями, педагогами и другими работниками учреждения образования;
  • основах работы с электронными средствами обучения;
  • правилах противопожарной безопасности, охраны труда и т. д.

Обязательно ли получать высшее педагогическое образование для работы учителем истории/обществознания?

В квалификационных характеристиках работников образования говорится, что для работы на должности учителя можно либо получить высшее/среднее профессиональное образование по педагогическому профилю, либо закончить любой вуз/ссуз и пройти дополнительную профессиональную подготовку, соответствующую направлению деятельности специалиста в образовательной организации. Соответственно, при наличии любого среднего профессионального либо высшего образования не обязательно снова поступать в вуз или ссуз – достаточно окончить курсы подготовки учителей обществознания/истории в лицензированном учреждении ДПО.

Какую программу переподготовки выбрать?

Наша Академия реализует два типа программ переподготовки для учителей:

340 часов (3 мес.)

340 часов (3 мес.)

620 часов (5.5 мес.)

Квалификация: Учитель обществознания

620 часов (5.5 мес.)

Квалификация: Учитель истории

Обратите внимание, что каталог программ нашей Академии постоянно обновляется и дополняется. Со всеми реализуемыми курсами переподготовки учителей истории и обществознания можно познакомиться здесь.

Чем дистанционное обучение учителей обществознания и истории отличается от очного и заочного?

Главная особенность дистанционной формы обучения заключается в том, что Слушатели не посещают учебный центр ни в процессе освоения программы, ни для прохождения промежуточной и итоговой аттестации. Учебный процесс организуется на электронном образовательном портале. В личном кабинете на сайте Слушатели:

  • знакомятся с материалами электронной библиотеки: учебниками, периодическими изданиями, методическими пособиями, лекциями и т. д.;
  • участвуют в онлайн-вебинарах или смотрят их в записи;
  • выполняют практические задания, построенные на реальных ситуациях из педагогической практики;
  • обращаются к преподавателям для получения консультаций.

Промежуточная и итоговая аттестация учителей обществознания и истории проводится в формате онлайн-теста.

Дистанционное обучение доступно Слушателям из любых регионов России. Чтобы пройти программу курсов, не нужно брать отпуск или отгулы на работе, отказывать от личных планов. Образовательный портал доступен 24 часа в сутки 7 дней в неделю, а для работы с ним достаточно любого компьютера с интернетом и стандартными офисными программами.

Как поступить на курсы?

Для зачисления на курсы требуется предоставить паспорт, документ о смене фамилии (если есть) и диплом вуза или ссуза. Согласно требованиям ФЗ №273 (статья 76) на курсы профессиональной переподготовки могут поступить только лица с высшим или средним профессиональным образованием.

Выдается ли по окончании курсов диплом учителя обществознания/истории?

Освоение программы переподготовки подтверждается выдачей Слушателям официальных дипломов с указанием названия и объема пройденной программы, присвоенной квалификации (для программ на 640 часов). Такой документ позволяет устроиться учителем в любое общеобразовательное учреждение России, как коммерческое, так и государственное, если соискатель соответствует другим критериям, по которым работодатель ищет сотрудников.

Решили записаться на курсы подготовки учителей к преподаванию обществознания и истории? Свяжитесь с нашими менеджерами по телефону 8 (800) 550-76-27, и они помогут выбрать оптимальную программу, проконсультируют по срокам и порядку обучения.

На первый взгляд, профессия учителя истории может показаться не такой уж и сложной. Но на самом деле это не так. Пожалуй, нет другого такого предмета, который было бы так тяжело преподавать, учитывая то, что история всегда проходит через какие-то идеологические фильтры. В то же время зарплата учителя истории не так уж и высока.

Как стать учителем истории?

Для того, чтобы стать учителем истории, нужно иметь высшее образование, но необязательно профильное. Очень часто учителями истории становятся люди с юридическим и экономическим образованием. В таком случае им просто нужно пройти дополнительные курсы, на которых преподают вопросы образовательных методик, педагогики и даже психологии. При наличии диплома о высшем образовании и сертификата таких курсов, которые часто организуют при центрах повышения квалификации, можно смело идти работать в школу.

Требования к учителю истории

Кроме чисто формальных требований вроде наличия высшего профильного образования, от учителя истории требуются в первую очередь беспристрастность и объективность. Он должен излагать детям факты, а не собственное видение истории и не оценочные суждения, пусть они даже сейчас звучат со всех телевизионных экранов. В то же время эти факты нужно излагать так, чтобы заинтересовать школьников, ведь иначе история превратится просто в набор цифр и дат.


Например, педагог может устраивать дискуссии или задавать ученикам подготовку презентации по той или иной теме, чтобы у них появилось собственное суждение и даже эмоциональная вовлеченность. Но учителю все равно должен быть объективным и оценивать диспуты и презентации независимо от того, насколько они совпадают с его собственным мнением. Этим профессия учителя истории и отличается от преподавания, скажем, математики или физики – там нет настолько неоднозначных тем.

Кроме того, от учителя истории требуется заинтересованность политикой и процессами, происходящими в обществе. Ведь тогда он может сделать ту или иную тему актуальнее, указав на то, как она повлияла на современность.

От учителя истории также требуются такие качества как ответственность и коммуникабельность. Он должен обладать достаточно глубокими познаниями не только в соответствующей его предмету области. Так, учитель истории обязан разбираться в российском законодательстве, регулирующем образовательный процесс, а также в том, что касается прав ребенка. Он должен знать основы психологии и педагогики, владеть классическими образовательными методиками, но в то же время владеть навыками для работы с современными гаджетами.


Должностные обязанности учителя истории

Должностные обязанности такого специалиста мало чем отличаются от обязанностей других преподавателей-предметников. К их числу относится:

  1. Проведение уроков в соответствии с образовательными стандартами (то есть учитель должен руководствоваться утвержденной министерством программой),
  2. Ведение учебной документации в установленном порядке. Это означает, что учитель ведет и обычный бумажный журнал, и этот же журнал в электронном виде,
  3. Участие в экзаменационной комиссии и помощь в проведении ЕГЭ (теоретически такая нагрузка должна оплачиваться отдельно, но на практике обычно учителя выполняют ее как общественную работу),
  4. Участие в педсоветах.

Если учитель истории не берет на себя классное руководство, он все равно должен присутствовать на родительских собраниях, если его туда приглашает классный руководитель.


В соответствии с требованиями законодательства все педагоги должны регулярно проходить курсы повышения квалификации и участвовать в методической работе. Учителей истории это тоже касается.

Как считается зарплата учителя истории?

Заработная плата учителя истории рассчитывается точно так же, как и для других учителей-предметников. Она состоит из нескольких частей:

  • Базовая часть – это оклад и некоторые надбавки. Она рассчитывается с учетом отработанных часов, проверки тетрадей, организации дополнительных кружков. Кроме того, сюда же относятся надбавки за классное руководство, за ученую степень или почетное звание,
  • Стимулирующая часть. Относительно ее величины решение принимают в самой школе – для этого существует управляющий совет, но на самом деле практически все решает директор. Здесь учитываются личные достижения педагога, стаж, победа его учеников на экзаменах, участие в мероприятиях, проводимых Минобразованием.
  • Компенсирующая часть. Обычно ее получают те учителя, что работают с учениками, которые из-за проблем со здоровьем вынуждены перейти на домашнее обучение,
  • Премии. Возможность дополнительного поощрения также принимает школьный управляющий совет.

На практике очень часто все зависит исключительно от финансовых возможностей школы. Из-за экономического кризиса бюджетное финансирование сильно сократилось, поэтому стимулирующие выплаты также снизились. Иногда вся эта часть не превышает 4-6 тысяч рублей, а надбавка за классное руководство составляет только 1500-2000 рублей, хотя времени и сил такая деятельность отнимает много.

Сколько получает учитель истории в России

Средняя зарплата учителя истории в России составляет 22 тысячи рублей. И это с учетом доходов педагогов из частных школ. Больше всего вакансий по этой профессии открыто в Новосибирске и Кирове.


Как учитель может повысить доход?

Единственный легальный способ для учителя повысить свой доход это стать репетитором. За одно занятие, в зависимости от того, происходит дело в провинции или в большом городе, педагог может брать 500-800 рублей. С приближением ЕГЭ доходы увеличиваются за счет того, что растет количество учеников. В среднем, если педагог согласен на дополнительную нагрузку, это занятие может приносить до 10 тысяч рублей в месяц.

В последние годы большое распространение получает онлайн-репетиторство. Оно позволяет получать деньги за занятия, расширив географию – можно обучать школьников из других городов. При этом не тратится время на переезды даже в рамках одного города, что очень удобно.


Еще один способ легального повышения доходов это написание статей для профильных журналов и интернет-ресурсов, выкладывание в сеть своих методических разработок. В Москве такое участие педагогов в электронной школе даже поощряется на городском уровне.

Примеры вакансий



Сколько получают учителя истории на Западе?

В США зарплата учителя истории примерно соответствует зарплате учителя английского языка и литературы – 43-44 тысячи долларов в год. При этом в штате Нью-Йорк или в Калифорнии она может быть выше, где-нибудь в Орегоне – ниже, но в целом она считается относительно небольшой.

Во Франции учителя истории получают порядка 30 тысяч долларов в год, то есть менее 3000 долларов в месяц. Примерно столько же зарабатывают учителя истории в Германии.

По новому профессиональному стандарту учитель, который работает в государственной школе, должен не только знать предмет, но и уметь бороться с буллингом в коллективе, помогать детям с особенностями развития и владеть новыми технологиями. Для учителей русского языка и математики есть даже дополнительные условия. Но всё-таки без профессионального образования на работу в школу не попасть. Если вы уже окончили другой вуз, но мечтаете о работе учителем, у вас есть три варианта, которые занимают от 6 месяцев до 5 лет.

От 6 до 12 месяцев — краткосрочная переподготовка


Вам так не терпится начать работать в школе, что вы не готовы тратить ещё несколько лет на педагогические образование или переподготовку. Ваша цель — стать учителем, а параллельно получать профессиональное образование. Это не самый простой вариант, но и в этом случае решение есть.

Во многих школах, особенно в регионах, педагогов остро не хватает. Если вы хорошо знаете предмет, работали в частной школе, репетитором и у вас есть рекомендации, велик шанс, что вам будут рады. Для начала пойдите в августе на заочную педагогическую переподготовку, а затем принесите в школу справку о начале учёбы. Таким образом, уже в сентябре вы можете начать работать.

Например, если у вас есть высшее медицинское образование, вы можете преподавать биологию или химию. Иногда для этого достаточно поступить на заочную дистанционную переподготовку. В Алтайском педагогическом университете такое обучение стоит 10 тысяч рублей. В Москве аналогичный курс обойдётся в восемь раз дороже.

По словам учителей, некоторые их коллеги, которых администрация очень хотела взять на работу, получали заветные корочки о дополнительной профессиональной переподготовке за несколько месяцев. Школьная администрация заинтересована в том, чтоб сохранить хорошие кадры, уверены преподаватели.

Если вы окончили мехмат МГУ, скорее всего, вас примут с распростёртыми объятиями и без каких-либо особых условий

Администрация сама порекомендует, что делать в такой ситуации, какие корочки или сертификаты получить. В хороших учебных заведениях молодым учителям всегда помогают старшие коллеги, на уроки часто приходит психолог. Таким образом, даже без серьёзного педагогического образования они получают необходимые педагогические навыки.

2 года — профильная переподготовка


Где учат. Например, Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования, Факультет педагогического образования МГУ.

Не все школы готовы взять на работу учителя только на основании справки о начале учёбы на курсах заочной педагогической переподготовки. Если мечты о школе всё же не дают вам покоя, вы всегда можете получить постдипломное педагогическое образование.

Выпускники Политехнического университета могут стать учителями математики, пройдя специальную переподготовку, которая занимает около 500 часов. Как правило, раз в неделю нужно посещать занятия и периодически ездить на конференции и открытые уроки в школах.

На факультете педагогического образования МГУ занятия проходят в основном очно в вечернее время — по 2-3 пары, обучение занимает два года. Некоторые предметы можно сдавать дистанционно, особенно если преподаватель идёт навстречу и выкладывает материалы в сеть. Поступать на этот факультет лучше в том случае, если вы уже владеете какой-то специальностью. Например, будущий учитель химии после окончания РХТУ им. Д. И. Менделеева вряд ли узнает что-то новое о самом предмете. Зато ему расскажут о методической подготовке, планировании уроков, демонстрационных экспериментах.

От 2 до 5 лет — бакалавриат и магистратура


Где учат. Любой педагогический вуз.

По закону после бакалавриата можно подать документы в магистратуру другого вуза по другой специальности или получить второе высшее. В некоторых случаях — даже бесплатно.

Один из самых известных педвузов страны — Московский педагогический государственный университет — предлагает программы второго высшего образования для бакалавриата и магистратуры. К примеру, стать учителем географии и экологии можно по программе второго высшего за пять лет. Магистратура сократит время на обучение и затраты — ведь учиться всего два года, к тому же можно выбрать и заочное отделение. В таком случае можно попробовать сразу устроиться работать в школу, предоставив справку об учёбе.

Может быть, администрация не разрешит вам сразу вести предмет, но доверит кружки или дополнительные занятия. Частные школы, в отличие от государственных, иногда не так строго относятся к наичию дипломов и корочек: главное — начичие знаний и умение делиться ими с детьми.

Учитель истории: преимущества и недостатки профессии

Есть профессии, потребность в которых идет на спад со временем, а есть и такие, чья актуальность не угасает. Педагоги, учителя, преподаватели – это специалисты, которые востребованы всегда. Это квалификация развивается и модифицируется под современные тенденции, расширяется и становится все популярнее.

В данной статье рассмотрим профессию учителя истории. Охарактеризуем основные обязанности и особенности работы. Затронем положительные и отрицательные стороны этой профессии.

Особенности

Учитель истории должен ориентироваться в большом объеме знаний, которые со временем обновляются, так как история не стоит на месте. Поток информации очень обширен – от быта северных народов до истории военных походов Российской Империи.

История как предмет довольно увлекательна. Подача материала может быть разнообразной – в виде лекций, фильмов, дебатов, а также археологических походов.

Учитель истории прежде всего должен знать множество исторических дат и событий, ориентироваться во временных отрезках правления династий, разбираться в территориальных изменениях каждой страны (объединение, деление).


Для повышения квалификации педагог должен посещать дополнительные семинары, курсы, читать историческую литературу.

Такой педагог должен обладать определенными качествами. Это:

  • умение находить новые знания, переформировывать полученную информацию в более понятный контекст;
  • возможность находить индивидуальный подход к каждому ученику, невзирая на способности ребенка;
  • умение формировать учебный план;
  • доступная подача материала и интересное построение урока.
  • твердость характера, стрессоустойчивость.


Знания и навыки

Как и в любой другой специальности, учитель истории должен обладать определенными навыками и иметь необходимые знания в данной сфере деятельности. Необходимо правильно ставить перед собой цели и добиваться их.

Рассмотрим основные задачи, которые должен выполнять учитель. Прежде всего это формирование учебной программы согласно общеобразовательным стандартам.

Учитель должен опираться на уже полученные знания учеников. Это необходимо для того, чтобы правильно и функционально использовать время на уроках. Многие педагоги знают, что данного времени зачастую хватает, так как объем информации слишком большой. Во многом всю информацию приходится сокращать.

Навык правильной подачи информации необходим учителю, потому что – предмет весьма тяжелый для восприятия, многие дети считают его скучным. И это логично, если заставлять детей писать конспекты и просто учить даты. Хороший преподаватель, благодаря современным технологиям, будет преподносить информацию в стиле интерактива.

Преподаватель истории как никто другой должен поощрять рвение учеников к предмету. Как известно, потерять это рвение очень легко. Смена подачи материала, тяжелые тексты и слишком большой объем дат отталкивают детей от изучения предмета.

В таком случае учитель должен показать, что оценка будет зависеть не только от правильно указанных дат, но и от понимания пройденного материала в целом. Это психологически облегчит состояние ребенка.

Умение правильно перерабатывать получаемые знания очень важно для педагога. Мало просто найти хорошую информацию, схему или таблицу к уроку. Нужно максимально переработать данную информацию в более понятный язык и объяснить все для учеников своими словами. Это показывает не только ваши знания как учителя, но и то, насколько преподаваемый предмет вам интересен. Эти факторы влияют на вовлеченность учеников в процесс обучения.

Еще одним важным навыком можно считать правильное формирование внеурочного времени. Сюда же можно отнести и дополнительные занятия. Преподаватель продолжает работать даже после уроков, дома. Подготовка к следующему дню и проверка тетрадей также затрагивает определенные навыки. Ведь построение работы над ошибками важно ничуть не меньше, чем подача самого материала.


Отдельно стоит рассмотреть профессию учителя истории искусств. История искусств – это отдельное направление, которое изучает будущий преподаватель. В этот предмет входит целый комплекс общественных наук, а центральным звеном является художественная культура.

Основным фундаментом данной специальности является общая история. Затем формируется базис из классической и постмодернистской истории. Делаются большие акценты на стилях в искусстве (романтизм, классицизм, сентиментализм, реализм и другие). Изучаются всевозможные временные отрезки, которые связаны с искусством (к примеру, искусство Древней Греции; быт восточных народов).

Преподавателей истории искусств учат различать произведения деятелей искусства, разбираться во множестве художественных направлений и школ, ориентироваться в историко-художественных течениях. Студенты, выбравшие данное направление обучения, будут участвовать в экспедициях, организовывать выставки, работать с различными коллекциями художественных произведений. А также они смогут проводить исследовательскую работу в музеях, архивах, заниматься подготовкой к публикации научных материалов (библиографий, путеводителей, сборников, обзоров), заниматься оценочной деятельностью предметов искусства.

Получив образование по этому направлению, можно работать не только преподавателем в образовательных учреждениях. Можно стать антикваром, архивариусом, библиотекарем, сотрудником музея.


Обучение

Чтобы выучиться на учителя истории, не нужно долго искать вуз. Почти в каждом большом городе есть университеты и колледжи, которые предлагают получить образование педагога.

Направление учитель истории слишком узкое, поэтому в некоторых вузах дается расширенная специализация. К примеру, история и право. Получаемая профессия позволит вам работать не только учителем в школе, но и преподавать право в колледжах или вузах. Следующие направления – это история России и зарубежных стран, история и общественные науки, история краеведения, история искусств, археология, отечественная история.

Перечисленные специализации могут быть как основными, так и полученными в ходе повышения квалификации и дополнительных семинаров, или как второе высшее образование.

Можно получить первое высшее как учитель русского языка, а затем, не тратя лишнее время, можно подать документы на второе высшее как учитель истории.

Основное требование к этой профессии заключается в том, что у вас обязательно должно быть педагогическое образование. Для работодателя важна очная форма обучения. Но диплом можно получить, обучаясь на заочной форме.

Для поступления в вуз необходимо сдать экзамены по следующим предметам: русский язык, математика, история России. В некоторых случаях может потребоваться и обществознание.


Где может работать?

Многих студентов всегда волнует вопрос трудоустройства. Это вечная проблема, потому что работодателям всегда нужен опыт работы. Но с этой специальностью такого не произойдет, ведь педагог востребован всегда. Каждой школе необходимы учителя. Поэтому остается выбор за малым: в какой школе вы хотите работать – в общеобразовательной государственной или частной.

У каждой из этих школ есть свои преимущества и недостатки. Поэтому необходимо выбрать то, что вам подойдет лучше.

В общеобразовательной школе, скорее всего, будет несколько классов. В классе примерно до 35 человек. Объем работы будет большим. Из плюсов стоит отметить официальное трудоустройство, социальный пакет, отпуск, карьерный рост.

В частных школах классы небольшие. Каждому ребенку необходимо уделять много внимания. Одним из минусов можно посчитать специфику частной школы. К примеру, там может возникнуть необходимость вести уроки на английском языке. Поэтому помимо знаний в области истории, будут необходимы обширные знания в английском языке или любом другом, на котором специализируется школа.


Помимо этого, можно пойти преподавать в колледж. Здесь процесс обучения проходит так же, как и в школе. Положительной стороной можно считать то, что всю получаемую информацию студенты уже изучали.

Можно пойти работать репетитором или в учреждения, специализирующиеся на дополнительном образовании и повышении квалификации.

Напоследок стоит остановиться на плюсах и минусах профессии. К положительным сторонам специальности можно отнести:

Читайте также: