Синквейн на тему проектная деятельность в доу

Обновлено: 04.07.2024

На современном этапе развития дошкольного образования появляются новые развивающие технологии, многие из которых можно успешно использовать при регулировании процесса речевого развития.
Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте.
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли и чувства, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое и речевое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.
К сожалению, большинство поступающих в школу детей не владеют навыками связной речи в достаточном объёме. На сегодняшний день ребёнок – дошкольник, обладающий хорошей речью – явление очень редкое.

1. В речи детей существуют множество проблем.
• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
• Употребление нелитературных слов и выражений.
• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
• Неспособность выстроить монолог: например, описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
• Отсутствие умения обосновать свои утверждения.
• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Чтобы помочь детям научиться связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни нужно использовать инновационные технологии в развитии речи.
Когда используешь в своей работе что–то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый, видимый результат – это интереснее и увлекательнее вдвойне.
Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную
деятельность и способствует развитию речи, одним из таких эффективных методов является дидактический синквейн.

Актуальность и целесообразность использования этой методики в работе с дошкольниками, которую я хочу представить вашему вниманию, имеет некоторые преимущества.

Во-первых, она рассчитана на большую детскую аудиторию, и может быть полезна как дошкольникам с речевыми нарушениями, так и с нормальным психофизическим развитием.

Во-вторых, помогает в коррекции всех сторон речевого недоразвития. Научит быстро актуализировать словарь, грамотно строить предложение и логическое высказывание.

В-третьих, оригинальность формы, её увлекательность повышает познавательную активность. Этот метод научит также анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, рассуждать. У детей улучшится качество таких психических процессов, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие и что самое главное, эта технология способствует формированию интереса к получению знаний, что является важным условием для дальнейшего обучения в школе.

4. Алгоритм из условных обозначений в картинках синквейна для детей, которые пока не умеют читать
Условные обозначения:

• слова-предметы (существительные)
• слова-признаки (прилагательные)
• слова-действия (глаголы)
слова-предметы (существительные)

5. Данный метод является игровым приёмом, легко интегрируется с другими образовательными областями программы,а простота построения синквейна позволяет:
- быстро получить результат.
- развивать у детей следующие умения и навыки.
- способствует самовыражению, контролю и самоконтролю (дети могут сравнивать синквейны и оценивать их), служит средством обучения краткому пересказу.
- добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
- формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения; - использование синквейна оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.

6. Место использования синквейна в образовательной деятельности?
Синквейн используется на занятиях в группах старшего дошкольного возраста.
Синквейн воспринимается дошкольниками как увлекательная игра - ведь сочинять весело, полезно и легко.
Составлять синквейн можно только на темы хорошо известные детям и обязательно показывать образец.
Дети должны иметь достаточный словарный запас, владеть обобщением, понятиями: слово - предмет, слово - действия, слово - признак. Согласовывать слова в предложении.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии (обратной связи), анализа и синтеза полученной информации, для закрепления изученной темы.
Может использоваться как средство педагогического мониторинга.

Эти игровые приемы помогают детям составлять более качественные тексты и поддерживать интерес к работе. После того, как дети научатся составлять нерифмованные стихи, можно переходить к третьему этапу работы.

8. Что дает использование данной технологии детям дошкольного возраста?
Применение данной технологии помогает
- создать условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
- Закрепляет знания детей об окружающем мире.
- Способствует обогащению и актуализации словаря, уточнению содержания понятий.
- Формирует грамматический строй.
- Помогает наиболее полно и точно. Правильно выразить свою мысль.
- Оформлять мысль в виде предложения
- Подготавливает к составлению описательного рассказа.
- Развивает творчество
- Поддерживает интерес к обучению

9. Использование синквейна позволяет взрослому в работе с ребёнком гармонично сочетать элементы трех основных образовательных систем:
1. информационной
2. деятельностной
3. личностно-ориентированной.

Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, одним из таких методов является дидактический синквейн.

Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк. Родиной синквейна можно считать США в начале XX века. Американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму.

Синквейн, который используется с дидактическими целями, называется дидактическим. В дидактическом синквейне самое главное -это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.

В педагогических и образовательных целях, может использоваться как результативный метод развития образной речи, интеллектуальных и аналитических способностей.

Правила написания синквейна.

2-я строка – два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления, раскрывающие тему синквейна. Часть речи - чаще прилагательное, реже причастие, отвечающее на вопрос: какой? какая? какое? какие?

3-я строка – состоит из трёх слов (глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета и отвечающие на вопрос: что делает? что делают?

4-я строка – четыре слова; ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Это фраза или предложение, состоящее из нескольких слов. Самый традиционный вариант, когда предложение состоит из четырех слов.

Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать:

  • слова-предметы (существительные),
  • слова-признаки (прилагательные),
  • слова-действия (глаголы),
  • слова-предметы (существительные).

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно:

I этап – подготовительный

Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.

Через какие формы образовательной деятельности дошкольников проводится обогащение и активизация словаря:

- Речевые тренинги. (Собрана картотека речевого материала для речевых тренингов.)

II этап – основной.

Цель : знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).

Существует алгоритм синквейна для детей-дошкольников, которые пока не умеют читать. Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое, четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно. Так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех. Также можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему. А в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три.

Для успешного овладения детьми данной технологии можно использовать разные способы работы с синквейном:

Эти игровые приемы помогают детям составлять более качественные тексты и поддерживать интерес к работе. После того, как дети научатся составлять нерифмованные стихи, можно переходить к третьему этапу работы.

III этап практический. Самостоятельное составление синквейнов детьми.

Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.

Сначала все дети составляют синквейн об одном предмете или природном явлении. После приобретения навыка самостоятельного выполнения такого рода задания можно давать детям индивидуальные темы.

Для того чтобы разнообразить занятия по составлению нерифмованного стихотворения на этом этапе используем следующие игровые приемы:

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям, и обязательно показывать образец.

Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Что дает использование данной технологии детям дошкольного возраста?

Применение данной технологии помогает создать условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Закрепляет знания детей об окружающем мире.

Способствует обогащению и актуализации словаря, уточнению содержания понятий.

Формирует грамматический строй.

Помогает наиболее полно и точно. Правильно выразить свою мысль.

Оформлять мысль в виде предложения

Подготавливает к составлению описательного рассказа.

Поддерживает интерес к обучению.

Что дает использование данной технологии педагогу?

Является диагностическим инструментом.

Дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала. И скорректировать дальнейшее обучение..

Поддерживает интерес к обучению.

Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Образцы детских сочинений синквейна в рамках изучения лексических тем.

2. Оранжевый, вкусный.
3. Лежит, висит, чистится
4. Апельсин можно поделить на дольки
5. Апельсиновый сок

Злая, грязная.
Летает, ест, садит в печку.
Она живёт в сказках, в избушке на курьих ножках.
Злой герой.

Послушная, беззаботная
Поет, не спешит, удивляется
Волк обманывает девочку и бабушку
Доверчивая девочка

Мойдодыр.
Хороший, добрый.
Радуется, улыбается, учит.
Я люблю мультфильм про Мойдодыра.
Мойдодыр – умывальник

Волшебная, невидимая.
Надевать, носить, прятаться.
Шапка-неведимка спасает сказочныхгероев.
Это волшебный головной убор.

В ходе реализации проекта дети познакомятся с навыками составления синквейна; формируется словарный запас, правильное употребление предложных конструкций.

Содержимое публикации

Клепцова Екатерина Анатольевна

Творческо-познавательный проект

Паспорт проекта

Автор проекта – воспитатель 2 группы – Клепцова Е.А.

Тип проекта – познавательный.

Вид проекта – исследовательски-творческий.

По числу детей – групповой.

По продолжительности – краткосрочный.

Участники проекта – воспитатели группы, дети второй младшей – средней группы, родители.

Актуальность проекта:

Современная педагогика находится в постоянном, активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях. Одним из находок является синквейн. Актуальность использования синквейна: открываются новые творческие интеллектуальные возможности; способствует обогащению и актуализации словаря; носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление) используется для закрепления изученной темы; является игровым приемом.

Развитие речи ребенка дошкольного возраста требует активного вмешательства взрослых. Чтобы ребенок скорее точнее усваивал все речевые нормы необходимо использовать определенные методы и технологии. Прежде всего, нужно знакомить дошкольника с новыми словами, объяснять и показывать их значение, закреплять их в речи ребенка, тем самым обогащая активный и пассивный словарный запас.

1.познакомить детей младшего дошкольного возраста с алгоритмом составления синквейна;

2.формировать первоначальное умение составлять синквейн (с помощью педагога);

3.обогащение словарного запаса детей 3-4 лет по изучаемым лексическим темам;

4.развивать творческое воображение, логическое мышление, память.

5.воспитывать навыки сотрудничества и самостоятельности.

Ожидаемый результат:

В ходе реализации проекта дети познакомятся с навыками составления синквейна; формируется словарный запас, правильное употребление предложных конструкций.

Этапы проекта:

этап: Подготовительный

Выбор темы проекта, изучение методической литературы, информации в интернет-источниках по теме проекта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование синквейн технологии в речевом развитии дошкольников .

Воспитатель: Зореева Оксана Александровна

Возникновение синквейна В начале 20-ого века американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японской поэзии разработала новую форму стихотворения, состоящего из пяти строк – синквейн.

В начале 20-ого века американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японской поэзии разработала новую форму стихотворения, состоящего из пяти строк – синквейн.

Читайте также: