3 социальная и коммуникативная компетентность как основные навыки лидера кратко

Обновлено: 07.07.2024

Успешной адаптации в обществе служит социальный (межличностный) интеллект как способность понимать других и ладить с ними. В основе социального интеллекта лежат познавательные процессы, выражающиеся в умении адекватно воспринимать и оценивать других людей, это тонкая наблюдательность по отношению душевного состояния другого человека, это творческое воображение как умение видеть и предвидеть то, что может произойти с человеком в определенной ситуации,

Одним из показателей высокого социального интеллекта является лидерская одаренность. Что обозначает это понятие?

  • обладание каким-то дарованием, ценным для общества;
  • управленческие способности;
  • навыки самоуправления;
  • адекватное восприятие социальной реальности;
  • понимание механизмов отношений в малой и большой группе;
  • способность нравиться и увлекать за собой;
  • способность устанавливать конструктивные отношения с др. людьми;
  • человек, который умеет воздействовать силой своей личности на др.
  • человек, который умеет общаться.

Лидерским ресурсом обладают многие, но диапазон лидерства может быть разным: от влияния на небольшую группу людей до управления государством. Развивать природные способности, создавать условия для осознания учеником своей миссии и определения роли в обществе – вот задачи учителя.

Для формирования социальной компетенции учащихся используются самые различные формы внеурочной деятельности. Несколько лет работает школьный клуб “Лидер”, который объединяет людей для самостоятельного социального творчества. Ребята получают необходимые знания и приобретают социальные умения и навыки. Занятия сопровождаются экспресс-диагностикой, социальными упражнениями, разыгрываются реальные жизненные ситуации.

Темы для заседаний предлагаются самые различные: “Формирование толерантности как общественная потребность”, “Я не Поэт, а Гражданин”, на которых были предложены для обсуждения социально-нравственные категории “гражданин”, “патриот”.


На расширенном заседании с приглашением родительского актива обсуждалось описание модели ученика. Родители и ученики представили проекты организации жизни класса, которые и были положены в основу планирования нашей жизни. После того, как мы с активом класса обработали все предложения, мы определи основные направления внеурочной деятельности.

Без понимания “образа Я”, без знания своих достоинств и недостатков не может родиться лидер. Становлению лидера способствует исследовательская лаборатория, на занятиях которой ребята получают знания об индивидуальных качествах личности (природных, социальных, психологических, эмоциональных и др.), овладевают разными диагностиками, а затем применяют полученные знания и умения в своих микрогруппах, помогая другим ребятам познать “образ Я”.

Развитие лидерских свойств идет и через обучение приёмам публичных выступлений. Созданный центр политической информации при школьном музее объединил учеников 7-х классов. Ребята выступали в классных коллективах нашей школы, а также в клубе ветеранов микрорайона. Тематика выступлений: “Символы государства РФ”, “Основы демократии”.

На практикумах “Как выступать публично” ученики получили консультации по вопросам: как произвести хорошее впечатление, начало и конец выступления, о правильности речи, как быть правильно понятым и др.

Развитию управленческих способностей и навыков самоуправления способствует создание в классном коллективе системы индивидуальных поручений, для проведения коллективных творческих дел создаются временные штабы КТД, микро-группы дня проведения каких-либо акций в классе. Ребята учатся планировать, быть ответственным за порученное дело, у учеников формируется ещё один акт коммуникации – речевая ответственность, которая подразумевает связь слова и дела, предугадывает возможные последствия речевых действий, формирует уважительное отношение к другим.

Вступительное слово.

Человек не может жить вне общества людей, и каждый человек – частица общества, которое объединило многих людей.

“Мы рождены, чтобы жить совместно: наше общество – свод камней, который бы обрушился, если бы один не поддерживал другого”. Сенека (римский философ).

Как вы понимаете “свод камней”, сделайте рисунок.

Свод – это дугообразное перекрытие, соединяющее стены. Давайте представим, что камни – это люди. Что же соединяет людей-камни? А какой камень – человек на самом верху?

Верхний камень – это особый человек, обладающий особыми качествами, который первым на себя принимает опасности. Вот его мы и будем называть ЛИДЕРОМ, обозначим – Я.

Необходимо определить, что такое лидер? (Выступление аналитиков).

ЛИДЕР – это человек, который стоит во главе компании, организации, это человек-победитель, человек, который привык быть первым в обществе, в спорте, человек, главный среди остальных. “Первый между равными”. (Август, римский император).

“Словарь иностранных слов” определяет значение этого слова так: лидер (англ. – ведущий руководитель) – глава, руководитель политической партии, общественной организации, пользующийся авторитетом, влиянием в коллективе; крупный миноносец, корабль, возглавляющий группу; спортсмен или спортивная команда, идущие первыми в соревнованиях; в велоспорте – мотоциклист, едущий впереди спортсменов.

Какое значение выберем мы? Лидер – первый человек в обществе, группе людей, особый человек, обладающий лидерской (социально значимой одаренностью).

Тест 1. Возьмите любого цвета лист бумаги, напишите на нем “Я – лидер” и прикрепите на груди. Цвет – красный (активный, доминирующий), зеленый (успокаивающий, гармония), синий (холодный, равнодушный). Те, кто не прикрепил на грудь – люди не очень уверенные в себе.

Ученые установили, что лидерской одаренностю обладают многие люди, однако диапазон лидерства может быть разным: от влияния на одного человека до управления государством.

Верьте, что Вы лидер, и вы станете им.

2. Лидерские качества в человеке (выступление аналитиков). Работа с анкетами.

ум (18)
общительность(7)
доброта(7)
честность(4)
ответственность (4)
умеет управлять(4)
умный (17)
сильный(10)
добрый(5)
смелый(5)
деловой(5)
честный(4)
ум
честность
справедливость
авторитет
целеустремленность
знание(12)
престиж
красота
культура(9)

Наука доказала, что благополучие общества во многом зависит от того, каким качествами обладают его члены. Выберите из перечня 3 качества, которые в большей мере являются социально значимыми.

  • ИНТЕРВЬЮ – это беседа лица, проводящего по заранее намеченному плану с другим лицом или группой лиц, ответы которых служат исходным материалом для исследования и обобщения в социологических и др. социальных исследованиях.
  • ИНТЕРВЬЮЕР – лицо, которое берет интервью, проводит интервьюирование.
  • ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ – проведение беседы с целью опубликования сведений; процесс сбора первичного материала с помощью интервью.
  • РЕСПОНДЕНТ – тот, кто отвечает на вопросы анкеты, тот, у кого берут интервью.

2. ПРАКТИКА. “Теория без практики мертва”.

Провести интервью с группой лиц с целью выявления лидера и сбора первичной информации.

  1. Что обозначает слово “лидер” ?
  2. На ваш взгляд, какими качествами должен обладать лидер ?
  3. Кого из учеников Вашего класса Вы назвали бы лидером (указать одно лицо).

3. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

  • Интересной ли показалась Вам эта деятельность? (Да, нет).
  • Хотели бы Вы быть отличным интервьюером? (Да, нет).
  • Какие трудности Вы испытывали при проведении интервью?

ЖЕЛАЕМ ДАЛЬНЕЙШИХ УСПЕХОВ !

Секция “ИНТЕРВЬЮЕР”

1. Вы ведущий или ведомый?

  • Как, по-вашему, подошла бы Вам профессия актера или политика?
  • Любите ли Вы заниматься каким-нибудь трудным делом, чтобы показать, что Вы способны на это?
  • Любите ли Вы менять мебель в квартире?
  • Нравится ли Вам делать что-нибудь всякий раз по-новому?

Если Вы ответили положительно, то вы обладаете такими качествами, чтобы влиять на окружающих. Вы чувствуете в себе потребность что-то делать для людей, что-то менять в жизни окружающих,

2. Какой Вы психолог?

  • Вы решили получше узнать кого-либо из знакомых. Как Вы это сделаете: пригласите в какую-нибудь компанию или понаблюдаете за ним в работе?
  • Что Вы думаете о человеке, который не смотрит другим в глаза: он неискренен или он слишком рассеян?

ОТВЕТ: наблюдаете за человеком в работе, считаете, что он неискренен. Вы умеете объективно оценивать людей и для вас не составит сложность угадать характер человека. Спасибо!

Положительный ответ – Вы весьма общительны, любите высказываться, любите быть в центре внимания, что важно для лидера. Отрицательный ответ – Вы не уверены в себе, вам необходимо учиться выступать.

4. Организованный ли Вы человек?

  1. Составляете ли Вы план дел на день, на неделю? Используете для этого еженедельник, дневник?
  2. Вас окружают вещи, которыми Вы часто пользуетесь. Каковы ваши принципы расположения вещей: лежат, где попало; у каждой вещи свое место; считаю, что данный вопрос не имеет никакого значения.
  3. Точно ли по времени Вы приходите на деловые встречи?

Вы организованный человек. Это Ваше преимущество перед другими. Постарайтесь проанализировать свои действия, чтобы стать организованным человеком.

Формирование толерантности как общественная потребность

МОУ СОШ №18
25 августа 2001 г.

  • обозначить понятие “толерантности” на вербальном уровне;
  • формировать установки толерантности сознания, определяющие устойчивость поведения в обществе.

Сила – в свободной любви, слабость – во взаимном
соперничестве; соединяясь в любви – мы держимся;
разделяясь в раздоре – мы падаем.
Люси Малори.

“Будь терпим к отдельным человеческим слабостям и непримирим к злу. Терпимость и непримиримость – очень важный элемент культуры… Иногда надо уметь делать вид, что не замечаешь человеческих слабостей в своих ближних, особенно у стариков – в этом выражается твоя нравственная воспитанность”, – говорил В. Сухомлевский.

Это один из важнейших принципов толерантности. В современную лексику сегодня прочно входит новое понятие “толерантность”, его употребляют политики и журналисты. Оно звучит в средствах массовой информации. И нам с вами предстоит познакомиться с этим понятием, уточнить и несколько раздвинуть значения этого слова, углубить свои знания.

Что означает понятие “толерантность?” Откуда оно взялось? Эти вопросы мы зададим нашим старшеклассникам.

(Группа диагностиков обрабатывает анкеты. Результаты).

О значении этого нового понятия расскажет ученица 10-го класса, призёр городского тура областного фестиваля “Юные интеллектуалы Среднего Урала” 2001-2002 года Татьяна Березина.

Информация: толерантность – (лат. ТЕРПЕНИЕ) – терпимость, снисходительность к кому-либо, к чему-либо. (“Словарь иностранных слов”).

Ст. 1 – понятие из “Декларации принципов толерантности”, утвержденной Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждения.

Толерантность – это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.

Толерантность – это обязанность человека способствовать утверждению прав плюрализма (в том числе, культурного), демократии, правопорядка.

Толерантность – это отказ от догматизма, от абсолютизма истины, и утверждающие нормы, установленные в международных правовых актах.

Таким образом, мы видим, что значение слова многомерное и предполагает проявления терпимости к людям, различающимся по внешности, языку, обычаям, верованиям и др.

В соответствии с декларацией принципов толерантности – толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества.

Проблема внедрения в социальную практику норм толерантного поведения

В общении между людьми большое значение имеет умение принять человека таким, каков он есть, понять его, а свои поступки и свое поведение по отношению к другим проверить вопросом – не делаешь ли ты зла, неудобства людям?

Предлагаем сейчас Вам проанализировать несколько ситуаций из школьной жизни с позиции толерантности.

К сожалению, проблемы мигрантов, вынужденных переселенцев и беженцев приобрели в нашем обществе особую актуальность, обусловленную социальной напряжённостыо, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, ростом национального экстремизма. Эти явления проявляются в крайних формах, выраженных в терроризме. Среди учеников нашей школы есть ребята, которые пережили разные формы экстремизма и вынуждены были покинуть родные места. С их разрешения мы задали им несколько вопросов: правда ли, что 3 года назад вы пришли в нашу школу и совсем не знали русского языка? Как проходил процесс адаптации в условиях нашей школы?

(Интервью с ученицами школы Амраховой Улей и Александрой).

В конце рассказа девочки прочитали стихотворения М. Лермонтова на родном языке.

Иллюстрацией к следующей ситуации может послужить басня “Волк и ягненок” И. Крылова в инсценировке учеников 6-го класса.

Вопросы к присутствующим: каковы взаимоотношения между волком и ягненком? Какими представляете вы себе людей, описываемых в басне в образе животных? Можете ли вы рассказать о случаях из вашей жизни, когда взаимоотношения между людьми строились по такой же модели? (Имена можно опустить).

Телевизионный отрывок из фильма “Мусульманин”.

Главный герой фильма, вернувшись из плена в Афганистане, поменял веру. Он стал мусульманином. Неоднозначно стали относиться к нему родные, друзья, односельчане. В отрывке из фильма вы увидели, как не принимает и не понимает героя его брат. Как вы считаете, что стало причиной конфликта? Kтo должен был и в какой момент проявить терпимость? Встречались ли вы с людьми других конфессий?

Поскольку сегодня на нашу встречу приглашены и родители, хотелось бы, обсудить ситуацию проявления терпимости в отношениях между людьми разных поколений, между родителями и детьми.

  1. Всегда ли вы терпимы к поведению, к мнению ваших (сына, дочери)?
  2. Можете ли вы признаться себе, что в одной из ситуаций вы были не правы?
  3. Какие вопросы вызывают у вас наибольшие разногласия?
  1. Всегда ли родители понимают тебя?
  2. Всегда ли вы терпимы к мнению родителей?
  3. Как можно помочь родителям терпимее относиться к вам?

Практикум для родителей и детей.

Задание: представьте участников такой ситуации: мама, рассерженная долгим ожиданием, уставшая и обеспокоенная; дочь – возбуждённая, радостная, наполненная новыми впечатлениями. Ситуация – позднее возвращение с дискотеки. Составьте небольшой диалог: мать – дочь: ваши действия.

М. Да, что это такое!? Ты знаешь, который час? Мне завтра на работу рано вставать.
Д. Ну и что, я уже взрослая, сама могу решать, когда приходить, домой!
М. Пока ещё я тебя комлю и одеваю. Будь добра, делай, как я сказала!
Д. Не нравится, и не надо! (Хлопает дверью).

Ситуация получилась у нас критическая. Можно ли воспитывать, формировать толерантность? Предложите пункты в школьную программу по воспитанию толерантности у учащихся нашей школы. Спасибо всем, кто принял участие в нашем разговоре!

  1. Почаще проводить уроки с элементами толерантности. Это интересно!
  2. Ввести в школьную практику терпимое отношение между учениками.
  3. Проводить в школе акции на тему “День терпения”.
  4. Вести предмет “Психология межличностных отношений”.
  5. Толерантность ради толерантности недопустима, но в том случае, когда сильный обижает слабого, вмешательство необходимо.
  6. Уважать права другого человека: его мнение, его национальность, возраст. Развивать такие свойства личности, как рефлексия по отношению к своему поведению.
  7. Создать школьные родительские сообщества.
  8. Исключить противоречие между словом и делом.
  9. Необходимо проведение практических занятий с проигрыванием жизненных ситуаций.
  10. Проводить больше классных часов с обсуждением таких вопросов.
  11. Об этом необходимо говорить.

Решая одну из обозначенных проблем, а именно, лидерство, как условие успешной социализации личности, я познакомилась с трудами Тома Шрайдера, который разрабатывал основы сетевого бизнеса в России, с книгами Карнеги, была участницей семинара “С чего начинается уверенная работа в МЛМ”, автором которого является Марина Синькова из Екатеринбурга, познакомилась со статьями в журнале “Школьные технологии ” и другими материалами. Основные идеи и легли в организацию школьного клуба “Лидер”.

Суть лидерства заключается в способности влиять на решения людей с помощью эффективных коммуникативных навыков. Чтобы быть успешным лидером, вам необходимо овладеть определенными коммуникативными навыками.

Способность общаться с другими открыто и без усилий - это черта, которую разделяли все великие лидеры на протяжении всей истории.

В этой статье я выделю 10 навыков лидерского общения, которыми должен обладать каждый лидер.

Содержание

Что такое лидерская коммуникация?

Почему важно эффективное общение с руководством?

Когда история вспоминает о коммуникаторах, она вспоминает лидеров, которые эффективно объединяли своих последователей тем, как они выражали свои желания, таких людей, как Мартин Лютер Кинг-младший, Уинстон Черчилль, Адольф Гитлер, Билли Грэм и т. Д. Эти известные лидеры оказались отличными коммуникаторами.

Лидеры могут использовать эффективную коммуникацию, чтобы сплотить свою команду для достижения общей цели, расширить возможности людей, укрепить доверие и успешно управлять организационными изменениями. Эффективное общение имеет решающее значение, чтобы завоевать доверие, синхронизировать усилия в достижении целей и вдохновить на хорошие перемены. Важная информация может быть неверно истолкована, когда коммуникация неадекватна, что ведет к ухудшению отношений и, в конечном итоге, создает препятствия для продвижения по службе.

10 эффективных навыков лидерского общения для лидеров

Любой лидер, который хочет радикально изменить свою точку зрения на лидерство, должен немедленно овладеть следующими коммуникативными навыками лидерства:

1. Активное слушание

Умение слушать - один из важнейших талантов для эффективного общения и отличного лидерства. Сотрудники, потребители и другие заинтересованные стороны могут чувствовать себя услышанными, признанными и понятыми, когда они активно выслушивают. Активное слушание - это навык, дисциплина и искусство, требующие большого самоконтроля. Слух превращается в слушание только тогда, когда вы уделяете большое внимание тому, что говорит другой человек.

Чтобы принимать верные решения, необходимо как можно больше информации и как можно больше различных точек зрения, которые можно отфильтровать через ваши уши. Люди, которые активно слушают, с большей вероятностью поделятся знаниями, потому что верят, что их услышат и оценят.

2. Сопереживание

Следующим в нашем списке коммуникативных навыков лидерства является сочувствие.

Очень важно различать сочувствие и сочувствие, поскольку их часто путают. Сочувствие характеризуется чувством жалости к другому человеку без полного понимания того, что значит быть на его месте. С другой стороны, сочувствие - это способность или умение представлять себя на месте другого, испытывая эмоции, мысли или мнения этого человека.

Чуткое руководство требует способности распознавать и понимать потребности других, а также их чувства и мысли. Как в личной, так и в профессиональной жизни сострадание и способность общаться с другими являются решающими способностями. Сочувствие - важнейший компонент Эмоциональный интеллект и эффективность лидерства, потому что это улучшает человеческие связи в целом и может привести к более эффективному взаимодействию и положительным результатам как на рабочем месте, так и дома.

Великие лидеры обладают исключительной способностью улавливать то, о чем не говорят, не видят или не слышат. Быть лидером не должно приводить к увеличению риторической продукции.

Проницательные лидеры понимают, что уступить слово значительно выгоднее, чем флибустьерство. В эту эпоху немедленного общения каждый, кажется, так спешит поделиться тем, что у него на уме, что упускает все, чему можно научиться из мозгов других людей. Держите глаза и уши открытыми, а рот молчите, и вы удивитесь, насколько возрастет ваша организационная осведомленность.

4. Контроль эмоций

Часто решения, которые мы принимаем, основаны на наших чувствах, а не на том, как мы думаем. Следовательно, наша обязанность - управлять своими эмоциями, поскольку они играют важную роль в общении.

5. Использование соответствующего языка тела.

Важно не только то, что вы говорите; то, как вы это говорите, имеет значение язык тела и выражение, которое сопровождает каждое слово.

6. Прозрачность и последовательность

Один из важнейших коммуникативных навыков лидерства - это прозрачность и последовательность.

Открыто рассказывая о целях, возможностях и проблемах компании, лидеры могут укрепить доверие в своей команде и создать среду, в которой сотрудники могут свободно делиться своими идеями и сотрудничать.

Признание того, что вы допустили ошибку, или принятие на себя ответственности в случае совершения ошибки может подтолкнуть вас к тому, чтобы попробовать что-то новое, и обеспечит безопасную среду для активного решения проблем. Эта открытая среда облегчит решение проблем, упростит рабочий процесс и, в конечном итоге, повысит производительность команды.

7. Знайте свою ответственность

Развивайте техническое понимание вашего предмета или области бизнеса. Большинство людей сочтут вас неинтересным, если у вас нет знаний в предметной области.

8. ясность

Выражение специфики в разговоре с командой - признак настоящего лидерства.

Ясность - это навык лидерского общения, необходимый каждому лидеру. Всегда убедитесь, что вы определяете проект или инициативу до такой степени, чтобы упростить планы по достижению цели и результатов, достигнутых в конце каждой вехи.

9. Навыки презентации.

Все качества, необходимые для разработки и предоставления четкой и эффективной презентации, называются навыками презентации. Когда вы разговариваете с аудиторией, то, как вы представляете себя лидером, столь же важно, как и материал, который вы даете. Вы хотите выглядеть уверенным в себе и представительным.

Эффективная презентация может быть достигнута за счет правильной осанки, движений рук и зрительного контакта с аудиторией. Развитие ваших презентационных навыков - хороший продавец, который способен поднять любого лидера.

10. Принятие и реализация отзывов

Получение информации от вашей команды может помочь вам не только расти как лидер, но и завоевать доверие среди ваших коллег. Крайне важно, чтобы вы не просто принимали отзывы за чистую монету, вы также должны были принять меры.

Ваша команда потеряет веру в вашу способность действовать, если вы продолжите получать от них предложения, но ничего не делать с ними. Скорее всего, вы не сможете сразу отвечать на каждый комментарий; однако будьте внимательны к комментариям.

Сообщив вашим сотрудникам, что их услышали, а затем проинформировав их о любом прогрессе, который вы можете (или будете) добиться, они почувствуют себя ценными и вы стремитесь к совершенствованию.

Заключительные мысли

Быть лидером - трудная работа. Все, что вам нужно сделать, чтобы добиться успеха в качестве лидера, - это развить рабочую культуру, которая поможет вам достичь ваших целей. Как лидер, который требует подлинного последователя, вам необходимо овладеть актом ясного, чуткого, краткого, честного и открытого общения.

Урок 4. Лидерство и коммуникация

Умение эффективно взаимодействовать с людьми (коллегами, подчиненными, начальниками) является ценнейшим инструментом настоящего лидера, который всегда будет востребован в любой профессиональной среде. Успешное руководство и лидерство подразумевают использование многих техник и знаний.

Например, в менеджменте это основы планирования, привлечение технологических инноваций, возможность делегирования, знание основ маркетинга. Но связующим звеном в социальном лидерстве и одновременно ключом к успеху, как утверждает психология, является коммуникация.

Содержание:

Независимо от сферы деятельности, будь то командный вид спорта, бизнес или политика – лучшими всегда становились люди с развитыми коммуникативными навыками. Об этих навыках мы уже упоминали в предыдущих уроках, а теперь рассмотрим их подробнее.

Некоторые рекомендации современных авторов

1. Коммуникация – двусторонний процесс:

  • Старайтесь не только быть услышанным, но и услышать.

2. Подготовьте ваши переговоры:

  • Уточните цель общения.
  • Тщательно планируйте личную встречу.
  • Постарайтесь предвидеть точки зрения и чувства собеседника.

3. Передача информации:

  • Высказывайте свое мнение с убеждением.
  • Сказанное должно быть важным.
  • Определите конкретно действия, которых ждете от собеседника.
  • Убедитесь, что вас понимают.

4. Получение информации:

  • Относитесь непредвзято к словам.
  • Определяйте ключевые моменты того, что вам говорят.
  • Применяйте конструктивную обратную связь.
  • Подтвердите ваше понимание.

5. Оцените эффективность коммуникации:

  • Примите корректирующие действия по мере необходимости для большей эффективности в будущем.

Далее давайте рассмотрим вопрос с более практической позиции.

Коммуникации в лидерстве

Основные пункты - это эффективная связь с высшим руководством, умение менеджеров слушать, прямая и честная коммуникация работодателя и подчиненных вне зависимости от состояния дел в компании. Такое положение дел дает возможность констатировать, что развитие коммуникативных навыков для лидера – важная задача, а ее позитивное решение напрямую зависит от практики.

И здесь снова приводим несколько полезных упражнений:

1Самопрезентация. Научитесь за 30 секунд рассказывать о себе все самое важное. Проектируйте разные ситуации, в которых это может пригодиться. Это должен быть не просто заготовленный текст на все случаи жизни. Важно помнить, что от представления во многом зависит исход ситуации. Эта техника будет полезной в тех случаях, когда вам необходимо произвести благоприятное впечатление на собеседника, к примеру, при трудоустройстве, при встрече с деловыми партнерами, во время выступления на конференции. Учитывая специфику обстановки, важно уметь презентовать себя правильно.
2Будьте уверенными. Умение убедить собеседника в своей правоте, заставить принять вашу точку зрения, напрямую зависит от вашей уверенности в том, что вы говорите. Интересный эксперимент, призванный развить уверенность участников проекта, провели в Токийском университете. Для того чтобы усовершенствовать свои коммуникативные навыки, студенты отправлялись на вокзал, где громко пели там песни, декламировали стихи, приставали к пассажирам с глупыми просьбами. Такое упражнение способствует развитию стрессоустойчивости, преодолению страха перед неловкими и непредсказуемыми ситуациями, которые могут возникнуть в процессе общения.
3Анализируйте свой опыт. Делайте выводы. Если вы не добились необходимого, определите факторы, которые помешали вам достичь желаемого результата, избегайте повторения подобного в будущем. Помимо, безусловно, необходимых для разговора качеств, таких как вежливость, четкость, структурированность, простота, не забывайте об уловках из психологии. Чаще называйте собеседника по имени, установите визуальный контакт, следите за жестикуляцией, следуйте в некоторых жестах собеседнику, уточняйте, интересуйтесь его мнением.

Помните, что барьерами для ясной коммуникации, а значит и понимания, которого мы стремимся достичь, могут стать:

  1. Отсутствие уважения между собеседниками.
  2. Плохо определенные цели коммуникации.
  3. Невозможность установить лучшее средство для связи (не всегда электронная почта или разговор по мобильному телефону являются лучшими способами для общения по важным вопросам).
  4. Игнорирование эмоций или ценностей собеседника.
  5. Непонимание со стороны слушателя.
  6. Запугивание, угрозы во время диалога.
  7. Дача ложной, неправдивой информации, обман собеседника.

Также вновь рекомендуем изучить вспомогательные материалы.

Дополнительные материалы к данному уроку

Просим также обратить внимание, что некоторые тестовые вопросы к данному уроку, а также к экзамену по лидерству составлены на основе материала приведенных выше статей.

Проверьте свои знания

Определив важность эффективной коммуникации в процессе становления лидера, самое время поговорить о взаимодействии с командой.

Коммуникации лежат в основе лидерства. Разберемся, какие навыки коммуникации чаще всего необходимы руководителям.

Коммуникации лежат в основе лидерства. Разберемся, какие навыки коммуникации чаще всего необходимы руководителям.

Для лидера самое важное – уметь наладить контакт. Никакие экспертные знания не помогут достигать успеха на руководящей роли, если вы не умеете эффективно общаться.

Прежде всего стоит отметить, что общаться нужно как можно чаще и разнообразнее. В коллективе нужно поощрять самое разное общение:

  • в рамках текущих процедур, например, совместная постановка целей,
  • при взаимодействии в процессе работы, например, консультирование и коучинг,
  • при неформальном общении, например, в рамках тимбилдинга для коллектива.

Задача лидера – поощрять общение в команде, проводить мероприятия, сплочающие коллектив. Однако прежде всего общаться должен уметь сам лидер. Улучшать свои навыки коммуникации можно прямо сейчас. Делимся рекомендациями от издания Iamwire, которые помогут улучшить навыки и добиваться успеха на каждом уровне общения.

Умение слушать

Многие считают себя хорошими слушателями. Если это так и есть – значит, у этих людей уже есть важный лидерский навык. Именно неумение слушать часто разрушает коммуникации. Согласно исследованиям, коммуникационные разрывы происходят в 9% - при переписке, в 30% при разговоре и в 45% при слушании .

Мы скучаем, когда говорит собеседник – отвлекаемся на внутренние диалоги, размышляем о сказанном, не дослушав. Это не идет на пользу коммуникациям. Как нужно слушать и как научиться этому? Попробуйте фокусироваться на говорящем, перед своим словом сначала кратко повторить сказанное собеседником, убедиться, что все поняли правильно, и только после этого продолжать.

Хорошие навыки слушания вызывают уважение собеседников, дают мотивационный стимул членам команды и повышают эффективность любого взаимодействия. Кроме того, умеющий слушать человек замечает эмоции собеседника, например, озабоченность, опасения, учитывает их и своевременно на них реагирует.

Умение интерпретировать невербальные сигналы

Из предыдущего выплывает следующее умение – распознавать состояние и реакции человека в ходе разговора. Чтобы вас воспринимали как руководителя и уважаемого человека, сидите прямо, контролируйте выражение своего лица и немного подайтесь вперед. Это будет свидетельствовать о вашем интересе. Так собеседник максимально расположен на открытость. Но готовы ли вы теперь считывать подаваемые им невербальные сигналы? Иногда это умение очень важно.

Ученые Калифорнийского университета объяснили, что порядка 55% смыслов выражаются невербально . Представляете, сколько информации мы упускаем, не умея распознавать эти сигналы?

Лидеру важно уметь не только контролировать свои жесты, но и читать чужие. Изучайте и запоминайте позы собеседников, выражение лица, жесты. Изучение начинается с внимания и запоминания увиденного.

Способность контролировать ожидания

Как лидеру вам стоит ожидать, что другие люди будут требовать от вас много, чаще больше, чем вы сможете им предложить. Однако, чтобы избавиться от лишнего давления, важно научиться не обещать много и контролировать ожидания людей. Иначе от вас будут требовать больших достижений за короткие сроки при минимальном бюджете, и если вы не сможете это обеспечить – будут подрывать вашу репутацию. А ведь достаточно всего лишь быть осторожнее с обещаниями.

Постарайтесь научиться четко озвучивать конечную цель, период времени ее достижения, результаты и способ их демонстрации. При изменениях в ходе работы сообщайте об этом своевременно и честно, инициируйте при необходимости обсуждения по их разрешению. Лучше согласиться на меньшее, чем завысить ожидания и не оправдать их.

Навык продуктивного сопротивления

Лидеру важно уметь справляться с конфликтами, поэтому в программу тренингов лидерства часто включается управление конфликтами. Как подсчитали в Washington Business Journal, примерно 25% - 40% рабочего времени руководитель тратит на разрешение споров. Успешное их разрешение в большинстве случаев зависит от умения сопротивляться.

Вопросы могут быть самые разные, о границах проекта с заказчиком, о разногласиях в коллективе, но в любом из случаев выручит умение коммуницировать под давлением . Это один из ключевых навыков руководителя. Выражайте сопротивление вежливо, будьте продуктивны и не переходите на личности . Фокусируйтесь на ясности и решении возникшего вопроса.

Умение быть кратким

Люди способны сосредоточиться всего на 8 секунд, дальше они отвлекаются. Постройте свою речь так, чтобы вас услышали, не утомляйте собеседника. Есть множество доводов того, что краткая коммуникация всегда побеждает . Похоже, успех в руках того, кто умеет выразить важное, используя меньше слов. К этому все идет – даже то, что люди начинают читать со смартфонов и хотят получить суть за короткое количество времени.

Умение уверенно описывать свои ценности и отличия

Различие и индивидуальность ценятся, особенно если уметь их преподнести. Умение уверенно заявить о своих ценностях – важный аспект брендирования и продаж. Этот навык важен для знакомства с клиентами, самомотивации, найма подходящих сотрудников и взаимодействия с друзьями.

Важно выделить время на то, чтобы объяснить, какие ценности вы считаете важными для проекта, в чем ваша уникальность. Развивайте в себе умение уверенно делиться этими данными в разных ситуациях. Идеально, если вы сможете уместить всю эту информацию в два предложения .

Умение совершать действия осознанно

Большинство людей что-то говорят и делают, не отдавая себе отчета, что именно они говорят и зачем так поступают. Хозяин своей жизни, а именно это обычно отличает лидера от других, знает, зачем и как он поступает. Он контролирует, как звучит со стороны, знает, как выглядеть привлекательным, умным, заслуживающим доверия и уважения.

Все это важно прежде всего для коммерческого успеха своего предприятия. Но еще более важно осознавать, зачем вы коммуницируете, что доносите до людей, что они в результате получат, как изменятся после общения с вами . Это нужно затем, чтобы включить в свою коммуникацию необходимый призыв к действию . Призыв не обязательно связан с покупкой, цель общения может быть разной, например, вы ставите цель, чтобы собеседник уехал с позитивным отношением к вашему бренду.

Каждый раз, когда вы отправляете письмо, проводите встречу или звоните – спрашивайте себя, какую цель вы преследуете. В ходе общения следите за тем, чтобы содержание соответствовало цели. Если учитывать цель, то каждое слово, голос и подача будут направлены на достижение цели и коммуникация будет осознанной и целенаправленной.

Читайте также: