4 семейное воспитание как социокультурный феномен кратко

Обновлено: 02.07.2024

социальное (социокультурное) развитие человека;

процесс, интегрирующий все воспитательные влияния (как теоретическая модель);

конкретная деятельность воспитателя.

Общепринято под воспитанием понимать процесс передачи подрастающему поколению накопленного человечеством опыта. Воспитание как передача опыта не является исключительной характеристикой человека, животные также передают опыт. Но только для человека характерно наличие культуры, духовности. Между культурой и воспитанием сложная двусторонняя связь. Возникнув вместе с человеком, культура включала в себя и воспитание. Воспитание, став элементом культуры, приобретает свойства культуры. С развитием государственности, разделением общества на классы, воспитание все больше дистанцировалось от культуры, становясь важным идеологическим средством. Это было характерно и для советской педагогики. Современная педагогика пытается вернуть воспитание в контекст культуры (Е. В. Бондаревская). Тем более, что существующая ситуация развития ребенка все больше приобретает черты антикультуры. Среди особенностей социально-педагогической ситуации выделяют: стремительное изменение условий жизни, непредсказуемость этих изменений, повышенный прагматизм в ожиданиях учащихся и их родителей, агрессивность окружающей среды и др.

Рассматривая воспитание в контексте культуры, Н. Е. Щуркова выделяет три его слагаемых: 1) освоение культуры; 2) усвоение ценностей культуры; 3) присвоение (введение в личностную структуру) культуры.

Освоение – это накопление системы знаний об окружающем мире, когда назначение, функции, содержание, сущность, свойства множества объектов познаются ребенком.

Усвоить – значит овладеть культурными умениями и навыками, необходимыми для жизни в данной культуре.

Присвоение ценностей культуры означает введение их в личностную структуру, создание собственной иерархии ценностных для своей жизни объектов.

В социокультурном аспекте воспитание рассматривается как специально организованный процесс социокультурной идентификации (отождествления) человека через эмоциональное принятие им моральных норм и ограничений, регулирующих его социальное поведение в рамках определенной культуры.

Основными характеристиками человека культуры, по мнению Е. В. Бондаревской, являются свобода, гуманность, духовность, творческость и адаптивность личности.

Вопросы и задания:

Определите круг проблем современной жизни, которые затрудняют организацию воспитания.

Наполните конкретным содержанием (покажите на примерах) слагаемые воспитания в контексте культуры: освоение, усвоение, присвоение культуры.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Родительство — интегральное психологическое образование личности (отца и/или матери), включающее совокупность ценностных ориентации родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания. Каждый компонент содержит когнитивные, эмоциональные и поведенческие составляющие. Родительство проявляется как на субъективно-личностном, так и на надындивидуальном уровне. Как надындивидуальное целое, родительство неотъемлемо включает обоих супругов и предполагает осознание духовного единства с брачным партнером по отношению к своим или приемным детям.

Связь компонентов родительства осуществляется через взаимообусловленность составляющих их когнитивных, эмоциональных и поведенческих аспектов, являющихся психологическими формами его проявления.

Когнитивный компонент — это осознание родителями родственной связи с детьми, представление о себе как о родителе, представление об идеальном родителе, образ супруга (и) как родителя общего ребенка, знание родительских функций, образ ребенка.

Эмоциональный компонент — это субъективное ощущение себя как родителя, родительские чувства, отношение к ребенку, отношение человека к себе как к родителю, отношение к супругу как к родителю общего ребенка.

Поведенческий компонент — это умение, навыки и деятельность родителя по уходу, материальному обеспечению, воспитанию и обучению ребенка, взаимоотношения с супругом (ой) как с родителем общего ребенка, стиль семейного воспитания.

В период становления родительство обладает неустойчивой структурой, что проявляется в отсутствии согласованности некоторых компонентов между родителями, периодическом возникновении конфликтных ситуаций, в большей подвижности структуры (по сравнению с развитой формой родительства).

В этот период происходит согласование представлений мужчины и женщины относительно роли родителей, о функциях, распределении ответственности, обязанностях, то есть в целом о родительстве. До появления ребенка на свет согласование представлений происходит, так сказать, на теоретическом уровне, во время бесед друг с другом, в мечтах и планах на будущее. С появлением ребенка оно получает второе рождение, когда теория начинает осуществляться на практике.

Развитая форма родительства характеризуется относительной устойчивостью и стабильностью и реализуется в согласованности представлений супругов о родительстве, комплементарности динамических его проявлений. Как интегральное образование личности родительство включает:

· ценностные ориентации супругов (семейные ценности);

· родительские установки и ожидания;

· стиль семейного воспитания.

Особенностью семейных ценностей является то, что они по своей сути представляют собой сплав эмоций, чувств, убеждений и поведенческих проявлений.

Когнитивнаясоставляющая ценностных ориентации супругов отличается тем, что информация в ней находится на уровне убеждений. Прежде всего, это убеждения в приоритетности каких-либо целей, типов и форм поведения, а также уверенность в приоритетности каких-либо объектов в некоторой иерархии.

Эмоциональная составляющая реализуется в эмоциональной окраске и оценочном отношении наблюдаемого явления. Именно эмоциональный аспект, определяющий переживания и чувства человека, показывает значимость той или иной ценности, является своеобразным маркером определения приоритетов.

Поведенческая составляющая может быть как рациональной, так и иррациональной; главное в ней — направленность: на реализацию ценностной ориентации, достижение значимой цели, на защиту той или иной субъективной ценности и так далее.




Системный подход предполагает, что люди организуют свое поведение внутри семейных систем в соответствии с поколением, возрастом, полом, структурными и коммуникативными параметрами системы. “Если вы приспосабливаетесь к семейной структуре, то она будет оказывать влияние на ваше функционирование, паттерны (шаблон) взаимоотношений и тип семьи, который вы создадите в следующем поколении”. Семьи повторяют сами себя. То, что происходит в одном поколении, часто повторяется в следующем, и те же темы будут проигрываться из поколение в поколение, хотя актуальное поведение может иметь различные формы. Мюррэй Боуэн называл это многопоколенными переходами семейных паттернов. Основная гипотеза сводится к тому, что паттерны взаимоотношений предыдущих поколений могут обеспечить неявные модели для семейного функционирования в следующих поколениях. События, одновременно происходящие в разных частях семьи, не рассматриваются просто как диапазон случайностей, а видятся скорее как взаимосвязанные системным способом. Особенно это касается того, что происходит в переходные периоды между стадиями жизненного цикла в семейной истории. Симптомы группируются вокруг таких переходов, когда члены семьи лицом к лицу встречаются с задачей реорганизации своих взаимоотношений друг с другом при переходе на новую фазу. Симптоматическая семья “застревает” во времени и часто оказывается не в состоянии выйти из тупика путем изменения правил своего функционирования, переструктурирования и движения. Изучение семейной истории может дать важные ключи к пониманию природы таких тупиков и прояснить, как симптомы могут появляться, консервируя некоторые стереотипы взаимоотношений или защищая определенное “наследство” предыдущих поколений.

Категории, на которые терапевт (Мюррэй Боуэн) опирается в системной интерпретации семейной истории.

Психология семьи и семейного воспитания

Родительство как социокультурный феномен. Семейное воспитание ребенка и его значение. Родительские установки, стратегии и стили семейного воспитания.

Родительство как социокультурный феномен

Родительство — интегральное психологическое образование личности (отца и/или матери), включающее совокупность ценностных ориентации родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания. Каждый компонент содержит когнитивные, эмоциональные и поведенческие составляющие. Родительство проявляется как на субъективно-личностном, так и на надындивидуальном уровне. Как надындивидуальное целое, родительство неотъемлемо включает обоих супругов и предполагает осознание духовного единства с брачным партнером по отношению к своим или приемным детям.

Связь компонентов родительства осуществляется через взаимообусловленность составляющих их когнитивных, эмоциональных и поведенческих аспектов, являющихся психологическими формами его проявления.

Когнитивный компонент — это осознание родителями родственной связи с детьми, представление о себе как о родителе, представление об идеальном родителе, образ супруга (и) как родителя общего ребенка, знание родительских функций, образ ребенка.

Эмоциональный компонент — это субъективное ощущение себя как родителя, родительские чувства, отношение к ребенку, отношение человека к себе как к родителю, отношение к супругу как к родителю общего ребенка.

Поведенческий компонент — это умение, навыки и деятельность родителя по уходу, материальному обеспечению, воспитанию и обучению ребенка, взаимоотношения с супругом (ой) как с родителем общего ребенка, стиль семейного воспитания.

В период становления родительство обладает неустойчивой структурой, что проявляется в отсутствии согласованности некоторых компонентов между родителями, периодическом возникновении конфликтных ситуаций, в большей подвижности структуры (по сравнению с развитой формой родительства).

В этот период происходит согласование представлений мужчины и женщины относительно роли родителей, о функциях, распределении ответственности, обязанностях, то есть в целом о родительстве. До появления ребенка на свет согласование представлений происходит, так сказать, на теоретическом уровне, во время бесед друг с другом, в мечтах и планах на будущее. С появлением ребенка оно получает второе рождение, когда теория начинает осуществляться на практике.

Развитая форма родительства характеризуется относительной устойчивостью и стабильностью и реализуется в согласованности представлений супругов о родительстве, комплементарности динамических его проявлений. Как интегральное образование личности родительство включает:

· ценностные ориентации супругов (семейные ценности);

· родительские установки и ожидания;

· стиль семейного воспитания.

Особенностью семейных ценностей является то, что они по своей сути представляют собой сплав эмоций, чувств, убеждений и поведенческих проявлений.

Когнитивнаясоставляющая ценностных ориентации супругов отличается тем, что информация в ней находится на уровне убеждений. Прежде всего, это убеждения в приоритетности каких-либо целей, типов и форм поведения, а также уверенность в приоритетности каких-либо объектов в некоторой иерархии.

Эмоциональная составляющая реализуется в эмоциональной окраске и оценочном отношении наблюдаемого явления. Именно эмоциональный аспект, определяющий переживания и чувства человека, показывает значимость той или иной ценности, является своеобразным маркером определения приоритетов.

Поведенческая составляющая может быть как рациональной, так и иррациональной; главное в ней — направленность: на реализацию ценностной ориентации, достижение значимой цели, на защиту той или иной субъективной ценности и так далее.

Системный подход предполагает, что люди организуют свое поведение внутри семейных систем в соответствии с поколением, возрастом, полом, структурными и коммуникативными параметрами системы. “Если вы приспосабливаетесь к семейной структуре, то она будет оказывать влияние на ваше функционирование, паттерны (шаблон) взаимоотношений и тип семьи, который вы создадите в следующем поколении”. Семьи повторяют сами себя. То, что происходит в одном поколении, часто повторяется в следующем, и те же темы будут проигрываться из поколение в поколение, хотя актуальное поведение может иметь различные формы. Мюррэй Боуэн называл это многопоколенными переходами семейных паттернов. Основная гипотеза сводится к тому, что паттерны взаимоотношений предыдущих поколений могут обеспечить неявные модели для семейного функционирования в следующих поколениях. События, одновременно происходящие в разных частях семьи, не рассматриваются просто как диапазон случайностей, а видятся скорее как взаимосвязанные системным способом. Особенно это касается того, что происходит в переходные периоды между стадиями жизненного цикла в семейной истории. Симптомы группируются вокруг таких переходов, когда члены семьи лицом к лицу встречаются с задачей реорганизации своих взаимоотношений друг с другом при переходе на новую фазу. Симптоматическая семья “застревает” во времени и часто оказывается не в состоянии выйти из тупика путем изменения правил своего функционирования, переструктурирования и движения. Изучение семейной истории может дать важные ключи к пониманию природы таких тупиков и прояснить, как симптомы могут появляться, консервируя некоторые стереотипы взаимоотношений или защищая определенное “наследство” предыдущих поколений.

Категории, на которые терапевт (Мюррэй Боуэн) опирается в системной интерпретации семейной истории.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Семейное воспитание как социокультурный феномен

Семейное воспитание как социокультурный феномен

А. Х.-М. Тоторкулова

Семейное воспитание можно рассматривать как социальную и культурную преемственность, передающуюся от поколения к поколению родителей, воспитателей, педагогов. Преемственность транслируется в виде традиций семейного воспитания – это народная мудрость, народные традиции, обычаи, обряды, культ предков, священные заветы, заповеди. Здесь прослеживаются устойчивые связи между этнопедагогикой, социумом и этнокультурой.

Считаем необходимым рассматривать семейное воспитание как педагогический, социокультурный, народный и религиозный феномен. Традиции как феномен бытия выявляют сущностные характеристики семейного воспитания. К ним можно отнести педагогические, социокультурные, народные и религиозные традиции семейного воспитания.

История показала и подтвердила это достаточно наглядно: великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно – религиозных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи.

Религии в сравнении с другими областями культуры всегда отстаивали брак как норму отношений между мужчиной и женщиной. Главной темой христианства и мусульманства были и остаются дети и их воспитание. Народные и религиозные традиции семейного воспитания дополняют и обогащают воспитательный потенциал педагогических традиций. Целеполагание как элемент воспитания семьянина-родителя, матери, отца расширяется до воспитания совершенного человека, человека нравственного. Семейное воспитание наполняется народным смыслом и религиозным содержанием.

Народные традиции семейного воспитания нашли отражение в народной педагогике. Тема семьи, семейных отношений и воспитания детей в семье – одна из центральных тем устного народного творчества горцев. Героиней многих сказок, легенд, песен является женщина.

Обобщая опыт воспитания, педагогика народов Северного Кавказа приходит к выводу, что именно семья имеет главное значение в становлении личности, ее развитии и воспитании человека, а значит, в жизни общества. Она сформировалась под воздействием социальноэкономических условий, жизнедеятельности, внутрисемейных отношений, религии, национальных традиций. Семья карачаевцев, балкарцев, абазин, черкесов, нагайцев имела много общего, порожденного укладом жизни горцев Северного Кавказа, их общими историческими судьбами, культурой, религией. В то же время каждый народ самобытен отличается от другого языком, образом жизни и образом мыслей, обычаями и традициями. Все это не могло не оказывать влияния на семью, взаимоотношения в ней и педагогическую культуру родителей, на формирование самобытной народной педагогики.

В народной практике накоплены традиции семейного воспитания. Семья объединяет родителей и детей нескольких поколений. Члены такой семьи могут жить в разных квартирах, домах, в различных районах и городах. Но их всегда объединяют общие установки и традиции, они испытывают чувство ответственности за судьбу каждого входящего в семейное родство.

Уверенность в том, что в любой момент каждый член семьи найдет поддержку, понимание, сочувстви,е – основа того, что мы называем родовой духовной связью.

Народная педагогика русская, карачаевская, балкарская, черкесская, абазинская, ногайская сохранила семейные идеалы чувство чести и достоинства, дружбы и взаимопомощи, почитание родителей, милосердие, презрение к трусости и предательству, родственные связи до седьмого колена. Детей воспитывала не только семья, но и родня, все окружение, все общество. Любой старший брат мог сделать замечание младшему или послать его с поручением по делам, и тот принимал это как должное. Почет и уважение к старшему одно из жизненных правил вышеперечисленных народов.

Уважение у народов Северного Кавказа выражается в многообразии жизнедеятельности и предусматривает систему взаимоотношений молодежи со старшим поколением: оказать почтение любому старшему, вставать при его появлении, уступать ему место, не вступать в разговор первым со старшим, при беседе не прерывать его речь.

Религия связана с образом жизни людей, с их пониманием того, что следует считать добром, а что злом. Основой общества, его моральных ценностей является семья, и все традиционные религии нашей страны поддерживают нравственные ценности, необходимые для развития и существования семьи, цивилизации. Эти ценности – честность, целомудрие, уважение к собственности. Религия учит этим нравственным категориям, наполняет их смыслом и показывает, как им следовать в жизни. Одной из целей религии является нравственное и духовное совершенствование каждого человека и общества. Раскрывая историю общества, мы видим, что семья всегда служила источником нравственных и этических принципов; в семье от поколения к поколению передавались основы религиознгой веры, пути достижения мира, обычаи и традиции – все то, что составляет жизнь человека. В семье люди постигали ценность личностной целостности, верности, преданности и бескорыстной любви.

Любовь между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами составляют основу жизни и формирует личность. Любая семья определяется взаимоотношениями. В семье каждый человек является частью единого целого, обладает уникальной личностью, но в то же время отражает в себе всю семью.

Понимая это, все мировые религии сходным образом относятся к семье, подчеркивая важность чистоты, любви и справедливости взаимоотношений в семье.

Религию можно назвать хранилищем коллективной мудрости и опыта человечества. Все мы осознаем, зачастую ценой собственного горького опыта, что быть человеком означает обладать нравственностью. Религия постигала и распространяла нравственные и духовные истины.

Через религию можно унаследовать мудрость народа.

Семья представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития: от родоплеменных форм общежития до современных форм семейных отношений.

Семейное воспитание это ход последовательной и систематической деятельности рода, других членов семьи по передаче детям общественно исторического опыта, формированию ценностных отношений и подготовке их к жизни, труду. Семейное воспитание помогает осуществить развитие физических сил, умственных способностей, выработку норм нравственности. Непосредственное педагогическое воздействие включало в себя определенную систему средств и методов, используя которые родители решали образовательно-воспитательные задачи, готовили подрастающее поколение к жизни, в том числе и семейной.

1. Ильин И.А. О семье. Собр. соч. Т.1. М.: Русская книга, 1993.С.142-167.

3. Коран; Пер. и коммент. И.Ю.Крачковского. Изд. 2-е.М.: Наука, 1986. С.727.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Воспитание как социокультурный феномен. Предмет и задачи воспитания. Воспитание. Презентация на заданную тему содержит 12 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Воспитание как социокультурный феномен. Предмет и задачи воспитания. Воспитание в структуре целостного образовательного процесса. Выполнила: Вельц Анастасия ТЭ-ЭИБ-21

Воспитание как социокультурный феномен Воспитание является важнейшим явлением духовной жизни общества. Оно появилось с возникновением человеческого общества, с ним вместе и развивается. В зависимости от типа культуры изменяются цели воспитания, его содержание, формы и методы, но неизменно предметом воспитания всегда рассматривается человек, испытывающий воспитательное воздействие. На важность воспитания, его приоритетность указывали многие выдающиеся люди прошлого. Не теряет своего значения, а, наоборот, приобретает все большую актуальность мысль Д.И. Менделеева о том, что знания, не подкрепленные воспитанием, подобны мечу в руках сумасшедшего.

Рассматривая воспитание в контексте культуры, Н. Е. Щуркова выделяет три его слагаемых: 1) освоение культуры; 2) усвоение ценностей культуры; 3) присвоение (введение в личностную структуру) культуры. Рассматривая воспитание в контексте культуры, Н. Е. Щуркова выделяет три его слагаемых: 1) освоение культуры; 2) усвоение ценностей культуры; 3) присвоение (введение в личностную структуру) культуры. Освоение – это накопление системы знаний об окружающем мире, когда назначение, функции, содержание, сущность, свойства множества объектов познаются ребенком. Усвоить – значит овладеть культурными умениями и навыками, необходимыми для жизни в данной культуре. Присвоение ценностей культуры означает введение их в личностную структуру, создание собственной иерархии ценностных для своей жизни объектов.

В социокультурном аспекте воспитание рассматривается как специально организованный процесс социокультурной идентификации (отождествления) человека через эмоциональное принятие им моральных норм и ограничений, регулирующих его социальное поведение в рамках определенной культуры. В социокультурном аспекте воспитание рассматривается как специально организованный процесс социокультурной идентификации (отождествления) человека через эмоциональное принятие им моральных норм и ограничений, регулирующих его социальное поведение в рамках определенной культуры. Основными характеристиками человека культуры, по мнению Е. В. Бондаревской, являются свобода, гуманность, духовность, творчество и адаптивность личности.

Предмет и задачи воспитания Воспитание в педагогическом смысле В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. Предмет Предметом воспитания является личность, а также ее формирование и всестороннее, гармоничное развитие.

Задачи Задачи Поскольку цель воспитания отличается некоторой абстрактностью, чрезмерной общностью, она конкретизируется, уточняется с помощью формулировки комплекса задач воспитания. Среди задач воспитания в современной системе российского образования выделяются следующие: - формирование у каждого воспитанника ясной смысло-жизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению; - гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества; - овладение общечеловеческими нравственными ценностями, гуманистическим опытом Отечества, призванными служить прочным фундаментом всего духовного мира личности; - формирование активной гражданской позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам, свободам и обязанностям личности; - развитие активности в решении трудовых, практических задач, творческого отношения к выполнению своих производственных обязанностей; - обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм.

Воспитание в целостной структуре образовательного процесса Воспитание как педагогическое явление выступает неотъемлемой частью целостного образовательного процесса как деятельности, в ходе которой идет овладение системой знаний основ наук и соответствующих им умений и навыков, закладываются основы мировоззрения, развиваются познавательные силы, творческие способности и эмоционально-волевая сфера личности, формируются нравственные качества и привычки поведения.

В целостной структуре образовательного процесса тесно взаимодействуют два взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных процесса: 1) обучение – целенаправленная, специально организованная деятельность, направленная на передачу подрастающим поколениям (преподавание) и освоение ими (учение) совокупности знаний, формирование на этой основе умений и навыков, развитие познавательных и творческих способностей; 2) воспитание – целенаправленная, специально организованная деятельность, призванная формировать у подрастающего поколения систему качеств личности на основе освоения норм и правил поведения, принятых в обществе. В целостной структуре образовательного процесса тесно взаимодействуют два взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных процесса: 1) обучение – целенаправленная, специально организованная деятельность, направленная на передачу подрастающим поколениям (преподавание) и освоение ими (учение) совокупности знаний, формирование на этой основе умений и навыков, развитие познавательных и творческих способностей; 2) воспитание – целенаправленная, специально организованная деятельность, призванная формировать у подрастающего поколения систему качеств личности на основе освоения норм и правил поведения, принятых в обществе.

Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в целостной структуре образовательного процесса выражается в нескольких аспектах. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в целостной структуре образовательного процесса выражается в нескольких аспектах. 1. Оба эти процесса протекают в рамках одного образовательного учреждения (детский сад, школа, гимназия, колледж, ПТУ, вуз, учреждение дополнительного образования и др.), осуществляются одним и тем же человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели – подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе.

2. Воспитание всегда содержит в себе элементы обучения, поскольку, передавая личности знания о нормах и правилах поведения (нравственное воспитание), достижениях человеческой культуры (эстетическое воспитание), многообразии видов профессиональной деятельности (трудовое воспитание) и т. д., формируя навыки поведения в конкретных жизненных ситуациях, педагог одновременно обучает личность. 2. Воспитание всегда содержит в себе элементы обучения, поскольку, передавая личности знания о нормах и правилах поведения (нравственное воспитание), достижениях человеческой культуры (эстетическое воспитание), многообразии видов профессиональной деятельности (трудовое воспитание) и т. д., формируя навыки поведения в конкретных жизненных ситуациях, педагог одновременно обучает личность.

3. В ходе процесса обучения, направленного на освоение научных знаний, всегда имеет место воспитательный аспект, реализуемый через содержание учебного материала, методику его подачи, характер педагогического взаимодействия учителя и учащихся. 3. В ходе процесса обучения, направленного на освоение научных знаний, всегда имеет место воспитательный аспект, реализуемый через содержание учебного материала, методику его подачи, характер педагогического взаимодействия учителя и учащихся. Обучение и воспитание – это самостоятельные процессы, каждый из которых в целостной структуре образовательного процесса имеет свою специфику. Целью процесса обучения является передача знаний, умений и навыков, т. е. формирование интеллектуальной культуры личности; цель воспитательного процесса – освоение норм поведения, т. е. формирование поведенческой культуры личности. Процесс обучения строго регламентирован, поскольку имеет четкие временные границы, осуществляется на основе обязательных учебных планов, его результаты замеряются на основе четкой нормы оценок; процесс воспитания не имеет четкой регламентации, во многом хаотичен, не ограничен во времени, не имеет конкретных качественных и количественных показателей. Хотя процессы обучения и воспитания оперируют общим понятийным аппаратом, конкретное содержание этих категорий в теории обучения и теории воспитания различно.

Читайте также: