7 философское учение аристотеля логика как органон познания классификация наук кратко

Обновлено: 03.07.2024

Аристотель различает троякого рода науки: 1) теоретические науки ведут поиск ради знания как такового; 2) практические науки, дающие руководящие идеи для поведения человека; 3) поэтические (творческие), где познание совершается с целью достижения пользы или осуществления чего-либо прекрасного.

Практические науки : этика и политика

Что касается практических (в широком смысле) наук, то они охватывают область внешней, направленной вовне предметно-практической деятельности. Собственно практические науки (в узком смысле слова) имеют своей целью выработку общих, руководящих принципов, регулирующих поведение человека. Этика, в понимании Аристотеля, — это особая, практическая наука о добродетели (нравственности), цель которой - научить человека, как стать счастливым. Этика должна помочь человеку осознать главные цели своей жизнедеятельности, решить вопрос о возможности воспитания в государстве добродетельных граждан, поэтому она, наряду с политикой, является очень важной практической наукой.

Творческие науки ( поэтические ):

Аристотель определяет риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета. У риторики есть своя цель — выяснить средства и методы эффективного убеждения. Риторика не просто методология убеждения, она анализирует процессы завоевания умов. Будучи сестрой логики, она уточняет структуру мышления и разумного обоснования. Риторы изучают распространенные способы общения, восхваления, защиты и обвинения, при этом используют не первичные посылки, необходимые для научного доказательства, а расхожие мнения. Энтимемой называют силлогизм, ведущий слушателя от вероятного к нужному выводу, минуя логические переходы. Другой риторический прием опирается на силу примера, аналогия, как и логическая индукция, отсылает к интуитивно очевидному.

Платон рассматривал поэзию и искусство вообще как результат двойного копирования: художники подражают феноменам, которые в свою очередь копируют идеи как вечные парадигмы. Искусство, будучи видением фантома, лишено подлинности, удалено от истины бытия.

Аристотель занял принципиально иную позицию. Он считал, что поэтический мимесис, или подражание, воплощает собой такую форму активности души, которая способна перевести обычные реальные предметы в иное измерение. Цель поэта — говорить не о том, что произошло, а о том, что могло бы случиться с той или иной степенью необходимости в разных обстоятельствах.

Билет 13

Этика Аристотеля. Правило золотой середины

Этика Аристотеля (384 – 322) является эвдемонистической, поскольку смысл и цель жизни человека видится философом в достижении счастья. По Аристотелю, счастье есть высшее благо и представляет собой единство полноты жизни и полноты добродетели. Добродетели же подразделяются на дианоэтические, производные от разума, и этические, зависящие от воли и желания человека.

Билет 14


Великий древнегреческий философ Аристотель, который проживал в 384 – 322 годах до нашей эры, оставил в своих фундаментальных трудах великое наследие.

Собственно, на материалистических представлениях и строится философское учение Аристотеля. По его мнению, сущность, то есть причина всего существующего бытия, заключается в материи или субстрате, а это то, из чего все и возникает.

Нельзя рассматривать философские взгляды Аристотеля о сущности бытия без диалектических его взглядов. Диалектика Аристотеля заключалась в изучении противоположных знаний, источником которых был чувственный опыт. Именно исходящие из опыта знания, причем те, которые противоположны, могут дать самую достоверную картину бытия. На пересечении различных суждений, мнений, знания и рождается истинности.

Как отец логики, Аристотель также считал, что лишь путем восприятия чувственного познания, мы не можем достигнуть желаемой достоверности, поэтому нужно подключать еще и деятельность мозга – логики. Существует три трактата по логике, которые вышли из-под руки известного античного мыслителя.

Благодаря логике, как рассуждал Аристотель, потенциальное знание становится существенным. Логику нужно разрабатывать, ведь она также не дается человеку от рождения – надо научится совмещать факты, проверять их на истинность, концентрировать внимание на сущности этих фактов.

Поиск истины облегчается в учении Аристотеля, ведь он вводит категории, в рамках которых мы можем исследовать интересующие нас объекты: количество, сущность, качество, страдание, действие, время, состояние, положение, место, отношение. Можно предполагать, представлять себе эти категории критериями отбора научного знания, которое попадает в площину нашего познания.

Великому уму этого мыслителя также принадлежит классификация наук: существуют теоретические науки, практические, которые он еще называет нормативными, поэтические науки.

Под поэтическими науками Аристотель понимал те, которые регулируют производство предметов, смежные науки, а именно риторика. Практические науки относятся к практическому роду действия, но не к выработку чего-то, а к регулированию, например, политика является главенствующей единицей в системе практических или нормативных наук. Что касается теоретических наук, то к их числу известный древнегреческий философ относит математику, физику и, конечно же, философию.

Как известно из-под пера Аристотеля также вышел трактат по этике. В нем философ рассмотрел фундаментальные понятия добра и зла, а сосредоточил свое внимание на понятии блага и добродетели. Добро и благо переходят из теоретического поля в рассуждениях Аристотеля в практическое, ведь суть добра, по мнению философа, заключается не просто в осознании, что такое добро, а в господстве разумного над чувственным именно в моменты принятия решения.





Изучение всех сочинений Аристотеля, посвященных вопросам логики или, по крайней мере, рассматривающих эти вопросы, показывает, что в логических исследованиях Аристотеля наибольшее его внимание привлекали три проблемы:

2) вопрос о двухосновных методах выяснения уже не вероятного только знания, а знания достоверного; эти методы — определение и доказательство;

3) вопрос о методе нахождения посылок знания; это индукция.

Таковы, некоторые виды логического испытания предложений. Самым ценным из них будет испытание точности, с которой указывается род определяемого. Для этого рассматриваются отношения определяемого предмета к различным видам его рода: если он не попал ни в один из них, то это доказывает, что он и не принадлежит к указанному роду; или проверяют, действительно ли указанный род ближайший, а для этого исследуют, не входят ли в этот род термины, отличные от определяемого.

Теория достоверного познания. Определение и доказательство

Вторая часть теории познания совпадает с логикой. Она выясняет условия, исследует методы уже не вероятного только, а достоверного знания. Главные предмета этой части — теория определения и теория доказательства

В теории определения, разработанной Аристотелем, раскрывается двоякая точка зрения на определение и определяемое. [24]

Согласно первой точке зрения на определение, задача определения в том, чтобы указать такие свойства определяемой сущности, которые, не составляя самой этой сущности как таковой, все же следовали бы из нее. Только при наличии определения знанию не угрожает регресс в бесконечность, а доказательство получает необходимый для него отправной пункт. Но как возможно такое определение? Его доказательство неосуществимо, Оно было бы всего лишь тавтологией. В самой задаче такого доказательства таилось бы противоречие. Оно обусловлено тем, что термины, связь которых в целях доказательства должна быть доказана и которые, стало быть, предполагаются как раздельные, в действительности не отделимы друг от друга, а составляющая предмет определения индивидуальная сущность разложена на элементы (термины) лишь произвольно и сама по себе неделима В случае определения таких индивидуальных сущностей эти сущности, правда, воспринимаются чувствами, но оказываются неделимыми и в возможности и в действительности. Они неделимы по форме и могут быть только постигаемы умом как не сводимые ни на что дальнейшее.

Такова первая точка зрения на определение. Но ею вопрос об определении не исчерпывается. Согласно второй точке зрения Аристотеля на определение неделимые простые сущности имеют бытие не только как сущности в себе, но и как сущности для нас. Простые сами по себе, они делимы, так как составляют предмет мысли нашего не абсолютного, но конечного ума. Какой бы простой ни была мыслимая сущность, мы можем мыслить ее только при условии, если мыслим отношение ее к какой-то другой сущности: если, например, мыслим ее как входящую в некий род, внутри которого она выделяется при помощи определяющего ее вид различия. Поэтому невозможное в случае изолированной неделимой индивидуальной сущности определение все же возможно и весьма действенно в случае мышления посредством отношений. В этом смысле сами категории — высшие и самые общие роды бытия: субстанция, качество, количество, отношение, время, место и т. д. — представляют собой простые природы и вместе общие роды всякого мыслимого отношения.

Совмещение обеих указанных точек зрения на определяемые сущности проливает свет на черты определения как элемента и условия достоверного знания.

Именно этот метод применяется в доказательстве. Последнее есть умозаключение, в котором из сущности с необходимостью получаются истинные свойства. Свойства эти следуют из сущности, но не порождают ее как таковую. Научное умозаключение исходит как из начальных и непосредственных, из максимально очевидных истин. Заключение зависит от них как от своей причины, а его применение адекватно его предмету.

Задача доказательства — привести к усмотрению, что некоторое свойство принадлежит предмету или что некий предикат принадлежит субъекту.

Поэтому и знание о причине есть знание об общем. Во всех доказательствах, выясняющих принадлежность некоторого свойства, некоторой сущности, причина — всеобщая. Она есть часть содержания более обширного всеобщего и вместе с тем содержит в себе менее широкое всеобщее или же часть этого всеобщего: коллективную либо единичную.

Особенно ясно выступает свойство среднего термина быть причиной в достоверных доказательных умозаключениях. Во всех таких умозаключениях достоверность их — не только достоверность какой-то причины, а именно истинной причины.

Недоказуемые элементы

Аристотель различает три вида недоказуемых начал: 1) аксиомы; 2) предположения; 3) постулаты.

Метод установления исходных принципов науки

Индукция отправляется от единичных опытов и есть нечто, наилучшим образом известное, но лишь с точки зрения восприятия.

Напротив, индукция лишь направляет мысль к сущности. Однако раскрыть эту сущность может только определение, для того же, чтобы выяснить связь сущности с ее действиями, требуется доказательство.

Научная база логики и теории познания Аристотеля

В историко-философской и логической литературе выдвигалось предположение, будто научной базой логики Аристотеля были его наблюдения и исследования, посвященные вопросам морфологии и физиологии животных. Само собой, по-видимому, напрашивается соображение, что именно биология, в частности зоология, представляла в глазах Аристотеля образец систематики, классификации предметов на роды и виды. Отсюда столь же естествен вывод, что различение биологического рода и вида, выступающее в зоологической классификации, в логическом плане основывается на операции определения, на котором, в свою очередь, основывается в том же логическом плане доказательство. В этой связи, по-видимому, не случайным представляется тот факт, что пример, иллюстрирующий форму индуктивного умозаключения, Аристотель взял именно из области зоологии (вывод о связи между долголетием некоторых животных и отсутствием у них желчи).

9. Учение Аристотеля о душе

9. Учение Аристотеля о душе Аристотель (384–324 гг. до н. э.) – один из крупнейших философов древности. По Аристотелю, идейное богатство мира скрыто в чувственно воспринимаемых земных вещах и раскрывается в их опирающемся на опыт исследовании. Аристотель был первым, кто

15. Учение Аристотеля о душе. Пассивный и деятельный разум

34. Учение Аристотеля о бытии

34. Учение Аристотеля о бытии Основа всякого бытия, по Аристотелю, – первая материя. Она образует потенциальную предпосылку существования. Она является основой всякого бытия, но ее нельзя отождествлять с бытием и даже нельзя считать составной частью конкретного бытия.

§ 11. Логика, или наукоучение, как нормативное и как техническое учение

§ 11. Логика, или наукоучение, как нормативное и как техническое учение Из всего вышесказанного вытекает, что логика в интересующем нас здесь смысле наукоучения есть нормативная дисциплина. Науки суть творения ума, направленные к известной цели, и подлежат оценке

Трансцендентальное учение о методе

Трансцендентальное учение о методе Рассматривая совокупность всех знаний чистого и спекулятивного разума как здание, идея которого по крайней мере имеется у нас, я могу сказать, что в трансцендентальном учении о началах мы составили смету на строительные материалы и

VIII. УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ О ВОСПИТАНИИ

VIII. УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ О ВОСПИТАНИИ 25. Вступление. Теорию греческого эстетического воспитания приходится конструировать, как и многое другое, из классической древности, на основании отрывочных данных и случайных текстов. Небогат рассуждениями на эту тему и Аристотель.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ О МЕТОДЕ

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ О МЕТОДЕ Рассматривая совокупность всех знаний чистого и спекулятивного разума как здание, идея которого по крайней мере имеется у нас, я могу сказать, что в трансцендентальном учении о началах мы составили смету на строительные материалы и

Часть 2. Учение о методе чистого практического разума

Часть 2. Учение о методе чистого практического разума Под учением о методе чистого практического разума не следует понимать способ обращения (как в размышлении, так и в изложении) с чистыми практическими основоположениями ради научного познания их, что, собственно, лишь в

Учение Аристотеля о добродетелях

Учение Аристотеля о добродетелях Аристотель различает разумные и нравственные добродетели, или, иными Словами, добродетели ума и добродетели характера. Первые развиваются в человеке благодаря обучению; таковы мудрость, сообразительность, рассудительность. Вторые

Глава XXII. ЛОГИКА АРИСТОТЕЛЯ

Глава XXII. ЛОГИКА АРИСТОТЕЛЯ Влияние Аристотеля, очень большое во многих областях, всего сильнее сказалось в логике. В поздний классический период, когда Платон все еще первенствовал в метафизике, Аристотель был признанным авторитетом в логике и оставался им на всем

II Трансцендентальное учение о методе

II Трансцендентальное учение о методе Рассматривая совокупность всех знаний чистого и спекулятивного разума как здание, идея которого по крайней мере имеется у нас, я могу сказать, что в трансцендентальном учении о началах мы составили смету на строительные материалы и

Глава 6. Учение Аристотеля о четырех причинах: действующая, материальная, формальная и конечная (Четыре причины)

Глава 6. Учение Аристотеля о четырех причинах: действующая, материальная, формальная и конечная (Четыре причины) Физика, книга II, главы 3–9.Метафизика, книга I, главы 5–10; книга V, глава 3; книга VI, главы 2, 3; книга VII, глава 17; книга VIII, главы 2–4; книга IX, глава 8; книга XII, главы 4,

Часть IV. Психология, логика и теория познания Аристотеля (Человек-мыслитель)

Часть IV. Психология, логика и теория познания Аристотеля (Человек-мыслитель) Глава 16. Чувства и интеллект: восприятие, память, воображение и понятийное мышление (Что приходит на ум и что из него выходит) Язык по отношению к мысли.Категории, глава 1.Об истолковании, главы 1, 2.О

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ О МЕТОДЕ

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ О МЕТОДЕ Рассматривая совокупность всех знаний чистого и спекулятивного разума как здание, идея которого по крайней мере имеется у нас, я могу сказать, что в трансцендентальном учении о началах мы составили смету на строительные материалы и

Проблемы мышления И логика Аристотеля

Аристотель или Стагирит, или в средневековой науке известный как Никомах – греческий философ, ученый, исследователь в области естественных наук. Аристотель также исследовал проблемы гносеологии, то есть познания и связанных с ним процессов. Именно ему принадлежит разработка проблематики научного мышления и логики, составление понятийного аппарата в сфере философии. Почему научное мышление необходимо каждому человеку? Какие существуют методы рассуждения? Данная статья посвящена рассмотрению этих вопросов.

Структура процесса познания по Аристотелю

Формы мышления

Категории

Это предельно обобщенные группы понятий, характеризующие виды субъектов или так называемых предикатов суждения, т.е. того, о чем ведется рассуждение.

Законы логики

Доказательство и его методы

Рассуждение по определенным правилам логики с целью утверждения истинности заявленного суждения называется доказательством. Оно используется для прочного закрепления излагаемого размышления и должно неизменно отвечать самому главному критерию – истинности.

Существует два метода доказательств:

  • Индукция – восхождение от частного к общему в процессе логического рассуждения.
  • Дедукция – рассуждение от общего к частному.

Аристотель полагал, что достоверное и полномерное доказательство можно получить лишь путем соединения индуктивного и дедуктивного метода.

Список использованных источников:
  • 1. Гусев Д.А.Логика//, 2019. - 300с.
  • 2. Челпанов Г.И. Учебник логики. М.: Прогресс, 1994

Автор: Каркач А.А., студент-культуролог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Читайте также: