В чем принципиальные отличия нового закона от старого закон об образовании кратко

Обновлено: 08.07.2024

Поручите ответственному за сайт дополнить сведения об образовательной организации, заместителю по УВР – следить за изменениями в федеральном перечне школьных учебников и порядке зачета образовательных результатов, а также подготовить положение о прохождении практики студентами педвузов и использовать новый порядок работы в сетевой форме.

Сайт. Изменили требования к сайту образовательной организации. Теперь на сайте обязательно должна быть дополнительная информация:

  • о представительствах и филиалах – ранее надо было указать только их место нахождения, теперь пишите полное наименование обособленных подразделений, если они есть;
  • количестве учеников и воспитанников с иностранным гражданством;
  • всех местах, по которым ведете образовательную деятельность, даже если они не вписаны в лицензию.
  • правила оценивания учебников;
  • требования к экспертам, их права и обязанности, порядок отбора экспертов;
  • формы и срок действия экспертных заключений;
  • предельный срок использования учебников, исключенных из ФПУ.

Изменения вступили в силу 02.12.2019.

Практика. Практическая подготовка может входить в состав образовательной программы любого вида и уровня образования. Раньше ее включали только в профессиональные образовательные программы.

Если организуете практическую подготовку, то используйте положение и примерную форму договора между образовательной организацией и компанией. Документы утвердит Минпросвещения до 01.07.2020.

Учтите, что во время практики образовательная организация обязана создать безопасные условия обучения.

Если произойдет несчастный случай с практикантом на территории организации, которая предоставляет место практики, то отвечать за это будет школа.

Упростили процедуру заключения договоров аренды и безвозмездного пользования, чтобы организовать практическую подготовку на базе государственных и муниципальных организаций. Для этого не надо проводить торги (ст. 2 Федерального закона от 02.12.2019 № 403-ФЗ).

Место проведения практики в приложении к лицензии указывать не будут.

Сетевая форма. В процессе обучения образовательные организации могут использовать ресурсы других организаций. Для этого они договариваются о сетевой форме реализации образовательных программ.

Образовательные организации используют сетевую форму, когда нужно:

  • повысить качество обучения при нехватке ресурсов у одной образовательной организации;
  • укрепить статус образовательной организации;
  • оптимизировать администрирование образовательной деятельности и снизить затраты на образовательные программы.

Для детских садов сетевая форма – способ повысить качество воспитания и обучения за счет ресурсов других организаций: музеев, музыкальных школ. Для школ – привлечение кадровых, материальных и других ресурсов.

Теперь сетевую форму можно применять не только для реализации программы, но и отдельных ее частей, модулей, в том числе практической подготовки. Сократили перечень информации, которую должен содержать договор о сетевой форме. Убрали условия о статусе обучающихся, правилах приема на обучение, порядке организации академической мобильности и условиях и порядке ведения образовательной деятельности.

С 01.07.2020 порядок организации и ведения образовательной деятельности в сетевой форме будут утверждать совместно Минобрнауки и Минпросвещения. Они разработают и примерную форму договора.

Закрепили право государственных и муниципальных организаций безвозмездно использовать имущество в рамках сетевой формы. Ранее законодатель этот вопрос прямо не регулировал.

Зачет результатов. С 01.07.2020 Минпросвещения и Минобрнауки совместно будут утверждать порядок, в котором школа может зачесть образовательные результаты учеников. До этого вопрос зачета результатов школа регулирует самостоятельно.

ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ДОКУМЕНТА

Статья 1

в) пункт 24 изложить в следующей редакции:

а) части 6 и 7 изложить в следующей редакции:

«6. Освоение основных профессиональных образовательных программ предусматривает проведение практики обучающихся. Образовательная деятельность при освоении основных профессиональных образовательных программ или отдельных компонентов этих программ организуется в форме практической подготовки. Образовательная деятельность при освоении иных образовательных программ или отдельных компонентов этих программ может быть организована в форме практической подготовки.

7. Практическая подготовка может быть организована:

1) непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в структурном подразделении указанной организации, предназначенном для проведения практической подготовки;

б) часть 8 изложить в следующей редакции:

Учебники из предыдущего ФПУиспользуйте, пока действуют экспертные заключения на них

5) статью 15 изложить в следующей редакции:

«Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ

1. Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.

В реализации образовательных программ и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием сетевой формы реализации образовательных программ наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующей образовательной программе.

2. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора, который заключается между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, и в котором указываются основные характеристики образовательной программы, реализуемой с использованием такой формы (в том числе вид, уровень и (или) направленность) (при реализации части образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности указываются также характеристики отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами), выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также объем ресурсов, используемых каждой из указанных организаций, и распределение обязанностей между ними, срок действия этого договора.

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ и примерная форма договора о сетевой форме реализации образовательных программ утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

г) часть 7 изложить в следующей редакции:

Размещайте на сайте информациюо количестве учеников и воспитанников с иностранным гражданством

7) часть 3 статьи 27 признать утратившей силу;

9) в пункте 1 части 2 статьи 29:

11) часть 5 статьи 51 изложить в следующей редакции:

12) в части 2 статьи 72:

б) часть 15 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«г) образовательной деятельности по образовательным программам, реализуемым посредством использования сетевой формы реализации образовательных программ;

Статья 2

1) часть 3.2 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

2) дополнить частью 3.3 следующего содержания:

Статья 3

Статья 4

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2020 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

3. Установить, что учебники из числа учебников, входящих на день вступления в силу настоящего Федерального закона в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, включаются в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, без проведения экспертизы на срок, соответствующий сроку действия экспертных заключений, установленному порядком формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Зачем надо было менять Законодательство в сфере образования? Чем не устраивал старый Закон?

Но главное — за 20 лет стала другой страна, и документ просто перестал отвечать требованиям времени.

Попытки же угнаться за происходящими изменениями привели к тому, что практика внесения в него дальнейших поправок во многом исчерпала свой ресурс.

В чем принципиальные отличия нового Закона от старого?

  1. Законопроект учитывает российский опыт развития образования, закрепляет все последние изменения, произошедшие в отечественной системе образования, и закладывает основы для ее развития в будущем.
  2. Новый закон направлен на выстраивание отношений между гражданином и институтами образования. Во главу угла поставлены человек и создание условий для его самореализации.
  3. Новый закон написан гражданами России. Фактически это первый законодательный акт в нашей истории, который прошел от начала до конца процедуру общественного обсуждения и в котором предложения граждан нашли реальное воплощение в положениях документа.

Сегодня задача нового закона — не только описать систему образования, определить правила для всех участников образовательного процесса, но главное — описать нормы и правила, по которым можно двигаться по образовательной лестнице от уровня к уровню, предоставить каждому гражданину в любом возрасте возможности для образования и профессионального роста.

Новый закон учитывает все многообразие возможностей получения качественного образования, которые сегодня есть в Российской Федерации. При этом образование на всех уровнях — от дошкольного до высшего — остается бесплатным.

Цель нового закона — предоставить каждому максимальные условия для того, чтобы получить дошкольное и обязательное общее образование, выбирать действительно качественные образовательные организации для получения профессионального образования, работая, профессионально совершенствоваться, осваивать новые технологии.

Какие конкретные преимущества получат учащиеся, родители и вся система образования от вступления в силу нового Закона?

Дошкольное образование можно будет получить без очереди, в различных формах (в детском саду, дошкольных группах при школах, на дому), а само оно обеспечит равный уровень подготовки детей перед поступлением в школу.

Расширяются возможности получения знаний. В законодательстве впервые закреплено право на дистанционное, электронное, сетевое и семейное обучение.

Расширится выбор образовательных организаций, в которых можно получить образование на бесплатной основе: бюджетноефинансирование получат граждане, обучающиеся в негосударственных образовательных организациях.

Студенты и школьники получат возможность выбирать учебные курсы, причем не только в своем образовательном учреждении, но и за его пределами.

Среднее профессиональное образование станет общедоступным.

Повышен уровень начального профессионального образования: оно включено в систему среднего профессионального образования.

Родители, работодатели и учащиеся получат больше возможностей для влияния на образовательный процесс и его организацию за счет расширения полномочий общественных советов.

Студенты получат возможность заниматься научной деятельностью под руководством научных работников. Будут расширены возможности прохождения практики на предприятиях реального сектора экономики, ведения преподавательской деятельности специалистами предприятий-работодателей.

Расширятся возможности для реализации уникальных образовательных программ. В законе учтены особенности получения образования для детей с ограниченными возможностями, образования в сфере культуры и искусства и т. п.

Какие права обеспечивает новый Закон?

  • Право каждого на образование.
  • Поддержку различных форм получения образования, включая самообразование и семейное образование.
  • Право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования.
  • Право каждого на защиту его законных интересов, прав и свобод в образовании, включая судебную защиту.

Будет ли система образования, как и прежде, не только учить, но и воспитывать?

Вторая статья документа гласит, что образование является единым процессом обучения и воспитания. Таким образом, все нормы законопроекта, регулирующие процесс образования, в равной мере относятся и к воспитанию.

Останется ли общее образование бесплатным?

Да. Государство обязано обеспечить каждого бесплатным общим образованием в рамках ФГОС, и эта норма четко прописана в проекте закона. Более того, документ однозначно говорит о том, что платные образовательные услуги не могут заменять обучение, которое финансируется из бюджета. В противном случае образовательная организация обязана вернуть все деньги обучающемуся или его родителям.

Сохранятся ли льготы при поступлении в вузы?

Новый закон сохраняет право на поступление в вузы без вступительных экзаменов для победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников, членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, а также чемпионов и призеров Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдолимпийских игр (по направлениям подготовки (специальностям) в области физической культуры и спорта).

  • прием в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний;
  • обучение за счет средств бюджета на подготовительном отделении;
  • преимущественное право приема в вузы при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях.

Такая система позволит обеспечить не только реализацию права на доступ к образованию, но и будет способствовать успешному освоению профессиональных образовательных программ.

  1. Дети-­инвалиды и инвалиды I и II групп (они будут иметь право на все перечисленные выше формы поддержки).
  2. Дети­-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (они получат право на обучение на подготовительных отделениях государственных вузов или преимущественное право зачисления).
  3. Другие категории граждан, которым в настоящее время федеральными законами предоставлены льготы (преимущества) при приеме в вузы.

Будет ли способствовать новый Закон повышению статуса педагога?

Да. В этом документе государство впервые законодательно признает особый статус педагогических работников. Кроме того, он гарантирует право учителей и преподавателей на повышение квалификации и профессиональную переподготовку за счет работодателя, прохождение аттестации на присвоение квалификационной категории, а также детально прописывает меры их социальной поддержки.

Права и меры поддержки педагогических работников образовательных организаций впервые распространены и на педагогических работников других организаций (медицинских, организаций соцзащиты и т. д.), которые ведут образовательную деятельность.

Какие гарантии по оплате труда получат педагоги?

Новый закон четко говорит о том, что затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования включают в себя расходы на оплату труда педагогов. Причем с учетом обеспечения определенного среднего уровня зарплаты, определяемого в соответствии с решениями президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (например, школьные учителя должны будут получать не меньше средней зарплаты по экономике региона).

Какие уровни образования включает новый Закон?

  • Общее образование:
    • дошкольное образование;
    • начальное общее образование;
    • основное общее образование;
    • среднее общее образование;
    • среднее профессиональное образование;
    • высшее образование — бакалавриат;
    • высшее образование — специалитет, магистратура;
    • высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

    Для каждого уровня создаются свои федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).

    В новом Законе говорится о создании системы непрерывного образования, которая будет включать в себя дошкольное, общее, среднее профессиональное и высшее образование. Разве эти элементы не связаны уже сейчас?

    Действительно, непрерывное образование упоминается и в существующем законе, но новый законопроект упорядочивает эту систему. Более того, он включает дошкольное образование в систему общего образования в качестве отдельного уровня, чего раньше никогда не было.

    Что касается уровней профессионального образования, то они только сейчас приводятся в соответствие с Конституцией РФ: законопроект обеспечивает общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования и гарантирует безвозмездное получение на конкурсной основе третьего уровня высшего образования (сейчас это послевузовское профессиональное образование). Определяет новый закон и уровни образования, наличие которых дает право на занятие профессиональной деятельностью (образовательные цензы).

    Все это в совокупности дает возможность каждому человеку повышать свой образовательный уровень на протяжении всей жизни.

    Появятся ли новые образовательные программы?

    Согласно законопроекту образовательные программы делятся на основные и дополнительные.

    1. Основные общеобразовательные программы:
      • образовательные программы дошкольного образования;
      • образовательные программы начального общего образования;
      • образовательные программы основного общего образования;
      • образовательные программы среднего общего образования.
    2. Основные профессиональные образовательные программы:
      • образовательные программы среднего профессионального образования
        • программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих),
        • программы подготовки специалистов среднего звена;
      • образовательные программы высшего образования
        • программы бакалавриата,
        • программы специалитета,
        • программы магистратуры,
        • программы подготовки научно­педагогических кадров (в аспирантуре, адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры­стажировки.
    3. Программы профессионального обучения:
      • программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих;
      • программы переподготовки рабочих и служащих;
      • программы повышения квалификации рабочих и служащих.
    1. Дополнительные общеобразовательные программы: дополнительные общеразвивающие программы; дополнительные предпрофессиональные программы.
    2. Дополнительные профессиональные программы: программы повышения квалификации; программы профессиональной переподготовки.

    Экзамены теперь будут и после детского сада?

    Нет. Новым законом не предусматривается проведение экзаменов или каких­-либо других форм оценивания детей по результатам дошкольного образования.

    Почему исчез уровень начального профессионального образования?

    Он никуда не исчез, а его статус повысился. Теперь он включен в систему среднего профессионального образования в качестве первого уровня — подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Сделано это для того, чтобы обеспечить необходимый уровень подготовки рабочих. Получаемых сейчас на этом уровне знаний уже не хватает для профессиональной деятельности, так как повсеместно внедряются наукоемкие технологии, требуется умение учиться и профессионально совершенствоваться.

    • программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих);
    • программы подготовки специалистов среднего звена.

    При поступлении на образовательные программы среднего профессионального образования после 9­го класса обучающиеся будут в обязательном порядке получать среднее общее образование одновременно с получением избранной профессии (специальности).

    Следует также отметить, что в новом законе отдельно прописывается положение об общедоступности среднего профобразования. Это позволит повысить его привлекательность для молодежи.

    Образовательные учреждения начального профобразования будут переименованы в профессиональные образовательные организации.

    Какие новые возможности появятся для профессиональной подготовки?

    Возможности для профессиональной подготовки, которая про­водится и сейчас, после вступления в силу нового закона значительно расширятся. Существующие в настоящее время программы профессиональной подготовки становятся вариативными. Они позволят не только пройти профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки рабочих, но и повысить квалификацию по имеющейся профессии или пройти переподготовку и получить смежную профессию (например, вождение в сложных условиях).

    Учиться можно будет не только в образовательных организациях, но и в специализированных учебных центрах, на производстве, а также у индивидуальных предпринимателей. При этом организации, которые проводят профессиональное обучение, смогут сами устанавливать и утверждать программы на основе действующих профессиональных стандартов или квалификационных требований, учитывая, что профобучение предполагает большую вариативность, прикладную направленность и приобретение компетенций, необходимых для выполнения конкретных функций или работы на конкретном оборудовании.

    Вернется ли распределение выпускников?

    Обязательное распределение выпускников нарушает право на свободу выбора профессии и рода занятий, гарантированное Конституцией РФ.

    В качестве альтернативы и гарантии трудоустройства законопроектом вводится институт целевого приема, предусматривающий заключение договора о целевом приеме между вузом и организацией­работодателем и договора о целевом обучении между гражданином, направленным на обучение в рамках целевого приема, и организацией-работодателем.

    В новом законе будет отдельная статья, регулирующая правоотношения всех заинтересованных сторон. В частности, закрепляются существенные условия договора о целевом обучении, которые включают меры социальной поддержки учащегося. Среди них могут быть материальное стимулирование, оплата дополнительных образовательных услуг, предоставление в пользование или оплата жилья в период обучения, обязательства по организации производственной практики и, конечно, по трудоустройству.

    Наряду с правами и гарантиями предусмотрена и ответственность сторон за неисполнение взятых на себя обязательств. Так, выпускник, который откажется работать в организации, с которой был заключен договор, будет обязан возместить расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки в полном объеме, а также выплатить штраф в двукратном размере этих затрат.

    Почему в новом Законе уменьшено количество типов образовательных органиЗаций, а их разделение на виды исчезло совсем?

    Это связано с необходимостью убрать избыточное дробление образовательных организаций, которое создавало необоснованные административные барьеры, а также трудности при лицензировании и государственной аккредитации образовательных организаций.

    При этом существующая градация при всем своем многообразии не давала развиваться новым формам обучения, так как оставляла за рамками закона использование дистанционных технологий, выстраивание индивидуальных образовательных программ, возможности совместной образовательной деятельности организаций различных типов или обучения с участием научных организаций и промышленных предприятий.

    1. Дошкольные образовательные организации.
    2. Общеобразовательные организации.
    3. Профессиональные образовательные организации.
    4. Образовательные организации высшего образования.
    1. Организации дополнительного образования.
    2. Организации дополнительного профессионального образования.

    Образовательные организации в рамках одного типа получат возможность использовать в наименовании специальные названия в соответствии с особенностями осуществляемой образовательной деятельности.

    Лицеи, гимназии, консерватории и пр. продолжат свою работу.

    Кто получит право учить детей и взрослых?

    • Образовательные организации.
    • Научные организации (по программам магистратуры и подготовки научно­-педагогических кадров, а также по программам профессионального обучения).
    • Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение и (или) оздоровление детей, организации,осуществляющие социальное обслуживание детей (по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения).
    • Индивидуальные предприниматели (по основным и дополнительным обще-образовательным программам, программам профессионального обучения).
    • Иные организации любой организационно-­правовой формы (по программам профессионального обучения и дополнительного образования).

    Будет ли новый Закон способствовать интеграции российского и зарубежного образования?

    Законопроект направлен на интеграцию российского и европейского об­ разовательных пространств.

    Международному сотрудничеству в документе посвящена отдельная глава, которая, в том числе, предполагает создание условий для развития мобильности студентов и преподавателей, а также возможность реализации совместных образовательных программ. Кроме того, закон значительно упрощает порядок признания в России иностранных документов об образовании.

    Несколько принципиальных отличий, выделенных специалистами
    1. Законопроект учитывает российский опыт развития образования, закрепляет все последние изменения, произошедшие в отечественной системе образования, и закладывает основы для ее развития в будущем.

    А.Ш. Новый закон закрепляет что? Все последние изменения. Они были удачны, они улучшили состояние системы образования? Нет, ни по одному разумному показателю, следовательно, новый закон принимается именно для закрепления нисходящего тренда в образовании.

    2. Новый закон направлен на выстраивание отношений между гражданином и институтами образования. Во главу угла поставлены человек и создание условий для его самореализации.

    А.Ш. А это пустой звон. Если закон закрепляет падение уровня образования, то какая радость гражданину от выстраивания отношений с институтами образования (могли бы писать яснее, какие институты имеются в виду).

    3. Новый закон написан гражданами России. Фактически это первый законодательный акт в нашей истории, который прошел от начала до конца процедуру общественного обсуждения и в котором предложения граждан нашли реальное воплощение в положениях документа.

    А.Ш. Да, закон не писали иностранные граждане, но он написан не в интересах граждан России. А в интересах управляющей элиты, боящейся своих образованных граждан.

    В ЧЕМ ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОТЛИЧИЯ НОВОГО ЗАКОНА ОТ СТАРОГО?

    Ответ. Сегодня задача нового закона — не только описать систему образования, определить правила для всех участников образовательного процесса, но главное — описать нормы и правила, по которым можно двигаться по образовательной лестнице от уровня к уровню, предоставить каждому гражданину в любом возрасте возможности для образования и профессионального роста.
    Новый закон учитывает все многообразие возможностей получения качественного образования, которые сегодня есть в Российской Федерации. При этом образование на всех уровнях — от дошкольного до высшего — остается бесплатным.

    Цель нового закона — предоставить каждому максимальные условия для того, чтобы получить дошкольное и обязательное общее образование, выбирать действительно качественные образовательные организации для получения профессионального образования, работая, профессионально совершенствоваться, осваивать новые технологии.

    КАКИЕ КОНКРЕТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ПОЛУЧАТ УЧАЩИЕСЯ, У РОДИТЕЛИ И ВСЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ОТ ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ НОВОГО ЗАКОНА?
    Ответ.

    1. Дошкольное образование можно будет получить без очереди, в различных формах (в детском саду, дошкольных группах при школах, на дому), а само оно обеспечит равный уровень подготовки детей перед поступлением в школу.
    2. Расширяются возможности получения знаний. В законодательстве впервые закреплено право на дистанционное, электронное, сетевое и семейное обучение.
    3. Расширится выбор образовательных организаций, в которых можно получить образование на бесплатной основе: бюджетное финансирование получат граждане, обучающиеся в негосударственных образовательных организациях.
    4. Студенты и школьники получат возможность выбирать учебные курсы, причем не только в своем образовательном учреждении, но и за его пределами.
    5. Среднее профессиональное образование станет общедоступным.
    6. Повышен уровень начального профессионального образования: оно включено в систему среднего профессионального образования.
    7. Родители, работодатели и учащиеся получат больше возможностей для влияния на образовательный процесс и его организацию за счет расширения полномочий общественных советов.
    8. Студенты получат возможность заниматься научной деятельностью под руководством научных работников. Будут расширены возможности прохождения практики на предприятиях реального сектора экономики, ведения преподавательской деятельности специалистами предприятий-работодателей.
    9. Расширятся возможности для реализации уникальных образовательных программ. В законе учтены особенности получения образования для детей с ограниченными возможностями, образования в сфере культуры и искусства и т. п.

    КАКИЕ ПРАВА ОБЕСПЕЧИВАЕТ НОВЫЙ ЗАКОН?
    Ответ.
    • Право каждого на образование.
    • Поддержку различных форм получения образования, включая самообразование и семейное образование.
    • Право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования.
    • Право каждого на защиту его законных интересов, прав и свобод в образовании, включая судебную защиту.

    А.Ш. Принятие закона, в котором не конкретизированы обязательства государства перед образовательной сферой, делают все девять пунктов и перечисленные права благими пожеланиями и демагогией.

    БУДЕТ ЛИ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ НЕ ТОЛЬКО УЧИТЬ, но и воспитывать?

    Ответ. Вторая статья документа гласит, что образование является единым процессом обучения и воспитания. Таким образом, все нормы законопроекта, регулирующие процесс образования, в равной мере относятся и к воспитанию.

    ОСТАНЕТСЯ ЛИ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ БЕСПЛАТНЫМ?

    Да. Государство обязано обеспечить каждого бесплатным общим образованием в рамках ФГОС, и эта норма четко прописана в проекте закона. Более того, документ однозначно говорит о том, что платные образовательные услуги не могут заменять обучение, которое финансируется из бюджета. В противном случае образовательная организация обязана вернуть все деньги обучающемуся или его родителям.

    А.Ш. Да оно останется бесплатным, именно в рамках ФГОС, цель которых как раз и заключается в снижении обязательного общедоступного образования! А вот хватит ли этого бесплатного образования, чтобы учиться в вузе, мы скоро узнаем.

    Ответ. Новый закон сохраняет право на поступление в вузы без вступительных экзаменов для победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников, членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, а также чемпионов и призеров Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдолимпийских игр (по направлениям подготовки (специальностям) в области физической культуры и спорта).
    При этом система льгот и преимуществ, предоставляемых при приеме в высшие учебные заведения, будет упорядочена. Главная цель — обеспечить равные возможности для поступления всем абитуриентам. В частности, в новом законе предусмотрена замена права на поступление вне конкурса следующими формами государственной поддержки:
    • прием в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний;
    • обучение за счет средств бюджета на подготовительном отделении;
    • преимущественное право приема в вузы при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях. Такая система позволит обеспечить не только реализацию права на доступ к образованию, но и будет способствовать успешному освоению профессиональных образовательных программ.

    Категории граждан, которые смогут воспользоваться льготами
    1. Дети-инвалиды и инвалиды
    I и II групп (они будут иметь право на все перечисленные выше формы поддержки).
    2. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (они получат право на обучение на подготови¬тельных отделениях государствен¬ных вузов или преимущественное право зачисления).
    3. Другие категории граждан, которым в настоящее время федеральными законами предоставлены льготы (преимущества) при приеме в вузы.

    БУДЕТ ЛИ СПОСОБСТВОВАТЬ НОВЫЙ ЗАКОН ПОВЫШЕНИЮ СТАТУСА ПЕДАГОГА?

    Ответ.
    Да. В этом документе государство впервые законодательно признает особый статус педагогических работников. Кроме того, он гарантирует право учителей и преподавателей на повышение квалификации и профессиональную переподготовку за счет работодателя, прохождение аттестации на присвоение квалификационной категории, а также детально прописывает меры их социаль¬ной поддержки.
    Права и меры поддержки педагогических работников образовательных организаций впервые распространены и на педагогических работников других организаций (медицинских, организаций соцзащиты и т. д.), которые ведут образовательную деятельность.

    А.Ш. Об особом статусе учителя говорил ещё дедушка Ленин, но какой статус будет иметь учитель, если он оказывает образовательные услуги, если его самого будут подвергать стандартизации? Большего унижения для учителя придумать трудно. Новый закон лишает статуса даже успешно работающие школы, которые могли бы стать точками роста возрождающегося образования в России. Но писателям закона никакой рост не нужен, им нужны не творцы, а стандартизированные учителя. Так что обещание особого статуса не убедит даже доверчивых.

    КАКИЕ ГАРАНТИИ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА ПОЛУЧАТ ПЕДАГОГИ?
    Новый закон четко говорит о том, что затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования включают в себя расходы на оплату труда педагогов. Причем с учетом обеспечения определенного среднего уровня зарплаты, определяемого в соответствии с решениями президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (например, школьные учителя должны будут получать не меньше средней зарплаты по экономике региона). В соответствии с новым законом общее и профессиональное образование реализуется по уровням:
    Общее образование:
    • дошкольное образование;
    • начальное общее образование;
    • основное общее образование;
    • среднее общее образование;
    профессиональное образование:
    • среднее профессиональное образование;
    • высшее образование — бакалавриат;
    • высшее образование — специалитет, магистратура;
    высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации

    А.Ш. Государство перекладывает заботы об образовании на регионы, снимает всякие обязательства об объемах финансирования (процент ВВП)… Вводит НСОТ именно для того, чтобы сэкономить на оплате труда… И это называется гарантии?

    Почему в новом законе уменьшено количество типов образовательных организаций, а их разделение на виды исчезло совсем?

    Это связано с необходимостью убрать избыточное дробление образовательных организаций, которое создавало необоснованные административные барьеры, а также трудности при лицензировании и государственной аккредитации образовательных организаций.

    При этом существующая градация при всем своем многообразии не давала развиваться новым формам обучения, так как оставляла за рамками закона использова¬ние дистанционных технологий, выстраивание индивидуальных образовательных программ, возможности совместной образовательной деятельности организаций различных типов или обучения с участием научных организаций и промышленных предприятий.

    А.Ш. А вот и подтверждение тому, что закон написан не для школ, а для чиновников, для удобства их работы — им плевать на последствия принятия их закона. Россия ещё заплатит за этот чиновничий произвол, поддержанный ЕР и ЛДПР. Авторы закона должны понимать, что мы знаем, кто это сделал, они ответят за всё. Каким образом многообразие типов школ мешало развиваться новым формам обучения? А вот каким. Пока были лицеи, гимназии, … ищущим родителям было куда вести своих детей. Когда асфальтовый каток закона уничтожит упомянутые выше точки роста, то родителям некуда будет вести своих детей, некоторые из них пойдут во всякие новые образовательные организации, вроде некоторых нынешних вузов, которые не учат, а фактически продают дипломы. Вот тут их и встретят бизнесмены от образования…

    Президент Российской Федерации Д. Медведев 30 апреля 2010 г. подписал ПЕРЕЧЕНЬ ПОРУЧЕНИЙ, среди которых были:

    2. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации подготовить предложения по развитию при ведущих университетах школ и специализированных общеобразовательных центров для одаренных детей и молодежи, в том числе использующих электронные образовательные ресурсы и дистанционные образовательные технологии.

    Срок – 15 ноября 2010 г. Oтветственные: Путин В.В., высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

    3. Правительству Российской Федерации совместно с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральныхокругах и высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации проработать и представить предложения по созданию в федеральных округах президентских лицеев.

    Срок – 15 ноября 2010 г. Ответственные: Путин В .В., полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах, высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

    Поручения не выполнены не потому, что для их выполнения было мало времени или средств. Можно было хотя бы начать движение в нужном направлении, но этого не произошло по политическим мотивам: управляющая элита, знающая, что её политика не отвечает интересам российского общества, испугалась перспективы увеличения доли критически мыслящих людей в российском обществе, что опасно для клептократической власти.

    Прошёл год. Теперь славные традиции оказались без надобности! С кем Президент В.Путин собирается сокращать техническое и технологическое отставание России? Или уже не собирается?

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Но главное — за 20 лет стала другой страна, и документ просто перестал отве­ чать требованиям времени.

    Попытки же угнаться за происходящими изменениями привели к тому, что прак­ тика внесения в него дальнейших поправок во многом исчерпала свой ресурс.

    ВОПРОС: В чем принципиальные отличия нового закона от старого?

    ОТВЕТ: Сегодня задача нового закона — не только описать сис­ тему образования, определить правила для всех участников образовательногопроцесса, но главное — описать нормы и правила, по которым можно двигаться по образовательной лестнице от уровня к уровню, предоставить каждому гражда­ нину в любом возрасте возмож­ ности для образования и про­ фессионального роста.

    Новый закон учитывает все многообразие возможностей получения качественного обра­ зования, которые сегодня есть в Российской Федерации. При этом образование на всех уров­ нях — от дошкольного до выс­ шего — остается бесплатным.

    Цель нового закона — пре­ доставить каждому максималь­ ные условия для того, чтобы получить дошкольное и обяза­ тельное общее образование, выбирать действительно ка­ чественные образовательные организации для получения профессионального образова­ ния, работая, профессиональ­ но совершенствоваться, осваи­ вать новые технологии.

    ВОПРОС: Какие конкретные преимущества получат учащиеся, родители и вся система образования от вступления в силу нового закона?

    ОТВЕТ:

    1. Дошкольное образование можно будет получить без очереди, в различных формах (в детском саду, дошкольных группах при школах, на дому), а само оно обеспечит равный уровень подготовки детей перед поступлением в школу. 2. Расширяются возможности получения знаний. В законодательстве впервые закреплено право на дистанционное, электронное, сетевое и семейное обучение. 3. Расширится выбор образовательных организаций, в которых можно получить образование на бесплатной основе: бюджетное финансирование получат граж­ дане, обучающиеся в негосударственных образовательных организациях 4. Студенты и школьники получат возможность выбирать учебные курсы, причем не только в своем образовательном учреждении, но и за его пределами. 5. Среднее профессиональное образование станет общедоступным. 6. Повышен уровень начального профессионального образования: оно включе­но в систему среднего профессионального образования. 7. Родители, работодатели и учащиеся получат больше возможностей для влия­ ния на образовательный процесс и его организацию за счет расширения полномочий общественных советов 8. Студенты получат возможность заниматься научной деятельностью под руко­ водством научных работников. Будут расширены возможности прохождения практики на предприятиях реального сектора экономики, ведения преподава­ тельской деятельности специалистами предприятий-работодателей. 9. Расширятся возможности для реализации уникальных образовательных программ. В законе учтены особенности получения образования для детей с ограниченными возможностями, образования в сфере культуры и искусст­ва и т. п.

    ВОПРОС: Какие права обеспечивает новый закон?

    ОТВЕТ:

    * Поддержку различных форм получения образования, включая самообразова­ние и семейное образование.

    * Право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования.

    * Право каждого на защиту его законных интересов, прав и свобод в образовании, включая судебную защиту.

    ВОПРОС: Будет ли система образования, как и прежде, не только учить, но и воспитывать?

    ОТВЕТ: Вторая статья документа гласит, что образование является единым про­ цессом обучения и воспитания. Таким образом, все нормы законопроекта, регули­ рующие процесс образования, в равной мере относятся и к воспитанию.

    ВОПРОС: Останется ли общее образование бесплатным?

    ОТВЕТ: Да. Государство обязано обеспечить каждого бесплатным общим образо­ ванием в рамках ФГОС, и эта норма четко прописана в проекте закона. Более того, документ однозначно говорит о том, что платные образовательные услуги не мо­гут заменять обучение, которое финансируется из бюджета. В противном случае образовательная организация обязана вернуть все деньги обучающемуся или его родителям.

    ВОПРОС: Сохранятся ли льготы при поступлении в вузы? ОТВЕТ: Новый закон сохраняет право на поступление в вузы без вступительных экзаменов для победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников, членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, а также чемпионов и призеров Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдолимпийских игр (по направлениям подготовки (специальностям) в области физической культуры и спорта).

    При этом система льгот и преимуществ, предоставляемых при приеме в высшие учебные заведения, будет упорядочена. Главная цель — обеспечить равные воз­ можности для поступления всем абитуриентам. В частности, в новом законе пре­ дусмотрена замена права на поступление вне конкурса следующими формами го­ сударственной поддержки:

    - прием в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний; - обучение за счет средств бюджета на подготовительном отделении; - преимущественное право приема в вузы при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях.

    Такая система позволит обеспечить не только реализацию права на доступ к об­ разованию, но и будет способствовать успешному освоению профессиональных образовательных программ.

    ВОПРОС: Будет ли способствовать новый закон повышению статуса педагога?

    ОТВЕТ: Да. В этом документе государство впервые законодательно признает особый статус педагогических работников. Кроме того, он гарантирует право учителей и преподавателей на повышение квалификации и профессиональную переподготовку за счет работодателя, прохождение аттестации на присвоение квалификационной категории, а также детально прописывает меры их социаль­ ной поддержки. Права и меры поддержки педагогических работников образовательных органи­ заций впервые распространены и на педагогических работников других органи­ заций (медицинских, организаций соцзащиты и т. д.), которые ведут образователь­ ную деятельность.

    ВОПРОС: Какие гарантии по оплате труда получат педагоги? ОТВЕТ: Новый закон четко говорит о том, что затраты на оказание государствен­ ных (муниципальных) услуг в сфере образования включают в себя расходы на опла­ ту труда педагогов. Причем с учетом обеспечения определенного среднего уровня зарплаты, определяемого в соответствии с решениями президента Российской Фе­ дерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (например, школьные учителя должны будут получать не меньше средней зарплаты по эконо­ мике региона).

    ВОПРОС: Какие уровни образования включает новый закон? ОТВЕТ: В соответствии с новым законом общее и профессиональное образова­ ние реализуется по уровням:

    Общее образование: - дошкольное образование; -начальное общее образование; -основное общее образование; -среднее общее образование;

    Профессиональное образование: - среднее профессиональное образование; - высшее образование —бакалавриат; - высшее образование —специалитет, магистратура; - высшее образование —подготовка кадров высшей квалификации.

    Для каждого уровня создаются свои федеральные государственные образова­ тельные стандарты (ФГОС).

    Читайте также: