Администрация школы и педагогический коллектив

Обновлено: 02.07.2024

Изменения в социокультурной и экономической жизни общества, происходящие в последние годы, потребовали качественного преобразования деятельности педагогов в профессиональном поле, углубления оперативности и открытости учителя.

Чтобы воспитать такого учителя в современной школе, его нужно растить и развивать. Вполне правомерным является вопрос о возможности обучения и научения творчеству. Как в своем коллективе управлять ростом творческой и исследовательской компетенции учителя, как создать условия для творческого роста педагога, эти вопросы задает себе администрация каждой школы.

Какие же условия необходимы для творческого роста педагога, чтобы обеспечить комплекс социально-экономических, профессионально-педагогических, социально-психологических мер с учетом

– личных способностей каждого учителя,

– личных мотивов и ценностей,

– а также самоопределения относительно реально существующих возможностей?

Чтобы ответить на этот вопрос, членам администрации необходимо быть творчески инициативными, компетентными, хорошо знающими сущность методической деятельности, которой они занимаются.

Исследуя особенности педагогической деятельности педагогов нашей школы МОУ СОШ № 22 х. Зайцева Курского района (где педагогический коллектив составляет до 20 человек разного уровня профессиональной компетентности), мы заметили, что учителя начинают работать более эффективно, творчески, если уверены, что у них тоже есть возможность представить свой опыт работы другим педагогам. Т. е. , когда творческие потребности педагога и его профессиональные запросы удовлетворены, в личности раскрывается созидательный потенциал.

Поэтому задачей администрации школы стало желание найти технологические решения для выявления профессиональных потребностей каждого педагога.

На все эти вопросы нужно иметь ответы, чтобы правильно выстроить стратегию творческого развития учителя.

Ведь пройти путь от новичка до мастера непросто. Какую роль в развитии педагога играет творческое саморазвитие учителя? Является ли профессиональное самосознание показателем профессионально-личностного развития педагога? Как происходит формирование мотивации учителя на творческое саморазвитие? Каково место и значение инновационной деятельности в процессе творческого саморазвития учителя?

Исходя из таких результатов, мы пришли к выводу, что для успешного творческого роста педагогов школы администрации необходимо решить следующие задачи:

– Научиться управлять творчеством педагога;

– Оказывать социально-профессиональную поддержку каждому учителю;

– Разработать систему стимулирования творчески работающих педагогов.

– Построить методическую работу школы на создание мотивации педагогической деятельности, направленной на создание успешности педагога.

Что не возможно без

1. развития методической службы в школе:

– работа методического совета, методических объединений, творческих групп педагогов;

– проведение практических семинаров практикумов по различным темам;

– материальное стимулирование педагогов.

2. повышения уровня квалификации педагогов:

– участие в конкурсах профессионального мастерства;

– участие в семинарах, фестивалях различных уровней;

– открытые уроки для педагогов района;

3. развития материально-технической базы школы

(создание условий для нормальной работы);

4. формирования психологического климата в коллективе.

Сущность такой поддержки состоит во внедрении в методическую работу школы технологии создания ситуаций успеха, в предоставлении педагогу дифференцированной (адресной) помощи в нужный для него период.

В нашей школе сложились следующие этапы психолого-педагогической и методической поддержки педагогов:

1 этап информирования о проблемах педагога:

– знакомство с методикой работы педагога,

– сбор сведений о нем;

2 этап понимания проблем педагога:

– понимание проблем в работе педагога;

– интерпретация проблем с позиции значимости их для педагога.

3 поисково-формирующий этап:

– поиск причин возникновения проблем;

– осмысление возможностей деятельности в решении проблем;

– обсуждение с педагогом путей решения проблем;

– выбор адекватных внешних воздействий.

4 – деятельностный этап:

– осуществление внешних воздействий, направленных на стратегическое разрешение проблем;

– активное проявление методической помощи, проявление понимания, содействие педагогу;

– координация взаимодействия заинтересованных лиц и необходимых специалистов по оказанию помощи.

5 рефлексивно – прогностический этап:

– осмысление педагогом промежуточных результатов личностных достижений;

– обсуждение успехов и неудач;

– корректировка взаимодействия заинтересованных лиц;

– планирование дальнейших действий по решению проблемы.

Предоставление такой поддержки позволило администрации:

– выделить наиболее значимую методическую или психологическую проблему учителя;

– перейти на следующий этап только после решения задач предыдущего этапа;

– согласовать взаимодействия других лиц с деятельностью учителя;

– осуществлять поиск новых стратегий поддержки, если результат не устраивает педагога

Я согласна с мнением педагогов-теоретиков, что будущее нашей школы во многом зависит от кадров, от самих педагогов.

Поэтому, несмотря на то, что повышение качества образования зависит от многих факторов, а деятельность методической службы многопланова, я хочу остановиться на повышении педагогической компетентности учителя как основном направлении методической работы в школе. Именно повышение компетентности, профессионализма учителя – одно из важнейших условий повышения качества образования.

n Гностическая компетенция (умение приобретать новые знания и использовать их для решения педагогических задач);

n Управленческая компетенция (умения в области организации педагогической деятельности);

n Проектировочная компетенция (умения в области формирования и выбора педагогических целей и задач);

n Коммуникативная компетенция;

n Аналитическая компетенция;

n Методическая компетенция;

n Исследовательская компетенция.

В рамках пед. марафона ( приложение 1) проходят

– обучающие семинары– практикумы для педагогов школы по работе в области информационно-коммуникационных технологий, исследовательской деятельности, для классных руководителей по разработке социальных проектов и др. В течение месяца педагоги школы дают открытые уроки, внеклассные мероприятия, защищают темы самообразования, знакомятся с новыми педагогическими технологиями и участвуют в различных мероприятиях по повышению профессионального мастерства.

Материал не используется во вред учителю: анализируя документы, мы планируем индивидуальную работу с педагогом, предметно и результативно оказываем профессиональную помощь, имеем объективные данные для поощрения, для вовлечения в творческую работу.

Содержимое индивидуального банка данных дает богатейший материал и самому педагогу, в том числе оказывая помощь при подготовке материала к аттестации. Мы можем объективно указать учителю, на каком уровне профессионального мастерства он находится и на какую категорию может претендовать. Поэтому у нас не возникает проблем при подготовке аттестационного материала.

Результаты такой работы позволили нам достичь следующих результатов:

В конкурсах профессионального мастерства приняли участие от муниципального до всероссийского уровня (в том числе и дистанционных)– 55% педагогов школы, из них половина стала победителями муниципальных этапов;

Победители ПНПО – 10%.

участие в работе районных методических объединений, со своим опытом работы (ежегодно не менее 9 педагогов (44 %)

педагогов школы включают в состав различных комиссий как в районе, так и в крае.

Преподаватель ОБЖ Воронков А. Д. входит в состав районного орг. комитета по проведению казачьих игр.

39% педагогов школы являются разработчиками авторских и модифицированных программ по предметам, элективным курсам, по воспитательной работе. Все программы получили положительные заключения СКИПКРО:

– программы элективных курсов и спецкурсов:

Сухова Н. В. – 2 (Трудные вопросы орфографии и пунктуации, Речеведение)

Стукалова Е. А. – 3 (Металлы в окружающей среде и здоровье человека,

Мир окислительно-восстановительных реакций, В мире химии)

Берюмова О. Н. – 1 (Физика вокруг нас)

Жулина Г. В. – 2(Исследовательская деятельность учащихся, Маршрутами биологического образования)

– программы дополнительного образования:

– программы воспитательной работы класса:

Все педагоги школы размещают свои методические наработки на сайте школы и собственных сайтах.

Более 50% педагогов занимаются исследовательской деятельностью с учащимися о их результатах говорят победы в различных научно-технических конференциях, конкурсах.

Администрация школы ориентирует педколлектив на саморазвитие и поощряет тех, кто делает успехи, помогает другим самореализовываться. Возникновение профессионально-познавательного интереса у учителя, желания развиваться, двигаться вперед – прямой результат работы методической службы школы по повышению профессионального мастерства педагогов.

Мы твёрдо знаем, что неуверенный в себе, в своих возможностях администратор не сможет сформировать у педагога мотивацию к достижению успеха

n повысить самооценку,

n снизить уровень тревожности;

n развить творческие способности учителя.

Основная задача администрации – всячески поощрять даже самое маленькое достижение, не акцентировать внимание на неудачах.

n Администратор должен не только уметь владеть своим голосом, но и уметь правильно и своевременно делать паузы в речи, выразить спокойное недоумение или промолчать.

n Чаще всего педагоги обижаются не на смысл слов администратора, а на то, как они произносятся, тем более неуместно безличное восприятие своих коллег.

n Оптимизм, жизнерадостность и чувство юмора – весьма ценные качества администрации, которые высоко оцениваются учителями.

Создание комфортной образовательной среды есть результат процесса демократизации школьной жизни.

Создание комфортной образовательной среды творческого саморазвития учителя предполагает поддержание руководителем школы и его заместителями таких условий, которые способствуют творческой самореализации, физическому и духовному развитию учителя и учащихся.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Управленческая поддержка профессионального роста учителя или какова

РОЛЬ АДМИНИСТРАЦИИ В СОЗДАНИИ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Чтобы воспитать такого учителя в современной школе, его нужно растить и развивать. Вполне правомерным является вопрос о возможности обучения и научения творчеству. Как в своем коллективе управлять ростом творческой и исследовательской компетенции учителя, как создать условия для творческого роста педагога, эти вопросы задает себе администрация каждой школы.

Исследуя особенности педагогической деятельности педагогов нашей школы МБОУ ООШ № 9 (где педагогический коллектив составляет 16 человек разного уровня профессиональной компетентности), мы заметили, что учителя начинают работать более эффективно, творчески, если уверены, что у них тоже есть возможность представить свой опыт работы другим педагогам. Т.е., когда творческие потребности педагога и его профессиональные запросы удовлетворены, в личности раскрывается созидательный потенциал.

В 2019-2020 учебном году произошла смена коллектива на 30 %(часть учителей ушли на заслуженный отдых, часть уволилась, т.к. работали по совместительству). Средний возраст учителей помолодел, у многих вновь пришедших нет опыта работы.
Поэтому задачей администрации школы стало желание найти т ехнологические решения для выявления профессиональных потребностей каждого педагога.
На все эти вопросы нужно иметь ответы, чтобы правильно выстроить стратегию творческого развития учителя.
Ведь пройти путь от новичка до мастера непросто.

-Научиться управлять творчеством педагога;

-Оказывать социально-профессиональную поддержку каждому учителю;

-Разработать систему стимулирования творчески работающих педагогов.

-Построить методическую работу школы на создание мотивации педагогической деятельности, направленной на создание успешности педагога.

1. развития методической службы в школе :

- работа методического совета, методических объединений, творческих групп педагогов;

- проведение практических семинаров практикумов по различным темам;

- материальное стимулирование педагогов.

2. повышения уровня квалификации педагогов:

- участие в конкурсах профессионального мастерства;

- участие в семинарах, фестивалях различных уровней;

3. развития материально-технической базы школы

(создание условий для нормальной работы);

4. формирования психологического климата в коллективе.

Сущность такой поддержки состоит во внедрении в методическую работу школы технологии создания ситуаций успеха , в предоставлении педагогу помощи в нужный для него период.

В нашей школе сложились следующие этапы психолого-педагогической и методической поддержки педагогов:

1 этап информирования о проблемах педагога:

-знакомство с методикой работы педагога,

-сбор сведений о нем;

2 этап понимания проблем педагога:

-понимание проблем в работе педагога;

-интерпретация проблем с позиции значимости их для педагога.

3 поисково-формирующий этап:

-поиск причин возникновения проблем;

-осмысление возможностей деятельности в решении проблем;

-обсуждение с педагогом путей решения проблем;

-выбор адекватных внешних воздействий.

4 - деятельностный этап:

-осуществление внешних воздействий, направленных на стратегическое разрешение проблем;

-активное проявление методической помощи, проявление понимания, содействие педагогу;

-координация взаимодействия заинтересованных лиц и необходимых специалистов по оказанию помощи.

5 рефлексивно – прогностический этап:

-осмысление педагогом промежуточных результатов личностных достижений;

-обсуждение успехов и неудач;

-корректировка взаимодействия заинтересованных лиц;

-планирование дальнейших действий по решению проблемы.

Предоставление такой поддержки позволит администрации:

· выделить наиболее значимую методическую или психологическую проблему учителя;

· перейти на следующий этап только после решения задач предыдущего этапа;

· согласовать взаимодействия других лиц с деятельностью учителя;

· осуществлять поиск новых стратегий поддержки, если результат не устраивает педагога

Я согласна с мнением педагогов-теоретиков, что будущее нашей школы во многом зависит от кадров, от самих педагогов.
Эффективность работы администрации с педагогическими кадрами также связана с разнообразием форм посещения и анализа уроков.

Было принято решение в рамках методической работы в школе организовать педагогический марафон, который стал бы важной частью профессиональной жизни педагогов нашей школы. Эта форма работы должна повлиять на уровень профессионализма учителей, станет действенной мерой повышения квалификации. Девизом марафона взяли слова Яна Амоса Коменского –

- провести обучающие семинары- практикумы для педагогов школы по работе в области информационно-коммуникационных технологий, исследовательской деятельности, для классных руководителей по разработке социальных проектов и др.

Результаты такой работы( за короткий период: с сентября по март) позволили уже нам достичь следующих результатов:

2 педагога занимаются исследовательской деятельностью с учащимися о их результатах говорят победы в городском научном обществе учащихся два призовых места (2,3 места)

Победы в муниципальном этапе Всероссийских и областных олимпиад 4 человекастали победителями и призерами

Мы твёрдо знаем, что неуверенный в себе, в своих возможностях администратор не сможет сформировать у педагога мотивацию к достижению успеха

n повысить самооценку,

n снизить уровень тревожности;

n развить творческие способности учителя.

Основная задача администрации - всячески поощрять даже самое маленькое достижение, не акцентировать внимание на неудачах.

n Администратор должен не только уметь владеть своим голосом, но и уметь правильно и своевременно делать паузы в речи, выразить спокойное недоумение или промолчать.

n Чаще всего педагоги обижаются не на смысл слов администратора, а на то, как они произносятся, тем более неуместно безличное восприятие своих коллег.

n Оптимизм, жизнерадостность и чувство юмора - весьма ценные качества администрации, которые высоко оцениваются учителями .

Создание комфортной образовательной среды творческого саморазвития учителя предполагает поддержание руководителем школы и его заместителями таких условий, которые способствуют творческой самореализации, физическому и духовному развитию учителя и обучащихся.

Современное образование претерпевает большие изменения. В жизнь системы образования страны прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандарт. С началом введения ФГОС происходит планомерное обновление всех сфер жизнедеятельности каждого образовательного учреждения.

Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы педагогического коллектива. Поэтому главной и важной задачей администрации нашего лицея стало взращивание мыслящего и творческого педагога, способного сделать выбор не только в познавательном, но и жизненно-практическом плане.

А это возможно при качественном управлении и рассматривается как профессиональная деятельность. От уровня управления зависит эффективность учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, в также удовлетворенность потребностей у родителей и общества, которые являются заказчиками.

Каждый руководитель не раз задумывался об эффективности управления педагогическим коллективом, применяя те или иные теории менеджмента на собственной практике.

Теория менеджмента привлекает, прежде всего, своей личностной направленностью, когда деятельность менеджера (управляющего) строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуаций успеха. Именно эта сторона менеджмента существенно дополняет теорию внутришкольного управления.

Система управления педагогическим коллективом школы

Система управления - это совокупность скоординированных, взаимосвязанных между собой мероприятий, направленных на достижение значимой цели организации. К таким мероприятиям относятся управленческие функции, реализация принципов и применение эффективных методов управления.
Среди функций управления образовательной организации можно выделить: планирование, организацию, руководство и контроль. К этим основным функциям следует добавить педагогический анализ, целеполагание и регулирование.

Педагогический анализ в структуре управленческого цикла занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл. Исключение педагогического анализа из общей цепи управленческой деятельности приводит к ее распаду, когда функции планирования, организации, контроля, регулирования не получают в своем развитии логического обоснования и завершения.

Эффективность управленческой деятельности во многом определяется тем, как руководители школы владеют методикой педагогического анализа, как глубоко ими могут быть исследованы установленные факты, выявлены наиболее характерные зависимости. Несвоевременно или непрофессионально проводимый анализ в деятельности администрации школы приводит на этапе выработке цели и формирования задач к неконкретности, расплывчатости, а порой к необоснованности принимаемых решений. Незнание истинного положения дел в педагогическом или ученическом коллективе создает трудности в установлении правильной системы взаимоотношений в процессе регулирования и корректировки педагогического процесса. Основное назначение педагогического анализа как функции управления состоит в изучении состояния и тенденций развития педагогического процесса, в объективной оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы. Эта функция одна из наиболее трудоемких в структуре управленческого цикла, так как анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей в единое целое, установление связей системообразующих факторов.

Функция организациив управлении школой понимается как совместная деятельность руководителей школы, учителей, родительских комитетов и органов ученического самоуправления, направленная на выполнение намеченного плана, достижения поставленной цели.

По своей природе организаторская деятельность человека - есть деятельность практическая, основанная на оперативном использовании психолого-педагогических знаний в конкретных ситуациях. Постоянное взаимодействие с коллегами, родителями и учащимися придает организаторской деятельности определенную личностно-ориентированную направленность.

Организаторская деятельность администрации школы направлена также на формирование педагогического коллектива, т.е. коллектива единомышленников. В этой работе особую роль играют личностные качества руководителей, его профессионализм, общая и педагогическая культура, заинтересованность в делах школы, учителей и учащихся, умение ставить задачи и добиваться их решения.

Недостаточно только построить организационную структуру образовательной организации, необходимо обеспечить эффективность совместной деятельности людей. Для этого необходимо, во-первых, чтобы исполнители хорошо понимали, каких результатов и когда от них ожидают, во-вторых, чтобы они были заинтересованы в их получении, в третьих, чтобы они испытывали удовлетворение от своей работы, в четвертых, чтобы социально-психологический климат в коллективе был благоприятен для продуктивной работы. Совокупность действий, совершаемых субъектом управления для обеспечения всех этих условий, называют руководством.

Задачи при реализации функции руководства:

1) подбор, расстановка и оценка кадров, постановка задач перед исполнителями;

2) анализ и регулирование социально-психологического климата в коллективе;

3) стимулирование продуктивной деятельности подчиненных и их саморазвития;

4) создание условий для профессионального роста подчиненных.

Принцип управления - это основополагающие, фундаментальные правила, которые должны соблюдаться при осуществлении управления, обеспечивать достижение заданных целей. В теории управления множество систем управленческих принципов. Проанализировав некоторые из них, мы выделим несколько принципов, которые достаточно полно и всесторонне отражают сущность управления педагогическим коллективом:

  1. Уважение и доверие к человеку,
  2. Сотрудничество,
  3. Системность и целостность в управлении,
  4. Гласность,
  5. Справедливость,
  6. Единство коллегиальности и единоначалия,
  7. Индивидуальный подход в управлении,
  8. Поддержка инициативы, стимулирование деятельности,
  9. Постоянное повышение квалификации,
  10. Делегирование полномочий, участие учителей в управлении,
  11. Объективность и полнота информации.

Эффективность протекания управленческого процесса, настроение людей в организации, отношения между сотрудниками зависят от множества факторов: непосредственных условий работы, профессионализма кадровых работников, уровня управленческого состава и др. И одну из первых ролей в ряду этих факторов играет личность руководителя, который должен обладать следующими качествами:

  • общечеловеческие;
  • психофизиологические;
  • деловые качества и организаторские способности;
  • коммуникативные;
  • профессиональные знания.

Таким образом, процесс управления педагогическим коллективом требует от руководителей высокого уровня профессионализма. Эффективным руководителем считается тот, который на этапе реализации той или иной управленческой функции демонстрирует только положительные личностные качества, используя для этого эффективные принципы и методы взаимодействия с коллективом.

Проведен анализ возможностей системной, целенаправленной работы администрации общеобразовательной школы в совершенствовании профессиональной компетентности и формировании управленческой готовности учителя начальных классов в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В ней раскрыты сущность и содержание понятий "профессиональная компетентность учителя начальных классов", "управленческая готовность учителя начальных классов", "работа администрации с педагогическими кадрами", формы и методы работы администрации школы с учителями начальных классов. В качестве основных педагогических условий, обеспечивающих эффективность работы администрации школы по повышению профессиональной компетентности и управленческой готовности учителей начальных классов, выступают внутришкольный контроль и методическая работа в школе.


1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителей / под. ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2011. – 152 с.

2. Ковалев В.П. Основы управления педагогическими системами : учебное пособие / В. П. Ковалев. – Чебоксары, 2000. – 221 с.

3. Ковалев В.П. Система работы с педагогическими кадрами в школе как основа повышения эффективности педагогического процесса / В.П. Ковалев, С.С. Разин. – Образование и саморазвитие. – 2007. -№ 3. – С. 40–47.

4. Ковалев В.П. Совершенствование деятельности директора сельской общеобразовательной школы по повышению профессиональной компетентности учителей : монография / В. П. Ковалев, В.П. Иванов, И. А. Латыпова Набережные Челны : Набережночелнинский Филиал Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, 2011. – 147 с.

5. Ковалев В.П. Формирование профессиональной готовности учителя начальных классов к работе в сельской малокомплектной национальной школе : дис. . д. пед. наук / В. П. Ковалев. – М., 1998. – 413 с.

6. Чуракова Р.Г. Организация методической работы в условиях введения стандарта второго поколения / под общ. ред. проф. Р.Г. Чураковой. – М., 2013. – 112 с.

В условиях введения в образовательный процесс ФГОС НОО основной целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин [1].

Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Решение вышеназванных задач во многом определяется профессиональной компетентностью учителей начальных классов.

Как показывает практика, профессиональная компетентность учителя начальных классов непостоянна, она требует непрерывного совершенствования. Работа учителя начальных классов сложна, многогранна и ответственна. Он выполняет социальные и психолого-педагогические функции. Все это требует зрелости, научной эрудиции, высокой общей культуры и непременно глубоких психолого-педагогических знаний [5].

Особенно важно учитывать все это в работе с педагогическими кадрами в условиях внедрения ФГОС, когда идет обновление содержания образования, повышаются требования к содержательной, структурной и методической сторонам урока, оснащенности его компьютерными и аудиовизуальными средствами обучения. Любое новшество, изменения, происходящие в обществе, в частности в системе образования, вызывают в работе учителя затруднения, стрессы, особенно у учителей начальных классов. Чтобы этого не происходило или в какой-то степени нейтрализовать этот процесс администрация школы должна вести целенаправленную, систематическую работу с педагогическими кадрами [6].

В связи с этим руководители школы должны быть предельно внимательными к нуждам и запросам учителей, проявлять заботу о создании таких условий, при которых успешно смогут развиваться их способности, творческий потенциал и профессиональное мастерство.

Атмосфера добра и взаимопонимания - универсальное условие педагогического творчества, но создание её требует от руководителей высокой культуры управления, большого желания прийти на помощь тем, кто в ней нуждается. На особом счету руководителей должны находиться учителя начальных классов. Им нужно методическая помощь, моральная поддержка, добрый житейский совет старшего коллеги, системная и целенаправленная работа по повышению профессиональной компетентности и формированию управленческой готовности.

В реализации этой проблемы большая роль принадлежит деятельности школьной администрации с педагогическими кадрами. Под деятельностью школьной администрации в широком смысле нами понимается как деятельность по созданию условий для формирования нравственно-психологического климата и эффективного функционирования, развития школы.

Под деятельностью школьной администрации с педагогическими кадрами следует понимать как деятельность директора школы, его заместителей, руководителей методических объединений по созданию условий для совершенствования профессиональной компетентности и управленческой готовности учителя, обеспечивающей качество учебно-воспитательного процесса, высокого уровня обученности и воспитанности учащихся [3].

Работа администрации с педагогическими кадрами осуществляется в четырех направлениях, но наиболее эффективными в аспекте повышения профессиональной компетентности и формирования управленческой готовности учителя начальных классов, как показывают наши исследования, выступают внутришкольный контроль и методическая работа.

  1. Внутришкольный контроль, организуемый руководителями, должен носить только предупредительный характер, характер оказания своевременной, локальной помощи учителю. Всячески поддерживать инновационные начинания, вообще положительное в работе учителя (в проведении урока, в организации внеклассной и внешкольной работы, в работе с родителями и т.д.).
  2. Целенаправленно вести методическую работу по изучению, обобщению, внедрению передового педагогического опыта.
  3. На методических объединениях не просто обсуждать проблему, а разрабатывать конкретные методические рекомендации для конкретного предмета, класса, учителю.
  4. Создавать условия учителю для самообразовательной работы (для выезда в школы за опытом, педагогический вуз, на кафедры и кабинеты института образования).

В условиях реализации требований ФГОС актуальными и значимыми являются решение следующих задач внутришкольного контроля:

  • выявление соответствия существующих условий реализации ООП нормативным требованиям ФГОС;
  • изучение уровня достижения планируемых результатов освоения обучающимися ООП конкретной ступени образования;
  • анализ и экспертная оценка результатов деятельности педагогических работников по реализации ООП для своевременного оказания им методической помощи, в том числе по формированию у обучающихся универсальных учебных действий;
  • выявление отрицательных и положительных тенденций в организации образовательного процесса и разработка предложений по их устранению;
  • изучение и оценка эффективного опыта реализации ФГОС;
  • информационно-аналитическое обеспечение принятия управленческих решений, обоснованное прогнозирование образовательного процесса.

Формы и методы работы с учителями начальных классов очень разнообразны. Это профессиональная беседа с глазу на глаз о предстоящем уроке, опережающий, предварительный контроль, в ходе которого можно много разъяснить учителю, помочь найти наиболее удачную структуру урока по конкретной теме, подсказать, как следует организовать в классе учебно-познавательную работу на уроке, как эффективно сформировать универсальные учебные действия по тем или иным дисциплинам, как строить воспитательную работу с учащимися своего класса.

Традиционные виды и формы внутришкольного контроля являются эффективными и в процессе реализации ФГОС [2]:

Основным методом работы руководителей с учителями начальных классов должна выступать индивидуальная дружеская, откровенная, душевная, профессиональная беседа, в процессе которой осуществляются:

  • изучение профессиональных трудностей, выявление проблем в деятельности учителя и поддержка его в осознании им собственных профессиональных трудностей;
  • оказание помощи учителям в определении сфер деятельности, в которых можно достичь успеха, проявить свои сильные стороны, показать коллегам образец решения проблемы;
  • предоставление каждому учителю возможности выбирать способы и формы повышения мастерства, компетентности, добровольно участвовать в различных формах методической работы.
  • индивидуальная траектория развития профессиональной компетентности педагога, предусматривающая создание ситуации выбора: аспекта темы решаемой проблемы; объема выполняемой работы; способов взаимодействия с коллегами; интенсивности (сроков работы); партнеров и формы презентации продукта;
  • индивидуальные консультации, которые учитель получает с учетом собственных профессионально-личностных проблем;
  • наставничество (тьюторство).

Эффективность работы администрации с педагогическими кадрами также связана с разнообразием форм посещения и анализа уроков. Практикуется посещение уроков одного учителя на протяжении рабочего дня; нескольких уроков в одном классе; уроков учителя, преподающего предмет во всех параллельных классах; уроков разных учителей, преподающих один и тот же предмет в одной параллели; всех уроков одного учителя по большой теме программы; уроков у разных учителей и в разных классах. Многообразие форм методической поддержки учителей позволяет выбирать наиболее эффективные из них для решения задач повышения компетентности педагогов при введении ФГОС. Наиболее эффективными в совершенствовании профессиональной компетентности и управленческой готовности учителя начальных классов выступают посещение уроков учителя на протяжении рабочего дня, посещение по большой теме (тематическое посещение), посещение урока учителя администрацией с родителями [4].

Учитель начальных классов как специалист универсальный, имеющий интеллектуальную, музыкальную, художественно-эстетическую, технологическую, физкультурную, методическую подготовленность является уникальным работником в организации учебно-воспитательного процесса.

Для детей младшего школьного возраста личность учителя - основа его разностороннего развития, будущих профессиональных и жизненных достижений, что во многом обусловлено профессиональной компетентностью и управленческой готовностью учителя начальных классов, интегративно сочетающей в себе профессиональные знания, умения и качества личности.

Выполнение вышеназванных задач, создание необходимых для этого условий требуют от учителя начальных классов больших усилий. Организации труда нельзя научиться сходу. Овладеть этим умением можно только путем углубленной самообразовательной работы и практической деятельности. Для успешного управления учебно-воспитательным процессом учителю необходимо, кроме умения убедить, умение практически организовать.

Самое главное в работе учителя - это умение общаться со всеми, чтобы и взрослые и дети без стеснения шли к нему за помощью и советом.

Правильно организованная работа администрации с педагогическими кадрами позволяет не только получать достоверные сведения о работе учителей и учебе учащихся, анализировать их и принимать необходимые управленческие решения, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса, но и повышению профессиональной компетентности и формированию управленческой готовности учителей начальных классов.

Рецензенты:

Читайте также: