9 школа неопозитивизма ставящая в центр исследований анализ языка науки

Обновлено: 07.07.2024

1. Направления, представляющие современную западную философию.

2. Направление современной западной философии, определяющее критерием научности современную физику.

3. Направление западной философии, абсолютизирующее роль естественных наук в системе культуры, в духовной жизни общества.

4. Философское направление XX в., определяющее логику и математику инструментом построения эмпирического знания.

5. Философское направление 20 в., отвергающее возможности философии как теоретического познания мировоззренческих проблем.

6. Логика и математика являются инструментом построения эмпирического знания в

7. Принцип выяснения значений научных предложений в неопозитивизме.

8. Эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом.

9. Школа неопозитивизма, ставящая в центр исследований анализ языка науки.

10. Концепция неопозитивизма, сведение всех наук к наиболее развитой в настоящее время науке.

11. Философское направление XX в., главной проблемой которого является объяснение науки и роста научного знания.

12. Объяснение науки и роста научного знания является главной проблемой

13. Основатель критического рационализма.

14. Критический рационализм как направление оформилось в

15. Принцип разграничения науки и метафизики в постпозитивизме

16. Мыслитель, отрицавший существование в обществе объективных законов развития

17. Смена одной научной парадигмы другой, по Куну.

18. Философское направление, оформившееся в школу "философия жизни" в конце XIX в.

19. Представители "философии жизни".

20. Мыслитель философии жизни, рассматривавший волю как главный принцип жизни и познания.

21. Высший вид познания основанный на интуиции, по Шопенгауэру.

22. Мыслитель, считавший "волю к власти" стимулом и основой общественной жизни.

23. Автор концепции сверхчеловека, признающей неравенство людей.

24. Мыслитель, выдвинувший "понимание" как метод познания жизни.

25. Мыслитель, отрицавший существование законов в обществе.

26. Мыслитель, рассматривавший жизнь как осуществление души в мире.

27. Метод, разработанный З. Фрейдом.

28. Психоаналитический метод создал

29. Теория, объясняющая роль бессознательных явлений и процессов в жизни человека.

30. Философ, оказавший наибольшее влияние на идеи З. Фрейда.

31. Мыслитель, полагавший, что в основе культуры лежит иррациональная мотивация человека.

32. Философия существования.

33. Философия, ориентированная на проблемы человека, смысла его бытия в мире.

34. Представители экзистенциализма.

35. Создатель феноменологического метода.

36. Основатель феноменологии.

37. Представитель оптимистического направления в экзистенциализме.

38. Основная проблема в философии экзистенциализма.

39. Проблемы отчуждения и свободы являются основными для

40. Мыслитель, учение которого стало основой развития неотомизма.

41. Понятие, обозначающее ситуацию сложившуюся в культурном сознании стран Запада конца XX в.

42. Признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил.

43. Направление в теории познания XX в., связанное с использованием структурного метода.

44. Направление в теории познания XX в., основой которого является выявление структуры как относительно устойчивой совокупности отношений.

45. Направление в теории познания XX в., зарождение которого связанно с исследованиями Ф. де Соссюра

46. Ученый, с исследованиями которого связано зарождение структурализма.

47. Мыслитель, определявший задачей философии не достижение истины, а анализ логической структуры языка.

48. Характерные черты постмодернизма

– *отсутствие устойчивых принципов познания

– *неопределенность любого знания

– признание существования объективной истины

49. Негативизм характерен для

50. Направление философии XX века, основной чертой которого является негативизм

[1] К последнему принадлежат Ж.Ф. Лиотар, Фейерабенд, Ж. Деррида и др.

[2] В параграфе о предмете философии уже говорилось, что современная философия прежде всего должна быть философией науки. Желая приносить реальную научную пользу, философы должны стремиться: а) интегрировать в единую синтетическую картину те знания, которые получены отдельными специальными науками; б) упорядочивать научный язык и изучать глубоко скрытые языковые смыслы.

Признавая определенные ценности прошлой философии, неопозитивисты им отводят такое же место в духовной культуре, как религии, искусству и другим ненаучным формам человеческой деятельности.

[3] Как часто люди, не желая врать, говорят правду, но так, чтобы их поняли неправильно. Скажем, студент откровенно "клюет носом" на занятии. На вопрос преподавателя о причине этого, следует ответ: "Вы знаете, я до трех часов ночи занимался". Преподаватель удовлетворен и не догадывается, что студент занимался совсем не тем, что связано с учебным процессом.

[4] Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. 1986. С. 389.

[6] Если Вы говорите приятелю: - Приветик! - это норма; если то же самое Вы говорите ректору – это наглость.

[7] В предыдущей книге "Футурошок" (1970) Тоффлер не пытался рассмотреть характеристики нарождающегося общества и только наметил его контуры.. Через 10 лет его черты стали более явными. "Третья волна" конкретизирует и анализирует их.

1. Направления, представляющие современную западную философию.

2. Направление современной западной философии, определяющее критерием научности современную физику.

3. Направление западной философии, абсолютизирующее роль естественных наук в системе культуры, в духовной жизни общества.

4. Философское направление XX в., определяющее логику и математику инструментом построения эмпирического знания.

5. Философское направление 20 в., отвергающее возможности философии как теоретического познания мировоззренческих проблем.

6. Логика и математика являются инструментом построения эмпирического знания в

7. Принцип выяснения значений научных предложений в неопозитивизме.

8. Эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом.

9. Школа неопозитивизма, ставящая в центр исследований анализ языка науки.

10. Концепция неопозитивизма, сведение всех наук к наиболее развитой в настоящее время науке.

11. Философское направление XX в., главной проблемой которого является объяснение науки и роста научного знания.

12. Объяснение науки и роста научного знания является главной проблемой

13. Основатель критического рационализма.

14. Критический рационализм как направление оформилось в

15. Принцип разграничения науки и метафизики в постпозитивизме

16. Мыслитель, отрицавший существование в обществе объективных законов развития

17. Смена одной научной парадигмы другой, по Куну.

18. Философское направление, оформившееся в школу "философия жизни" в конце XIX в.

19. Представители "философии жизни".

20. Мыслитель философии жизни, рассматривавший волю как главный принцип жизни и познания.

21. Высший вид познания основанный на интуиции, по Шопенгауэру.

22. Мыслитель, считавший "волю к власти" стимулом и основой общественной жизни.

23. Автор концепции сверхчеловека, признающей неравенство людей.

24. Мыслитель, выдвинувший "понимание" как метод познания жизни.

25. Мыслитель, отрицавший существование законов в обществе.

26. Мыслитель, рассматривавший жизнь как осуществление души в мире.

27. Метод, разработанный З. Фрейдом.

28. Психоаналитический метод создал

29. Теория, объясняющая роль бессознательных явлений и процессов в жизни человека.

30. Философ, оказавший наибольшее влияние на идеи З. Фрейда.

31. Мыслитель, полагавший, что в основе культуры лежит иррациональная мотивация человека.

32. Философия существования.

33. Философия, ориентированная на проблемы человека, смысла его бытия в мире.

34. Представители экзистенциализма.

35. Создатель феноменологического метода.

36. Основатель феноменологии.

37. Представитель оптимистического направления в экзистенциализме.

38. Основная проблема в философии экзистенциализма.

39. Проблемы отчуждения и свободы являются основными для

40. Мыслитель, учение которого стало основой развития неотомизма.

41. Понятие, обозначающее ситуацию сложившуюся в культурном сознании стран Запада конца XX в.

42. Признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил.

43. Направление в теории познания XX в., связанное с использованием структурного метода.

44. Направление в теории познания XX в., основой которого является выявление структуры как относительно устойчивой совокупности отношений.

45. Направление в теории познания XX в., зарождение которого связанно с исследованиями Ф. де Соссюра

46. Ученый, с исследованиями которого связано зарождение структурализма.

47. Мыслитель, определявший задачей философии не достижение истины, а анализ логической структуры языка.

48. Характерные черты постмодернизма

– *отсутствие устойчивых принципов познания

– *неопределенность любого знания

– признание существования объективной истины

49. Негативизм характерен для

50. Направление философии XX века, основной чертой которого является негативизм

[1] К последнему принадлежат Ж.Ф. Лиотар, Фейерабенд, Ж. Деррида и др.

[2] В параграфе о предмете философии уже говорилось, что современная философия прежде всего должна быть философией науки. Желая приносить реальную научную пользу, философы должны стремиться: а) интегрировать в единую синтетическую картину те знания, которые получены отдельными специальными науками; б) упорядочивать научный язык и изучать глубоко скрытые языковые смыслы.

Признавая определенные ценности прошлой философии, неопозитивисты им отводят такое же место в духовной культуре, как религии, искусству и другим ненаучным формам человеческой деятельности.

[3] Как часто люди, не желая врать, говорят правду, но так, чтобы их поняли неправильно. Скажем, студент откровенно "клюет носом" на занятии. На вопрос преподавателя о причине этого, следует ответ: "Вы знаете, я до трех часов ночи занимался". Преподаватель удовлетворен и не догадывается, что студент занимался совсем не тем, что связано с учебным процессом.

[4] Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. 1986. С. 389.

[6] Если Вы говорите приятелю: - Приветик! - это норма; если то же самое Вы говорите ректору – это наглость.

[7] В предыдущей книге "Футурошок" (1970) Тоффлер не пытался рассмотреть характеристики нарождающегося общества и только наметил его контуры.. Через 10 лет его черты стали более явными. "Третья волна" конкретизирует и анализирует их.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

2. Направления, представляющие современную западную философию:

позитивизм; неопозитивизм; экзистенциализм; герменевтика; структурализм; постмодернизм.

3. Направление современной западной философии, определяющее критерием научности современную физику: неопозитивизм;

4. Направление западной философии, абсолютизирующее роль естественных наук в системе культуры, в духовной жизни общества:

5. Философское направление XX в., определяющее логику и математику инструментом построения эмпирического знания: неопозитивизм.

6. Философское направление XX в., отвергающее возможности философии как теоретического познания мировоззренческих проблем:

7. Логика и математика являются инструментом построения эмпирического знания в: логическом позитивизме;

8. Принцип выяснения значений научных предложений в неопозитивизме: верификация.

9. Эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом: верификация.

10. Школа неопозитивизма, ставящая в центр исследований анализ языка науки: логический позитивизм;

11. Концепция неопозитивизма, сведение всех наук к наиболее развитой в настоящее время науке: унификация;

12. Философское направление XX в., главной проблемой которого является объяснение сущности науки и роста научного знания: постпозитивизм;

13. Объяснение науки и рост научного знания является главной проблемой: постпозитивизма;

14. Основатель критического рационализма: К.Поппер.

15. Критический рационализм как направление оформилось в рамках:

16. Принцип разграничения науки и метафизики в постпозитивизме:

17. Мыслитель, отрицавший существование в обществе объективных законов развития: К.Поппер;

18. Смена одной научной парадигмы другой, по Куну: научная революция;

19. Философское направление, оформившееся в школу "Философия жизни" в конце XIX в.: иррационализм.

20. Представители "философии жизни": А.Шопенгауэр; Ф.Ницше;

21. Мыслитель философии жизни, рассматривавший волю как главный принцип жизни и познания: А.Шопенгауэр;

22. Высший вид познания, основанный на интуиции, по Шопенгауэру:

23. Мыслитель, считавший "волю к власти" стимулом и основой общественной жизни: Ф.Ницше.

24. Автор концепции сверхчеловека, признающей неравенство людей:

25. Мыслитель, выдвинувший "понимание" как метод познания жизни: В.Дильтей;

26. Мыслитель, отрицавший существование законов в обществе: К.Поппер;

27. Метод, разработанный З. Фрейдом: психоанализ.

28. Психоаналитический метод создал: З.Фрейд;

29. Теория, объясняющая роль бессознательных явлений и процессов в жизни человека: психоанализ;

30. Философ, оказавший наибольшее влияние на идеи З. Фрейда:

31. Мыслитель, полагавший, что в основе культуры лежит иррациональная мотивация человека: З.Фрейд;

32. Философия существования: экзистенциализм.

33. Философия, ориентированная на проблемы человека, смысла его бытия в мире: экзистенциализм;

34. Представители экзистенциализма: Ж.-П.Сартр; К.Ясперс.

35. Создатель феноменологического метода: Э.Гуссерль;

36. Основатель феноменологии: Э.Гуссерль;

37.Представитель оптимистического направления в экзистенциализме:

38. Основная проблема в философии экзистенциализма: свобода; отчуждение;

39. Проблемы отчуждения и свободы являются основными для: экзистенциализма;

40. Мыслитель, учение которого стало основой развития неотомизма:

41. Понятие, обозначающее ситуацию, сложившуюся в культурном сознании стран Запада конца XX в.: постмодернизм;

42. Признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил: релятивизм;

43. Направление в теории познания XX в., связанное с использованием структурного метода: структурализм.

44. Направление в теории познания XX в., основой которого является выявление структуры как относительно устойчивой совокупности отношений: структурализм;

45. Направление в теории познания XX в., зарождение которого связанно с исследованиями Ф. де Соссюра: структурализм;




46. Ученый, с исследованиями которого связано зарождение структурализма: Ф.де Соссюр;

47. Мыслитель, определявший задачей философии не достижение истины, а анализ логической структуры языка: Л.Витгенштейн.

48. Характерные черты постмодернизма: негативизм; релятивизм;

49. Негативизм характерен для: а) постмодернизма;

50. Направление философии XX века, основной чертой которого является негативизм: постмодернизм;

51. Фамилия мыслителя, который первым ввел в науку термин "социология": О.Конт;

52. Основоположник социологии как самостоятельной науки об обществе: О.Конт;

53. Философское направление, основоположником которого является О. Конт: позитивизм.

54. Философское направление, утверждающее, что подлинное знание - совокупный результат специальных наук: позитивизм;

55. Позитивистские идеи О. Конта развивал: Г.Спенсер;

56. Направление социальной философии, развивавшееся параллельно с позитивизмом: марксизм;

57. Эпоха, центральной идеей которой являлось покорение природы человеком: Новое время;

58. Фамилия мыслителя, отрицавшего существование каких-либо универсальных исторических законов: К.Поппер;

59. Фамилия мыслителя, придерживающегося принципа "не может быть никаких исторических законов, объясняющих историю в целом":

60. Доминирующая сфера общества в концепции постиндустриализма:

1. Философия, сформированная под влиянием немецкой классической и марксистской философии: неомарксизм;

2. Направления, представляющие современную западную философию:

позитивизм; неопозитивизм; экзистенциализм; герменевтика; структурализм; постмодернизм.

3. Направление современной западной философии, определяющее критерием научности современную физику: неопозитивизм;

4. Направление западной философии, абсолютизирующее роль естественных наук в системе культуры, в духовной жизни общества:

5. Философское направление XX в., определяющее логику и математику инструментом построения эмпирического знания: неопозитивизм.

6. Философское направление XX в., отвергающее возможности философии как теоретического познания мировоззренческих проблем:

7. Логика и математика являются инструментом построения эмпирического знания в: логическом позитивизме;

8. Принцип выяснения значений научных предложений в неопозитивизме: верификация.

9. Эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом: верификация.

10. Школа неопозитивизма, ставящая в центр исследований анализ языка науки: логический позитивизм;

11. Концепция неопозитивизма, сведение всех наук к наиболее развитой в настоящее время науке: унификация;

12. Философское направление XX в., главной проблемой которого является объяснение сущности науки и роста научного знания: постпозитивизм;

13. Объяснение науки и рост научного знания является главной проблемой: постпозитивизма;

14. Основатель критического рационализма: К.Поппер.

15. Критический рационализм как направление оформилось в рамках:

16. Принцип разграничения науки и метафизики в постпозитивизме:

17. Мыслитель, отрицавший существование в обществе объективных законов развития: К.Поппер;

18. Смена одной научной парадигмы другой, по Куну: научная революция;

19. Философское направление, оформившееся в школу "Философия жизни" в конце XIX в.: иррационализм.

20. Представители "философии жизни": А.Шопенгауэр; Ф.Ницше;

21. Мыслитель философии жизни, рассматривавший волю как главный принцип жизни и познания: А.Шопенгауэр;

22. Высший вид познания, основанный на интуиции, по Шопенгауэру:

23. Мыслитель, считавший "волю к власти" стимулом и основой общественной жизни: Ф.Ницше.

24. Автор концепции сверхчеловека, признающей неравенство людей:

25. Мыслитель, выдвинувший "понимание" как метод познания жизни: В.Дильтей;

26. Мыслитель, отрицавший существование законов в обществе: К.Поппер;

27. Метод, разработанный З. Фрейдом: психоанализ.

28. Психоаналитический метод создал: З.Фрейд;

29. Теория, объясняющая роль бессознательных явлений и процессов в жизни человека: психоанализ;

30. Философ, оказавший наибольшее влияние на идеи З. Фрейда:

31. Мыслитель, полагавший, что в основе культуры лежит иррациональная мотивация человека: З.Фрейд;

32. Философия существования: экзистенциализм.

33. Философия, ориентированная на проблемы человека, смысла его бытия в мире: экзистенциализм;

34. Представители экзистенциализма: Ж.-П.Сартр; К.Ясперс.

35. Создатель феноменологического метода: Э.Гуссерль;

36. Основатель феноменологии: Э.Гуссерль;

37.Представитель оптимистического направления в экзистенциализме:

38. Основная проблема в философии экзистенциализма: свобода; отчуждение;

39. Проблемы отчуждения и свободы являются основными для: экзистенциализма;

40. Мыслитель, учение которого стало основой развития неотомизма:

41. Понятие, обозначающее ситуацию, сложившуюся в культурном сознании стран Запада конца XX в.: постмодернизм;

42. Признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил: релятивизм;

43. Направление в теории познания XX в., связанное с использованием структурного метода: структурализм.

44. Направление в теории познания XX в., основой которого является выявление структуры как относительно устойчивой совокупности отношений: структурализм;

45. Направление в теории познания XX в., зарождение которого связанно с исследованиями Ф. де Соссюра: структурализм;

46. Ученый, с исследованиями которого связано зарождение структурализма: Ф.де Соссюр;

47. Мыслитель, определявший задачей философии не достижение истины, а анализ логической структуры языка: Л.Витгенштейн.

48. Характерные черты постмодернизма: негативизм; релятивизм;

49. Негативизм характерен для: а) постмодернизма;

50. Направление философии XX века, основной чертой которого является негативизм: постмодернизм;

51. Фамилия мыслителя, который первым ввел в науку термин "социология": О.Конт;

52. Основоположник социологии как самостоятельной науки об обществе: О.Конт;

53. Философское направление, основоположником которого является О. Конт: позитивизм.

54. Философское направление, утверждающее, что подлинное знание - совокупный результат специальных наук: позитивизм;

55. Позитивистские идеи О. Конта развивал: Г.Спенсер;

56. Направление социальной философии, развивавшееся параллельно с позитивизмом: марксизм;

57. Эпоха, центральной идеей которой являлось покорение природы человеком: Новое время;

58. Фамилия мыслителя, отрицавшего существование каких-либо универсальных исторических законов: К.Поппер;

59. Фамилия мыслителя, придерживающегося принципа "не может быть никаких исторических законов, объясняющих историю в целом":

Неопозитивизм - одно из основных направлений буржуазной философии 20 в., возникшее и развивающее как течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием современной науки, — роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, природы и функции математизации и формализации знания и пр. Главная идея неопозитивизма – философия должна заниматься логическим анализом языка науки, поскольку язык, как и язык науки, - главное средство, через которое человек позитивно (достоверно, научно) воспринимает окружающий мир. Философия должна заниматься логическим анализом текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем, семантикой (смыслом), заключенной в знаках (этим неопозитивизм сближается с герменевтикой). Основной принцип неопозитивизма – принцип верификации – сравнения всех положений науки с фактами опыта. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл, представляет интерес для науки, когда его можно верифицировать – подвергнуть опытной проверке фактами. Другой основной целью неопозитивизма (помимо логического анализа языка науки) является освобождение философии от метафизических (не имеющих достоверного научного решения) проблем.

Основной принцип неопозитивизма — принцип верификации— сравнения всех положений науки с фактами опыта. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл, представляет интерес для науки, когда его можно верифицировать — подвергнуть опытной проверке фактами.

Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог) — верификации не подлежат, а следовательно, эти проблемы являются псевдопроблемами, не имеющими достоверного научного разрешения. Они должны быть исключены из философии.

Другой основной целью неопозитивизма (помимо логического анализа языка науки) является освобождение философии от

Основными представителями неопозитивизма были:

• философы "Венского-кружка"(М. Шлик - основатель; его последователи - Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейехенбах);

• представители Львовско-Варшавской школы(А. Тарский, Я. Лукасевич);

• Б. Рассел(1872 - 1970);

• Л. Витгенштейн(1889 - 1951).

Львовско-Варшавская школаПервоначально сформировалась во Львове, когда тот еще был австрийским. После обретения Польшей независимости в 1918 году центр школы переместился в Варшаву. Днем рождения школы принято считать 15 октября 1895, когда Твардовский получил кафедру философии во Львовском университете (в этот день им была прочитана первая вступительная лекция по философии). В 1930-е годы Львовско-варшавская школа развивалась под сильным влиянием Венского кружка неопозитивизма. С началом Второй мировой войны и оккупацией Польши немецкими войсками (1939) школа как целостность перестает существовать. Основные идеи школы заключались в предпосылке, что философия является наукой, а значение и смысл термина определяются способом его употребления и имеют конвенциональную природу. Истиной в школе считалось только такое суждение, которое утверждало существование предмета в том случае, если он действительно существовал, и отрицало в если он не существовал [1] . Одной из особенностей школы был реизм в убеждение в том, что существуют только вещи [2] . Реизм возник в результате сомнений Котарбинского в существовании свойств. В этике Котарбинский различал моральную деонтологию (как жить так, чтобы называться порядочным человеком), теорию эффективного действия (праксеология) и учение о счастье (фелицитология). Эмпирической основой этики являются моральные свидетельства.

1) Структурализм; 2) Позитивизм;3) Сенсуализм.

2. Мыслителем, отрицавшим существование в обществе объективного развития, является

1)К. Поппер;2)О. Конт;3)К. Юнг.

3. Теорию З. Фрейда называют … 1)Сенсуализм; 2)Психоанализ; 3)Рационализм.

5. Кто автор концепции сверхчеловека, признающей неравенство людей?

1)З. Фрейд; 2)А. Шопенгауэр; 3)Ф. Ницше.

6. Школа неопозитивизма, ставящая в центр исследований анализ языка науки – это …

1)Французская; 2)Польская; 3)Венская.

8. Мыслитель философии жизни, рассматривавший волю как главный принцип жизни и познания – это … 1)Ф. Ницше; 2)Э. Фромм; 3)А. Шопенгауэр.

9. Философия человеческого существования называется …

1)романтизмом; 2)модернизом; 3)экзистенциализмом.

10. Какую теорию выдвинул Д. Белл?

1)Индустриального общества;2)Информационного общества;3)Рабовладельческого общества.

11. Кто считается основателем интуитивизма? 1)Д. Белл; 2)С. Кьеркегор; 3)А. Бергсон.

13. Кто развивал позитивистские идеи О. Конта? 1) Г. Юм; 2) Г. Зиммель; 3) Г. Спенсер.

14. Направление в теории познания 20 в., зарождение которого связано с исследованиями Ф. де Соссюра называется … 1) Структурализм; 2) Модернизм; 3)Авангардизм.

15. Соотнесите мыслителей и их основные философские категории.

Тест 10. Философия 19-20 вв.

1. Философское направление, утверждающее, что подлинное знание - совокупный результат специальных наук - это …

1)Структурализм; 2)Позитивизм; 3)Сенсуализм.

2. Мыслителем, отрицавшим существование в обществе объективного развития, является …

1)К. Поппер; 2)О. Конт; 3)К. Юнг.

3. Теорию З. Фрейда называют … 1)Сенсуализм; 2)Психоанализ; 3)Рационализм.

5. Кто автор концепции сверхчеловека, признающей неравенство людей?

1)З. Фрейд; 2)А. Шопенгауэр; 3)Ф. Ницше.

6. Школа неопозитивизма, ставящая в центр исследований анализ языка науки – это …

1)Французская; 2)Польская; 3)Венская.

8. Мыслитель философии жизни, рассматривавший волю как главный принцип жизни и познания – это … 1)Ф. Ницше; 2)Э. Фромм; 3)А. Шопенгауэр.

9. Философия человеческого существования называется …

1)романтизмом; 2)модернизом; 3)экзистенциализмом.

10. Какую теорию выдвинул Д. Белл?

1)Индустриального общества; 2)Информационного общества; 3)Рабовладельческого общества.

11. Кто считается основателем интуитивизма? 1)Д. Белл; 2)С. Кьеркегор; 3)А. Бергсон.

13. Кто развивал позитивистские идеи О. Конта? 1)Г. Юм; 2)Г. Зиммель; 3)Г. Спенсер.

14. Направление в теории познания 20 в., зарождение которого связано с исследованиями Ф. де Соссюра называется … 1)Структурализм; 2)Модернизм; 3)Авангардизм.

15. Соотнесите мыслителей и их основные философские категории.

Тест 10. Философия 19-20 вв.

1. Философское направление, утверждающее, что подлинное знание - совокупный результат специальных наук - это …

1)Структурализм; 2)Позитивизм; 3)Сенсуализм.

2. Мыслителем, отрицавшим существование в обществе объективного развития, является …

1)К. Поппер; 2)О. Конт; 3)К. Юнг.

3. Теорию З. Фрейда называют … 1)Сенсуализм; 2)Психоанализ; 3)Рационализм.

5. Кто автор концепции сверхчеловека, признающей неравенство людей?

1)З. Фрейд; 2)А. Шопенгауэр; 3)Ф. Ницше.

6. Школа неопозитивизма, ставящая в центр исследований анализ языка науки – это …

1)Французская; 2)Польская; 3)Венская.

8. Мыслитель философии жизни, рассматривавший волю как главный принцип жизни и познания – это … 1)Ф. Ницше; 2)Э. Фромм; 3)А. Шопенгауэр.

9. Философия человеческого существования называется …

1)романтизмом; 2)модернизом; 3)экзистенциализмом.

10. Какую теорию выдвинул Д. Белл?

1)Индустриального общества; 2)Информационного общества; 3)Рабовладельческого общества.

11. Кто считается основателем интуитивизма? 1)Д. Белл; 2)С. Кьеркегор; 3)А. Бергсон.

13. Кто развивал позитивистские идеи О. Конта? 1)Г. Юм; 2)Г. Зиммель; 3)Г. Спенсер.

14. Направление в теории познания 20 в., зарождение которого связано с исследованиями Ф. де Соссюра называется … 1)Структурализм; 2)Модернизм; 3)Авангардизм.

15. Соотнесите мыслителей и их основные философские категории.

Тема: Русская философия

130. Древнерусский мыслитель, изложивший в своем труде этически кодекс поведения:

Мономах;




131. Смена средневекового типа философствования новоевропейским в русской философии произошла в…

В;

132. Что является философией Ломоносова, составившей основу физической химии?

Корпускулы.

133. Представитель русского космизма, первым выдвинувший идею овладения Космосом – это …

Федоров.

134. Течение русской философской мысли 30-40-х г. 19 в., в котором вера выступает первичным фактором, обусловившим историческую деятельность народа – это …

Славянофилы;

135. Течение русской философской мысли, трактовавшее историю России как часть общемирового исторического процесса – это …

Западничество.

136. Течение русской социально-философской мысли, определявшее самодержавную монархию как единственную форму правления государств, способную обеспечить целостность и устойчивость России – это …:

Консерватизм;

137. Кто разработал оригинальную философскую концепцию консерватизма?

Леонтьев;

138. Одним из основоположников культурологического понимания хода истории является …

Данилевский;

139. Русский философ 19 в., считавший религиозную веру выше разума – это…

Соловьев.

В. Соловьеву;

3) Ф. Достоевскому.

141. Основная идея философии В. Соловьева – это …

Всеединство;

142. Основная проблема, рассматриваемая Федоровым – это …

Бессмертие.

143. Соотнесите идейные течения и их представителей.

А)Западники Г 1)Бугаев, Чижевский, Циолковский, Умов.
Б)Революционные демократы В 2)Достоевский, Леонтьев, Данилевский, Страхов.
В)Почвенники Б 3)Герцен, Белинский.
Г)Космисты А 4)Белинский, Чаадаев, Грановский, Огарев.

144. Религиозными философами являются …

Флоренский;

Соловьев;

Лосский;

Шестов.

145. Направления религиозной философии:

Православие;

Плеханов;

Анархия.

148. Политика, по определению Ленина, есть:

149. Представителем русской философии, утверждавшим, что человек – высшее произведение природы, является …

Чернышевский.

200. Соотнесите даты с особенностями развития философии в советский период:

•А) 1917-1930 – Б 1)период полной идеологизации философии.

•Б) 1930-1950– В 2) период возрождения самостоятельной философии.

•В) 1950-1980 –А -3)Время продолжающихся дискуссий при сильном давлении официального марксизма.

Часть 2. Теория философии

Тема: Философия, ее функции

150. Что такое философия?

1)Доминирующая в данном обществе мировоззренческая позиция;

2)Система взглядов, основанная исключительно на религиозных взглядах и аскетическом опыте;

3)Форма общественного сознания, представляющая собой систему наиболее общих понятий о мире, месте человека в нем, и является теоретической основой мировоззрения.

151. Где возникла философия?

1)Греция, Индия, Китай;

2)Египет, Вавилон, Ассирия;

3)Древняя цивилизация майя.

152. Совокупность принципов, убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности человека, социальных групп, класса, или общества в целом – это …

153. Вера в существование сверхъестественных сил, называется:

154. Функцией философии, которая способствует формированию целостной картины мира, представлений об ее устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром, является …

155. Функцией философии, которая имеет целью подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать новые черты, качества, вскрывать противоречия, расширять границы познания, разрушать догмы, окостенелости знания, является …

156. Какая функция философии не относится к основным:

Критическая;

Мировоззренческая;

157. Функция философии, объясняющая общественное бытие и способствующая его материальному и духовному изменению – это …

158. Функция философии, связанная с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира – это …

159. Функция философии, которая имеет целью направленное и достоверное познание окружающей действительности:

160. Функция философии, которая способствует выработке методов познания окружающей действительности, называется:

161. Понятие, характеризующее нерасчлененность мировоззренческих представлений в первобытном обществе – это …

162. Какие разделы составляют общую структуру предмета философии?

1)Учение о бытии (онтология), человеке, политике;

2)Учение о бытии (онтология), познании (гносеологии), человеке, обществе;

3)Учение о бытии (онтология), познании (гносеологии), этика и эстетика.

163. На что опирается философия?

1)На разум и объективные знания;

2)На эмпирические данные;

3)На знания авторитетных источников.

164. Какой вопрос является основным вопросом философии?

1)Вопрос о смысле жизни;

2)Вопрос об отношении бытия и мышления;

3)Вопрос о происхождении человечества.

165. Специфика философских вопросов заключается в том, что они являются…

166. Одновременно направлением в философии и философским методом является…

Тема: Онтология. Учение о бытии и материи

167. Мир имеет или материальное начало, или духовное, утверждает …

Монизм;

Учение о сущем;

2)Учение о человеке;

3)Учение о познании.

169. Философское понятие для обозначения всего сущего – это …

Бытие.

170. Как в разные эпохи рассматривалась проблема бытия?

171. Предельно общее, универсальное понятие, в котором представлены всеобщие связи и отношения реальности – это …

Категория;

172. Соотнесите античных мыслителей и их понимание бытия.

А)Парменид Г 1)бытие есть идея
Б)Гераклит В 2)бытие есть атом
В)Демокрит Б 3)бытие пронизано борьбой противоположностей
Г)Платон А 4)бытие – это сущее

В.

174. Философское направление, выводящее все из одного духа, объясняющее возникновение материи из духа или подчиняющий ему материю – это …

Объективный идеализм;

175. Существующее независимо от чего другого – это …

Субстанция;

176. Соотнесите философские направления и их представителей.

А)Идеалистический монизм В 1)Кузанский, Коперник, Бруно, Спиноза
Б)Материалистический монизм Б 2)Фейербах, Маркс, Энгельс, Ленин
В)Пантеистический монизм А 3)Платон, Аристотель, Августин, Гегель

177. Определите соотношение между позициями в философии к анализу субстанций.

А)Материалистический монизм В 1)существует одна субстанция – Бог, отождествляемый с природой
Б)Идеалистический монизм Б 2)существует одна субстанция – идеальное начало
В)Пантеистический монизм А 3)существует одна субстанция – материя

178. Какое направление утверждает, что существует множество исходных оснований и начал бытия?

Плюрализм;

179. Свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей объекта или процесса – это …

Отражение;

180. Коренной перелом в развитии, качественное преобразование предмета и явления в результате количественных изменений – это …

Скачок;

181. Действительность, сфокусированная в сознании субъекта – это …

Субъективной реальностью;

182. Действительность, существующая вне человеческого сознания, называется…

Объективной реальностью.

183. Длительность существования вещей и процессов – это …

Время;

184. Определите соответствие между разными эпохами и взглядами на проблему материи.

А)В эпоху средних веков Г 1)материя объективная реальность
Б)В эпоху Возрождения В 2)материя – это субстанция
В)В эпоху Нового времени Б 3)материя – совокупность физических сил
Г)Современное представление А 4)материя производна от Духа

185. Чему присуще отражение?

Всей материи.

186. Соотнесите философский подход и соответствующее понимание материи.

187. Определите соответствие между основными формами движения материи и их сущностью.

А)Социальная Д 1)движение теплоты, света, магнетизм, гравитация, движение атомов
Б)Механическая Г 2)сложные взаимодействия молекул
В)Биологическая В 3)существование и развитие живых организмов
Г)Химическая Б 4)перемещение тел в пространстве
Д)Физическая А 5)вся совокупность явлений и процессов, протекающих в рамках общественной жизни

Тема: Философия природы

188. Философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности – это …

189. Наука, изучающая проблемы взаимодействия общества и окружающей среды – это …

191. Философское течение, приписывающее процессам и явлениям природы целесообразность – это …

Тема: Учение о развитии. Диалектика

192. Предельно общее, универсальное понятие, в котором представлены всеобщие связи и отношения реальности – это …

Категория;

193. Центральным понятием диалектики является …

Развитие.

194. Философским учением о всеобщих связях бытия и развития всего сущего называется …

Диалектика;

195. В истории философии существовала не только диалектика, но и ее противоположность – …

Метафизика.

196. Для какого направления философии характерно непонимание всеобщей связи явлений, отрицание развития?

Метафизика;

197. Внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие дифференциальных и автономных частей целого, обусловленных строением – это…

Организация;

198. Ключевым моментом диалектической концепции развития является принцип…

Противоречия;

199. Категория диалектики, обозначающая необходимое условие или основу возникновения некоторого процесса, события – это …

Причина;

Случайное.

201. Процесс, осуществляемый в определенном порядке: тезис (утверждение), антитезис (отрицание), синтез ( отрицания отрицания), по Гегелю, является …

202. Коренной перелом в развитии, качественное преобразование предмета или явления в результате количественного изменения – это …

Скачок;

203. Переход от одного количества к другому – это …

Скачок;

Источник развития;

2)Отражение качеств вещи;

2)Отражение качеств вещи;

Механизм развития.

Тенденции развития.

206. Степень развития свойств предмета – это …

Количество;

207. Характеристика предмета, проявляющаяся в его отношениях с другими предметами есть …

Свойство;

208. Определите соответствие между разными периодами времени в понимании диалектики в разные времена.

А)Античность Д 1)учение о развитии духа
Б)Материализм Г 2)развитие природы как целого
В)Средние века В 3)учение о развитии всемирной истории
Г)Новое время Б 4)учение о развитии всего сущего
Д)Философия Гегеля А 5)способ сочетания противоположных линий в поиске истины

Тема: Проблема человека

209. Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания – это …

Антропоцентризм;

210. Уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов, явлений неживой природы, небесных тел, мифологических существ называется…

Антропоморфизм;

211. Учение о человеке – это …

Антропология;

212. Конкретный представитель человеческого рода, которому наряду с родовыми чертами, присущи сугубо индивидуальные черты – это …

Индивид;

213. Совокупность свойств и способностей, отличающих данного индивида от массы других – это

Индивидуальность;

214. Ограничение или подавление чувств, желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества – это …

Аскетизм.

215. Направлением в этике, утверждающим наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения, является …

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Постнеклассическая философия XX века

Описание презентации по отдельным слайдам:

Постнеклассическая философия XX века

Постнеклассическая философия XX века

1. Исторические предпосылки возникновения современного неопозитивизма Причин.

1. Исторические предпосылки возникновения современного неопозитивизма
Причины возникновения неопозитивизма тесно связаны с развитием естествознания, стремлением понять трудности его роста.
Гносеологические причины:
-относительность знаний
-процесс математизации и формализации наук, проявившийся в связи с развитием теоретических разделов науки.

2. Позитивизм XIX века Конта, Милля и Спенсера.

2. Позитивизм XIX века Конта, Милля и Спенсера.

3. Эмпириокретинизм субъективных идеалистов Маха, Авенариуса

3. Эмпириокретинизм субъективных идеалистов Маха, Авенариуса

4. Современный неопозитивизм; представители, характерные черты. Представител.

4. Современный неопозитивизм; представители, характерные черты.
Представители:
М. Шлик,
Р. Карнап,
Г. Рейхенбах,
Л. Витгенштейн,
К. Поппер.

5. Основные принципы современного неопозитивизма Основные принципы: Верифика.

5. Основные принципы современного неопозитивизма
Основные принципы:
Верификация,
Фальсификация,
Лингвистического анализа языка.

6. Постпозитивизм, его особенности и отличия от неопозитивизма.Постпозитиви́з.

6. Постпозитивизм, его особенности и отличия от неопозитивизма.
Постпозитиви́зм — общее название для нескольких школ философии науки, объединённых критическим отношением к эпистемологическим учениям, которые были развиты в рамках неопозитивизма и обосновывали получение объективного знания из опыта.

7. Структурализм, постструктурализм и герменевтика: общая характеристика. С.

7. Структурализм, постструктурализм и герменевтика: общая характеристика.

Структурализм — направление и интеллектуальное движение в
современной (в основном континентальной) философской мысли.
Наиболее влиятелен структурализм был во Франции в 1960-х годах.

Постструктурализм — философское направление, методология
культурного анализа. Был распространён в 1970-е и 1980-е годы.

Герменевтика - направление в философии XX века, выросшее на
основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения
герменевтики задача философии заключается в истолковании
предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь
призму культуры, которая представляет собой совокупность
основополагающих текстов.

8. Экзистенциальная философия, представители, основные проблемы, специфически.

8. Экзистенциальная философия, представители, основные проблемы, специфические черты
Представители:
В России: Л. Шестов, Н. Бердяев.
В Германии: М. Хайдеггер, К. Ясперс.
Во Франции: Ж. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти, Г. Марсель.

 УПОРОТАЯ ЛИСА

ТестФилософское направление, утверждающее, что подлинное знание – совокупный.

Тест
Философское направление, утверждающее, что подлинное знание – совокупный результат специальных наук - это …

ТестМыслителем, отрицавшим существование в обществе объективного развития, яв.

Тест
Мыслителем, отрицавшим существование в обществе объективного развития, является …

ТестШкола неопозитивизма, ставящая в центр исследований анализ языка науки –.

Тест
Школа неопозитивизма, ставящая в центр исследований анализ языка науки – это …

ТестКто развивал позитивистские идеи Конта? а) Юм; б) Зиммель; в) Спенсер.

Тест
Кто развивал позитивистские идеи Конта?

ТестПринцип выяснения значений научных предложений в неопозитивизме – а) Ун.

Тест
Принцип выяснения значений научных предложений в неопозитивизме –

ТестЛогика и математика являются инструментом построения эмпирического знания.

Тест
Логика и математика являются инструментом построения эмпирического знания в :

ТестКонцепция неопозитивизма, сведение всех наук к наиболее развитой в насто.

Тест
Концепция неопозитивизма, сведение всех наук к наиболее
развитой в настоящее время науке:

Читайте также: