Анализ программного обеспечения в школе

Обновлено: 04.07.2024

Целью исследования было изучение состояния и перспектив рынка отечественного программного обеспечения в школьном образовании. Выявление факторов, определяющих рост проникновения российских технологических разработок. Определение проблем и стоп-факторов, замедляющих проникновение отечественного ПО. Определение динамики рынка и ключевых игроков, действующих на рынке.

Также целью исследования было понять уровень осведомленности педагогов о российском софте, выявить узнаваемость брендов и продуктов, понять уровень навыков работы с отечественным ПО и применения продуктов в образовательных процессах. Какие возникают вопросы и проблемы, испытывают ли педагоги трудности, какие есть привлекательные стороны при работе с отечественным программным обеспечением. Изучить отношение к российскому софту в целом и мнения о перспективах внедрения.

Методология

Исследование реализовано через опрос и охватило все федеральные округа страны. Участие приняли административный персонал школ и педагоги-предметники, всего 5007 человек.

Период проведения: март-апрель 2021 года.

Операционные системы

В 2021 году в российских школах преимущественно используется иностранное программное обеспечение. 88,8% респондентов отметили установленную операционную систему Windows, как основную операционную систему. В 6% школ основными операционными системами являются российские ОС.

Рынок установленных в школах отечественных операционных систем представлен продуктами на базе ядра Linux: ОС Astra Linux – 3,2%, АльтОбразование – 1%, Ред ОС – 0,5%, Rosa Fresh – 0,5%, остальные ответы отмечены как Linux. Лидером является ОС Astra Linux, занимающая долю 54% среди отечественных ОС.

Офисные приложения

Рынок используемых педагогами отечественных и свободных офисных приложений распределен продуктами OpenOffice (СПО) – 22,7%, МойОфис – 18,6%, LibreOffice – 5%, Р7-Офис – 1%. 30 % респондентов заявили о том, что российские офисные приложения им не известны.

Осведомленность

Общий уровень осведомленности о российских программных решениях составляет 70%, с разной степенью знаний и навыков. Так, 25% опрошенных подтвердили уверенное владение отечественным софтом и СПО, 27% изучали ПО, но не применяли на практике, 18% респондентов знакомы только с названиями. 30% опрошенных ничего не знают о российском ПО.

01-Уровень-знакомства-респондентов-с-российским-программным-обеспечением.jpg

В разрезе осведомленности респонденты дополнительно отмечали знакомые российские продукты, с возможностью выбора нескольких вариантов. В тройку лидеров вошли: AstraLinux – 27%, АльтОбразование – 15%, RosaLinux – 9,5%.

02-Известность-российских-операционных-систем.jpg

В рамках исследования зафиксирован рост практического интереса российской сферы образования к российскому ПО. Большинство респондентов отметили положительное отношение к внедрению продуктов, личную готовность к работе на отечественных решениях, и желание обучать и стимулировать учащихся использовать российских софт. 48% педагогов отметили положительное отношение, при условии регулярного повышения квалификации.

03-Отношение-к-внедрению-российского-ПО-в-образовательный-процесс.jpg

В вопросах про препятствия, связанные с переходом на отечественный софт респонденты отмечали проблемы совместимости решений с другим программным обеспечением, с существующими форматами файлов в офисных приложениях.

47% респондентов отметили трудности, вызванные совместимостью с разным ПО, рассказывали про проблемы с подключением периферийных устройств, и отсутствием совместимых драйверов. Отдельным вопросом, требующим серьезной проработки, участники исследования отметили программное обеспечение для диагностики ВПР, ЕГЭ и ОГЭ, разработанное под Windows.

Респонденты отмечали, если в школах заменить все программное обеспечение на российское, то учителям и детям необходимо сделать тоже самое дома. Например, в семье, где один компьютер на двух работающих родителей, одного школьника и одного студента, на такое замещение не пойдут. В развернутых ответах респонденты отмечали, что разработанные продукты должны быть очень качественными и доступными как по приобретению, так и по функционалу, необходимо массовое информирование об отечественных операционных системах и рекламирование.

22% опрошенных отметили сложности с технической поддержкой и обновлением программного обеспечения. В ответах встречались мнения, что замена ПО в школе создаст новые проблемы, которые лягут на плечи учителей. Респонденты обращали внимание на материальную базу, рассказывали об устаревшей компьютерной технике в сельских школах. Рассуждали о проблемах с работой на продуктах, сделанных на основе открытого кода. Делились сомнениями о необходимости и целесообразности перехода.

8% респондентов рассказали о сложностях с восприятием нового ПО, о трудностях переучивания, особенно для педагогов в возрасте.

Таким образом, 78% респондентов отмечают разные трудности с импортозамещением программных средств.

21% респондентов не видят сложностей и поддерживают курс на импортозамещение в школах. Между тем отмечают необходимость в доступных ценах для домашнего использования или чтобы софт был полностью бесплатным за счёт поддержки государства. Программы должны быть не хуже зарубежных аналогов, а лицензии должны быть доступными или бесплатными.

04-Барьеры.jpg

Предложения

В настоящее время 94% школ используют компьютеры в образовательном процессе. 5% не оснащены компьютерами или фонд устарел и не пригоден.

88,8% школьного компьютерного оборудования работает на зарубежном программном обеспечении.

6% занимает установленные российские операционные системы. 3,2% приходится на ОС AstraLinux, что составляет 54% в отечественном сегменте.

48% педагогов отмечают готовность к переходу на отечественное ПО, при условии регулярного обучения, поддержки и бесплатных лицензий как для школ, так и для личного использования на компьютерах в семьях. Респонденты отмечают необходимость в качестве, апробирования продуктов и повсеместного внедрения. Необходимость в широком информировании и рекламировании.

78% респондентов рассказывают о барьерах, которые необходимо преодолевать для успешного и настоящего импортозамещения. Среди таких трудностей: совместимость разного вида программного обеспечения, в том числе и с периферийным оборудованием. Программы для диагностики ВПР, ЕГЭ, ОГЭ, написанные под Windows. Трудности с переобучением, особенно педагогов в возрасте. Сложности с установкой, технической поддержкой, обновлением.

05-Итоги.jpg

Традиционный взгляд на импортозамещение в школах сосредоточен на самих учреждениях и установленной в них компьютерной технике. Между тем, обучение распространяется далеко за рамки образовательных учреждений, и охватывает множество мест, технологий, с которым работает педагог и учащийся. Обучение происходит не только в школьной среде, но и за её пределами. К примеру: на домашних компьютерах учащихся и педагогов установлен софт иностранного производства. Кружки, детские курсы программирования и робототехники работают на иностранном ПО. Участие в олимпиадах требуют подготовки работ на иностранных офисных приложениях. Программы для диагностики ВПР, ОГЭ, ЕГЭ работают на Windows.

По мнению большинства участников исследования — 78%, рассказавших о вышеперечисленных барьерах, сфера образования все ещё масштабно не готова к импортозамещению программных продуктов. Однако 48% респондентов отметили личную готовность к переходу на работу с отечественным ПО, готовность к обучению учащихся при условии постоянного повышения квалификации. Респонденты отметили необходимость в поддержке со стороны российских производителей по внедрению ПО, технической поддержке и стимулированию спроса на отечественные решения, через повышение качества продуктов и бесплатные лицензии.

Усилия российских разработчиков с целью расширения их присутствия — тенденция, набирающая обороты в импортозамещении. Технологические достижения, такие как консолидация и работа над совместимостью, облачные функции также окажут положительное влияние на рост рынка.

По официальным данным со стороны российских компаний, заметные игроки рынка сосредотачиваются на вопросах импортозамещения в образовании и на поставку решений в регионы для увеличения присутствия на рынке. Ожидается, что такие меры как бесплатная поставка софта, техническая поддержка, регулярное повышение квалификации педагогов, обучение школьников работе с отечественным софтом будут стимулировать рынок и позволит достичь проникновения до 70% до 2025 года на уровне установки на компьютерную материальную базу школ.

Потенциал роста рынка реального применения отечественного ПО заложен в работе над качеством и уникальностью продуктов, адаптации решений для совместимости с разнообразным программным обеспечением, включая иностранный софт. Стимулирование спроса должно стать тем самым драйвером роста, чтобы проникновение отечественного софта было не номинально физической установкой на компьютеры, а стало конкурентоспособным и необходимым.

Академия АйТи – ведущий российский учебный центр, с опытом работы с 1995 года. Компания строит образовательные экосистемы, внедряет и развивает e-learning технологии для корпоративных и государственных заказчиков.

В портфеле Академии АйТи более 1000 курсов по информационным технологиям, информационной безопасности¸ управлению проектами, ИТ-менеджменту и другим направлениям для повышения квалификации и переподготовки кадров для цифровой экономики.

Текст содержит краткий анализ программного обеспечения и интернет-платформ для автоматизации работы школы.

ВложениеРазмер
analiz_po_dlya_avtomatizacii_raboty_shkoly.docx 24.41 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ программного обеспечения.

Рынок программного обеспечения богат разнообразными информационными системами автоматизации управления и отчетности в школах и вузах. При этом очень часто они ограничены в возможностях. Либо автоматизация управления и отчетности, либо автоматизация учета успеваемости и посещаемости. По-своему они хороши и удобны. Рассмотрим несколько из них.

Анализ программного обеспечения проводился с целью, выявить продукты подходяще для школы. Поэтому основными показателями явились: многофункциональность, цена.

Таблица сравнения электронных систем.

  1. Создание общешкольной информационной базы данных (ИБД); периодизированной информации (данные конкретных учебных годов).
  2. Реализация комплексной системы управления школой.
  3. Поддержка технологии нормативно-правового обеспечения деятельности школы, включая создание нового механизма доступа.
  4. Реализация системы электронного документооборота школы, рассылки электронной почты штатными, в том числе и родителям учащихся, и внешним организациям.
  5. Автоматизация организации и управления учебным процессом, учета моделей изучения иностранных языков, профилизации школы и участия в сетевых образовательных объединениях; планирования учебной занятости учащихся, формирования и ведения рабочей учебной и учебно-методической документации, в том числе электронных форм классных журналов и форм оперативного информирования родителей.
  6. Автоматизация планирования и организации дополнительных образовательных услуг,
  7. Автоматизация системы ресурсного обеспечения деятельности школы, включая: работу по кадровому обеспечению, учету и ведению делопроизводства, включая.
  8. Автоматизация процессов анализа и контроля за результатами образовательной деятельности, текущей, итоговой и независимой аттестации обучающихся, формирования аналитической документации, сводных ведомостей; формирования Журналов учета подготовки и результатов ГИА и ЕГЭ.
  9. Защита информации

Система электронных журналов - это удобный, мощный, для создания единого информационно-образовательного пространства учебного заведения и взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся.

С помощью системы родители смогут контролировать успеваемость ребенка и выполнение им домашних заданий, узнать вовремя о родительском собрании, получать все замечания учителя.

Ученикам наша система напомнит расписание и домашнее задание.

Учителя получат удобный и надежный способ коммуникации с родителями, кроме того наш электронный смс-дневник "Баллов Нет" поможет им в составлении отчетов для учёта успеваемости, позволит внедрить систему электронного тестирования.

Благодаря развитой системе шаблонов и справочников, работа из рутинной превращается в удовольствие. А система разделения прав пользователей позволяет вовлекать в процесс всех педагогов школы, включая неподготовленных.

Уже в настоящее время система электронных журналов предоставляет такие возможности: публикация расписания для каждого класса, возможность задавать собственное названия класса, публикация информации о школе, ведение электронного дневника учащегося;

Комплексная информационная система для современной школы. Этот программный продукт позволяет и эффективно решать административные задачи, и вести мониторинг текущего учебного процесса, и наладить оперативное общение между всеми участниками этого процесса.

Сотрудникам школы NetSchool позволяет перевести в электронный вид множество бумажных отчётов, экономя время на их составление, делая их наглядными и легко доступными для анализа.

NetSchool помогает лучше информировать родителей об успеваемости их детей.

SMS Школа – это информационный сервис на базе NetSchool, который позволяет получать на мобильный телефон информацию о школьной жизни. В первую очередь, родитель может получать разнообразную информацию о своем ребёнке.

Для учреждений, использующих систему NetSchool, внедрение не требует дополнительных затрат на ввод данных.

20 000 + 5 000 каждый год

  1. Дневники и журналы
  2. Дополнительное образование
  3. Дошкольное образование
  4. Коррекционное образование
  5. расписание уроков, успеваемость, домашние задания, СМС-информирование
  6. личные страницы, друзья, общение, сообщества, чат, блоги, форум

Школьная автоматизированная система “Сова”

Это набор сервисов, позволяющих автоматизировать учебные процессы в школах и других учебных заведениях, схожих со школами в части учебного процесса. Данную систему можно классифицировать как электронную школу, электронный дневник, электронный журнал, электронное расписание и пр. Основное назначение системы - это организация информационного взаимодействия между преподавателями, учащимися и их родителями. Система позволяет составлять и просматривать расписания уроков, выставлять отметки и писать замечания в классный журнал и дневник, выдавать общие и индивидуальные домашние задания, выполнять задания учащимися, проверять задания преподавателями. Также, в системе имеются прочие полезные функции такие как: библиотека, объявления, отчеты, методические и учебные пособия, школьные странички, рассылки информации по электронной почте и СМС и пр.

Данная система предназначена для использования учебными заведениями в целях предоставления платных или бесплатных информационных электронных сервисов учащимся и их родителям.

Оплата только в случае предоставления школой платных услуг по средствам системы.

Работать с системой можно как с рабочих мест школы, так и с домашних компьютеров, имеющих доступ в Интернет. Безопасность при доступе через Интернет обеспечивается шифрованием передаваемых данных. Система разделения прав обеспечивает доступ каждого пользователя только к своим данным.

От 48 000 до 69 000 рублей

ЭлЖур – Электронный журнал для школы

  1. Электронные журналы и дневники в школе – лучший способ решения каждодневных вопросов, связанных с учебным процессом – как для школ, так и для родителей и учеников.
  2. Рассмотрим базовые возможности классного электронного журнала, которые позволяют определить его необходимость в учебном процессе.
  3. Зачем нужен Электронный журнал для школы
  4. Доступность журнала в любое время в любом месте, где есть интернет
  5. Удобный автоматизированный контроль за успеваемостью
  6. Контроль над количеством и полнотой выставляемых оценок
  7. Представление расчетных показателей (средней оценки, % успевающих, СОУ и т.д.)
  8. Составление любых отчетов полностью автоматизировано (в т.ч. посещаемость и причины пропусков)
  9. Инструменты для прямой связи между учителями и родителями школьников
  10. Домашнее задание и замечания попадают напрямую из электронного журнала в дневник ученика
  11. Возможность снабжать д/з дополнительными электронными материалами (файлами)
  12. Централизованный способ оповещения – о мероприятиях, изменении расписания, заменах и т.д.
  13. Возможность проводить опросы и тестирования, в том числе удаленно (через интернет)
  14. Помогает школе соответствовать требованиям по модернизации ИКТ

Программа 1Дневник.ру – это система для взаимодействия школьников, их

родителей, учителей и администрации школы и города, посредством сети Интернет и SMS.

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

Востребованные компьютерные программы среди обучающихся школы


В процессе исследовательской работы по информатике "Наиболее востребованные компьютерные программы среди обучающихся школы" учеником 6 класса была поставлена и реализована цель,
выявить наиболее часто используемые программы на примере Опалиховской СОШ и составить перечень наиболее полезных и часто используемых компьютерных приложений.

Подробнее о проекте:


В процессе написания исследовательской работы по информатике "Наиболее востребованные компьютерные программы среди обучающихся школы" учащийся 6 класса выясняет, что такое компьютерные программы, когда они возникли и на какие группы делятся, а также каким образом можно их использовать в процессе обучения в школе.

В учебном проекте по информатике "Наиболее востребованные компьютерные программы среди обучающихся школы" автор представил справочный материал об истории компьютерных программ и их видах по областям применения. В рамках своего исследования школьник провел соц. опрос на предмет выявления наиболее часто используемых компьютерных программ среди учеников Опалиховской школы и составил перечень полезных компьютерных программ с краткими рекомендациями по их использованию.

Оглавление

Введение
1. Сущность приложений ПК.
1.1. История возникновения компьютерных программ
1.2. Виды программ по областям применения.
2. Практическая часть.
2.1. Составление перечня наиболее полезных компьютерных программ.
Заключение
Список литературы

Введение


В настоящее время существует огромное количество программ и приложений для пользователей ПК. Имеющиеся возможности ПК и их программного обеспечения позволяют производить огромную работу и приносить пользу обществу. Например, человек запускает и управляет сложной техникой – ракетами, автомобилями, использует в быту (Умный дом). Так же используя специальные приложения и программы, мы имеем возможность, не выходя из дома получать консультации специалистов, записываться к врачам, оплачивать счета в банке и многое другое.

При этом нельзя определенно утверждать, что все программы и приложения приносят пользу обществу. Некоторые обладают сомнительными полезными свойствами – например игры, интернет, онлайн сервисы…. Другие же программы и приложения, следовало бы использовать каждому при работе с ПК, такие как Microsoft Office, Skype, Adobe Acrobat DC и другие. В настоящий момент мы особо оценили возможности ПК. Во время пандемии мы имеем возможность не останавливать свои рабочие процессы и продолжать удаленное обучение в школах, ВУЗах.

Актуальность работы заключается в том, что среди множества существующих программ каждый выбирает для себя наиболее актуальные и полезные.

  1. Выявить наиболее часто используемые программы на примере Опалиховской СОШ;
  2. Составить перечень наиболее полезных и часто используемых компьютерных приложений.

Гипотеза исследования: Наиболее часто используемыми программами являются программы Microsoft Office.

  1. Подбор и анализ теоретических источников информации по данной теме.
  2. Проведение соц. Опроса на предмет выявления наиболее часто используемых компьютерных программ среди учеников Опалиховской школы.
  3. Составление перечня полезных компьютерных программ с краткими рекомендациями по их использованию.
  4. Оформление перечня с помощью средств ИКТ.

История возникновения компьютерных программ

Программа – это описание на формальном языке, понятном компьютеру, последовательности действий, которые необходимо выполнить над данными для решения поставленной задачи.

В 50-х годах прошлого века появляются первые компьютеры. В то время люди могли высчитывать только простые математические примеры.

В70-х годах ХХ века появляются компьютеры, умеющие работать с текстами.

В 90 годах прошлого века появляются первые компьютеры умеющие, работать с графической информацией.

Затем постепенно многообразие программ начало расти, прирост количества компьютерных программ и на сегодняшний день огромен. Это связано, в первую очередь, с быстрым и всесторонним развитием общества, с развитием техники и информатизацией населения.

Данный проект подготовлен Мининформсвязи России в рамках внедрения единого федерального стандарта минимально необходимого оснащения школ современными информационно-коммуникационными технологиями.

Что входит в перечень базового лицензионного программного обеспечения?

Категория

Наименование продукта

MS Windows или эквивалент по функциональным и техническим характеристикам

MS Office, MS Visual Studio, MS Front Page или эквивалент по функциональным и техническим характеристикам

Антивирусное программное обеспечение

AVP Kaspersky или эквивалент по функциональным и техническим характеристикам.

Dr. Web или эквивалент по функциональным и техническим характеристикам

Программное обеспечение для формирования файловых архивов

WinRar или эквивалент по функциональным и техническим характеристикам

Система управления файлами

Total Commander или эквивалент по функциональным и техническим характеристикам

Пакеты обработки графических изображений

Adobe Photoshop или эквивалент по функциональным и техническим характеристикам.

Corel Draw или эквивалент по функциональным и техническим характеристикам.

Стоимость единого федерального базового пакета лицензионного программного обеспечения, устанавливаемого в образовательных учреждениях Российской федерации на 1 рабочее место в год.

Стоимость лицензии в год с учетом НДС (рублей) на 1 персональный компьютер

Операционная система, включая офисные приложения

MS Windows, MS Office, MS Visual Studio, MS Front Page

Антивирусное программное обеспечение

Антивирус Касперского 6.0, Dr. Web

Программное обеспечение для архивации файлов

Система управления файлами

Пакет обработки фотоизображений

Пакет обработки векторной графики

Corel DRAW Graphics Suite X3

Общий объем потребностей в финансировании проекта в целом в период 2007-2010 годы составляет порядка 3,8 млрд. рублей. В эту сумму входят средства на создание системы поддержки и обучения пользователей базового пакета лицензионного программного обеспечения, размещаемого на персональных компьютерах в образовательных учреждениях (1,356 млрд. рублей) и средства, необходимые для обеспечения стопроцентной лицензионной чистоты (около 2,366 млрд. рублей).

Читайте также: